Форум » Париж (Paris) » Аббатство Сен-Виктор (L'abbaye Saint-Victor de Paris) » Ответить

Аббатство Сен-Виктор (L'abbaye Saint-Victor de Paris)

МАКСимка: Аббатство Сен-Виктор (L'abbaye Saint-Victor de Paris)

Ответов - 14

МАКСимка: Аббатство Сен-Виктор в 1572-м году Аббатство каноников-августинцев Сен-Виктор в Парижском предместье было основано в 1113 г. Гийомом де Шампо, который был одним из учителей Абеляра. Аббатство стало международным центром ородоксально-католической философии в XII в., государственной школой богословия и гуманитарных наук. Сен-Виктор издавна славился своими учеными, богословами и философами. Многое вокруг напоминало о науках и искусствах: рядом дом Баифа, где собирались члены основанной им Академии, а вот и пробитая в стене по особому разрешению калитка, через которую приходил на заседания Ронсар. Библиотека аббатства считалась во Франции одной из самых древних и лучших. Сотни редких изданий и ценнейших рукописей составляли ее гордость. Монахи открыли свое книгохранилище и для мирян. Их библиотека стала первой публичной библиотекой Парижа с хорошим каталогом и читальней. Документы аббатства: http://www.corpusetampois.com/cls-12-saintvictor.html Аббатство Сен-Виктор в 1655-м году Гийом де Шампо (ок. 1068—1121) — средневековый французский философ-мистик, представитель крайнего реализма, богослов, епископ шалонский с 1113 года, друг Бернара Клервоского. Вступил в спор с Абеляром, который дал весьма нелестную характеристику его учения в своей «История моих бедствий» и разгромил Гильома де Шампо на диспуте. Сочинения Гильома де Шампо не сохранились. Судить о его воззрениях можно лишь по работе Абеляра. Отойдя от научной борьбы, Гильом де Шампо основал богословскую школу при монастыре святого Виктора в Париже (каноникат св. Виктора). Каноникат стал важным философским и учебным центром, центром мистической теологии, отличался строгой дисциплиной, напоминавшей монастырскую. Расцвет Сен-Викторской школы связан с двумя религиозными мыслителями-мистиками — Гуго Сен-Викторским и Ришаром Сен-Викторским. Сен-Виктор на старинных картах: http://historic-cities.huji.ac.il/france/paris/stroll/st_victor/st_victor.html Примерно где-то в 1108-м году Гийом де Шампо ушел из университета с несколькими учениками в скиту возле часовни в честь Святого Виктора, у подножия холма Сент-Женевьев. С этого времени началась история знаменитого аббатства, которое тогда находилось за крепостными стенами Филиппа-Августа. В 1113 году, когда Гийом был избран епископом Шалон-сюр-Марн, Людовик VI преобразовал небольшое убежище в аббатство, а в следующем году, Папа подтвердил основание нового религиозного учреждения. Приемником Гийома на посту настоятеля Сен-Виктор стал Гильдюин, любимый ученик Гийома и духовник короля. Он родился в Париже, пробудет настоятелем с 1113 по 1155 года, строго следуя уставу Святого Виктора - преобладание аскетизма, молчания и ручного труда. В 1148 году приобрела аббатство коллегиальная церковь Святой Женевьевы. В XIII столетии аббатство было вынуждено начать конкурировать с Парижским университетом. В начале четырнадцатого века большинство зданий двенадцатого разрушены и заменены на новые более просторные помещения. С 1350 аббатство испытывает трудности и, несмотря на ряд реформ, оно, наконец, было поглощено в 1633 году женевьевцами. В восемнадцатом веке в Сен-Виктор располагался дом благочестия. Аббатство было упразднено в 1790 году, церковь стала в 1791-м году приходской. В 1811-м году комплекс снесли. Сейчас на его месте располагается университет Жюсье и ботанический сад. Церковь аббатства Сен-Виктор Вид аббатства в 1760-м году

МАКСимка: МАКСимка пишет: Церковь аббатства Сен-Виктор Гравюра отличного качества:

МАКСимка: Истоки, которые являются началом истории аббатства Сен-Виктор, остаются тайной, которую очень активно пытались разгадать в XVII-XVIII столетиях. Известно, что место расположения будущего религиозного учреждения было многолюдным в древнеримские времена. Во времена проведенных в первой половине XX столетия раскопок ученые обнаружили также захоронения эпохи Меровингов. Есть все основания полагать, что саркофаги подтверждают существование на этом месте святыни еще в VII веке. Традиция говорит нам о том, что до прихода каноников Сен-Виктор являлся скитом, уединенным местом, в котором жил отшельник, молящийся в часовне Сен-Виктор и отшельница по имена Базилла, которая молилась в капелле Святого Себастьяна. В своей хронике (1154-ый год) Робер де Ториньи, аббат Мон-Сен-Мишель, сообщает, что в 1108-м году в Сен-Виктор прибыл Гийом де Шампо. Первые каноники обнаружили уже действующую капеллу, посвященную Святому Виктору Марсельскому, и не смогли установить точную дату её появления. Вокруг Гийом создает школу; оратория, кажется, не подпала под юрисдикцию ни епископа, ни настоятеля аббатства Сент-Женевьев. По просьбе короля Людовика VI Гийом де Шампо был выбран в 1113-м году епископом Шалон-сюр-Марн. Именно в Шалоне между 20 мая и 3 августа 1113-го года король основал аббатство Сен-Виктор в Париже и даровал новому учреждению землю, которая станет предметом спора между Сен-Виктор и Сент-Женевьев. Первоначальная идея Людовика VI заключалась в том, чтобы разместить каноников Святого Августина в городке Пюизо (регион Центр), но затем, увидев интеллектуальную мощь Гийома и его последователей, решил основать Сен-Виктор в Париже. Аббатство сен-Виктор являло собой пример духовного возрождения конца XI - начала XII столетия. Монахи жили в бедности, а первая церковь Сен-Виктор представляла собой простую с архитектурной точки зрения постройку. После отъезда из аббатства Гийома де Шампо (1113) церковь начала увеличиваться усилиями Жильбера, епископа Парижского; Гильдюина, первого аббата Сен-Виктор; Гуго Сен-Викторского, дяди Гийома. В 1196-м году в Сен-Викторе скончался Морис Сюлли, знаменитый епископ Парижа, который начал строительство Нотр-Дама. Археологические раскопки и свидетельства современников дают нам представления о первоначальной церкви аббатства, которая полностью не исчезает даже во время реконструкции XVI века. Колокольня XII столетия сохранилась до революции; в плане она была похожа на многие сельские церкви Иль-де-Франс с нефом, проходами, и апсидой в сопровождении двух капелл. В течение первых веков своего существования аббатство Сен-Виктор заботилось о своих реликвиях. В 1402-м году аббат Сен-Виктор Жеффруа Пеллежэ получил от Жана Беррийского правую ногу Святого Виктора в кристальной пирамиде. Эта рака являлась произведением искусства конца средних веков. Кажется, что в течение первых трёх веков своего существования церковь и монастырские строения трансформируются незначительно, но аббатство начинает испытывать финансовые трудности во время Столетней войны. В середине XV века хронисты сообщают о необходимости капитального ремонта монастырской церкви. Работы начнутся при аббате Жане Лямассе (выбран в 1448-м году) и продолжались до 1459-го года. Кровля церкви была восстановлена, древесину для несущих конструкций закупали в районе Шато-Тьерри, а черепицу недалеко от Вожирара. Работы обошлись аббатству в 1800 ливров. Каноники Сен-Виктор стремились поправить между тем своё финансовое положение, и в 1449-м году пытаются получить субсидии от герцога Бургундского, но так как часть викторианцев остались верными королю Франции, то Филипп Добрый ограничился обещаниями. Несколько щедрых дарений совершил Карл VII. В конце XV века аббат Никэз де Лорм обновил церковную мебель: из наиболее красивых вещей выделялся бронзовый стол, позолоченные серебряные чаши и медные колонны, поддерживающиеся ангелами. Одновременно в период с 1496 по 1508 строится новая ризница и библиотека. 15 мая 1504-го года восстановленная церковь пострадала от удара молнии, а в 1517-м году рушится церковный свод. Тогда было принято решение о новой капитальной реконструкции церкви аббатства. В 1526-м году были освящены новые алтари епископом Лангра Мишелем Будэ, в 1530-м году украшены хоры. Из-за финансовых проблем застопорились работы в трансепте и нефе. 14 ноября 1541-го года освятили новый амвон, который был богато украшен сценами мученичества Святого Виктора. Аббатом Бордье были предприняты грандиозные попытки реконструкции всего монастырского комплекса, но он скончался в 1543-м году. Вместе с ним умер и последний регулярный каноник перед введением режима комменды. XVII-XVIII века отмечены медленным, но верным упадком аббатства Сен-Виктор в Париже. Тем не менее, королевские и знатные особы старались покровительствовать монастырю, особенно чтя крипту, посвященную Деве Марии. Мария Медичи мечтала о возведении купола, как в церкви монастыря Босоногих Кармелиток на улице Вожирар. По её инициативе в 1625-м году были проведены работы в крипте и хорах, возведен новый мраморный алтарь. Несмотря на внутренний кризис, XVII век был связан для Сен-Виктор с великими эрудитами того времени (Жан Пикар, Жан Тулузский). В 1651-м году существенно увеличивается монастырская библиотека. Последние изменения в убранстве церкви были предприняты перед революцией.


МАКСимка: МАКСимка пишет: Гильдюина, первого аббата Сен-Виктор Оказывается, Гильдюин был духовником Людовика Толстого. Аббатство пользовалось огромным королевским покровительством. Король подарил Сен-Виктору деревушку Пюизо вместе с церковью, двадцать арпанов земли в Корбей, землю в Венсенском лесу и многое другое. В 1114-м году Папа Римский Пасхалий II освятил новое учреждение. В 1125-м году Людовик VI повелел, чтобы юбилеи всех каноников Сен-Виктор отмечались в королевских аббатствах в Шатолондоне, Мелёне, Этампе, Дрё, Манте, Пуасси, Понтуазе, Монфлёри и Корбее. В 1130-ых годах двое из детей короля были погребены в Сен-Викторе.

МАКСимка: Морис де Сюлли, епископ Парижский подтверждает продажу лугов аббатством Сен-Виктор, 1185-ый год:

МАКСимка: Аббатство Сен-Виктор на эстампе 1702-го года

МАКСимка: МАКСимка пишет: Оказывается, Гильдюин был духовником Людовика Толстого. Аббатство пользовалось огромным королевским покровительством. Король подарил Сен-Виктору деревушку Пюизо вместе с церковью, двадцать арпанов земли в Корбей, землю в Венсенском лесу и многое другое. В 1114-м году Папа Римский Пасхалий II освятил новое учреждение. В 1125-м году Людовик VI повелел, чтобы юбилеи всех каноников Сен-Виктор отмечались в королевских аббатствах в Шатолондоне, Мелёне, Этампе, Дрё, Манте, Пуасси, Понтуазе, Монфлёри и Корбее. В 1130-ых годах двое из детей короля были погребены в Сен-Викторе. О покровительстве, которым одаривали Капетинги аббатство Сен-Виктор, пишет и Альбер Гарро: "Кто же были эти священники, столь близкие к французскому двору? Прежде всего, с самого основания их аббатства монахи Сен-Виктора: аббат Гильдуин был исповедником Людовика VI Толстого; Филипп Август с большим уважением относился к аббату Жану Тевтонцу; в 1220 г. Бланка Кастильская исповедовалась приору Сен-Виктора в Париже, который располагал необходимыми полномочиями, дабы освободить ее от обета опасного паломничества".

МАКСимка: Сен-Виктор на плане Тюрго: Границы на современной карте Парижа: МАКСимка пишет: Библиотека аббатства считалась во Франции одной из самых древних и лучших. Сотни редких изданий и ценнейших рукописей составляли ее гордость. Монахи открыли свое книгохранилище и для мирян. Их библиотека стала первой публичной библиотекой Парижа с хорошим каталогом и читальней. В 1750-м году в аббатстве Сен-Виктор хранилось около 20 000 манускриптов. Библиотека открывала свои двери для публики три раза в неделю.

МАКСимка: Гравюра Израэля Сильвестра с изображением аббатства Сен-Виктор:

МАКСимка: В аббатстве св. Виктора хранятся древние манускрипты; между прочими Библия в рукописи девятого века и Алькоран самый верный, что засвидетельствовано турецким послом, который с великим благоговением читал и целовал его. Николай Карамзин, "Письма русского путешественника", май 1790.

МАКСимка: Journées du patrimoine : visitez l'abbaye Saint-Victor de Paris, démolie en 1811

МАКСимка: МАКСимка пишет: а в 1517-м году рушится церковный свод. Тогда было принято решение о новой капитальной реконструкции церкви аббатства. По другим данным, свод обрушился в 1514-м году, когда избрали главой монастыря Жана Бордье (Bordier). Некоторые гробницы епископов были разбиты. В 1517-м году старая церковь была разрушена, за исключением колокольни, фундамента хора и фасада. Работы проводились архитекторами Жаном де ля Маром (Mare), который также отметился в Сен-Маклу в Понтуазе. В 1529-м году новый хор был завершен, средокрестие украсил шпиль, но неф так и остался незавершенным, двухпролетным. МАКСимка пишет: в 1530-м году украшены хоры. К счастью, бОльшая часть деревянных скамей хора XVI века, число которых составляло 90, сохранилась и разбросана по различным церквям и музеям (Суальоль-ан-Бри, Фонтене-ан-Паризи, Ле Боттеро, Валантон, Виллабэ, муниципальный музей города Эврё). Скамьи из церкви в Виллабэ (Villabé), Эссона. Они рассказывают историю сотворения человека и историю Самсона и Далилы: Из церкви в Суаньоль-ан-Бри (Soignolles-en-Brie), история Товия: 15 скамей находятся в церкви в Фонтене-ан-Паризи: ЗДЕСЬ можно полюбоваться на скамьи в церкви местечка Les Bottereaux, Верхняя Нормандия. Известно, что в аббатстве работали 12 служащих, которые все были канониками и 11 им подчиненных конверзов. В Лувре хранится надгробие епископа Парижского Гийома де Шанака (Guillaume de Chanac), который был погребен в капелле больницы аббатства Сен-Виктор: Atlas de Paris au Moyen-Age par Philippe Lorentz et Dany Sandron

МАКСимка: La bibliothèque de l’abbaye de Saint-Victor de Paris La bibliothèque de Saint-Victor au service des rénovateurs de l’histoire de France vers 1500 ?

МАКСимка: Библиотека аббатства Сен-Виктор в 1684-м году К тому времени, библиотека состояла из 3 000 манускриптов и 18 000 печатных изданий. Она принимала от 100 до 200 читателей в день и была открыта по понедельникам, средам и субботам.



полная версия страницы