Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Этамп (Étampes) » Ответить

Этамп (Étampes)

Minette: Чуть больше месяца назад мне с МАКСимкой удалось посетить один из любопытнейших и красивейших городов Иль-де-Франс - Этамп (Étampes). С помощью фото и рассказа постараюсь передать очарование зимнего города, а заодно и рассказать его историю.

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Minette: В эпоху античности на месте современного Этампа располагалось поселение под названием Стампе (Stampae). К 7 веку это название трансформировалось в Этампе (Étampes), и это название уже можно видеть на монетах периода правления Меровингов. Стампе находился на пути, соединявшем Лютецию (Париж) и Ценабум (Орлеан). Эта дорога впоследствии превратилась в одну из главных транспортных артерий французского королевства. По ней также проходил маршрут паломников, шедших поклониться мощам апостола Иакова в испанский город Сантьяго-де-Компостела. О том, что происходило с Этампом в период раннего средневековья, практически ничего не известно. Первые упоминания о городе встречаются в «Истории франков» Григория Турского в связи с запутанной историей, произошедшей между франкскими королями Гунтрамном, Хильпериком и Хильдебертом во второй половине 6 века. Хронист пишет, что «войско [Хильперика] разрушило и опустошило город Бурж, округ Этампа и крепость Шатомейан», принадлежавшие тогда королю Гунтрамну. Однако никаких подробностей не сообщает. Этамп вновь упоминается в исторических хрониках в начале 7 века в связи с войной уже других франкских королей Хлотаря II (правителя Нейстрии), Теодеберта II (правителя Австразии) и Теодориха II (правителя Бургундии). В 604 или 605 году (точная дата неизвестна) неподалеку от Этампа Хлотарь был разгромлен объединенными силами Теодеберта и Теодориха. В 9 веке французское королевство сделалось объектом непрекращающихся нападений норманнов. Этамп не избежал этой угрозы и в 911 году был разграблен норманнскими войсками под предводительством Роллана.

Minette: До конца 10 века Этамп сложно было назвать городом в полном смысле этого слова. За его стенами находились лишь несколько небольших кварталов, которые располагались между современными улицами Пти-Панье (Petit-Panier), Сент-Круа (Sainte-Croix), Таннери (Tannerie), Эвезар (Evezard) и Ренар (Renard). Ситуация начала меняться с восшествием на престол Роберта Благочестивого (996). По его указанию в Этампе была отстроена королевская резиденция, вокруг которой начал формироваться новый город. Известный своей набожностью, Роберт повелел также выстроить здесь несколько церквей и часовен. Одновременно начались работы по сооружению каналов, берущих начало в водах рек Луэт и Шаруэт. Они должны были служить для орошения королевских садов. По берегам рек выстроили мельницы и разбили виноградники. В Этампе стали проводить ярмарки. К середине 11 века на территории современного Этампа образовалось как бы два города: Этамп-замок (Estampes-le-Châtel) и Этамп-старый (Estampes-les-Vieilles), представлявший собой более ранний городской центр. В 1123 году король Людовик Толстый освободил от налогов торговцев, которые решили обустроиться на ещё необжитой территории, расположенной между двумя городскими центрами. Это положило начало строительству квартала Сен-Жиль (Saint-Gilles), который соединил старый и новый Этамп. В 1130 году в жизни города произошло знаменательное событие. Король пригласил сюда архиепископов Реймса, Санса и Буржа, а также епископов и аббатов, среди которых был знаменитый Бернар Клервосский, дабы они высказали свое мнение о том, кто должен занять папский престол. После смерти папы Гонория II два соперничавших кардинальских конклава избрали в Риме сразу двух претендентов на место понтифика: Анаклета II и Иннокентия II. Анаклет изгнал Иннокентия из Папской области и теперь последний пытался получить поддержку у европейских монархов. Постановлением собора в Этампе Иннокентий был признан папой, после чего французский король выступил в его защиту. Следующий король Людовик Молодой, вновь созвал в 1147 г. в Этампе церковный собор, на котором было решено начать приготовления ко второму крестовому походу. Король Филипп-Август заточил в Этампскую крепость свою вторую жену - Ингеборга Датская, на разводе с которой король настоял через три месяца после заключения брака. Мотивы, по которым Филипп-Август отверг молодую супругу, остались для всех загадкой. Хронисты утверждали, что королева была привлекательна и образована. В 1298 году король Филипп Красивый выделил из королевских земель графство Этамп для своего сводного брата Людовика д’Эвре, который и стал первым правителем новой сеньории. Впоследствии Карл IV превратил графство в пэрство и передал его своему племяннику Карлу д’Этампу. В 1411 году герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный захватил Этамп и присоединил его к своим владениям. Однако в 1478 году город был возвращен в состав королевского домена. В 1514 году Этамп получил от короля право на самоуправление и строительство здания городской ратуши.

Minette: В 1536 году король Франциск I подарил город и сеньорию Этамп своей фаворитке, Анне де Пислё. Муж Анны, Жан де Бросс, получил от короля титул герцога Этампа. Земли герцогства были расширены за счет присоединения Дурдана и Ла Ферте-Але. После смерти Франциска, его наследник Генрих II отобрал у фаворитки своего отца подаренную ей сеньорию и передал её собственной возлюбленной Диане де Пуатье. Благополучие вскоре было нарушено религиозными войнами, разразившимися во Франции во второй половине 16 века. На протяжении многих лет, начиная с 1562 года, по город переходил из рук в руки то католиков, то гугенотов. В конечном счете в 1589 году горожане добровольно открыли ворота новому королю Генриху IV и по их же просьбе фортификационные сооружения Этампа были срыты. В годы Великой французской революции Этамп потерял статус герцогской столицы, превратившись в супрефектуру вновь созданного департамента Сена и Уаза. 1 января 1968 года после разделения департамента Сена и Уаза, Этамп стал супрефектурой вновь образованного департамента Эссон. Город сохраняет за собой этот статус и по сегодняшний день. В настоящее время численность населения Этампа составляет около 22 тысяч жителей.


Minette: Разделавшись с историей города, предлагаю перейти к его достопримечательностям. Выше я упоминала о Филиппе-Августе и его несчастной супруге Ингеборге, которую тот заточил в замке Этампа (Château d'Étampes). От замка, к сожалению, к настоящему времени сохранился лишь донжон, который известен под именем Башни Гинетт (Tour de Guinette). Он располагается на вершине холма рядом со станцией RER.

Minette: Замок появился в эпоху правления короля Роберта I Благочестивого. В конце 12 века вокруг него были возведены две крепостные стены. В 1387 году герцог Жан Беррийский подарил замок своему брату Филиппу II Смелому. В 1412 году силуэт замка и прилегающие городские постройки были запечатлены на страницах «Великолепного часослова герцога Беррийского» миниатюристов братьев Лимбургов. Замок серьезно пострадал в эпоху религиозных войн 16 века, когда он пережил три осады. В 1589 году Генрих IV разрешил жителям Этампа разобрать его, а камни использовать при строительстве новых домов. В годы Великой французской революции донжон и прилегавшие к нему территории были проданы как национальное достояние. При новых владельцах прежние постройки были окончательно снесены, а донжон стали постепенно разбирать на строительный материал. В 1859 году город выкупил оставшиеся от донжона руины, с тем чтобы устроить у его подножия парк.

Minette: Донжон сложен из песчаника и состоит из четырех этажей. Его высота составляет 27 метров, а диаметр – 70 метров. В плане он имеет редко встречающуюся в военной архитектуре Средневековья форму четырехлистника, который образован за счет выступающих наполовину из плоскости стены четырех башен округлой формы. В центре донжона был вырыт колодец. Донжон находился посередине насыпной платформы, длина которой составляла 24 метра, а ширина – 13 метров. По периметру платформа была окружена крепостной стеной, протяженность которой превышала 200 метров. Оборону обеспечивали четыре угловые башни. На некотором расстоянии от первой крепостной стены находилась вторая: ее протяженность равнялась 360 метрам. К северо-восточному участку стены примыкала капелла святого Лаврентия, длина которой составляла 36 метров, а ширина – 18 метров. Весь ансамбль завершала окруженная рвом третья крепостная стена многоугольной формы. На огороженной ею территории располагались три жилые постройки, а на восточном участке стены возвышалась галерея, откуда открывался вид на город.

Minette: Остальные достопримечательности находятся на другой стороне от железнодорожной станции. Мы продолжили свою прогулку посещением так называемого особняка Дианы де Пуатье (Hôtel Diane-de-Poitiers). Современные историки отрицают наличие какой-либо связи между знаменитой фавориткой короля Генриха II Дианой де Пуатье и этампским особняком, который носит ее имя. Свое нынешнее название особняк получил в 19 веке. Здание было построено в 1554 году: эта дата высечена на одной из люкарн фасада, выходящего во внутренний двор. До 1559 года особняком владела Жанна Акт, принадлежавшая к семье местной буржуазии. В 1883 году в здании открылся музей, а столетие спустя – муниципальная библиотека. Здание представляет собой двухэтажный особняк, который в плане имеет форму буквы «П».

Minette: Следующая достопримечательность - коллегиальная церковь Богоматери (Collégiale Notre-Dame-du-Fort) Основание церкви приписывается королю Роберту Благочестивому. Сооружение первого, романского по стилю, здания началось в 1022 году. Оно было построено на месте древней крипты 9 века. В 1125 году в церкви был устроен оссуарий, который в 1130 году почтил своим присутствием святой Бернар Клервосский. Тогда же началось возведение нынешнего здания церкви, которое продолжалось вплоть до 1180 года. В 1513 году оссуарий был преобразован в капеллу Гроба Господня. В 13 веке стены церкви были увенчаны зубцами, характерными для военной архитектуры. Отсюда в названии церкви появилось слово «Fort», означающее «форт, укрепление».

Minette: Здание сложено из тесаного камня и известняка. В плане оно имеет форму латинского креста с тремя равновеликими нефами и относится к типу зальных церквей. В тимпане королевского портала изображено Вознесение Христа, а также 24 старца Апокалипсиса и 14 пророков. В основании портала расположено шесть статуй, обезглавленных гугенотами в 1562 году. Церковный орган, короб которого выполнен в стиле Возрождения, был установлен в 1587 году, а затем дополнен в 1642 году. Витражи церкви входят в число красивейших витражных ансамблей. В северной части трансепта находится так называемый витраж сивилл, датируемый 16 веком. На нем представлено древо Иессеево, или родословное древо Иисуса Христа.

Minette: Самое главное сокровище этой церкви - крипта времен Робера Благочестивого.

Minette: Следом была церковь Святого Василия Великого (Église Saint-Basile). Она освящена в честь архиепископа Кесарии Кападокийской святого Василия, жившего в 4 веке нашей эры. Церковь была основана королем Робертом II Благочестивым в 1020 году. Сохранился дороманский тимпан X-XI столетия. В отличие от коллегиальной церкви Богоматери, церковь Святого Василия предназначалась для паствы невысокого происхождения. Во второй четверти 12 века церковь была полностью перестроена: появились новый портал, колокольня, хор и трансепт, которые впоследствии обновлялись в 15-16 веках. В годы Французской революции здание было преобразовано в фабрику по производству селитры. В дальнейшем богослужение в церкви возобновилось. В 1848 году в церкви был установлен орган, а затем были возведены капеллы девы Марии и святого Иосифа.

Minette: Здание выполнено в романском стиле и сложено из известняка и тесаного камня. На западном портале, который был возведен в 1125-1145 годах, сохранились скульптурные изображения раковин святого Иакова, напоминающие о том, что в Средние века Этамп находился на пути следования паломников в Сантьяго-де-Компостела. Продолговатый по форме план церкви включает три нефа. На замках стрельчатых сводов нефов изображен герб Анны Бретонской. Орган, относящийся к эпохе романтизма, происходит из аббатства в Провене. В церкви находится несколько рельефов, на которых изображены Крещение, побивание камнями святого Стефана и Страсти Господни, а также горельеф, посвященный Крестному пути. Среди художественных работ, хранящихся в церкви, можно отметить копию «Тайной вечери» Филиппа де Шампаня и копию «Святого семейства» Рафаэля Санти.

Minette: Следующим пунктом нашего осмотра стал особняк Анны де Пислё (Hôtel Anne-de-Pisseleu). Сооружение здания относится к первой половине 16 века: на одном из его порталов едва читается дата «1538», которая, по всей видимости, соответствует году окончания строительства. Сохранились данные о том, что первым владельцем особняка был прево Этампа Гийом Одран. В ту пору здание было известно под названием «Особняк Плато» (Hôtel du Plateau). Впоследствии – в 19 веке – он был переименован в честь фаворитки короля Франциска I Анны де Пислё, которая носила титул герцогини Этампа. Однако историки утверждают, что Анна де Пислё не имеет никакого отношения к этому архитектурному памятнику. В настоящее время в особняке располагается туристический офис.

Minette: Ратуша (Hôtel de Ville) Жители Этампа получили право самоуправления 1514 году. В период между 1522 и 1538 годами городские власти приобрели два особняка конца 15 века с целью превратить их в здание Ратуши. В 1851-1853 годах архитекторы Пьер и Огюст Мань перестроили и расширили здание, придав ему форму буквы «П». В новом крыле в настоящее время действует музей Этампа, в котором представлены подлинники исторических документов, связанных с историей города, различные живописные и скульптурные работы.

Minette: Коллегиальная церковь святого Мартина (Collégiale Saint-Martin). Она освящена в честь епископа Мартина Турского, жившего в 4 веке. Первая культовая постройка, носившая имя святого Мартина, существовала здесь с начала 6 века. Строительство нынешней церкви началось в 1140 году и было закончено к 1215 году. Колокольня относится ко второй четверти 16 века. В 1761 году плотник Шастеллен украсил неф декоративным сводом. В 70-х годах 19 века в церкви проводились реставрационные работы, которые затронули первый пролет нефа, портик и ризницу.

Minette: [img][/img] Колокольня, высота которой составляет 40 метров, изначально была построена в отдалении от церкви по типу итальянской кампанилы. Вследствие оседания почвы колокольня отклонилась от вертикали на 112 сантиметров, приобретя облик «падающей башни». В 1873 году небольшая пристройка соединила колокольню с церковью. На колокольне находится пять колоколов: два небольших колокола 17 века, один колокол 1600 года из бельгийской церкви в Уссе (Housse), бронзовый колокол 1804 года и еще один – 1862 года. В плане церковь имеет форму латинского креста. Здание, выполненное в стиле ранней готики, сложено из известняка и тесаного камня. Хор окружен деамбулаторием, к которому примыкают три расходящиеся лучами капеллы, освященные в честь святого Винсента, Святого Причастия и святого Мартина.

Minette: Хор церкви украшает алтарь 18 века, выполненный из красного и черного мрамора. В одном из боковых нефов находится вытесанная из известняка и расписанная красками купель 13 века. Среди других памятников искусства стоит отметить барельеф «Вознесение» и статую святого Мартина Турского.

Minette: Мы не уставали любоваться городом. Более живописных мест мы давно не встречали.

Minette: Остатки городских укреплений.

Minette: Фонтан Вере (Fontaine Véret) расположен в центре площади place Saint-Gilles. Он был создан в 1903 году на средства уроженца Этампа пекаря Франсуа Вере, в честь которого и получил свое название. В период Великой французской революции на месте фонтана находился алтарь Разума, который монтаньяры установили в 1793 году. Автором фонтана является архитектор Луи Сере. Фонтан венчает каменная статуя богини Цирцеи работы скульптора Эме Октобра, который в 1893 году получил престижную Римскую премию в области искусства. Статуя символизирует собой плодородие и природные богатства житницы Франции – региона Бос (Beauce), а также служит напоминанием о том, что на протяжении 12-19 веков на площади действовал один из крупнейших в стране зерновых рынков, откуда зерно поставлялось напрямую в Париж.

Minette: Самой старой жилой постройкой Этампа считается дом на колоннах (Maison des Piliers). Дом представляет собой комплекс из трех примыкающих друг к другу зданий, построенных приблизительно в 14-15 веках. Их более точная датировка затруднена в связи с тем, что капители колонн, которые поддерживают свод галереи на первом этаже, происходят из другого места и могли быть высечены в 12 веке, тогда как отдельные архитектурные детали галереи относятся к 17-18 векам. В 1511 году угловой дом принадлежал Жану де Курселю и включал внутренний двор, садик и конюшню. Среди горожан он был известен как «дом с вывеской в виде семги». Во всех трех домах когда-то существовали торговые лавки, занимавшие первый этаж, в то время как на верхних этажах располагались жилые помещения.

Minette: И, наконец, последнее, что нам удалось посмотреть в этом городе была церковь святого Эгидия (Église Saint-Gilles). Церковь носит имя отшельника, который жил в Провансе во второй половине 7 века. Святой Эгидий считался покровителем калек. Первоначально на месте церкви существовала небольшая часовня. Затем в 12 веке рядом с рыночной площадью, устроенной в 1123 году по приказу короля Людовика VI Толстого, была построена церковь в романском стиле. Вплоть до 19 века на этой площади продолговатой формы располагался один из крупнейших зерновых рынков во Франции. В 13 веке было возведено новое здание, от которого сохранился неф и несколько опор трансепта. К концу 13 века относится сооружение романской колокольни, которая возвышается на пересечении нефа и трансепта. В 15 веке хор и трансепт были перестроены в стиле пламенеющей готики. В 1547 году было закончено строительство боковых нефов и примыкающих к ним капелл. Здание серьезно пострадало в ходе бомбардировки 10 июня 1944 года. В 50-60-х годах 20 века в церкви проводились реставрационные работы. В ходе воздушного налета обрушился ложный свод нефа, обнажив настенные росписи 1596 года. В центре свода изображен Людовик IX Святой в облике короля Генриха III. Помимо фигуры короля также присутствуют изображения святых Михаила, Иоанна Крестителя, Винсента, Иоанна Евангелиста и мальтийского креста. При подготовки темы частично был использован материал с сайта http://www.cult-turist.ru/

МАКСимка: Многочисленные изображения замка и донжона:

МАКСимка: Монастырь капуцинов: Этамп: 1636-ой год



полная версия страницы