Форум » Париж (Paris) » Галло-римский Париж » Ответить

Галло-римский Париж

Minette: Лютеция Паризиорум (Lutetia Parisiorum) или Лютеция...так называли Париж римляне... Сразу оговорюсь, что Париж не самый удачный город для получения наглядного представления о римской архитектуре во Франции. И уж если у кого возникнет такое желание, то советую вам посетить Ним (Nîmes) . Этот город наиболее сохранил свой первозданный римский облик. Но вернемся к Парижу, вернее, Лютеции. Я слышала о двух версиях происхождения названия: 1) От латинского слова lutum - грязь... 2) От латинского lucotis - белизна, обозначающая цвет каменистых берегов Сены. Предполагается, что поселение (названное Лютецией) возникло из военного лагеря, но до сих пор не найдены доказательства этого факта. Итак, поселение было образовано в начале I века н. э. и имело три основных пункта: 1) На левом берегу Сены 2) На острове Сите и 3) На правом берегу Сены - это было уже предместье города. Все три части были соединены между собой мостами. План Лютеции на современной карте:

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

Minette: Галлы были очень суеверны. Об этом свидетельствуют большое количество талисманов, найденных при раскопках. Чаще всего для защиты от сглаза они применяли в качестве защитных амулетов изделия из янтаря, коралла и кости. Считая, что переправа через реку опасна, галлы на берегах Сены совершали так называемые искупительные обряды и бросали в реку монеты. Галлы были очень чувствительны к магии. Кроме того, они практиковали жертовоприношения, в том числе и человеческие. Об этом писал Юлий Цезарь: "Ils pensent que la vie d'un homme ne peut être rachetée que par une vie humaine"... Господство римлян в конечном итоге привело к сокращению человеческих жертв, ведь римляне, поработив Галлию, оставили за собой право распоряжаться жизнью и смертью людей.

Minette: Римляне разделяли мир живых и мир мертвых. Кладбище (некрополь) находилось за пределами города, в районе современных Saint-Marcel/Gobelins. Раскопки (а было предположительно около 3 000 могил, причем захороненных повторно людей, как и на кладбище Невинных) предоставили археологом ценную информацию. Так было выяснено, что средний рост мужчин в то время составлял 1,68 см, а женщин 1,58 м. Средняя продолжительность жизни от 50 до 60 лет. Причем в это время люди умирали не от голода и эпидемий. Родственники умерших часто хоронили с покойником посуду, амулеты, разные статуэтки и еду. Могилы были по большой части скромные, людей хоронили в деревянных гробах, а сверху помещалась плита. Иногда, если это был богатый человек, умершего хоронили в саргофаге, искусно украшенном резьбой. Также, вплоть до 3 века (до прихода христианства), была распространена кремация.

Minette: Minette пишет: Паризиорум, нечто, на Секване… Секвана (Sequana)... Так называли Сену во времена Лютеции...Существует красивая легенда о ее происхождении... Секваной звали нимфу - дочь Вакха (Либера) - бога виноделия. Ее красотой пленился сам Нептун и решил ее похитить. Говорят, что в сердце Бургундии он настиг ее, но нимфа обратилась за помощью к своему отцу, а тот, чтобы она никогда не досталась Нептуну, превратил ее в воду. Так родилась Сена...Говорят, что воды ее, точь в точь, как глаза прекрасной нимфы - изумрудные... Главное святилище богини находилось к северо-западу от Дижона. Позже римляне возвели на этом месте два храма. Бронзовая статуэтка, найденная при раскопках святилища, изображает Секвану молодой женщиной в диадеме, протягивающей руки навстречу своим почитателям. Богиня стоит в лодке, очертания которой напоминают утку. К Секване часто обращались с просьбой об исцелении, особенно об исцелении слепоты.


Minette: Minette пишет: К Секване часто обращались с просьбой об исцелении, особенно об исцелении слепоты. Еще одна легенда. "...В том году у истоков Сены, которыми ведает добрая богиня Секвана, собралось куда больше паломников, чем обычно. Матта и Нертос — уроженцы земли племени туронов на берегу Луары. У Матты нет детей, и ее муж, горшечник, опасается, что у него не будет ни сына, ни зятя, который станет его преемником. У Пертоса, кроме того, болят глаза; его зрение год от года ухудшается, и он боится полностью ослепнуть... Матта и Нертос решили прийти и молить Секвану, ту, что исцеляет все болезни. Они шли несколько недель по плохим дорогам, ночевали под открытым небом, чтобы не тратиться. Но как только они увидели долину, где бьет священный источник, сразу забыли об усталости и тяготах путешествия. Обоих паломников тут же осадили продавцы обетных приношений, чьи лавчонки теснятся вдоль дороги к святилищу. Здесь легко найти подходящее приношение — либо то, что предпочитает богиня, либо то, что более всего соответствует их болезням. Этого товара здесь полно — на все вкусы и кошельки... Матта выбрала статуэтку из древесины падуба, попросив вырезать на ее спине свое имя. Нертос же купил бронзовую дощечку с изображением глаз, выгравированных пунктиром. Богиня поймет, о чем они просят! Сейчас разгар паломничества, время наибольшего стечения народа. Супруги смотрят на окружающее их печальное зрелище и поражены увиденным. Им кажется, здесь собрались все горемыки Галлии: парализованные, колченогие, искалеченные, хронически больные, прокаженные, а рядом с ними — рахитики, бесплодные женщины, худосочные дети. Встречаются люди, пришедшие сюда в надежде вылечить переломы, головные боли, отит или ревматизм... Матта и Нертос чувствуют себя неловко при виде больных, которым приходится куда хуже, чем им. Им совсем не хотелось бы беспокоить богиню по пустякам. Тем не менее вместе с другими паломниками они направляются к священному источнику. Достаточно спуститься по трем ступенькам, чтобы коснуться воды, стекающей в чашу, вырубленную в глыбе известняка... Матта воткнула статуэтку в землю, а Нертос прикрепил свою дощечку к одному из столбов, поддерживающих крышу над источником. Они пьют целительную воду, черпая ее глиняными чашками. Рядом стоит маленький квадратный деревянный храм со статуей богини; народ туда не пускают. В определенные дни жрецы вывозят ее на лодке, на носу которой лебединая голова. Сегодня верующие ее не увидят, но знают, что она услышит их молитвы: «О Секвана! Секвана! О благодетельная Сена! Твоя вода очищает, ты избавляешь от болезни, смываешь пятна, унимаешь боль... О плодотворный, живительный и неиссякаемый источник, бьющий из недр Матери-Земли! О божественная Секвана, выслушай наши просьбы и облегчи наши страдания». Вместе с вереницей паломников Матта и Нертос трижды обходят вокруг храма, взывая к богине. Потом они идут к расположенному ниже большому бассейну. Матта направляется в сторону, отведенную для женщин, и погружается в воду. Нертос же лишь смачивает несколько раз водой свои больные глаза. Матта и Нертос тщательно выполнили ритуал паломничества, не без тревоги, но преисполненные надежд. Ведь рассказывают же, что накануне у одного больного исчез зоб, стоило ему испить чудотворной воды. Прежде чем отправиться в обратный путь, Нертос обращается к одному из жрецов-врачей. Тот вручает ему нечто вроде густой мази, которую нужно слегка развести водой Сены и каждый вечер прикладывать к глазам. Чета туронов с удовольствием осталась бы подольше возле Секваны, но серебро тает быстро, а его у них и так мало. Они уносят с собой тяжелую амфору с драгоценной священной водой. Если занеможет родственник или друг, если заболеет скотина, им дадут выпить глоток, и Секвана их исцелит..."

Minette: На досуге займусь систематизацией галльских богов (в своем сознании)... и попробую описать некоторых из них здесь. А пока интересный факт. Галльские божества изучал Цезарь. Он провел параллели между шестью своими римскими богами и теми, которых он "обнаружил" в Галии. Археологическая находка в Галлии содержит 374 имени богов, многие из них являлись просто божествами отдельных племён или местностей, а также, возможно, несколько имён принадлежало одному и тому же богу. Вот, что получилось у Цезаря: Lugh (у римлян = Меркурий) Belinus (у римлян = Аполлон) Taranis (у римлян = Марс) - Бог Грома Teutatis (у римлян = Юпитер) Brigid (у римлян = Минерва) Cernunnos (у римлян = Диспатер), он же Властелин Животных или Зеленый Человек

Minette: В продолжении предыдущего поста... Пофилософствуем... Согласно древним представлениям существуют пять вездесущих элементов: небо, воздух, огонь, вода, земля. Для полноты мироздания к этим пяти элементам добавляются ещё два природных начала: животное и человек. Все эти природные стихии воплощались в семи древнейших божествах, известных как протогоны, то есть прародители всего сущего. Вот какая получается картина в свете этой темы: 1. Небо: у римлян - Юпитер, у галлов - Таранис, Сукеллус. 2. Воздух: у римлян - Вакх, у галлов - Абеллио. 3. Огонь: у римлян - Феб, у галлов - Беленус, Лугус. 4. Вода: у римлян - Нептун, у галлов - Анкама (богиня). 5. Земля: у римлян - Теллус (богиня), у галлов - Алисанос. 6. Животное: у римлян - Фавн, у галлов - Кернуннос. 7. Человек: у римлян - Плутон, у галлов - Эрикура, Эсус.

Minette: Как отапливались дома в Лютеции? Сразу оговорюсь, что отапливались дома только состоятельных граждан. Ибо система отопления была финасово очень затратна... Итак, гипокауст. Именно так называется античная (древнеримская) система отопления. Происходит название от латинского слова hypocaustum — горячий, раскалённый, подогретый. Основными составляющими такой системы отопления были: 1) расположенная ниже уровня пола печь для сжигания дров (нагреватель); 2) обустроенная в полу и стенах система каналов для прохождения теплого воздуха. А работал гипокауст так: нагретый печью воздух поступал в образованное специально установленными столбиками пространство между двухуровневым полом и далее поднимался вверх по проложенным в стенах каналам из полых прямоугольных кирпичей. Столбики часто накрывали большими кирпичами, которые поддерживали плиты из обожженной глины, а поверх них укладывался слой основного покрытия – мозаики. Стены отделывали мрамором или просто штукатурили. Естественно, термы также не обходились без гипокауста.

МАКСимка: Minette пишет: Естественно, термы также не обходились без гипокауста. А это откуда фотография? Из терм Клюни?

Minette: МАКСимка пишет: А это откуда фотография? Из терм Клюни? Нет, это фото из другого места (поставила для примера). Я в термах не видела гипокауста, либо спрятан в полу, либо не дожил до наших дней...либо плохо искала Надо будет спросить в этот раз у работников музея...

МАКСимка: Minette пишет: Надо будет спросить в этот раз у работников музея. Ох, сколько мне всего надо будет зимой у работников спросить. Буду требовать показать мне деревянную статуэтку Людовика Святого из Сент-Шапель и створку зеркала с Филиппом Красивым и его семьей.

Minette: МАКСимка пишет: створку зеркала с Филиппом Красивым и его семьей. Это тоже в Сент-Шапель можно требовать? *записала* Правда, с моим "везением", после предъявленных требований я, в лучшем случае, окажусь за воротами...

МАКСимка: Minette пишет: Это тоже в Сент-Шапель можно требовать? Это все надо требовать у работников музея Средневековья. И статуэтку, и створку :) Попытай счастья, и нам расскажешь :)

Minette: Карта Галлии

Minette: Немного общей информации. Галлия состояла из трех частей. Цизальпийскую Галлию — ту, что со стороны Рима лежала «по ту сторону Альп», римляне называли еще «Галлия тогата», или «одетая в тогу». Ее обитатели рано попали под власть Рима и были почти полностью романизированы — усвоили латинский язык, восприняли культуру. Они первыми из неиталийцев получили права римского гражданства, со временем знать даже стала избираться в сенат. Правда, сказать, что здесь полностью переняли римские обычаи, римский образ жизни, нельзя — что-то от исконного племенного уклада сохранялось. Тем не менее «галлы, одетые в тогу», по большому счету, вне римской державы себя не мыслили. Их знать, копируя рабовладельческие повадки римских патрициев, видела в этом свидетельство своего подлинного величия, а не утрату национального достоинства. Нарбоннская Галлия (юг и юго-восток нынешней Франции) тоже шла по пути романизации, но ко времени Цезаря продвинулась по нему не так далеко: она попала в зависимость от Рима незадолго ДО начала Галльской войны. А когда попала, стала называться Провинцией (отсюда происходит Прованс). Наконец, Трансальпийская (Заальпийская) Галлия, или Галлия косматая, Галлия, одетая в штаны. Та Галлия, что до середины I века до нашей эры "гуляла сама по себе". Это почти вся современная Франция, Бельгия, часть Голландии, Швейцарии, левый берег Рейна. В ней, в свою очередь, различали несколько частей. Юго-Западная, между Пиренеями и рекой Гаронной, была населена племенем аквитанов (почему и известна до сих пор как историческая область Аквитания). Аквитаны были не чистыми кельтами, они изрядно смешались с уроженцами автохтонных иберийских племен (исконно проживавшими здесь неиндоевропейцами). Центральную часть занимали чистокровные галльские племена. На востоке, где сейчас приальпийские кантоны Швейцарии, жили гельветы — как и аквитаны, вобравшие в себя кровь древних местных народов. На севере, между Секваной (Сеной) и Рейном стационарным боевым лагерем расположились племена белгов.

Minette: Галльское общество Во времена Цезаря галльское общество было неоднородным. Цитата из книги "Commentarii de Bello Gallico" ("Записки о галльской войне"): "Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держится на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какие собрания. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами. Вышеупомянутые два высших класса — это друиды и всадники". Всадники (Equites) - племенная верхушка, представители сильных родов. Те, кто мог позволить себе воевать на коне (по этому признаку выделялась знать многих народов). Из этих аристократов образовывались советы старейшин, выдвигались племенные и военные вожди.

Minette: Друиды — жрецы галлов Гай Юлий Цезарь довольно подробно писал о друидах. Он сообщает нам, что друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии. К ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. А именно: они выносят приговоры по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах — решают друиды. Они же назначают награды и наказания, и если кто — будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто, таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают вести разговоры с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного… Во главе всех друидов стоит один, который пользуется величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием… Каждый год друиды собирались в одном из священных мест. Обычно это была дубовая роща в области племени карнаутов (современный Шартр) — поэтому считалось, что там находится как бы центр Галлии. После тайных обрядов и жертвоприношений, в том числе и человеческих, решались вопросы, как духовные, так и вполне земные — по любому вопросу как межплеменной, так и частной жизни. Любой галл мог обратиться со своими нуждами к верховному собранию друидов. Друиды были советчиками, предсказателями, толкователями снов, врачевателями. Они могли предотвратить кровопролитье, встав между двух изготовившихся к битве яростных воинств. Особая сила друидов была в том, что многие из них жили среди прочих людей. Имели свой дом, семью, могли даже отправляться на войну как простые воины. Такие жрецы были во всех общинах. Принадлежность к друидам не была наследственной. «Лучшие юноши народа» готовились к жреческому поприщу путем длительного обучения. Знания свои друиды никогда не записывали, а передавали их только в устной, скорее всего поэтической форме — отчего обучение растягивал ось иногда на 20 лет. Ученики жили со своими наставниками уединенно — в пещерах, в лесных чащах...

Minette: С начала XIX века галльский петух стал одной из эмблем Франции. Однако в самой Галлии петух никогда не был предметом особого внимания, хотя до нас дошли его великолепные изображения. Почему же именно петух был избран символом Франции? Повинны в этом римляне, ибо на латыни слово «gallus» означало одновременно и «галл», и «петух». Быть может, они считали, что петух происходит из Галлии? Или намекали на гордость галлов, имея в виду привычку петуха важно расхаживать по птичьему двору? Или же хотели напомнить о воинственном характере кельтов, ибо и эта черта присуща петуху? Французский учёный Адольф Блок предположил, что римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушинные гребешки.

Minette: Minette пишет: В Лютеции было двое терм - Западные - это термы Клюни и Восточные, которые находились примерно на месте современной pl. Marcelin- Berthelon. И опять же сейчас мы сможем найти только основу этого сооружения и то, частично - Impasse Chartiere. Нашла изображение Восточных терм, тех, что были прежде на территории Collège de France.

МАКСимка: Лютеция в 3D:

Minette: Бык с тремя журавлями... Этот бык, самое известное изображение которого находится на Pilier des Nautes - Колонне лодочников, скорее всего связан с каким-то неизвестным нам галльским мифом. Ирландская легенда кельтского происхождения повествует о священном быке, за которым гнался герой, могучий как Геркулес. Три богини, обернувшись птицами, прилетели к быку, чтобы предупредить его о приближении врага. Так вот, этот «бык с тремя журавлями» всегда изображается в сопровождении бога Эсуса, вооруженного топором или серпом с длинной рукояткой. Не исключено, что существует какая-то связь между ирландской легендой и галльскими изображениями «быка с тремя журавлями».



полная версия страницы