Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Мант-ля-Жоли (Mantes-la-Jolie) » Ответить

Мант-ля-Жоли (Mantes-la-Jolie)

МАКСимка: За 57 км к западу от Парижа расположился городок Мант-ля-Жоли, что в департаменте Ивелин, Иль-де-Франс. Выкладываю материал и фотографии, сделанные мною зимой этого года.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

МАКСимка: В Средние века городок Мант-ля-Жоли назывался просто Мант. Сперва это была рыбацкая деревня на берегу Сены. Затем в 1110-м году после подписания договора с Людовиком VI, Мант получил статус города. Это был единственный город в округе, окруженный крепостными стенами. Это имело смысл, покуда Мант не подчинялся никакому феодалу и был свободным. Мант-ля-Жоли в Средние века: С десятого века в Манте находился королевский замок для защиты границ с Нормандией. Первый замок появился в XI веке. Филипп I (1052-1108), Вильгельм Завоеватель (1027-1087), Людовик VI (1081-1137), Людовик VII (1120-1180), король Филипп Август (1165-1223), Святой Людовик (1214-1270), Филипп д’Эвре (1306-1343), Екатерина Медичи (1519-1589), кардинал Мазарини (1602-1661) владели замком. Замок был расширен за счет Филиппа VI и Жанны д `Эвре, которые поселились там в 1328 году. Генрих IV (1553-1610) часто остановиться в замке. Он пребывал последний раз в замке Мант с Марией Медичи в марте 1609 года. Во время этой последней поездки и прогулки в саду он сказал своей супруге: "Мадам, если бы вы знали, как этот город мне дорог! Мант был когда-то моим Парижем, моим Лувром и Тюильри. Здесь я принял несколько важных решений!». В 1615 г. замок перестал быть королевской резиденцией, и некоторые его здания были преобразованы в производство шелковых простыней. Замок был разрушен в 1719 году.

МАКСимка: Основной городской достопримечательностью городка является коллегиальная церковь Нотр-Дам, шедевр готического искусства, ради которого мы с Бэлль и посетили Мант. Первое церковное сооружение на этом месте было сожжено в 1087-м году при осаде Манта войсками Вильгельма Завоевателя. При Людовике VI коллегиальная церковь получила статус королевской, и её служители часто происходили из династии Капетингов. Строительство современной готической коллегиальной церкви было завершено в середине XIII столетия. Все её 9 капелл были созданы в период с 1250 по 1359 год.

МАКСимка: Массивный фасад был построен между 1200 и 1220, южная Башня была завершена в 1250 году, в то время как северная сильно отличается и была построена между 1492 и 1508. В 1850 году архитектор Альфонс Дюран предпринял восстановление коллегиальной церкви и перестроил северную башню в соответствии с южной. Роза датируется 1215 – 1225, а портал эшевенов - 1300-м годом. Тимпан датируется 1160-м годом:


МАКСимка:

МАКСимка: Коллегиальная церковь в Манте отличается красотой апсиды:

МАКСимка: Естественно, нам с Бэлль судорожно хотелось увидеть Наваррскую капеллу и витражами XIV столетия, о которой на форуме уже были разговоры. Наваррская капелла является результатом объединения двух капелл – Святого Людовика и Святого Павла, которые изначально были созданы по приказу Марии Брабанской, вдовы Филиппа III, которая стала владеть городом в 1285-м году. Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. Слева направо: Филипп-Август, Маргарита Прованская, её супруг Людовик Святой и Бланка Кастильская Филипп-Август Людовик Святой Бланка Кастильская Бланка Кастильская Маргарита Прованская Витражных персонажей Наваррской династии в капелле идентифицировать по-прежнему сложно. Мои предположения: Слева направо: Жанна Наваррская, супруга Филиппа Красивого; за ней Филипп III д'Эврё (1306 — 1343), король Наварры с 1328, отец Карла II Злого; затем идет супруга Филиппа Жанна II, королева Наварры (1311 - 1349), дочка Людовика X и Маргариты Бургундской (так логичнее, по крайней мере); а вот далее идет, Жанна д’Эврё, королева Франции, супруга Карла IV Красивого (если судить по лилиям и скипетру с лилией на конце). Затем Карл II Злой (1332 - 1387); справа от Карла его сестра Бланка Наваррская (1333 - 1398), вторая супруга Филиппа VI Валуа с макетом церкви в руках. Это, конечно, не точно, но логично. Лучше бы найти подтверждения из надежных источников. Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века:

МАКСимка: Великолепная окно-роза со средневековыми витражами:

МАКСимка:

МАКСимка: После посещения церкви и восхищения витражами, мы немного погуляли по Манту-ля-Жоли, покуда у нас еще было время до поезда в Эврё.

МАКСимка: Башня Сен-Маклу, единственное, что осталось от церкви XI столетия: Укрепления Манта времен Карла V: Отель-Дьё XIV столетия, где теперь располагается музей Манта:

МАКСимка: Единственное, что, к сожалению, мы не успели посетить, так это старинную церковь Sainte-Anne de Gassicourt. Первая церковь на этом месте принадлежала приорству Сен-Сюльпис, а в 1074 году аббатство Клюни приобрело землю, на которой и построили нынешнее религиозное строение. Здание в большинстве своем в романском стиле, сохранились старинные витражи и скульптура.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Наваррская капелла является результатом объединения двух капелл – Святого Людовика и Святого Павла, которые изначально были созданы по приказу Марии Брабанской, вдовы Филиппа III, которая стала владеть городом в 1285-м году. Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. Мант, старинное владение французской короны, в 1285-м году получила Мария Брабантская в качестве наследства, оставленного мужем Филиппом III. Их сын Людовик, граф д'Эврё и де Мёлан получил в 1315-м году в качестве апанажа графство Манское. Потомки Людовика и последующие политические события превратили Мант в арену исторических событий, благодаря которым и появилась знаменитая Наваррская капелла. После убийства Карла де ля Серды, коннетабля Франции, Карл II Злой, король Наварры и граф д'Эврё и Мантский принимал в этом городке посланцев Иоанна II. Было это 8 февраля 1354-го года. Мантский договор был подписан 22 февраля. В Рождество 1357-го года в Манте Карл собирал капитанов крепостей Нормандии. Когда Карла Злого назначили капитаном столицы, Мант приобрел еще более важное значение. Теперь перейдем к самому возникновению Наваррской капеллы. 1 апреля 1312-го года Мария Брабантская основала капеллу, посвященную Святому Людовику и Святому Павлу. 3 марта 1352-го года Карл II распорядился, чтобы капитул Манта ежегодно получал 100 серебряных монет. Так завещала его мать. Строительство капеллы осуществилось в период между 1352 и 1364 годами. МАКСимка пишет: Роза датируется 1215 – 1225 Некоторые историки называют датой появления этой прекрасной розы на свет 1170-ый год, но согласно проведенным исследованиям, во второй половине XII века была лишь завершена нижняя часть западного фасада. Роза с витражами XIII века, которые сохранились до сего дня, была сооружена в период между 1215-м и 1225-м годом (то есть она старше розы в Лаоне, но младше розы собора Парижской Богоматери).

МАКСимка: МАКСимка пишет: старинную церковь Sainte-Anne de Gassicourt Церковь святой Анны находится напротив кладбища в 1,5 км к северу от железнодорожного вокзала Мант-ла-Жоли и в 2 км к северо-западу от коллегиальной церкви Богоматери. Строительство первого здания церкви святой Анны относится к 10-11 векам. В тот период церковь была окружена лесами и имела в своем распоряжении с десяток монахов. В 12 веке здание было перестроено, поэтому от первоначальной постройки сохранилась лишь ризница. Монастырские земли то и дело меняли владельцев: одно время они принадлежали аббатству Клюни, затем – аббатству Сито в Бургундии, позже французским королям Филиппу I и Людовику VI. В первой половине 18 века угодья приобрел маркиз де Росни, который упразднил монастырь и распустил монахов. Все монастырские постройки, за исключением церкви, были разрушены. В архитектуре церкви прослеживается влияние двух стилей – норманнского и романо-бургундского. Норманнские черты определяют облик западного портала, возведенного в 1125 году. Его тимпан украшают антропоморфные и зооморфные скульптурные изображения. Прямоугольная в плане колокольня с двускатной крышей относится к первой четверти 12 века. Сложенная из светлого и темного кирпича, она выполнена в соответствии с традициями романо-бургундской архитектуры. Готической составляющей выступает хор, который появился вместо прежнего, романского, между 1240 и 1250 годами. Неф с деревянным перекрытием свода поддерживают два ряда из четырех романских колонн. Плетёный узор их капителей свидетельствует о явном норманнском влиянии. На стенах и сводах трансепта до сих пор сохранились фрагменты фресок 14 века с изображениями сцен Страшного суда. Церковь известна своими витражами. Витраж окна-розы, расположенного над входным порталом, был изготовлен в парижской мастерской около 1130 года и представляет собой изображение колеса фортуны. На витражах трансепта представлен цикл, посвященный волхвам, Страстям Христовым, а также помещены портреты библейских мучеников – святого Лаврентия, святого Стефана и святого Викентия. На витражах хора с правой стороны в полный рост изображены святой Гуго, святой Элигий, святой Павел и святой Патрик, а с левой – святой Сульпиций, святой Николай, святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель.

МАКСимка: План старинного Манта:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века Наконец-то мне удалось найти предположительные имена этих женщин: Жанна Французская, супруга Филиппа д'Эврё, короля Наварры и Жанна д'Эврё, супруга Карла IV Красивого. МАКСимка пишет: Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. А Louis Régnier в труде "L'église Notre-Dame d'Écouis, autrefois collégiale : l'édifice, le mobilier, la statuaire, les tombeaux, le trésor, la chapelle du Plessis, le château et les statues de Mainneville" пишет, что Наваррская капелла была основана около 1325-го года этими двумя женщинами, о чьих статуях я писал выше.

МАКСимка: Сайт, посвященный истории Манта. Мант и его памятники в районе 1650-го года:

МАКСимка: Видео, рассказывающее о раскопках на месте старинного приорства Сент-Мари-Мадлен в Мант-ля-Жоли. Приорство было основано в 1113-м году Самсоном Мовуазеном (Samson Mauvoisin), архиепископом Реймса и папским легатом, сыном Рауля Мовуазена, сеньора де Рони, губернатора Манта. Самсон исполнял тем самым волю своего брата Гийома. Обитель находилась в подчинении у аббатства Куломб (Coulombs). Приорство было сильно повреждено в XVI веке, а в 1650-м году на его месте расположились бенедиктинцы. Документ с реконструкцией плана приорства. Фотографии с места раскопок.

МАКСимка: Еще в Манте в Средние века находилось приорство Сен-Мартен, которое в первой трети XI века представляло из себя всего лишь капеллу, освященную в честь Святого Жиля. В 1064-м году оно попало в подчинение аббатству Мармутье близ Тура и взяло себе покровителя в лице Святого Мартина. В XVII веке коллеж Манта разместился в стенах приорства. До наших дней дошла башня Святого Мартина, к которой и примыкало приорство: Первая городская стена Манта появилась в 1107-м году благодаря Людовику VI. Позднее она несколько раз разрушалась и перестраивалась, особенно при Карле V в 1365-1378 годах. Как и для столичной Бастилии, король привлек к строительству защитной стены своих архитекторов, среди которых был и знаменитый Раймон дю Тампль. Его имя фигурирует в хрониках Манта в 1376-м году. Во время английской оккупации в 1419-1449 годах стена подверглась снова изменениям. Большая часть крепостных сооружений города была снесена по приказу Людовика XV в 1739-м году. В 1988-м году на месте бывшего приорства Сен-Мартен, которое исчезло во время и после революции, были проведены археологические раскопки, благодаря которым обнаружили кладбище с 200 могилами. LE PRIEURE SAINT MARTIN ET SAINTE ANNE DE GASSICOURT

МАКСимка: МАКСимка пишет: Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века: МАКСимка пишет: Наконец-то мне удалось найти предположительные имена этих женщин: Жанна Французская, супруга Филиппа д'Эврё, короля Наварры и Жанна д'Эврё, супруга Карла IV Красивого. Новые сведения из статьи Francoise Baron Les effigies princieres au XIV e siecle. Мадам пишет, что изначально было изготовлено шесть статуй, четыре из которых изображали особ королевской крови. Около 1329-го года их поместили на ограду (clôture, речь идет об ограде хора или амвоне), уничтоженную в XVIII веке. Две статуи, изображавшие принцев исчезли, а вот женщины дошли до нас. На одной из скульптур представлена Мария Брабантская, вторая супруга Филипп III, на второй, как я уже писал, Жанна Французская, графиня д'Эврё и королева Наварры. Обе женщины владели Мантом и основали должности капелланов в коллегиальной церкви Нотр-Дам.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Новые сведения из статьи Francoise Baron Les effigies princieres au XIV e siecle. Мадам пишет, что изначально было изготовлено шесть статуй, четыре из которых изображали особ королевской крови. Около 1329-го года их поместили на ограду (clôture, речь идет об ограде хора или амвоне), уничтоженную в XVIII веке. Две статуи, изображавшие принцев исчезли, а вот женщины дошли до нас. На одной из скульптур представлена Мария Брабантская, вторая супруга Филипп III, на второй, как я уже писал, Жанна Французская, графиня д'Эврё и королева Наварры. Обе женщины владели Мантом и основали должности капелланов в коллегиальной церкви Нотр-Дам. Снова мне встретились сведения, что это статуи Марии Брабантской и Жанна Французская, дочь Людовика 10. Ансамбль статуй вместе с ограждением датируется приблизительно 1320-1330 годами, но также ученые предлагали и другую датировку - 1352-54 года, на средства Карла Злого. Мария Брабантская получила Мант после смерти Филиппа 3 и основала там должности капеллана в честь Святого Павла и Святого Людовика в 1312-м году, затем Святого Блеза в 1319-м. Жанна же, носившая титул графини Манта, основала в коллегиальной церкви капеллу Сент-Этроп. Исходя из описаний 18 века, одна из мужских статуй была изображена в короне. Возможно, речь шла о Филиппе д Эврё, супруге Жанны. Другая же статуя изображала Людовика д Эврё в графской короне. В 2000-м году вышла книга про историю Манта: Aux origines de Mantes: un port carolingien nommé... "le port" Dufaÿ, Bruno. • S. 12-23 De Charlemagne à Henri IV, l'essor d'une ville médiévale Dufaÿ, Bruno. • S. 24-41 Entre réfection et aménagement: l'enceinte de Mantes sous la domination anglaise Lavall, David. • S. 42-45 Le fort de "Notre-Dame" et l'hôtel-Dieu, du XIVe au XVe siècle Blin, Olivier. • S. 46-49 La tour Saint-Martin, un monument emblématique de la présence anglaise à Mantes Faucherre, Nicolas. • S. 50-53 Une ville libre et florissante François, Hélène • Bergougnoux, Sylvie. • S. 54-63 Quand Mantes frappait monnaie Labrot, Jacques. • S. 64-66 Les établissements monastiques François, Hélène • Bergougnoux, Sylvie. • S. 67-69 Le prieuré Saint-Martin Blin, Olivier. • S. 70-76 Sainte-Anne de Gassicourt Langlois, Marc. • S. 77-79 La communauté juive médiévale Nahon, Gérard. • S. 80-89 La place de la collégiale dans l'architecture gothique du XlIe siècle Prache, Anne. • S. 90-95 Les portails du XlIe siècle: un programme ambitieux Erlande-Brandenburg, Alain. • S. 96-103 La rosé occidentale, fleuron de la vitrerie médiévale de la collégiale Finance, Laurence de. • S. 104-109 Une fondation de la reine Marie de Brabant: la chapelle Saint-Paul Saint-Louis Plagnieux, Philippe. • S. 110-116 Les vitraux de la chapelle de Navarre: l'art du vitrail au début de XIVe siècle en Île-de-France Finance, Laurence de. • S. 117-127 Entre piété des fidèles et conscience civique: le portail des Échevins Plagnieux, Philippe. • S. 128-135 La renaissance du culte après les destructions révolutionnaires, la fabrique de la collégiale Ramière de Fortanier, Arnaud. • S. 136-139 Les restaurations de la collégiale au XIXe siècle Icole, Véronique. • S. 140-149 Les collections lapidaires de Notre-Dame de Mantes Barruol, Agnes. • S. 150-158 La restauration de la façade occidentale de la collégiale Fonquernie, Bernard. • S. 159-167 Les représentations de la collégiale, une architecture d'ombres et de lumières Ducreux, Anne-Claire. • S. 168-174

МАКСимка: Видео экскурсия по коллегиальной церкви в Манте. Очень подробно и интересно. У церкви много общего с Парижским и Ланскими Нотр-Дамами. Витражи в Наваррской капелле, как рассказывают, XIV столетия.

МАКСимка: МАКСимка пишет: изначально было изготовлено шесть статуй, четыре из которых изображали особ королевской крови. Фотографии двух предполагаемых королев в теме у нас представлены и все гипотезы озвучены, а вот фотографии двух других статуй, которые сохранились до нас, они расположены напротив: Сегодня принято считать, что эти две статуи изображают святых. Возможно, одна из них - святая Екатерина, потерявшая колесо. La Chapelle Royale de Navarre de la Collégiale Notre-Dame de Mantes Recherches pour une nouvelle datation Par Lucien Bresson Более старая статья: La Chapelle Royale de Navarre de la Collégiale Notre-Dame de Mantes Recherches pour une nouvelle datation Par Lucien Bresson

МАКСимка: МАКСимка пишет: В 2000-м году вышла книга про историю Манта Книгу взял несколько дней в библиотеке и сразу же открыл статую "Les vitraux de la chapelle de Navarre: l'art du vitrail au début de XIVe siècle en Île-de-France Finance, Laurence de. • S. 117-127". Честно говоря, для меня как оставалось, так и остается после ее прочтения загадкой, какая часть витражей Наваррской капеллы все-таки XIV столетия, а какая XIX-XX веков. В статье подчеркивается, что витражный декор капеллы наряду с двумя окнами собора Мо остаются на сегодня единственными свидетельствами витражного искусства в Иль-де-Франсе XIV века. К сожалению, добавляется, что витражи Наваррской капеллы в Манте были очень сильно отреставрированы. Конкретно акцент не сделан на витражах с историческими персонажами, из чего я делаю вывод, что они датированы современной нам эпохой. Впрочем, витражи похожи на работу конца XIX века. Мы не знаем, кто изначально был расположен на витражах. Можно предположить, что Мария Брабантская приказала поместить витраж с Филиппом III, Людовиком д'Эврё, Святым Людовиком. Как я понимаю, частично витражи XIV века сохранились в розах: сцены Страстей Христовых и Воскрешение, часть из них находятся в хранилищах в Шан-сюр-Марн. Изображение фасада коллегиальной церкви в 1791-м году, скульптуры еще на месте:



полная версия страницы