Форум » Земли Луары (Pays-de-la-Loire) » Королевское аббатство Фонтевро (L'abbaye Royale de Fontevraud) » Ответить

Королевское аббатство Фонтевро (L'abbaye Royale de Fontevraud)

МАКСимка: В аббатстве Фонтевро я побывал в августе 2011-го года. Этому учреждению покровительствовали Генрих II и Алиенора Аквитанская. Аббатство до наших дней неплохо сохранилось, несмотря на то, что тюрьма, образованная здесь при Наполеоне, закрылась только в 1962-м году. Аббатство Фонтевро располагается в старинной провинции Анжу в коммуне Фонтевро-Л'Аббэи (12,5 км от Сомюра), сегодня департамент Мэн и Луара.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

МАКСимка: До аббатства мы ехали из Сомюра на велосипеде:

МАКСимка:

МАКСимка: Аббатство Фонтевро было основано в 1101 году монахом и отшельником Робером д’Арбрисселем (Robert d'Arbrissel). Он стал странствующим проповедником и вскоре за ним последовала большая толпа мужчин и женщин из разных социальных классов. В период между 1099 и 1101 в небольшой долине под названием Фон Эброди (Fons Ebraudi) Робер вместе со своими учениками основал заведение, где размещались и мужчины, и женщины, что было нарушением из общих правил монашества, и на отшельника посыпался гнев многих религиозных деятелей. В 1101-м году заведение становится двойным монастырем. Мужчины размещались в обители Святого Жана (Saint-Jean-de-l’Habit, ныне не существующий), а женщины в Большой Монастыре для девственниц (le monastère du Grand-Moûtier). Также были созданы монастырь де ля Мадлен (le monastère de la Madeleine) для раскаявшихся грешников и обитель Сен-Лазар (le couvent Saint-Lazare) для прокаженных. Устав Фонтевро был подтвержден в 1106-м году епископом Пуатье и Папой Паскалем II. Первые здания были построены в первой четверти двенадцатого века, вскоре после основания. Могущественные семьи местной аристократии (графы Анжуйские особенно) вскоре начали поддерживать новое учреждение. Дочь Фулька IV Ле Решен Ирменгарда удались в аббатство в 1112-м году, а вышла оттуда не ранее 1118-го года. В следующем году уже был освящен хор и трансепт аббатсткой церкви. Когда Робер д'Арбриссель решил продолжить свои странствия, необходимо было выбирать руководителя аббатства. В октября 1115-го года первой аббатиссой Фонтевро стала Петронилла де Шемилье (Pétronille de Chemillé). Она пробыла на своем посту до 1149-го года. 25 февраля 1116 скончался Робер д’Арбриссель. Его тело было погребено в хорах аббатской церкви, которые еще не были достроены. В 1655-м году Жанна-Батиста де Бурбон, дочь Генриха IV перенесла останки Робера в великолепную мраморную гробницу. Гробница в XVIII веке Голова от надгробного памятника Место погребения Робера в Фонтевро в наши дни В течение всего XII века могущество Фонтевро постоянно росло. К моменту смерти Робера орден уже располагал 35 приоратами с двумя тысячами монахов, а к конце века количество приоратов увеличилось до 120. Орден появился в Испании и Англии.


МАКСимка: В XII веке Фонтевро превратилось в любимое аббатство Генриха II и Алиеноры Аквитанской и в некрополь династии Плантагенетов. Всем известно, что 7 июля 1189-го года Генрих II Плантагенет, король Англии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжуйский, Мэн, Турень был похоронен в аббатстве Фонтевро, где и сегодня сохранилось его надгробие. Интересно, что история отношений короля и аббатства начинается в год его рождения. Именно монахи Фонтевро, датируя в 1133-м году один из документов, сообщили, что в том году родился Генрих. Король на протяжении всей своей жизни проявлял к монастырю благосклонность и провязанность, постоянно совершая в его пользу пожертвования. Генрих II продолжал линию своих предков - деда Фулька V, своего отца Жоффруа, которые выступали в качестве благодетелей обители. Тётя же короля Матильда Анжуйская в 1149-1155 годах была аббатиссой Фонтевро. Среди огромного количества новых конгрегаций (Сито, Гранмон, Савиньи, Тирон) Фонтевро Генрих сделал больше всего пожертвований. По крайней мере зафиксировано присутствие короля три раза в аббатстве, но он, без сомнения, приезжал туда намного чаще. Именно монахиням Фонтевро Генрих доверил первое пятилетнее начальное образование своего младшего сына Иоанна, который родился в декабре 1166-го года в Оксфорде. 21 мая 1154-го года Генрих II Плантагенет в компании с архиепископом Тура, епископами Байё и Лизьё, аббатами Сен-Флоран из Сомюра и Нуайона, младшим братом Гийомом и многочисленными баронами первый раз посетил аббатство Фонтевро. Король подтвердил все пожертвования, которые сделал его дедушка Фульк V. Монахи получили право пользоваться доходами из порта Дьеппа, владели приоратами не только в Аквитании, но и в Нормандии. В 1153-м году первый приорат, который находился в подчинении Фонтевро, появился в Англии. Для возведения многочисленных построек также необходимы были дополнительные поступления денежных средств. Например, для строительства кухонных помещений Фонтевро получило возможность пользоваться годовыми доходами с превоств Анже и Лудена. Папа Римский даровал аббатству многочисленные дома, виноградники, луга и мельницы. Генрих несколько раз желал быть погребенным в аббатстве Грамон, но его было сложно туда переправить из Шинона, где король скончался 6 июля 1189-го года. Вероятно, Фонтевро было выбрано из-за близкого расположения. Надгробие Генриха II было выполнено около 1200-го года по приказанию Алиеноры Аквитанской. Надгробия Генриха II и Алиеноры Аквитанской в церкви аббатства Фонтевро

МАКСимка: Еще более важные отношения связывали аббатство Фонтевро и Алиенору Аквитанскую. В 1146-м году королева одобрила подарок монахиням, который сделал ее первый супруг Людовик VII. Будучи женой Генриха II она первый раз посетила аббатство в 1152-м году. Бабушка Алиеноры по отцовской линии Филиппа Тулузская посетила аббатство до 1114-го года, когда она основала в своей родной Тулузе приорство Лепинас (Lespinasse), подчиненное Фонтевро. Там она и скончалась, перед этим приняв обет вместе со своей дочерью Одеардой. Дедушка Алиеноры по материнской линии Эмери, виконт Шательро хорошо знал Робера д'Арбрисселя и сделал большое число пожертвованиq новому заведению. Отец Алиеноры Гийом X покровительствовал приорствам Фентевро в Сентонже и в диоцезе Пуатье. МАКСимка пишет: К моменту смерти Робера орден уже располагал 35 приоратами с двумя тысячами монахов Надо добавить, что тогда Фонтевро обладало семью приорствами в диоцезе Пуатье, одним в Сенте и тремя в Лиможе. Значительно выросло число приорств во времена правления первой аббатиссы Петрониллы. Наконец, старым обожателем и другом Фонтевро был аббат Сугерий, который 25 июля 1137-го года присутствовал на свадьбе Людовика VII и Алиеноры Аквитанской в Бордо. В письме Папе Евгению III в 1149-м году аббат Сен-Дени очень тепло отзывается об аббатстве. Во времена своей юности он учился недалеко от Фонтевро, возможно, в аббатстве Мармутье. 25 марта 1146-го года в Везле было объявлено о начале нового Крестового похода. Людовик VII на пути в Святую Землю посетил Пуату, и встретился в Пуатье с Петрониллой, первой аббатиссой Фонтевро. Король даровал монахам ежегодную ренту в пять сотен су от доходов с ярмарки в Пуатье, которая приходила вместе с началом Поста. В той королевской хартии имя Алиеноры упомяналось между прочим. Она давала своей согласие как королева, а не графиня Пуату и герцогиня Аквитанская. В качестве королевы Франции это было единственное пожертвование аббатству со стороны Алиеноры Аквитанской. Первые хартии Фонтевро были выпущены Алиенорой уже в 1152-м году, когда она стала супругой Генриха II и королевой Англии. Она присутствовала (скорее всего без мужа) на заседании капитула аббатства, где подтвердила дарения, которые совершили её предки, а также милости 1146-го года. Существует вероятность, что этот визит Алиеноры состоялся по просьбе Генриха, который желал, чтобы его тетка Матильда (в то время аббатисса Фонтевро) познакомилась с его супругой. Отношения двух женщин не сложились, поскольку при жизни Матильды королева более в аббатстве не появилась. Без сомнения, во времена правления третьей аббатиссы Одебюрж де От-Брюйер (Audeburge de Hautes-Bruyères) (1155-1180) до 1173-го года, года заключения, Алиенора активно принимала участие в жизни Фонтевро. По крайней мере мы располагаем двумя свидетельствами её пребывания в аббатстве. В период заточения Алиеноры (1173-1185 года) члены братии поддерживали хорошие отношения с Генрихом II и продолжали получать свидетельства королевского расположения. Королева же отказалась от предложения супруга получить свободу и принять постриг в Фонтевро в 1175-м году. После своего освобождения Алиенора стала выказывать такое благорасположение по отношению к обители, какое никогда не демонстрировала прежде. На аббатство посыпались многочисленные ренты, иницированные либо Ричардом Львиное Сердце, либо самой королевой-матерью. К тому же Алиенора основала приорство Сент-Катрин в Ля-Рошели, которое стало подчиняться Фонтевро. В 1194-м году королева удалилась в Фонтевро, но политические события заставляли её часто покидать обитель. В 1199-м году она находилась у смертного одра своего сына Ричарда, который был ранен в Шалю. В 1200-м году она отправилась в Кастилию, чтобы привезти с собой будущую Бланку Кастильскую, супругу Людовика VIII и мать Людовика IX Святого. По общепризнанным утверждениям, последние годы жизни Алиенора провела в аббатстве Фонтевро, где и скончалась в возрасте 82 лет, пережив восьмерых из десяти своих детей. Насчет места ее смерти существуют большие сомнения. Далее хочу передать слово Жану Флори: "О смерти Алиеноры нам известно не больше, чем о ее рождении. Многие хронисты о ней даже не упоминают. Рауль Коггесхоллский ограничился кратким сообщением о времени ее кончины: «В году 1204 умерла королева Алиенора, дочь графа Пуатье, которая сначала была супругой короля Людовика, а затем женой короля Генриха Английского». В «Маргамских анналах» упомянут лишь год ее смерти (1204), и только «Анналы Веверли» указывают более точную дату — «в апрельских календах», то есть 31 марта или 1 апреля. О месте ее смерти также нет точных сведений: если верить хронисту из Сент-Обен в Анжере, королева умерла в Пуатье. Но большинство историков полагает, что Алиенора, скорее всего, удалилась в Фонтевро и оставалась в нем до самой смерти. Эта гипотеза, хотя и допустимая, все же не имеет никаких документальных подтверждений, вопреки тому, что утверждали ранее. Так, Э. Келли, разделяя это мнение, утверждает, что о Пуатье сообщает лишь хронист из Сент-Обен, тогда как «другие хронисты» (из которых она приводит только Петра Блуаского) говорят о том, что до последнего дня своей жизни Алиенора оставалась в Фонтевро. Однако Петр Блуаский ни о чем таком не сообщает — данное указание отсылает нас не к автору этого текста, а к комментариям его издателя Пьера де Гусанвиля, который действительно приводит множество текстов, касающихся Алиеноры, но ни один из них не упоминает о ее смерти в Фонтевро. Э. Келли ссылается и на «Хронику аббатства Св. Марциала Лиможского»; после нее то же самое сделал и Лабанд, кропотливый историк, который на сей раз, слишком доверился своей вышеупомянутой исследовательнице. Действительно, заметка в этой хронике, в издании 1874 г., как и в недавнем издании хроники Бернара Итье, под 1204 г. содержит лишь краткую фразу: «Умерла Алиенора, королева Англии. Она была погребена в Фонтевро». Действительно, ни у кого не вызывает сомнения то, что Алиенора умерла в 1204 г. и была похоронена в Фонтевро. И кто бы в этом сомневался? Некролог из Фонтевро повествует о благородном роде, безупречном нраве и достойной жизни королевы, перечисляя ее многочисленные добродетели, как и подобает в произведениях такого жанра. Он напоминает о множестве даров, пожертвованных Али-енорой аббатству. Наконец, некролог подчеркивает желание, выраженное самой королевой, принять после своей смерти постриг и быть похороненной в церкви этого аббатства. Но данный текст, как и предшествующие, не уточняет, что королева ушла из жизни именно в его стенах. Поэтому местом ее смерти нам следует считать Пуатье, до тех пор, пока мы не найдем иного свидетельства или не докажем, что «Хроника Сент-Обена» на этот счет ошибается. То, почему для погребения королевы был выбран Фонтевро, объясняется просто. Аббатство к тому времени уже стало семейной усыпальницей Плантагенетов; Алиенора с давних пор проявляла интерес к этому святилищу, где покоились ее супруг Генрих II, ее сын Ричард и ее дочь Жанна. Вот почему в нефе монастырской церкви и сегодня можно увидеть ее гробницу, расположенную рядом с гробницами короля Генриха, Ричарда и Изабеллы Ангулемской. Увековеченная во всей красоте зрелой женщины — голова, увенчанная короной, ясное лицо, обрамленное апостольником, — королева держит в руках открытую книгу и, кажется, не столько читает, сколько размышляет. Историки не перестают строить догадки по поводу этой книги: может быть, это Священное Писание, несмотря на малый размер книги? Псалтырь? Песни трубадура? Куртуазный роман? Хотела ли она оставить после себя образ благочестивой и кающейся женщины, которая после смерти своего сына Ричарда, по словам Обри де Труа-Фонтена, увидевшего ее надгробие в Фонтевро, «исправила свою жизнь, дабы окончить ее в благодати»? Или же образ женщины, принадлежавшей к верхушке светской аристократии конца XII в., образованной и куртуазной, поклонницы (и покровительницы) искусств и словесности? В этой области Алиенора ввела новшество: открытая книга вскоре станет атрибутом королев и женщин из высших аристократических семей, подобно тому, как скипетр является отличительным знаком королей. Размышляет ли она о том романе, каким была ее жизнь — со всеми страстями, просчетами и ошибками, допущенными ею, но также с ее непревзойденной энергией, с неукротимым желанием быть хозяйкой собственной судьбы? Об этом можно лишь догадываться. Вполне вероятно, что Алиенора, как утверждают сегодня некоторые искусствоведы, сама заказала свое надгробие, законченное до 1210 г., как ранее она уже заказывала гробницы для своего мужа и сына. Все они, во всяком случае, являются выражением политической идеологии, утверждением могущества династии, чему королева посвятила всю свою жизнь. Об этой беспокойной, напоминающей роман жизни Алиенора могла размышлять во время своего уединения в Фонтевро, как и перед своей смертью". Надгробие Алиеноры Аквитанской в аббатстве Фонтевро: Реконструкция лица Алиеноры:

Minette: МАКСимка,спасибо большое за информацию! Очень интересно! И очень любопытна "реконструкция лица Алиеноры". Красивая женщина. Тонкие правильные черты лица...

Госпожа де Монсальви: МАКСимка, за Жана Флори отдельное спасибо!

МАКСимка: Minette пишет: Красивая женщина. Тонкие правильные черты лица... Красоту Алиеноры отмечали современники. Хронисты описывают её как perpulchra, т.е. больше, чем красивая. В 1153-м году трубадур Бернар де Вантадур называет её градиозной, привлекательной, полной шарма, с красивыми глазами и благородным выражением лица. Но, к сожалению, надгробия в Фонтевро не могут считаться реалистичными изображениями Плантагенетов, поскольку они изготавливались без использования посмертной маски уже после смерти. Алиенора заказала надгробные изображения Генриха II и Ричарда Львиное Сердце, а ее собственное надгробие было выполнено тоже уже после кончины королевы. В Сен-Дени, к примеру, первое более или менее реалистичное надгробие - это скульптура Филиппа III, лицо которого было изготовлено с посмертной маски.

МАКСимка: Помимо Алиеноры Аквитанской и Генриха II, в аббатской церкви Фонтевро были погребены Ричард Львиное Сердце и супруга Иоанна Безземельного Изабелла Ангулемская: Реконструкция лица Ричарда:

МАКСимка: Строительство аббатской церкви, шедевра романского стиля, началось почти сразу после основания ордена в 1101-м году. Как и было положено, первой появилась апсида. Но под влиянием верующих планы поменялись, и началось возведение церкви, которую мы видим сегодня. К 1115-му году внутренние части хора и транспета уже были завершены и освящены Папой Каликстом II 31 августа 1119-го года. План церкви Церковь располагается к северу от Большого Монастыря для девственниц (le monastère du Grand-Moûtier). Ее длина достигает 90 метров, и сооружена она из белого песчаника, который добывали недалеко от Сомюра, то есть поблизости.

МАКСимка:

МАКСимка: Первоначально Плантагенеты имели отдельные надгробия, и он располагались перед северо-западной опорой аббатской церкви на углу нефа и транспета. В 1504-м году гробницы были перемещены на территорию дамских хоров аббатиссой Рене де Бурбон. Помимо четырех вышеупомянутых персонажей, существовали гробницы Жанны, дочери Алиеноры и Генриха II, и ее супруга Раймона VII Тулузского. В 1562-м году могилы были осквернены гугенотами. В 1638 г. аббатисса Жанна-Батиста де Бурбон повелела соорудить на каждой стороне решетки хора две большие арки. Во время работ были обнаружены захоронения членов династии Плантагенетов. Могилы были вскрыты, и дон Лардье, бывший настоятель монастыря Святого Жана (Saint-Jean-de-l’Habit) и первый архивист ордена, описал останки Раймона VII: повязки из золотой парчи, красивые и блестящие, несмотря на время, покрывали останки. Каменная гробница была украшена расписными и позолоченными гербами Тулузы, Франции и Англии с тремя золотыми львами. Затем Жанна-Батиста де Бурбон повелела изготовить единый памятник для всех надгробных скульптур: Скульптуры Жанны и Раймона были заменены статуями молящихся, которые революцию не пережили. Во время археологических раскопок в аббатстве в 1986-м году было обнаружено место расположение бывшей гробницы Раймона VII с остатками оригинального украшения. Сегодня от помпезного монумента остались лишь четыре надгробных памятника первой половины XIII века. Фреска, которая, возможно, сохранилась от единой гробницы Плантагенетов:

МАКСимка: Со времен Плантагенетов уцелело уникальное романское здание монастырских кухонных помещений. Оно было возведено между 1160 и 1170-ми годами. Кухни состояли из восьми приделов, пять из которых дошли до наших дней. Точное место назначения этого сооружения неизвестно. Некоторые предполагают, что каждый предел использовали в качестве очагов, а другие говорят, что помещения служили коптильней. План кухни

МАКСимка: Двенадцатым столетием датируется и капелла Сен-Бенуа, которая находилась при лазарете:

МАКСимка: Само здание лазарета датируется началом XVII века: Тетушка Генриха IV Алиенора де Бурбон (1575-1611), которая была двадцать девятой аббатиссой Фонтевро, перестроила старинное здание лазарета.

МАКСимка: На этом плане подписаны все заведения на территории аббатства Фонтевро: Не сохранилась только обитель святого Жана для мужчин.

МАКСимка: МАКСимка пишет: обитель Сен-Лазар (le couvent Saint-Lazare) для прокаженных Сегодня обитель Сен-Лазар служит отелем-рестораном. Раньше в этом здании, которое было перестроено на деньги Генриха II (работы начались во время правления Матильды Анжуйской (1149-1155), тетки короля), размещались прокаженные. Церковь обители служила прекрасным примером ранней архитектуры анжуйской готики. Во время правления аббатиссы Луизы де Бурбон (1534-1575) обитель подверглась перестройкам, а современный нам вид приобрела в XVIII веке. В конце старого режима Сен-Лазар служил в качестве места для больных и выздоравливающих сестер.

МАКСимка: Закат империи Плантагенетов в конце XII-начале XIII столетия поставил аббатство Фонтевро в непростую ситуацию, ведь его владения находились на территории Плантагенетов. Территории Анжу и Турени отошли к королю Франции, тогда как владения в Пуату и Гиени еще находились на английской земле. В то же время наметилось экономическое ухудшение положения ордена. В 1247-м году монахам было разрешено наследовать имущество своих родителей. Создание новых приорств, подчиненных Фонтевро, остановилось. В 1297-м году максимальное количество монахов в Grand-Moutier опустилось до 300 вместо 360. С началом Столетней войны пришли новые трудности. В 1369-м году аббатство потеряло около 60% своих земельных рент, но во время боевых действий сам монастырский комплекс не пострадал. В 1460-м году Гийом де Байёль, приор Сен-Жан де л'Аби указал на затухание ордена Фонтевро. Он посетил пятьдесят приорств, три из которых были покинуты, а в большей части находилось лишь несколько служителей.

МАКСимка: В 1457-м году во главе аббатства встала Мари Бретонская, дочка Ричарда Этампского. Она решила реформировать Фонтевро, распустив очень бедные и несостоятельные приорства и составила новый устав. Король Людовик XI поддерживал аббатство. 15 октября 1479-го года он подтвердил данные ранее привилегии. Несмотря на эти меры, а также на поддержку Святого Престола преемница Мари Анна Орлеанская успехов в реформировании ордена не достигла. К 1491-м году лишь шесть приорств было реформировано. В 1491-м году новой аббатиссой Фонтевро была выбрана Рене де Бурбон (1468-1534), дочь Жана II де Бурбона, графа Вандомского. Она стала первой из пяти аббатисс дома Бурбонов, которые правили в аббатстве до 1676-го года. В 1476-м году она была монахиней в Сенте, в 1491-м году стала главой аббатства Святой Троицы в Кане, что в Нормандии. 23 сентября того же года Рене была выбрана аббатиссой Фонтевро. Тогда она сразу же взялась за продолжение реформы, а также за архитектурное обновление. В течение тринадцати лет Рене возглавляла оба значительных аббатства, пока не передала обитель в Кане в руки своей сестры Изабеллы. Именно тогда появились замечательные галереи клуатра, которые мы видим сегодня. Над южной частью клуатра Рене де Бурбон надстроила этаж с 47 кельями для монахов. Три другие галереи внутреннего двора монастыря были построены при Луизе де Бурбон, которая сменила Рене на посту аббатиссы Фонтевро.

МАКСимка: Новый рефекторий также появился во времена Рене де Бурбон

МАКСимка: В 1534-м году Рене де Бурбон сменила на посту настоятельницы аббатства Фонтевро Луиза де Бурбон (1495-1575), дочь Франсуа де Бурбона, герцога Вандомского и Марии Люксембургской. Она продолжала реформировать орден. В то время полный ход набирала Реформация, аббатиссе приходилось бороться с протестантизмом, который проникал в приорства. Помимо этого, в Англии Фонтевро потеряло все свои владения, поскольку Генрих VIII провел секуляризацию монастырских земель. При Луизе, благодаря большому число меценатов, продолжались строительные работы в Фонтевро. В 1567-м году аббатство посетила Екатерина Медичи, которая также передала значительную сумму денег, что помогло закончить строительство дормитория:

МАКСимка: Помимо дормитория и галерей клуатра, именно при Луизе де Бурбон был построен великолепный зал капитула. Входной портал Плитка с инициалами аббатиссы Подлинная гордость зала - это настенная живопись, дошедшая до наших дней. Её выполнил Томас По (Thomas Pot) примерно в 1563-м году. Сначала автор изобразил аббатисс Рене и Луизу в центре сцен из Нового Завета, а затем уже со временем новые настоятельницы добавляли себя. В XX веке живопись была отреставрирована. Слева Луиза, справа Рене де Бурбон

МАКСимка: В 1575-м году пришло время Элеоноры де Бурбон (1532-1611), дочери Шарля де Бурбона и Франсуазы Алансонской. Элеонора приняла обет в Суассоне, а затем 8 мая 1549-го года в Фонтевро. Благословили Элеонору на управление аббатством в присутствии ее брата кардинала Шарля де Бурбона и Екатерины Медичи. Именно при ней закончилось строительством Большого лазарета Сен-Бенуа. Более того, аббатисса каждый день собственноручно отдавала бедным хлеб. По ее примеру каждая монахиня несла ответственность за какую-то нуждающуюся семью. Надгробное слово Элеоноре произносил отец Жозеф.

МАКСимка: В 1611-м году тридцатой аббатиссой Фонтевро стала Луиза де Бурбон де Лавдан (Louise de Bourbon de Lavedan) (1548-1637). Она появилась на свет в Мулене 21 октября 1548-го года. Её отцом был Жан де Бурбон, виконт де Лавдан, а матерью Франсуаза Силли. 29 июля 1612-го года Луизу на должность аббатиссы Фонтевро благословил сам Ришелье, будучи тогда епископом Люсонским. В 1619-м году аббатство посетила Мария Медичи. В 1622-м году Фонтевро потеряло свои окрестные лесные владения, которые погибли в результате пожара. В 1626-м году Луиза де Бурбон написала и напечатала новый церемониал обители, а в 1632-м году она приобрела библиотеку для аббатства Святого Жана. В то же время между аббатиссой и монахами разразился конфликт, поскольку последние не хотели признавать её главенство. Папа Урбан VIII позволил мужчинам перебраться в другие обители, но они отказались покинуть Фонтевро. Уставшая от своей ноши, Луиза, будучи уже семидесяти шести летней, выбрала себе помощницу в лице Жанны-Батисты де Бурбон (1608-1670), которая была дочерью Генриха IV и его любовницы Шарлотты дез Эссар (Charlotte des Essarts). Несмотря на различные трудности, Луаиза де Бурбон Лавдан сумела вдохнуть в аббатство новую жизнь: появлялись новые приорства, а в Ля Флеше была основана небольшая семинария, которая в 1645-м году стала носить имя "Малое Фонтевро" (Petit-Fontevrault). В 1621-м году Жерве Делабарром (Gervais Delabarre) был сооружен в аббатской церкви красивый главный алтарь из позолоченного дерева. Сегодня он находится в приходской церкви Сен-Мишель: Во время работ по возведению нового алтаря были обнаружены останки Робера д'Арбрисселя, которые по приказу Луизы были перенесены в новую гробницу, о которой уже я писал в начале темы.

МАКСимка: В 1637-м году тридцать первой аббатиссой Фонтевро стала Жанна-Батиста де Бурбон (1608-1670), которая была дочерью Генриха IV и его любовницы Шарлотты дез Эссар (Charlotte des Essarts). До 10 лет девочка обучалась под присмотром Марии Медичи, а затем аббатиссы Шелля. 23 января 1625-го года Жанна стала Главной Приорессой Фонтевро и помощницей Луизы де Бурбон. 22 мая 1639-го года Жанна получила благословение из рук Филиппа де Коспеана, епископа Лизьё и начала управлять знаменитым аббатством. Жанна-Батиста, в образовании которой принимал участие сам Франциск Сальский, привела Фонтевро к высшей степени процветания (в том момент число монахов достигло 250 человек). Аббатисса написала два произведения: "Voyage de la Passion de Notre-Seigneur" (Путь страданий Иисуса Христа) и "Vie de saint Jerôme" (Жизнь Святого Жерома). Жанна с большим вниманиям относилась к Таинствам и Святому Причастию. В то же время, мужчины все также пренебрегали правилами ордена, не соглашаясь с верховным главенством женщины-аббатиссы. Жанна-Батиста отправилась в Париж защищать свою позицию, и король Людовик XIII обещал положить конец разногласиям. 8 октября 1641-го года он запретил любые изменения в уставе ордена и подтвердил верховенство аббатиссы. Во время всего своего правления дочь Генриха IV пыталась добиться канонизации Робера д'Арбрисселя. Она повелела установить над его гробницей лампу, которая горела постоянно, а также собрать все документы, которые могли бы поддержать ее намерение перед Папой Римским. Несмотря на все старания, Жанна не смогла добиться ни от Иннокентия X, ни от Александра VII канонизации Робера, который остался блаженным. Жанна-Батиста де Бурбон:

МАКСимка: МАКСимка пишет: 29 июля 1612-го года Луизу на должность аббатиссы Фонтевро благословил сам Ришелье, будучи тогда епископом Люсонским. У Джозефа Бёрджина в книге о восхождении Ришелье есть немного о том, какую роль епископ Люсонский сыграл в истории аббатства Фонтевро. В начале 1611-го года ему было поручено разрешить непростую ситуацию, возникшую в обители. В связи со смертью Элеоноры де Бурбон (1532-1611), ее помощница и явная преемница реформаторша Антуанетта Орлеанская отказалась занять пост аббатиссы. За несколько лет до этого Папа Римский по просьбе Генриха IV выпустил приказ, убедив Антуанетту покинуть мрачный монастырь в Тулузе. Теперь она собиралась уехать из Фонтевро, где все ее попытки реформирования оказались безуспешными, чтобы поселиться в более маленькой и более строгой обители недалеко от Пуатье. Отец Жозеф призвал Ришелье разрешить эту проблему, которая затрагивала и интересы двора. Оба они выступали за отъезд Антуанетты и предложили избрать на пост аббатиссы мадам де Лавдан-Бурбон. Это решение получило королевское одобрение в начале лета 1611-го года и привлекло внимание двора к молодому епископу Люсонскому.

МАКСимка: В 1670-м году новой аббатиссой Фонтевро стала сестра знаменитой фаворитки Людовика XIV госпожи де Монтеспан Мари-Мадлен-Габриэль-Аделаида де Рошешуар де Мортемар (1645–1704). Ее называли королевой аббатисс или жемчужиной аббатисс, как говорил сам Людовик XIV. Мари-Мадлен была дочерью Габриэля де Рошешуара, герцога де Мортемара, принца де Тоннэ-Шарант и Дианы де Грансень. В детстве девочка посвятила себя изучению философии и языков, что являлось просто развлечением. Для королевы Марии-Терезии было удивительным, что Мари-Мадлен могла разговаривать при дворе с легкостью не только на французском. Затем девушка обратилась к теологии и учению Святых Отцов. В 1664-м году она приняла обет в монастыре Нотр-Дам-дю-Буа, затем в Пуасси. 18 августа 1670-го года в приорстве Фий-Дьё в Париже ее благословили на должность аббатиссы Фонтевро. Церемония повторилась архиепископом Парижским 8 февраля 1671-го года в присутствии всего двора. Буду очень образованной дамой, новая аббатисса сделала из Фонтевро интеллектуальный и культурный центр своего времени, пригласив друзей, среди которых были Расин, Буало, Миньяр. Мари-Мадлен переписывалась с мадам де Лафайет. Людовик XIV очень тепло относился к сестре своей фаворитки даже после отстранения мадам де Монтеспан, которая ненадолго удалилась в Фонтевро и основала там больницу. 15 августа 1704-го года Мари-Мадлен скончалась. Фонтевро на изображениях того времени:

МАКСимка: В 1704-м году тридцать третьей аббатиссой Фонтевро стала племянница Мари-Мадлен - Луиза-Франсуаза де Рошешуар де Монтемар (1664-1742). В возрасте шести лет девочка была отдана на воспитание своей тети, которую, согласно желанию Людовика XIV, и заменила в 1704-м году. 16 июля 1738-го года году король Людовик XV отдал Луизе-Франсуазе в Фонтевро на воспитание четырех своих дочерей: Викторию, Софию, Терезу-Фелисите и Луизу. Тогда же архитектором Обером было построено специальное помещение для размещения девочек. Тереза-Фелисите домой уже не вернулась, она скончалась в аббатстве 28 сентября 1744-го года, а Луиза позднее основала в Сен-Дени кармелитскую обитель. В 1742-м году новой аббатиссой стала Луиза-Клер Монморен де Сент-Эрем (Louise-Claire Montmorin de Saint-Hérem) (1697–1753), которая происходила из очень старинной семьи Оверни. Во время своего правления она расправилась с группой янсенистов, образовавшихся в Фонтевро, сожгла все недостойные книги. Но аббатисса проиграла битву с герцогом де Шатийоном, который покушался на древнейшие привилегии аббатства. 10 октября 1753-го года Луиза-Клер оставила свой пост и удалилась в Жуар, которым управляла ее сестра. 19 декабря 1753-го года она умерла. Тридцать пятой аббатиссой Фонтевро стала Мари-Луиза де Тимбрюн де Валанс (1681-1765). В возрасте десяти лет она оказалась в аббатстве, в 14 лет приняла обет. Мари-Луиза улучшила условия существования монахов, разрешила больным есть мясо. Она дала также приказ отремонтировать монастырские постройки, расширить лазарет, возвести здание для новициев. Помимо всего этого, аббатиссе удалось добиться восстановления всех привилегий. Последней аббатиссой в 1765-м году стала Жюли-Жилетт де Пардайан д'Атен (Julie-Gilette de Pardaillan d’Antin) (1725-1797) из очень знатной семьи. Она стала новицием Фонтевро в возрасте 16 лет, а в 18 лет занялась в аббатстве преподавательской деятельностью. 14 мая 1765-го года Людовик XV назначил Жюли-Жилетт аббатиссой Фонтевро. Она боролось с прерогативами епископом, пыталась разрешить конфликты между монахами и монахинями. В то время Фонтевро было одним из самых богатых аббатств во всей Франции. В 1785-м году были возведены Большие Конюшни и куплен новый орган для аббатской церкви. 17 августа 1792-го года были ликвидированы все монастыри и аббатства во Франции. Мадам д'Антен собрала всех монахов в зале капитула, объявила о роспуске общины и пообещала всех устроить за стенами обители, ведь многие были очень старыми. 30 сентября аббатисса последней покинула Фонтевро. Мебелировка распродавалась с 15 октября до 12 февраля 1793-го года, а затем обитель была отдана на разграбление. Останки членов династии Плантагенетов, а также всех аббатисс были выкопаны и выброшены. Последняя аббатисса достигла Вернона в Нормандии, затем удалилась в Анже и стала жить в доме своей подруги. 25 октября 1797-го года Жюли-Жилетт скончалась.

МАКСимка: 18 октября 1804-го года вместе с аббатствами Клерво и Мон-Сен-Мишель Фонтевро стало тюремным заведением соглаcно декрету Наполеона I. Тюрьма просуществовала до 1962-го года. После никто из религиозных общин не пожелал поселиться в аббатстве, и в 1975-м году в его стенах был образован культурный центр. Бывшие камеры:

МАКСимка: В Фонтевро воссоздан великолепный средневековый огород и сад:

МАКСимка:

МАКСимка: План аббатской церкви Фонтевро:

МАКСимка: 1) Напомним об одном своеобразном порождении того времени – о смешанных монастырях, включавших в себя мужскую и женскую обители, строго изолированные друг от друга, а также, возможно, воспитательные дома (для обращенных грешниц) и лепрозории. Наиболее примечательная особенность этой организации состоит в том, что ее основатели, «перевернув заведенный в Природе порядок», доверили женщинам управление подобными монастырями. Так обстояло дело в Фонтевро (основанном около 1101 года блаж. Робертом д'Арбрисселем), в Сен-Сульпис (основатель – Рауль де ла Фюте, скончавшийся в 1129 году). В этих аббатствах монахи не имели права выйти за ворота без разрешения настоятельницы. 2) Монахи Фонтевро носили рубашку изо льна или же из конопли, а «обычно из белой шерстяной ткани или кисеи». Лео Мулен Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X—XV вв.)

МАКСимка:



полная версия страницы