Форум » Французская и мировая литература » Филипп Эрланже "Генрих III, последний из Валуа" и другие его произведения » Ответить

Филипп Эрланже "Генрих III, последний из Валуа" и другие его произведения

МАКСимка: Тема посвящена обсуждению трудов Филиппа Эрланже (1903-1987), французского историка.

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Франсуаза, а Вы не читали Пьера Шевалье "Генрих III"? Это самое замечательное, на мой взгляд, исследование о последнем Валуа. Я выкладывал выдержки в теме о короле.

Франсуаза: МАКСимка пишет: а Вы не читали Пьера Шевалье "Генрих III" Не читала, но хотелось бы. Просто Эрланже проще приобрести в бумажной версии, а это комфортнее, чем читать с экрана. За выдержки большое спасибо!

МАКСимка: Начал я тут знакомиться с книгой "Филипп Орлеанский: регент". Если такие сочинения Эрланже, как "Диана де Пуатье", "Резня в ночь Святого Варфоломея" и биографию Ришелье читать вполне можно, подчерпнув для себя что-то новое, то биографию Филиппа, как и Генриха III я читаю с трудом. Про регента я только начал, но уже чувствуется крайняя пристрастность Эрланже, которая не должна быть присуща историкам. Он стремится обелить регента уже с детства, сделать из него великого человека, которому просто не повезло, который не желал власти. Ведь по словам автора, Филипп был вынужден продолжать политику, которую сам не выбирал. Пока я совсем не в силах понять эти слова и тем более понять, как они оправдывают политику регента и те решения, которые принимались во время его правления. С самого начала Эрланже окрашивает всё в ненужную эмоциональность, забывая о деталях. "С замирающим сердцем, в длинной красной амазонке, развевающейся на ветру, Мадам участвовала в королевских охотах", "сердце сентиментальной немки забилось под корсажем от чувств, которых она не скрывала". Откуда, простите, Эрланже знает, забилось ли сердце у герцогини Орлеанской? По-моему, такие описания достойны писателей-романистов, а не историков, претендующих на хоть какую-нибудь толику серьезности. Приведу еще цитату: "Бедная Лизолетта! Пока обиды, нередко весьма чувствительные, терзали её сердце, Франсуаза де Ментенон - глаза вечно опущены, в руках четки, волосы убраны в целомудренную прическу, и пахнет ладаном, - вытеснила из сердце короля мадам де Монтеспан. "Старая крыса! Тряпка! Сволочь! - неистовствовала Мадам, глубоко уязвленная тем, что эта самозванка похищает у нее внимание обожаемого короля. Прощайте любимые охоты, прощайте полунощные бдения". Нда, французский Радзинский, не иначе. А фраза в конце первой главы окончательно меня потрясла: "Его распущенность (*будущего регента)? Но он не переходит определенных границ, как это без всяких угрызений совести делал Людовик XV, столь превозносимый всеми". Ну, во-первых, Возлюбленный король как раз периодически испытывал угрызения совести, но был слишком слаб, чтобы что-либо изменить. А во-вторых, кто это все, которые превозносят Людовика XV? Продолжим чтение.


Louis XIV: Ознакомился с Вашей рецензией. Благодарю Вас, Максим. Как-то пахнуло Гульчук от цитат Эрланже. Чую, не случайно я задумался, брать ли Регента...

МАКСимка: Louis XIV пишет: Как-то пахнуло Гульчук от цитат Эрланже. Подождите, я прочитал только первые 15 страниц :)

Louis XIV: МАКСимка пишет: Подождите, я прочитал только первые 15 страниц :) Мне кажется, дальше будет еще... оригинальнее.

Amie du cardinal: Louis XIV пишет: Чую, не случайно я задумался, брать ли Регента.. А в библиотеке взять? Чай, в Москве живете, есть выбор и библиотек, и изданий в них. А уж потом, коли приглянется, и приобретёте в собственность. Я так и поступила, подробностей не помню, лишь помню, что книга не понравилась. Ей Богу, про Ришелье у него интереснее написано, складывается впечатление, что это его лучший труд.

МАКСимка: Еще я подозреваю, что русское издание очень сократило книгу. Также поступили и с "Генрихом III".

Louis XIV: Amie du cardinal пишет: про Ришелье у него интереснее написано, складывается впечатление, что это его лучший труд. Вот я и удивляюсь, что он про регента такое написал, потому что о Ришелье я читал недавно. Такие цитаты, какие тут привел Максим, в книге о Ришелье совершенно непредставимы.

Loreley: Книга понравилась. Вот говорят, что автор восхваляет последнего Валуа, называя Великим, но мне так не показалось, наоборот, читая, увидела как достоинства, так и недостатки короля, и это меня еще больше подкупило.

lina_lgo: МАКСимка пишет: а Вы не читали Пьера Шевалье "Генрих III" в сети нигде, случайно, не встречали этой книги? в продаже не нахожу ее(((

Loreley: lina_lgo пишет: в сети нигде, случайно, не встречали этой книги? в продаже не нахожу ее((( Мы с подругой года два назад ее отсканировали, если надо,могу выслать по почте.

lina_lgo: Loreley пишет: Мы с подругой года два назад ее отсканировали, если надо,могу выслать по почте. Loreley, я была бы вам очень-очень благодарна!!! адрес - lina_lgo@mail.ru

Loreley: lina_lgo, отправила.

Франсуаза: Louis XIV пишет: Как-то пахнуло Гульчук от цитат Эрланже. Хорошо, что не Павлищевой! Я за время своего отсутствия на форуме прочитала книгу о Диане де Пуатье и книгу Эрланже о Варфоломеевской ночи. К Диане де Пуатье автор, как мне показалось, настроен не очень хорошо. Книга о Варфоломеевской ночи в целом понравилась, но по этой теме в определенном смысле можно бесконечно читать, а все равно не влезешь в "шкуру" человека, который жил тогда и для которого вопросы веры имели такое большое значение.

МАКСимка: Франсуаза пишет: но по этой теме в определенном смысле можно бесконечно читать, а все равно не влезешь в "шкуру" человека Очень тяжело понять и оценить роль Катерины Медичи в этом страшном событии. Да что тут говорить, даже спорят по поводу того, откуда, с Сен-Жермен л'Оксерруа или с Отель де Вилль, прозвучал сигнал к началу бойни.

Госпожа де Монсальви: МАКСимка пишет: Подождите, я прочитал только первые 15 страниц :) Прочитала первые десять На контрасте с Галло и Фавье, которых я изучаю в данный момент, сей шедевр весьма забавляет с первых же страниц, уж простите Чтение продолжу и бьюсь об заклад, что мне хватит нескольких дней, чтобы прочитать эту книгу целиком, слишком уж проста манера изложения... "Месье был изысканным, изящным и очаровательным: ласковый взгляд, губы, словно зовущие к любовным утехам, уравновешивали характерный бурбонский нос, придававший его лицу мужественное выражение. Мягкие волосы, красивые руки и тонкая талия заставляли дам млеть от восторга. Жена его была тяжеловесной, мужеподобной, плохо сложенной. Месье, на котором бывало больше украшений, чем на испанской статуе Мадонны, пользовался румянами и благоухал духами. Драгоценные камни украшали его шляпу и ножны кинжала. Все пальцы были унизаны перстнями. Когда же Мадам приходилось обличаться по какому-нибудь торжественному случаю, она надевала старый мужской парик на голову и напяливала костюм для охоты. А когда предстояли праздненства, муж сам клал ей румяна и прикреплял мушки." "О, я не смогу лечь с ней в постель!" - прошептал в ужасе Филипп Орлеанский." Так и хочется заподозрить Эрланже в том, что он был одним из приближенных миньонов вышеуказанного персонажа..., слишком уж живо он восторгается...

Amie du cardinal: Госпожа де Монсальви пишет: Так и хочется заподозрить Эрланже в том, что он был одним из приближенных миньонов вышеуказанного персонажа... А он собственно и был соответствующей ориентации, позволяющей в полной мере оценить очарование лиц своего пола.

Госпожа де Монсальви: Amie du cardinal пишет: А он собственно и был соответствующей ориентации Это я знаю. Я хотела сказать, что он так восторженно живописует своего героя, будто жил с ним в одно время и бок о бок...И ведь наверняка знал, что "месье был полон предрассудков", ну право же...

МАКСимка: Госпожа де Монсальви пишет: Я хотела сказать, что он так восторженно живописует своего героя, будто жил с ним в одно время и бок о бок Я, например, очень не люблю эту словесную муть, которая приближает биографию к историческому роману и отдаляет её от настоящего исследования, где важна фактография и зрелые рассуждения, а не постоянные описания сцен бытия и мыслей персонажей, которых автор никак не может знать. Этим грешит не только Эрланже, но также и Галло, и Бордонов, и Иван Гобри, который, кажется, написал биографии всех королей Франции.



полная версия страницы