Форум » Изображения Ришелье. Ресурсы интернета о кардинале и о его окружении » Портреты Ришелье » Ответить

Портреты Ришелье

Админ: Портрет Ришелье.

Ответов - 172, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Админ: Портретная галерея исторических лиц на игровом сайте. http://francexvii.borda.ru/?1-2-0-00000007-000-10001-0-1205507240

Админ: Подборка различных портретов кардинала. http://rineta.livejournal.com/#item16669

Админ: Ришельё на плотине под Ля Рошелью.


Админ:

Админ:

Админ:

Админ: Cardinal de Richelieu, in the Louvre, Paris

Админ: Кардинал Ришелье везет Сен-Мара и де Ту на суд в Лион, художник Ипполит Деларош, XIX век

Админ: Знаменитое письмо Людовика XIII к Ришелье в Ла-Рошель. «Кузен, мне сообщили, что вас убедили участвовать в морском сражении. Ради Бога, измените свое решение и не подвергайте себя опасности. Я хочу, чтобы вы заботились о себе так же, как вы позаботились бы обо мне…» http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=196&PHPSESSID=06c4f0a4ca62bf39d6dd1f013228e81b

Админ: Кардинал Ришельё. Портрет работы Ф. де Шампеня (фрагмент). 1622. Лувр. Париж.

Админ: "Кардинал Ришелье и его Совет" Джузеппе Синьорини (1857-1932)"

Марсель:

Админ:

Админ:

Марсель: В Лувре Musee du Louvre: http://www.pbase.com/jlkemper3/musee_du_louvre

Мадлен Витри: Ришелье от Бакаловича http://kavery.livejournal.com/912312.html?nc=3

Марсель: Philippe de Champaigne (1602-1674) Le cardinal Richelieu dans une bibliothиque, 1651

Snorri: Ура! Я все-таки нашла документальное доказательство собственной догадки. На одном из полотен т.н. "Галереи Марии Медичи", "Ангулемский мир", рядом с королевой-матерью изображены несколько персонажей: две аллегорические фигуры - Меркурий и Мир, и два князя церкви. В одном из них, седобородом старце, все специалисты безоговорочно признают кардинала де Ларошфуко, выступавшего в роли одного из посланников Людовика XIII на переговорах с бывшей регентшей. Его собрат, направляющий руку королевы, вызывал различные сомнения. Опираясь на записи самого Рубенса, еще в XVIII веке говорили, что это либо кардинал де Гиз, либо кардинал де Лавалетт (младший сын герцога д'Эпернона, знаменитого Архиминьона, поддерживавшего мятежную флорентийку). Сравнительно недавно - в октябре 1944 года - была опубликована статья профессора Отто Георга фон Зимзона "Richelieu and Rubens: Reflections on the Art of Politics", где он говорит, что записи Рубенса была подкорректированы самим автором в 1628 году (а работа над серией портретов велась до 1625), когда он окончательно рассорился с Ришелье (почтенный мэтр баловался шпионской деятельностью, регулярно поставляя Оливаресу всевозможные сведения о высших сановниках Французского королевства). Изначально имя этого загадочного персонажа звучало не иначе как Richelieu. Привыкнув к совершенно иному облику этого человека, запечатленного соотечественником великого фламандца Филиппом де Шампенем, непросто узнать в этом молодцеватом щеголе (Мишель Кармона пишет, что на него, еще не вошедшего в Совет, уже вполне охотно вешались многие дамы) будущую грозу Европы и основателя Французской Академии. Работы Шампеня датируются, в основном, 1635-1642 гг., а некоторые портреты были написаны еще позже. На картине Рубенса изображено событие, относящееся к 1620 году, а кардиналом Ришелье стал двумя годами позже, однако этим фактом мэтр намеренно (читай: дипломатично) пренебрег, изобразив его в пурпурном одеянии.

Anetta: Ambassade de France à Prague, Palais Buquoy. Salon Richelieu. Copie du portrait en pied du Cardinal de Richelieu (1585-1642) par Philippe de Champaigne (1602-1674). Посольство Франции в Праге, Дворец Buquoy. Салон Richelieu. Копия с портрета во весь рост Кардинала Richelieu (1585-1642) Филиппом де Шампен (1602-1674

Мадлен Витри: Нашла в дебрях и-нета вот что - "Художник Жан Жорж Вибер изображает кардинала Ришелье. Посмотрел, и теперь не знаю, то ли смеяься, то ли плакать)) Думал, где оставить? Ну, пускай здесь полежат... Сходство, конечно, никакого. Интересно в целом узнать, чего художник вообще хотел доказать этим произведением." Мое мнение, что художник изобразил кого-то другого... И веер такого типа появился позже...

Kseniya-queen: Мадлен Витри пишет: Мое мнение, что художник изобразил кого-то другого... Совершенно верно! ) Жан Жорж Вибер, художник неоклассицизма, писал одно время очень интересные комические картины. У него целая серия с кардиналами есть, но это про их высокопреосвященство в общем, не про кого-то конкретно. ) Та, которую вы выставили называется "La Sieste". Есть еще много забавных, даю ссылки, а то радикал что-то не работает: http://www.topofart.com/artists/Jehan_Georges_Vibert/index.php?&pageID=1 http://prerafaelit.narod.ru/gal8/photo40.htm

МАКСимка: Ришелье на смертном одре

Анна: Обнаружила в своём "кардинальском" архиве вот такие портреты и гравюры.

Анна:

Анна: Рассматривая портреты кардинала пришла к неожиданному выводу: с годами этот человек становился всё интереснее внешне (как это ни парадоксально). Появлялось величие, властность, менялся взгляд: он становился всё более мудрым, но в то же время более усталым.

Анна:

Марсель:

Анна: Кардинал закладывает первый камень при строительстве Сорбонны. Торжественный обед при дворе.

Арамис: Здесь Ришелье какой-то измученный

Мария Терезия: Спасибо! Портеты великолепны! Если есть еще, выкладывай!

Мария Терезия: Марсель пишет: Обратите внимание на плотность его волос. А "поработав" министром, постепенно облысел

кардинал ришелье:

кардинал ришелье:

кардинал ришелье:

кардинал ришелье:

кардинал ришелье:

Кардинал Де Флери:

Ираклий:

Ришелье: Молодчина! Я все на него смотрю, налюбоваться им не могу...Хорошо, если б вы сделали побольше портретов из Лувра. И хорошо иметь фотку Пьера Вернье, где он был молодым епископом...

Amie du cardinal: Ришелье пишет: И хорошо иметь фотку Пьера Вернье, где он был молодым епископом... Смотрите вот здесь. Или здесь.

Герцогиня Д'Эгийон: Какой же он красивый! Ээх, нет больше на свете таких оригинальных лиц!

Огонек:

Герцогиня Д'Эгийон: Огонек Похоже на картинку с девиант арта))) Как в фотошопе нарисовано. Чья это работа?

Герцогиня Д'Эгийон: Мария Терезия пишет: Всегда недоумеваю по поводу этих портретов: руки и голова маленькие,а ноги кажутся длиннее туловища. Просто одеяние такой эффект создает. Объемное оно, в этом все и дело

Огонек: Герцогиня Д'Эгийон пишет: Чья это работа? Jean Alaux "Poussin arrivant à Rome est présenté à Louis XIII par le cardinal de Richelieu" (1640) - Galerie Campana, Salle d'étude C, Louvre Museum Вся смущается, что без перевода Снова оно Опять оно

МАКСимка: Библиотека Сорбонны: Фреска с кардиналом покрупнее: Франция всё-таки божественна!

Мари Мадлен дЭгийон: Кардинал посередине выглядет как монсеньор кардинал де Ла Валетт У кого-то есть какие-то мысли кто третий? И кто монах? неужели дю Трамбле?

Amie du cardinal: Мари Мадлен дЭгийон пишет: И кто монах? неужели дю Трамбле? Конечно, он (с бородой). Третий кардинал - возможно, кардинал де Ла Рошфуко (1558 - 1645).

МАКСимка:

Огонек: А не подскажет ли кто автора и дату создания портрета? Очень запала в душу эта картина, похожа на фото кого-то из знакомых

Ёшика: Мне вот интересен один вопрос, связанный с портретами - известно, что монсеньор был неравнодушен к кольцам, и этот интерес вполне понятен и с практической точки зрения, но вот на всех портретах, где есть руки, кольца в каком бы то ни было виде, отсутствуют. Это такой политес художников? Ведь явно же оригинал только ради позирования не снимал всего того, что было у него на руках...

Snorri: Ёшика Этот вопрос меня также занимает. Хотя бы одно кольцо должно быть.

Мария Терезия: А ведь правда, интересный вопрос... Может, художники не считали нужным вдаваться в такие подробности, как кольца?

Ёшика: Мария Терезия пишет: Может, художники не считали нужным вдаваться в такие подробности как кольца? То есть, подробности типа узора кружев - это было не лениво изобразить, а вдаваться в то, есть ли у клиента кольца на руке или нет - это логично?

Мария Терезия: Ёшика пишет: То есть, подробности типа узора кружев - это было не лениво изобразить, а вдаваться в то, есть ли у клиента кольца на руке или нет - это логично? Может, монсеньор специально запретил изображать на своих руках кольца. Заметте, нигде, ни на одном его портрете нет колец.

Amie du cardinal: Ёшика пишет: монсеньор был неравнодушен к кольцам, А, по-моему, к кольцам был неравнодушен Мазарини. Где упоминается, что Ришелье любил унизывать пальцы перстнями? Тот же Таллеман писал, что Ришелье, например, приклеивал несколько мушек, но про кольца не сплетничал. Пытаюсь вспомнить, где о кольцах говорится, но что-то не могу...

Ёшика: Amie du cardinal пишет: А, по-моему, к кольцам был неравнодушен Мазарини. А причем здесь Мазарини? Кстати, впрочем, на его портретах тоже нет колец. Вот потому то мне и интересно, почему нет и у Ришелье, ибо не поверю то, что их на самом деле не было или в то, что художники все как один упускали эту подробность случайно. Amie du cardinal пишет: Где упоминается, что Ришелье любил унизывать пальцы перстнями? Разве я где-то написала, что он унизывал перстнями пальцы? Я всего лишь написала, что он был неравнодушен. И по крайней мере одно кольцо - кольцо кардинала, символизировавшее его статус, он должен был носить. И потом, все это было нормально для того времени. Драгоценности подразумевали не столько красоту, сколько вполне выгодное вложение средств. Ришелье этому был не чужд. А из драгоценностей самое вполне утилитарное значение имели кольца. Что касается собственно драгоценностей, то у Ришелье существовали люди, отвечавшие за поиск подходящих. Один из них - Родригес (кстати, испанец) - работал на обоих кардиналов.

МАКСимка: Ёшика пишет: Я всего лишь написала, что он был неравнодушен. Простите, я тоже нигде, сколько перечитал литературы, нигде не видел и не слышал особого упоминания о кольцах. Поэтому о равнодушии или неравнодушии конкретно Ришелье мы ничего сказать не можем. Необходимо просто тогда задаться вопросом: а вообще священнослужителей разных веков изображали с кольцами?

Мария Терезия: Специально просмотрела имеющиеся на форуме портреты Анны Австрийской, Луи 13, Генриха 4, Марии Медичи: на тех портретах, где люди изображены в детстве - кольца есть, не везде, но есть. На "взрослых" портретах колец нет.

Дмитрий: МАКСимка пишет: а вообще священослужителей разных веков изображали с кольцами? Думаю что люди духовного сана носили кольца если последние что либо символизировали. Но в интересующую нас эпоху были и очень светские священники которые допускали ,,неуставняк,, в своем внешнем виде..

Дмитрий: Мария Терезия пишет: На "взрослых" портретах колец нет. Может быть, имеет место интересный стереотип того времени, когда считалось что детям кольца идут, а взрослым уже как то не так..

Мария Терезия: Дмитрий пишет: имеет место интересный стереотип того времени Скорее всего какие-то правила в изобразительном искусстве.

Дмитрий: Очень интересно.. Кстати, это наверное из той же ,,оперы,, что и изображения монархов в а-ля римских одеждах и латах, или еще какие-то правила..

Мария Терезия:

МАКСимка: А этот портрет кардинала у нас был?

Мария Терезия: Из Американской Галлереи Художников. Художник Морис Томас

МАКСимка: Мария Терезия пишет: Щедрость Людовика XIII и кардинала Ришелье Интересно, а к чему относит автор картины щедрость Короля и Кардинала? Изображение такое маленькое, что мне не понять. Мария Терезия пишет: Из Американской Галлереи Художников Необычная картина. XIX век?

Мария Терезия: МАКСимка пишет: Необычная картина. XIX век? Нет, 20. Современники наши. МАКСимка пишет: Изображение такое маленькое, К сожалению, это полный фомат. Взято отсюда

Amie du cardinal: Вот эта картина в более крупном формате. Вот страничка, посвященная этому художнику (1596 - 1657).

Огонек: Мария Терезия пишет: К сожалению, это полный фомат. Взято отсюда Комментарий к картине (тело jpg файла): STELLA, Jacques (b. 1596, Lyon, d. 1657, Paris) The Liberality of Louis XIII and Cardinal Richelieu c. 1636 Oil on canvas, 178 x 147 cm Fogg Art Museum, Cambridge Promoted by Richelieu and invited to the most exclusive salons of Paris, Stella enjoyed painting dense scenes such as The Liberality of Louis XIII and Cardinal Richelieu (in which Louis XIII is portrayed as Titus) for a fireplace in Richelieu's chаteau.

МАКСимка: Огонек пишет: in which Louis XIII is portrayed as Titus Так, а в чём смысл названия картины? Тит - император? Огонек пишет: for a fireplace in Richelieu's chаteau. О, интересно. Спасибо.

Amie du cardinal: Оказывается, портрет Ришелье работы Шампеня мог бы быть в России, возможно, в Петербурге, в Эрмитаже. «Граф Александр Сергеевич Строганов — крупнейший коллекционер своего времени. Как и другие коллекционеры, А.С.Строганов практикует дары и обмены со своими коллегами по собирательству. Когда в Петербурге появился коронованный собиратель — низложенный польский король Станислав-Август, граф получает от него полотно Д.Тенирса «Игроки в карты» в обмен на портрет кардинала Ришелье кисти Ф.Шампеня (Варшава, Национальный Музей).» Картина Тенирса ныне находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, а один из портретов Ришелье - в Польше.

МАКСимка: Мне кажется, что такого портрета Ришелье у нас не было: Предположительно, Пьер Миньяр.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Мне кажется, что такого портрета Ришелье у нас не было Точно, я вижу в первый раз это изображение Ришелье. Выяснила, что он находится в художественной галерее в Англии, Ланкашире, городке Тачстоун- Рочдейле. Здесь подробнее об этом портрете.

Amie du cardinal: Здесь можно посмотреть видео о портрете Ришелье, который хранится в музее Шантийи.

Amie du cardinal: Портрет Ришелье кисти Филиппа Шампеня 1634 года, который хранится в Париже, в Министерстве иностранных дел. В крупном формате

Amie du cardinal: Интересно, кто-нибудь подсчитал, сколько портретов Ришелье кисти Шампеня существует? Этот хранится в Галерее королевы Букингемского дворца.

Amie du cardinal: Отсюда Испанцы считают, что это портрет Ришелье Мне кажется, что это, конечно, Мазарини. Кто-нибудь знает про этот портрет из Берлина?

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Мне кажется, что это, конечно, Мазарини По-моему, тоже Мазарини.

Amie du cardinal: Amie du cardinal пишет: Мне кажется, что это, конечно, Мазарини. Нашла я сайт Немецкого исторического музея, что в городе Берлине. Разумеется, это портрет Мазарини кисти Филиппа Шампеня, написанный около 1650 года. Здесь. А в испанской виртуальной энциклопедии допущена ошибка.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Разумеется, это портрет Мазарини кисти Филиппа Шампеня, написанный около 1650 года. И опять Шампень.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: И опять Шампень. Что Вы имеете в виду?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Что Вы имеете в виду? Что Шампень всех-всех перерисовал! Что ни портрет, то Шампень. А сколько существует портретов Ришелье работы Шампеня!

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А сколько существует портретов Ришелье работы Шампеня! Да, я уже писала, авторских копий множество. В том же Берлине, например, ещё один Ришелье.

Amie du cardinal: Нашла ещё немного информации об этом портрете. Картина не подписана, датирована 1634 годом по бумаге, изображенной лежащей справа на столе. Её предыстория такова. Находилась в частной коллекции в Англии примерно до 50-х годов XX века; затем в швейцарской частной коллекции. В 1969 году куплена Министерством иностранных дел Франции и хранится в Париже в особняке министра. Эта картина упомянута как "портрет Монсеньора во весь рост, одетого в цветной подрясник, весь покрытый вышивкой" в списке 1635 года среди "портретов Монсеньора Кардинала Герцога де Ришелье, написанных Филиппом Шампенем, художником, по приказу моего упомянутого сеньора". Согласно Бернару Доривалю (*1914-2003, историк искусства, художественный критик), этот портрет был несомненно предназначен для Пале-Кардиналь, северо-западное крыло и сад которого предстают перед нами на заднем плане, перед холмом Монмартр, где заметна церковь Мучеников в том виде, каком она была восстановлена после 1632 года, дом, который ассоциация мастеров золотых и серебряных дел построила после 1628 года и несколько строений замечательного аббатства бенедиктинок. Без сомнения, таким образом Ришелье хотел выразить привязанность к архиепископу Бордо, Сурди, который проявлял интерес к аббатству Монмартр. Второй пункт, отмеченный Доривалем - это то, что Ришелье велел изобразить себя стоящим, вопреки существующей сотни лет традиции показывать церковников, Пап, кардиналов и епископов, сидящими. Ришелье, приказывая нарисовать себя стоящим, как государей, военачальников и вельмож, утверждал, что считает себя в меньшей степени князем церкви, чем государственным деятелем. А нам остается только надеяться на то, что эта изображение этой картины когда-нибудь появится в хорошем качестве, и мы сможем разглядеть все эти мелкие детали на заднем плане. Кстати, этот Дориваль был автором интересных, по видимости, статей: «Art politique en France au xvue siécle: la galerie des hommes illustres du palais cardinal» «Richelieu, Philippe de Champaigne et la decoration de l'eglise de la Sorbonne» "Un portrait inconnu de Richelieu par Philippe de Champaigne" Как раз про этот портрет, однако я нашла всего несколько строк из этой работы.

Amie du cardinal: RICHELIEU ET LOUIS XIII, LES DEUX SOLEILS DE LA FRANCE Статья про аллегорические изображения короля и кардинала в виде солнц с лучиками.

Amie du cardinal: Видеорассказ о портрете Ришелье из музея Шантийи.

Amie du cardinal: Портрет Ришелье кисти Шампеня, хранящийся в Большой галерее замка Ольтериб (близ Виши). В крупном формате

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: хранящийся в Большой галерее замка Ольтериб (близ Виши). А что это за замок? Вы не могли бы дать его название на французском, или ссылку.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А что это за замок? Le château d'Aulteribe est un château fort du XVe siècle. Château d'Aulteribe «Самый известный бальнеологический курорт Франции, Виши, расположен в центральной части страны, на берегах реки Алье. Этот живописный городок представляет собой не только великолепное место для отдыха и лечения, но и классический образец традиционной французской архитектуры, интересный многим путешественникам своими достопримечательностями и редкими по красоте пейзажами. Изумительная природа в сочетании с древними замками и кратерами потухших вулканов, придаёт Виши изрядную долю романтики и величия. Путешествие к замкам Буссе и Ольтериб является самой популярной экскурсией на курорте. Уникальные экспонаты и живописное расположение этих старинных укреплений привлекают сюда всех любителей средневековья. Буссе считается образцом романской архитектуры прошедших столетий. Замок был возведён в конце XIII века по проекту французского архитектора Ренара де Виши и стал резиденцией династии Бурбонов, в честь которых и названа провинция. Исторический крепостной комплекс Ольтериб был построен в те же года что и Буссе. Сегодня, в нём хранится уникальная коллекция мебели средневековья и другие редкие экспонаты, характеризующие быт дворовой знати тех времён.»

Amie du cardinal: Такого оригинального портрета в картине у нас ещё не было. Честно говоря, я Ришелье не сразу и заметила. Картина бельгийского художника Огюста Серрюра «Восхищённый кардиналом Ришелье» 1876 год В крупном размере

Amie du cardinal: Изображения Ришелье с выставки «Richelieu à Richelieu» в музее изящных искусств Тура.

Kseniya-queen: Amie du cardinal пишет: «Восхищённый кардиналом Ришелье» 1876 год Наш человек! Спасибо за большущий формат! Открыв страницу, засмотрелась на портрет Ришелье работы Шампеня из замка Ольтериб. Только сейчас разглядела - он ведь там не в сутане, верно? И воротник такой интересный - двойной, алый и белый... А вот два последних изображения что-то не видно :( Это у меня проблемы?

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: Только сейчас разглядела - он ведь там не в сутане, верно? И воротник такой интересный - двойной, алый и белый... Точно, там весьма оригинальный наряд, какие-то украшения из ткани, детали в пройме, видимо, от кутюр для священнослужителя. Может быть, Ёшика нам подскажет, что это за тип кардинальской одежды? Kseniya-queen пишет: А вот два последних изображения что-то не видно :( Это у меня проблемы? Видимо... У меня всё открывается.

Amie du cardinal: Рассмотрим, вместе с Jean-Louis LAURENCE, один из портретов Ришелье в деталях. Выставка «Richelieu à Richelieu», музей изящных искусств Орлеана.

Amie du cardinal: Не знала, что сам Пикассо нарисовал портрет нашего кардинала (предположительно) в 1969 году: Музей изящных искусств Монреаля.

Lady Rumina: Amie du cardinal пишет: Не знала, что сам Пикассо нарисовал портрет нашего кардинала (предположительно) в 1969 году: Челюсть упала на клавиатуру

Amie du cardinal: Несмотря ни на что, Пикассо - талантливый художник, Ришелье узнаваем, его пронзительный взгляд, профиль.

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: сам Пикассо нарисовал портрет нашего кардинала Да....если б не знала, кто на картине - все равно бы догадалсь Ришеманам не узнать Ришелье - это нонсенс. Но трактовка...м... интересная.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: сам Пикассо нарисовал портрет нашего кардинала (предположительно) в 1969 году Здорово, что такой великий художник изобразил такого великого человека.

Кардинальша-инфанта: Ну, не зря жена Пикассо сказала, что хотела бы узнавать себя на портретах Хотя не узнать Монсеньора даже здесь невозможно)

Kseniya-queen: На пятой-шестой страницах темы обсуждалась картина "Щедрость Людовика XIII и кардинала Ришелье". Вот ее фрагмент с королем и кардиналом:

Amie du cardinal: Этот портрет здесь уже был, но я нашла его в лучшем качестве. Посмертный портрет Ришелье, выполненный Шампенем в 1651 году и изображающий кардинала в библиотеке. Вроде бы, хранится в частной коллекции.

Amie du cardinal: Миньяровский портрет в хорошем качестве. Collection: Rochdale Arts & Heritage Service Так какие здесь глаза, карие или всё-таки тёмно-серые? Я как-то не пойму.

Lady Rumina: Amie du cardinal Мне даже кажется, что в них есть какая-то зелень Трудно судить по репродукциям - эх, если бы можно было увидеть портрет в оригинале! Но не тёмно-карие, как у Шампеня, это точно. Загадочно

Amie du cardinal: Lady Rumina пишет: Но не тёмно-карие, как у Шампеня, это точно. Вот-вот, цвет другой. Всё-таки серый, мне кажется.

Kseniya-queen: Amie du cardinal, для меня этот миньяровский портрет - самое необычное изображение монсеньора из всех тех, что я видела! Или это так просто кажется из-за большого количества известных нам портретов работы Филиппа де Шампеня? Кстати, о Шампене. Года полтора назад МАКСимка привез мне из Франции замечательный подарок – книгу-альбом «Philippe Champaigne. Entre politique et dévotion». Честно признаться, сперва я вовсе не оценила ее по достоинству, но вот недавно, взяв с книжной полки… В общем, я поняла, что это очень и очень интересное издание с красивыми иллюстрациями и ценной информацией, скрывать существование которого от форумчан и дальше было бы просто кощунственно. Так что по мере сил буду выкладывать от туда статейки с репродукциями картин большого-пребольшого формата ;) Мой французский, увы, не позволил мне перевести пару фраз, так что привожу их в оригинале. КАРДИНАЛ РИШЕЛЬЕ В БИБЛИОТЕКЕ Холст, масло; 0,940 × 0,805; частная коллекция. Портрет изображает Ришелье в парадной красной кардинальской мантии, подбитой мехом горностая. На ней отчетливо видны голубая лента и крест ордена Святого Духа (чуть касаясь их правой рукой, кардинал будто желает подчеркнуть тем самым их значимость). Левая его рука покоится на книге на переднем плане картины. Вся же фигура, изображенная по пояс, выделяется на темном фоне занавеса, несколько приподнятом, что позволяет заметить еще три толстых тома, расставленных на полке. Итак, мы находимся в библиотеке. Заглавия трех книг можно прочесть на корешках их переплетов – это теологические труды самого Ришелье. Cлева направо представлены «Наставления христианину», «Метод обращения тех, кто отделил себя от церкви» и «Трактат о совершенствовании христианина». Первое из этих произведений было опубликовано при жизни кардинала, но два других были изданы лишь после его смерти, в 1651 и 1646 годах соответственно. Очевидно, написание портрета имело место после этих дат, а значит, данный изображение Ришелье является, без сомнения, посмертным. Картина имеет общие признаки с двумя гравюрами, посвященными Ришелье – обе они создавались как иллюстрации к книгам. Так, одна из них, авторства Клода Меллана (Claude Mellan), послужила фронтисписом к уже упомянутому «Методу» 1651 года (полемическая направленность работы была при этом подчеркнута самим Мелланом, не преминувшим изобразить на заднем плане осаду Ла-Рошели). Другая, работы Жиля Русселя (Gilles Rousselt), открывает книгу «История кардинала Ришелье» Антуана Обери (Antoine Auberu), вышедшую в свет в 1660 году. В обоих случаях кардинал предстает сидящим за столом, перед святым распятием, с пером в руке – пред нами богослов за работой, толкователь спорных вопросов веры, занятый написанием своих произведений, за этим делом граверами и запечатленный. Не исключено, что данная картина стала исходной точной для создания двух гравюр, пусть атмосфера ее и совсем иная. Ришелье озарен здесь сиянием своей славы и власти, но помещен в окружение своих собственных произведений, скромно представленных на заднем плане, и анонимного религиозного тома (Библия?), на который он подчеркнуто возлагает руку. Plutôt que l’auteur occupé à mettre en ordre ses arguments, c’est l’homme d’etude et de réflexion, le lecteur, qui évoqué, debout dans la pénombre d’un «cabinet des livres». Мы не знаем ничего о заказе этого полотна. Но можно предположить, вместе с Бернаром Доривалем что этот посмертный портрет fut lié à la succession de Richelieu, au legs de sa bibliothéque et au passage de celle-ci du Palais-Cardinal au «college et maison de Sorbonne». Упомянутые в тексте гравюры уже на нашем форуме есть, но для наглядности я их изображения повторю: Просто мне лично кажется, они более похожи вот на этот портрет Ришелье, чем на тот, речь о котором идет в книжке:

Amie du cardinal: Plutôt que l’auteur occupé à mettre en ordre ses arguments, c’est l’homme d’etude et de réflexion, le lecteur, qui évoqué, debout dans la pénombre d’un «cabinet des livres» . fut lié à la succession de Richelieu, au legs de sa bibliothéque et au passage de celle-ci du Palais-Cardinal au «college et maison de Sorbonne». Скорее чем автор, занятый упорядочиванием своих доводов, это учёный и мыслитель, читатель, который предаётся воспоминаниям, стоя в сумерках библиотеки. ...был связан с наследством Ришелье, завещанием его библиотеки и её передачей из Пале-Кардиналь в «коллеж и штат Сорбонны». Вроде бы так...

Kseniya-queen: Amie du cardinal, спасибо! В вашем переводе все ясно и понятно, а я голову ломала :)

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: Amie du cardinal, для меня этот миньяровский портрет - самое необычное изображение монсеньора из всех тех, что я видела! Мне очень нравится это изображение Ришелье. Шампень писал парадные портреты, они какие-то холодные. А здесь кардинал излучает доброжелательность, у него немного лукавый взгляд, он мудр и терпелив. Интересно, что этот портрет был написан не позднее 1635 года - ведь в конце именно этого года Миньяр уехал в Италию, где провёл немногим более 20 лет. Вряд ли кардинал позировал ему раньше 1633 года - именно в том году художник стал учеником Вуэ в его парижской мастерской, а до этого был не так известен, во всяком случае для того, что бы сам Ришелье заказал ему портрет. То есть Ришелье ещё нет пятидесяти лет.

МАКСимка: Kseniya-queen, я рад, что ты оценила эту книгу по достоинству. Спасибо большое за перевод и сведения, очень интересно. Будем ждать еще!

Kseniya-queen: Осада Монтобана

Kseniya-queen: На сайте лондонской Национальной галереи можно во всех подробностях рассмотреть хранящиеся там два портрета кардинала Ришелье: http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/philippe-de-champaigne-cardinal-de-richelieu http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/philippe-de-champaigne-and-studio-triple-portrait-of-cardinal-de-richelieu

Amie du cardinal: В крупном формате. Портрет Ришелье, который находится в здании французского посольства в Праге. Помещение называется... гостиная Ришелье!

Kseniya-queen: Как красиво! А интересно можно ли эту прекрасную гостиную, будучи в Чехии, посетить?

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: А интересно можно ли эту прекрасную гостиную, будучи в Чехии, посетить? Если Вас пригласят на суаре к послу, то, наверное, можно.

Amie du cardinal: Ещё один (помимо Пикассо) современный портрет Ришелье. В крупном формате Фредерик Бедаррид Ришелье 1961 год

Amie du cardinal: В Новом Орлеане есть Le Richelieu Motor Hotel. В лобби отеля висит портрет Ришелье.

Amie du cardinal: Миниатюра французской школы. Дата написания неизвестна.

Amie du cardinal: Уточним местоположение разных портретов кисти Шампеня. Данный хранится в бывшем цистерианском аббатстве Шаали, где теперь расположен художественный музей Жакмар-Андре. Музей находится в городке Фонтен-Шаали в исторической провинции Пикардия, ныне департамент Уаза.

МАКСимка: Кардинал Ришелье в 3D.

Amie du cardinal: Эмалевая миниатюра с портретом Ришелье. Около 1650-1690 гг.

МАКСимка: А вот такой портрет Ришелье, написанный Шарлем-Альфонсом Дюфренуа (1611-1668), учеником Симона Вуэ и другом Пьера Миньяра, можно приобрести ЗДЕСЬ: Очень интересное описание. Возможно, портрет принадлежал второму герцогу де Ришелье.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Очень интересное описание. Да, точно, справка подробная и заслуживает внимания.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Уточним местоположение разных портретов кисти Шампеня Amie du cardinal пишет: а один из портретов Ришелье - в Польше. Очередная работа Шампеня в Национальном музее в Варшаве. А портрет кардинала (1640), который сегодня находится в канцелярии университетов Парижа, располагался в былые времена в Рюэле: Луврская же работа Филиппа де Шампеня (1639) была, возможно, подарена самим кардиналом финансисту Луи Фелипо де Ля Врильеру. По крайней мере, картина раньше точно находилась в его коллекции. Обо всем этом сказано в статье к работе Дюфренуа.

МАКСимка: Эта картина находится в салоне Государственных Посланников (бывшая передняя Марии Медичи) в Люксембургском дворце. Называется "Людовик XIII и кардинал Ришелье".

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: "Людовик XIII и кардинал Ришелье". Наверное, современная работа. А что, мне нравится. Целеустремлённый кардинал с двумя головными уборами, задумчивый король. Интересно, а кого художник изобразил помимо главных действующих лиц?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Интересно, а кого художник изобразил помимо главных действующих лиц? А еще интересно, что за сцена изображена и кто художник. Надо попробовать поискать в интернете.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Уточним местоположение разных портретов кисти Шампеня. Если не считать тех портретов кисти Шампеня, что нам известны сегодня лишь по гравюрам, по фотографиям (одно полотно, к большому сожалению, погибло при пожаре в Пантеоне в 1945-м году) или по упоминаниям в источниках XVII-XVIII-XIX столетий, то остается по крайней мере 24 изображения Ришелье, написанных Шампенем. Из них некоторые напрасно предписываются фламандцу, как, например, картина, изображающая Ришелье на смертном одре (сегодня во Французской Академии). Техника, как утверждает Бернар Дориваль, не присуща этому живописцу, да и подобные работы он никогда не писал. Далее, три картины, скорее всего, копии уничтоженных оригиналов, как, например, полотно, которое хранится в Сорбонне. Не секрет, что оно сильно пострадало во время волнений в январе 1969-го года. Остается 10 оригинальных работ, которые более или менее точно можно приписать руке Шампеня. Датированы только два изображения - те, что хранятся в Министерстве Иностранных дел (1634) и в музее Конде в Шантийи (1636). Бюст из замка Олтериб можно датировать примерно 1635-м годом. Те работы, что в Лувре, Версале, королевской коллекции Англии, Национальной Галереи в Лондоне и национальном музее в Варшаве нельзя точно датировать. Первый же портрет Людовика XIII Шампень написал в 1630-м году.

Lady Rumina: В этом портрете умершего кардинала меня поразила одна вещь: он здесь не седой! Уже есть привычка видеть кардинала на портретах седым, тот же Шампень на тройном портрете нарисовал его седым - а здесь седина только в бороде. Как можно это объяснить?

Amie du cardinal: Фрагмент хранящегося в Варшаве портрета кардинала кисти Шампеня. A ton Souvenir / le Siecle present te nommera / admiras un jour d'objet a l'uni / (vers) aux ministres d'exemple / aux monarques de guide / matiere a l'histoire / subiet aux vers. Как я понимаю, это строки из оды Шаплена. Вот портрет целиком, стихи под биреттой:

МАКСимка: МАКСимка пишет: А портрет кардинала (1640), который сегодня находится в канцелярии университетов Парижа, располагался в былые времена в Рюэле: Об этом портрете в издании, посвященном 400-тию со Дня Рождения Ришелье, присутствуют немного другие сведения. Во-первых, это единственный подписанный портрет Шампенем (на балюстраде De Champaigne fecit). Написан, без всяких сомнений, в 1640-м году. Находился в мастерской художника аж до его смерти в 1674-м году, затем наследники кардинала перевезли работу в замок в Пуату. В 1821-м году куплен Людовиком XVIII и подарен герцогу де Ришелье. Передан последним герцогом Университету Парижа. Интересно, что есть еще какой-то неизвестный портрет Ришелье работы Шампеня, где кардинал изображен в профиль. Он первый раз был представлен на выставке в Париже, посвященной 400-тию со Дня Рождения Ришелье. До того времени о нем не знали. Находится в частной коллекции в Англии. Мне, к огромному сожалению, не удалось найти изображения в интернете. Очень жаль, что некоторые владельцы значимых работ не могут выставить их изображения.

Snorri: А речь разве идет не об одной из копий данного портрета? Когда-то мне попадалась аналогичная репродукция, где было указано, что портрет находится в Англии, в частной коллекции:

МАКСимка: Snorri, у меня была такая мысль, но я не уверен, точно не знаю. А в книге больше никаких комментариев не было.

Corinne: Louis Batiffol «Richelieu et le roi Louis XIII», Paris 1934 -- вот эта книга была проиллюстрирована черно - белой репродукцией вышеприведенного портрета Ришелье из частной английской коллекции. То есть, он был в любом случае известен в Париже задолго до празднования 400-летия. Поэтому, очень возможно, что речь идет все же о каком-то другом, не известном широкому кругу, изображении.

Amie du cardinal: Портрет Ришелье кисти Жозефа-Николя Робер-Флёри (1797-1890), автора множества картин на исторические темы. 1831 год. Уоллес-Коллекшн, Лондон.

Amie du cardinal: Это хранящийся в кафедральном соборе Люсона портрет Ришелье. Высота - 186 см, ширина - 112 см. Исторический комментарий Мари-Терез Рео. Этот портрет кардинала Ришелье, который был епископом Люсона с 1606 по 1623, был нарисован в 1654, согласно надписи наверху слева; однако эта дата не была там изначально, а нарисована реставратором, Флери, в 1812 году (FAIT EN 1654 REST EN 181[2] par Fleury). Вторая реставрация картины имела место в 1979 году, третья - в 2008, вслед за переводом портрета из госпиталя в кафедральный собор. По всей видимости, речь идёт о большом портрете кардинала, завещанном семинарии Люсона каноником Жаном Буненом в 1668 году. Чтобы написать свою картину художник, по видимому, берет за образец портрет кардинала, нарисованный Филиппом де Шампенем в 1636 году и хранящийся в музее Конде в Шантийи; однако в Шантийи кардинал сидит, в то время как в Люсоне стоит. Кстати, Мари-Терез Рео совершенно права, раньше этот портрет хранился не в самом соборе. У меня есть книга Делоша 1931 года, «Кардинал де Ришелье и женщины». Там приведён этот портрет с примечанием, что он хранится в Hospice, т.е. богадельне или приюте Люсона.

Amie du cardinal: Такой картины, по-моему, у нас на форуме ещё не выложено. Её название - Signature de la Paix d'Alais. Она хранится в ратуше города Алэ, в котором в 1629 году был заключен подтвердивший Нантский эдикт мирный договор между Людовиком XIII и гугенотами. Она написана в 1906 году художником Луи -Франсуа Кабанесом.

Amie du cardinal: МАКСимка уже писал об этом портрете. МАКСимка пишет: А вот такой портрет Ришелье, написанный Шарлем-Альфонсом Дюфренуа (1611-1668) Этот портрет ещё называют «Ришелье с животными». Действительно, здесь изображены ещё лев, леопард и змея. Здесь подробная информация о нём. Rendu célèbre par Champaigne, ce portrait du cardinal de Richelieu, au faite de sa puissance, est représenté dans un paysage allégorique à la manière des Flamands. L'historien de l'art Sylvain Kerspern, décrit ce tableau comme rare et étonnant, suscité par la présence du cardinal de Richelieu dans un cadre naturel sauvage, au choix particulier d'un bestiaire qui l'entoure. Il est le reflet d'une nature dominée, incarnée par de multiples symboles tels que l'envie pour le léopard, l'orgueil pour le lion et la perfidie pour le serpent. Les influences de Nicolas Poussin dans le traitement du paysage, l'analyse du drapé de la robe cardinalice et les coloris laiteux sont parmi d'autres, des éléments favorables qui définissent l'attribution au peintre français Charles-Alphonse Dufresnoy, connu comme auteur, oublié comme pinceau. Vingt ans après la mort du cardinal, la réalisation de ce tableau emprunte la même pose que celle du tableau le figurant en principal ministre de Louis XIII et aujourd'hui conservé au Louvre. Inscrit en prose, ce tableau immortalise l'un des personnages les plus éminents de notre histoire nationale. Peut-être destiné au petit neveu du cardinal pour la bibliothèque de son château du Poitou, notre Maison de ventes l'a vendu à Drouot le 24 juin 2013. Il trône désormais dans l'une des plus importantes collections privées, dédiées à l'histoire de France. Et si chez vous aussi, l'histoire de France était racontée dans un de vos tableaux ? Портрет был продан 24 июня 2013 года за 71 тысячу евро.

Amie du cardinal: Антикварный салон Вердини, расположенный в Риме, продаёт сейчас портрет Ришелье неизвестного автора. Считается, что он написан в XVII веке.

Amie du cardinal: Данный портрет работы Филиппа Шампеня хранится в Музее изящных искусств Страсбурга. Он датируется 1642 годом, размер полотна - 59 на 46 см. На сайте музея к портрету дано следующее примечание: Речь идет об одном из наиболее значительных французских портретов XVII века, и это по трем причинам: значительность художника, важность модели и внутренняя значимость произведения. Отказавшись поступить в мастерскую Рубенса, Шампень делал блестящую парижскую карьеру. Шампень - волшебник, его фламандская кропотливость доводит естественность до высокой степени совершенства. Каждая деталь, такая как волосы, тщательно передана без ущерба общему замыслу. Орлиный профиль центрирован только для того, чтобы показать, что бюст воскрешает в памяти бюст Юлия Цезаря на медали. Эта дерзость объясняется исходным назначением картины. В самом деле, художник получил заказ на двойной портрет, который должен был быть посланным в Рим, чтобы скульптор создал на расстоянии мраморный бюст. При его жизни картина была обрезана, чтобы сохранился только профиль. Ришелье так любил Шампеня, что поручил ему подправить все портреты, которые он уже нарисовал. Это показывает внимание министра к своему изображению и контролю за ним. Ришелье воплощает в нём только государственный интерес, отсутствие волнения, гордость. Шампень в своих портретах Ришелье во весь рост и по пояс на веки вечные запечатлел черты его лица, а также его характер. Редко живопись демонстрирует столь законченный и холодный образ исторической личности.

Amie du cardinal: Джеймс Д. Линтон (1840-1917) Кардинал Ришелье и испанский посланник Акварель. Была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

МАКСимка: Недавнее приобретение музея Делакруа в Париже. Это либо эскиз, либо копия оригинальной картины, заказанной герцогом Орлеанским у известного живописца в 1828-м году. К сожалению, оригинал погиб при пожаре в 1848-м.

Amie du cardinal: Библиотеку Сорбонны (Bibliothèque Interuniversitaire de la Sorbonne) украшает картина Марселя Андре Баше (1862-1941) «Ришелье, рассматривающий планы Сорбонны» (1900 год). Наверное, МАКСимка теперь часто будет там бывать. Просим его сфотографировать картину крупным планом!

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Наверное, МАКСимка теперь часто будет там бывать. Каждый день бываю. Фреску уже видел и друзьям радостно показывал.

Khalida de l'Inde: Ну так и нам крупным планом покажите!)

МАКСимка: Khalida de l'Inde пишет: Ну так и нам крупным планом покажите!) Дело в том, что мне необходимо приносить тогда свой большой фотоаппарат. И к тому же, я не уверен, что мне дадут снимать, когда люди работают в зале. Но я постараюсь что-нибудь придумать. Библиотека была полностью отреставрирована пару лет назад и фреска прямо сияет.

Khalida de l'Inde: Да, пожалуйста, постарайтесь!

МАКСимка: Henri-Frédéric Schopin (1804-1880) Vision du cardinal de Richelieu sur son lit de mort Huile sur toile - 58 x 97 cm Galerie Arnaud Charvet Photo : Galerie Arnaud Charvet

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Vision du cardinal de Richelieu sur son lit de mort Какая-то зловещая картина.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Какая-то зловещая картина. Ему видятся две головы смерти, судя по описанию картины.

Amie du cardinal: В своей книге L'Homme rouge, ou la vie du cardinal de Richelieu, 1582-1642 Ролан Мунье пишет: В том же году (*имеется в виду 1633 год, когда Ришелье получил Орден Святого Духа) были писаны маслом два портрета кардинала, один Вуэ, другой - Филиппом де Шампенем. Ришелье не был удовлетворен своим портретом кисти Вуэ, которого отныне использовал только когда был вынужден. Но ему очень понравился портрет Филиппа де Шампеня, который с тех пор и почти каждый год писал маслом портреты кардинала; подлинность штук десяти установлена наверняка. К сожалению, похоже, что у нас нет изображения этого портрета. Интересно, где он сейчас хранится? Нам известен только портрет работы Вуэ, выполненный мелом и пастелью:

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: К сожалению, похоже, что у нас нет изображения этого портрета. Интересно, где он сейчас хранится? А может, этот портрет кисти Вуэ не дошел до наших дней ?

МАКСимка: Портрет кардинала в отеле Ришелье в Квебеке, Канада (Manoir Richelieu).

Amie du cardinal: Нашла на artnet этот портрет, приписываемый Клоду Деруэ. Изображений лучшего качества не обнаружила.

Amie du cardinal: Этот аллегорический портрет кардинала хранится в Музее Клуатра, расположенном в здании бенедиктинского монастыря городка Тюлль. Считается, что картина вышла из мастерской Шампеня. Она была приобретена музеем в 1986 году, а ранее находилась в частной коллекции.

Amie du cardinal: К статье Sir Michael Edwards, premier Anglais à devenir Immortel прилагались фотографии с подзаголовком LES SECRETS DE L'ACADÉMIE FRANÇAISE. К ним были даны комментарии, которые я перевела. В зале, где собираются члены Академии, находятся два портрета Ришелье, основателя организации. Только один из них виден постоянно (тот, что справа). В самом деле, слева от большого портрета Ришелье прячется изображение влиятельного кардинала на смертном одре. Оно скрыто за деревянной панелью.

Amie du cardinal: Amie du cardinal пишет: изображение влиятельного кардинала на смертном одре В газете Le Matin от 28 июля 1944 года напечатана следующая заметка: Академия наследует шедевр Филиппа де Шампеня. "Я оставляю в наследство Академии, - заявляет в своём завещании господин Аното, - портрет Ришелье на смертном одре кисти Филиппа Шампеня". Таково содержание пакета, с которым сорок членов Французской Академии ознакомились во время вчерашнего заседания. Следовательно, знаменитое полотно становится собственностью Института Франции. Напомню, что Габриэль Аното (фр. Gabriel Albert Auguste Hanotaux; 1853-1944) - французский дипломат и политический деятель, историк, автор знаменитой Histoire du cardinal de Richelieu, член Французской академии с 1897 года.

Amie du cardinal: [youtube]vn--toDVnf4[/youtube]

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: В зале, где собираются члены Академии, находятся два портрета Ришелье, основателя организации. Только один из них виден постоянно (тот, что справа). Интересно, но я не помню этого зала. Если даже я там и бывал, деревянную панель точно не открывали...

Amie du cardinal: Один из многочисленных портретов Ришелье кисти Филиппа Шампеня. Хранится в Версале. Создан около 1639 года.

Amie du cardinal: Этот портрет, созданный в XIX веке неизвестным французским художником в подражание Шампеню, продаётся в брюссельской Galerie PhC.

Amie du cardinal: Эта копия портрета Шампеня (художник неизвестен) хранится в голландском замке Дюйвенворде.

Khalida de l'Inde: Весьма интересный пример авторского видения художника)

Amie du cardinal: Khalida de l'Inde пишет: пример авторского видения Думаю, что самого Ришелье автор никогда не видел... А портрет Шампеня решил приукрасить в соответствии со своими представлениями о прекрасном.

Khalida de l'Inde: Согласна с Вами!

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Эта копия портрета Шампеня (художник неизвестен) хранится в голландском замке Дюйвенворде Ой...а Вы знаете каким периодом датирован портрет ?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: а Вы знаете каким периодом датирован портрет ? На сайте замка указано - 1636 - 1700, в общем, вторая половина XVII века.

Amie du cardinal: Джузеппе Амизани (1881- 1941) Кардинал Ришелье Около 1890-1910 г.г. Дом-музей «Вилла Некки Кампильо», Милан, Италия.

Amie du cardinal: Этот портрет Ришелье кисти Шампеня (около 1639 года) хранится в Лувре.

Count de Rochefort: Вероятно, это последнее прижизненное изображение. Карандашный набросок, 1642 год, художник Claude Mellan Этот художник потом создаст известные гравюры с портретами Ришелье для сборников его трудов, которые будет издавать герцогиня д'Эгильон после его смерти. Хранится в Йеле https://artgallery.yale.edu/collections/objects/54826 А вот одна из гравюр, к "Трактату о совершенстве христианина", 1646 год. Ришелье вручает свою книгу Святой деве и младенцу. Вторая, к "Трактату об обращении тех, кто отделился от церкви", 1651 год издания.

vitaRäven: Count de Rochefort спасибо за рисунок, очевидно, он был сделан на основе рисунка с натуры, сделанного этим же художником, вероятно, когда кардинал лежал при смерти. Этим объясняется странный ракурс головы (она слегка запрокинута), видно, что усы и бородка подстрижены, как и говорилось в описании последних дней кардинала. Не помню, публиковался ли рисунок на форуме, на всякий случай опубликую его сейчас. Мне очень нравится этот рисунок. Он изображает кардинала спокойным и умиротворённым, хотя и печальным, примирившимся с неизбежной и скорой смертью. У меня возникает ощущение, что художник безусловно питает симпатию к кардиналу. Здесь он выглядит простым и скромным, а ещё очень ослабшим и уязвимым - болезнь явно сказывается на нём. Возможно, именно таким его запомнили близкие люди, видевшие его без официоза. Это достаточно интимный, домашний портрет, так что художнику было явно непросто сделать из него что-то, что можно показывать публике. Я как художник могу сказать, что очень заметна разница между этюдом с натуры и тем, что нарисовано на его основе, и это чувствуется, когда сравниваешь два этих рисунка. Мне нравится внимательный взгляд кардинала, в котором такой трогательный отблеск уходящей жизни.



полная версия страницы