Форум » Французская и мировая литература » Серия "Повседневная жизнь человечества" и ЖЗЛ » Ответить

Серия "Повседневная жизнь человечества" и ЖЗЛ

МАКСимка: Существует некоторое количество прекрасных книг из этой серии, которые затрагивают те или иные аспекты жизни Франции: Екатерина Глаголева Повседневная жизнь королевских мушкетеров Жильбер Мартино Повседневная жизнь на острове Святой Елены при Наполеоне Элина Драйтова Повседневная жизнь Дюма и его героев Симона Ру Повседневная жизнь Парижа в средние века

Ответов - 79 новых, стр: 1 2 3 4 All

МАКСимка: Франсуаза пишет: Еще в планах "Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн". Очень бы хотелось услышать потом Ваши впечатления, поскольку отзывы об этом труде разные.

МАКСимка: Вышла новая книга: "Повседневная жизнь Средневековой Европы", автор Петрушенко Л. А. Средние века в Европе продлились целое тысячелетие и вместили в себя многое — крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении - в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.

МАКСимка: Закончил чтение труда Эдмона Фараля "Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого". Книга издана "Евразией", а не "Молодой гвардией", но речь идет именно о повседневной жизни. Сочинение оставило самые приятные эмоции: анализируются понемногу все аспекты, которые окружали людей той эпохи. Больше всего порадовало обилие деталей и занимательных сюжетов на тему Парижа XIII столетия. Немалое внимание автор уделяет Филиппу-Августу, Людовику Святому и Филиппу Красивому. Особенно, как нетрудно догадаться, акцент ставится на личности Святого Короля: приводятся сведения и воспоминания Жуанвилля и хронистов той эпохи. Эдмон Фараль, естественно, пытается показать читателям жизнь представителей каждого из трех сословий, не забывая отдельно сказать об образовании, воспитании, медицине, развлечениях. Средневековое французское общество времен экономического благополучия, процветания и величия королевства предстает в полном разнообразии благодаря цитатам из воспоминаний хронистов и литераторов, что очень ценно, если иметь ввиду скудость переведенных источников на русский язык.


Дмитрий: В библиотеке начал читать "Повседневная жизнь Версаля при королях" Сайт. Думаю - будет интересно...

МАКСимка: Вот я и ознакомился с одним из трудов известного французского медиевиста Мишеля Пастуро "Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола". Книга легкая, читается быстро. Самое ценное для меня в этом исследовании - это отрывки из произведений куртуазной литературы, которые использует автор для характеристики французов и англичан, живших на рубеже XII-XIII веков. Современные читатели мало знакомы со средневековым эпосом, хотя оттуда можно подчерпнуть множество любопытных деталей. В конце повествования Пастуро привел несколько отрывков из самых, по его мнению, заслуживающих внимания романов. Описание быта, одежды, питания, привычек, ритма и уклада жизни общества любопытно, но, в принципе, деталей не так уж много. Надо отметить, что есть несколько опечаток. В частности, на странице 100: "Во Франции изменения в этой области, так же как и в моде на одежду, произошли только в годы правления Филиппа II (1270-1280)". Имелся ввиду Филипп III Смелый, который правил в 1270-1285-ых годах. Надеюсь, что это ошибка редакции. А вот сам Мишель Пастуро пишет: "Известно, что брак Людовика VII и Алиеноры (*Аквитанской) был аннулирован в марте 1152 года собором в Божанси. Предлогом послужило "кровное родство": Гуго Капет, прадедушка дедушки Людовика, был женат на сестре прапрадедушки Алиеноры!" На самом деле, проблема родства реально существовала - прабабка Алионоры, Одеарда Бургундская, была внучкой Роберта Благочестивого, предка Людовика VII. По гражданским канонам это было родством девятой степени, но, если считать по каноническим нормам, они состояли в четвертой или пятой степени родства, что влекло за собой недействительность брака.

Burbon1: МАКСимка пишет: Надо отметить, что есть несколько опечаток. В частности, на странице 100: "Во Франции изменения в этой области, так же как и в моде на одежду, произошли только в годы правления Филиппа II (1270-1280)". Имелся ввиду Филипп III Смелый, который правил в 1270-1285-ых годах. Надеюсь, что это ошибка редакции. В свое время издательство "Феникс" такое количество опечаток выдавало, при все ценности переводимых книг, что другим и не снилось. По книге - читал давно, помню, что оставила книга позитивное отношение к ней. Подробности уже не помнятся, но книжка на полке стоит, при желании всегда можно перечитать.

Дмитрий: Сегодня закончил читать "Повседневная жизнь Версаля при королях". Книга Жоржа Ленотра очень понравилась... Он адекватно оценивает события и личности, при этом симпатизируя монархии. Еще что-нибудь почитал бы этого автора...

МАКСимка: Издательство "Евразия" выпустило новую книгу "Повседневная жизнь в эпоху Наполеона", автор Робике Ж. Пер. с франц. Е. А. Кошелевой под ред. М. Ю. Некрасова. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. — 320 с., 48 с. цв. илл. Книга французского историка Жана Робике посвящена жизни французов в правление Наполеона Бонапарта. В отличие от большинства исследований, затрагивающих в основном военную историю этой эпохи, Жана Робике интересуют эволюция французского общества и стереотипы его поведения вдали от полей сражения: автор показывает те пласты жизни наполеоновской Франции, которые были лишь поверхностно затронуты военными действиями. На страницах книги представлены самые разнообразные сюжеты: высший свет, салонная жизнь, светские приемы и театры, мода и внутреннее убранство стиля ампир; повседневная жизнь солдат и офицеров Великой армии на постое, дуэли и стычки с гражданским населением; полицейская слежка за неблагонадежными лицами и борьба властей с разгулом преступности на дорогах, бесчинствами дезертиров, мародеров и грабителей. Книга Жана Робике написана живым и увлекательным языком, изобилует яркими подробностями. Для широкого круга читателей.

Дмитрий: Amie du cardinal Лично я благодарен Глаголевой, даже и за такую работу. Просто у нас, увы, почти никто не пишет по французам ХVII века, тем более с уклоном на военную тематику, как это попыталась сделать Глаголева. Хороший науч. поп. тоже нужен. А вот ссылаться на ее книгу никто не будет, даже в простой статье.

Amie du cardinal: Дмитрий, на многих военных форумах перепечатывают фрагменты книги Глаголевой даже без всяких ссылок на неё. Введите в строку поиска отрывок про гвардейцев, и Вы сами увидите.

Дмитрий: Amie du cardinal Я поступил более мудро... На свой reenactor я скинул Ваш перевод Баттифоля. Так что, простите за честно сворованную компиляцию...

Amie du cardinal: Дмитрий пишет: Так что, простите за честно сворованную компиляцию... Да ради Бога. Я ещё немного доперескажу в ближайшие дни про гвардейцев по книге Батиффоля.

МАКСимка: В теме Должности, имущество, охрана, свита и награды Ришелье зашел разговор о трудах Глаголевой. Чтобы не засорять тему, я перенес дискуссию сюда.

МАКСимка: Вышла книга Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь: От производителя: Париж первой половины XIX века был и похож, и не похож на современную столицу Франции. С одной стороны, это был город роскошных магазинов и блестящих витрин, с оживленным движением городского транспорта и даже "пробками" на улицах. С другой стороны, здесь по мостовой лились потоки грязи, а во дворах содержали коров, свиней и домашнюю птицу. Книга историка русско-французских культурных связей Веры Мильчиной - это подробное и увлекательное описание самых разных сторон парижской жизни в позапрошлом столетии. Как складывался день и год жителей Парижа в 1814-1848 годах? Как парижане торговали и как ходили за покупками? как ели в кафе и в ресторанах? как принимали ванну и как играли в карты? как развлекались и, по выражению русского мемуариста, "зевали по улицам"? как читали газеты и на чем ездили по городу? что смотрели в театрах и музеях? где учились и где молились? Ответы на эти и многие другие вопросы содержатся в книге, куда включены пространные фрагменты из записок русских путешественников и очерков французских бытописателей первой половины XIX века.

МАКСимка: Я познакомился с книгой Петрушенко Л. А. "Повседневная жизнь Средневековой Европы". Как сказано в предисловии, автор широкой публике неизвестен, писал свой труд в 1970-ых и не имел доступа к многочисленным источникам. Отсюда вытекают по мере ознакомления с материалом ссылки не только на русских, дореволюционных историков, но и, к примеру, на Карла Маркса. Стоит вообще отметить, что большинство материала откуда-то взято, целые страницы заключены в кавычки. Особенно Петрушенко любит цитировать Гуревича А.Я. "Категории средневековой культуры" 1972-го года, отдавая ему листы и листы текста. В связи с недоступностью западных исследований, книга Петрушенко больше похожа на учебник для школы или ВУЗа, чем на описание повседневной жизни Средневековой Европы. Временами очень размыто, водянисто и скучно; мало ссылок на эпос того времени и на высказывания современников. Мировоззрения малоизвестных советских историков явно превалируют над чем-либо другим. Лишь одна треть книги мне показалось любопытной и достойной внимания. По крайней мере совершенно точно, что данный труд не раскрывает читателям повседневные аспекты жизни людей Средневековья. Не обошлось и без ошибок. К примеру, на стр. 116 Петрушенко описывает знаменитый въезд Филиппа IV в Брюгге, называя супругу короля Анной. На стр. 158-159 автор пишет, что "в католической церкви совершалась клюнийская реформа, идеологи которой - монахи цистерцианского ордена во главе с Бернаром Клервоским - пытались навести порядок не только в церкви, но и в обществе". Очевидно, что историк не делает разницы между клюнийцами, монахами известного монастыря Клюни в Бургундии, настоятелем которого был Одон Клюнийский, инициатор реформы монашества, и цистерцианцами. Бернар Клервоский организовал свою деятельность позже, в XII веке и как раз находился в оппозиции к клюнийцам, обвиняя их в роскоши и уходе от монашеских идеалов. Бернар никак не связан с клюнийской реформой X-XI веков. На стр. 203 Петрушенко пишет: "Король Людовик VII французский [так упорно] воздерживался от супружеских сношений со своей женой Элеонорой, что последняя говорила, что она получила в мужья не короля, а монаха, и на этом основании считала себя вправе без всякого стыда иметь сношения с другими мужчинами". Автор объясняет какие-то там основания для поступков Элеоноры, но мне непонятно, какими основаниями он сам руководствовался, обвиняя королеву? Явно на лицо отсутствие знакомства с серьезными западными исследованиями, посвященными Элеоноре Аквитанской. Наконец, Петрушенко на стр. 231 записывает Урбена Грандье в орден иезуитов.

МАКСимка: Прочитал книгу "Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке" Ж. Бордонова. Хочу сказать, что это одно из самых пристрастных, скучных, а временами просто шокирующих "исторических трудов", с которым я ознакомился за последние годы. Жорж Бордонов - лауреат многочисленных французских литературных премий; он неплохо, наверное, пишет романы, чем ему и следовало продолжать заниматься. Но нет, человек предпочел рассказать обо всем, что знает: Histoire de France collection « Les Grandes Heures de l'Histoire de France », chez Pygmalion/Gérard Watelet : Les Croisades et le royaume de Jérusalem, 1992 La Tragédie cathare, 1991 La Tragédie des Templiers, 1993 Jeanne d'Arc et la Guerre de Cent Ans, 1994 Richelieu tel qu'en lui-même, 1997 Mazarin, le pouvoir et l'argent, 1996 Talleyrand : prince des diplomates, 1999 Napoléon, 1978 Napoléon III, 1998 collection « Les Rois qui ont fait la France », chez Pygmalion/Gérard Watelet : série « Les Précurseurs » Clovis et les Mérovingiens, 1988 Charlemagne : empereur et roi, 1989 série « Les Capétiens » Hugues Capet, le fondateur, 1986 Philippe Auguste : le Conquérant, 1983 Saint Louis : roi éternel, 1984 Philippe le Bel : roi de fer, 1984 série « Les Valois » Jean le Bon et son temps, Paris : Ramsay, 1980 (réédition Pygmalion, 2000, sous le titre Jean II : le Bon) Charles V le Sage, 1985 Charles VII le Victorieux, 1985 Louis XI, le diplomate, 1986 Louis XII, le père du peuple, 2000 François Ier, le Roi-Chevalier, 1987 Henri II, roi gentilhomme, 1987 Charles IX : Hamlet couronné, 2002 Henri III roi de France et de Pologne, 1988 série « Les Bourbons » Henri IV le Grand, 1981 Louis XIII le Juste, 1981 Louis XIV : Roi-Soleil, 1982 Louis XV : le Bien-Aimé, 1982 Louis XVI : le Roi-Martyr, 1983 Louis XVII et l'énigme du Temple, 1995 Louis XVIII : le Désiré, 1989 Charles X : dernier roi de France et de Navarre, 1990 Louis-Philippe : roi des Français, 1990 Autres ouvrages historiques Vercingétorix, Paris : Club des libraires de France, 1959 (rééditions Paris : Pygmalion, 1978 et 1997) Gilles de Rais, Paris : Club des éditeurs, 1961 (réédition Paris : Pygmalion, coll. « Bibliothèque infernale », 2001) Les Templiers, Paris : Fayard, 1963 (réédition 1977) La Guerre de Vendée, Paris : Julliard, 1964 Les Rois fous de Bavière, Paris : R. Laffont, 1964 Le Roman du Mont Saint-Michel, douze siècles de foi, d'art et d'histoire, Paris : R. Laffont, 1966 Prestiges de la Vendée, Paris : France-Empire, coll. « Histoire et terroirs », 1968. La Guerre de Six Cents Ans, Paris : R. Laffont, 1971 Mandrin, Paris : Hachette, 1971 Histoire du Poitou, Paris : Hachette, 1973 Le Naufrage de « La Méduse », Paris : R. Laffont, coll. « Les Ombres de l'histoire », 1973 Les Marins de l'an II, Paris : R. Laffont, 1974 La Vie quotidienne en Vendée pendant la Révolution, Paris : Hachette, coll. « La Vie quotidienne », 1974 Grands mystères et drames de la mer, Paris : Pygmalion, 1975 La Vie quotidienne des Templiers au XIIIe siècle, Paris : Hachette, coll. « La Vie quotidienne », 1975 Foucquet, coupable ou victime ?, Paris : Pygmalion, 1976 (rééditions diverses) Jacques Cœur et son temps, Paris : Pygmalion, 1977 La Vie quotidienne de Napoléon en route vers Sainte-Hélène, Paris : Hachette, coll. « La Vie quotidienne », 1977 Histoire secrète de Paris, Paris : Albin Michel, 1980. 2 volumes. Emile Mangenot (1910-1991), Bagnoles-de-l'Orne : Y. Mangenot, 1991. 127 p. Но мы с вами прекрасно понимаем, что невозможно хорошо разбираться во всем. Отсюда вполне естественная халтура, недостойная обладателя премии Французской Академии. Книга "Повседневная жизнь тамплиеров" начинается с предисловия известного нам господина Балакина, который когда-то уже успел "порадовать" российских читателей своей биографией о Генрихе IV. В предисловии он повторяет за Бордоновым нелепую чепуху, в которую не впадал даже романист Морис Дрюон и которая касается процесса вокруг тамплиеров: "ни для кого не являлось секретом, сколь сильно нуждался в деньгах Филипп IV, и прежде ничем не гнушавшийся, чтобы поправить свое материальное положение, а теперь положивший глаз на богатство тамплиеров"; "та же участь ждала и госпитальеров, да только преждевременная смерть перечеркнула планы короля". Как мы теперь понимаем, и сам Жорж Бордонов стоит ПОЛНОСТЬЮ на стороне тамплиеров, пишет о них очень пристрастно и лишь белыми красками, при этом выражаясь литературно и витиевато. Рассказ о самой повседневной жизни членов ордена базируется лишь на уставе, который служит единственным источником фактографии. По мнению автора, тамплиеры, все такие белые и пушистые, благославленные на соборе в Труа Святым Бернаром Клервосским и прочими умами, отдались полностью делу Христа и Святой Земли, храбро сражались, а лишь алчность правителей Иерусалимского королевства, а также зачастую Папы Римского и европейских государей, привели в конце концов к падению Акры и потери Святой Земли. Очевидно, что всё начиналось в 1119-м году с самых светлых намерений, как всегда и бывает. Но только потом, что видно и на примере большинства монашеских орденов, с изменением времени, нравов, с обретения финансового благосостояния, завещания отцов-основателей забываются и не соблюдаются. Даже если клюнийцы и цистерцианцы достаточно быстро разложились, то что говорить о господах тамплиерах, на которых в буквальном смысле посыпались дарения и они к XIII столетию превратились не только в защитников Святой Земли, но и в могущественных банкиров! А что делают с людьми деньги, мы прекрасно знаем. Признаюсь, что я перекопал очень много материала о правлении Филиппа Красивого и пока мало о тамплиерах, но убежден, что нельзя писать об ордене лишь белыми красками, особенно, о второй половине его существования. Далее переходим к части, которая касается процесса над орденом и которая меня привела в замешательство больше всего. Жорж Бордонов самым примитивным образом отзывается о Филиппе Красивом и его советниках, обзывает Гийома де Ногарэ отвратительным, всех советников вместе взятых подлыми мерзавцами, а короля алчным и корыстным, обвиняет его в жестоком грабеже евреев, учитывая, что активные преследования евреев существовали и при короле Филиппе II Августе, который также постоянно нуждался в деньгах для ведения войн, и при Людовике Святом. Ростовщики и банкиры никогда не пользовались ни любовью властей и Церкви, ни любовью народа. Отсутствие подлинных исследований, работы с источниками, письмами и корреспонденцией и привело к тому, что Бордонов сыплет направо и налево смешными обвинениями и обзывательствами, что, конечно, низко для человека, называющего себя историком. Сразу видно, что автор не знаком с трудами Жана Фавье, Элизабет Браун или Джозефа Стрейра. Более того, в книге много грубых ошибок. Бордонов снова вторит авторам XIX века и пишет, что Гийом де Ногарэ дал знаменитую пощёчину бедному Бонифацию VIII. Конечно, зачем искать истину, если писатель признан в определенной среде и его произведения и так купят любители легкого чтива? Также у Бордонова после смерти Филиппа Красивого "ушли из жизни при трагических обстоятельствах Климент V, Ногарэ и Мариньи". Во-первых, лишь Ангерран де Мариньи покинул этот мир при трагических обстоятельствах - его казнили на Монфоконе. Климент V и Гийом де Ногарэ скончались на службе от болезней. Я еще не говорю, что оба они умерли раньше Филиппа Красивого: Папа в апреле 1314-го, Ногарэ в марте 1313-го. Дозволено ли уважающему себя историку совершать такие нелепые ошибки? Хочу в заключении еще раз посетовать, что у нас в России, из всего немногого, что издают по истории Франции, переводят такую халтуру. И это делают уважающие себя издательства. Вместо того, чтобы перевести настоящие исследования о Генрихе IV, они издают пристрастную компиляцию Балакина или в серии "Повседневная жизнь" отдают предпочтение легкому и нелепому чтиву вроде "трудов" господина Бордонова.

МАКСимка: Здесь можно скачать книги о повседневной жизни, которые посвящены Франции.

Jane: Из списка, к своему стыду, я читала только одну книгу: Екатерина Глаголева "Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика ХIII" Видимо, настало время наверстывать упущенное) Огромное спасибо всем форумчанам за столь полные обзоры книг) Кроме того, рада поделиться ссылочкой на сайт, где можно скачать любую из книг серии "Живая история: Повседневная жизнь человечества" в форматах ePub, FB2 и DOC: http://leeet.net/lib/sequences/zhivaya_istoriya_povsednevnaya_zhizn_chelovechestva/

МАКСимка: Новая книга Глаголевой Е.В. выходит под названием Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения Студенчество — тяжелая пора. Школярам порой приходилось голодать, а их спины покрывали шрамы от ударов, которыми вколачивали в них знание латинской грамматики. Студенчество — веселая пора. Члены университетских сообществ устраивали шутовские испытания для новеньких, производили набеги на трактиры и постоялые дворы, посещали игорные дома порой чаще, чем классы, распевали фривольные стихи на мотив церковных песнопений. Тяга к знаниям и охота к перемене мест заставляли студентов колесить по всей Европе. Бывало, переселялись даже целые университеты, не поладившие с местными властями. Книга Екатерины Глаголевой рассказывает, почему обучение велось на латыни, как возникли знаменитые сегодня Сорбонна, Оксфорд и Кембридж, кто был прототипом доктора Фауста, как правительства боролись с «утечкой мозгов», какие факультеты считались наиболее престижными и какие жертвы приносили на алтарь науки ее верные адепты в надежде узреть истину.



полная версия страницы