Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Аржантёй (Argenteuil) » Ответить

Аржантёй (Argenteuil)

МАКСимка: В преддверии посещения этого городка в департаменте Валь-д'Уаз региона Иль-де-Франс хочу посвятить ему отдельную тему. Аржантёй известен благодаря своему монастырю, куда постриглась Элоиза с 1118 по 1129 год и где стала приорессой, паломничеству к Ризе Господней и Клоду Моне, который некоторое время проживал в городе.

Ответов - 29, стр: 1 2 All

МАКСимка: По крайней мере с Античных времен люди населяли эти места. В 656-м году был основан бенедиктинский монастырь в Аржантёй. По традиции, во времена Карла Великого византийская императрица Ирина отправила Ризу Господню императору, который в свою очередь передал ее местному приорству, поскольку аббатиссой там была его дочь Теобрада. Во время варварских нашествий монахини спрятали в стене священную реликвию, которая там и находилась вплоть до 1156-го года. Первый раз название Аржантёй встречается в хартии Хильдеберта Приёмного в 665-м году. Король даровал право основать обитель в Argentoialum. Существует три гипотезы происхождения этимологии Аржантёй: по цвету гипса, по цвету сверкающей поверхности реки или от кельтского языка Ar Gen Ti Eul, что означает маленький белый дом. Центром города в Средние века являлось аббатство Нотр-Дам, упоминание о котором первый раз встречается в 697-м году. Аржантёй являлся церковной сеньорией под контролем приора.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В 656-м году был основан бенедиктинский монастырь в Аржантёй. По традиции, во времена Карла Великого византийская императрица Ирина отправила Ризу Господню императору, который в свою очередь передал ее местному приорству, поскольку аббатиссой там была его дочь Теобрада. Во время варварских нашествий монахини спрятали в стене священную реликвию, которая там и находилась вплоть до 1156-го года. Первый раз название Аржантёй встречается в хартии Хильдеберта Приёмного в 665-м году. Король даровал право основать обитель в Argentoialum. Мы очень мало знаем об истории аббатства до 1000 года. Предположительно, оно пострадало во время нормандских нашествий между 845 и 862 годами. Перестроена была женская обитель в Аржантёй в начале X столетия, а затем уже в XIII. Во времена Элоизы и ранее обитель пользовалась расположением знати, туда отдавали на воспитание детей аристократы. Известно, что в аббатстве Аржантёй воспитывалась Элоиза. Затем она вернулась туда в 1118-м году после рождения сына Астролябия. Она не принимала обетов, но носила монашеские одеяния. После кастрации Абеляр решил удалиться в аббатство Сен-Дени, а Элоизе не оставалась ничего другого, как постричься в монастырь Святой Девы Марии в Аржантёй. Несмотря ни на что, женщина исполняла свою роль с прилежанием и усердием и заняла пост приорессы, второй по важности после должности аббатиссы. В то время обитель Аржантёй стала достаточно богатой, особенно, благодаря изготовлению вина и привлекло внимание настоятеля Сен-Дени аббата Сугерия. Сфабриковав обвинения в неподобающем нравственном поведении и легкомысленности монахинь Аржантёй, ему было достаточно организовать небольшой собор в Сен-Жермен-де-Пре в начале 1129-го года, и с согласия папского легата монахини были изгнаны. Имущество Аржантёй перешло во владение обители Сен-Дени, аббатство потеряло независимость и было трансформировано в бенедиктинское приорство. Абеляр в Historia calamitatum пишет: "В эту эпоху мой аббат Сен-Дени стал владеть, я не знаю как, аббатством Аржантёй под предлогом, что оно юридически зависело с давних времен от его монастыря. Это было аббатство, о котором я говорил и в котором Элоиза, моя сестра во Христе более, чем моя супруга, с давних пор приняла обет. Он изгнал без должного обращения группу монахинь, среди которых была и моя жена, ставшая приорессой". Монахини поделились на две группы: одна обосновалась в Мальну-ан-Бри (Malnoue-en-Brie), а другая во главе с Элоизой нашла убежище в оставленном ските, который Абеляр покинул около 1127-1128 годов, когда был избран настоятелем Сен-Жильдаса де Рюи в Бретани. Это был знаменитый Параклет, о котором необходимо уже рассказ вести в другой теме.

Minette: МАКСимка пишет: Известно, что в аббатстве Аржантёй воспитывалась Элоиза. Вот отрывки из книги Режин Перну "Элоиза и Абеляр", где есть упоминание об этом месте и о тех событиях, что происходили там много веков назад. "Элоиза приступила к учению в одном из монастырей неподалеку от Парижа, в Нотр-Дам д’Аржантейль, при котором, как и при большинстве женских монастырей, имелась школа. Она проявила несравненные дарования к учению и чрезвычайное усердие. Образование она там получила вполне обычное для своего времени: учила псалмы, читала Священное Писание и произведения тех светских авторов, что изучали на уроках грамматики, произведения, что составляли основу основ «интеллектуального багажа». Она могла с легкостью цитировать труды отцов Церкви, а также строки Овидия и Сенеки; в обстоятельствах воистину драматических с ее уст сорвутся стихотворные творения Лукана. Пытливость ее разума была безгранична, потому она пожелала пройти не только полный курс или, как тогда говорили, «цикл» свободных искусств «во главе с диалектикой», но, если верить утверждениям Петра Достопочтенного, захотела изучить также и богословие. Быть может, не нашлось в Аржантейле монахинь, достаточно образованных, чтобы утолить столь сильную жажду познания, и именно поэтому дядя Элоизы по имени Фульбер, каноник, живший в Париже, предложил ей воспользоваться гостеприимством его дома в монастыре Нотр-Дам; каноник, придя в восхищение от ума и образованности племянницы, всячески способствовал ее дальнейшему образованию и не пренебрегал ничем, что могло бы помочь ей на этом пути."


Minette: МАКСимка пишет: Затем она вернулась туда в 1118-м году после рождения сына Астролябия. Она не принимала обетов, но носила монашеские одеяния. "Тогда Абеляр задумал прибегнуть к обману, и этот его поступок трудно не подвергнуть суровому осуждению. Допустим, что одна из его целей была вполне благородна: он, быть может, хотел избавить Элоизу от жестокого обращения со стороны Фульбера, пусть так, это вполне понятно, но вообще-то похоже на то, что принятое им решение было продиктовано скорее заботой о сохранении собственной славы, желанием заставить умолкнуть все злые языки и положить конец всем кривотолкам: «Узнав о сем положении дел, я отправил ее в один из женских монастырей неподалеку от Парижа, Аржантейль, где она была воспитана и где она обучалась в детстве; я распорядился, чтобы она надела монашеское одеяние, подобающее для монастырской жизни, за исключением покрывала». Читая описание этого поступка, трудно не разделить возмущение Фульбера и его друзей. Если Абеляр заставил Элоизу пойти в монастырь, сделал он это только для того, чтобы скрыть их брак, поскольку в глазах всех окружающих Элоиза вошла в монастырь не как воспитанница-пансионерка, а как послушница — ведь она надела монашеское одеяние, за исключением покрывала, которое надевали, когда давали обет. Самоотверженность Элоизы была возвышенна, но результатами ее жертвенности мог воспользоваться к своему благу один Абеляр… «Ее дядя и ее родные, — пишет он, — подумали, что я обманул их и что поместил Элоизу в монастырь, чтобы от нее отделаться». Действительно, все, кто окружал Элоизу и Абеляра, могли так подумать, и кто сумеет когда-нибудь доказать, что намерения Абеляра были иными? О, несомненно, он еще любил Элоизу, он даже сам свидетельствует об этом, ибо вспоминает о своих чувствах и довольно точно описывает их в одном из писем: «Вам известно, что после нашей свадьбы, в то время, когда вы находились в монастыре в Аржантейле, я тайно нанес вам визит, и вы помните, до чего меня довела моя чрезмерно пылкая страсть, когда я набросился на вас и заключил в объятия прямо в углу трапезной за неимением другого места, куда мы могли бы удалиться; вам известно, что нашему бесстыдному поведению не помешало то почтение, каковое должно было нам испытывать к месту, посвященному служению Богоматери».

Minette: МАКСимка пишет: В то время обитель Аржантёй стала достаточно богатой, особенно, благодаря изготовлению вина и привлекло внимание настоятеля Сен-Дени аббата Сугерия. Сфабриковав обвинения в неподобающем нравственном поведении и легкомысленности монахинь Аржантёй, ему было достаточно организовать небольшой собор в Сен-Жермен-де-Пре в начале 1129-го года, и с согласия папского легата монахини были изгнаны. Имущество Аржантёй перешло во владение обители Сен-Дени, аббатство потеряло независимость и было трансформировано в бенедиктинское приорство. "Что же произошло на самом деле? Историки зафиксировали только сам факт изгнания монахинь из монастыря, не прояснив должным образом сего события. Все дело в том, что монастырь в Аржантейле во времена основания, а именно в эпоху царствования Пипина Короткого, находился в зависимости от монастыря Сен-Дени. В период правления Карла Великого он был отделен от Сен-Дени и превратился в женский монастырь, настоятельницей которого стала дочь императора Теодрада; после смерти аббатисы было оговорено, что обитель в Аржантейле будет возвращена в зависимость от королевского аббатства, и аббат Хильдоний, о котором уже речь шла выше, добился того, что сын императора Людовик Благочестивый дал слово исполнить обещание и вернуть аббатство под управление Сен-Дени, — Людовик не мог отказать Хильдонию, ведь тот был его капелланом, то есть отправлял службу в королевской капелле. Однако, несмотря ни на что, монастырь в Аржантейле долгое время, почти на протяжении трехсот лет, оставался женским монастырем, где одна аббатиса сменяла другую. Но вот на должность аббата Сен-Дени был избран Сугерий. Он сам рассказывал, как в юности изучал с великим рвением и тщанием различные документы, в том числе и монастырский устав Сен-Дени и разнообразные грамоты, и изумлялся тому, какое огромное множество нарушений и отклонений обнаруживалось в ходе изучения этих документов. И вот, оказавшись во главе Сен-Дени, Сугерий стал проявлять талант управителя опытного, искушенного и даже алчного в том, что касалось соблюдения прав и привилегий, которыми аббатство было наделено, но которых оно лишилось, причем лишилось незаконно при его предшественниках; в одном из трудов, дошедших до нас, Сугерий сообщает о результатах своих усилий, отмечая с гордостью, что такой-то участок земли, дававший прежде всего 6 мюи зерна, теперь приносит 15, что в Вокрессоне, где земля раньше не обрабатывалась и где, как считали, было настоящее логово разбойников, по его повелению поля вспахали, построили дома и церкви, и теперь в этом месте проживают около 60 крестьянских семей новопоселенцев. Памятуя о том, что монастырь в Аржантейле некогда был составной частью имущества монастыря Сен-Дени, Сугерий поспешил предпринять действия, чтобы вернуть его в первоначальное положение, и отправил посланцев в Рим передать представителям церковной власти старинные устав и грамоты, написанные еще при основании монастырей, дабы заставить папу римского Гонория признать права монастыря Сен-Дени и провести по этому поводу расследование. Все было бы довольно просто, если бы выражения, употребленные в грамоте, датированной 1129 годом и составленной папским легатом Матье д’Альбано, не бросали бы некую тень сомнения на все это дело. «Недавно, — говорится в грамоте, — в присутствии Его Величества Короля Франции Людовика, мы с нашими братьями епископами Рено, архиепископом Реймсским, Стефаном, епископом Парижским, Готфридом, епископом Шартрским, Иосцелином, епископом Суассонским и другими, коих было большое число, обсуждали в Париже вопрос о реформе священного ордена [следует понимать: вопрос о реформе монастырей] и вспомнили о различных недостатках, существующих в тех аббатствах Галлии, в коих рвение в служении Господу значительно охладело; внезапно среди собравшихся возник ропот по поводу скандального и позорного положения дел в одном из женских монастырей, прозываемом Аржантейль, в коем некоторые монахини вели себя самым гнусным, самым отвратительным образом, к бесчестью их ордена, уже давно запятнав все окрестности своим скандальным и непристойным поведением». Разумеется, Сугерий, воспользовавшись этими обстоятельствами, тотчас же предъявил документ, свидетельствовавший об определенных правах аббатства Сен-Дени на этот монастырь, и без промедления было принято решение, что королевское аббатство вновь вступит во владение утраченной собственностью, что монахинь из обители в Аржантейле выдворят, а их место займут монахи. Позднее особая папская булла прибыла из Рима, и в ней подтверждалось решение о возврате монастыря в Аржантейле королевскому аббатству Сен-Дени; там содержалось уточнение: на Сугерия возлагается ответственность проследить, чтобы монахини, изгнанные из монастыря в Аржантейле, были помещены в обители, пользовавшиеся хорошей репутацией, «из опасения, — как говорилось в папской булле, — как бы одна из них не сбилась с пути истинного, не впала в грех или не лишилась бы рассудка и не погибла бы по его вине». Итак, монахинь изгнали из Аржантейля в результате гнусных обвинений, и обвинения эти тем более значимы для нашего повествования, что Элоиза в то время была заместительницей настоятельницы этого монастыря, то есть занимала самую высокую должность после аббатисы и несла самую тяжелую ответственность после нее. Если она не принимала участия в тех «бесчинствах», в которых обвинили насельниц монастыря, то, по крайней мере, несла ответственность за состояние дел в монастыре. Совпадение во времени, когда появились эти, быть может, основанные на клеветнических измышлениях обвинения и были предъявлены требования Сугерия, представляется весьма и весьма странным, чтобы без сомнений согласиться с тем, что такое совпадение оказалось просто результатом игры случая. Но, с другой стороны, эти обвинения нигде и никем не были опровергнуты, даже Абеляром. Он, всегда готовый возвысить свой голос против клеветы, он, не убоявшийся открыто, во всеуслышание бичевать монахов королевского аббатства — в котором он и сам жил — за их неблаговидные поступки и за царившее там распутство, так вот, он не говорит ни слова о скандале, разразившемся в связи с поведением монахинь из Аржантейля, скандале, случившемся столь своевременно, что это облегчило осуществление намерений Сугерия. Элоиза тоже нигде не упомянет о сих печальных обстоятельствах, и подобное умолчание такого важного вопроса дает нам богатую пищу для догадок. В «Истории моих бедствий» сказано только следующее: «Случилось так, что аббат Сен-Дени, потребовав вернуть во власть аббатства Сен-Дени якобы когда-то подчинявшуюся его юрисдикции обитель в Аржантейле, в которой приняла постриг и проживала скорее сестра моя во Христе, чем супруга, добился своего и жестоко изгнал оттуда общину монахинь, приорессой коей была моя бывшая супруга».

МАКСимка: МАКСимка пишет: Перестроена была женская обитель в Аржантёй в начале X столетия, а затем уже в XIII. Перестройка аббатства в 1003-м году стала возможна благодаря важным пожертвованиям, сделанным Робером Благочестивым по просьбе королевы-матери Аделаиды. Кажется, что апсида и трансепт монастырской церкви появились в конце XI столетия. К сожалению, в конце XX столетия, когда проводились археологические раскопки, не было возможности изучить неф церкви, поэтому мы не располагаем информацией, был ли он также перестроен в тот период. Но по крайней мере на гравюре XVII столетия виден романский неф в стиле первой половины XII века. Лучше всего сохранилась крипта, раскопанная в 1989 - 1994 годах. Она появилась в XII веке и разделена на три нефа с четырьмя пролетами и содержала в себе три капеллы с алтарями. До наших дней дошло мощение этого зала. Остатки крипты Хор монастырской церкви совсем не сохранился. Мы знаем, что в 1699-м году обрушилась башня над средокрестием. Апсида заключала в себе три капеллы. Монастырские строения были перестроены в XIII веке. Клуатр больше не существует, но часть элементов была раскопана. Выяснилось, что он был сооружен в первой половине XIII века. Зал капитула практически полностью снесен после революции. Он уже был поврежеден в XVIII столетии после строительства подвала. В плане он представлял собой большой прямоугольный зал со стрельчатыми сводами. Перед апсидой были обнаружены 116 захоронений, а на месте клуатра еще 20. Аржантёй в XVII столетии План Аржантёй XVII века. Белым выделены области, которые были затронуты археологическими раскопками. Как мы видим, очень небольшая часть, увы. Остается много вопросов. Например, до сих пор неизвестно, на этом же самом месте располагался первоначальный монастырь VII столетия или нет.

МАКСимка: Пожалуй, единственным цельным строением остается сегодня капелла Святого Иоанна Крестителя, основанная в 1003-м году благодаря Роберу Благочестивому и его матери Аделаиде в качестве пристройки к аббатству Нотр-Дам. Она представляет собой один из последних примеров романского искусства в Иль-де-Франсе. Возможно, она служила в качестве погребальной часовни. В XVI столетии монахи продали капеллу светскому лицу, виноградарю, который использовал ее в качестве хранилища. Выкуплена городом в 1970-м году и отреставрирована в 1984-1985 годах.

МАКСимка: Несколько месяцев назад остатки аббатства Нотр-Дам были вновь открыты после реставрации.

МАКСимка: Помимо всего прочего, в Аржантёй сохранился амбар для хранения десятины XIII столетия: Неизвестно, оно принадлежало аббатству Нотр-Дам или другому религиозному учреждению.

МАКСимка: Базилика Сен-Дени сооружена по проекту архитектора Теодора Валлю на месте старого строения в 1862-65 годах. Именно в ней хранится Святая Туника Христа.

МАКСимка: Муниципальный музей Аржантёй расположен в зданиях старинный больницы XVII-XVIII столетий. Известен тем, что там хранится замечательная коллекция гравюр, посвященных Элоизе и Абеляру, а также плитка из крипты аббатства. В доме же по адресу 21 boulevard Karl-Marx, где жил Клод Моне расположено с 2004-го года историческое и археологическое общество Аржантёй и Паризи.

МАКСимка: Что касается крепостной стены, то ее возведение разрешил в 1544-м году Франциск I. Давид де Шамбеллан возвел городские укрепления с девятью воротами. Но Аржантёй был взят в 1567-м году войками принца Конде во время бтиве при Сен-Дени. Стена была разрушена во времена Первой Империи, а рвы засыпаны в эпоху Реставрации. Остатки одной из башен можно увидеть на Boulevard Karl-Marx.

МАКСимка: В стенах монастырского комплекса аббатства Нотр-Дам в Аржантёй находились здания для совершения правосудия и управления городком, а также для приема паломников, гостей и больных и резиденция приора. До строительства в XV столетии новой резиденции приор размещался в монастырском здании для приюта гостей. В XIX веке оно было сильно перестроено, но кое-какие элементы старины сохранились.

МАКСимка: После того, как аббатство Сен-Дени вступило во владение Аржантёй, бенедиктинцы построили зал капитула и клуатр. Несколько капителей сегодня находятся в городском музее.

МАКСимка: Аржантёй в 1610-м году на гравюре Клода Шатийона.

МАКСимка: Коммуна Аржантёй (Argenteuil)

МАКСимка: МАКСимка пишет: Аржантёй в XVII столетии

МАКСимка: МАКСимка пишет: Лучше всего сохранилась крипта, раскопанная в 1989 - 1994 годах. Она появилась в XII веке и разделена на три нефа с четырьмя пролетами и содержала в себе три капеллы с алтарями. До наших дней дошло мощение этого зала.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Монастырские строения были перестроены в XIII веке. Клуатр больше не существует, но часть элементов была раскопана. Выяснилось, что он был сооружен в первой половине XIII века. Зал капитула практически полностью снесен после революции. Он уже был поврежеден в XVIII столетии после строительства подвала. В плане он представлял собой большой прямоугольный зал со стрельчатыми сводами.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В стенах монастырского комплекса аббатства Нотр-Дам в Аржантёй находились здания для совершения правосудия и управления городком, а также для приема паломников, гостей и больных и резиденция приора. До строительства в XV столетии новой резиденции приор размещался в монастырском здании для приюта гостей. В XIX веке оно было сильно перестроено, но кое-какие элементы старины сохранились.



полная версия страницы