Форум » Мировая история и культура до и после 17 века » История инквизиции » Ответить

История инквизиции

графиня де Мей: Термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. История создания Ранее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее. Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова. Начиная со II века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный). Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса. В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры» (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Ответов - 32, стр: 1 2 All

графиня де Мей: Есть такая книга Х.А.Льоренте. "История испанской инквизиции", есть в разных изданиях книга Генри Чарльза Ли (могу порекомендовать под ред.: Лозинского С.Г., в переводе Башкирова А.В. "История инквизиции в средние века"). Довольно любопытно почитать И. Р. Григулевича “История инквизиции (13 – 20 вв.) ” М: 1970 г. Есть еще Е. Ф. Грекулов “Православная инквизиция в России”.

Надин: Спасибо. Очень вам признательна.

графиня де Мей: Надин пишет: Спасибо Не за что.


Мария Терезия: В противовес еретическим сектам, проповедовавших апостольскую бедность, было создано несколько орденов нищенствующих монахов. Наибольшую известность из них получили доминиканцы и францисканцы. Строгий устав и огромный авторитет святых, в честь которых им были даны имена, привели в их ряды лучших, честнейших людей той эпохи, остававшихся верными принципам католицизма. На первых порах эти ордена строго следовали своим уставам, чем заслужили почет и уважение во всем христианском мире. По сути дела, они практически полностью дублировали правила поведения секты Лионских бедных, но в системе церковной иерархии. Именно поэтому инквизиторов назначали провинциалы францисканцев или доминиканцев из состава братьев своего ордена. С первых же шагов инквизиторы получили огромные полномочия и полную бесконтрольность. Следствие Следствие инквизиции держалось на трех основных китах: розыске, доносах и сыске. Но основным из этих трех инструментов на начальном этапе являлся розыск. Инквизитор был принужден совершать постоянные объезды подведомственного ему участка. Приезжая в тот или иной населенный пункт, он объявлял, так называемый, срок милосердия, в течение которого все окрестные еретики могли прийти и покаятся перед лицом инквизиции. По окончанию этого срока инквизитор начинал розыск. Если имелись покаявшиеся еретики, то он заставлял их выдать своих бывших единоверцев. Если же таковых не оказывалось, то инквизитор принуждал под присягой всех местных жителей указать подозрительных или еретиков. Арестовав вновь выявленных еретиков, он под конвоем препровождал их в центр епископии, где и начинал допрос. Почти с первых же шагов инквизиция начала применять пытки, как физические, так и нравственные. Единственным поводом отвода свидетелей являлась смертельная вражда, но инквизиция не практиковала сообщение имен свидетелей подозреваемым. Единственным его шансом было назвать его злейших врагов, надеясь, что свидетель попадет в их число. Инквизитор совмещал в одном лице обязанности судьи и обвинителя, а адвокат обвиняемому в ереси не полагался, да и любой защитник мог быть обвинен в сочувсвии ереси и тут же занять место своего подзащитного. Инквизитор имел право назначать себе помощников и охранников, которые пользовались церковной неприкосновенностью и обладали полной свободой притеснять, унижать население. Отличительной особенностью инквизиторского следствия была его значительная протяженность во времени, иногда до десяти лет. Все действия и слова обвиняемого равно как и обвинительное заключение фиксировались в двух экземплярах. Подобная организация делала невозможным для еретиков укрыться в другом государстве. Так как при необходимости копия могла быть послана вслед за ним. Поняв, что существует огромное количество лжесвидетелей, инквизиция ввела следующее правило: " Если кто-либо уличен в лжесвидетельстве, на него должно быть наложено суровая епитимья, но показания его из дела изыматься не должны". Единственным шансом на спасение от системы, которая считала любого арестованного заранее виновным, заключалось в полном признании и раскаянии на первом же допросе. Если же человек упорно настаивал на своей невиновности, то его как закоренелого еретика выдавали в руки светской власти. Основной целью инквизиции по понятию было вырвать души грешников из когтей Сатаны, а то что происходило в это время с телом значения не имело. Во время крестового похода против альбигойцев было сформулировано еще одно правило: "лучше отправить на тот свет десять добрых католиков, чем дать уйти от правосудия хоть одному еретику". В борьбе за такую важную вещь, как человеческая душа, цель оправдывала применение любых средств. Наказания Инквизиция накладывала обычно три вида наказания: епитимья, тюремное заключение и передача в руки светской власти, что означало костер. Епитимья могла заключаться в пожизненном ношении крестов, паломничестве по святым местам, внесении определенного пожертвования на благие дела. Но это только самые распространенные методы, вообще епитимья была ограничена только фантазией инквизитора. Тюремное заключение подразумевало под собой отбывание срока в узкой, душной камере на хлебе и воде, иногда в ручных и ножных кандалах, возможно прикованных к стене, в предельно антисанитарных условиях. Средняя продолжительность жизни в подобном заключении составляла три года. Но иногда были амнистии заменение тюремного заключения на строгую епитимью. Выдача в руки светской власти подразумевало под собой сожжение заживо. Церковь не отказывалась даже от преследования покойников. Уже умершего еретика могли приговорить к сожжению. Это подразумевало под собой изъятие останков из могилы с последующим сожжением и конфискация имущества. Конфискации Одним из объяснений того, что Англия и Голландия были первыми странами, в которых произошла промышленная революция, является то, что в этих государствах инквизиция не была столь авторитетна, как в более южных странах Европы. Что подразумевала под собой конфискация? Полное изъятие движимого и недвижимого имущества, аннулирование всех долговых обязательств, принуждение всех должников вернуть средства в определенный срок. Если возбуждалось преследование ныне умершего человека, то конфискация распространялась на наследников вплоть до третьего колена. Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы. Распределение средств от конфискации происходило следующим образом: треть получал инквизитор, треть - представитель светской всласти, треть - Святейший Престол. Инквизитор должен был употреблять полученные средства на нужды сыска. Но на практике средства расходовались по его усмотрению. Одним из факторов того, что инквизиция не утвердилась в северной Европе, было то, что еретиков было мало и они преимущественно происходили из беднейших семей. (Если государство брало на себя расходы по учреждению инквизиции, то оно получало определенную долю от доходов конфискации). Особенности воздействия инквизиции на систему европейского права Для начала следует сказать о существовавшей в то время в Европе правовой системе. После разгрома Западной римской империи варварами знаменитая и самая передовая правовая система, известная как “Римское право” на время прекратила свое существование на территории Европы, по крайней мере Западной Европы. И уступила место весьма загадочной правовой системе, характерной для империи Каролингов . Коренным отличием империи Каролингов, от римской империи являлось, практически полное отсутствие городов и постоянного местоположения монарха и правительства, в отличии от жесткой системы наместничества характерной для Рима. Императорский двор кочевал по замкам, крепостям и поселениям в течение почти круглого года, а большая часть населения все еще тяготела к клановому устройству. Как следствие подобной раздробленности не возникало попыток сколь-нибудь кодифицировав разрозненные племенные нормы. Каждый человек носил с собой нормы характерные для его племенной группы. Следующий этап формирования европейского права начался с момента активного градостроительства. новые коммунальные формы диктовали новый тип права. Это время характеризуется также началом свержения католической церковью власти крупных феодалов и государей. Наиболее образованная часть тогдашних людей - духовенство было призвано сформировать новое право, оно получило название “канонического”. Источниками такового послужили: местные обычаи, повеления феодалов, постановления соборов по конкретному поводу и пр. С течением времени подобная система привела к невообразимой путанице в каноническом праве и это совпало с началом возрождения римского права (имеются в виду кодификации Юстиниана). Судебное производство Инквизиции предполагавшее в своей основе таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось на каноническом праве что добавляло тайны и усугубляло и без того тяжелое положение жертв. Инквизиция показала насколько несоответствие законов реально существующим общественным отношения может быть опасно для общества. Имей подданные тогдашних монархов правовые гарантии прав личности они бы не стали такой легкой жертвой в руках отцов-инквизиторов. Это отвратило сердца людей от системы канонического права и она не рассматривалась как реальная альтернатива Римскому праву. Также ужасы Инквизиции отвели от Европы “опасность” стать единым теократическим государством. С моей точки зрения это оказало сильное влияние на то что в Англии получила распространение система прецедента. Как известно в Англии Инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это определенно сыграло свою роль формировании правовой системы на островах. Деятельность инквизиции в области дипломатии Эпоха средних веков характеризовалась, среди прочих принципов мерной гордостью дворянства и стремлением вывести свою родословную от как можно более славных предков. В подобных условиях дипломатия развивалась очень медленными темпами, до тех пор пока почти вся дипломатия не перешла в руки церкви. В рамках церкви люди избавлялись от некоторого количества предрассудков. Общение стало легче, а с учреждением монашеских орденов и вовсе приобрело нормальный характер. Нищенствующие монахи не признавали государственных границ вообще. Вся Европа была разделена на провинции, во главе с провинциалом. Границы этих провинций зачастую не совпадали с государственными границами. Организация таких сложных межгосударственных мероприятий, как крестовые походы, была полностью возложена на церковные структуры. Инквизиция сразу стала международной организацией, а нищенствующие монахи уже на протяжении ряда лет выполняли роль неофициальных посланников от имени Святейшего престола. Обратив монахов в инквизиторов Папа решил несколько проблем сразу: организовал огромную шпионскую сеть и обеспечил безопасность со стороны реформаторов и еретиков. Монахи, свободные от исполнения инквизиторских обязанностей, обеспечивали связь между разными территориальными организациями инквизиторов. Перенося из государства в государство известия о новых ересях и способах борьбы с ними они играли видную роль в развитии и функционировании Инквизиции. Нищенствующие монахи имели очень высокий авторитет, по крайней мере на начальном этапе своего существования и это помогало им решать мирным путем назревавшие конфликты между крупными сеньорами и прочие опасные разногласия. Материал взят с сайта .www.Beauseant.ru

графиня де Мей: Средневековые процессы над животными Еще от Аристотеля шла идея об общности живых существ, рассеянная по ряду его произведений. В частности, в сочинении "О душе", которое Средневековье усваивало в несколько этапов. И внутри самой христианской традиции, однако, существовало похожее отношение к животному миру. Его можно проиллюстрировать известнейшим примером Франциска Ассизского, восходящим к словам апостола Павл: "... сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих". Эта фраза оказала влияние на всех теологов - они размышляли, воскреснут ли животные после смерти? Следует ли заставлять их поститься? И - главное - можно ли их судить за свои поступки? В среднем до середины 13 века в Европе проходили судебные процессы над животными. Обвинения касались разных сфер: воровства, убийства, и даже колдовства. Во французском королевстве с 1266 по 1586 год зафиксировано шестьдесят уголовных дел против животных. Но это лишь те сведения, которые дошли до наших дней. В реальности их могло быть намного больше. Одно из самых известных - дело свиньи-детоубийцы из Фалеза (1386). В начале 1386 года в Фалезе, в Нормандии, произошло событие по меньшей мере необычное. Свинью в возрасте примерно трех лет, одетую в человеческую одежду, проволокли, привязав к кобыле, по улицам от замковой площади до предместья Гибре, где был установлен эшафот. Там в присутствии толпы, виконта Фалеза и его свиты, крестьян из близлежащих деревень и множества свиней, палач изуродовал свинью, порезав ей рыло и срезав мясо с ляжек. Потом, надев на нее нечто вроде маски в виде человеческого лица, ее подвесили за задние ноги к виселице и оставили до момента, когда наступила смерть. На этом зрелище закончилось. Некоторое время спустя по приказу виконта Фалеза в церкви Святой Троицы было создано большое настенное панно, дабы увековечить память об этом событии. Свинью обвиняли в смерти младенца. В ожидании суда животное содержалось в тюрьме. Была проведена вся необходимая процедура: конвоирование, поиск виновной, оплата работы городскому палачу (он получил десять турских су и десять денье, чем остался "весьма доволен", о чем говорится в архивах). Виконт Реньо Риго (он был виконтом Фалеза с 1380 по 1387 год) лично огласил приговор и возглавил церемонию экзекуции. Ему же пришло в голову пригласить на казнь не только крестьян, но и свиней из всех окрестных дворов, дабы это зрелище "преподнесло им урок". А судьба панно сложилась бурно. Написали его вскоре после казни, на стене нефа. Но в 1417 году, во время тяжелой осады города королем Англии Генрихом Пятым его уничтожили вместе со значительной частью церкви. Затем восстановили - на стене южной части трансепта. Оно сохранялось до 1820 года, однако в этом году церковь побелили, и панно было уничтожено навсегда. Однако некоторые авторы оставили нам его описание: "Это художество представляет собой фреску, выполненную на стене южного крыла трансепта церкви Святой Троицы. На этой стене, рядом с лестницей в колокольню, изображены растерзанный ребенок и его брат, лежащие в колыбели друг возле дружки. Далее, ближе к середине стены, изображена виселица, свинья в человеческой одежде, которую палач вешает в присутствии виконта. Тот, на лошади, в шляпе с плюмажем, уперев руку в бок, наблюдает за исполнением приговора". Известно, что преступление было совершено в январе. А младенца звали Жан Ле Мо. Его отец был каменщиком. Процесс длился 9 дней. У свиньи даже был адвокат. Виконт потребовал, чтобы отец присутствовал на казни, "в наказание за то, что не присматривал за ребенком".

графиня де Мей: Средневековые процессы над животными (продолжение) Владелец животного никогда не нес уголовной ответственности. Иногда от него требовали только совершить паломничество. Именно к животному - хотя и в исключительных случаях - применялась пытка. Так, в 1457 году в Савиньи-сюр-Этан в Бургундии одна свинья созналась (!!) под пыткой, что убила и частично съела пятилетнего Жеана Мартена, разделив эту чудовищную трапезу со своими шестью поросятами. Что касается пыток, то очевидна следующая закономерность. Чем более поздним временем датируется процесс, тем чаще животное, обвиненное в совершении преступления, мучают перед исполнением казни. Особеенно, если преступление было совершено "в отягчающей форме, или при отягчающих обстоятельствах, таких как коварство и предумышленность, а также беспощадность к жертве". В 1394 году в Мортене, в Нормандии, свинья была подвергнута пытке перед повешением не только за то, что убила ребенка, но еще и за то, что случилось это в пятницу, постный день. Бартелеми де Шаснё (1480-1541) - председатель парламента Экса - оставил после себя множество трудов, в том числе, книгу комментариев к "Бургундской кутюме" (начинал свою деятельность он в Бургундии), и, самое главное, сборник разъяснений по различным вопросам юриспруденции. В первой части он затрагивает ряд вопросов, касающихся порядка "судебных процедур, применяющихся против вредоносных животных". В легенде более позднего происхождения утверждается, что в 1517 году Шаснё пришлось по долгу службы защищать перед церковным судом в Отене крыс, наводнивших город и его окрестности. Шаснё не писал об этом деле в своей книге, но упомянув несколько похожих дел составил список наиболее "вредоносных" животных: крыс, лесных мышей, слизней, гусениц и майских жуков. На вопрос о том, следует ли привлекать всю эту мелкую живность к суду, он без раздумий дает положительный ответ. Нужно ли вызывать в суд самих вредителей? Да. Если имеет место неявка в суд, можно ли вместо них представительствовать доверенное лицо, назначенное судом? Тоже да. Каким образом следует с ними расправляться? Шаснё дает ответ - путем анафемы и отлучения от церкви. Во Франции самое раннее свидетельство подобных дел относится к ланскому диоцезу, в 1120 году. Тогда епископ Бартелеми "проклял и отлучил" лесных мышей, гусениц наводнивших поля так, точно имеет дело с еретиками". Год спустя тем же образом он расправился с мухами. А в 1516 году епископ Труа Жак Рагье приказал саранче покинуть виноградники в районе Вильнокса в течение шести дней под угрозой отлучения от церкви. Те же угрозы в адрес слизней прозвучали в диоцезе Валанса в 1543 году, а Гренобля - в 1585, только в адрес гусениц. Последнее упоминание о таком явлении относится к Оверни к 1718 году, и к Безансону в 1735 году.

Amie du cardinal: графиня де Мей пишет: епископ Труа Жак Рагье приказал саранче покинуть виноградники в районе Вильнокса в течение шести дней под угрозой отлучения от церкви Вот это действительно странно. Разве саранча относилась к христианам, была крещена, причащалась Святых Тайн? Можно ли отлучить от церкви того, кто к ней никогда не принадлежал?

графиня де Мей: Amie du cardinal пишет: Вот это действительно странно. Сударыня, это и в самом деле так! Можно доверять авторству источника. Я почерпнула эти сведения у Мишеля Пастуро, а это известный медиевист. Он анализирует подлинные документы средневековья, и находит в них вот такие интересные моменты. На всякий случай: Мишель Пастуро (фр. Michel Pastoureau, 17 июня 1947, Париж) – французский историк-медиевист. Закончил Национальную школу хартий (1972), защищал диплом по символике животных. Специалист по геральдике, сфрагистике и нумизматике. С 1983 года руководит кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований в Париже. Мировую известность получили его книги по исторической семантике цвета (синий, красный, черный и др.), переведенные на многие языки. Публикации Traité d'héraldique (1979, переизд. 1993, 1997, 2003) L'hermine et le sinople, études d'héraldique médiévale (1982) L'étoffe du diable, une histoire des rayures et des tissus rayés (1991) Dictionnaire des couleurs de notre temps (1992) Figures de l'héraldique (1996) Les emblèmes de la France (1998) Les animaux célèbres (2001) Bleu. Histoire d'une couleur (2002) Une histoire symbolique du Moyen Âge occidental (2004) Le petit livre des couleurs (2005, в соавторстве) La Bible et les saints (2006, в соавторстве) Ours. Histoire d'un Roi Déchu (2007) Noir: Histoire d’une couleur (2008) Le Cochon. Histoire d'un cousin mal aimé (2009) L'Art de l'héraldique au Moyen Âge (2009) Les couleurs de nos souvenirs (2010, премия Медичи за эссеистику) Bestiaires du Moyen Âge (2011)

МАКСимка: графиня де Мей пишет: Я почерпнула эти сведения у Мишеля Пастуро Очень любопытно, действительно, спасибо! Скажи, пожалуйста, а из какой книги Пастуро? Я читал у него только "Повседневную жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола". Наверное, из "Символической истории европейского средневековья"?

графиня де Мей: МАКСимка пишет: Наверное, из "Символической истории европейского средневековья"? Отчасти, да. Мне очень понравилась эта книга, только что закончила ее читать. Буду рада выложить еще ряд любопытных фактов на разные темы оттуда.

МАКСимка: графиня де Мей пишет: Буду рада выложить еще ряд любопытных фактов на разные темы оттуда. А мы будем рады с этими фактами ознакомиться. Еще раз спасибо.

Amie du cardinal: графиня де Мей пишет: Сударыня, это и в самом деле так! Можно доверять авторству источника. У меня нет сомнений в истинности предоставленных Вами сведений. Но мне непонятен ход мыслей церковников. Наверное, это от бессилия перед всякими вредоносными Божьими тварями. Хотя, как могло им затруднить жизнь отлучение от церкви? Это для человека тогда было трагедией - ни обвенчаться, ни ребёнка покрестить, ни в грехах покаяться, ни быть отпетым и похороненным в освящённой земле после смерти, то есть отлучённый становился изгоем. Саранчу, как Вы понимаете, это ничуть не беспокоило...



полная версия страницы