Форум » Центр (Centre) » Шартр (Chartres) » Ответить

Шартр (Chartres)

Minette: В 96 км от Парижа, в департаменте  Эр-э-Луар (Eure-et-Loir), находится один из самых красивейших городов Франции - Шартр (Chartres) Старинный город Шартр стоит на склонах холма, поднимающегося среди плоской равнины. Вдоль его северо-восточного склона течет река Эр. Главная достопримечательность Шартра – собор Нотр-Дам-де-Шартр (Cathédrale Notre-Dame de Chartres) стоит на вершине холма. В галльский период Шартр был столицей племени карнутов (Carnutes), по их имени город и назван. Шартр был разрушен практически до основания во время набегов норманнских племен и стал столицей графства с Х в. Ныне – административный центра округа Бос (Beauce). Собор, построенный в XII-XIII вв., обладает богатой коллекцией витражей. Его часто называют "каменной" или "стеклянной" библией. Холм, на котором стоит собор, окружен кольцом бульваров по линии бывших городских укреплений. Застройка бульваров сохранила зримые черты Средневековья - жилые здания, начиная с XII в., остатки средневековых стен с воротами. Предлагаю Вашему вниманию прогулку по этому чудному городу...

Ответов - 109 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 All

МАКСимка: В соборе Шартра состоялась коронация Генриха IV: Жан-Пьер Баблон "Генрих IV": "КОРОНАЦИЯ В ШАРТРЕ Генрих IV понимал, что ему не удастся убедить всех французов в искренности своего отречения, если он не получит от папы отпущения грехов. Он понимал также, что станет на самом деле королем только после того, как получит коронационное миропомазание. Что касается папы, то усилия короля пока оставались тщетными. Клемент VIII отказался официально принять посланников Генриха IV, Пизани и Гонди. Причина заключалась в том, что папа трепетал перед испанцами. Пришлось сформировать другое посольство, но во главе с человеком, которого папа не сможет не принять. Король остановил свой выбор на католике и итальянце герцоге Неверском, которого он и отправил в Рим вместе с епископом Мантским и настоятелем Собора Парижской Богоматери. Казалось, Клемент VIII склоняется к примирению, он рассмеялся на шутку одного из французов: «Но ведь даже если сам дьявол попросил бы окрестить себя, Ваше Святейшество не смогло бы ему отказать». Однако испанский посол был другого мнения. Он пригрозил уморить голодом Вечный город и начать в Испании движение за раскол с Римом. В результате испуганный папа не осмелится принять посольство герцога Неверского. Дело застопорится на два года. Что касается коронации, то Генрих уже давно о ней размышлял. Однако в первые годы исход борьбы за трон был слишком неясным, чтобы можно было о ней задумываться всерьез. Но как только король принял окончательное решение об отречении, он решил короноваться в Сен-Дени сразу же после окончания первой церемонии. При здравом размышлении план ему уже не казался преждевременным. В начале 1594 г. король располагал самым крупным козырем: почти все французское духовенство, и особенно высшее, стало на его сторону. Теперь можно было не опасаться оппозиции со стороны прелатов. Для высшего дворянства Генрих IV сделал эффектный жест: он положил конец затянувшейся вакансии должности коннетабля, каковую ни один король, начиная с 1567 г., не осмелился никому пожаловать. Меч коннетабля Франции получил один из самых первых его католических союзников, старый боевой товарищ, глава именитого дома, герцог Монморанси. Радостное известие еще больше укрепило решение короля короноваться: капитуляция Лиона. Тирания лионского губернатора, герцога Немурского, вывела из терпения лионцев. 7 февраля они закричали «Да здравствует король!» и начали сжигать красные и черные перевязи Лиги, гербы Испании и Савойи. Все надели белые перевязи, «которые стали теперь отличительным признаком настоящих французов», и открыли ворота наместнику короля Альфонсу д'Обрнано. После капитуляции второго по величине города королевства капитуляция Парижа казалась близкой. Однако Реймс, город, где издавна короновались французские короли, все еще находился в руках Лиги. Королевские историографы обратили внимание, что реймская традиция не была исключительной, многие другие храмы раньше служили для коронации великих королей. Выбор остановился на Шартре, городе, близком сердцу Бурбонов-Вандом-ских, расположенном по соседству с их владениями. Об этом напоминала большая семейная часовня, стоящая рядом с собором. На больших королевских витражах все еще жили воспоминания о Людовике Святом. Ни один истинный католик не отнесется с презрением к церемонии, совершенной в Шартрском соборе. Но коронация — это также и миро, которое смешивали для помазания с литургическим елеем. Миро бережно хранилось в сосуде, где оно чудесным образом восполнялось со времен Хлодвига как знак особого расположения Господа к французской монархии. Но этот драгоценный сосуд, который использовали для помазания короля, хранился в Реймсе и находился в руках лигистов, как и Реймский собор. Историки начали поиски и нашли в аббатстве Мар-мутье чудотворный сосуд, еще более древний, чем сосуд Хлодвига. Небо покровительствовало новому королю в главном; что до остального, то это всего лишь формальности. В бурях гражданских войн исчезли все сакральные атрибуты, и пришлось срочно заказывать у золотых и серебряных дел мастеров закрытую и обычную короны, скипетр, жезл правосудия, шпоры, меч, а вышивальщикам и обойщикам — мантию, декоративные украшения для клироса, ковры, гобелены и балдахин. В воскресенье 27 февраля 1594 г. в три часа утра у ворот собора собралась толпа. Церемониймейстер По де Род и дворецкий короля де Сюренн расставили на паперти французских и шотландских гвардейцев, чтобы они пропускали приглашенных и сдерживали толпу. Генрих IV уже десять дней находился в Шартре, накануне он исповедался приходскому священнику. В шесть часов утра четыре дворянина пошли за Священным сосудом, доставленном из Мар-мутье. После того как в храме появился церковный Нобилитет, туда хлынул народ и заполнил все пространство вплоть до аналоев. Затем прибыла процессия мирской знати. Она была одета в короткие туники из серебряной парчи с узором из красных листьев. Поверх туник ниспадали алые плащи, подбитые горностаем, на головах сияли золотые короны. Наконец, епископы Лаонский и Бовезский пошли за королем. Он ждал, лежа на парадном ложе, в сорочке, разрезанной в тех местах, где он будет помазан елеем; поверх нее была надета длинная, до пят, рубаха из темно-красного шелка. Он встал и последовал за прелатами со своей личной охраной и рыцарями ордена Святого Духа. Непосредственно за ним шли маршал Матиньон, несущий королевский меч, канцлер в золотой шапочке и обер-штал-мейстер. Генрих вошел в неф, в полумрак огромного свода, где разноцветной мозаикой рассыпались отблески витражей. Епископ Шартрский ожидал его на клиросе, сооруженном наподобие сцены с деревянными подмостками, устланными гобеленами. Над главным алтарем с медными колоннами по сторонам высилась статуя Девы Марии из позолоченного серебра. Церемония началась в ограде клироса с представления короля и коронационной клятвы на Евангелии. Клятва заканчивалась грозными словами: «Отныне я всеми силами буду стараться изгнать из подвластной мне страны всех еретиков, изобличенных церковью». Затем приступили к ритуалу аккламации, в котором историки видят последний реликт выборов короля. Потом последовало возложение регалий, прерываемое миропомазанием тела короля — сначала шпор и меча, перчаток, кольца, скипетра, жезла правосудия и под конец короны. Король, одетый в тунику, далматику и королевскую мантию, вышел из пространства главного алтаря и поднялся по ступенькам к амвону, на котором высился трон. Наконец его увидела толпа, стоящая в нефе, и разразилась приветственными возгласами. Началась торжественная месса. Герольды бросали с амвона золотые и серебряные монеты с изображением Геракла. В качестве надписи король выбрал один из девизов, заученных в детстве на латыни: «Для добродетели нет непроходимых дорог». Античный Геракл, дойдя до перекрестка дорог, выбрал дорогу добродетели, а не порока. Новый галльский Геракл тоже был поставлен перед выбором: идти опасной дорогой гражданской войны или извилистым путем отречений и обращений. Генрих стал королем по крови, по признанию большинства и по священному миропомазанию. Церемониал символически очертил вокруг него концентрический круг монархического общества: сначала духовенство, которое его короновало, потом дворянство, которое дало ему боевое снаряжение и пообещало свою помощь, и, наконец, народ, который его приветствовал и этим увенчал его апофеоз. 28 февраля, на следующий день после коронации, король был торжественно принят в соборе как гроссмейстер королевского ордена Святого Духа, основанного Генрихом III. После окончания церемониала королевских торжеств Генрих IV подошел к Парижу. Столица была кораблем, давшим течь, и крысы покидали утлое судно. Майенн, который отказался вести переговоры с королем и не хотел слепо действовать в интересах Испании, плыл в полном одиночестве не только среди парижан, но также и в кругу своей семьи".

Minette: Спасибо большое, МАКСимка! Честно говоря, мне не хватало таких подробностей там...

Minette: Самая знаменитая Черная мадонна находится в Шартрском соборе и по легенде, еще друиды установили здесь, в гроте на священном холме Карнунтум, женскую фигуру темного цвета, олицетворяющую деву, готовящуюся к рождению ребенка. Мадонна из Шартра описана Фулканелли как воплощение египетской Исиды. Культ Исиды в Европу был принесен так же римлянами и распространен до самой Британии. Фулканелли обьясняет черный цвет так: чернота - это первичная материя, из которой происходит все и вся, и которая есть первейшим материалом и начальной ступенью для всех алхимических превращений. А поскольку алхимия, это не просто обретение философского камня, как возможности разбогатеть, но путь посвященных, трансформирующих материальное в духовное, преображающих свою душу, для соединения с божественным - становится понятным, насколько на самом деле символичны и многозначны эти черные матери, несущие в себе и рождающие новую жизнь, как грубая земля рождает прекрасные цветы. И еще из Фулканелли "Тайны готических соборов":"Как в человеческом сердце есть тайные уголки, также и в соборе есть скрытые помещения. Расположенные под землей, они, все вместе составляют крипту". Попавший в это сырое и холодное помещение испытывает необычное ощущение, усиливаемое тишиной: ощущение могущества тьмы. Некогда в этих подземных комнатах стояли статуи Исиды, которые с приходом в Галлию христианства, стали теми самыми Черными Девами, которых до сих пор народ окружает совершенно особенным почитанием. Впрочем, и те и другие выражают одно и то же Virgini pariturae; Деву, которая должна родить. В наше время осталось мало Черных Дев. В Шартрском соборе их две: одна, известная под именем Подземной Богоматери (Notre-Dame-sous-Terre), находится в крипте, где она сидит на троне, на основании которого написано: Virgini pariturae; другая, которая носит название Богоматерь-Защитница (Natre-Dame-du- Pilier), находится в самом соборе. Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, "сделанная до принятия христианства", как говорится об этом в местных хрониках. Современное же изображение датируется концом XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в неизвестное время и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая сгорела в 1793 году.


Amie du cardinal: Подземная Черная Мадонна. Крипта Шартра Чудеса Шартрского собора Мать-Земля, языческие богини и Черные Мадонны Черная Мадонна

Amie du cardinal: Minette пишет: Сначала это была античная скульптура Исиды, "сделанная до принятия христианства", как говорится об этом в местных хрониках. Посмотреть бы на неё. Сейчас я вижу на фотографиях самые банальные статуи Мадонны с младенцем, которые есть в каждом костёле. К этой фотографии такое пояснение - Black Madonna of Chartres, Our Lady of the Pillar (1508). То есть вторая статуя тоже не принадлежит к дохристианским временам? Для сравнения приведу фотографию "Чёрной мадонны" из Нотр-Дам-де-Пюи, которую приверженцы языческой теории считают принаряженной статуей Изиды. Она не сгорала, не подменялась, дескать, существует с древности. Положа руку на сердце, Minette, неужели Вы действительно думаете, что это так?

Minette: Amie du cardinal пишет: Для сравнения приведу фотографию "Чёрной мадонны" из Нотр-Дам-де-Пюи, которую приверженцы языческой теории считают принаряженной статуей Изиды. Она не сгорала, не подменялась, дескать, существует с древности. Положа руку на сердце, Minette, неужели Вы действительно думаете, что это так? Отвечаю совершенно искренне, не верю!

Minette: Minette пишет: Сначала это была античная скульптура Исиды, "сделанная до принятия христианства", как говорится об этом в местных хрониках. Amie du cardinal пишет: Посмотреть бы на неё. Работая над материалом для этой темы я отыскала такую цитату: "Что же касается статуй Исиды, - мы говорим о тех, которые избежали христианизации, - то они еще более редки, чем Черные Девы. Витковский указывает нам одну из них в соборе Сен-Этьен в Метце. Он пишет: "Это скульптурное изображение Исиды было обнаружено в старинном монастыре. Оно представляет собой обнаженный бюст очень худой женщины; ее голова закрыта вуалью. Сама скульптура выкрашена в красный цвет, а ее одеяние - в черный... Аналогичные скульптуры были в Сен-Жермен-де-Прэ и в соборе Сент-Этьен в Лионе"...

Minette: Amie du cardinal пишет: То есть вторая статуя тоже не принадлежит к дохристианским временам? Считается, что это более поздняя статуя.

Amie du cardinal: Minette, понятно, спасибо. На самом деле, происхождение Чёрных Мадонн от каких-то языческих статуй - всего лишь гипотеза, к тому же довольно оскорбительная для христиан. Выходит, что люди веками молились не перед изображением Пречистой Девы, а пред образом покровительницы (в том числе) магов и колдуний, которых христианская религия сурово порицает. Какая богомерзкая подмена! Особенно меня возмущает, что к подобным сомнительным реликвиям упорно причисляют Ченстоховскую Богоматерь, хотя её образ - это православная икона, которую поляки увезли к себе с западных русских земель после их завоевания. У нас в храмах хватает древних потемневших икон. Каким образом её относят к языческим идолам - уму непостижимо.

Minette: Лабиринт в соборе Нотр-Дам-де-Шартр состоит из огромного множества концентрических кругов, выложенных цветными камнями. Его диаметр — 12,9 м, а протяженность — 261,5 м. Дорожки лабиринта, никогда не реставрировавшегося, стерты коленями тысяч паломников: в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму. Однако, по мнению некоторых ученых, длина пути в лабиринте совпадает со временем пребывания младенца в утробе матери и может символизировать путь к новому рождению, возобновлению человека. По мнению других исследователей, лабиринт символизирует алхимическое Великое делание, в ходе которого грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень. К. Крич-Лоу считает, что лабиринт шартрского типа представляет собой модель мира, а путь в лабиринте есть не что иное, как неоплатоническое путешествие души от Бога (внешняя окружность) до земли (в центре) и обратно. В центре лабиринта находилась медная пластина, которая в 1792 году во время кампании Наполеона была изъята и расплавлена. Металлические штыри, с помощью которых она крепилась к камню, видны до сих пор. На пластине были изображены Тезей, Минотавр и Ариадна со своей путеводной нитью. Борьба между Тезеем и Минотавром, подобно борьбе Cвятого Георгия со змеем, символизирует борьбу души, которая происходит между силами Добра и Зла на пути через лабиринт жизни. Есть еще один секрет у лабиринта: расстояние между его центром и западным порталом очень точно соответствует расстоянию (31,75 м) между западным порталом и западной розой над ним, которая символизирует Последний Суд. Если уложить западный фасад на пол нефа, то окно розы практически точно ляжет на лабиринт. Совпадение или снова символ: Последний Суд станет вратами в Небесный Иерусалим?..

Minette: Minette пишет: Конечно, главная достопримечательность интерьера собора – это его ансамбль витражей, являющейся самой большой коллекцией XII-XIII веков. Витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок. Не удержусь от цитаты. Известный исследователь Шартрских витражей Жан Вийет (Jean Villette) обращал большое внимание на игру света и на то, как меняется общее впечатление от витражей в зависимости от степени освещенности собора. Он писал: "...Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам - больше таинственности..."

Minette: И еще один свидетель далекого прошлого находится в подземельях Шартра — потомок священного источника, колодец друидов - колодец Сильных, хранящий память и о древних обрядах, и о войнах и болезнях, и о силе людей и подвигах духа... Существует легенда о том, что однажды в колодец упал отрок с необычайно красивым голосом, и горожане взмолились, прося вернуть его в храм. Вода поднялась и вынесла певца из пучины! Он уходит под землю на глубину тридцати семи метров. А основной свод собора поднимается на высоту около тридцати семи метров... Масоны верили в этот принцип: «как вверху, так и внизу»? Первоначально, алтарь собора находился точно над колодцем. И это не простая случайность. Так было задумано создателями этого места, видимо, для того, чтобы человек однажды смог достичь совершенной гармонии...

Minette: Если верить еще одной старинной легенде, то архитектурные навыки, которые использовались при строительстве Шартрского собора, пришли с Востока... Первые рыцари-тамплиеры...Девять французских рыцарей отправились на поиски "таинств", хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Заветный ларец - ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего числами, весами и мерами, включая так называемое "золотое число" - 1,618. Пропорция 1:1,618 - "золотое сечение" (или "золотая середина"), стала считаться идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры.

Minette: Колокольный звон... У всех церквей он разный. В Шартре особенный...А если ты во время перезвона находишься на башнях собора.... Кстати, в Нотр-Дам-де-Шартр звонят не с помощью языков - раскачивается сам колокол. Сначала начинается тихий низкий гул и ощущается какая-то вибрация...И практически сразу же тебя оглушает колокол. Звук эхом отражается от стен...В это время ты себя практически не контролируешь...Ты начинаешь испытывать какое-то странное чувство "растворения" в этом звуке...И движения твои подчиняются его ритму...При каждом ударе сначала "толчок", а потом дрожь разливается по телу...В общем, слов у меня явно не хватает... И запись вряд ли передаст ощущения...К тому же она сделана "снизу"...Но попробую... click here

Minette: МАКСимка пишет: А ведь на одну из башен собора можно подняться, откуда открывается великолепный вид на город. Прекрасные летние фотографии... А это осенний дождливый Шартр...

МАКСимка: Шартр в XVII веке:

МАКСимка: Первая больница в Шартре (Отель-Дьё) появилась в XI веке благодаря графине Берте, сестре Тибо III, графа Блуа и Шартра. Учреждение располагалось, возможно, в стенах клутра собора и его управление было доверено капитулу (1069-1070). В 1291-м году Рену Барбо (Renaud Barbou) старший, который был байи (королевский чиновник, выполнявший административные и судебные функции) и советником Филиппа Красивого, а также его сын Рену младший (тоже байи) основали больницу для ста семидесяти слепых. Первоначально она располагалась между воротами Друэз и церковью Сен-Морис. В том же году король подтвердил ее основание, а затем уже Филипп Длинный взял больницу под свое покровительство. Симон де Перрюшэ, епископ Шартра позволил Рену Барбо возвести в больничном комплексе капеллу (ноябрь 1294). После смерти Барбо в 1299-м году его сын продолжал покровительствовать больнице. В 1350-м году Иоанн II зафиксировал количество слепых на уровне 126 человек. В 1567-м году во время осады Шартра больница была разрушена, и Карл IX перенес ее на улицу Сен-Жюльен:

Minette: Шартрский собор (Сhartrеs) - История строительства

Minette: Подробнее история Шартра... Шартр был основан галльским племенем карнутов и первоначально носил имя Аутрикум (Autricum). Название это произошло от названия реки Эр - по-латински Autura. Наравне с Кенабом (современный Орлеан) Аутрикум являлся одним из крупнейших карнутских городов и был завоеван в 1 веке до нашей эры римскими войсками под руководством Юлия Цезаря. Под властью Рима город значительно увеличился в размерах, достигнув площади в 200 гектаров, и обзавелся традиционными римскими постройками: форумом, храмом, амфитеатром и акведуками. Раскопки, предпринятые в центре города в 2003-2004 годах, позволили получить массу интереснейшей информации о том, как выглядел Шартр в период поздней империи. Улицы античного города были замощены щебнем и покрыты кремниевым гравием. По их краям были вырыты сточные канавы, за которыми следовали тротуары приблизительно 2,5 метра шириной. Пересекались улицы под прямым углом, и были плотно застроены домами. Город обладал системой канализации и водоснабжения. В эпоху заката Империи, когда возросла угроза вторжений варварских племен, Шартр, как и многие другие города Римской Галлии, сжался в размерах до дюжины гектаров. Город преследовали частые пожары, причины которых пока остаются невыясненными. О том, что происходило с Шартром в период с 4 по 9 век практически ничего не известно. Никаких письменных источников, повествующих об истории города того времени, не сохранилось. Археологические данные свидетельствуют о том, что в 4-5 веках некогда цветущий античный город пришел в упадок, и на его месте образовалось несколько изолированных деревень, организованных вокруг религиозных сооружений. Такое положение сохранялось на всем протяжении правления королей из династии Меровингов и лишь в эпоху, когда им на смену пришли Каролинги, Шартр вновь стал напоминать город. По крайней мере, вокруг него выросли мощные стены, за которыми укрывались и горожане, и жители окрестных деревень в периоды войн и нападений. Главным городским сеньором вплоть до 10 века являлся епископ. В 858 году Шартр был практически полностью сожжен норманнами. Помимо прочих городских построек сильно пострадал и кафедральный собор. Желая поддержать работы по его восстановлению, король Карл Лысый подарил Шартру весьма почитаемую христианскую реликвию - покров Богоматери, который, согласно легенде, находился на Деве Марии во время рождения Иисуса Христа. Этот щедрый дар стал мощным стимулом к экономическому развитию города за счет непрекращающегося потока паломников. С покровом Богоматери связан и один из драматических эпизодов истории города. Согласно средневековой хронике в 911 году Шартр был вновь атакован норманнами. Оборону возглавил епископ Гантельм. Когда враг пошел на штурм городских укреплений, епископ приказал использовать реликвию как знамя, и тогда свершилось чудо: норманны обратились в бегство. Разумеется, победа над противником была приписана заступничеству Святой Девы, а весть о произошедшем стремительно разнеслась по всей Франции, ещё более увеличив количество желающих воочию увидеть драгоценный покров и произвести пожертвования в пользу Шартрского епископства. Укрепившееся экономическое положение привело к расцвету интеллектуальной жизни города. Епископ Фульберт Шартрский, обладавший значительным авторитетом (хронисты говорят о нем, как о советнике королей и принцев крови), стал основателем школы Шартра (её также называли Шартрской академией), достигшей своего апогея в 12 веке. В это время школа превратилась в признанный центр французской философии. Преподаватели Шартрской академии славились особенно глубокими познаниями в философии Платона. К этому же периоду относится существенное увеличение города в размерах. По причине того, что он перестал умещаться в прежние границы, пришлось перестраивать фортификационные сооружения. Разрослись и пригороды Шартра, организованные вокруг 12 ворот, ведущих в город. Шартр 12 столетия делился на две части: так называемый «верхний город», где был расположен графский замок и епископский дворец, и «нижний город», жизнь обитателей которого была тесно связана с рекой: здесь находились дубильные и кожевенные производства, мельницы и т.д.

Minette: Благополучное развитие Шартра было прервано в 14 веке Столетней войной Англии с Францией. В этот период город начал страдать от бесконечных нападений разбойных шаек и постоянной угрозы вторжения вражеских войск. Интересно отметить, что подписание мирного договора, заключенного 8 мая 1360 года, согласно которому Франция должна была уступить Англии значительную часть своей территории и выплатить три миллиона крон за плененного короля Иоанна II Доброго, происходило всего в 7 км от Шартра (в Бретиньи). В 1417 году войска герцога Бургундии Иоанна Бесстрашного, воевавшего на стороне англичан, захватили город. Под длань французского короля он был возвращен лишь в 1432 году. В период религиозных войн, разразившихся между французскими католиками и гугенотами в 16 веке, Шартр занял уверенную прокатолическую позицию. В 1568 году войска протестантов под командованием принца Конде осадили его, но потерпели неудачу и вынуждены были отступить. В 1588 году, после восстания, спровоцированного в Париже Католической лигой и вошедшего в историю под названием «Дня баррикад», французскому королю Генриху III пришлось бежать из столицы и укрыться в Шартре. Непродолжительное время спустя король был убит монахом-фанатиком Жаком Клеманом. После этого Шартр перешел под контроль Католической лиги, но уже в апреле 1591 года был осажден войсками Генриха Наваррского. Памятуя о том, что Генрих на протяжении всей войны являлся одним из предводителей гугенотов, город не желал открывать ему свои ворота. Несмотря на это, когда сопротивление Шартра было сломлено, Генрих именно его избрал местом своей коронации. Вопреки сложившейся традиции короноваться в Реймсе, 27 февраля 1594 года Генрих 4 был коронован в Шартре. Французская революция не лучшим образом сказалась на городе. В процессе дехристианизации множество католических реликвий, которыми славился Шартр, было утеряно, обитель кармелиток - преобразована в тюрьму, а античная статуя, изображавшая Богоматерь – уничтожена. Революционно настроенные граждане планировали снести и главную гордость Шартра – кафедральный собор, однако его удалось спасти, ненадолго объявив Храмом Разума. 19 век был отмечен открытием железнодорожного вокзала в 1849 году и запуском трамвая в 1899 году. А в 1909 году, в Шартре был построен один из первых во Франции аэродромов. В годы Первой мировой войны городу пришлось пережить бомбардировку, произошедшую 15 августа 1918 года, а во время Второй мировой войны Шартр дважды подвергался бомбардировкам: в июне 1940 и в мае 1944 года. После оккупации немецкими войсками в городе начало действовало движение Сопротивления, активисты которого собирались на последнем этаже дома, расположенного в начале улицы rue du Grand Faubourg. Здесь происходили секретные совещания, и, кроме того, на крыше этого здания была установлена антенна, с помощью которой «сопротивленцы» слушали вести, приходящие из Лондона. В августе 1944 года Шартр был освобожден войсками союзников. На сегодняшний день город является префектурой департамента Эр и Луара. Согласно данным статистики численность его населения составляет около 40 000 человек.



полная версия страницы