Форум » Мировая история и культура до и после 17 века » Видные деятели времён Генриха VIII (биографии и портреты) » Ответить

Видные деятели времён Генриха VIII (биографии и портреты)

МАКСимка: Томас Уолси ( ок. 1473—1530) — канцлер Английского королевства в 1515-29; архиепископ Йоркский с 1514; кардинал с 1515. До 1529 г. считался самым могущественным человеком в Англии после короля Генриха VIII, держал в своих руках всю внешнюю и значительную часть внутренней политики. Сын мясника из Ипсвича. Учился в Оксфордском университете. В 1498 г. принял сан. Благодаря связям в придворной среде попал в круг приближённых Генриха VII, а в 1507 г. стал его духовником. После вступления на престол Генриха VIII поощрял его страсть к развлечениям, сосредоточив в собственных руках основные нити государственного управления. За два десятилетия своего нахождения в фаворе Уолси нажил баснословное состояние. В области внешней политики Уолси видел Англию в роли «арбитра», надзирающего за положением дел в континентальной Европе. После удачных боевых действий во Франции (1513) кардинал пытался примирить французского монарха с английским, для чего устроил их встречу на Поле золотой парчи. В 1520 г. он сопровождал своего короля на встречу с императором Карлом V, а три года спустя направил отряды английских рыцарей на помощь последнему в его боевых действиях против Франции. В 1528 г. выступил против императора на стороне французов. Подобная беспринципность привела в конечном счёте к дипломатической изоляции Англии в Европе. Уолси до такой степени увлёкся дипломатическими интригами, что в значительной степени передоверил проведение реформы английской церкви своим советникам. В целях финансирования боевых действий на Континенте ввёл целый ряд непопулярных налогов и закрыл 29 монастырей, а из избыточных доходов построил дворец Хэмптон-корт и заложил Christ Church College в Оксфорде. Не добавляли ему популярности и слухи о далеко не благочестивых подробностях его личной жизни: несмотря на обет целибата, Уолси не скрывал наличия незаконнорожденных сына и дочери. Волюнтаризм худородного кардинала вызвал крайнее недовольство не только среди простолюдинов, но и высших слоёв знати, которые убедили короля, что Уолси находится на содержании французского правительства. Кардинал попал в опалу в связи с отказом папы санкционировать развод короля с Екатериной Арагонской, лишился своих титулов и был взят под стражу, однако умер прежде свидания с королём. Его непопулярность среди разных сословий облегчила распространение в Англии протестантских настроений. На смену Уолси в роли первого советника короля пришёл Томас Кромвель. Вулси, фрагмент портрета из Национальной галерее в Лондоне Портрет кардинала Вулси в Оксфордском университете (1526) Томас Вулси

Ответов - 36, стр: 1 2 All

МАКСимка: Томас Кромвель, граф Эссекский ( около 1485—1540) — английский государственный деятель, первый советник Генриха VIII в 1532-40 гг., главный идеолог Английской Реформации, один из основателей англиканства. Происхождение Кромвеля не предполагало какой-либо серьезной карьеры. Его дед был кузнецом, отец — Вальтер Кромвель, трактирщиком и владельцем пивоварни. К тому же Вальтер Кромвель не отличался трезвым и честным поведением. Существуют свидетельства, что он не только обладал буйным нравом, но и обвинялся в мошенничестве. Но Томас и его старшая сестра Кэтрин (в замужестве Вильямс) были совсем другого склада. Личность Кэтрин, которая вышла замуж за богатого купца, не вызывала бы особого интереса, если бы ни ее знаменитый брат и то, что она была прапрабабкой лорда-протектора Оливера Кромвеля. Вернемся к Томасу. В подростковом возрасте после очередного конфликта с отцом он покинул не только родной дом в деревне Путни (сейчас это часть Лондона), но и страну. Жажда приключений и желание посмотреть мир сделали его французским наемником в Италии, но он быстро понял, что военная карьера не для него. Фактически он дезертировал из армии, оставив поле боя, и поселился во Флоренции. Здесь стал служащим в банкирском доме Фрискабальди, быстро выдвинулся, даже курировал финансовые отношения банкира со Святым Престолом. По этой причине несколько раз путешествовал в Рим. Впрочем, любознательный Кромвель интересовался не только финансами. Он увлеченно следил за политической жизнью Флоренции, где познакомился с трудами Маккиавелли. Впоследствии он часто будет следовать рекомендациям автора «Государя». Неизвестно по какой причине, но через несколько лет Кромвель перебрался в Голландию. Здесь он — торговый агент английских купцов в Антверпене. Еще через пару лет он занимает аналогичную должность в Кале. Сколотив капитал, около 1513 года возвращается в Англию и обосновывается в Лондоне. Вначале Кромвель торгует шерстью и тканями, а потом становится адвокатом. Вскоре он — один из самых знаменитых адвокатов Англии, не знающий недостатка в клиентах и деньгах. В этом качестве он познакомился с кардиналом Томасом Вулси — лордом-канцлером короля Генриха VIII и стал его секретарем и управляющим кардинальскими имениями. Самое известное его деяние в этом качестве — упразднение малых монастырей. Есть сведения, что опалу и смерть Вулси Кромвель пережил тяжело, даже дал волю слезам. Но его натура была слишком деятельной, чтобы отойти от дел. В 1523 году он — депутат Палаты общин, который не боится критиковать возросшие финансовые аппетиты короля. Король, кстати, не обиделся и сделал Кромвеля сначала канцлером казначейства (1533), государственным секретарём (1534) и, наконец, своим генеральным викарием по церковным делам. Фактически он был идеологом английской Реформации и одним из создателей Англиканской церкви. По вопросам вероучения он пользовался советами Томаса Кранмера, которого король назначил архиепископом Кентерберийским. Суровость, с которой Кромвель приводил в исполнение секуляризацию церковных имуществ, дала ему кличку «молота монахов». Повсеместное закрытие монастырей едва не стоило Томасу Кромвелю карьеры. В 1537 году на севере Англии началось восстание католиков, названное Паломничеством Милосердия. Главным требованием восставших была казнь Кромвеля. Однако бунт удалось подавить. В 1539 году, чтобы завязать сношения с немецкими протестантами, Кромвель убедил короля жениться на Анне Клевской — сестре немецкого герцога. В это время Англии грозила интервенция со стороны Франции и Испании. И такой союз был умным ходом. Увы, невеста не понравилась Генриху, а угроза войны миновала. Два этих обстоятельства позволили вождям католической партии при дворе — герцогу Томасу Норфолку и епископу Стивену Гардинеру убедить подозрительного короля в неблагонадежности его самого верного министра. С декабря 1539 года, когда Анна прибыла в Англию, Кромвель жил под дамокловым мечом. Он, конечно, понимал, что попал в западню. Прежние друзья отварачивались от него один за другим. Шпионы Норфолка наводнили его канцелярию и его дом. В апреле небо над его головой вроде бы начало проясняться. Генрих пожаловал своему министру титул графа Эссекса, которого он добивался несколько лет. Но это было лишь изощренное издевательство. В субботу 10 июня 1540 года, в три часа дня, Кромвель был арестован во время заседания Тайного Совета по обвинению в в государственной измене и ереси. Арест был безобразным. Члены Совета с кулаками набросились на безоружного министра, Норфолк и Гардинер срывали с него ордена, пожалованные за службу Англии. В отчаянии он сорвал с головы шапку и крикнул: «Я — изменник? Скажите по совести, я — изменник? Я всегда верно служил его величеству! Но если так обращаются со мной, я отказываюсь от надежды на пощаду. Я только прошу короля, чтобы мне недолго томиться в тюрьме.» В Тауэре Кромвель провел около полутора месяцев. В разорванной одежде, со следами побоев на лице его доставили туда на барке через Ворота Изменников. Начались бесконечные допросы. Причем, ответы арестованного никого не интересовали. Следователи исполняли волю короля — еще недавно всесильный министр должен быть казнен. Чтобы заставить Кромвеля оговорить себя, прибегли даже к пытке. Он не признал своей вины. В это время архиепископ Кранмер пытался добиться от короля милосердия. Бесполезно… Генрих только согласился заменить костер плахой. 28 июля 1540 года Томас Кромвель поднялся на эшафот на Тауэр-Грин. Он исповедался и помолился, философски назвав себя «вечным странником в этом мире», но, обращаясь к народу, не стал заявлять о своей невиновности. Таким образом, он пытался сохранить положение при дворе своего единственного сына — Грегори Кромвеля. И это ему удалось. А вот конец Томаса не был легким. Нарочно или это было просто совпадение, но организаторы казни пригласили юного неопытного палача. Он даже не сообразил убрать с шеи длинные волосы осужденного. Они попали под лезвие топора, и палач лишь нанес Кромвелю глубокую рану. Понадобилось еще два удара, чтобы закончить это жестокое дело. Гораздо менее изученная страница — личная жизнь Томаса Кромвеля. Известно, что он был женат три раза. Имена его жен — Элизабет Викс (мать его сына Грегори), Элизабет Прайор и Энн Вильямс. Однако подробности семейной жизни министра известны мало. Хотя мы знаем, что он был очень привязан к Грегори, благоволил к племяннику Ричарду (прадеду Оливера Кромвеля) и испытывал интерес к принцессе Марии — старшей дочери короля Генриха. При дворе даже ходили слухи, что Томас Кромвель хочет жениться на принцессе. Он действительно оказывал ей поддержку, хотя Мария была ярой католичкой. Впрочем, она отказала Кромвелю в дружбе на религиозных основаниях. Впрочем, Кромвель вообще охотно помогал женщинам. Его даже называли «заступником женщин». Например, он защитил от деспотизма мужа герцогиню Норфолк, жизнь которой долгое время была похожа на ад. Так что у герцога были не только политические, но и личные причины не любить министра. Кромвель охотно покровительствовал людям искусства. В его доме долгое время жил знаменитый живописец Ганс Гольбейн Младший, а поэт и дипломат Томас Уайетт был его другом. Томас Кромвель был противоречивой личностью. Одни называют его «идеальным государственным деятелем тюдоровской Англии», другие «самым коррумпированным канцлером». Умный, хитрый, смелый, практичный, легко сплетающий и распутывающий самые сложные интриги, он мог быть также бескорыстным и великодушным. Кромвель был одной из самых ярких личностей эпохи английского Ренессанса, который опередил свое время. Томас Кромвель - портрет кисти Гольбейна (ок. 1533 г.; Собрание Фрик, Нью-Йорк)

МАКСимка: Томас Кранмер (1489—1556) — деятель английской Реформации, архиепископ Кентерберийский. Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533). Содействовал установлению королевской верховенства в церковных делах (Генрих VIII) был в 1534 провозглашён парламентом главой Церкви Англии), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. После восстановления католицизма при (Марии Тюдор) Кранмер был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрёкся от своих убеждений, Кранмер проявил твёрдость и 21 марта 1556 года сожжён на костре как еретик. В Лондоне близ Трафальгарской площади стоит памятник трём первым англиканским епископам, сожжённым при Марии Тюдор. Кранмер Портрет Кранмера после смерти Генриха 8 Сожжение Кранмера Томас Кранмер

МАКСимка: Томас Мор Образование Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В 1494 году он вернулся в Лондон и в 1501 году стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году — женился. В Парламенте Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак. При дворе короля В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был в составе посольства во Францию, которое вела переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» — он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией». По-видимому, именно Мор был автором знаменитого манифеста «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum/англ. Defence of the Seven Sacraments), ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест Папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы F. D.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем, за что язвительный Эразм Роттердамский, сочувствовавший Реформации, посвятил ему свою «Похвалу глупости» («глупость» по-гречески — moria). Далее все было иначе Конфликт с королём. Арест и казнь Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге — к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Катарины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа. Климент VII был против этого развода — на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Катарины. В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля — Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям. 17 апреля 1535 года он был заключён в Тауэр, признан виновным и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 году. Утопия Большинство литературных и политических произведений Мора имеют для нас уже исторический интерес, только «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом) сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quattuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Navigationes» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». "Утопия" делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически не отделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли. Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей страны Мор даёт исключительно ценные[источник?] положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мор отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней. Барельеф в память Мора в английской церкви Памятник Мору в Лондоне Портрет Томаса Мора, 1527 год


МАКСимка: Семья Мора Семья Томаса Мора Томас Мор Эпиграмма

МАКСимка: Кардинал Вулси:

МАКСимка:

Клод Моне: Кардинал Вулси: Работа Джорджа Стюярта

Клод Моне: Могила кардинала Вулси : Герб кардинала Вулси :

МАКСимка: Клод Моне пишет: Могила кардинала Вулси : Да?Это его могила?Первый раз вижу. А где она находится?Не на территории ли бывшего Лестерского аббатства?

Клод Моне: Томас Вулси был похоронен на территории Лестерского аббатства без монумента. В Вестминстерском аббатствe, в знаменитой чёрной гробнице, которую Вулси готовил для себя несколько лет, теперь покоится Горацио Нельсон

Клод Моне: Кардинал Вулси Кардинал Вулси и Екатерина Арагонская

Клод Моне: Кардинал Вулcи и Сер Томас Мор.

Клод Моне: Могила Сера Томаса Мора

Клод Моне: Кардинал Вулси и Генрих 8

Клод Моне: Портрет сэра Томаса Мора Автограф сэра Томаса Мора

Клод Моне: Джон Фишер Ранние годы Джон Фишер родился в 1469 году в Беверли, графство Йоркшир, один из четырёх детей преуспевающего коммерсанта Роберта Фишера и его жены Агнес. После смерти мужа (1477) Агнес вышла замуж вторично и родила ещё пятерых детей. Джон Фишер поддерживал близкие отношения с многочисленными братьями и сёстрами в течение всей жизни. Первоначально Джон Фишер обучался в приходской школе в Беверли, затем (с 1484 года) продолжил образование в кембриджском колледже Майклхаус. В 1487 году стал бакалавром, а в 1491 году магистром искусств; в это же время был рукоположен в викария в Норталлертоне, но затем отказался от бенефиция ради трудов в Кембриджском университете. Последовательно занимал ряд должностей, а в 1504 году был избран канцлером Кембриджского университета, неоднократно переизбирался на этот пост, а затем получил его пожизненно. Будучи канцлером, способствовал финансовому процветанию университета, приглашал сюда известных европейских учёных (в том числе Эразма Роттердамского), ввёл в учебную программу, помимо традиционных древнегреческого и латыни, ещё и иврит. Совмещал университетскую работу с проповеднической деятельностью. Связь с Тюдорами и епископство В 1497 году Джон Фишер стал капелланом и духовником Маргарет Бофор, матери короля Генриха VII. Под его влиянием Маргарет Бофор основала в Кембридже два новых колледжа (англ. St John's и англ. Christ's) и оказывала значительную материальную поддержку университету. Благодаря Маргарет Бофор и её почтительному сыну Генриху VII, 14 октября 1504 года папа Юлий II назначил Джона Фишера епископом Рочестера. Рочестер был одним из самых бедных английских епархий и рассматривался обычно в качестве первой ступени духовной карьеры, но Фишер не пожелал дальнейших перемещений и всю последующую жизнь оставался на своей кафедре. Назначение епископом не помешало Фишеру сохранять все последующие годы пост канцлера Кембриджского университета. Предполагается, что под влиянием Маргарет Бофор Джон Фишер был назначен также наставником её внука, будущего Генриха VIII. В 1509 году Джон Фишер проповедовал на погребениях обоих своих благодетелей — Маргарет Бофор и Генриха VII, тексты его проповедей сохранились до настоящего дня. Близость к Тюдорам не помешала Фишеру вступить в спор со своим бывшим учеником Генрихом VIII из-за наследства Маргарет, значительная часть достояния которой была завещана Кембриджскому университету. Впрочем, этот конфликт не имел в это время никаких последствий для Фишера. В 1512 году Джон Фишер был назначен одним из английских представителей на Пятый Латеранский собор, но его отъезд в Рим был сначала отложен, а затем вообще отменён. Впрочем, собор, созывавшийся для начала реформ в Церкви, ограничился лишь декларациями, а уже в 1517 году с опубликованием Лютером 95 тезисов в Европе началась Реформация. До этого момента Фишер не отрицал необходимости реформ в Церкви, но с началом Реформации занял твёрдую контрреформационную позицию. Предполагается, что Фишер мог быть действительным автором трактата Генриха VIII «В защиту семи таинств» (1521), направленного против Лютера и принёсшего монарху почётный титул «защитника веры» [1]. 11 февраля 1526 года по поручению короля Джон Фишер произнёс публичную проповедь против Лютера у лондонского собора святого Павла, а в 1529 году арестовал и допрашивал Томаса Хиттона, одного из последователей Уильяма Тиндейла. Начало английской Реформации и конфликт с королём В 1527 году Генрих VIII инициировал вопрос об аннулировании своего брака с Екатериной Арагонской. В 1528 году под совместным председательством папского легата кардинала Кампеджо и кардинала Уолси начался судебный процесс. В ходе процесса были зачитаны письменные мнения английских епископов, в том числе и Фишера, якобы поддержавших короля. Фишер заявил, что его показания фальсифицированы, он сам категорически против аннулирования брака и, подобно своему патрону Иоанну Крестителю, готов умереть за принцип нерушимости брака. Разгневанный Генрих VIII был вынужден письменно опровергать возражения Фишера. Недостаточные показания свидетелей со стороны Генриха VIII, твёрдая позиция Екатерины Арагонской и Джона Фишера вынудили Кампеджо отложить суд, а затем перенести заседания в Рим. Попытка Генриха VIII расторгнуть брак в ходе рядовой судебной процедуры была сорвана, что побудило его предпринять в дальнейшем шаги по разрыву с папским Римом. В ноябре 1529 года Джон Фишер, в качестве епископа являвшийся членом Палаты лордов, выступил в парламенте с предупреждением, что парламентское вмешательство в дела Церкви незаконно. В ответ члены Палаты общин обратились к Генриху VIII с жалобой на Фишера, оскорбившего парламент. Король потребовал от Фишера объяснений, каковые были ему предоставлены, после чего Генрих VIII заявил, что удовлетворён действиями епископа. В 1530 году Фишер, совместно с епископами Бата и Или, обратился к папе Клименту VII с жалобой на незаконные действия парламента против Церкви. Это обращение дало Генриху VIII повод объявить апелляции к папе по вопросам Церкви незаконными и запретить их. Трое апеллянтов, в том числе Фишер, были арестованы, но вскоре освобождены. В феврале 1531 года Фишер принимал участие в соборе английского духовенства, обвинённого Генрихом VIII в государственной измене (заключалась в принесении клятв верности папе при посвящении в сан). Епископам было высочайше позволено искупить свою вину выплатой штрафа в 100 тысяч фунтов в казну; духовенство было вынуждено признать Генриха VIII главой Церкви, но, по настоянию Фишера, полномочия короля были подтверждены с оговоркой («насколько позволяет Божественный закон»). Через несколько дней была совершена попытка отравить Фишера, и, хотя Генрих VIII выразил негодование по поводу преступления, общественное мнение обвиняло в неудавшемся отравлении короля. Стремительное развитие событий в сторону разрыва с Римом вызвало протест верных католиков: в мае 1532 года, Томас Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, а в июне того же года Джон Фишер публично произнёс проповедь против готовящегося королевского развода. Тем не менее, в январе 1533 года Генрих VIII тайно женился на Анне Болейн, а в марте 1533 года новым архиепископом Кентерберийским стал Томас Кранмер, заранее одобривший аннулирование королевского брака без участия папы. В мае 1533 года Томас Кранмер своей властью объявил брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской аннулированным. Аресты и низложение Фишера Джон Фишер был арестован в марте 1533 года, обвинений против него так и не было предъявлено, и он был освобождён в июне того же года. Возможным объяснением этого ареста может служить желание Генриха VIII лишить Фишера возможности выразить мнение по поводу аннулирования королевского брака (май) и коронации Анны Болейн (1 июня). Осенью 1533 года последовала череда арестов лиц, связанных с монахиней Элизабет Бартон «Кентской девой», публично обвинявшей короля в прелюбодеянии и предрекавшей его скорую смерть. Джон Фишер, публично одобривший пророчества Кентской девы, избежал заключения только из-за своей болезни в декабре 1533 года. В марте 1534 года против Кентской девы и её приверженцев был издан особый парламентский акт, согласно этому акту Джон Фишер был приговорён к конфискации имущества и тюремному заключению на срок, угодный королю. Генрих VIII помиловал Фишера после выплаты штрафа в 300 фунтов. В том же марте 1534 года парламент принял Акт о престолонаследии, объявлявший наследниками трона детей Генриха VIII и Анны Болейн, совершенно отстранявший дочь Екатерины Арагонской Марию. Акт об измене обязывал подданных под страхом обвинения в государственной измене клятвенно подтвердить своё согласие с новым порядком престолонаследия. Джон Фишер отказался от присяги и 26 апреля 1534 года был заключён в Тауэр. Принятие парламентом в ноябре 1534 года Акта о супрематии окончательно закрепило за Генрихом VIII статус главы Церкви, что позволило королю осуществлять церковный суд. В ноябре 1534 года Джон Фишер, в соответствии с Актом об измене, был осуждён, его имущество было конфисковано, а 2 июня 1535 года кафедра епископа Рочестерского была объявлена вакантной. Заключение Фишера в Тауэре продолжалось больше года, ему было позволено принимать помощь от друзей, но отказано в праве общаться со священниками. Сохранилось письмо Фишера к Томасу Кромвелю с жалобами на невыносимые условия заключения Суд над Джоном Фишером и казнь Как и Томас Мор, также арестованный по схожему обвинению, Джон Фишер не присягал без объяснения причин, одновременно отказываясь выразить собственное мнение о порядке наследования и Акте о супрематии, что не позволяло предъявить ему обвинения в публичном отказе от парламентских актов. Несмотря на выбранную тактику, Джон Фишер в итоге попался на провокацию: 7 мая 1535 году к нему в камеру прибыл Ричард Рич, сообщивший узнику, что Генрих VIII, ради спасения своей души, желает тайно узнать мнение бывшего епископа о законности принятых парламентских актов. Джон Фишер сказал Ричу, что, по его мнению, король не может по Божественному закону быть главой Церкви. Это частное мнение Фишера стало главным обвинением против него на последовавшем судебном процессе. Против Джона Фишера неожиданно сыграл папа Павел III, пожаловавший ему сан кардинала. Разгневанный Генрих VIII заявил, что в обмен на кардинальскую шапку он вышлет папе голову, для которой эта шапка предназначалась. 17 июня 1535 года Джон Фишер вновь предстал перед судом (в числе его судей были Томас Кромвель и отец Анны Болейн) по обвинению в государственной измене. Так как Фишер был уже лишён королём епископского сана, его судили как обычного мирянина. Единственным свидетелем со стороны обвинения выступал Ричард Рич. Суд счёл показания Рича достаточными и приговорил Джона Фишера к так называемой квалифицированной казни — повешению, сожжению внутренностей, четвертованию и обезглавливанию, заменённой по решению Генриха VIII обычным отсечением головы. Так как общественное мнение видело множество параллелей в судьбах Джона Фишера и Иоанна Крестителя, король приказал казнить Фишера до праздника Рождества Иоанна Предтечи. Джон Фишер был обезглавлен в Тауэре 22 июня 1535 года. Его обнажённое тело было оставлено на эшафоте до вечера, а затем без совершения погребальной службы захоронено на кладбище у церкви Всех святых близ Тауэра. После казни Томаса Мора (6 июля 1535 года) обезглавленные останки обоих мучеников были погребены в церкви святого Петра «в оковах» в Тауэре. Голова епископа была выставлена на Лондонском мосту, но, поскольку она привлекала к себе сочувственное внимание горожан, через две недели была выброшена в Темзу. Канонизация Несмотря на позорную казнь, Джон Фишер и Томас Мор остались в памяти потомков жертвами королевского произвола и беззакония. 29 декабря 1886 года папа Лев XIII причислил обоих к лику блаженных, а 19 мая 1935 года они были канонизированы Пием XI. В настоящее время оба почитаются в качестве святых и Церковью Англии. В коллекте, посвящённой святому Джону Фишеру, католики просят: "Отче, ты утвердил истинную веру мученическим венцом. Молитвами святых Джона Фишера и Томаса Мора да обретём мужество свидетельствовать о нашей вере самой нашей жизнью..."

МАКСимка: Гравюры с изображением Джона Фишера:

МАКСимка:

МАКСимка: Генрих VIII, Томас Кранмер, Томас Кромвель, Джон Фишер, Папа Климент VII Святые Томас Мор и Джон Фишер Портрет Джона Фишера (Национальная галерея, Лондон) Герб кардинала Фишера

Клод Моне: Статуя Фишера



полная версия страницы