Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Аббатство Лоншан (L'abbaye royale de Longchamp) и его основательница Изабелла, сестра Луи Святого » Ответить

Аббатство Лоншан (L'abbaye royale de Longchamp) и его основательница Изабелла, сестра Луи Святого

МАКСимка: Аббатство Лоншан (L'abbaye royale de Longchamp) и его основательница Изабелла, сестра Луи Святого

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: МАКСимка пишет: Аньес принадлежала к очень влиятельной семье. ТЕМА о замке д'Аркур в Нормандии, которым владела семья Аньес.

МАКСимка: Блаженная Изабелла рядом со своим Святым братом: Королевская капелла Святого Людовика, усыпальница Орлеанской династии, Дрё.

МАКСимка: МАКСимка пишет: ЗДЕСЬ можно скачать и на английском, и на французском статью Anne-Hélène Allirot "Isabelle de France, sœur de saint Louis : la vierge savante" В этой работе интерес представляет классификация чудес Изабеллы (всего Аньес д'Аркур ведет речь о сорока чудесах): 1) 42,5 % чудес связаны с вылечиванием от заразных заболеваний 2) 2,5 % - паралич 3) 10,0 % - ранения 4) 2,5 % - глухие, немые, слепые 5) 2,5 % - вылечивание от психологических расстройств 6) 7,5 % - облегчение (страданий, я так предполагаю) 7) 17,5 % - религиозные, монашеские чудеса 8) 15,0 % - разное Хочется отметить, что чудеса Изабеллы по большей части происходили в Лоншане, также как Людовика Святого в Сен-Дени. Из 35 человек, которые имеют отношение к чудесам Изабеллы, 21 - монахини Лоншана. Большинство мужчин либо также тем или иным образом связаны с аббатством, либо близки к королевской семьи. Двое и четырех детей также из монаршей фамилии. Только три чуда имеют примерную датировку.


МАКСимка: МАКСимка пишет: в какой период времени Изабелла задумала основать аббатство Лоншан Анна-Элен Айро пишет, что в апреле 1255-го года Людовик IX повелел своему капеллану брату Матьё приобрести четыре арпана земли в Сен-Клу для возведения будущего Лоншана. В мае у властей Сюрена (сегодня пригород Парижа) было куплено еще четыре арпана. Закончилось строительство в 1259-м году, а расходы составили 30000 ливров. Еще интересно, что Аньес д'Аркур свидетельствовала о слезах Изабеллы, которая та пускала в конце своих молитв. Дело в том, что в XIII столетии слезы непременно являлись обязательным атрибутом на пути к святости. Они символизировали милость Господа по отношению к грешнику.

МАКСимка: Оказывается, что все же в парке Багатель, что в Булонском лесу, сохранились остатки аббатства Лоншан:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Он также подарил аббатству обломок Истинного Криста и шип из недавно приобретенного Тернового венца Согласно инвентарным записям от 1325-го года, в Лоншане хранились именно эти реликвии, подаренные Людовиком Святым. Помимо этого, упоминаются волосы Изабеллы: МАКСимка пишет: Она обладала красивыми волосами, и когда её слуги их расчесывали, то они себе оставляли выпавшие волосинки. Когда она спросила их, зачем они это делают, то ей ответили, что она станет Святой, и что они хотят обладать её реликвиями. МАКСимка пишет: 4 июня 1637 была осуществлена вторая эксгумация тела принцессы королевской крови. В тот день Жан-Франсуа де Гонди, архиепископ Парижский повелел перенести останки Блаженной Изабеллы прямо в хор аббатской церкви. Во время революционных событий последняя аббатисса Лоншана Жанна Жу (Jeanne Jouy), которая раньше отвечала за сокровищницу, спасла реликвии, призвав Лё Клерка де Жинье, архиепископа Парижа, скрепить их печатью и сохранить. В 1804-м году бывшая аббатисса получила разрешение от нового архиепископа Парижского вскрыть запечатанные реликвии, чтобы их раздать церквям и монастырям. Но шип и мощи Блаженной Изабеллы (кость и волосы) так и остались в руках семьи Жинье, которая владеет уже несколько столетий поместьем в местечке Жинье-сюр-Сарт (Juigné-sur-Sarthe), что в 1,5 км от знаменитого Солемского аббатства. В 2002-м году мсьё Жак-Анри де Дюрфор (Jacques-Henri de Durfort), наследник семьи Жинье, обратился к аббату Солема с иниативой выставить реликвии из Лоншана для общего поклонения. В 1996-м году монахи Солема основали новый бенедиктинский монастырь Сен-Бенуа в местечке Палендряй (Palendriai) в Литве. Это место показалось идеальным для обретения драгоценных реликвий, куда в сентябре 2003-го года их и доставили. ЗДЕСЬ про историю мощей Лоншана на английском языке.

МАКСимка: МАКСимка пишет: 23 июня 1260-го года приняли обет первые монахини. Согласно некрологу от 1325-го года, в тот день на церемонии посвящения присутствовал Людовик IX вместе со своей сестрой. Первые монахини Лоншана прибыли из Реймса, из обители Сен-Дамьен д'Ассиз. В тот день король даровал монастырю еще тридцать арпанов земельных владений. Рядом с аббатством выросла небольшая деревушка. МАКСимка пишет: Надгробие Блаженной Изабеллы, сестры Людовика Святого МАКСимка пишет: Изабелла, сестра Людовика IX, скончалась в ночь с 22 на 23 февраля 1270-го года. Когда конец стал приближаться, все нужные церемонии были проведены ассамблеей Францисканцев. Она пожелала, как и своя мать, быть погребенной в монастырском одеянии. Её похоронили согласно желанию в Лоншане полностью, с сердцем и внутренними органами, что говорит об особой привязанности Изабеллы к своему детищу. После кончины останки Изабеллы были выставлены в деревянном гробу в церкви монастыря для всеобщего поклонения. Среди присутствющих находились графиня Фландрии вместе со своей дочерью Марией. Затем тело Изабеллы было обернуто в шёлковую ткань пурпурного цвета; деревянный гроб поместили в каменный. Все это сверху накрылось надгробным памятником, поднятым от земли примерно на полтора фута. Захоронение поместили в хоре церкви, но так, что в пределах хора располагались лишь голова и верхняя часть тела, нижняя часть из пространства хора выдавалась. Эпитафия была следующая: "In pace factus; est locus ejus". По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne Единственное сочинение, посвященное Лоншану, теперь доступно на Галлике: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63751920.r=Histoire+de+l'abbaye+royale+de+Longchamp.langEN (*ссылку полностью копируем в адресную сроку)

МАКСимка: Единственное более или менее подробное описание аббатства Лоншан относится только к XVIII столетию. План обители: Сперва появились только церковь и монастырское крыло слева от церкви. В XIV веке соорудили еще два крыла (в плане под буквами B и C). Работы начались в 1311-м году благодаря Филиппу Красивому, который отправил в Лоншан своих архитекторов. 22 января 1324-го года Карл IV распорядился отремонтировать здания и увеличить фонтан, который находился во въездном дворе. Король помог и финансово. Под буквой n обозначены въездые ворота, а под E - домик Изабеллы. Здание C занимали службы и конюшни. Крыло D появилось только в XV столетии (там разместился парлуар, рефекторий и госпиталь). Ансамбль строений был окружен двойной стеной. В XVIII веке аббатскую церковь описывали как красивую, в готическом стиле, с длинными стрельчатыми окнами, с элегантными контрфорсами и аркбутанами и оригинальным шпилем. Въездной павильон состоял из массивной башни и просторного помещения, где раньше располагался парлуар. Имелся также монастырский сад. Церковь была построена из камня, который добывали на холме Шайо. Рядом со входом находилась гробница Жана II, графа Дрё, главного казначея Фрацнии, умершего 7 марта 1309-го года. Панели капеллы Девы Марии украшали изображения со сценами из его жизни. МАКСимка пишет: Помимо надгробия Изабеллы, в хорах церкви Лоншана располагались гробницы Жанны Бургундской, супруги Филиппа V (в Лоншане погребены её внутренности), её дочки Бланки (1311/1312-1358), которая была монахиней в Лоншане. Она заказала поминальную службу по матери и добавила к её пожертвованиям 200 ливров, чтобы отмечать ежегодно годовщину смерти родителей. Помимо них, в церкви располагалась гробница Жанны Наваррской, дочери Филиппа д'Эврё, скончавшейся 3 июля 1387-го года. Все гробницы разрушены в эпоху революции. И в одной из капелл аббатской церкви были погребены останки двух сыновей Людовика Святого - Людовика и Жана. Эпитафия Жанне Бургундской: "Cy gist l'entraille de tres haute et tres exellente dame Jehanne, reine de France, fille du duc de Bourgogne, comtesse d'Artois, de dite Bourgogne, Platine et dame de Salins, laquelle trepassa a Roie le 26 janvier 1329, et furent par le vouloir d'icelle dame, ses entrailles apportees a cette abbaye de Longchamp a cause de noble et tres religieuse dame et de tres sainte claire memoire madame soeur Blanche, sa fille, religieuse au dit Longchamp. Priez pour elle". Стена, близкая к этим гробницам, была расписана изображениями Святого Людовика и его сестры Изабеллы, а также монахинь: Жанны, дочери короля Наварры, Мадлен Бретонской, Бланки Французской. Под портретами Людовика IX и Изабеллы находилась надпись: "C'est nous, Louis, roi de France, et madame sainte Isabelle, sa soeur, lesquels fonderent le monastere de ceans l'an de grace 1260, a l'honneur de Dieu et sa tres digne et benite mere, la dame glorieuse Vierge Marie". Во времена правления Людовика XIV монахини Лоншана заказали у Филиппа де Шампеня картину, которая увековечила бы память основательницы монастыря Изабеллы. Художник изобразил ее коленопреклоненной, в монашеских одеяниях, в королевской мантии, с планом Лоншана, который она протягивала для одобрения Деве Марии. Сегодня картина в церкви Notre-Dame-de-Bonne-Nouvelle в Париже: Jean-Baptiste de Champaigne (1631-1681) La Bienheureuse Isabelle de France dédicaçant une église à la Vierge Пол монастырской церкви был весь усеян надгробными камнями, под которыми были захоронены отцы-францисканцы, раздатчики милостыни и исповедники. Клуатр был расписан одной монахиней в XVIII веке. Лоншан во времена Людовика XIV: По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne

МАКСимка: В 2006-м году вышла небольшая книга, посвященная Лоншану: Le promeneur peut remarquer au sein du parc de Bagatelle* (Paris) contre la glacière du comte d'Artois, les ruines artificielles de l'abbaye de Longchamp, hélas en très mauvais état. Si ce sont en fait des ruines rapportées dans un dessein décoratif, les pierres les constituant sont réellement issues de cette abbaye. Mais que sait-on à propos de celle-ci ? Le 11 juin 2006 ont été célébrés à la fois le cinquantenaire de la pose de la première pierre de l'église Saint-Louis-Bienheureuse-Isabelle à Neuilly-sur-Seine (Hauts-de-Seine) et le 750e anniversaire de l'abbaye édifiée dans la forêt de Rouvray, plus connu de nos jours sous le nom de bois de Boulogne* (Paris). A cette occasion, un petit fascicule dédié à Isabelle de France, sœur de Saint-Louis, fondatrice de l'abbaye de Longchamp en 1256, est dû à la passionnante historienne Gabrielle Joudiou, notamment spécialiste de l'architecte Pierre Contant d'Ivry (1698-1777) et auteur de « La folie de M. de Sainte-James, une demeure, un jardin pittoresque » (2001). Elle retrace ici à partir de documents d'archives l'histoire d'Isabelle de France, de son abbaye due à l'architecte Pierre de Montreuil (comme la Sainte-Chapelle de Paris) et de sa communauté au rayonnement important. Cette histoire est illustrée par des reproductions de gravures, de tableaux, de vitraux, de statues et des photographies comme celle du moulin du XIIIe siècle, aujourd'hui intégré dans l'enceinte de l'hippodrome de Longchamp (Paris) et celle du colombier du XVIIe siècle transformé en tour crénelée au XIXe siècle. Afin de mieux comprendre où se trouvait l'ancien site de l'abbaye royale, complètement rasée en 1794, Gabrielle Joudiou donne les indications nécessaires à sa localisation dans le bois de Boulogne d'aujourd'hui. Un autre chapitre est spécifiquement dédié à l'église Saint-Louis-Bienheureuse-Isabelle édifiée en 1956 sur une parcelle de l'ancien parterre du parc du château de Madrid. Au fil de l'histoire, apparaissent des grands noms du paysage comme Louis-Sulpice Varé, Gabriel Davioud, Jean-Pierre Barillet-Deschamps et Jean-Claude Nicolas Forestier. Cet historique permet de mieux comprendre l'histoire de Bagatelle et celle du bois de Boulogne jusqu'à nos jours avec la Fondation WWF France et l'équipe de Yann Arthus-Bertrand obtenant en 2004 la concession du domaine de Longchamp pour créer un exemple écologique du développement durable en laissant se rétablir sur place la flore spontanée francilienne. Pour ceux souhaitant en savoir davantage sur le parc de Bagatelle il est recommandé de lire « Les jardins de Bagatelle à Paris, histoire et secrets » de Richard Khaitzine, également présenté dans cette même rubrique Internet. Очень любопытна обложка, на которой прекрасно виден монастырь и Мадридский замок справа. К сожалению, пока изображения лучшего качества не найти.

МАКСимка: Интересно, что в Лоншане проживали монахини хора (de choeur) и конверзы. Только благородные девушки могли стать монахинями хора и это продолжалось примерно до 1330-ых годов. В ту эпоху до Папы Римского Иоанна XXII дошли жалобы, что девушек из неблагородных семей не постригают в Лоншане. Тогда Его Святейшество в 1334-м году отправил в обитель каноника Нуайона, которому помогал аббат Сент-Женевьев, для убеждения сестер принимать в монастырь девушек любого происхождения и положения. Но милые невесты Христовы отказались, настаивая на праве принимать в Лоншан тех, кого посчитают нужным. В августе 1335-го года архиепископ Реймса поручил исполнить папскую буллу, при этом требуя уважения прав сестер. После этого наконец ситуация изменились и впоследствии некоторые монахини неблагородного происхождения даже смогли стать во главе обители. Важно отметить, что Лоншан находилось под особым покровительством Святого Престола, и даже при Людовике XIV, который любил сам назначать глав важных монастырей своего королевства, аббатиссы Лоншана выбирались. Обычно их избирали на три года, а через некоторые время они могли быть переизбраны. Сперва в Лошане были приняты очень строгие правила, которые затем, как это часто случалось, смягчались. В частности, соломенный тюфяк уступил место добротному матрацу, а в дортуарии перестали спать, предпочитая отдельные комнаты. По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne

МАКСимка: Очень интересно проследить за привилегиями, дарованными Папой и королями Лоншану. Согласно монастырским правилам, только король и королева (из всех светских) имели право войти на территорию Лоншана, но не более трех раз в год. Они не могли там принимать трапезу или оставаться на ночлег. Но позднее царственными особам позволили пить, есть и даже спать в аббатстве. Филипп IV Красивый посетил Лоншан (часто вместе с супругой) девять раз в период с 1285 по 1314 года. В 1300-м году будущий Людовик X Сварливый предоставил обители десятину на хлеб, который королевская семья потребляла за время своего пребывания. На территорию аббатства также имел право проходить кардинал, а вот генерал ордена Францисканцев мог это делать лишь с двумя сопровождающими. Позволить же матери навестить свою дочь в Лоншане мог лишь Папа Римский. По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne

МАКСимка: МАКСимка пишет: Помимо них, в церкви располагалась гробница Жанны Наваррской, дочери Филиппа д'Эврё, скончавшейся 3 июля 1387-го года. Жанна Наваррская приняла обет в возрасте всего 12 лет, в мае 1337-го года. 23 апреля 1338 она подписала акт об отказе от всех прав на королевство Наваррское. Во время Столетней войны монахини в 1346-м году покинули Лоншан и укрылись в Париже. Англичане проникли в обитель, приведя в ужас пять бедных монахинь, которые все же там остались. События 1359-1360 годов заставили сестер вновь укрыться в Париже; они вернулись лишь к концу 1360-го. Во время их отсутствия обитель не раз подвергалась разграблению, выносили мебель, а также скот и зерно. Аббатисса Мари III инициировала восстановительные работы, а также благодаря ей появилась книга антифонов, от которой, к сожалению, осталось лишь две страницы в Архивах. Впоследствии еще несколько раз до окончания войны монахини покидали Лоншан (1368, 1371, 1417). Франциск I, по возвращению из Ниццы 4 октября 1538-го года, вспомнил о Лоншане в связи с угрозой войны с Англией. Король даровал обители охранные грамоты. Во времена религиозных войн монахини снова несколько раз покидали монастырь в связи с угрозами. Генрих III даже подумывал распустить обитель и отправить сестер в аббатство дю Валь, что в восьми лье от Парижа. Аббатисса Франсина Потье смогла уговорить короля этого не делать. По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne

МАКСимка: Известно, что во время осады Парижа в 1590-м году Генрих IV имел связи с аббатиссами Монмартра и Пуасси, а также взял себе в любовницы монашку из Лоншана по имени Катрин де Вердён (Catherine de Verdun), которую не мог назначить настоятельницей, поэтому отдал ей аббатство Сен-Луи в Верноне (основано Людовиком IX в мае 1260-го). 30 января 1591-го года Катрин официально заняла должность приорессы Сен-Луи де Вернон. Она скончалась 12 апреля 1646-го года. Надо отметить, что во время осады Парижа монахини Лоншан не покидали, а аббатству не было причинено никаких повреждений, кроме изъятия 80 свиней гарнизоном Сен-Дени. Но во время волнений 1592-94 сестры покидали аббатство. Кто-то укрылся в Париже, другие у родственников. Эти события имели печальные последствия: большое число монахинь навсегда покинули Лоншан в пользу других обителей. 9 ноября 1602-го года провинциал Францисканцев во Франции вмешался и приказал тем, кто оставил Лоншан, вернуться. В 1649-м году, во время Фронды, девять сестер снова покинули Лоншан и укрылись в Париже. По просьбе настоятельницы Мадлен Пласен (Placin) аббатство защищал маршал Граммон. В 1652-м году над монастырем снова нависла угроза. Более того, монахинь между собой разделила политика: кто-то, вместе с аббатиссой, находился на стороне фрондёров, другие поддерживали Мазарини. Gaston Duchesne посвящает целую главу скандалам, которые сформировали крайне негативную репутацию Лоншана, ведь не зря даже Дидро отправил свою Монахиню именно в Лоншан. Во время революции в 1790-м году в Лоншане проживали 11 монахинь и 7 конверзов. 26 февраля 1790-го года сестры ответили отказом на приказ покинуть обитель и желая отныне заниматься образованием молодых девушек. Несмотря на это началась продажа монастырских строений. Лишь в 1792-м году сестер силой выгнали из Лоншана. После того, как никто не пожелал купить здания монастыря, было приказано его разрушить. Старинный зерносклад, здания фермы и остатки крепостной стены исчезли лишь в 1857-м году. Осталась на тот момент старая голубятня. По Histoire de l'abbaye royale de Longchamp / Gaston Duchesne

МАКСимка: МАКСимка пишет: Из высокопоставленной знати первопроходцами являлись Маргарита (1301-ый) и Жанна (1303-ий) Брабантские. Маргарита Брабантская постриглась в монахини в Лоншане 18 мая 1301-го года, а ее сестра Жанна 22 июля 1303. Девушки приходились племянницами королеве Марии. Они практически все время болели и были погребены под одним камнем. Филипп V Длинный даровал сестрам два арпана земли в лесу Сен-Клу. МАКСимка пишет: Помимо них, в церкви располагалась гробница Жанны Наваррской, дочери Филиппа д'Эврё, скончавшейся 3 июля 1387-го года. МАКСимка пишет: Жанна Наваррская приняла обет в возрасте всего 12 лет, в мае 1337-го года. 23 апреля 1338 она подписала акт об отказе от всех прав на королевство Наваррское. Эпитафия Жанне Наваррской: Cy gist tres noble dame de claire memoire, madame Jehanne de Navarre, soeur mineure en l'eglise de ceans, fille du roi de Navarre qui trepassa en Grenade pour la foi de Notre-seigneur Jesus-Christ, et trepassa la dite Jehanne l'an de grace M.CCC.LXXXII le III me jour de juillet. МАКСимка пишет: Гастон Дюшень в исследовании про аббатство Лоншан сообщает, что Бланка была представлена в аббатство 10 июля 1313-го года отцом и матерью. МАКСимка пишет: Первой в 1319-м году стала Бланка Французская, дочка Филиппа V. Суммируем сведения о Бланке, дочери Филиппа V и Жанны Бургундской: Бланка была самой младшей из четырех дочерей Филиппа Длинного. Первые две дочери появились на свет в 1308 и 1310, поэтому Бланка могла родиться не ранее 1311-го года. Скорее всего, её крестили и дали имя тети до знаменитого скандала, случившегося в мае 1314-го. Согласно историку XVII столетия Ансельму де Сент-Мари (Anselme de Sainte-Marie) Бланку отправили в Лоншан в 1315-м году. 1 февраля 1319-го девочка приняла обет. На церемонии принятия Бланкой обета (вел ее Робер де Куртенэ, епископ Парижский) присутствовали Филипп V, Жанна Бургундская, Карл Валуа, граф де ля Марш, графиня д'Артуа. 17 января 1319-го папа Иоанн XXII своей буллой освободил Бланку от обязательств на пять лет в связи с возрастом, а затем 13 января 1320-го года еще на десять лет. Королева Жанна Бургундская специально выбрала в качестве монахини свою дочь Бланку, чтобы та загладила грехи своей тетки, при этом Жанна постоянно просила Папу облегчить строгости францисканской жизни. 17 января 1319-го года, до принятия обета, Папа Римский разрешил королеве посещать свою дочь в Лоншане и проводить с ней ночь так часто, как она того пожелает. 13 декабря 1320-го года те же самые привилегии были дарованы сестрам Бланки Изабелле и Маргарите. К слову, 13 августа 1317-го года Жанне Бургундской было позволено посещать любой монастырь, если на то согласны его обитатели. Тогда же Филипп V смог наведоваться в любые религиозные учреждения с восемью францисканцами и доминиканцами и благопристойными мужчинами и женщинами, но спать или есть там они не имели права. Привязанность Жанны к своей дочери привела к злоупотреблениям визитами в Лоншан, и Иоанн XXII даже сделал предупреждение. В своем завещании Жанна Бургундская оставила Бланке и Лоншану ежегодный доход в размере 300 ливров, кусочек истинного креста и крест, содержащий молоко Девы Марии, а также Библию и другие книги. В мае 1325-го года Жанна добавила к сумме в 300 ливров еще 400. В своем завещании Бланка пожелала, чтобы ее сердце было захоронено у Парижских Кордельеров, рядом с останками матери, королевы Жанны. Тело же было погребено в Лоншане. На гробнице из мрамора находилась следующая надпись: "Cy gist tres noble dame de claire memoire, madame Blanche de France, soeur mineure en l'eglise de ceans, fille du feu roi Philippe qui fut jadis roi de France et de Navarre, fils du roi Philippe le Bel, et fut fille de madame la reine Jehanne, jadis reine desdits royaumes, qui fut son propre heritage, comtesse de Bourgogne et d'Artois, et trepassa ladite dame Blanche l'an de grace 1358, le 26 avril. Priez que merci lui fasse. Amen." Современники говорили, что на её могиле были изображены Святой Людовик и его сестра Блаженная Изабелла.

МАКСимка: Мне удалось еще отыскать рисунок Израэля Сильвестра, на котором изображено аббатство Лоншан во времена Людовика XIV: "Каждый год по святым средам, четвергам и пятницам добрые жители Парижа направляются в сторону аббатства Лоншан, где раньше их привлекали самые удивительные голоса, исполнявшие плачи, но сегодня правление этих голосов ушло и мы не заходим даже в церковь, довольствуясь прогулкой по лесу, где мы видим самых прекрасных дам, которых везут в самых красивых экипажах самые красивые лошади". (Hurtault, Dictionnaire historique de la ville de Paris.)

МАКСимка: Есть несколько историков, которые полагают, что с правой стороны центрального пролета фасада северного трансепта Шартрского собора расположены статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII Льва: Но это все предположения.

МАКСимка: Весной 1267-го года была продана этампская цензива монахиням Лоншана: Vente d’une censive étampoise aux religieuses de Longchamp В последующих трех статьях, благодаря сохранившимся документам, перечислены цензитарии в трех поколениях. Registre des censitaires d’Étampes. Première génération Registre des censitaires d’Étampes. Deuxième génération Registre des censitaires d’Étampes. Troisième génération

МАКСимка: Фреска начала XX столетия с изображением Блаженной Изабеллы и Святого Людовика в церкви в Лонпон-сюр-Орж: Дело в том, что брат с сестрой часто приезжали молиться в Лонпон из Монлери. В церкви же хранится частичка их мощей: В надписи ошибка, Изабелла не была настоятельницей Лоншана.

МАКСимка: Замковый камень XIII столетия с изображением Изабеллы на сводах Сент-Шапель замка Сен-Жермен-ан-Лэ:

МАКСимка: Я прошел в монастырь Longchamp, видел гробницу Изабеллы, сестры Лудовика Святого, и две остроумные надписи под монументами отца Фременя и брата Франциска Серафима. Первая: Fremin, tu fais frémir le sort, Et ton nom vit malgré la mort. Другая: Qui la vie a vécu de François Seraphique, 80 ans sur terre, au Ciel vit l'angélique. Николай Карамзин, "Письма русского путешественника", апрель 1790.



полная версия страницы