Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Мант-ля-Жоли (Mantes-la-Jolie) » Ответить

Мант-ля-Жоли (Mantes-la-Jolie)

МАКСимка: За 57 км к западу от Парижа расположился городок Мант-ля-Жоли, что в департаменте Ивелин, Иль-де-Франс. Выкладываю материал и фотографии, сделанные мною зимой этого года.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

МАКСимка: В Средние века городок Мант-ля-Жоли назывался просто Мант. Сперва это была рыбацкая деревня на берегу Сены. Затем в 1110-м году после подписания договора с Людовиком VI, Мант получил статус города. Это был единственный город в округе, окруженный крепостными стенами. Это имело смысл, покуда Мант не подчинялся никакому феодалу и был свободным. Мант-ля-Жоли в Средние века: С десятого века в Манте находился королевский замок для защиты границ с Нормандией. Первый замок появился в XI веке. Филипп I (1052-1108), Вильгельм Завоеватель (1027-1087), Людовик VI (1081-1137), Людовик VII (1120-1180), король Филипп Август (1165-1223), Святой Людовик (1214-1270), Филипп д’Эвре (1306-1343), Екатерина Медичи (1519-1589), кардинал Мазарини (1602-1661) владели замком. Замок был расширен за счет Филиппа VI и Жанны д `Эвре, которые поселились там в 1328 году. Генрих IV (1553-1610) часто остановиться в замке. Он пребывал последний раз в замке Мант с Марией Медичи в марте 1609 года. Во время этой последней поездки и прогулки в саду он сказал своей супруге: "Мадам, если бы вы знали, как этот город мне дорог! Мант был когда-то моим Парижем, моим Лувром и Тюильри. Здесь я принял несколько важных решений!». В 1615 г. замок перестал быть королевской резиденцией, и некоторые его здания были преобразованы в производство шелковых простыней. Замок был разрушен в 1719 году.

МАКСимка: Основной городской достопримечательностью городка является коллегиальная церковь Нотр-Дам, шедевр готического искусства, ради которого мы с Бэлль и посетили Мант. Первое церковное сооружение на этом месте было сожжено в 1087-м году при осаде Манта войсками Вильгельма Завоевателя. При Людовике VI коллегиальная церковь получила статус королевской, и её служители часто происходили из династии Капетингов. Строительство современной готической коллегиальной церкви было завершено в середине XIII столетия. Все её 9 капелл были созданы в период с 1250 по 1359 год.

МАКСимка: Массивный фасад был построен между 1200 и 1220, южная Башня была завершена в 1250 году, в то время как северная сильно отличается и была построена между 1492 и 1508. В 1850 году архитектор Альфонс Дюран предпринял восстановление коллегиальной церкви и перестроил северную башню в соответствии с южной. Роза датируется 1215 – 1225, а портал эшевенов - 1300-м годом. Тимпан датируется 1160-м годом:


МАКСимка:

МАКСимка: Коллегиальная церковь в Манте отличается красотой апсиды:

МАКСимка: Естественно, нам с Бэлль судорожно хотелось увидеть Наваррскую капеллу и витражами XIV столетия, о которой на форуме уже были разговоры. Наваррская капелла является результатом объединения двух капелл – Святого Людовика и Святого Павла, которые изначально были созданы по приказу Марии Брабанской, вдовы Филиппа III, которая стала владеть городом в 1285-м году. Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. Слева направо: Филипп-Август, Маргарита Прованская, её супруг Людовик Святой и Бланка Кастильская Филипп-Август Людовик Святой Бланка Кастильская Бланка Кастильская Маргарита Прованская Витражных персонажей Наваррской династии в капелле идентифицировать по-прежнему сложно. Мои предположения: Слева направо: Жанна Наваррская, супруга Филиппа Красивого; за ней Филипп III д'Эврё (1306 — 1343), король Наварры с 1328, отец Карла II Злого; затем идет супруга Филиппа Жанна II, королева Наварры (1311 - 1349), дочка Людовика X и Маргариты Бургундской (так логичнее, по крайней мере); а вот далее идет, Жанна д’Эврё, королева Франции, супруга Карла IV Красивого (если судить по лилиям и скипетру с лилией на конце). Затем Карл II Злой (1332 - 1387); справа от Карла его сестра Бланка Наваррская (1333 - 1398), вторая супруга Филиппа VI Валуа с макетом церкви в руках. Это, конечно, не точно, но логично. Лучше бы найти подтверждения из надежных источников. Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века:

МАКСимка: Великолепная окно-роза со средневековыми витражами:

МАКСимка:

МАКСимка: После посещения церкви и восхищения витражами, мы немного погуляли по Манту-ля-Жоли, покуда у нас еще было время до поезда в Эврё.

МАКСимка: Башня Сен-Маклу, единственное, что осталось от церкви XI столетия: Укрепления Манта времен Карла V: Отель-Дьё XIV столетия, где теперь располагается музей Манта:

МАКСимка: Единственное, что, к сожалению, мы не успели посетить, так это старинную церковь Sainte-Anne de Gassicourt. Первая церковь на этом месте принадлежала приорству Сен-Сюльпис, а в 1074 году аббатство Клюни приобрело землю, на которой и построили нынешнее религиозное строение. Здание в большинстве своем в романском стиле, сохранились старинные витражи и скульптура.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Наваррская капелла является результатом объединения двух капелл – Святого Людовика и Святого Павла, которые изначально были созданы по приказу Марии Брабанской, вдовы Филиппа III, которая стала владеть городом в 1285-м году. Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. Мант, старинное владение французской короны, в 1285-м году получила Мария Брабантская в качестве наследства, оставленного мужем Филиппом III. Их сын Людовик, граф д'Эврё и де Мёлан получил в 1315-м году в качестве апанажа графство Манское. Потомки Людовика и последующие политические события превратили Мант в арену исторических событий, благодаря которым и появилась знаменитая Наваррская капелла. После убийства Карла де ля Серды, коннетабля Франции, Карл II Злой, король Наварры и граф д'Эврё и Мантский принимал в этом городке посланцев Иоанна II. Было это 8 февраля 1354-го года. Мантский договор был подписан 22 февраля. В Рождество 1357-го года в Манте Карл собирал капитанов крепостей Нормандии. Когда Карла Злого назначили капитаном столицы, Мант приобрел еще более важное значение. Теперь перейдем к самому возникновению Наваррской капеллы. 1 апреля 1312-го года Мария Брабантская основала капеллу, посвященную Святому Людовику и Святому Павлу. 3 марта 1352-го года Карл II распорядился, чтобы капитул Манта ежегодно получал 100 серебряных монет. Так завещала его мать. Строительство капеллы осуществилось в период между 1352 и 1364 годами. МАКСимка пишет: Роза датируется 1215 – 1225 Некоторые историки называют датой появления этой прекрасной розы на свет 1170-ый год, но согласно проведенным исследованиям, во второй половине XII века была лишь завершена нижняя часть западного фасада. Роза с витражами XIII века, которые сохранились до сего дня, была сооружена в период между 1215-м и 1225-м годом (то есть она старше розы в Лаоне, но младше розы собора Парижской Богоматери).

МАКСимка: МАКСимка пишет: старинную церковь Sainte-Anne de Gassicourt Церковь святой Анны находится напротив кладбища в 1,5 км к северу от железнодорожного вокзала Мант-ла-Жоли и в 2 км к северо-западу от коллегиальной церкви Богоматери. Строительство первого здания церкви святой Анны относится к 10-11 векам. В тот период церковь была окружена лесами и имела в своем распоряжении с десяток монахов. В 12 веке здание было перестроено, поэтому от первоначальной постройки сохранилась лишь ризница. Монастырские земли то и дело меняли владельцев: одно время они принадлежали аббатству Клюни, затем – аббатству Сито в Бургундии, позже французским королям Филиппу I и Людовику VI. В первой половине 18 века угодья приобрел маркиз де Росни, который упразднил монастырь и распустил монахов. Все монастырские постройки, за исключением церкви, были разрушены. В архитектуре церкви прослеживается влияние двух стилей – норманнского и романо-бургундского. Норманнские черты определяют облик западного портала, возведенного в 1125 году. Его тимпан украшают антропоморфные и зооморфные скульптурные изображения. Прямоугольная в плане колокольня с двускатной крышей относится к первой четверти 12 века. Сложенная из светлого и темного кирпича, она выполнена в соответствии с традициями романо-бургундской архитектуры. Готической составляющей выступает хор, который появился вместо прежнего, романского, между 1240 и 1250 годами. Неф с деревянным перекрытием свода поддерживают два ряда из четырех романских колонн. Плетёный узор их капителей свидетельствует о явном норманнском влиянии. На стенах и сводах трансепта до сих пор сохранились фрагменты фресок 14 века с изображениями сцен Страшного суда. Церковь известна своими витражами. Витраж окна-розы, расположенного над входным порталом, был изготовлен в парижской мастерской около 1130 года и представляет собой изображение колеса фортуны. На витражах трансепта представлен цикл, посвященный волхвам, Страстям Христовым, а также помещены портреты библейских мучеников – святого Лаврентия, святого Стефана и святого Викентия. На витражах хора с правой стороны в полный рост изображены святой Гуго, святой Элигий, святой Павел и святой Патрик, а с левой – святой Сульпиций, святой Николай, святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель.

МАКСимка: План старинного Манта:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века Наконец-то мне удалось найти предположительные имена этих женщин: Жанна Французская, супруга Филиппа д'Эврё, короля Наварры и Жанна д'Эврё, супруга Карла IV Красивого. МАКСимка пишет: Затем уже внук Людовика X Карл II Злой (1332—1387), король Наварры, сын Филиппа д’Эврё и Жанны Наваррской, дочери Людовика Х, трансформировал капеллу в единую, посвященную своей семье и родственникам. А Louis Régnier в труде "L'église Notre-Dame d'Écouis, autrefois collégiale : l'édifice, le mobilier, la statuaire, les tombeaux, le trésor, la chapelle du Plessis, le château et les statues de Mainneville" пишет, что Наваррская капелла была основана около 1325-го года этими двумя женщинами, о чьих статуях я писал выше.

МАКСимка: Сайт, посвященный истории Манта. Мант и его памятники в районе 1650-го года:

МАКСимка: Видео, рассказывающее о раскопках на месте старинного приорства Сент-Мари-Мадлен в Мант-ля-Жоли. Приорство было основано в 1113-м году Самсоном Мовуазеном (Samson Mauvoisin), архиепископом Реймса и папским легатом, сыном Рауля Мовуазена, сеньора де Рони, губернатора Манта. Самсон исполнял тем самым волю своего брата Гийома. Обитель находилась в подчинении у аббатства Куломб (Coulombs). Приорство было сильно повреждено в XVI веке, а в 1650-м году на его месте расположились бенедиктинцы. Документ с реконструкцией плана приорства. Фотографии с места раскопок.

МАКСимка: Еще в Манте в Средние века находилось приорство Сен-Мартен, которое в первой трети XI века представляло из себя всего лишь капеллу, освященную в честь Святого Жиля. В 1064-м году оно попало в подчинение аббатству Мармутье близ Тура и взяло себе покровителя в лице Святого Мартина. В XVII веке коллеж Манта разместился в стенах приорства. До наших дней дошла башня Святого Мартина, к которой и примыкало приорство: Первая городская стена Манта появилась в 1107-м году благодаря Людовику VI. Позднее она несколько раз разрушалась и перестраивалась, особенно при Карле V в 1365-1378 годах. Как и для столичной Бастилии, король привлек к строительству защитной стены своих архитекторов, среди которых был и знаменитый Раймон дю Тампль. Его имя фигурирует в хрониках Манта в 1376-м году. Во время английской оккупации в 1419-1449 годах стена подверглась снова изменениям. Большая часть крепостных сооружений города была снесена по приказу Людовика XV в 1739-м году. В 1988-м году на месте бывшего приорства Сен-Мартен, которое исчезло во время и после революции, были проведены археологические раскопки, благодаря которым обнаружили кладбище с 200 могилами. LE PRIEURE SAINT MARTIN ET SAINTE ANNE DE GASSICOURT

МАКСимка: МАКСимка пишет: Статуи Наваррских королев (принцесс) XIV века: МАКСимка пишет: Наконец-то мне удалось найти предположительные имена этих женщин: Жанна Французская, супруга Филиппа д'Эврё, короля Наварры и Жанна д'Эврё, супруга Карла IV Красивого. Новые сведения из статьи Francoise Baron Les effigies princieres au XIV e siecle. Мадам пишет, что изначально было изготовлено шесть статуй, четыре из которых изображали особ королевской крови. Около 1329-го года их поместили на ограду (clôture, речь идет об ограде хора или амвоне), уничтоженную в XVIII веке. Две статуи, изображавшие принцев исчезли, а вот женщины дошли до нас. На одной из скульптур представлена Мария Брабантская, вторая супруга Филипп III, на второй, как я уже писал, Жанна Французская, графиня д'Эврё и королева Наварры. Обе женщины владели Мантом и основали должности капелланов в коллегиальной церкви Нотр-Дам.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Новые сведения из статьи Francoise Baron Les effigies princieres au XIV e siecle. Мадам пишет, что изначально было изготовлено шесть статуй, четыре из которых изображали особ королевской крови. Около 1329-го года их поместили на ограду (clôture, речь идет об ограде хора или амвоне), уничтоженную в XVIII веке. Две статуи, изображавшие принцев исчезли, а вот женщины дошли до нас. На одной из скульптур представлена Мария Брабантская, вторая супруга Филипп III, на второй, как я уже писал, Жанна Французская, графиня д'Эврё и королева Наварры. Обе женщины владели Мантом и основали должности капелланов в коллегиальной церкви Нотр-Дам. Снова мне встретились сведения, что это статуи Марии Брабантской и Жанна Французская, дочь Людовика 10. Ансамбль статуй вместе с ограждением датируется приблизительно 1320-1330 годами, но также ученые предлагали и другую датировку - 1352-54 года, на средства Карла Злого. Мария Брабантская получила Мант после смерти Филиппа 3 и основала там должности капеллана в честь Святого Павла и Святого Людовика в 1312-м году, затем Святого Блеза в 1319-м. Жанна же, носившая титул графини Манта, основала в коллегиальной церкви капеллу Сент-Этроп. Исходя из описаний 18 века, одна из мужских статуй была изображена в короне. Возможно, речь шла о Филиппе д Эврё, супруге Жанны. Другая же статуя изображала Людовика д Эврё в графской короне. В 2000-м году вышла книга про историю Манта: Aux origines de Mantes: un port carolingien nommé... "le port" Dufaÿ, Bruno. • S. 12-23 De Charlemagne à Henri IV, l'essor d'une ville médiévale Dufaÿ, Bruno. • S. 24-41 Entre réfection et aménagement: l'enceinte de Mantes sous la domination anglaise Lavall, David. • S. 42-45 Le fort de "Notre-Dame" et l'hôtel-Dieu, du XIVe au XVe siècle Blin, Olivier. • S. 46-49 La tour Saint-Martin, un monument emblématique de la présence anglaise à Mantes Faucherre, Nicolas. • S. 50-53 Une ville libre et florissante François, Hélène • Bergougnoux, Sylvie. • S. 54-63 Quand Mantes frappait monnaie Labrot, Jacques. • S. 64-66 Les établissements monastiques François, Hélène • Bergougnoux, Sylvie. • S. 67-69 Le prieuré Saint-Martin Blin, Olivier. • S. 70-76 Sainte-Anne de Gassicourt Langlois, Marc. • S. 77-79 La communauté juive médiévale Nahon, Gérard. • S. 80-89 La place de la collégiale dans l'architecture gothique du XlIe siècle Prache, Anne. • S. 90-95 Les portails du XlIe siècle: un programme ambitieux Erlande-Brandenburg, Alain. • S. 96-103 La rosé occidentale, fleuron de la vitrerie médiévale de la collégiale Finance, Laurence de. • S. 104-109 Une fondation de la reine Marie de Brabant: la chapelle Saint-Paul Saint-Louis Plagnieux, Philippe. • S. 110-116 Les vitraux de la chapelle de Navarre: l'art du vitrail au début de XIVe siècle en Île-de-France Finance, Laurence de. • S. 117-127 Entre piété des fidèles et conscience civique: le portail des Échevins Plagnieux, Philippe. • S. 128-135 La renaissance du culte après les destructions révolutionnaires, la fabrique de la collégiale Ramière de Fortanier, Arnaud. • S. 136-139 Les restaurations de la collégiale au XIXe siècle Icole, Véronique. • S. 140-149 Les collections lapidaires de Notre-Dame de Mantes Barruol, Agnes. • S. 150-158 La restauration de la façade occidentale de la collégiale Fonquernie, Bernard. • S. 159-167 Les représentations de la collégiale, une architecture d'ombres et de lumières Ducreux, Anne-Claire. • S. 168-174



полная версия страницы