Форум » Центр (Centre) » Аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар (L’abbaye de Saint-Benoît-sur-Loire) (по-другому аббатство де Флёри) » Ответить

Аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар (L’abbaye de Saint-Benoît-sur-Loire) (по-другому аббатство де Флёри)

МАКСимка: В 35 км от Орлеана находится до сих пор действующее аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар, которое еще называют аббатством де Флёри. Мы с Бэлль посетили его в январе, и я хотел бы посвятить этому великолепному сооружению отдельную тему.

Ответов - 20

МАКСимка: Скорее всего, основанием аббатства де Флёри следует считать середину VI века. По крайней мере, в первой половине VII столетия мы можем с уверенностью сказать о присутствии маленькой монашеской общины вокруг церкви Сент-Мари. Основателем был богатый гражданин по имени Жан, возможно, торговец с востока. Он скончался перед 650-м годом. Затем появляется некий Леодебольд, который, в свою очередь, основывает другой монастырь с церковью Сен-Пьер, совсем рядом с первым. Леодебольд был великим человеком: аббат монастыря в Орлеане, надзиратель над остальной частью города, епископ Сент-Эньян. Он находился в родственных отношениях с грандами Нейстрии и обладал значительными владениями в Австразии. Благодаря Леонебольду во Флёри стал существовать единый свод правил, который включал в себя устав Святого Колумбана и Святого Бенедикта. В те времена аббатство обладало одной весьма ценной реликвией - ракой де Мюмма (la châsse de Mumma, VII век). Этот предмет искусства эпохи Меровингов представляет собой маленькую шкатулку, внутри отделанную деревом. Она была обнаружена в 1642-м году под алтарём. Надпись указывала, что этот предмет был подарен во славу Святой Мари и Святого Пьера, которые являлись первыми покровителями Флёри перед появлением в конце VII века мощей Святого Бенедикта. Рака де Мюмма В те времена еще не было тех прекрасных каменных монастырских построек, они были выполнены из дерева и легких материалов. В 672 году монахи отправились в разрушенный лангобардами в 580 году монастырь Монтекассино, где хранились спрятанные от врага мощи святого Бенедикта, и доставили их во Флёри. С этого времени начинается рост славы монастыря как важного религиозного центра, он становится центром паломничества. Сперва мощи Святого были помещены о монастырскую ораторию, церковь Сен-Пьер, а затем их перенесли в церковь Сент-Мари, которая находилась на месте существующей сегодня базилики. Фрагмент готического портала Сен-Бенуа, на которым изображено перенесение мощей Святого Бенедикта В VIII века, когда династия Меровингов сменилась на династию Каролингов, началась эпоха волнений и бедствий в Сен-Бенуа, совершались набеги сарацин, но жизнь в монастыре продолжалась. В том же веке аббатство, в связи с сохранением здесь святых мощей Бенедикта в крипте монастырской церкви, меняет святого покровителя со св. Петра на св. Бенедикта. Аббатство Флёри первым было внесено в список монастырей Империи Людовика Благочестивого, который носил название Notitia monasteriorum. В конце VIII века церковь Святого Петра была реконструирована. В те далекие времена была известна библиотека аббатства Сен-Бенуа, в которой хранились манускрипты, включая и работы древних классиков, что было редким богатством религиозного учреждения в ту эпоху на территории Галлии. Первые манускипты пришли из Италии, из Рима. В скрипториуме книги переписывались и украшались. Мы знаем о существовании копии Concordia Regularum Святого Бенедикта. Апогея Сен-Бенуа достиг при аббате Теодульфе, епископе Орлеана, поэте эпохи Карла Великого, который скончался примерно в 821-м году. По происхождению он был вестгот. Тогда Флёри стал центром обучения, открывались школы, в которые пребывало все больше учеников. Для их размещения даже было построено специальное помещение. В 818-м году в аббатстве останавливался император Людовик, Карл Лысый там подписывал договор в 845-м году с мятежным племянником Пепином Аквитанским. В 865-м году викинги добрались до Сен-Бенуа-сюр-Луар. Аббатство было разграблено и сожжено, но самые ценные реликвии, включая мощи Святого Бенедикта, смогли переправить за стены Орлеана. Захватчики прибыли еще раз в 885-м году, оставив после себя руины.

МАКСимка: Зимняя природа в Сен-Бенуа-сюр-Луар В 930-м году Сен-Бенуа было передано аббату Одону, который провел реформу монастыря. (Одон Клюнийский, Одо из Клюни (лат. Odo Cluniacensis, фр. Odon de Cluny; ок. 878—18 ноября 942) — католический святой, монах - бенедиктинец, второй аббат Клюни, инициатор клюнийской реформы западного монашества). Он не стал применять по отношению к Сен-Бенуа обычаи Клюни и сохранил местные кутюмы с их особенностями. Все права учреждения признал папа Леон VII. Именно Одон возродил знаменитую школу Флёри. Затем два великих настоятеля сделали Сен-Бенуа-сюр-Луар одним из культурных центров Запада: Аббон (от 988 до 1004) и Гослен (от 1004 до 1030). Аббон происходил из Орлеана. Еще ребенком его отправили учиться в Сен-Бенуа, где он стал одним из лучших учеников. Затем он продолжил обучение в Реймсе, где познакомился с будущим Папой Сильвестром II, а затем в Париже. Аббон стал директором монастырской школы, и про приглашению архиепископа Йоркского отправился в Англию реорганизовывать процесс обучения в аббатстве Рамси. После своего возвращения в 988-м году его избрали аббатом Флёри. Сразу он добился от Папы Римского буллу (997-ой год), которая подтверждала свободу и независимость аббатства. Аббон стремился восстановить жизнь в аббатстве по всем правилам Святого Бенедикта. Образовался заговор, и аббат был убит 12 ноября 1004-го года. Аббону наследовал Гослен. Он был близок к королю Гуго Капету и его сыну Роберу Благочестивому, который являлся большим покровителем Флёри. В 1013-м году Гослен стал архиепископом Буржа, но не переставал исполнять обязанности аббата. Его первой заботой стала организация экономической жизни учреждения. Но самое главное, что при Гослене начинается перестройка всего монастырского комплекса. До сих пор на алтаре базилики можно увидеть мрамор и парфир из Италии, который был заказан аббатом. 30 июля 1026-го года страшный пожар повредил аббатство, и тогда началась его масштабная реконструкция и перестройка. До наших дней дошла великолепная башня-паперть (La tour-porche), которая сегодня служит входом в базилику. Работы начались в 1020-ых годах. Аббат Гослен мечтал создать памятник, который стал бы служить примером для всей Галлии. Когда аббат скончался (1030-ый год), хронисты пишут, что башня еще была незавершена. Романские капители XI-XII веков:

Бэлль: Сказочное место! Потрясающая архитектура, могила Филиппа I, природа вокруг, дружелюбные и общительные монахи


МАКСимка: Бэлль пишет: Сказочное место! Потрясающая архитектура, могила Филиппа I, природа вокруг, дружелюбные и общительные монахи Полностью согласен! Волшебное место, которое как будто и не покидало эпоху Средневековья. Но, продолжим: О жизнеспособности каждого аббатства говорит в том числе и влияние, которое то или иное религиозное учреждение распространяет на другие монастыри. Монахи из Сен-Бенуа восстанавливали или реформировали многие обители. Епископ Гослен Турский в 936-м году реформировал аббатство Сент-Эвр, что в Туле, вместе с монахами из Сен-Бенуа, которые установили там свой устав. Монахи также отправлялись в Сен-Пьер-ан-Валле в Шартре, в Сен-Флоран де Сомюр и в Сен-Венсан де Лаон. В некоторых аббатствах служители из Сен-Бенуа становились аббатами. В начале XI столетия монах Феликс отправился восстанавливать бретонский монастырь Сен-Жильдас, аббатом которого в период с 1125 по 1133 год будет Пьер Абеляр. Именно там он напишет "Историю моих бедствий" (1132-ой год). Карта влияния аббатства де Флёри в X-XI веках: В X-XI веках школа аббатства де Флёри снова переживает расцвет. Помимо самих монахов, в школе находились хронисты, историки, юристы, теологи, поэты, математики, архитекторы и художники. Музыка также играла в аббатстве важную роль. В X столетии монах Константин, директор монастырской школы, был музыкантам и добавил славы местной органной музыке. Орган в ту эпоху был еще достаточно редким явлением, но Флёри обладал столь ценным музыкальным инструментом. Будущий аббат Сен-Дени Сугерий, возможно, побывал в своё время в школе аббатства, так же как и Робер Благочестивый, которого примерно в 984-м году отец отправил во Флёри. Изучали литературу, арифметику, музыку, астрономию и, конечно, теологию. Великолепная библиотека аббатства, которая сильно пострадала во время набегов, разорений и пожаров, к XI веку благодаря общим усилиям монахов восстановилась. В её коллекцию входили ценные манускрипты, также монахи владели техникой иллюминирования рукописей. Молитвенник, который находится сегодня в муниципальной библиотеке Орлеана: Это один из самых красивых манускриптов библиотеки Флёри. Он был изготовлен в Англии, затем передан аббатству Мон-Сен-Мишель, а в XI веке был подарен аббатству Сен-Бенуа.

МАКСимка: Пришло время поговорить о центре аббатства Сен-Бенуа-сюр-Луар - базилике. После разрушительного пожара 1026-го года монахи приняли решение перестроить церковь. После аббата Гослена инициативу перехватил монах-ризничий Одилон и его аббат Гийом, который руководил Флёри с 1067 по 1080-ый год. С упорством стройка продолжалась аббатами Вераном, Жосераном и Симоном до 1108-го года. Примерно 40 лет мощи Святого Бенедикта хранились в старом нефе. Начали с разрушения восточной части церкви Сен-Мари, немедленного рытья крипты и возведения алтаря, что и технически, и денежно было очень трудным. Помогали паломники и местные жители. 21 марта 1108-го года наконец-то освятили два алтаря: один посвященный Деве Марии, а второй Святому Бенедикту. Затем из-за многих трудностей работы пришлось прервать. Сыграло и свою роль низложение аббата Сен-Бенуа Папой Римским и его замена клюнийцем Макэром. В 1184-м году случился новый пожар, который прервал работы. Мы не знаем, к сожалению. точной даты окончания работ, мы лишь располагаем числом - это случилось 26 октября первой четверти XIII столетия. На плане мы видим этапы возведения базилики: Черным цветом обозначена башня Гослена, которую начали возводить в 1020-м году. Это самое ранее сооружение аббатства. Красным отмечены крипта, апсида и трансепт, завершенный к 1108-му году. Неф, как мы видим, датируется периодом 1160-1218-ых годов.

МАКСимка: Готический портал церкви аббатства Сен-Бенуа-сюр-Луар, на котором изображена история мощей Святого Бенедикта: В церкви находится статуя Девы Марии, произведение искусства XIV века из алебастра, бывшая, по-видимому, частью украшения алтаря, возведенного кардиналом Дюпра в 1535 году:

МАКСимка: Известно, что церковь аббатства ценна еще и тем, что там находится надгробие и останки короля Филиппа I (1052—1108). Нам с Бэлль посчастливилось познакомились с местной бенедиктинской братией (их там 36 человек), некоторые члены которой очень любезны и с радостью устроили нам экскурсию по аббатству. Таким образом, мы смогли осмотреть не только надгробие Филиппа I, но и сам каменный гроб с останками короля, который расположен под алтарем. Сделанные мною фотографии надгробного памятника и самого гроба Филиппа I: Аббат Сугерий: О смерти короля Филиппа. Пока сила сына росла ежедневно, его отец, король Филипп, с каждым днем слабел. После того, как он похитил графиню Анжуйскую он не смог сделать ничего достойного королевского величества. Охваченный страстью к даме, которую он захватил, он всецело посвятил себя удовлетворению этой страсти. Поэтому, он потерял интерес к делам государства и слишком расслабившись не предпринимал ничего для укрепления своего тела, крепкого и красивого. Единственно, что еще поддерживало силу государства, был страх и любовь к его сыну и наследнику. Будучи почти шестидесяти лет, он перестал быть королем и испустил свой дух в замке Мелен-сюр-Сен (Melun-sur-Seine) в присутствии сеньора Людовика. На его похоронах присутствовали почтенные люди: Галон, епископ Парижа, епископы Санлиса и Орлеана, блаженной памяти Адам, аббат Сен-Дени и много другого духовенства. Они перенесли его королевское тело в церковь Нотр-Дам и провели в бдении всю ночь. На утро сын приказал покрыть катафалк тканным покровом с соответствующим траурным орнаментом и распорядился, чтобы он был перенесен на плечах его ближайших слуг. Затем, с сыновьей любовью, в слезах, он сопровождал катафалк, то пешком, то верхом, вместе с теми баронами, которые были при нем. Он проявил большое великодушие в том, что при жизни отца проявлял большое тщание, чтобы не оскорбить его ни по поводу развода с его матерью, ни по поводу его брака с графиней Анжуйской. В отличии от других молодых людей, находившихся в подобных обстоятельствах, он не пытался каким-либо обманом оттеснить отца от управления королевством. В большой процессии они принесли тело в благородный монастырь Сен-Бенуа-Сюр-Луар (St.-Benoit-sur-Loire), в котором король Филипп хотел быть похороненным. Были такие, кто утверждал, что слышал из его собственных уст о том, что он преднамеренно хотел быть похороненным не в Сен-Дени, как его королевские предшественники (стало уже почти законом, что Сен-Дени являлся королевской усыпальницей) поскольку он не очень хорошо к ней относился, и еще потому, что его собственная могила могла бы затеряться среди гробниц стольких благородных королей. Поэтому, он был надлежащим образом положен перед алтарем этого монастыря и посвящая его душу Богу, с гимнами и молитвами, гробницу заложили великолепными камнями.

МАКСимка: Об останках Филиппа в аббатстве Флёри: Гробница Филиппа I в Сен-Бенуа-сюр-Луар имеет первостепенное значение. Это единственная гробница средневекового французского короля, которая не была разграблена или оторвана от своего первоначального местоположения. Более 900 лет на останки короля оказывает влияние лишь время. Тем не менее, гробница была вскрыта в целях исследования три раза: в 1830, 1958 и 2003 годах. Могила Филиппа I находилась в первом пролете хора. Со временем гробница была перемещена и местоположение могилы оказалось утерянным, что спасло останки короля от осквернения в революцию. Но вот самому надгробному памятнику в период с 1793 по 1818-ые года были причинены большие разрушения. В частности, черты лица восстановили лишь в 1818-м году, поэтому мы не можем судить об оригинальных чертах Филиппа, которые были присущи памятнику до осквернения. 1 июля 1830-го года в результате проведенных исследований удалось обнаружить захоронение Филиппа I. В 1958-м году были предприняты новые исследования королевского захоронения. Именно тогда выяснилось, что гробница была на самом деле изготовлена из известняка. Контуры скелета еще хорошо видны в массе листвы и ветвей, которые прекрасно сохранилась после стольких веков. Верхние конечности были согнуты. Король явно был завернут в длинный красный плащ. Как ни странно, растения лучше сохранились, чем скелет. Филипп лежал на спине, кости черепа растворились, и в конечном итоге область шеи провисла. Нет никаких следов челюсти или зубов, которые все еще существовали в 1830 году. Кажется, первое открытие и проникновение воздуха оказалось фатальным для зубов. Содержимое гробницы в 1958-м году В 2003-м году гробницу вскрыли еще раз, чтобы сделать фотографии:

МАКСимка: Как пишет Б.Моно, 20 марта 1107 года Филипп I участвовал в церемонии пенесения мощей св. Бенедикта в аббатстве Флёри, аббатстве Святого Бенедикта на Луаре. Король пожертвовал для хранения раки богатый золотой сундук, украшенный драгоценными камнями. Интересно, однако, отметить, что монах Клэр, автор Хроники Сен-Пьер-ле-Виф, в 1107 г. бывший монахом Флери и лично присутствовавший на этой церемонии, упоминает приезд только короля Людовика, который, надо полагать, и подарил эту раку от имени короля Филиппа: «На это собрание пришел и участвовал Людовик, король-соправитель, со многими лучшими баронами Французского королевства и радость общины со своей соединил. Присутствовали также Жан, епископ Орлеанский, Умбо, епископ Оссера, мужи религиозные со многими клириками и народу множество. В тот усе день освятили большой алтарь в честь св. Марии Матери Божьей и в другой [день], а именно: утром -[алтарь] в честь св. Бенедикта, под который положены были в тот же день святые мощи этого Отца. Перенесено же было святейшее тело на виду у всех, кто присутствовал, вложено в некий металлический и медный ларец, в который прежде, как считалось, положено было, когда доставлено было из Монте-Кассино. При этом видел [я] плачущих от радости короля и первых баронов [королевства], и весь народ, и особенно монахов и аббатов, гимны и песнопения, как подобает, произнести желавших, но из-за слез не могущих. И таким образом спасенное столь большое сокровище, золота и серебра, и всех драгоценных камней дороже, возложено было на носилки, из золота и драгоценных камней изготовленные, столь Отцу подобающие. (...). Все это произошло в XIII календы апреля [19 марта]. Король же Филипп прожил до месяца июля и в конце этого месяца, а именно: в III календы августа [30 июля] скончался в Мелене, повелев свое тело перенести и похоронить в монастыре св. Бенедикта, дав этой обители многочисленные дары, как великолепию ее подобает; сын его король Людовик в III ноны августа [3 августа] исполнивший [его волю], очень сильно эту обитель любил и вещами светскими обогащал (...)». Аббатство Флёри: Фотографии, сделанные в старинной крипте:

МАКСимка: Самый расцвет аббатства де Флёри пришелся на Зрелое Средневековье. В XIII веке наметились кризис и экономические трудности. В конце XIII столетия генеральный капитул решил не превышать число монахов в количестве 45 человек, без учета настоятелей. Исчезала и монастырская школа с появлением и развитием университетов. Во Флёри все ещё функционировала школа, но обучала по большей части детей и новициев, которые готовились к духовной жизни. Число паломников также сокращалось. Первый удар аббатству Сен-Бенуа нанесла Столетняя война. Английские отряды базировались в Шатонёфе, разрушали и грабили пригороды, и доходы аббатства сильно пострадали. В 1359-м году сам монастырь пострадал от пожара. В 1363, а затем 1369-м году аббатство стало жертвой так называемых "Больших Компаний" (Grandes compagnies), которые грабили регионы после заключения мира в 1360-м году. В 1372-м году было постановлено, что Сен-Бенуа больше не возродится. В конце XIV веке община состояла лишь из 24 монахов. Великодушный аббат Бегон де Мюра осмелился в 1413-м году установить кресла со спинками в хорах церкви, которые и сегодня являются свидетельством изобретательности мастеров Орлеана. Жанна д'Арк, возможно, два раза проходила через Сен-Бенуа: в 1429-м году, когда она привлекала дофина в свою победоностную кампанию, и в 1430-м году, когда она, утомленная промедлением начальников, сбежала в Ланьи, а затем в Компьень, где и была схвачена. Еще один удар аббатству нанес Болонский конкордат, заключенный 18 августа 1516 в Болонье. Заключению конкордата предшествовали переговоры после победы при Мариньяно в сентябре 1515, а основные положения конкордата были согласованы при личных встречах Франциска I и Папы Римского в Болонье, 11-15 декабря 1515. Конкордат заменил собой Прагматическую санкцию 1438, которая оказалась неэффективной в обеспечении свободы церкви во Франции. Согласно конкордату, за папой сохранялось право быть верховной инстанцией церковного суда, а французскому королю, в свою очередь, предоставлялось право назначения на высшие церковные должности (ранее принадлежавшее каноникам и монахам). Таким образом, на территории Франции было юридически закреплено подчиненное положение церкви по отношению к королевской власти. Первым коммендатором Сен-Бенуа стал кардинал де ля Тремуй, который восстановил аббатство из руин. Среди его последователей были два секретаря Франции: Этьен Поншэ и кардинал Дюпра. Религиозные войны сказались на жизни аббатства де Флёри более трагично, чем даже Столетняя война. Очередной назначенный королем аббат, молодой Оде де Колиньи, кардинал де Шатийон, в 1561-м году принял протестантизм, сохраняя при этом все свои бенефиции. Год спустя монастырь был разграблен солдатами, библиотека была рассеяна, множество манускриптов продано или уничтожено. Большое число ценностей приобрёл эрудит из Орлеана Пьер Даниэль. Сегодня часть коллекции аббатства находится в Берне и Ватикане. В 1590-м году в аббатстве жило всего пять монахов.

МАКСимка: Аббатство Сен-Бенуа в 1649-м году Когда в августе 1621-го года будущий кардинал де Ришелье, а пока духовник Марии Медичи, стал аббатом Сен-Бенуа, то ситуация была очень печальная. Строения находились в плохом состоянии, а каждый служитель жил для себя, общинной жизни не существовало. В том же году официально родилась конгрегация Сен-Мор, которая стремилась вернуться к традиционным идеалам монашества. В 1622-м году Ришелье, посещая Орлеан, решает реформировать своё аббатство. Этот процесс занял некоторое время, пока 24 июля 1627-го года высший глава Сен-Мор и новый приор дом Гийом Жирар не вступил во владение Сен-Бенуа с пятью (!) монахами, подписав с ними конкордат. Аббатство Сен-Бенуа в 1660-м году Для новых членов конгрегации жизнь в аббатстве была тяжелой, им приходилось жить в постройках, которые находились в плохом состоянии. К ним присоединился один из пяти старых монахов: Мишель Браншэ, происходивший из уважаемой семьи Орлеана. Затем он стал приором Сен-Жермен-де-Пре и главой конгрегации Сен-Мор. Трудности потихоньку преодолевались, число монахов росло, началась реставрация монастырского комплекса. Сперва церковь почистили и отбелили известью, но именно тогда исчезли остатки романской настенной живописи, которую сегодня еще можно разглядеть на стенах капелл северного трансепта и на внутренней стенке деамбулатория. В 1642-м году новый алтарь сменил старый, освященный в 1108-м году. В XVII же веке члены конгрегации Сен-Мор решили возвести мощам Святого Бенедикта великолепный мавзолей, автор проекта которого стал Антуан Шарпантье из Тура. Сей комплекс существовал до 1861-го года. На этой гравюре середины XIX века еще можно увидеть великолепный мавзолей: Мористы решили увеличить и библиотеку Сен-Бенуа, которая насчитывала в 1656-м году 195 манускриптов. В 1790-м коллекция достигла 259. В том же году революционеры отправили целых 5000 томов вместе с манускриптами в Жиан, а затем часть была передана в муниципальную библиотеку Орлеана, а часть во французскую Национальную библиотеку в Париже. Решено было перестроить и монастырские постройки, которые очень пострадали во времена религиозных войн. В 1712-м году был заложен первый камень в основание большого крыла, фасад которого был обращен на юг. Рядом находились красивые сады. Архитектором выступил брат Гийом де ля Трамблэ, который уже до этого поработал в мужском аббатстве в Кане и в Сен-Ломер в Блуа. Строительство завершилось лишь к 1731-му году. Позднее, началась работа над другим крылом, которое являлось продолжением южного траспета базилики, перпендикулярно первому, где разместили капитул и сакристию. К сожалению, во времена революции эти постройки были разрушены. Мы можем лишь наблюдать их на гравюрах. Аббатство Сен-Бенуа накануне революции Монахов на тот период в Сен-Бенуа было около двадцати, то есть меньше, чем сейчас. К тому же, при аббатстве де Флёри жили молодые новиции, студенты философии или теологии.

МАКСимка: В 1790-м году аббатство Сен-Бенуа-сюр-Луар было закрыто. Монастырское имущество стало национальным. В феврале и мае 1790-го года мэр Сен-Бенуа со своими помощниками прибыли в монастырь, чтобы произвести инвентаризацию имущества и выяснить намерения монахов. Большая часть захотела вернуться в семьи. Один стал главой семинарии Орлеана, двое других остались жить в регионе и исполнять свои духовные обязанности, еще один стал кюре одного прихода перед его закрытием. Бывший монах Тарен д'Арси освободился от сана, женился и стал сперва муниципальным советником, а затем мэром до 1840-го года. Реликвии Святого Бенедикта один прихожанин Симон Годри спрятал у себя дома. В 1796-м году Сен-Бенуа попал в руки архитектору Орлеана Лебрану, который разрушил ради камней монастырские постройки. К 1807-му году великолепные постройки XVIII столетия были разобраны. Слава Богу, что церковь уцелела. Лишь в 1865 году монастырь начал восстанавливаться. Однако в 1903 году, согласно новым французским законам о положении религии, монахи были вынуждены вновь покинуть обитель. В 1944 году Флёри был окончательно передан в распоряжение церкви. Базилика в 1850-ых годах перед возведением монастырских построек, которые использует община сегодня

МАКСимка: Площадь перед аббатством: Рождественский вертеп в монастырской церкви: Снежная январская погода:

МАКСимка: Нам с Бэлль удалось погулять по самой территории монастыря, по огороду, где члены общины трудятся:

МАКСимка: Будучи в Кемпере в музее Изящных Искусств, где проходила выставка, посвященная Максу Жакобу (он в 1921—1928 и 1936—1944 жил в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар), я наткнулся на его сочинение, посвященное аббатству Флёри. Выдержки помещаю на форуме: МАКСимка пишет: В 930-м году Сен-Бенуа было передано аббату Одону, который провел реформу монастыря. (Одон Клюнийский, Одо из Клюни (лат. Odo Cluniacensis, фр. Odon de Cluny; ок. 878—18 ноября 942) — католический святой, монах - бенедиктинец, второй аббат Клюни, инициатор клюнийской реформы западного монашества). Помимо Флёри, аббат Одон реформировал Сен-Пьер-лё-Виф в Сансе, Сен-Жюльен в Туре, Шарльё рядом с Маконом, Орийак в Оверни, Сен-Поль в Риме, Сент-Огюстен в Павии. Сообщается, что монахи приняли того, кто смог принести в их обитель мир, очень плохо. "Лучше умереть, чем принять в монастыре иностранца" - говорили члены братии. Переговоры велись три дня. Своей снисходительностью и мягкостью Одон победил. Он объединил разобщенные домены, наладил экономическую жизнь аббатства, освободил его от подчинения многочисленным учреждениям, таким как аббатство Святого Марциала в Лиможе или в Солиньяке. Одон сделал Флёри полностью независимым. Укрепления вокруг монастырского комплекса были завершены при Аршамбо (Archambault) и Ришаре (Richard). Именно тогда Флёри стало поставлять в Англию епископов. Бургундский домен и домен дю Морван, а также сеньория Виллье приносили доходы. МАКСимка пишет: Аббон (от 988 до 1004) Школы Флёри процветали при аббате Аббоне. Он боролся против претензий епископа Орлеана, два раза по этому поводу совершал поездки в Рим. МАКСимка пишет: Гослен (от 1004 до 1030) Что касается Гослена, который вырос в аббатстве, то Жакоб предполагает, что он мог быть внебрачным сыном Гуго Капета. Гослен покровительствовал также монастырским учебным заведениям, поставил во главе их Изамбера (Hisembert), автора книги, которая излагала жизнь монахов - "Зеркало детей". Хронист Эмуан (Aimoin de Fleury), который с детства находился среди братии, продолжил писать "Историю чудес Святого Бенедикта" и "Жизнь аббатов Флёри". Музыку в аббатстве писал некто по имени Константин, стихи сочиняли Эд и Жиро, Виталь занимался историей. Людовик VI, который останавливался в Шатонёф-сюр-Луар очень часто, ездил в Сен-Бенуа почти каждый год на годовщину смерти своего отца Филиппа. Король покровительствовал монастырю, специальной хартией от 1112-го года защитил комплекс от грабителей. Дом, где жил король, находился на площади Сен-Бенуа. В 1130-м году во время Схизмы один их двух пап Иннокентий II прибыл во Францию, где в Этампе проходил собор. Именно в аббатстве Флёри в присутствии Святого Бернара Папа благодарил за помощь Людовика VI. В тоже время наметились экономические трудности, связанные с феодальными войнами и постройкой величественной базилики. Папа Люсьен II отправил своих людей в Сен-Бенуа. В результате аббат Адемар был смещен и заменен на Макера, который известен своим мудрым управлением. Вместе со своими последователями аббатами Арро и Гарнье и благодаря связям с Филиппом-Августом и Александром III экономическое положение Флёри стабилизировалось. Сохранились манускрипты XIII века, благодаря которым мы имеем возможность прочитать о жизни аббатства больше. Мы узнаем, что школьники и их учителя принимали участие в религиозной жизни монастыря. В рождественскую ночь монахи расчёсывали свои бороды, умывали лицо, зажигали большое количество свечей. Интересно, что если к концу году монах не успевал прочесть книгу, которую ему доверили, то он должен был публично просить прощения. В Святой Четверг в дортуарий каждому брату приносили новую пару обуви, а старую следовало отдать беднякам. На Пасху учащиеся умывали ноги двенадцати беднякам и получали два яйца: в тот день монахи ели блюдо с яйцами, рыбой, вареными овощами и пирожными. Тогда же совершались процессии вокруг городских стен: босыми ногами, с опушенными капюшонами. Свечи освящались на Сретение Господне (2 февраля): одну оставляли на случай грозы, а другую на случай агонии. В определенную часть дня в определенных местах (церковь, дортуар) соблюдалась тишина. В 1248-м году аббат Жан подписал декрет, согласно которому десятерым ученикам позволялось отправляться завершать учебу в Орлеан или Париж. Этот же самый настоятель регламентировал работу переписчиков. Эта работа стала для Сен-Бенуа обязательной и заменяла даже физический труд; для нее выделяли отдельное место. Несмотря на хорошее управление аббатов Дени (1248), Пьера де ля Тура (1252), Тибо (1257), который купил в Париже дом для студентов и виноградник, Эли (1265), Гийома II (1286), генеральный капитул постановил, что община должна состоять не более чем из 45 монахов (1299). Во время своего визита король Филипп Красивый подарил братьям 2200 ливров. Это была своего рода плохая компенсация за причинение убытков во время проведения работ в королевском замке в Шатонёф-сюр-Луар. В XIII столетии аббат Сен-Бенуа являлся крупным и достаточно влиятельным сеньором. Для него было место во время коронаций, советов и синодов, он принимал участие во всех важных церемониях, проходящих в Орлеане.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Затем появляется некий Леодебольд, который, в свою очередь, основывает другой монастырь с церковью Сен-Пьер, совсем рядом с первым. Леодебольд был великим человеком: аббат монастыря в Орлеане, надзиратель над остальной частью города, епископ Сент-Эньян. Он находился в родственных отношениях с грандами Нейстрии и обладал значительными владениями в Австразии. Благодаря Леонебольду во Флёри стал существовать единый свод правил, который включал в себя устав Святого Колумбана и Святого Бенедикта. Во время правления Хлотаря III и епископа Орлеанского Леодежариуса (Leodegarius) Леодебольд, настоятель коллегиальной церкви Сент-Эньян в Орлеане решил ввести в своем монастыре устав Святого Бенедикта. Но в связи с отказом монахов он решил основать новую обитель. Леодебольд обменялся с королем Хлодвигом II (благодаря поддержке королевы Батильды) своим имуществом на галло-римское поселение Floriacum. В 651-м году первые монахи прибыли в новое место и основали обитель с двумя молельнями - Сен-Пьер и Сент-Мари. В начале, возможно, они использовали королевские строения, существовавшие на территории. В последующие годы будет сооружена аббатская церковь, которая представляла собой строение базиликального типа с тремя нефами и монолитными колоннами. Расширение монастырского комплекса длилось около двадцати лет. В 670-м году часть монахов использовала устав Святого Бенедикта, а часть Святого Колумбана. МАКСимка пишет: Апогея Сен-Бенуа достиг при аббате Теодульфе, епископе Орлеана, поэте эпохи Карла Великого, который скончался примерно в 821-м году. По происхождению он был вестгот. Тогда Флёри стал центром обучения, открывались школы, в которые пребывало все больше учеников. Для их размещения даже было построено специальное помещение. В 818-м году в аббатстве останавливался император Людовик, Карл Лысый там подписывал договор в 845-м году с мятежным племянником Пепином Аквитанским. Теодульф родился в Испании примерно в 750/755 годах. В 790-м он стал епископом Орлеана, но неблагоприятная атмосфера в епархии вынуждала его часто наведоваться во Флёри, недалеко от которого он возвел ораторию Жерминьи, сохранившуюся до наших дней. Открытие же монастырской школы, а также королевское благословение привело к процветанию Флёри. Аббатская церковь была увеличена в размерах, сооружены классы для занятий, дортуары, рефектории. Численность населения обители достигла 500 человек, а количество учащихся составляло 300. План церкви аббатства времен Каролингов: Последующие изменения:

МАКСимка:

МАКСимка: Оказывается, на обратной стороне церкви Сен-Пьер аббат Гозлен около 1020-1030 годов приказал изобразить фрески со сценами Апокалипсиса и Страшного Суда. Работы выполнил монах Сен-Жюльена в Туре по имени Ори (Odolricus). К сожалению, эти произведения погибли, но известный историк Робер-Анри Ботье предложил их убедительное воссоздание на основе описания, сделанного монахом Андрэ из Флёри в "Жизни аббата Гозлена".

Amie du cardinal: Eliane Vergnolle «Richelieu à Saint-Benoît-sur-Loire»

МАКСимка: Mise en ligne des manuscrits de l’abbaye de Fleury sur la bibliothèque numérique d’Orléans Начинается публикация в сеть манускриптов из аббатства Сен-Бенуа. Всего в муниципальной библиотеке Орлеана находятся 210 манускриптов, которые теперь будут доступны всем. Самый старый датируется V столетием, и, возможно, был доставлен в тоже время, что и мощи Святого Бенедикта. Сайт: http://aurelia.orleans.fr/



полная версия страницы