Форум » Французская и мировая литература » Встреча с домами писателей » Ответить

Встреча с домами писателей

МАКСимка: «У дома еще больше, чем у пейзажа, есть своя душа», – эта фраза философа Гастона Башлара напоминает нам, что дома писателей имеют отношение не только к прямой реальности – региону, эпохе, мебели, личным предметам, – но и к миру нашего воображения, нашей культуры и нашей памяти. Путешествие по десяти писательским домам Франции. Количество писательских домов во Франции равняется примерно 120. Имеются в виду дома писателей в прямом смысле слова: те, в которых они жили. Но если расширить это понятие, то в него войдут и библиотеки и музеи, им посвященные, и тогда получится число 265. Одновременно можно говорить о разнообразии этих памятников и их статусов. Некоторые дома – частные и управляются одним лицом или ассоциацией. Другие – государственные. Здесь представлено пять веков истории, от эпохи Возрождения до наших дней, даже если XIX век значительно преобладает. В наше наследие входят самые разные дома, от хижины, в которой жил Жан-Жак Руссо в Монморенси (и где он скрывался от преследований, вызванных публикацией «Эмиля») до замка Сен-Пуан в Маконне, где жил Ламартин, и от маленькой квартирки Бориса Виана на Пигаль до замка Монте-Кристо, выстроенного Александром Марли в Пор-Марли. Музей Виктора Гюго станет отправной точкой нашего путешествия по десяти писательским домам. Этот особняк XVII в. находится в самом сердце Парижа, на площади Вогезов. Поэт поселился здесь с женой и детьми в самом расцвете славы, в 1832 г. и прожил двадцать шесть лет. Здесь он написал свои драматические произведения и встречался с цветом романтической литературы того времени. Как и в Отвиль Хаус на острове Жернезе, где он будет жить в одиночестве, Гюго обставил дом в собственном вкусе, отмеченном средневековым стилем. Расположение комнат изменилось, как, впрочем, и мебель, но в музее, открытом в 1903 г. и реставрированном в 1983, можно найти прежнюю атмосферу, в первую очередь благодаря реконструкции обстановки, созданной им для Жюльет Друэ, а также последней комнаты – его кабинета, выводящего окнами на улицу... Виктора Гюго! Но музей Виктора Гюго известен прежде всего благодаря богатой коллекции и динамизмом хранителей, проводящих выставки, рассказывающие о связи творчества Гюго и современной литературы. В другом квартале Парижа, в Пасси, находится дом другого гиганта французской литературы, – Бальзака. Сравнение наводит на размышления. С одной стороны, поэт в зените славы, с другой, литератор, сгибающийся под гнетом бесконечных долгов и преследуемый кредиторами. Очаровательный дом в двух уровнях позволял Бальзаку, жившему под вымышленным именем, выходить с черного хода, если на парадном крыльце его ждали заимодавцы. Ночь напролет он писал в рабочем кабинете, повернувшись спиной к окну. Небольшой столик и кофеварка напоминают нам о бесконечном трудолюбии создателя «Человеческой комедии». Библиотека отличается богатством, особенно в отношении журналов и газет того времени, а сад позволяет представить себе эпоху, когда этот уголок Парижа еще считался деревней. Связь между литературой и реальностью Семья отца Марселя Пруста ведет свой род из окрестностей Шартра. Писатель проводил здесь лето у тети, Элизабет Амио, чей образ появляется в «Поисках утраченного времени» под именем Леонии. Воспоминания полностью преобразят маленький городок его детства Илье ле Комбре. Войти в дом Леонии – это означает попасть в мир книги «В сторону Свана». Все по-прежнему на местах: старинная мебель, комната, в которой он прислушивался к шагам матери на лестнице, особый провинциальный запах. Посетители приезжают со всего мира, некоторые даже плачут от волнения. Произведение и реальность слиты здесь воедино. В доме проходят конференции и лекции для учащихся, на которых их учат понимать это непростое произведение, прогулки по окрестностям (церковь, Пре Каталан, замок Вильбон) и запах печенья «мадлен», в отношении которых местные булочники яростно отстаивают свое первородство. Среди многочисленных домов, в которых жила Колетт, ни один не годился для музея. И тогда музей расположился в замке Сен-Совер-ан-Пюизе в бургундской деревне, где она повела свое детство. Оформление было поручено художнице Элен Мюго, создавшей обстановку соответствующую духу самой писательницы. Отказавшись от идентичной реконструкции, она постаралась использовать изображение, звук, архитектуру , свет и цвет для современной интерпретации творчества Колетт. В ложной библиотеке 1500 муляжей книг открыты на самых известных и красивых фразах, и каждый останавливается на той, что притягивает его больше. Было время, когда Ферне было одним из самых известных мест Франции. Здесь, в деревне департамента Эн в двух шагах от швейцарской деревни (безопасность не помешает) жил тот, кого называли «трактирщиком Европы». В возрасте шестидесяти лет Вольтер наконец обрел место, где он смог воплотить свои идеи о труде и обществе: здесь он сажал деревья, основал фабрику, снизил налоги, писал и ставил пьесы. Здесь же знаменитый философ защищал свободу мысли и написал «Философский словарь» и «Трактат о терпимости». Замок, долгое время находившийся в частных руках, подвергся переделкам, но гармония парка и зданий осталась неизменной. Недавно поместье было приобретено государством, и Центр охраны памятников начал реставрационные работы. С 16 декабря 2000 г. соглашение между государством, регионом Рона-Альпы и городом Ферне-Вольтер привело к созданию культурного центра «Харчевня Европы», который будет принимать художников в изгнании, преследуемых властями в собственной стране. Романтическое паломничество Замок Ноан с 1952 г. Принадлежит Обществу охраны памятников. С 1961 г. Здесь проходят реставрационные работы. Посетители любят приходить сюда, где жида Жорж Санд где ее навещали Альфред де Мюссе, Фредерик Шопен, Ференц Лист, Эжен Делакруа и многие другие знаменитости. Ноан является типичным писательским домом традиционном смысле слова. Личный характер проведенных перестроек, оживленная жизнь Жорж Санд и богатство ее личности придают Ноану, находящемуся в самом сердце столь любимой ею провинции Берри романтический характер, к которому так подходят Фестиваль им. Шопена и Романтические празднества. Наследники Франсуа Мориака подарили имение Малагар региональному совету Аквитании в 1985 г. Это винодельческое поместье, находящееся неподалеку от Бордо, – настоящая мирная гавань, в которой писатель встречался с собственным прошлым, с корнями, источником его вдохновения и творчества. Дом писателя, виноградники, два видных погреба, подсобные строения и терраса, выходящая на долину Гаронны: Малагар – действительно большое мнение. Хорошо проведенная реставрация позволила создать здесь место культурного обмена. Центр им. Франсуа Мориака провел, например, «Франкофонные встречи», которые в 2001 г. Будут посвящены Квебеку. Дом-музей, дом-книга: дом Пьера Лоти в Рошфоре (департамент Приморская Шаранта) – один из самых удивительных писательских домов на свете. Из этого строго, буржуазного родительского дома писатель и морской офицер создал настоящий театр, воплотив в нем свои безумные мечты и ностальгические идеи. Обстановка сменяется из комнаты в комнату, переходя от Средних веков к туретчине, китайщине и японской мебели, как впрочем, и его собственные наряды, которые он так любил менять. В этом доме он организовывал роскошные празднества, он сам жил в строгой маленькой комнатке, открывающей нам истинное лицо того, «чье сердце менялось быстрее, чем небо весной». Дом-музей, дом-книга Дорога писательских домов ведет из Нормандии в Иль-де-Франс. Отметим на ней двенадцать этапов, среди которых замок Мишле, дача Тургенева и Волчья долина Шатобриана. Мельница Вильнев в Сент-Арну-ан-Ивелин была в 1951 г. куплена Луи Арагоном, который желал «подарить кусочек французской земли» своей жене, писательнице русского происхождения Эльзе Триоле. Оба писателя работали вместе над реставрацией имения и над литературными произведениями. Они похоронены в парке, где остановилось время: восстановленный дом выглядит так же, как и во времена Арагона, в том числе кухня синего фаянса, большой деревянный стол, водная мельницы и тысячи книги. Здесь проходят конференции и лекции, посвященные Триоле и Арагону, встречи с писателями и исследователями, выставки молодых художников. А также художников, чье творчество было связано с Триоле и Арагоном. Последний этап – дом Эмиля Золя в Медане, на берегу Сены. Купленный на гонорары от «Западни», он представляет собой квинтэссенцию отношений. Которые писатель может поддерживать с собственным жилищем. Золя был его архитектором и художником. Дом рос одновременно с его книгами, и изначальный особняк разрастался по мере того, как писались и печатались «Нана» и «Жерминаль». Писатель любил работать в покое, но часто принимал друзей. Место уединения и одновременно дружеских встреч, находящееся вблизи от Парижа и в то же время на природе, это дом соответствовал его вкусам, его эстетическим представлениям и образу жизни.В настоящее время по инициативе Пьера Берже здесь разрабатывается проект реставрации. Сколько еще домов можно было бы упомянуть! На протяжении последних лет многие из них реставрируются и принимают активное участие в культурной жизни страны. Тысячи посетителей в год переступают их порог. Здесь располагаются научные центры, библиотеки, открываются интернетовские сайты, книжные лавки и чайные салоны: литературные достоинства сочетаются с туристическими. Чтобы наилучшим образом представить свои коллекции, дома ведут настоящую музеографическую работу. Что же касается образовательных мероприятий, как для школьников|, так и для взрослых посетителей, то достаточно упомянуть, что в писательских домах постоянно проходят коллоквиумы, конференции, литературные встречи, лекции и чтения. Писательские дома живут новой жизнью, пожелаем же им не потерять собственную душу, столь же хрупкую, как книжная бумага...

Ответов - 0



полная версия страницы