Форум » Париж (Paris) » Дворец Ситэ (Le palais de la Cité) » Ответить

Дворец Ситэ (Le palais de la Cité)

МАКСимка: История королевского замка (Википедия): В VI веке (вероятно в 508 году) король франков Хлодвиг выбрал остров Сите для возведения дворца, и впервые Париж стал официальной резиденцией короля. Он прожил в нем до своей смерти в 511 г.. В эпоху династии Каролингов центр империи переместился на восток; монархи забросили свой дворец, и город опустел. В конце Х в. Гуго Капет (первый король династии Капетингов) разместил во дворце совет и администрацию. Таким образом, замок стал резиденцией французских королей, а столицей короля Франции снова сделался Париж, тогда как при последних Каролингах ею был Лан. В течение четырех веков Капетинги трудились над преобразованием своей крепости. Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972—1031), женившись на Констанции Арльской (третья жена), женщине амбициозной, родившей королю девять детей, решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет (Curia regis)), на западе — Королевскую палату. На том же месте, где Людовик IX воздвигнет Сент-Шапель, Роберт велел поставить часовню Сен-Никола, поскольку старинную королевскую часовню его отец пожаловал монахам ордена Св. Маглуара. Людовик VI Толстый (1081/1078 − 1137) и его друг аббат Сугерий из монастыря Сен-Дени делали все, чтобы могущество церкви поставить на служение монархии и усмирить вассалов. Осаждаемый сеньорами, король укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню 11,70 м в диаметре со стенами 3-метровой толщины, которая получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века. Людовик VII Молодой (или Младший) (1120—1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней Консьержери. Филипп II Август (1165—1223) — воинственный король стал новатором в области военной архитектуры; при помощи целой когорты инженеров, лично наблюдая за ходом работ, он застроил весь королевский домен крепостями, защитив их башнями и донжонами. Дворец в Сите становился центром власти. В 1187 г. Филипп август принимает в замке Ричарда Львиное Сердце, в 1193 справляет свадьбу с Ингеборгой Датской, и в королевских грамотах впервые упоминается о «консьерже», получающем жалование за выполнение «малого и среднего правосудия» на дворцовой территории. Кроме того, по свидетельству летописца и врача Ригора (Rigord), Филипп II приказал замостить зловонные топи вокруг дворца, запах которых ему докучал. Людовик IX Святой (1214—1270) будучи добродетельным, не был лишен честолюбия. Он задался целью стать светочем Западно-христианского мира и в 1239 г. приобрел святые реликвии Страстей Господних, выставил их во дворце, специально построив для них в рекордные сроки (1242—1248) роскошный реликварий — часовню Сент-Шапель. Им же возведена Сокровищница Хартий; галерея де Мерсье, соединившая верхнюю часовню дворца с королевскими покоями; «Зала на Водах», служившая для проведения церемоний. Постепенно замки-крепости утрачивают оборонительную роль и становятся местом обитания. Отныне королевская обитель должна соответствовать требованиям комфорта и роскоши. В XIV в., при Филиппе IV Красивом (1268—1314), крепость превратилась в самый роскошный дворец в Европе. Филипп поручил коадъютору королевства Французского (главный правитель) Ангеррану де Мариньи (будущему узнику Консьержери) строительство дворца, новый вид которого стал бы отражением королевского величия. Кроме того, перед коадъютором стояла задача сделать замок как можно более просторным, чтобы в нем поместились административные службы. Для этого экспроприировали много домов, стоявших близко к дворцу. Были построены: Следственная Палата, башня Цезаря, Серебряная башня, галерея для перехода в башню Бонбек, новая крепостная стена на юге, Счетная Палата напротив Сент-Шапель… На месте Королевского Зала возведен Большой Зал, много просторнее первого. В нем поставили огромный стол из черного мрамора, привезенного из Германии, стены обшили деревянными панелями, а на каждой из опорных колонн стояли созданные Эврардом Орлеанским полихромные статуи королей Франции. Иоанн II Добрый (1319—1364) последним приложил руку к средневековому дворцу: надстроил этажи над галереей де Мерсье для дворцовой челяди, выстроил здание для кухонь, квадратную башню (Часовая башня), на которой его сын Карл V Мудрый в 1370 году поместил первые городские часы. В конце XIV века завершилась история королевского дворца. В 1358 г. произошло народное восстание под руководством парижского прево Этьена Марселя. Воспользовавшись отсутствием короля Иоанна II, плененного англичанами, организовал убийство двух его советников, причем на глазах у будущего короля Карля V. Став королем, Карл V покинул замок и остров Сите, устроив резиденцию в особняке Сен-Поль, а затем в Лувре.

Ответов - 58 новых, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Давно хотел прочесть хоть что-нибудь о дворце Ситэ времен Филиппа Красивого, который, собственно, и превратил в роскошную резиденцию древний дворец. Жан Фавье располагает некоторыми сведениями. Но сперва давайте посмотрим на план древнего дворца, который иллюстрирует изменения во времен Филиппа IV: При Людовике Святом и Филиппе III это был маленький и незаконченный дворец, недостигающий Сены, кроме башни Бонбек и "большого зала на воде", который изолировал все остальные строения - старый дворец XII столетия и Святую Капеллу Людовика IX. Святым королем еще была выстроена галерея продавцов галантереи, реконструкцию которой можно наблюдать в фильме Средневековый Париж. Там вообще дворцу Ситэ выделено почетное место. В таком дворце короли жили, но не могли размешать свои административные структуры. С восточной, как и с северной стороны дворец упирался в дома горожан; как бы в компенсацию на запад растянулся королевский фруктовый сад. Примерно около 1296-го года Филипп Красивый принялся наконец-то расширять дворец, чтобы в нем можно было и жить, и работать. Сперва пришлось освободить новую площадь для построек. Первые значительные изменения произошли в период между 1299 и 1302-м годом. Стройка вновь возобновилась с 1308-го года для внутренней отделки. В 1313-м году работы были завершены. Теперь дворец Ситэ обладал башнями и стеной, но он не был предназначен для осады; окна выходили наружу. Были возведены Большие Ворота, южнее ворота Сен-Мишель. Сегодня сохранились третьи ворота, окруженные с двух сторон башнями: башней Цезаря и д'Аржан: Парламент занимал большие залы, сооруженные вдоль Сены. Счетная палата находилась в новом корпусе здания, возле Святой Капеллы. Позади канцелярии располагались архивы. Филипп Красивый занимал западную часть дворца, где располагался старый дворец. Начатые в 1308-м году, королевские апартаменты без сомнения не были закончены ко времени смерти короля. Поэтому нет никакой уверенности, что король проживал в этой части дворца Ситэ. Множество людей работало над украшением нового дворца. Еврар Орлеанский собственноручно написал фрески, которые прославляли династию Капетингов. На вершине столба, поддерживающего перекладину портала, находилась статуя Филиппа. Сегодня также со времен Филиппа IV сохранился Зал Ратников, строительство которого началось в 1302 году; он является единственным в Европе образцом гражданской готической архитектуры:

МАКСимка: Этот великолепный зал с деревянным потолком и статуями королей Франции служил местом проведения официальных королевских церемонций. Например, именно здесь велись диспуты по поводу введения нового специального налога в 1314 году, или присягали на верность Филиппу Длинному в 1316 году. К сожалению, пожар 1618-го года уничтожил такую красоту.

Бэлль: При Филиппе IV Красивом дворец был расширен. Помимо прочего, в нем построили Зал Стражей (ок. 300 кв. м.) – сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи (Людовика), хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка. Быков же, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком. В двухтысячеметровом зале, на королевских пирах размещались приглашенные гости за П-образным бесконечной длины столом. Зал был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф. Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал. К слову эта башня еще называлась "Сладкоголосая" , так как в ней была камера пыток, и "сладкие голоса" жертв доносились из-за стен. А в Серебрянной башне хранились сокровища короны. Башня Часов прозвана так из-за того, что в 1370-м году на ней были установлены первые городские часы. Башня Цезаря, получившая свое имя в честь римского императора построена на римских субструкциях. Особенный ужас наводила на горожан башня Бонбек, в которой проводились пытки. Бонбек означает «хороший клюв», и так ее назвали, имея в виду то ли орудия пыток, то ли «птичьи» стоны заключенных, постоянно слышные из башни. Пытки в Консьержери были жестоки и часто неоправданны.


МАКСимка: Спасибо за сведения! Они откуда? Кстати, Бэлль пишет: Помимо прочего, в нем построили Зал Стражей (ок. 300 кв. м.) – сводчатое помещение в стиле ранней готики Ранней готики? Зал Стражников был построен в стиле лучистой готики, который расцвел в середине XIII столетия. Бэлль пишет: танцевали медленную торжественную павану Насколько мне известно, хотя я и не специалист в танцевальной культуре того времени, павана появилась лишь в XV веке. При дворе Филиппа Красивого могли танцевать разве что бранль, но этот вид танца сперва был народным, а в какой период он стал придворным, я не знаю.

МАКСимка: На Всемирной выставке 1900-го года в Париже можно было увидеть макеты старинного средневекового дворца Ситэ: http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/texturing-le-palais-de-la-cit.html http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/place-du-palais.html http://vieux-paris.blogspot.com/2009/01/sortie-ct-aval-textures-termines.html

МАКСимка: Средневековый дворцовый комплекс:

Бэлль: МАКСимка пишет: Спасибо за сведения! Они откуда? Отовсюду По кусочку то там, то там... МАКСимка пишет: Насколько мне известно, хотя я и не специалист в танцевальной культуре того времени, павана появилась лишь в XV веке. При дворе Филиппа Красивого могли танцевать разве что бранль, но этот вид танца сперва был народным, а в какой период он стал придворным, я не знаю. Может быть танец и не имеется в виду в эпоху Филиппа, а в более позднюю

МАКСимка: Бэлль пишет: Может быть танец и не имеется в виду в эпоху Филиппа, а в более позднюю Так ведь уже при Карле V дворец перестал быть королевской резиденцией. Король предпочитал отель Сен-Поль, Лувр, Венсен, Ботэ-сюр-Марн. В 1391-м году дворец Ситэ официально получил статус тюремного заведения.

Бэлль: МАКСимка пишет: Так ведь уже при Карле V дворец перестал быть королевской резиденцией. Ааа, точно... Значит, автор текста ошибся! Извиняюсь за дезинформацию!

МАКСимка: Дворцовый комплекс в 1650-м году:

МАКСимка: Интересно проследить историю дворца Ситэ до перестройки во времена Филиппа Красивого. Долгое время в городе был лишь один этот дворец. Его архитектурная структура нам известна начиная с Робера Благочестивого. Его биограф монах Эльго из Флёри писал, что "люди из королевского окружения построили по его приказу изумительный дворец в Париже". Сперва Робер восстановил "зал короля" к северо-востоку, который, вероятно, являлся наследником римского трибунала. Затем построили капеллу Святого Николя, которая заменила собой меровингскую капеллу. На первом плане мы не видим королевских покоев (logis du roi), но очевидно, что они существовали, покуда суверен лишь в этом дворце мог останавливаться, находясь в Париже. В дворцовый комплекс сооружение трансформировалось благодаря последователям Робера. Появился массивный донжон. Год строительства башни - это, скорее всего, 1111-ый год. Она стала ответом на нападение графа Робера Меланского. Но по архитектуре донжона есть смысл рассматривать и эпоху Людовика VII, и даже Филиппа-Августа.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Этот великолепный зал с деревянным потолком и статуями королей Франции служил местом проведения официальных королевских церемоний. Например, именно здесь велись диспуты по поводу введения нового специального налога в 1314 году, или присягали на верность Филиппу Длинному в 1316 году. К сожалению, пожар 1618-го года уничтожил такую красоту. Одно из основных призваний Большого зала - это показать древность французской монархии и подчеркнуть преемственность всех трех французских королевских династий. Вот короли, статуи которых располагались в большом зале: Faramond Clodion Mérovée Childéric Ier Clovis Ier (481-511) Childebert Ier (511-558) Clotaire Ier (511-561) Chilpéric Ier (561-584) Clotaire II (584-629) Dagobert Ier (623-639) Clovis II (639-657) Clotaire III (657-673) Childéric II (662-663-675) Thierry III (675-691) Clovis III (691-694) Childebert III (694-711) Dagobert III (711-715) Chilpéric II (715-721) Clotaire IV (717-718) Thierry IV (721-737) Childéric III (743-754) Pépin le Bref (751-768) Charlemagne (754-814) Louis Ier (814-840) Charles II (840-877) Louis II (877-879) Charles III (898-929) Louis IV (936-954) Lothaire (954-986) Louis V (979-987) Hugues Capet (987-996) Robert II (987-1031) Henri Ier (1026-1060) Philippe Ier (1059-1108) Louis VI (1100-1137) Philippe (1129-1131) Louis VII (1131-1180) Philippe II (1179-1223) Louis VIII (1223-1226) Louis IX (1226-1270) Philippe III (1270-1285) Philippe IV (1285-1314) Louis X (1314-1316) Jean Ier (1316-1316) Philippe V (1316-1322) Charles IV (1322-1328) Philippe VI (1328-1350) Jean II (1350-1364) Charles V (1364-1380) Charles VI (1380-1422) Charles VII (1422-1461) Louis XI (1461-1483) Charles VIII (1483-1498) Louis XII (1498-1515) François Ier (1515-1547) Henri II (1547-1558) François II (1558-1560) Charles IX (1560-1574) Henri III (1574-1589) 7 марта 1618-го года около двух часов утра Людовик XIII был разбужен своим камердинером, который попросил ключи от раки в Сент-Шапель. Король встал и в халате пошел в галерею Лувра, чтобы своими глазами увидеть пожар, который уничтожил великолепный Большой зал дворца Ситэ. Саломон де Бросс начнет реконструкцию помещения, которая продлится до 1622-го года. План Большого зала:

МАКСимка: Дворец Правосудия в 1754-м году:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Саломон де Бросс начнет реконструкцию помещения, которая продлится до 1622-го года. И получился зал, названный зал Потерянных шагов (Salle des Pas-Perdus): А поверх нового зала в XVII веке располагалась Позолоченная комната, где проводились торжественные церемонии. Сперва она носила имя Святого Людовика. Именно здесь заседал революционный трибунал и было произнесено обвинение Марии-Антуанетте:

МАКСимка: Замечательные изображения дворца де ля Ситэ: Дворец де ля Ситэ в XV веке Дворец со стороны моста Сен-Мишель:

МАКСимка: Двор Мая: Посадка нового дерева во дворе Мая: Напомню, что дерево сажали каждое третье воскресенье мая, дабы удалось лето. Сцена, которая произошла 22 февраля 1358 года, когда восставшие во главе с Этьеном Марселем ворвались в королевский дворец: МАКСимка пишет: Появился массивный донжон. Год строительства башни - это, скорее всего, 1111-ый год. Она стала ответом на нападение графа Робера Меланского. Но по архитектуре донжона есть смысл рассматривать и эпоху Людовика VII, и даже Филиппа-Августа. Донжон:

МАКСимка: Дворец де ля Ситэ в XVII веке: Различные ворота дворца Ситэ в XVII столетии:

МАКСимка: Королевские апартаменты Людовика IX или Филиппа Красивого: Фруктовый королевский сад: Капелла Сен-Мишель, XVIII век:

МАКСимка: Пожар в Большом зале в марте 1618 года: Большой зал: Лестница, которая вела из Большого зала в зал Святого Людовика: Позолоченная комната:

МАКСимка: Старинный зал Святого Людовика, до его перестройки:



полная версия страницы