Форум » Париж (Paris) » Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) » Ответить

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)

Minette: Нотр-Дам-де-Пари - «сердце» Парижа на острова Сите...Поговорим о нем... Официальный сайт Нотр-Дам де Пари (Official site of Notre Dame de Paris) http://www.notredamedeparis.fr/rubrique1.html "...Я вижу Нотр Дам как в первый раз… Все кружева, узоры, шпили и химеры… И розы…лепестков такой размах…. На нефе лик Святой Марии Девы…" Тайны Собора Парижской Богоматери.Франция. https://www.liveinternet.ru/users/5243321/post428447117

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 All

Minette: Собор расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Нотр-дам в цифрах: Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг. Строительство началось в 1163 году,во время правления Людовике VII. Насколько я знаю,историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора. Главные претенденты - епископ Морис де Сюлли и папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен и работы велись на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году полностью закончена и внутренняя отделка. Строительство западного фронтона, с двумя башнями, началось около 1200 года. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы), работавший с 1250 по 1267 год. Помимо них в строительстве собора принимало участие много разных архитекторов. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Minette: Собор строился многие годы, но первоначальный замысел соблюдался, что, кстати, было большой редкостью среди готических соборов. Фасад удивляет своей симметрией и гармонией. Он четко делится на три части как по вертикали, так и по горизонтали. Нижний ярус образуют три портала: Богоматери, Страшного суда и Святой Анны (слева направо). Обращает на себя внимание легкое отклонение от полной симметрии — треугольничек над тимпаном северного (левого) портала, — та самая погрешность, привкус которой и превращает расчет в искусство...

Minette: Скульптурное убранство порталов достойно детального рассмотрения. Над портальным ярусом находится ярко выраженная горизонталь — галерея королей в нишах аркатурного пояса. Это те самые 28 фигур царей Иудейских, предков Христа, которые были повергнуты на землю восставшей чернью. Она отделяет нижний ярус от среднего, где расположены окна. Круглый витраж диаметром почти 10 метров, являет собой символ божественной бесконечности, вписанный в квадрат, символ земного мира. Такое сочетание было призвано напоминать посвященным зрителям о тайне Бога, ставшего человеком. На балюстраде перед окном-розой размещена статуя Мадонны, поддерживаемой двумя ангелами. На том же уровне ровно над боковыми порталами находятся изображения Адама (слева) и Евы (справа). Такая композиция была призвана напомнить о первородном грехе прародителей и его искуплении Иисусом Христом. Кроме знаменитого окна-розы, на втором ярусе обращают на себя внимание сдвоенные арочные окна, которые, будучи обведены стрельчатой тягой, перекликаются с формами расположенных под ними порталов. А небольшие круглые окошки второго яруса, расположенные над арочными окнами, в свою очередь соотносятся с центральным окном-розеткой. Такое ритмическое согласование форм как бы скрепляет воедино все элементы фасада. Дополнительным подтверждением тому удлиненные двойные проемы башен, корреспондирующие и с окнами второго яруса, и с дверями порталов. Но это уже элементы третьего яруса, на пути к которому глаз наталкивается еще на одну сильную горизонталь — высокую сквозную аркатуру. Точно так же, как и по горизонтали, фасад четко делится на три части и по вертикали. В роли разделителей выступают контрфорсы, выдающиеся из стены. Здесь, кстати, тоже допущено небольшое нарушение симметрии: левая башня чуть шире правой. Интересно, что проем между башнями на третьем ярусе воспринимается таким же естественным элементом фасада, как основной массив стены.


Minette: При описании устройства собора внутри должна прибегнуть к не очень любимым сложным словам. Пост можно пропустить... Итак, фасад собора у нас состоит из трех честей. Значит корпус, по идее, должен быть также трехнефный. Но нет! В Нотр-Дам де Пари основной корпус - пятинефный. Впрочем, основной массой зрителей это не замечается. В восточной части собора двойные боковые нефы продолжаются вокруг главной апсиды, что дает возможность многочисленным туристам совершать обход алтаря, не мешая богослужению. При случае, обратите внимание на массивные пилоны во втором ряду (если считать от входа). Их усиленная конструкция предназначена для того, чтобы выдерживать тяжесть башен главного фасада.

Minette: По периметру всего собора расположены капеллы, которые были встроены между контрфорсами в XIII-XIV вв. Я думаю, что угадаю,если предположу , что самым впечатляющим зрелищем в интерьере собора выглядят витражные окна-розы в обоих крыльях трансепта. Северная роза, сохранившаяся с XIII века, изображает ветхозаветных персонажей вокруг Девы Марии. Сюжет южной розы (La Rose Sud или Rose du Midi) – Иисус Христос, окруженный святыми и ангелами. Здесь витражи были заменены во время реставрации XIX века.

Minette: У средокрестия, у правой колонны, что отделяет алтарную часть от обхода хора,находится скульптура Парижской Богоматери, которой, собственно, и посвящен собор. Читала информацию, что эту статую привезли из часовни Сент-Эньян (датируется XIV в.). И еще,однажды услышала, что у этой статуи есть удивительная особенность - она меняет выражение лица на протяжении дня (видимо, это связано с интенсивностью световых лучей в течение дня на нее попадающих). Решила поэкспериментировать. Выделила целый день на "остров Сите" в одну из поездок и заходила в собор в течения дня 8 или 9 раз. В последние разы меня к статуе сопровождал служка Видимо решил, что я готовлю какой-то теракт... Вывод - да, меняет

Minette: Справа за алтарем расположен вход в сокровищницу. Там хранится несколько великих христианских реликвий: Терновый венец Христа, фрагмент креста, на котором распяли Спасителя и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус. Вообще, крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии (один в Миланском соборе Дуомо), и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Рубашка Святого Людовика

Minette: Слева за алтарем находится макет недостроенного собора, раскрывающий приемы строительной техники Средних веков.

Minette: Minette пишет: Терновый венец Христа В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Подробнее об этом я писала в теме Сент-Шапель (Sainte Chapelle)"Сент-Шапель" Терновый венец можно увидеть в первую пятницу каждого месяца в 15.00 и в страстную пятницу с 10.00 до 17.00.

Minette: Восточный фасад собора произвел на меня странное впечатление... Кто-то из великих стравнил его со скелетом кита. Я с ним согласна. За собор находится сквер Иоанна XXIII.

Minette: На Башни собора можно подняться. Вход находится слева от главного входа. Приготовьтесь постоять в очереди. Оно того стоит...

Minette: Площадь перед собором называется - Парви-Нотр-Дам (pl.du Parvis Notre-Dame) - Папертная площадь. Если смотреть на нее с высоты башен, то можно увидеть очертания бывших улиц и церквей, находившихся на этом месте в прошлые века. Сегодня, как и много лет назад, перед собором на площади шумит разноязыкая толпа, развлекают почтенную публику уличные музыканты и жонглеры, открываются и закрываются двери портала, пропуская многочисленных желающих побывать внутри, вьется очередь жаждущих за отдельную плату забраться на самый верх... На площади,справа от собора, находится памятник Карлу Великому. Памятник выполнен в 1877 году скульпторами Шарлем и Луи Роше. Карл восседает на коне,под узцы коня держит рыцарь Роланд, справа - рыцарь Оливье. Кстати, меч Роланда – Дюрандаль – точно скопирован с оригинала, хранящегося в Мадриде. Перед собором моджно отыскать знак нулевого километра Франции. Это бронзовая пластина с восьмирумбовой звездой, ориентированной по сторонам света и изрядно стертая желающими сфотографироваться на ней...

Minette: Сейчас, глядя на Нотр-Дам, трудно себе представить, что двести лет назад собор находился, в крайне плачевном состоянии. Отшумела знаменитая революция, залившая страну кровью и разрушившая в борьбе за справедливость все, что можно было разрушить... Досталось и собору. Сначала неграмотные повстанцы решили, что статуи на фасаде (ветхозаветные цари) изображают ненавистных королей Франции и повергли их наземь (как я уже писала выше). Потом за ними последовали и остальные скульптуры. Колокола и церковная утварь пошли в переплавку, алтарь был осквернен и разграблен, а затем посвящен богине Разума, изобретенной вождями революции. Ее роль на празднествах исполняла актриска с сомнительной репутацией. Новоизобретенный культ продержался недолго и угас вместе с революцией. Много лет стоял собор полуразрушенным, разграбленным и обветшавшим, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". В предисловии к роману он написал следующее: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Во многом благодаря вышедшему роману в 1841 году началась реставрация Нотр-Дама. Восстановление собора было поручено архитектору Эжену Виоле-ле-Дюку, который и преступил к этому делу в 1841 г. Википедия нам сообщает, что "восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь".

Minette: Говоря о соборе, нельзя не упомянуть о тайнах и легендах с ним связанных. Наример, легенда о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, он очень испугался. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой. В 1724 году историк Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...

Minette: Еще говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» Буду честна, барельефа я не нашла, а вот скульптуру старца среди химер неожиданно встретила. Существует интересное толкование символики центрального круглого витража на фронтоне. Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней.

Minette: Ну, и, конечно, в разговоре о соборе нельзя не упомянуть гаргулий и химер... Кстати, я поняла, что народ путает, вернее считает, что гаргульи и химеры это одно и то же. Это не так. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Вот она, гаргулья: Гаргульи Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора.

Minette: Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, чисто декоративная. На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume).

Minette: Повседневная жизнь собора Нотр-Дам "...Собор Нотр-Дам просыпается на заре. В 6 часов утра сторож Иоахим, говорящий только на эсперанто, открывает ворота самого посещаемого места отправления культа и архитектурно-исторического памятника французской столицы. Первыми приходят сюда утром шесть работников по уборке помещений, задача которых – навести чистоту в соборе, куда ежедневно приходят от 11 до 17 тысяч прихожан и туристов. В 8 часов утра двери собора открываются для публики. Допустимая вместимость собора – 3000 человек. Но поскольку невозможно установить точное число посетителей в соборе, на одной из трибун специально назначенный человек определяет примерное общее количество людей, исходя из их количества на репрезентативном участке пола прямоугольной формы. А в рождественскую ночь приходят два инспектора службы общей информации и выполняют подсчет посетителей с помощью счетчиков. Делается это для того, чтобы число посетителей не превышало допустимый порог. В ризнице идет подготовка к очередной церковной службе: из массивных деревянных шкафов достаются украшения и вазы, скатерти для алтаря, литургические книги и одежды. Ежедневно в соборе отслуживаются четыре мессы, а по воскресеньям пять. Много прихожан приходят в первую пятницу каждого месяца на специальную службу, посвященную терновому венцу, который хранится в сокровищнице Нотр-Дам. Одежды для церковных служителей шьются добровольцем, бывшим портным из театра Комеди-Франсез, в распоряжении которого небольшое пошивочное ателье. В прачечной трудится работница по имени Жизельда: она выполняет стирку и глажку литургических тканей, а также личного белья для десяти священников, живущих при соборе. Хозяин ризницы отвечает также за звон колоколов. Нет, он не раскачивает веревками языки колоколов, как в старину, но пользуется клавиатурой – с 1972 года колокольные звоны в Нотр-Дам автоматизированы. Электронная программа под названием «Квазимодо» приводит в действие большой колокол («Эмманюэль») и четыре колокола поменьше («Анжелика Франсуаза», «Антуанетта Шарлотта», «Гиацинт Жанна» и «Дениза Давид»). В зависимости от типа церковной службы и литургического периода звонят два, три или четыре колокола. Кстати, при отливке колоколов были использованы русские бронзовые пушки, захваченные французами в битве при Севастополе. В соборе Нотр-Дам работают 72 наемных служащих и 50 добровольцев, распределенных по 14 профессиональным категориям. Одни проводят часы, пересчитывая монетки, опущенные в ящики для сбора пожертвований. Другие занимаются складированием запасов ладана, облаток (не менее 400 тыс. в год) и церковных свечей. В течение года в соборе сгорает миллион свечей общим весом 5 тонн. Современные свечи не оплывают и при сгорании не выделяют черный дым. Наконец, третьи работают в «Суффло» - подземном складском помещении, расположенном под малым алтарем, где хранится самая разная утварь: стройматериалы, рождественские персонажи для украшения интерьеров, пюпитры, аналои, товары, продаваемые в киоске собора, помосты и т.д. В штате обслуживающего персонала есть также гиды, проводящие экскурсии на разных языках. По пятницам приходят продавцы с цветочного рынка, расположенного по соседству с собором, чтобы украсить цветами часовни, а по четвергам - штатный часовщик из городской мэрии. Он следит за работой часовых механизмов, в том числе наружных часов, добираясь до них по так называемым «лесам» - деревянным несущим конструкция под крышей собора, состоящим из огромного количества балок. Две трети из них – оригинальные балки, т.е. они сделаны из деревьев, срубленных примерно в 900 году. На них видны следы садовых ножей, которыми пользовались в ту эпоху при изготовлении балок – пилу еще не изобрели. Не удивительно, что на строительство огромного собора ушло 140 лет. Здание Нотр-Дам принадлежит государству, которое безвозмездно сдает его церкви в бессрочную аренду. Без участия нотариуса обе стороны договариваются об отношениях между собственником и арендатором. Снаружи главным врагом собора являются голуби, а точнее - голубиный помет. Чтобы птицы не портили карнизы и скульптуры, на них укрепляют электропровода с низким напряжением тока, отпугивающим пернатых. Внутри собора больше всего хлопот доставляет постоянный гул от разговоров и шагов людей по каменным плитам. Для амортизации звуков предлагалось много разных решений, но ни одно из них не решает проблему полностью. Так, ковры на каменных плитах пола конденсируют влажность, которая разрушает камень. В 22 часа собор закрывает двери для посетителей, но не погружается сразу в сон. До 1 часа ночи продолжается репетиция церковного хора. Он формируется из певцов разных стран. Чтобы попасть в хор собора, нужно пройти конкурс, подав заявку за два года до его даты. После хоровой репетиции наступает черед для настройки церковного органа – самого большого во Франции. Он был построен в XVII-XVIII веках и реконструирован в XIX веке. Мощный орган заполняет звуками музыки все пространство собора. В конструкцию инструмента входят 8 тыс. органных труб, высота самых длинных труб – 11 метров (чем длиннее труба, тем ниже издаваемый звук). На переднем фасаде органа мы видим лишь небольшую часть труб, большинство из них спрятано внутри инструмента. К счастью, очень редко добираются до органа мыши - обыкновенные или летучие. Орган – инструмент капризный: незначительные изменения температуры расстраивают его звучание. Раз в шесть лет все трубы органа демонтируются для удаления пыли. Когда музыканты уходят, приступает к обязанностям ночной сторож. Дежурство он начинает с обхода десяти классических мест (начиная с кафедры), где часто пытаются спрятаться посторонние лица. Почти всегда их заветная цель - провести ночь в пустом соборе Нотр-Дам де Пари. По материалам французских источников © русский текст: Boris Karpov

Minette: Minette пишет: Справа за алтарем расположен вход в сокровищницу Сокровищница Нотр-Дама

МАКСимка: Строительство собора Парижской Богоматери 3D реконструкция.



полная версия страницы