Форум » Париж (Paris) » Дворец Ситэ (Le palais de la Cité) » Ответить

Дворец Ситэ (Le palais de la Cité)

МАКСимка: История королевского замка (Википедия): В VI веке (вероятно в 508 году) король франков Хлодвиг выбрал остров Сите для возведения дворца, и впервые Париж стал официальной резиденцией короля. Он прожил в нем до своей смерти в 511 г.. В эпоху династии Каролингов центр империи переместился на восток; монархи забросили свой дворец, и город опустел. В конце Х в. Гуго Капет (первый король династии Капетингов) разместил во дворце совет и администрацию. Таким образом, замок стал резиденцией французских королей, а столицей короля Франции снова сделался Париж, тогда как при последних Каролингах ею был Лан. В течение четырех веков Капетинги трудились над преобразованием своей крепости. Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972—1031), женившись на Констанции Арльской (третья жена), женщине амбициозной, родившей королю девять детей, решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет (Curia regis)), на западе — Королевскую палату. На том же месте, где Людовик IX воздвигнет Сент-Шапель, Роберт велел поставить часовню Сен-Никола, поскольку старинную королевскую часовню его отец пожаловал монахам ордена Св. Маглуара. Людовик VI Толстый (1081/1078 − 1137) и его друг аббат Сугерий из монастыря Сен-Дени делали все, чтобы могущество церкви поставить на служение монархии и усмирить вассалов. Осаждаемый сеньорами, король укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню 11,70 м в диаметре со стенами 3-метровой толщины, которая получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века. Людовик VII Молодой (или Младший) (1120—1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней Консьержери. Филипп II Август (1165—1223) — воинственный король стал новатором в области военной архитектуры; при помощи целой когорты инженеров, лично наблюдая за ходом работ, он застроил весь королевский домен крепостями, защитив их башнями и донжонами. Дворец в Сите становился центром власти. В 1187 г. Филипп август принимает в замке Ричарда Львиное Сердце, в 1193 справляет свадьбу с Ингеборгой Датской, и в королевских грамотах впервые упоминается о «консьерже», получающем жалование за выполнение «малого и среднего правосудия» на дворцовой территории. Кроме того, по свидетельству летописца и врача Ригора (Rigord), Филипп II приказал замостить зловонные топи вокруг дворца, запах которых ему докучал. Людовик IX Святой (1214—1270) будучи добродетельным, не был лишен честолюбия. Он задался целью стать светочем Западно-христианского мира и в 1239 г. приобрел святые реликвии Страстей Господних, выставил их во дворце, специально построив для них в рекордные сроки (1242—1248) роскошный реликварий — часовню Сент-Шапель. Им же возведена Сокровищница Хартий; галерея де Мерсье, соединившая верхнюю часовню дворца с королевскими покоями; «Зала на Водах», служившая для проведения церемоний. Постепенно замки-крепости утрачивают оборонительную роль и становятся местом обитания. Отныне королевская обитель должна соответствовать требованиям комфорта и роскоши. В XIV в., при Филиппе IV Красивом (1268—1314), крепость превратилась в самый роскошный дворец в Европе. Филипп поручил коадъютору королевства Французского (главный правитель) Ангеррану де Мариньи (будущему узнику Консьержери) строительство дворца, новый вид которого стал бы отражением королевского величия. Кроме того, перед коадъютором стояла задача сделать замок как можно более просторным, чтобы в нем поместились административные службы. Для этого экспроприировали много домов, стоявших близко к дворцу. Были построены: Следственная Палата, башня Цезаря, Серебряная башня, галерея для перехода в башню Бонбек, новая крепостная стена на юге, Счетная Палата напротив Сент-Шапель… На месте Королевского Зала возведен Большой Зал, много просторнее первого. В нем поставили огромный стол из черного мрамора, привезенного из Германии, стены обшили деревянными панелями, а на каждой из опорных колонн стояли созданные Эврардом Орлеанским полихромные статуи королей Франции. Иоанн II Добрый (1319—1364) последним приложил руку к средневековому дворцу: надстроил этажи над галереей де Мерсье для дворцовой челяди, выстроил здание для кухонь, квадратную башню (Часовая башня), на которой его сын Карл V Мудрый в 1370 году поместил первые городские часы. В конце XIV века завершилась история королевского дворца. В 1358 г. произошло народное восстание под руководством парижского прево Этьена Марселя. Воспользовавшись отсутствием короля Иоанна II, плененного англичанами, организовал убийство двух его советников, причем на глазах у будущего короля Карля V. Став королем, Карл V покинул замок и остров Сите, устроив резиденцию в особняке Сен-Поль, а затем в Лувре.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Давно хотел прочесть хоть что-нибудь о дворце Ситэ времен Филиппа Красивого, который, собственно, и превратил в роскошную резиденцию древний дворец. Жан Фавье располагает некоторыми сведениями. Но сперва давайте посмотрим на план древнего дворца, который иллюстрирует изменения во времен Филиппа IV: При Людовике Святом и Филиппе III это был маленький и незаконченный дворец, недостигающий Сены, кроме башни Бонбек и "большого зала на воде", который изолировал все остальные строения - старый дворец XII столетия и Святую Капеллу Людовика IX. Святым королем еще была выстроена галерея продавцов галантереи, реконструкцию которой можно наблюдать в фильме Средневековый Париж. Там вообще дворцу Ситэ выделено почетное место. В таком дворце короли жили, но не могли размешать свои административные структуры. С восточной, как и с северной стороны дворец упирался в дома горожан; как бы в компенсацию на запад растянулся королевский фруктовый сад. Примерно около 1296-го года Филипп Красивый принялся наконец-то расширять дворец, чтобы в нем можно было и жить, и работать. Сперва пришлось освободить новую площадь для построек. Первые значительные изменения произошли в период между 1299 и 1302-м годом. Стройка вновь возобновилась с 1308-го года для внутренней отделки. В 1313-м году работы были завершены. Теперь дворец Ситэ обладал башнями и стеной, но он не был предназначен для осады; окна выходили наружу. Были возведены Большие Ворота, южнее ворота Сен-Мишель. Сегодня сохранились третьи ворота, окруженные с двух сторон башнями: башней Цезаря и д'Аржан: Парламент занимал большие залы, сооруженные вдоль Сены. Счетная палата находилась в новом корпусе здания, возле Святой Капеллы. Позади канцелярии располагались архивы. Филипп Красивый занимал западную часть дворца, где располагался старый дворец. Начатые в 1308-м году, королевские апартаменты без сомнения не были закончены ко времени смерти короля. Поэтому нет никакой уверенности, что король проживал в этой части дворца Ситэ. Множество людей работало над украшением нового дворца. Еврар Орлеанский собственноручно написал фрески, которые прославляли династию Капетингов. На вершине столба, поддерживающего перекладину портала, находилась статуя Филиппа. Сегодня также со времен Филиппа IV сохранился Зал Ратников, строительство которого началось в 1302 году; он является единственным в Европе образцом гражданской готической архитектуры:

МАКСимка: Этот великолепный зал с деревянным потолком и статуями королей Франции служил местом проведения официальных королевских церемонций. Например, именно здесь велись диспуты по поводу введения нового специального налога в 1314 году, или присягали на верность Филиппу Длинному в 1316 году. К сожалению, пожар 1618-го года уничтожил такую красоту.

Бэлль: При Филиппе IV Красивом дворец был расширен. Помимо прочего, в нем построили Зал Стражей (ок. 300 кв. м.) – сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи (Людовика), хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка. Быков же, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком. В двухтысячеметровом зале, на королевских пирах размещались приглашенные гости за П-образным бесконечной длины столом. Зал был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф. Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал. К слову эта башня еще называлась "Сладкоголосая" , так как в ней была камера пыток, и "сладкие голоса" жертв доносились из-за стен. А в Серебрянной башне хранились сокровища короны. Башня Часов прозвана так из-за того, что в 1370-м году на ней были установлены первые городские часы. Башня Цезаря, получившая свое имя в честь римского императора построена на римских субструкциях. Особенный ужас наводила на горожан башня Бонбек, в которой проводились пытки. Бонбек означает «хороший клюв», и так ее назвали, имея в виду то ли орудия пыток, то ли «птичьи» стоны заключенных, постоянно слышные из башни. Пытки в Консьержери были жестоки и часто неоправданны.


МАКСимка: Спасибо за сведения! Они откуда? Кстати, Бэлль пишет: Помимо прочего, в нем построили Зал Стражей (ок. 300 кв. м.) – сводчатое помещение в стиле ранней готики Ранней готики? Зал Стражников был построен в стиле лучистой готики, который расцвел в середине XIII столетия. Бэлль пишет: танцевали медленную торжественную павану Насколько мне известно, хотя я и не специалист в танцевальной культуре того времени, павана появилась лишь в XV веке. При дворе Филиппа Красивого могли танцевать разве что бранль, но этот вид танца сперва был народным, а в какой период он стал придворным, я не знаю.

МАКСимка: На Всемирной выставке 1900-го года в Париже можно было увидеть макеты старинного средневекового дворца Ситэ: http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/texturing-le-palais-de-la-cit.html http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/place-du-palais.html http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/sortie-ct-aval-textures-termines.html

МАКСимка: Средневековый дворцовый комплекс:

Бэлль: МАКСимка пишет: Спасибо за сведения! Они откуда? Отовсюду По кусочку то там, то там... МАКСимка пишет: Насколько мне известно, хотя я и не специалист в танцевальной культуре того времени, павана появилась лишь в XV веке. При дворе Филиппа Красивого могли танцевать разве что бранль, но этот вид танца сперва был народным, а в какой период он стал придворным, я не знаю. Может быть танец и не имеется в виду в эпоху Филиппа, а в более позднюю

МАКСимка: Бэлль пишет: Может быть танец и не имеется в виду в эпоху Филиппа, а в более позднюю Так ведь уже при Карле V дворец перестал быть королевской резиденцией. Король предпочитал отель Сен-Поль, Лувр, Венсен, Ботэ-сюр-Марн. В 1391-м году дворец Ситэ официально получил статус тюремного заведения.

Бэлль: МАКСимка пишет: Так ведь уже при Карле V дворец перестал быть королевской резиденцией. Ааа, точно... Значит, автор текста ошибся! Извиняюсь за дезинформацию!

МАКСимка: Дворцовый комплекс в 1650-м году:

МАКСимка: Интересно проследить историю дворца Ситэ до перестройки во времена Филиппа Красивого. Долгое время в городе был лишь один этот дворец. Его архитектурная структура нам известна начиная с Робера Благочестивого. Его биограф монах Эльго из Флёри писал, что "люди из королевского окружения построили по его приказу изумительный дворец в Париже". Сперва Робер восстановил "зал короля" к северо-востоку, который, вероятно, являлся наследником римского трибунала. Затем построили капеллу Святого Николя, которая заменила собой меровингскую капеллу. На первом плане мы не видим королевских покоев (logis du roi), но очевидно, что они существовали, покуда суверен лишь в этом дворце мог останавливаться, находясь в Париже. В дворцовый комплекс сооружение трансформировалось благодаря последователям Робера. Появился массивный донжон. Год строительства башни - это, скорее всего, 1111-ый год. Она стала ответом на нападение графа Робера Меланского. Но по архитектуре донжона есть смысл рассматривать и эпоху Людовика VII, и даже Филиппа-Августа.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Этот великолепный зал с деревянным потолком и статуями королей Франции служил местом проведения официальных королевских церемоний. Например, именно здесь велись диспуты по поводу введения нового специального налога в 1314 году, или присягали на верность Филиппу Длинному в 1316 году. К сожалению, пожар 1618-го года уничтожил такую красоту. Одно из основных призваний Большого зала - это показать древность французской монархии и подчеркнуть преемственность всех трех французских королевских династий. Вот короли, статуи которых располагались в большом зале: Faramond Clodion Mérovée Childéric Ier Clovis Ier (481-511) Childebert Ier (511-558) Clotaire Ier (511-561) Chilpéric Ier (561-584) Clotaire II (584-629) Dagobert Ier (623-639) Clovis II (639-657) Clotaire III (657-673) Childéric II (662-663-675) Thierry III (675-691) Clovis III (691-694) Childebert III (694-711) Dagobert III (711-715) Chilpéric II (715-721) Clotaire IV (717-718) Thierry IV (721-737) Childéric III (743-754) Pépin le Bref (751-768) Charlemagne (754-814) Louis Ier (814-840) Charles II (840-877) Louis II (877-879) Charles III (898-929) Louis IV (936-954) Lothaire (954-986) Louis V (979-987) Hugues Capet (987-996) Robert II (987-1031) Henri Ier (1026-1060) Philippe Ier (1059-1108) Louis VI (1100-1137) Philippe (1129-1131) Louis VII (1131-1180) Philippe II (1179-1223) Louis VIII (1223-1226) Louis IX (1226-1270) Philippe III (1270-1285) Philippe IV (1285-1314) Louis X (1314-1316) Jean Ier (1316-1316) Philippe V (1316-1322) Charles IV (1322-1328) Philippe VI (1328-1350) Jean II (1350-1364) Charles V (1364-1380) Charles VI (1380-1422) Charles VII (1422-1461) Louis XI (1461-1483) Charles VIII (1483-1498) Louis XII (1498-1515) François Ier (1515-1547) Henri II (1547-1558) François II (1558-1560) Charles IX (1560-1574) Henri III (1574-1589) 7 марта 1618-го года около двух часов утра Людовик XIII был разбужен своим камердинером, который попросил ключи от раки в Сент-Шапель. Король встал и в халате пошел в галерею Лувра, чтобы своими глазами увидеть пожар, который уничтожил великолепный Большой зал дворца Ситэ. Саломон де Бросс начнет реконструкцию помещения, которая продлится до 1622-го года. План Большого зала:

МАКСимка: Дворец Правосудия в 1754-м году:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Саломон де Бросс начнет реконструкцию помещения, которая продлится до 1622-го года. И получился зал, названный зал Потерянных шагов (Salle des Pas-Perdus): А поверх нового зала в XVII веке располагалась Позолоченная комната, где проводились торжественные церемонии. Сперва она носила имя Святого Людовика. Именно здесь заседал революционный трибунал и было произнесено обвинение Марии-Антуанетте:

МАКСимка: Замечательные изображения дворца де ля Ситэ: Дворец де ля Ситэ в XV веке Дворец со стороны моста Сен-Мишель:

МАКСимка: Двор Мая: Посадка нового дерева во дворе Мая: Напомню, что дерево сажали каждое третье воскресенье мая, дабы удалось лето. Сцена, которая произошла 22 февраля 1358 года, когда восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец: МАКСимка пишет: Появился массивный донжон. Год строительства башни - это, скорее всего, 1111-ый год. Она стала ответом на нападение графа Робера Меланского. Но по архитектуре донжона есть смысл рассматривать и эпоху Людовика VII, и даже Филиппа-Августа. Донжон:

МАКСимка: Дворец де ля Ситэ в XVII веке: Различные ворота дворца Ситэ в XVII столетии:

МАКСимка: Королевские апартаменты Людовика IX или Филиппа Красивого: Фруктовый королевский сад: Капелла Сен-Мишель, XVIII век:

МАКСимка: Пожар в Большом зале в марте 1618 года: Большой зал: Лестница, которая вела из Большого зала в зал Святого Людовика: Позолоченная комната:

МАКСимка: Старинный зал Святого Людовика, до его перестройки:

МАКСимка: Гравюра с изображением дворца Ситэ:

Бэлль:

МАКСимка: Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского, где изображен сенокос в июне. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Ситэ (теперь насыпь Нового Моста), видны дворец де ля Ситэ и Сент-Шапель.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Множество людей работало над украшением нового дворца. Еврар Орлеанский собственноручно написал фрески, которые прославляли династию Капетингов. После 1308-го года дворец де ля Ситэ стал самым настоящим источником талантов для министра финансов Филиппа IV Ангеррана де Мариньи, который являлся надзирателем строения. Гюеру, проанализировав документы, включая Хронику Казны Карла Красивого, сделал вывод, что украшение Большого зала было завершено ко смерти Филиппа Красивого. При этом Эврар Орлеанский отвечал за украшение и скульптуру. Впервые упомянутый в податном реестре, Эврар стал королевским художником в 1304-м году. В период между 1308 и 1328-ми годами он являлся декоратором большого числа королевских замков. Над порталом галереи Продавцов Галантереи также работал Эврар. Он продолжил работать и после смерти Филиппа Красивого и упоминается в 1322-23 годах. Между прочим, именно он изготавливал гробницу для Маго д'Артуа в Мобюиссоне и для её отца Оттона Бургундского. К 1357-му году Эврар из Орлеана был мертв. Из работ Эврара сегодня сохранились скульптурные изображения пророков (1340 год), которые служили частью алтарного убранства в аббатстве Мобюиссон, а также статуи из собора города Лангр. Скульптурные изображения пророков (1340 год), сегодня в Лувре Интересно узнать что-нибудь новое о мастере, который работал над дворцом де ля Ситэ во времена Филиппа IV Красивого. И, напомню, что статуя Филиппа Красивого располагалась на портале огромной и красивой лестницы дворца де ля Ситэ, которая вела в галерею Продавцов Галантереи: Памятник Филиппу находился на столбе, который поддерживал перекладину портала. Статуя его слуги Ангеррана де Мариньи стояла на левой подпорке. Возможно, что Ангерран располагался лицом к своему господину. Памятники этих двух людей занимали те места, на которым в религиозном учреждении располагались бы изображения светского благодетеля и святого покровителя. Сегодня мы имеем изображение этой статуи Филиппа Красивого лишь благодаря "Запрестольному образу Парламента Парижа", картина, которая датируется 1454-м годом и находится в Лувре: Вся работа:

МАКСимка: МАКСимка пишет: После 1308-го года дворец де ля Ситэ стал самым настоящим источником талантов для министра финансов Филиппа IV Ангеррана де Мариньи, который являлся надзирателем строения. Большое число известных зодчих привлек Ангерран для работ в Большом зале. Это, во-первых, помимо Эврара Орлеанского, Жан д'Эсран (Jean d'Esserant), королевский каменщик с 1292 по 1303-ий год. С его именем связан сам план зала: План Большого зала дворца на острове Ситэ И, судя по всему, план приорства Сен-Луи в Пуасси также принадлежил д'Эстрану. Королевским плотником в период между 1301 и 1325 годами выступал Жан Жизорский (Jean de Gisors), а Николя де Шом (Nicolas de Chaumes) руководил королевскими строительными работами первой половины XIV столетия. Имя Жана из Жизора также фигурирует в документах, относящихся к Пуасси.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Одно из основных призваний Большого зала - это показать древность французской монархии и подчеркнуть преемственность всех трех французских королевских династий. Вот короли, статуи которых располагались в большом зале: Перед разрушительным пожаром 1618-го года несколько раз делались описания знаменитого Большого зала дворца де ля Ситэ. Комната имела восемь центральных столбов и одинаковое количество колонн на южной и северной стенах, тем самым образовав пролёты между колоннами. В помещении располагалось три больших камина. Согласно наблюдениям Жиля Коррозэ в XVI столетии, количество статуй составляло 58, но не все изображали королевских особ (42). Дю Брёй говорит о семи юристах-правоведах, статуи которых могли просто служить в качестве предметов, заполняющих пустые ниши зала, законченного в 1313-м году. Сегодня в Венсенском замке хранится фрагмент статуи из дворца Ситэ, но это определенно не какой-либо король из Большого зала, но может быть это один из семи юристов, о которых ведет речь дю Брёй. Вероятнее всего, что статуя самого Филиппа IV Красивого была изготовлена уже после его смерти. Жан де Жандён в 1323-м году сообщал, что в Большом зале находились статуи королей "до наших дней", то есть и Людовик X с Филиппом V были уже представлены. Однако, в 1360-м году дошли лишь до Филиппа VI, который скончался десять лет назад. Это указывает на то, что статуи устанавливали посмертно. До 1360-го года Большой зал служил местом сбора Палаты Жалоб. 1 января 1540-го года в зале Франциск I принимал императора Карла V.

МАКСимка: В начале VI века Лютеция принимает возрождающийся облик (в 507-м году Хлодвиг выбрал Париж столицей королевства франков). С первой половины IV столетия остров Ситэ был защищен каменной стеной. Это произошло еще до того, как в 396-м году император Гонорий повелел воздвигнуть подобное во всех городах Галлии. Стена должна было огибать площадь приблизительно от 5 до 9 га, и ее возведение вызвало ряд изменений на острове. Земля была поднята на 33 метра и выровнена, различные каналы ликвидированы и построены новые здания: базилика Марше о флёр, был заложен собор Сент-Этьен (предшественник Нотр-Дама) и новый дворец с западной стороны острова. Император Юлиан жил в нем в 357-358 и 359-360, а Валентиниан в 365 и 364, где в 360 году проводил важный совет. Хлодвиг, сделавший Париж в 507-м году столицей, продолжил традицию и поселился в императорском дворце на острове. Вдохновившись примером императора Константина, который, после основания нового города, отказался от мавзолея в Риме в пользу усыпальницы в Константинополе, Хлодвиг соорудил на вершине холма базилику Святого Петра и мавзолей (до 511-го года). Хильдеберт I (511-558) основал базилику Сент-Круа-Сен-Венсан. Она стала некрополем Меровингов почти на два века. Крыша сооружения, покрытая золотом, была видна из дворца. По Малому дворцу правители могли попасть в церковь. Римский дворец мало известен, даже несмотря на ряд открытий, сделанных во время проведения исследований в 1910-м году. Можно сделать вывод, что Меровинги и Каролинги довольствовались существующим строением, ничего грандиозно не перестраивая. Необходимо ждать Робера Благочестивого (996-1031), чтобы выявить озабоченность Капетингов своей столичной резиденцией, которая не входила в число главнейших. Биографы этого короля ведут речь о реконструкции сооружения и строительстве капеллы Сен-Николя. Но о реальных изменениях мы точно можем говорить при Людовике VI (1108-1137) - появилась круглая башня, окруженная рвом (наружный диаметр - 11,70 м, внутренний 6 м, толщина стен 3 м, высота между 10 и 20 м), точную дату появления которой мы не можем определить. Это первое сооружение такого рода в Иль-де-Франс, но оно не несло военной нагрузки - в ней, видимо, располагалась казна. Возможно, Людовик VI рядом с ней разместил маленькую капеллу, которая располагалась на месте будущей Сент-Шапель. На миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского, изображающий сенокос в июне, мы можем видеть донжон Людовика VI. До конца XII-начала XIII века эта башня являлась самым высоким здание столицы, потом ей составили конкуренцию башни Нотр-Дама и донжон Лувра. В 1776-м году башню дворца Ситэ снесли. Строительство Сент-Шапель рядом с башней изменило значение дворца, но после смерти Филиппа Смелого он все еще находился в зависимости от античной схемы, преставляя собой неправильный четырехугольник. При Филиппе Красивом утвердилась новая форма монархии, согласно которой "король - император в своем королевстве". И началась перестройка дворца, который должен был ознаменовать торжество монархии Капетингов. Башню Людовика VI, которая уже два века олицетворяла королевскую власть, и Сент-Шапель, демонстрирующую связь с религией, сохранили. Основная часть работ началась в 1299-м году, между 1308 и 1316 работы продвигались более интенсивно. Знаменитый Большой двухэтажный зал соорудили между 1301 и 1315, жилище короля в 1308-м, южную стену в 1312-13. На севере появились три круглый башни: Аржан, Сезар и Бонбек, а с южной стороны еще шесть башен. План дворца при Филиппе-Красивом Как мы видим на плане дворца времен Филиппа Красивого, то он имеет форму буквы "P". К 1776-му году, когда произошел пожар, комплекс начала XIV века неплохо сохранился. Большой зал в разрезе, рисунок Виолле-ле-Дюка: По статье "Дворец королей Франции в Париже, построенный Филиппом Красивым", автор Ален Эрланд-Бранденбург: (LE PALAIS DES ROIS DE FRANCE À PARIS PAR PHILIPPE LE BEL, PAR M.ALAIN ERLANDE-BRANDENBURG)

МАКСимка: Приобрел несколько дней назад в Париже: Очень качественное издание с обилием информации и качественными иллюстрациями. К тому же, имеется диск, в котором рассказывается об истории древнего дворца. Интересный материал постараюсь здесь выкладывать.

МАКСимка: При Робере Благочестивом были сооружены королевские апартаменты (Logis du Roi), расположенные в западной части дворцового комплекса. Возможно, именно благодаря третьей супруги короля Констанции Арльской, которая выросла в атмосфере богатства и комфорта, начались перестройки резиденций в Париже и Этампе. Робер II переделал бывший зал судебного заседания, где теперь размещался Королевский зал (Salle du Roi) на месте будущего Большого зала времен Филиппа Красивого. Западнее была сооружена королевская Палата (Chambre du Roi). Старинная королевская капелла была отдана в распоряжение членов ордена Святого Маглуара. Теперь необходимо было построить новую, рядом с комнатой, где ночевал король и залом, где он давал аудиенции. На месте будущей Сент-Шапель появилась капелла Сен-Николя. С времен правления Робера и до Филиппа Красивого дворцовый комлекс оставался заключенным в древнеримских границах. Имелись защитные башни, о которых ничего неизвестно. Возможно, уже тогда в сердце дворца располагалась первая башня в камне, на месте будущего донжона Людовика Толстого. Документы эпохи Генриха I и Филиппа I (1031-1108) лишь изредка упоминают дворец де ля Ситэ. Но тем не менее, существование Salle du Roi подтверждается в XI столетии. Начиная с 1043-го года большое число грамот несут отпечаток Curia Regis (королевской курии). В ней собирались придворные и помогали королю управлять государством. Мы можем предположить, что она располагалась как раз на месте бывшего зала судебного заседания. При Людовике VI (1108-1137) продолжились важные работы во дворце. В связи с непрерывными войнами с сеньорами вокруг Парижа, король нуждался в укрепленном убежище. Согласно Хронике аббатства Сен-Пьер-лё-Виф в Сансе, Людовик построил "Большую башню" (Grosse Tour) , фундамент которой и сегодня сохранился в подвальных помещениях Дворца Правосудия. После пожара 1776-го года башню снесли в 1778-м. В диаметре башня имела шесть туаз (старинная французская мера длины - шесть футов, около двух метров), что около 11,70 метров. Башня Людовика Толстого на различных миниатюрах и гравюрах, а также современная 3D реконструкция: К тому же, Людовик VI перестроил королевские апартаменты (Logis du Roi) между двумя башнями, которые их обрамляли - Квадратной и башней Библиотеки. В 1858-м году в связи с перестройкой Дворца Правосудия эта одна из древнейших частей дворца была снесена. Помимо всего прочего, Людовик возвел-таки капеллу в честь Святого Николя и назначил капеллана. Logis du Roi на различных миниатюрах и гравюрах, а также современная 3D реконструкция: Людовик VII (1137-1180) возвел во дворце де ля Ситэ королевскую ораторию, посвященную Деве Марии. При Филиппе-Августе дворец продолжал оставаться королевской резиденцией, хотя Двор Правосудия (Cour de Justice) разместился в королевском зале (Salle du Roi). В 1187-м году король принимал там Ричарда Львиное Сердце. Во дворце же в 1193-м году отмечали заключение брака суверена с Ингеборг Датской. В 1190-м году перед отъездом в Крестовый поход Филипп-Август распорядился разместить во дворце королевские архивы.

МАКСимка: Во времена Людовика Святого (1226-1270), помимо Святой Капеллы, Сокровищницы Хартий (Le Tresor des Chartres) и домов каноников, чему будет посвящена отдельная тема, была возведена Галерея Продавцов Галантереи (Galerie des Merciers). Это название за ней закрепилось лишь в XIV столетии, когда торговцы открыли там свои лавки. Во времена Святого короля сооружение называлось Малым залом (Petite Salle). Галерея была построена для того, чтобы монарх мог из Королевского зала (Salle du Roi) сразу попасть в верхнюю часовню Сент-Шапель. В 1640-м году Людовик XIII приказал перестроить здание в духе эпохи. В результате пожаров 1737-го и 1776-го года сооружение Людовика Святого приняло такой вид, который мы видим сегодня:

МАКСимка: Еще одна значительная постройка времен Людовика Святого, которая располагалась в северо-западной части дворцового комплекса, за стеной Филиппа-Августа, - это Зал на воде (Salle sur l'Eau). Затем его прозвали Залом Святого Людовика. В этом помещении проходили торжественные церемонии. Потайные ходы в стене XIII века и с южной части дворца давали доступ в зал. Salle sur l'Eau состоял из большого зала и подвального помещения, разделенного на две части, где располагались кухни. С веками здание перестраивали, а в 1865-м году снесли. Сейчас на его месте находится двор кассации: К Залу на воде присоединилась башня Бонбек, которая сохранилась сегодня. Но во время реставрационных работ XIX столетия ей добавили еще один уровень, так как изначально она была ниже, чем башни Сезар и д'Аржан.

МАКСимка: К концу правления Филиппа Смелого (1270-1285) королевский дворец был увеличен на запад, север и юг и вышел за пределы стены III века. В 1278-м году Salle du Roi перестал служить местом заседания королевской курии. Теперь там ждали многочисленные сутяги, члены судебных процессов, перед тем, как войти в Зал судебный заседаний (Chambre "aus Plaiz"). Помимо всего прочего, король в этом зале обедал. Спал монарх в Верхней комнате (Chambre Haut). Постановления Королевского Отеля упоминают в августе 1261-го года существование уборной, в которой питались камергеры. Несомненно, к 1285-му году существовал Дом аудиенций (Maison d'audience), располагавшийся между галереей Продавцов галантереи и Святой Капеллой. Кассовая палата (Chambre aux deniers) размещалась в Большой башне Людовика VI. Филипп Красивый (1285-1314) предпринял, как мы знаем, грандиозную перестройку дворцового комплекса своих предков. Монарх желал приблизить к себе все необходимые для управления органы власти. Хроники Сен-Дени называют короля самым великим строителем дворца. Если верить Казенным Журналам (Journaux du Tresor), то работы начались в 1298-м году. До 1314-го года они длились без остановки. Дворец де ля Ситэ в конце правления Филиппа IV Красивого Сначала король расширил дворец на восток. В 1298-м году была сооружена новая крепостная стена, хотя дворец перестал быть крепостью. На гравюре 1650-го года мы можем видеть стену, ворота Сен-Мишель слева и Большие ворота справа: Рядом с воротами Сен-Мишель располагается капелла Сен-Мишель, перестроенная также при Филиппе Красивом. В 1781-м году и капелла, и ворота, и стена были снесены. На картине Пьера-Дени Мартена "Людовик XV покидает Lit de justice (*торжественное заседание французского (парижского) парламента времен старого порядка, в присутствии короля и пэров, обязывавшее парламент вносить все королевские постановления (ордонансы) в свой реестр и лишавшее их возможности протеста) 12 сентября 1715-го года" слева мы можем видеть капеллу Сен-Мишель: Уже в 1299-м году упомянуты большие расходы на переделки во дворце. В частности, какие-то работы затрагивали колокольню и шпиль Святой капеллы, что стоило больше 300 ливров. Строительство знаменитого Большого зала началось лишь в конце правления Филиппа Красивого, и к моменту его смерти в 1314-м не было завершено. У нас об этом помещении в теме много информации. Карл V в Большом зале

МАКСимка: Счета от 1302-1305 и 1307 сообщают, что работы проводились в северной части дворца на берегу Сены. Необходимы были здания, где разместились бы административные и судебные органы. МАКСимка пишет: Дворец де ля Ситэ в конце правления Филиппа IV Красивого Если посмотреть на этот план, то под буквой f мы увидим Grand'Chambre (Большая палата), которая соединялась башнями Сезар и д'Аржан с одной стороны и Большим залом с другой. Она как раз была отдана в распоряжение Парламента, там размещались палата обжалований и палата первой инстанции для пэров королевства. Короче, там заседал королевский трибунал. В 1499-м году потолок Большой палаты был украшен скульптурными изображениями связок ключей в честь бракосочетания Людовика XII и Анны Бретонской. Заседания в Grand'Chambre Во время пожара 1871-го года это помещение перестало существовать, его реконструировали в нео-ренессансном стиле: От Средних веков сохранились лишь подвальные помещения (караульный зал, La Salle des Gardes), построенные в период с 1301 по 1315-ые года: Старинные фруктовые сады, которые размещались к западу от Chambre du Roi во времена правления Людовика Святого были расширены на юг после разрушения части укреплений. Образовался внутренний двор (Grand Préau): Именно там во времена революции гуляли заключенные: Королевские апартаменты были расширены на запад Филиппом Красивым. Галерея Продавцов Галантереи стала служить офицальным входом во дворец, появилась монументальная лестница, которую мы видели на иллюстрациях выше. В XVII веке ее называли "Красивым крыльцом короля Филиппа". В 1777-м году лестницу снесли. МАКСимка пишет: Памятник Филиппу находился на столбе, который поддерживал перекладину портала. Мы уже говорили, что портал галереи украшали статуи Филиппа Красивого (посередине), Ангеррана де Мариньи (слева), а вот нишу справа занимал сын короля. Так сказано в книге. Никаких больше указаний не дано.

МАКСимка: В декабре 1349-го года, совсем незадолго до восшествия на престол Иоанн II Добрый (1350-1364) начал проводить во дворце новые работы. Он жил, возможно, на втором этаже королевских апартаментов (Logis du Roi). В 1359-м году впервые упоминаются чердачные помещения, которые были надстроены в галерее Продавцов галантереи. В 1354-м завершили Chambre des Galethas, в которой располагались комнаты дофина, будущего Карла V Мудрого. В 1353-м году 163 ливра были потрачены на работы между Большим залом и палатой дознания. Это как раз были знаменитые двухэтажные кухни короля Иоанна, соприкосавшиеся с залом Ратников. Запасы находились в подвальном помещении, а наверху размещался обслуживающий персонал. Лестница, ведущая на кухни Иоанна II Доброго В 1357-м году были предприняты работы в Зале на воде, в башне Библиотеки и в Зале Парламента.

МАКСимка: Часовая башня была построена в 1350-1353 годах. Сверху размещался фонарь, а в 1371-м году появился серебряный колокол. В первые годы своего существования башня выполняла роль наблюдательного поста для охраны дворцового комплекса. При Карле V примерно в 1370-м году появились часы, произведение Анри де Вика (Henri de Vic), которые стали первыми и единственными общественными часами в Париже. В 1418-м году установлен монументальный циферблат. В 1585-м году Генрих III заменил его на новый, выполненный известным мастером Жерменом Пилоном. Две аллегорические фигуры изображают Закон и Правосудие. В 1852-м году поврежденные в революцию статуи реставрировали. Интерьер часовой башни менялся много раз. В 1611-м году был зарыт подвал. В 1840-1848, 1860-1861 годах башня была отреставрирована. На четвертом этаже восстановлено полихромное убранство в зале, который назван в честь королевы Бланки:

МАКСимка: Около 1360-го года Карл V перестал использовать дворец де ля Ситэ в качестве королевской резиденции, он расположился в Лувре. Также в книге ошибка - там сказано, что после смерти Иоанна II в Англии (1364) его вдова предпочла Сен-Поль. Но проблема в том, что Жанна Оверньская скончалась в 1360-м году. Обидно, что в такой казалось бы роскошной книге такие ошибки. Карл V продолжал использовать дворец для торжественных церемоний, украшая комплекс. Мы уже знаем, что именно он установил на одной из башен первые городские часы. В январе 1378-го года во дворце де ля Ситэ король принимал своего дядю по материнской линии - императора Карла IV, который смог насладиться великолепным убранством Святой Капеллы и Большого Зала. В 1370-ых дворец потерял функцию королевской резиденции и оставался без мебели. Охрана комплекса была доверена консьержу. Теперь помещения служили в качестве парадных залов, часть была отдана под юридические, административные и парламентарные нужды. Остальное в 1380-ых стало служить тюрьмой. В 1381-м году в правление Карла VI (1380-1422) подвальные помещения старинного hotel du Roi превратились в тюремные. Узники Парламента находились в Шатле, а вот заключенные дворца находились полностью в распоряжении консьержа. В 1399-м году Большая башня Людовика VI тоже упоминается в качестве места заключения. К 1400-му году тюрьма занимала почти столько же помещений, как и во времена революции, и являлась одной из самых важных тюрем столицы. Под Галереей Продавцов галантереи находилось жильё тюремного смотрителя. В 1383-м году шпиль Сен-Шапель был заменен на новый, который был выполнен плотником Робером Фушье. Во время анархии времен Карла Безумного деятельность во дворце приостановилась, а уже Карл VII в 1437-м году восстановил в комплексе административные функции.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Строительство знаменитого Большого зала началось лишь в конце правления Филиппа Красивого, и к моменту его смерти в 1314-м не было завершено. В других источниках говорится, что строительство Большого зала началось в 1301-м году, а закончилось в 1313-м, т.к. в тот год в этом помещении были торжественно посвящены в рыцари сыновья Филиппа Красивого. Я обнаружил изображения еще трех неизвестных статуй, найденных во время раскопок на территории дворцового комплекса в 1899-м году. Одна у нас уже была в теме.

МАКСимка: Примерно там, где сегодня проходит Новый мост, раньше находился Зал на Конце (Salle de la Pointe). Первое упоминание о нем датируется 1356-м годом. В 1487-м году зал фигугирует под названием "Банный дом дворца". Согласно инвентарю 1428-го года, строение состояло из главное зала, комнаты, капеллы, конюшни, кухни и чердака. В 1606-м году в связи со строительством Нового моста Банный дом снесли. Кстати, а королевские сады появились еще во времена правления Людовика VII.

МАКСимка: Король Людовик XII возвел в начале XVI столетия в южной части двора со стороны Сент-Шапель комплекс (в плане представлял собой букву H) в духе своего времени: западное крыло занимал отель герцога Орлеанского, перпендикулярно ему размещалась Монетная палата (Chambre des Monnaies), а во двор Сент-Шапель выходила Счетная палата (Chambre des Comptes). Для придания пышным государственным церемониям большего блеска была построена также монументальная лестница. Комплекс был завершен лишь в правление Генриха II. В ночь с 26 на 27 октября 1737-го года произведение Ренессанса было уничтожено. На его месте архитектор Габриэль возвел новое здание в классическом стиле: В 1871-м году здание вновь пострадало и было снесено. Также Людовик XII с помощью Фра Джьокондо (Fra Giocondo) провел работы в Grand'Chambre (Большая палата): появились позолота, украшенный скульптурами потолок, шикарная драпировка с королевскими лилиями.

Minette: МАКСимка пишет: Филипп Красивый занимал западную часть дворца, где располагался старый дворец. Начатые в 1308-м году, королевские апартаменты без сомнения не были закончены ко времени смерти короля. Поэтому нет никакой уверенности, что король проживал в этой части дворца Ситэ. Где-то читала, что Филипп IV жил в башне Цезаря (т.е. там была его спальня)...Это неправда?

Бэлль: Minette пишет: Где-то читала, что Филипп IV жил в башне Цезаря (т.е. там была его спальня)...Это неправда? Ах, если бы... Филипп Красивый жил в западной части дворца, в "старом" дворце, а башня Цезаря возведена на северной стороне уже в "новом"...

Minette: Бэлль пишет: Ах, если бы... Филипп Красивый жил в западной части дворца, в "старом" дворце, а башня Цезаря возведена на северной стороне уже в "новом"... Ясно. Спасибо,Бэлль! Вычеркиваем

МАКСимка: Бэлль пишет: Филипп Красивый жил в западной части дворца, в "старом" дворце Да, короли обитали, насколько я понимаю, в королевских апартаментах (Logis du Roi) в западной части дворца, перестроенных при Людовике Толстом.

МАКСимка: Совсем недавно открыли фасад Консьержери после реставрации: Особенное внимание приковывают старинные часы:

МАКСимка: Les palais royaux à Paris au Moyen Age (XIe-XVe siècles) Из этой статьи можно вычленить интересные сведения. В частности, сообщатся, что при Филиппе-Августе появилась вторая парижская резиденция - Лувр, который был сооружен для охраны возросшего города. Но при этом Ситэ не терял своей роли официальной резиденции. В 1254-м году во дворце де ля Ситэ Генрих III принес клятвенное обещание верности королю Франции, а в 1320-м граф Фландрии Робер де Бетюн проделал аналогичное. Интересно, что при Филиппе Красивом ассамблеи собирались в саду дворца (24 июня 1303, 15 октября 1307 и 6 октября 1308). Традиция восходит к знаменитым собраниям Людовика IX под дубом Венсенна, где Святой король вершил правосудие. В 1324-м году Карл IV завершил строительные работы во дворце, которые начал его отец. Иоанн II испытывал особую привязанность к Ситэ, поскольку он даже надстроил и декорировал королевские апартаменты, привел в порядок кровлю галереи Продавцов Галантереи, чтобы над ней сделать апартаменты дофина. В Счетной палате разместился монетный двор. Королевское присутствие во дворец де ля Ситэ очень скоро стало притягивать торговцев. Они размещались в галерее Продавцов Галантереи, но в XIV веке их можно было встретить и у восточной стены дворцового комплекса, вокруг Сент-Шапель. МАКСимка пишет: Памятник Филиппу находился на столбе, который поддерживал перекладину портала. Статуя его слуги Ангеррана де Мариньи стояла на левой подпорке. МАКСимка пишет: Мы уже говорили, что портал галереи украшали статуи Филиппа Красивого (посередине), Ангеррана де Мариньи (слева), а вот нишу справа занимал сын короля. Так сказано в книге. Никаких больше указаний не дано. А вот в статье указывается более конкретно, что Филипп IV находился в центре, Ангерран слева, а Людовик X - справа.

МАКСимка: Еще одно изображение комплекса во времена Филиппа Красивого:

МАКСимка: Дворец Ситэ, эстамп начала XVIII века

МАКСимка: МАКСимка пишет: Совсем недавно открыли фасад Консьержери после реставрации: Мои собственные фотографии часов на Часовой башне:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Капелла Сен-Мишель, XVIII век: А ведь точно, в капелле Сен-Мишель крестили Филиппа-Августа:

МАКСимка: В этой новой книге есть интересные подробности про дворец Ситэ: Историк отмечает значимость дворца, как местопребывания верховных ведомств и служб французской короны: "Несмотря на появление новых резиденций короля в Париже и его окрестностях, дворец Ситэ оставался символической резиденцией короля даже после того, как монархи уже там не жили. Столь исключительный статус данного дворца нашел свое отражение даже в названии: он единственный из всех королевских дворцов назывался Palais, что выражало некий юридический концепт верховной власти, идущий от римской эпохи. В этом, безусловно, выразилось стремление Капетингов сделать упор на преемственности своей власти от галло-римских времен к эпохам Меровингов и Каролингов. мственности своей щ от галло-римских времен к эпохам Меровингов и Каролингов. Однако со временем эту символическую преемственность олицетворяли служители короля, разместившиеся и постоянно находившиеся в этом Дворце, в то время как король и его Двор кочевали из одной резиденции в другую. Хотя название «столицы» Париж обрел при Филиппе II Августе, будучи главным городом уже со времен Меровингов, эту функцию олицетворял именно Дворец Ситэ в качестве образа королевской власти. С одной стороны, закрепление верховных ведомств и служб короны Франции в этой резиденции наглядно утверждало принцип «репрезентации персоны монарха» в его отсутствие и стало поворотным явлением в процессе их институционализации. С другой - оно способствовало укреплению «средоточия» власти - столицы, необходимого элемента централизованного государства. Символическое значение Дворца не только не ослабевало по мере появления других королевских резиденций и даже после окончательного переезда Карла V Мудрого во дворец Сен-Поль в Париже, но со временем даже возрастало. Оставив дворец как постоянное местопребывание, короли обязаны были после коронации и торжественного въезда в город дать парадный банкет и на все время проведения празднеств находиться именно здесь. Таким образом, не присутствие короля придает теперь Дворцу характер центра власти, а наоборот - Дворец как бы сообщает королю дополнительную легитимность. О Дворце в Ситэ как об уникальной резиденции короля свидетельствуют и позднейшие привилегии, даруемые короной тем своим служителям, которые по долгу службы имеют право жить здесь. Так, в 1404 г. король подтвердил освобождение от налогов (тальи, эд и других поборов) проживавшив во Дворце чиновников, ссылаясь не только на «незапамятный обычай», ни и на особый статус самого здания как «главного обиталища и жилища», дающего его насельникам особые прерогативы. Убедительно демонстрирован политическое значение этого Дворца и установившийся обычай проводить в нем открытие заседаний депутатов Штатов в Париже. Например, здесь происходило открытие сессий Штатов 1355 и 1356 гг. Важно иметь в виду, что впервые собранные при Филиппе Красивом Генеральные Штаты 1302 г. открыли свое первое заседание в здании собора Нотр-Дам-де-Пари. Проведение здесь Штатов 1302-1308 гг. могло диктоваться также конфликтом с папой римским Бонифацием VIII и стремлением короны продемонстрировать союз с французским духовенством. Разумеется, переносу Штатов в здание Дворца способствовало его кардинальное расширение в 1313 г. и появление грандиозной по размерам Большой залы. Символическое значение Дворца как «образа государства» явилось результатом его постепенного «заполнения» служителями верховных ведомств короны Франции, в итоге вытеснивших из него самого короля. Этапы выделения им помещений здесь демонстрируют процесс их институционализации и связанную с их местоположением символику. Кардинальные изменения происходят уже в правление Людовика IX Святого. Прежде всего это касается устройства специального помещения для хранения архивов короны Франции: они с этого времени будут находиться на третьем этаже здания, возведенного рядом со Святой Капеллой (Сент-Шапель) и предназначенного для ризницы. Помимо сохранности и доступности для короля и чиновников, архивы получили и определенное сакральное освящение. Здесь же расположилась и Приемная Канцелярии (Audience du Sceau), причем именно капелланы «королевской капеллы» обязаны были обеспечивать клерком секретарей необходимым для написания актов пергаментом, что олицетворяло генетическую связь службы канцлера с королевской капеллой. Еще важнее изменения, произошедшие при Людовике IX Святом в размещении выделяющихся из Королевской курии специализированных ведомств. Уже сами проведенные по его указу строительные работы по расширению дворца свидетельствовали в пользу роста численности и специализации аппарата королевской власти. Не менее значимо то обстоятельство, что при нем прежнее помещение, так называемая Зала короля, перестает быть местом заседаний Королевской курии. Она передается «Совету короля в Парламенте», соседствующему с залой, где король отныне «вкушал еду», а зачем принимал подателей прошений, и помещение отныне именуется «Палатой судебных заседаний». Специализация помещения подтверждает выделение в этот период Парламента из Королевской курии (хотя документально засвидетельствованное около 1278, т.е. в правление Филиппа III Храброго), а соседство двух «судебных» помещений демонстрирует связь правосудия с персоной монарха. Еще одно важное нововведение происходит в правление Филиппа III Храброго: Денежная палата, будучи службой Дома короля, около 1285 г. оседает в старинной так называемой Большой Башне Дворца и перестает следовать за королем. Грандиозная перестройка Дворца в Ситэ была осуществлена Филиппом IV Красивым в рекордные сроки - всего за семь лет (1296-1313 г.), и одной из главных ее целей являлось предоставление оформившимся ведомствам короны адекватных их функциям помещений рядом с королем. Не вдаваясь в детали этого кардинального для истории Дворца и хорошо исследованного события, хотелось бы обратить внимание лишь на принципиальные для образа власти новшества, не замеченные или не оцененные исследователями. Первым среди них, на мой взгляд, является отличная от всех прочих королевских резиденций небывалая открытость этого нового дворца. Со времен Филиппа IV Красивого Дворец в Ситэ перестает быть крепостью и открывается для широкой публики. Хотя он уже давно не исполнял функций защиты столицы, тем не менее, это было принципиальным новшеством, которое невозможно объяснить вне контекста складывающегося нового образа власти монарха. Будучи символом верховного правителя Французского королевства, Дворец в Ситэ демонстрировал открытость и дружелюбие власти, готовность выслушать жалобы и прошения подданных. Не менее важно, что работа должностных лиц короля становится по сути публичной: люди свободно могли присутствовать на судебных слушаниях, внимать оглашаемым с верхней ступени лестницы Дворца приговорам, равно как и королевским указам (Это делалось на лестнице, ведущей во Дворец из Майского сада, так называемом «Крыльце прекрасного короля Филиппа», где помещалась мраморная плита, с которой оглашались указы и приговоры, а первый судебный пристав вызывал в суд дворян. У основания этого крыльца сжигались осужденные Парламентом книги), могли прийти в Канцелярию с целью получить копию указа и наблюдать работу всех других чиновников. Все это органично вписывается и в формирующуюся профессиональную этику службы короне франции с характерным для нее демократизмом и элементами гражданского гуманизма. Перестройка Дворца сопровождалась существенным расширением и предусматривала отдельные помещения для всех ведомств короны Франции. Главной чертой их размещения являлась концентрация вокруг покоев короля, что в очередной раз подчеркивало нерасторжимую связь чиновников с персоной монарха. Прежде всего, рядом с королевскими аппартаментами (так называемой Палатой короля) расположилась Палата прошений, или парадная зала, которую именовали также «Большая палата Совета». Соединение покоев короля с Сокровищницей хартий, давая теперь ему возможность легко и быстро получить нужный документ, осуществлялось через так называемой Большую галерею (позднее "аллею к Канцелярии"). Через южный выход покои короля соединялись с Палатой счетов и Монетной палатой, так что король всегда мог войти сюда и проверить состояние своих финансов. Такое расположение было удобно и для служащих этих ведомств, которые могли быстро свериться с нужными им документами в Сокровищнице хартий. Важно обратить внимание, что Казначейство находилось отдельно от этих двух финансовых институтов и дальше от покоев короля, в особом помещении рядом с большими воротами. Главное новшество и подлинное архитектурное чудо Дворца - Большая зала или «Большой Дворец» (в будущем «Зал потерянных шагов») - была возведена на месте разрушенных покоев, Палаты короля и Палаты судебных заседаний. Своим размахом она поразила воображение современников: 70 м в длину и 27 м в ширину. Как самое большое помещение во Дворце, она использовалась для торжественных собраний и церемоний, для открытия заседаний Штатов и парадных обедов. Размеры залы, ее украшения в виде статуй королей от легендарного Меровея до Капетингов демонстрировали твердыню власти монарха, ее легитимность через преемственность и славу (Об этих статуях мы можем судить только по описанию адвоката Парламента в XIV в. Жана дю Брейля и позднейшим рисункам Дюсерсо, поскольку они были уничтожены пожаром 1618 г. Они представляли собой также и посмертную оценку правления каждого короля: поднятая к небу рука означала «правильное служение», у плохих правителей, например, "ленивых королей" руки были опущены вниз). Здесь же, в западном крыле Залы помещался знаменитый мраморный стол, состоящий из девяти гигантских плит, привезенных из Германии: используемый для парадных банкетов или в качестве сцены для разыгрываемых в праздники спектаклей, в обычное время он служил местом военного суда - адмирала и коннетабля Франции, а также хранителей вод и лесов. Вдоль южного крыла Залы полагались своеобразные «приемные» (скамейки) для мэтров прошений Дома и Дворца, а также для нотариусов-секретарей. Большая зала соединялась с пристроенной к западному крылу Дворца Большой палатой Парламента, где проходили судебные заседания и слушания дел. Рядом находилось помещение Следственной палаты Парламента. Завершалось это северо-западное крыло Дворца двумя башнями - Башней Цезаря и Серебряной Башней, в которых располагались приемные суда и архив Парламента по гражданским и по уголовным делам. Главный по значимости и объему гражданский архив находился в Серебряной Башне, которую называли также «Башней (Турнель) Парламента» или «Башней (Турнель) Большой палаты». В Башне Цезаря находился архив уголовных дел, и здесь же собирались советники-миряне для вынесения приговоров по уголовным делам. Любопытно, что оба секретаря (по гражданским и уголовным делам) называли места хранения порученных им архивов просто «Башня (Турнель)», как бы игнорируя друг друга. Позднее архив по уголовным делам был перевезс в другое помещение, рядом со Следственной палатой. У Палаты прощений дворца имелось свое отдельное помещение для архива. Как видим, Парламент располагался дальше остальных ведомств от покоев короля, что в какой-то мере зримо воплощало его наибольшую автономность от персоны монарха. При этом он ближе всех находился к Большой Зале Дворца с ее программным для власти обликом и убранством. Такое отдаление от покоев короля компенсировалась тем, что в Большой палате Парламента специальное богато украшенное место было отведено для монарха, который мог в любое время прийти на заседание, и обозначало постоянное незримое его присутствие. Это место получило название "ложе правосудия" (lit de justice): кресло короля было украшено балдахином, слева над ним висело Распятие. Вдоль стен располагались два длинных ряда высоких кресел для пэров Франции и советников Парламента (слева клириков, справа мирян). У ног короля отводилось место для канцлера. «Пространство короля было отгорожено своеобразными калитками и некоторой свободной частью от остального помещения. Помимо кресел для советников, отдельных скамей для адвокатов, прокуроров и тяжущихся лиц, в зале имелось пространство и для публики. Большая палата Парламента соединялась с Галереей Людовика Святого, где король теперь собирал французских прелатов для обсуждения политики в отношении Святого престола, и башней Бонбек, где со временем разместится канцелярия суда генералов-реформаторов. В этой символической резиденции короля Франции растущий политический вес чиновников становится особенно наглядным (О нарождающейся силе и амбициях служителей короны ярче всего свидетельствует статуя Ангеррана де Мариньи, помещенная им наверху лестницы у входа во Дворец. О шоке современников от этой выходки можно судить по «Рифмованной хронике» Жоффруа Парижского, где описана и эта статуя, и падение всесильного камергера Филиппа Красивого). "

МАКСимка: МАКСимка пишет: В этой новой книге есть интересные подробности про дворец Ситэ "Поворотным моментом в истории Дворца в Ситэ стали события парижского восстания 1356-1358 гг. Конфликт достиг апогея 22 февраля 1357 г.: ворвавшиеся в покои короля во Дворце толпы парижан под предводительством Этьена Марселя убили на глазах дофина Карла двух маршалов. Пережитое Карлом потрясение, как уже отмечалось, считается причиной принятого им судьбоносного решения оставить навсегда этот Дворец и перебраться в 1364 г. в расширенный и перестроенный замок Сен-Поль на правом берегу (Знаменательно, что в указе от июля 1364 г., присоединявшем замок Сен-Поль к домену, его статус уступает авторитету Дворца в Ситэ: «Hostel solennel... apres le Palais Royal soit propre et special Hostel de nous et de noz successeurs»). Однако это политическое событие явилось лишь внешним катализатором глубинного процесса автономизации ведомств и служб от персоны монарха. Так, уже в правление Иоанна II Доброго все четче обозначается тенденции отдалить органы управления от личных покоев короля: над помещением Палаты счетов была возведена комната для проведения Королевских советов, которые до этого проходили в Зеленой палате, передней Палаты короля.Скорее всего, именно тогда же выделяется комната для Монетной палаты, рядом с Палатой счетов, и она переезжает из прежнего помещения на правом берегу во Дворец в Ситэ. Эти перемещения отражали важные администрационные нововведения, которые внедрил король, прежде считавшийся историкими утерявшим связь со временем неудачливым воякой. В правление Карли V соответствующие тенденции продолжились: заседания Королевского совета, как и другие расширенные консультативные ассамблеи, на которые собиралось до двухсот человек, включая представителей университета и Парижа отныне проходили в замке Сен-Поль, а ведомства короны получили над Дворцом в Ситэ полную власть. «Матрица французской монархии» (по выражению А. Пиното), Дворец в Ситэ с середины XIV в. превращается в исключительное место пребывания институтов королевской власти, и отныне именно их служители зримо "представляют" короля, а символика здания придавала им символическую власть. Переезд короля в замок Сен Поль не снизил статус Дворца в Ситэ, и он закреплен текстом королевского указа, изданном в преддверии переезда, в январе 1359 г. (Сам Дворец был особым указом короля присоединен к королевскому домену, став неотчуждаемой собственностью короны Франции). Поскольку вместе с королем здание в Ситэ покинули и почти все службы Дома, их помещения вскоре были заняты службами Дворца. Именно с этого времени можно говорить о четком разделении этих двух структур". МАКСимка пишет: Часовая башня была построена в 1350-1353 годах. Сверху размещался фонарь, а в 1371-м году появился серебряный колокол. В первые годы своего существования башня выполняла роль наблюдательного поста для охраны дворцового комплекса. При Карле V примерно в 1370-м году появились часы, произведение Анри де Вика (Henri de Vic), которые стали первыми и единственными общественными часами в Париже. В 1418-м году установлен монументальный циферблат. В 1585-м году Генрих III заменил его на новый, выполненный известным мастером Жерменом Пилоном. Две аллегорические фигуры изображают Закон и Правосудие. В 1852-м году поврежденные в революцию статуи реставрировали. Интерьер часовой башни менялся много раз. В 1611-м году был зарыт подвал. В 1840-1848, 1860-1861 годах башня была отреставрирована. О башне и часах также подробно пишет Цатурова: "Наконец, новая символическая власть Дворца нашла выражение в акции Карла V установить в 1371 г. на башне, возведенной в 1330-1366 гг. и специально для этого перестроенной, первые общественные часы в Париже (До и после этого часы были установлены в других королевских резиденциях, в Венсенне (1359 г.), во дворце Сен-Поль (1377 г.), в Монтаржи (1380 г.)). С тех пор и до наших дней эта часть Дворца именуется Башней часов. Поскольку это были первые в Париже общественные часы, их установка по задумке и на счет короля свидетельствует о явной символической задаче. Прежде всего, с этой целью король пригласил некоего Генриха Бика (Вика) из Германии, часовых дел мастера, и назначил ему, помимо оплаты за их изготовление, жалованье в размере 6 су в день, каковые он получал из доходов от муниципалитета Парижа. Это было достаточно высокое содержание, о чем свидетельствует иск в Парламент, поданый купеческим прево и эшевенамм и 1418 г. с целью либо уменьшить его размер, учитывая плачевное положение города, либо найти другой источник оплаты. Власти города настаивали на том, что времена изменились, и им должно соотвествовать другое, чем в 1371 г., жалованье. К тому же оно контрастировало с обслуживанием часов на церквах Сент-Эсташ и Сен-Поль, которые не стоили городу ничего, а их обслуживание обходилось всего в 6 франков в год. Нежелание Генриха Бика (Henry Bie/Bye/Vic), который до сих пор исполнял эту службу, идти навстречу городу расценивалось истцами как незаконное противопоставление частного интереса общему благу. В ходе судебного разбирательства выяснилась любопытная мотивировка позиции часовых дел мастера, который настаивал на сохранении ему жалованья не только необходимостью содержать двух помощников за свой счет, но и исполняемой им высокой задачей "служить общему интересу Парижа". Надо заметить, что он выиграл дело в Парламенте, в том числе и благодаря установившимся прерогативам чиновников: ввиду того, что он долго и безупречно исполнял службу, его нельзя было сместить или ущемить в правах. В Регламенте юрисдикции аудиторов Шатле 1377 г., вскоре после установки этих часов, говорится, что ориентиром начала их работы должны быть именно «часы дворца» (de l'Orloge du Palays); то же самое положение было включено в Регламент о Шатле 1424-1425 гг. При всей их фундаментальной важности соблюдения дисциплинарных норм службы, часы на башне Дворца несли и иную, куда более значимую символическую функцию, олицетворяя власть этого здания над всем миром чиновников в Париже. Надо заметить, что часы были очень красивыми и богато украшенными, причем эти украшения имели четкую монархическую символику (гербы и щиты короля, золото и лазурь в цветовой гамме и т.д.). Об этом облике мы можем косвенно судить по описанию, сделанному в феврале 1551 г., когда парижскому художнику Жану Миньону заказали работы по их реставрации согласно переданному ему нотариусами документу с пометкой «не менять (ne varietur)». МАКСимка пишет: Сегодня мы имеем изображение этой статуи Филиппа Красивого лишь благодаря "Запрестольному образу Парламента Парижа", картина, которая датируется 1454-м годом и находится в Лувре: "Вершиной политики по символическому украшению залов Дворца, спорно, следует признать картину, ныне находящуюся в Лувре. Это знаменитое «Распятие» («Retable du Parlement»), представляющее собой квинтэсенцию «королевского культа» и экзальтацию судебных функций монарха. Для нас важны, помимо содержания, и обстоятельства ее появления - прежде всего дата создания - 1452-1454 гг., в период прекращения королевской схизмы и мучительного поиска путей примирения расколотой страны. В этой деятельности служителям короны во главе с вершителями правосудия отводилась решающая роль. Не случайно поэтому картина, а значит и ее «содержание», были заказаны самим Парламентом. Еще более знаменателен факт ее помещения в Большой зале Парламента, в центре стены над скамьями советников. Призванная подчеркнуть функцию правосудия, она явно притягивала к себе взоры присутствующих на заседаниях, затмевая самого монарха, даже во время его присутствия. Такое местонахождение картины знаменовало собой сущностную трансформацию представлений парламентариев о своем предназначении: отныне не король являлся главным в зале суда, а сам Бог как источник и мерило правосудия. Здесь содержался и намек на независимость судей от мирской власти и их ответственность только перед Всевышним за свои решения".

МАКСимка: Recherches archéologiques sur le Palais de justice de Paris par Edgard Boutaric

МАКСимка: МАКСимка пишет: Пережитое Карлом потрясение, как уже отмечалось, считается причиной принятого им судьбоносного решения оставить навсегда этот Дворец и перебраться в 1364 г. в расширенный и перестроенный замок Сен-Поль на правом берегу Однако Карл V никогда не терял интереса ко дворцу Ситэ, и особенно в начале правления подчеркивал необходимость реставрации комплекса и выделения на это денег. МАКСимка пишет: "Наконец, новая символическая власть Дворца нашла выражение в акции Карла V установить в 1371 г. на башне, возведенной в 1330-1366 гг. и специально для этого перестроенной, первые общественные часы в Париже (До и после этого часы были установлены в других королевских резиденциях, в Венсенне (1359 г.), во дворце Сен-Поль (1377 г.), в Монтаржи (1380 г.)). С тех пор и до наших дней эта часть Дворца именуется Башней часов. МАКСимка пишет: Часовая башня была построена в 1350-1353 годах. Сверху размещался фонарь, а в 1371-м году появился серебряный колокол. Серебряный колокол был отлит в 1371-1372 годах Жаном Жувантом (Jouvente). Этот же мастер отлил в 1369-м году до сих пор существующий колокол chatelet донжона Венсенна. В 1379-м году начались работы по реставрации крепостной стены дворца Ситэ. Кстати, на картине Мастера святого Эгидия "Крещение Хлодвига", изображенное в Нижней часовни Сент-Шапель, мы можем разглядеть боковой южный фасад королевских апартаментов (Logis du roi). L'Hotel du roi au palais de la Cite a Paris sous Jean II et Charles V par Jean Guerout

МАКСимка: Tour de l'Horloge

МАКСимка: МАКСимка пишет: Примерно около 1296-го года Филипп Красивый принялся наконец-то расширять дворец, чтобы в нем можно было и жить, и работать. Сперва пришлось освободить новую площадь для построек. Были выселены буржуа, торговцы и ремесленники, дома которых располагались вдоль восточной стены. Даже герцогу Бретонскому пришлось уступить особняк, которым он владел в этой зоне. Новый дворец строился из благородных материалов, которые доставляли из Рейнской области, Голландии, Дании и Фрисландии. Ступеньки и крыльцо большой лестницы были выполнены из мрамора. Жан де Жанден пишет в 1328-м году: "Его неприступные стены образуют собой достаточно большое пространство для содержания огромного количества людей. В качестве знака уважения и для их славной памяти, статуи всех королей Франции до наших дней собраны в этом месте. Королевский дворец чудесным образом адаптирован к нуждам наших королей". Georges Minois Philippe le Bel

МАКСимка: Le palais de Saint Louis reconstitué en 3D В связи с выставкой, посвященной Святому Людовику в Консьержери, был реконструирован в 3D дворец на острове Ситэ конца XIV столетия.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В связи с выставкой, посвященной Святому Людовику в Консьержери, был реконструирован в 3D дворец на острове Ситэ конца XIV столетия. ЗДЕСЬ сама реконструкция.

МАКСимка: Текст о дворце. В статье можно увидеть планы дворцового комплекса из издания Plan du Palais de la Cité, état vers 1360, par Jean Guérout, Le Palais de la Cité à Paris des origines à 1417, Essai topographique et archéologique, 1949-1953



полная версия страницы