Форум » Париж (Paris) » Отель де Клюни (Hôtel de Cluny) » Ответить

Отель де Клюни (Hôtel de Cluny)

МАКСимка: Отель де Клюни (Hôtel de Cluny), сегодня музей Средневековья.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

МАКСимка: Особняк аббата Жака Амбуазского - Отель де Клюни, в котором сегодня размещается музей Средневековья, сохранился почти в неизменном виде и наглядно демонстрируют особенности тогдашней светской архитектуры. История застройки того места, где сейчас располагается отель Клюни, началась еще с римлян. Они очень уважали банные процедуры и во всех своих поселениях строили общественные бани-термы. Удостоилась этой чести и Лютеция, будущий галльский Париж. Остатки терм в виде живописных руин дошли до наших дней. В начале XIV в. участок с руинами купил аббат влиятельнейшего монастыря, который располагался в Бургундии, в местечке Клюни. Это аббатство подчинялось непосредственно папе римскому и долгое время играло заметную роль в истории западной церкви и Западной Европы. Монастырские посланцы частенько наведывались с различными поручениями в королевский и университетский Париж, и для их проживания на купленном участке был выстроен особняк. Так римские термы стали отелем Клюни. В конце XV в. аббатство заметно утратило свое влияние, что монахи старались компенсировать претенциозностью и внешней пышностью, а попросту говоря – стали важничать. Старое здание они сочли для себя неподобающе скромным, а потому его расширили и перестроили. Тогда оно обрело свой окончательный вид, сохранившийся доныне. Капелла отеля де Клюни В смиренную обитель иногда вторгалась и мирская суета. Когда король Людовик XII в конце 1514 г. в возрасте старше пятидесяти лет решил жениться в третий раз, его избранницей стала шестнадцатилетняя английская принцесса Мария Тюдор. Стареющему монарху новый брак с пылкой молодой женой оказался не по силам, и он умер уже через пару месяцев. Прямых наследников не осталось, если не считать того, которым успела забеременеть Мария. Франциск I, следующий король Франции и двоюродный племянник короля прежнего, понимал, что если Мария родит сына, то его права на французский трон станут весьма неосновательными. Потому новоиспеченный правитель постарался избавиться от нежелательного соперника. Марию удалили в отель Клюни, а затем как бы случайно застали ночью в обществе герцога де Саффолка. Молодых тут же обвенчали в часовне отеля и благополучно отправили с глаз долой в родную Англию. В XVII столетии в особняке останавливались нунции, посланцы папы римского. Так в Париж попал кардинал Мазарини, известный нам по приключениям мушкетеров Дюма. Революция разорила все церковные владения, не пощадив и отель Клюни. Здание было обращено в пользу государства и продано в частную собственность. Первым его владельцем был хирург, который препарировал трупы в бывшей часовне, следом за ним хозяином стал бондарь, а после – печатник. В 1833 г. отель арендовал, а затем и выкупил Александр дю Соммерар, археолог и страстный коллекционер древностей. Его доходы были невелики, но после революции, целенаправленно избавлявшейся от «старья», антиквариат можно было купить за бесценок. Наследники собирателя продали особняк вместе с коллекцией обратно государству, и уже в 1843 г. здесь открылся музей Средневековья, который работает до сих пор. Что касается архитектуры, то достоинства отеля Клюни видны, что называется, невооруженным глазом. Не нужно быть специалистом, чтобы оценить готическое здание, похожее на старинный замок из волшебной сказки. К тому же оно великолепно сохранилось в первозданном виде, несмотря на серьезную реставрацию. Здесь есть что поразглядывать: изящная аркада слева, восьмиугольная башня справа, многочисленные барельефы, эффектные колодцы, островерхие крыши с трубами и слуховыми окнами в обрамлении каменного кружева. Средневековый колодец во дворе отеля де Клюни Сама планировка помещений и фасадов подчеркнуто асимметрична, что с головой выдает готическое происхождение здания. Показательно то, как хаотично разбросаны окошки по стенам восьмиугольной башни. Справа возле зубцов каменной ограды между вторым и первым этажом видна дверь. Она словно бы не ведает о существовании других дверей и окон, на которые надо равняться. Так же не знают об этом трубы и маленькие слуховые оконца, расположенные на крыше в соответствии с какой-то собственной логикой. Но все же двери первого этажа, окна фасадов и большие слуховые окна на скатах крыши находятся ровно друг под другом. Такая нестрогая регулярность говорит о наступлении нового стиля, ренессанса, который шел на смену готике. Отель Клюни – это большое, добротное и удобное жилище, сделанное со вкусом и снабженное изысканным скульптурным убранством. В результате перестройки Парижа в середине XIX века он растерял свое окружение, ту плотную застройку, которая составляла городскую ткань прежней столицы. Но все же дух Средневековья еще чувствуется.

Minette: Сейчас в особняке Клюни располагается музей Средневековья. Официально он именуется Государственный музей Средневековья — термы и особняк Клюни́ - Musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny. Интересно, что Клюни сохранил черты музеев XVIII и начала XIX веков, их теперь именуют допросветительские. Экспонаты в нем не имеют деления по хронологии, национальным школам или отдельным мастерам. Противники музеев, устроенных таким образом, утверждают, что "это ограничивает возможности музея как образовательного инструмента"... А по мне, так дает преимущество в виде интриги - бродя по залам, решительно невозможно догадаться, что ждет буквально на следующем шагу. Почему за XII-XIII веками вдруг следует античность? Почему в одном зале выставлены изделия из кости IV века и религиозная живопись XIII столетия? Здесь посетитель может свободно потакать своим прихотям и выбирать именно то, что его влечет. Никакой классификатор не пытается направлять мысли посетителя в заданное русло и диктовать ему выбор. Таким образом, Клюни создан не столько для тех, кого интересует смена эпох и стилей, сколько для тех, кто изучает составляющие этих культур...

Minette: В музее Клюни представлено огромное количество раритетов: от манускриптов, каменной и деревянной скульптуры до картин, предметов религиозного культа и бытового обихода, гобеленов, эмалей и витражей. Однако есть в недрах музея место, отличающееся особой атмосферой благоговейного восторга и восхищения, где стоят молча или говорят шепотом. Каждый приходящий в Клюни готов ко встрече с мировой знаменитостью – Прекрасной и загадочной Дамой. Жемчужина средневекового искусства - «Дама с единорогом». Специально организованный затемненный зал демонстрирует серию из шести гобеленов под названием «Дама с единорогом». Шпалеры очень старые (датируются концом 15 века). Случайно ли получилось так, что находится это сокровище в зале № 13?.. Название цикла - "Дама с единорогом" условно и возникло только в XIX веке. Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» и впервые описала их в своем романе «Жанна» (1844 г.). Другой знаменитый писатель - Проспер Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции в тот период, вел переговоры о приобретении шпалер государством.


Minette: В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках. Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог. Единорог — символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,— он ложился к ним на колени и засыпал... Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце, который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19 века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист. Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.

Minette: В геральдике единорог указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу. Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога. Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Первый гобелен - "Осязание". Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.

Minette: Второй гобелен - "Вкус". Дама, держа на левой руке птицу, правой не глядя выбирает конфеты из серебряной чаши, которую подает камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики - сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает еду и отдает птице. Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

Minette: Третий гобелен - "Зрение". Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, — так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

Minette: Четвертый гобелен - "Обоняние". Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка — она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.

Minette: Пятый гобелен - "Слух". Лица Дамы и ее служанки умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах — решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

Minette: Шестой гобелен - «Мое единственное желание» («À mon seul désir») Все желания материи преодолены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них уже нет щитов — они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои преображения.

Minette: Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом - ласкала двух белых единорогов. Души достигла своих небесных истоков.. Почему судейский чиновник заказал шпалеры с подобным сюжетом? Есть версия, что фландрские ткачи соткали ему эти ковры, просто взяв за основу более ранние образцы. Как бы то ни было и какой бы смысл не вкладывал в эти картины художник: чувственно-эротический (как в романе Шевалье) или мистический, как считают многие исследователи, "Дама с единорогом" остается чарующим произведением...

Minette: La dame à la Licorne и еще одна любопытная ссылка

Вольер: Когда я был в Клюни, то в зале с гобеленами "Дамы" провёл наверное с полчаса, впотьмах читая на английском расшифровку аллегорий художника. ) А большинство посетителей совершали один проход вдоль гобеленов за одну-две минуты и, вполне удовлетворённые, уходили. Быть может так и надо, полагаться на свои впечатления? ))

Minette: Вольер пишет: когда я был в Клюни, то в зале с гобеленами "Дамы" провёл наверное с полчаса, впотьмах читая на английском расшифровку аллегорий художника. ) А большинство посетителей совершали один проход вдоль гобеленов за одну-две минуты и, вполне удовлетворённые, уходили. Быть может так и надо, полагаться на свои впечатления? )) Музей Клюни и зал №13 обязательны к посещению в каждый мой приезд. Я, подобно Вам, Вольер, нахожусь там не меньше получаса, а то и больше. Читала описание только в первый раз. А сейчас...я впитываю зрительные образы, я "фиксирую" свои ощущения, я слушаю и запоминаю до следующего раза. Есть в этом зале что-то такое, что заставляет меня снова и снова возвращаться. Быть может, здесь явственен дух старины или сюжет не до конца прозрачен, что дает повод пофантазировать...

Amie du cardinal: Minette, Вашим рассказом про гобелены с дамой можно заслушаться, как музыкой сфер.

Amie du cardinal: Трогательный зайчик с гобелена.

Minette: Действительно, очень трогательно! Вот так и возникает "любовь" к гобеленам... А потом, откуда ни возьмись, в доме появляются всякие сумочки, косметички, кошельки, чехлы для очков и мобильных телефонов из гобелена click here

МАКСимка: У музея Клюни теперь замечательный, яркий сайт: http://www.musee-moyenage.fr/

Minette: Во время Французской революции Собор Парижской Богоматери прекратил выполнять функции религиозного сооружения. При этом якобинский Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стёрты с лица земли». Отдельный приказ Робеспьера предписывал обезглавить каменных королей с фасада собора. Головы иудейских царей нашлись только в 1978 году во время ремонта в подвале Французского банка внешней торговли. К тому времени вновь заработавший собор уже украшали копии разрушенных статуй, найденные оригиналы представлены в музее Клюни.

Minette: Minette пишет: Жемчужина средневекового искусства - «Дама с единорогом». Так эти чудо-ткани хороши, что и душа, как вышитая дама, пять чувств земных – радетелей души, пять оснований радужного храма, где ткет ее из сора бодрый Дух и оперяет царственное Слово, – вкус, осязанье, обонянье, слух и зренье – всё, созрев, вернуть готова. К чему ей, знавшей щедрую тщету любви и спесь слепящего искусства, они – пускай сольются в чистоту шестого, всеобъемлющего, чувства – того, что ей подносит истый конь, лазурь взрезая белоснежным рогом: она уже пережила огонь, который люди называют Богом. Алексей Пурин



полная версия страницы