Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Аббатство Мобюиссон (L'abbaye Notre-Dame-la-Royale de Maubuisson) » Ответить

Аббатство Мобюиссон (L'abbaye Notre-Dame-la-Royale de Maubuisson)

МАКСимка: Предлагаю создать тему об известном цистерцианском аббатстве Мобюиссон, которое было основано в 1241-м году Бланкой Кастильской. Я очень давно интересуюсь историей аббатства, собираю материал, а в этом январе мне удалось-таки его посетить.

Ответов - 46, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Ганноверский дом и аббатство Мобюиссон: Из протестантских стран германской империи благоприятную почву для унионистских планов и задачи Спинолы явно представляли собою те, князья коих были вполне преданы либо делу католицизма, либо интересам императора. Такими благоприятными условиями отличался в особенности Ганновер. Страна была лютеранская, герцог же ее Иоанн Фридрих обратился к римской церкви и поэтому симпатизировал идее воссоединения, хотя в политическом отношении стоял за французские интересы, а не за интересы императора. Его брат и преемник Эрнест Август домогался курфюршеского сана: будучи номинально лютеранином, он в силу своих политических стремлений поддерживал интересы императора и с этой стороны был доступен влиянию унионистских идей. Потому-то именно при Эрнесте Августе Ганновер сделался центром императорских унионистских планов и магнитом для Спинолы, пока другие политические и династические интересы, а именно надежды на английский трон, не закрыли навсегда доступа в эту страну католической пропаганде унии. Жены ганноверских князей со своей стороны также принимали участие в унионистских планах и стремлениях: вдовствующая герцогиня Генриетта Бенедикта из религиозного рвения, а герцогиня София с ее независимым образом мыслей, в сущности враждебным всяким церковным вероучениям, напротив, из-за мирских выгод. Ее племянница и невестка Бенедикта была рождена и воспитана в католической вере: отцом ее был пфальцграф Эдуард, обращенный в католицизм кальвинист, матерью известная своим прозелитизмом Анна Гонзага, а мужем Иоанн Фридрих, лютеранин, перешедший в католицизм. София же, напротив, держалась такого же образа мыслей, как ее брат, курфюрст Пфальца Карл Людвиг. Нам нужно несколько подробнее познакомиться с этим участием женского элемента ганноверского двора в деле воссоединения церквей, так как это даст нам в руки нить, которая приведет нас к другому важному тогдашнему центру унионистских планов. Женитьба и ренегатство пфальцграфа Эдуарда внесли в семью несчастного курфюрста Пфальца Фридриха V, некогда главы унии и представителя протестантских интересов империи, католическую закваску, все усиливавшуюся с течением времени. Его вторая дочь пфальцграфиня Луиза Голландская пустилась искать приключений в романтическом духе, бежала из Гааги во Францию и последовала примеру своего брата; она была также обращена в католическую веру своей невесткой Анной Гонзага и получила богатое аббатство Мобюиссон близ Парижа. Здесь, когда ей было уже 57 лет, ее посетила летом 1679 года ее сестра София, с большим юмором описавшая это пребывание в аббатстве в своих письмах и заметках. Аббатиса любила чувственные, светские и артистические удовольствия, занималась живописью и чувствовала себя гораздо лучше в студии, чем в молельне. Она, как про нее рассказывают, хвасталась тем, что родила четырнадцать детей. От ее привычек отдавало уже временами регентства. Анна Гонзага, напротив, относилась серьезно к делу католицизма и ничего так страстно не желала, как обратить в католическую веру также и свою ганноверскую невестку. В этом ее сильно поддерживала другая строгая католичка, отличавшаяся таким же прозелитизмом и сделавшаяся вскоре важной особой в аббатстве Мобюиссон. Госпожа де Бринон, первая начальница сен-сирского института, учрежденного Ментенон для 250 благородных девиц, хотела, чтобы искусство и поэзия находились в исключительном и строгом подчинении у религии, и требовала поэтому религиозной трагедии, где не было бы места чувственной любви, библейской трагедии без любви, образец которой дал Расин в своей "Athalie" (1691). Ей пришлось внезапно оставить сен-сирский институт, так как Ментенон была оскорблена ее властолюбием. Она прибыла в Мобюиссон, сделалась секретарем аббатисы и вскоре стала самой влиятельной особой в аббатстве. Легкомысленная и слабохарактерная пфальцграфиня Луиза подчинилась сильной воле де Бринон: ею было гораздо легче командовать, чем сен-сирской покровительницей, несмотря на то, что склонности и характеры Бринон и аббатисы были совершенно противоположны, так как последняя, судя по ее жизни, находила, что любовь без трагедии приятнее, нежели трагедия без любви. С тех нор, как де Бринон забрала власть в свои руки, аббатство Мобюиссон стало центром католических миссионерских стремлений, и отсюда делались попытки дать немецким унионистским планам, исходившим из Ганновера, желательное для приверженцев прозелитизма направление. Сношения между Мобюиссоном и Ганновером проходили красной нитью через всю запутанную сеть унионистских попыток того времени, и эту нить пряла рука де Бринон. Благодаря усердию Анны Гонзага католическая церковь уже приобрела двух прозелитов из пфальцского дома; теперь делалась третья попытка в этом направлении: хотели обратить в католицизм герцогиню ганноверскую Софию, а через нее, если бы это удалось, надеялись приобрести нового прозелита в лице ее супруга Эрнеста Августа. Влияние Лейбница на герцогиню было известно: по своему уму он пользовался большим авторитетом при ганноверском дворе и был душою того общества, которое собирала у себя герцогиня. Поэтому сам он сделался целью мобюиссонских стремлений, и де Бринон прилагала все свое усердие, чтобы обратить его в католицизм. Эту особу рекомендовала своей тетке, аббатисе, герцогиня Бенедикта; маркиза Кэйлю, племянница де Ментенон, изображает ее в своих "воспоминаниях" властолюбивой от природы, а герцогиня София характеризует ее в письме к Лейбницу следующими словами: "C'est une religieuse, qui passe pour bel esprit. Son eloquence est extraordinaire, car elle parle toujours". Однако эти женские миссионерские попытки далеко не имели бы такого значения, если бы в них не принимали участие два влиятельных лица, состоявших в дружеских отношениях и между собою, и с монахинями Мобюиссона; оба они были знаменитыми писателями и верными слугами католической церкви. Один из них - Боссюэт, всеми уважаемый прелат при дворе Людовика XIV, первый богослов и церковный оратор тогдашней Франции, с 1668 г. епископ Кондома, а с 1681 г. города Mo; другой - Пеллиссон, по рождению гугенот, перешедший в католицизм на сорок щестом году своей жизни (1670), поработавший в качестве писателя в деле обращения французских кальвинистов, историограф короля, академик и придворный, стилист в новом вкусе, свободный от схоластических форм. Кто хочет подробно ознакомиться с историей унионистских проектов того времени, тот должен не упускать из вида обоих этих лагерей, Мобюиссона и Ганновера, равно как их взаимных отношений. На одной стороне стоят аббатиса, Анна Гонзага и де Бринон в союзе с Боссюэтом и Пеллиссоном, на другой герцогиня София, Моланус и Лейбниц. Де Бринон позаботилась о том, чтобы между ее учеными друзьями и Лейбницем завязалась переписка, и старалась всеми силами способствовать ее продолжению, как только она грозила прекратиться. Уже в 1679 году герцогиня София провела несколько месяцев в Мобюиссоне, но обратить ее в католическую веру не удалось; Анна Гонзага, так страстно желавшая этого обращения третьего по счету члена пфальцского дома, умерла в 1684 году, и Боссюэт в своем надгробном слове отнесся с похвалой к ее благочестивым и успешным стремлениям приумножить паству католической церкви: де Бринон продолжала дело обращения герцогини и писала ей письма за письмами, но в конце концов последовал решительный отказ со стороны курфюрстины Софии, выставившей в виде противовеса приманкам католицизма ужасы варфоломеевской ночи, пороховой заговор и убийство Генриха III и IV. В сущности сношения между Мобюиссоном и Ганновером были завязаны не столько для дела унии, сколько для католической пропаганды. В Мобюиссоне желали воссоединения обеих церквей через обращение протестантов, и когда позже сам Боссюэт вмешался в это дело, то он-то именно и потребовал перехода их в католицизм, придавая догматам такое значение, при котором дело унии неизбежно должно было потерпеть крушение.

МАКСимка: В Мобюиссоне, рядом с монастырским комплексом, находится также зерносклад XIII века, в котором хранилось приблизительно 100 000 снопов:

МАКСимка: На сегодня также сохранилась старинная ферма XVII-XVIII века:


МАКСимка: Бывший пансионат аббатства, в XIX веке расширенный. Сегодня здание принадлежит семейству Ротшильдов:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Но самым значительным нововведением стало возведение фонтана на территории клуатра, о котором мечтала еще Антуанетта де Дантвилль в начале XVI столетия. Реконструкция деталей фонтанного комплекса Мобюиссонского аббатства:

МАКСимка: МАКСимка пишет: На этом уникальном и замечательном плане церкви мы видим, как были расположены гробницы членов королевской семьи (синий цвет) и аббатисс (розовые). Под цифрами 1 и 2 мы видим гробницы Бланки Кастильской и Габриэль д'Эстре. Какая радость! Мне удалось обнаружить такой же план, но с подписями всех захоронений: 1) Бланка Кастильская (1252) 2) Внутренности Альфонса де Пуатье (1271) 3) Жан д'Акр (1296) 4) Мария де Бриен (примерно 1278) 5) Робер II, граф д'Артуа (1302) 6) Маго, графиня д'Артуа и Бургундская (1329) 7) Аббатисса Бланка де Бриен д'О (1306) 8) Жанна де ля Марш, дочка Карла IV и Бланки Бургундской (1321) 9) Внутренности Карла IV (1327) и Жанны д'Эврё (1370) 10) Маргарита де Бомон (1328) 11) Бонна Люксембургская (1349) и внутренности Карла V (1380) 12) Филипп де Монморанси (после 1351) 13) Катрин, дочка Карла V и Жанны Бурбонской (1388) 14) Аббатисса Филиппа де Пенель (1390) МАКСимка пишет: В XVIII веке аббат Милэ описал надгробия в зале капитула (он описал 11, всего их 20). Там, напомню, была погребена Бланка Бургундская. Её гробница представляла собой большой черный камень, украшенный и усеянный розами без какого-либо описания. Захоронения в зале капитула. Можно увидеть, где располагалась могила Бланки Бургундской, первой супруги Карла IV Красивого:

МАКСимка: Людовик IX покровительствовал любимому аббатству своей матушки. В 1244-м году он предоставил Мобюиссону полное освобождение от уплаты пошлин, предоставил пастбище для выгона 500 свиней в лесах Рести и Гиз. Королевские счета сообщают нам о постоянных новых пенсиях и финансовых дарениях аббатству. Тогда же король дал Мобюиссону привилегии в виде «Правила мёртвой руки», т.е. был введен запрет отчуждения земельного имущества. В 1261-м году состоялась церемония перенесения реликвий 11 000 девственниц из Понтуаза в Мобюиссон. Перед отправлением в свой последний Крестовый Поход Людовик IX посетил аббатство и освободил его от долгов.

МАКСимка: Из книги Робера Амбелена "Драмы и секреты истории". Не слишком достоверно, но пусть будет. "А теперь перенесемся не в Нельскую башню, а в Понтуаз и Мобюиссон. Эта область была в действительности излюбленным местом пребывания Филиппа IV Красивого, а также его сыновей и преемников. Это можно легко проследить по некоторым событиям. 28 апреля 1301 г. Филипп Красивый пребывал в Асньере-сюр-Уаз. 8 октября 1308 г. он находился в том же городке, недалеко от аббатства Руайомон, основанного его предком Людовиком Святым. 16 мая 1311 г. он жил в аббатстве Мобюиссон, где написал 17 мая свое первое завещание. 5 июня того же года он собрал свой «парламент» в Понтуазе, городе, находившемся по соседству с Мо-бюиссоном. Комиссары, которым поручили расследовать дело тамплиеров, были собраны королем также в Мобюиссоне. 1 июня 1312 г. был подписан Понтуазский договор, по которому Роберт III граф Фландрский уступил Филиппу Красивому г. Лилль. 10 июля 1315 г. Филипп V Длинный, супруг Жанны Бургундской (Жанны Вдовствующей), находился в Понтуазе, где подписал указ об управлении своим «домом» и назначил мажордома Франции. 28 июля 1318 г. он был там же. 18 мая 1320 г. Жанна, дочь Карла IV Красивого, тогда еще графа де ла Марш, была похоронена в аббатстве Мобюиссон. 13 июня 1320 г. Филипп V Длинный находился в аббатстве Мобюиссон. 19 мая 1335 г. Филипп VI Валуа обосновался в свою очередь в аббатстве. Чем же это место так привлекало последних прямых наследников Капетингов? Мобюиссон находился на территории нынешней коммуны Сент-Уэн-л’Омон, в непосредственной близости от Понтуаза. Знаменитое цистерианское аббатство было основано Бланкой Кастильской в 1236 г. Сначала оно помещалось в Онэ, но потом было переведено в 1243 г. в Мобюиссон и стало излюбленным местопребыванием потомков королевы. Указ об его основании датируется 12 марта 1241 г. В нем Бланка Кастильская объявляет об основании и строительстве на ее собственные деньги аббатства «в местности, именуемой Онэ». Однако в действительности строительные работы начались на пять лет раньше. Именно в Мобюиссоне Бланка постриглась в монахини, а ее сын Людовик Святой подписал декрет о запрещении судебных поединков и о замене их заслушиванием свидетельских показаний. Впрочем, практика судебного поединка еще долго существовала в других районах Франции. В Мобюиссоне же 25 сентября 1307 г. состоялся королевский совет, на котором Филипп Красивый принял решение об аресте тамплиеров. Не следует удивляться тому, что короли и принцы жили в аббатствах и монастырях. Во время своих переездов они помещались там со своей свитой. Если в близлежащем городе не было укрепленного замка с сильным гарнизоном, именно в монастыре они чувствовали себя в безопасности. Тем более, что монастыри и аббатства всегда имели оборудованные гостевые палаты, предназначенные для приема паломников. И поскольку они считались святым местом, любое нападение на монастырь приравнивалось к святотатству. В начале XVII в. Генрих IV заставил аббатство Мобюиссон, имевшее тогда статус коменда (то есть обязанное выплачивать треть доходов своей настоятельнице), принять в качестве аббатисы Анжелику д’Эстре, сестру его фаворитки Габриэли д’Эстре. Но вышеназванная Анжелика имела 12 незаконнорожденных детей от разных отцов. Она повела себя так, что при Людовике XIII Цистерианский орден, к которому относился Мобюиссон, вынужден был направить в аббатство следственную комиссию. Когда следователи прибыли, Анжелика д’Эстре приказала арестовать их, выпороть и посадить в монастырскую тюрьму. Для того чтобы их вызволить и изгнать из монастыря гневную настоятельницу, пришлось применить вооруженную силу. Заметим попутно — и чтобы вы лучше поняли атмосферу аббатства того времени, — что, вплоть до начала XVIII в., содержательницы публичных домов прозывались аббатисами. Перед лицом этих обстоятельств орден цистерианцев направил в 1618 г. в Мобюиссон мать Анжелику де ла Мот Арно, сестру Робера Арно Д’Андили, принявшую в монашестве имя Анжелики де Сен-Мадлен. Она стала аббатисой в 11 лет, благодаря подлогу, так как в Риме ее объявили на 6 лет старше. Поскольку она обучалась в Мобюиссоне, руководство ордена решило поручить ей навести хоть какой-то порядок и восстановить достоинство монастыря. К сожалению, Анжелика д’Эстре прибегла к помощи наемных солдат и силой выставила из аббатства новую настоятельницу, прежде чем окончательно удалиться из этих мест".

МАКСимка: Благодаря изданию, которое посвящено археологическим раскопкам в Мобюиссоне, удается выудить еще немного информации. Сперва надо сказать, что изыскания проводятся на территории аббатства с 1907-го года. Первые, плохо документированные, имели место на территории, где раньше располагалась церковь. С 1978 по 1990-ые года работы велись в клуатре, рефектории, кухнях, восточном крыле монастырского комплекса, исследовались гидравлические системы. В 1983-м году захоронения были обнаружены на территории зала капитула. Аббат Жан Лебёф (1687 – 1760) называл церковь громандым готическим строением. Хоры, одни из самых больших и красивых, были выложены мозаикой. Алтарь освящался двумя рядами витражей. Невероятной красоты капеллы составляли часть аббатской церкви, такие как Сен-Мишель и Сен-Жан, созданные в 1323-м году. Что можно добавить по поводу гробниц? Интересно, что еще раньше Бланки Кастильской в церкви Мобюиссона был погребен граф де Клерамбо, сеньор де Вандёй, умерший в 1247-м году. Фрагменты многих гробниц были найдены, в частности, голова Бонны Люксембургской, которая раньше находилась в Сен-Дени, а сейчас неизвестно где, информацию не обнаружил. Монументы Карла Красивого и Жанны д'Эврё были найдены в капелле монастыря Кармелиток в Париже на улице Вожирар. Во времена Реставрации настоятельница кармелиток купила монументы в Понтуазе. В библиотеке Лана хранится фрагмент надгробия Габриэль д'Эстре. Помимо Бланки Бургундской, её дочка от Карла IV Жанна де ля Марш, которая скончалась в 1321-м году, также была погребена в Мобюиссоне.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Сперва надо сказать, что изыскания проводятся на территории аббатства с 1907-го года. В том году раскопки проводились на месте расположения аббатской церкви. Было обнаружено три захоронения с погребальной утварью, железные кольца, остатки деревянных гробов. В одной из трех гробниц нашли медный сундук и серебряные монеты, а также два сердца в оловянном ящике. Помимо всего, удалось отыскать две короны: одна из позолоченного серебра и украшеннная шестью маленькими лилиями, а другая даже с трилистником и жемчугом. Что интересно, то обнаружили кольца и буллы Папы Римского Николая V.

МАКСимка: ВИДЕО, в котором рассказывается об аббатстве Мобюиссон.

МАКСимка: МАКСимка пишет: 20 августа 1664-го года новой аббатиссой Мобюиссона стала Луиза Олландина Баварская (1622—1709), дочь Фридриха V, курфюрста Пфальцского и короля Чехии. Изображения одной из самых значительных аббатисс в истории Мобюиссона: Работы Геррита ван Хонтхорста (1590—1656): Автопортрет в костюме Богемии: Автопортрет в цистерцианском облачении:

МАКСимка:

МАКСимка: На первой странице темы я размещал фотографию красивого деревянного триптиха, который раньше принадлежал сокровищнице аббатства: Если этот триптих закрыть, то перед нашим взором предстанет Дева Мария с Младенцем: Как я понимаю, фигурки внутри триптиха XIX века, а вот Мадонна представляет собой произведение испанского искусства XIII века. Согласно традиции, триптих преподнесла Бланка Кастильская в качестве дара аббатству Мобюиссон в 1244-м году. Сегодня триптихом можно полюбоваться в приходской церкви Сент-Уан-л'Омон.

МАКСимка: МАКСимка пишет: А в кармелитской церкви Святого Иосифа в Париже находится Тайная вечеря: В начале февраля я сфотографировал скульптурную группу: В Британской библиотеке в Лондоне сегодня хранится манускрипт, который, предположительно, был изготовлен в аббатстве Мобюиссон: Месса с процессией. Мессу читают, как мы видим, мужчины, ведь женщины никогда не имели на это права. Справа - священник, облаченный в ризу, за алтарем с дьяконом; аббатисса держит книгу и епископский жезл. Монахини вместе с ризничим звонят в колокола. На нижней части манускрипта процессию возглавляет клирик с крестом, за ним идут священник, монахини, две из которых с книгами, а также аббатисса с книгой и желзом. 1290-1295 года. Иисус с апостолами, 1290-1295 L'Abbaye de Maubuisson (Notre-Dame-la-Royale): histoire et cartulaire (1882)

МАКСимка: МАКСимка пишет: Сегодня нам известно, что большую часть расходов оплачивали тамплиеры, также финансовую поддержку оказывали жители Понтуаза и консьерж замка. С начала строительства и до 30 ноября 1237-го года, когда мэтр Ришар де Тур рассчитался с Бланкой Кастильской, приход составил около 5122 ливров, а расход 4912. Большую часть суммы вручили брат Жиль, казначей Тампля, и горожане Понтуаза. Консьерж замка по имени Филипп выступал скорее посредником между королевой и мастером. 1 ноября 1239 Ришар де Тур получил огромную сумму в 10 222 ливра, в день Вознесения в 1240 - 19 031, а на Пасху 1241, когда книга счетов была закрыта, 24 431 ливр. МАКСимка пишет: на недели троицына дня в 1236-м году начались работы, а первые монахи поселились в 1242-м. В марте 1242-го года первые монахини прибыли из аббатства Сент-Антуан-де-Шан в Париже. МАКСимка пишет: Потомки Святого короля также бывали в Мобюиссоне, но особенно часто это делал Филипп Красивый. Филипп Красивый бывал в Мобюиссоне: август 1288, апрель, май, июнь 1293, ноябрь 1294, апрель 1295, апрель 1300, апрель 1301, ноябрь 1304, сентябрь 1306, сентябрь 1307, апрель 1308, март 1309, апрель 1310, май, июнь, июль 1311, июнь, июль 1312, июнь, июль 1313, апрель и май 1314. МАКСимка пишет: Графиня Маго Д'Артуа Маго основала в церкви аббатства Мобюиссон в 1304-м году капеллу Сен-Жан, где, как пишет Жозеф Депуан, была погребена, что неверно, если верить плану церкви с надгробиями. МАКСимка пишет: В 1315-м году Людовик X Сварливый принимал здесь послов Фландрии для заключения мирного договора. Жозеф Депуан сообщает, что в 1315-м году Людовик X провел в Мобюиссоне время поста. МАКСимка пишет: Во время одной из своих остановок в аббатстве в 1318-м году Филипп V Длинный провозгласил неотчуждаемость королевского домена. Филипп Длинный останавливался в Мобюиссоне в июне, июле, сентябре 1318, мае 1319, июне, июле 1320, апреле 1321.

Minette: Спасибо за подробную хронологию, МАКСимка! Кропотливая работа!

МАКСимка: На территории аббатства Мобюиссон располагалось огромное число захоронений, которые совершали не только в церкви (там располагались гробницы королевских особ, некоторых аббатисс и знати): Хоронили также, как мы знаем, в зале капитула (например, Бланку Бургундскую), в галереях клуатра (по большей части конверзов), на кладбище позади абсиды аббатской церкви (но в XVII веке кладбище забросили и стали хоронить в галереях клутра), а также в небольшой церквушке Сен-Мишель, в которой находили последнее пристанице светские покровители Мобюиссона. Именно в этой церквушке (48 футов в длину, 28 в ширину) проводились первые службы вплоть до освящения аббатской церкви 26 июня 1244-го года. В 1656-м году Сен-Мишель была закрыта. МАКСимка пишет: Сегодня триптихом можно полюбоваться в приходской церкви Сент-Уан-л'Омон. Увы, триптих был украден в 1973-м году, как оказалось. МАКСимка пишет: Также сохранилось несколько предметов из сокровищницы аббатства: Часть предметов из сокровищницы Мобюиссона можно сегодня увидеть в музее Ламбине в Версале. МАКСимка пишет: В тот длительный период Столетней войны Мобюиссону был нанесен частичный ущерб. Например, некоторое время рефекторий служил конюшней для солдат. Рефекторий Мобюиссона, который, к огромному сожалению, до наших дней не дожил, представлял собой красивый зал (138 футов в длину, 36 в ширину), разделенный колоннами, как в приорстве Сен-Мартен-де-Шан в Париже. Современники сообщают, что рефекторий аббатства походил на строение пирамидальной формы с колокольней на крыше. Существовал еще и другой рефекторий, где монахини проводили совместные трапезы. МАКСимка пишет: Первая и самая важная погребенная в церкви Мобюиссона была Бланка Кастильская, Великая королева и основательница аббатства. Она угасла в Мелёне, перед этим приняв вуаль с позволения аббатиссы Мобюиссона. 29 ноября 1252-го года в честь усопшей совершили мессу в Сен-Дени, а затем похоронный кортеж отправился в аббатство. Её надгробие находилось в центре хоров и представляло собой королеву в монастырском одеянии. Гробница Бланки Кастильская была изготовлена из меди, достигала примерно 2,5 футов. На голове королевы находилась корона, которую с каждой стороны поддерживали ангелы.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Сегодня в Лувре хранятся скульптурные группы с изображением Моисея, короля Давида и ангела. Ангел, который был заказан примерно в 1340-м году Жанной д'Эврё для украшения запрестольного мраморного образа для алтаря аббатской церкви Мобюиссона, держит в руках графинчики с водой и вином, необходимыми для мессы. Сегодня скульптура находится в Лувре, на сайте которого ей посвящена отдельная страничка.

МАКСимка: Утварь из Мобюиссона:



полная версия страницы