Форум » Иль-де-Франс (Île-de-France) » Версаль (Versailles) » Ответить

Версаль (Versailles)

МАКСимка: Эта тема посвящена не только дворцу, но и всему городку Версаль. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля. Император Петр Первый, пораженный красотой и величием Версаля, приказал построить его копию под Петербургом. Но шедевр Короля-Солнце Людовика Четырнадцатого все равно остается неподражаемым. Классическая соразмерность и торжественность архитектуры призваны символизировать достоинство и гармонию страны, которой правил Людовик Четырнадцатый. Грандиозность и великолепие дворца подчеркивали величие и силу королевской власти. Версаль, маленькое селение в окрестностях Парижа (24 километра от столицы), был выбран королем Людовиком Тринадцатым для строительства скромного охотничьего замка. Король желал предаваться здесь своей излюбленной страсти - охоте. Его сын, Людовик Четырнадцатый, тоже был заядлым охотником, однако он связывал с этим местом куда более честолюбивые планы. Недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и Лувр, и Тюильри), он в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием, да и размахом - ведь король хотел, что бы в конце концов здесь разместился весь королевский двор. В 1661 году Лево и Ленотр получили заказ Людовика Четырнадцатого на проектирование грандиозного дворца и парка на месте охотничьего замка Людовика Тринадцатого. К концу 1660-х гг. здесь возник гигантский дворцово-парковый ансамбль. Было перепланировано около 10 квадратных километров. Дворец, который вслед за Л.Лево достраивался архитектором Ж.Ардуэном-Мансаром, вытянулся почти на километр. В первые же два года строительства Версаля, Людовик Четырнадцатый, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег, что повлекло за собой протесты его казначеев. Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века. Однако основные сооружения комплекса были закончены до 1700 года.Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера. В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, и эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр и развлекалась с друзьями в своей «деревушке», играя роли в пасторалях - представлениях, имитирующих крестьянскую жизнь.Парк Версаля был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения. Большой выдумки стоило устройство множества фонтанов и организация подачи воды. Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину, 10,6 метра в ширину, 12,8 метра в высоту; из 17 ее окон, которым соответствуют столько же симметричных зеркал в противоположной стене, открывается вид на парадную часть парка. Версальские фонтаны воплощают идею прославления Людовика Четырнадцатого. Скульптурное оформление главных фонтанов играет роль эпизодов аллегорического повествования. Их бассейны помещены на основной оси ансамбля, а остальные фонтаны украшают отдельные боскеты. Практически все скульптурные группы не теряют своей выразительности и при выключенной воде, что, возможно, связано с ее нехваткой. Из наиболее интересных находок Версальского парка следует отметить водные партеры-зеркала у дворца и уходящий к горизонту Большой канал. Версальские фонтаны действуют с апреля по начало октября по субботам и воскресениям 1 - 2 часа. Людовик Четырнадцатый умер в 1715 году. Его наследник Людовик Пятнадцатый нанял на должность придворного архитектора Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон (Petit Trianon) - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике Шестнадцатом к нему была пристроена еще и элегантная библиотека. Но история тем временем уже вершила свой неотвратимый и роковой ход, и в октябре 1789 года Французская революция достигла королевского дворца. Версаль счастливо пережил все французские революции и войны. Сейчас Версаль – один из самых посещаемых музеев мира. Дворец Версаля открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 18.30. выходной – понедельник.

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Louis XIV: Заметки о Версале История строительства Версаля Старинные хроники сообщают , что в начале XVII века Версаль был поселком с 500 человек населения, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен по поручению Людовика XIII архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль. Около нее находился средневековый полуразрушенный замок - владение дома Гонди. Герцог де Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок "карточным домиком". Этот замок был перестроен в ближайшие годы по распоряжению короля архитектором Лемерсье. В это же время Людовик приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар. В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613 - 1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее 30 метров, в Версале - около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец. Строительство резиденции сложилось за несколько периодов. В 1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Луи Лево, одному из лучших зодчих эпохи. Обновлялось декоративное убранство дворца, строилась Оранжерея. В 1668 - 1671 годах замок был обстроен новыми помещениями таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, выходивший на восток, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной своей части были уничтожены. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое, причем Лево застроил старый корпус только в первом этаже; его верхние два этажа выходили теперь на террасу, создававшую род пропилей, которые соединяли парк с Мраморным двором. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. В северной, новой пристройке разместили лестницу Послов, а в южной - лестницу Королевы. Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа д'Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован "Королевский двор". В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств - архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако после смерти кардинала Джулио Мазарини Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн-Мансар, крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по 500 метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь, вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира. На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной - королевы. Мансар построил также два корпуса Министров, которые образовали третий, так называемый "двор Министров", и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив - равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца приобрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно-художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры. Синтез дворца и парка Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания. Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма. Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственны принципы "большого стиля" французского искусства времени Людовика XIV, то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм. В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра. Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо. Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены Шарлем Лебреном, при постоянной консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала гобеленная мануфактура и 250 рабочих. В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно. Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (Лестницей послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев. Эта последовательность покоев сказывается и в красочном, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад. Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это, в сущности, не тронный зал, а настоящий проспект длиною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами. В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века". Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На них появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль. Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 - 1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Ардуэно-Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь "идеи". В этом же плане построены Мансаром в 1679 - 1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города). Они заняли место между лучами трезубца дорог. Три широкие магистрали устремляются к замку: с севера - авеню Сен-Клу, с юга - авеню де Со, а между ними - Парижская авеню. С севера они огибают Большую, а с юга - Малую Конюшни, постепенно выстроенные Ардуэн-Мансаром, начиная с 1679 года. За ними раскинулась Оружейная площадь, пересекая которую, посетители попадают в Главный Почетный двор. С двух сторон этого двора находятся Министерские флигели, построенные в 1671-1679 годах, на входе - ажурная ограда, увенчанная Королевским гербом. С флангов ограду обрамляют четыре скульптурные группы, символизирующие Войну ("Победы Короля над Империей и Испанией"), и Мир ("Мир и Изобилие").

Louis XIV: Как осматривать парки Версаля "...И бронза, и хрусталь, и мрамор безупречны, Но наслаждения искусством быстротечны, А луг, иль дерево, иль тихий водоем — На них мы весь наш век глядеть не устаем. Природы никогда не будет слишком много: Всегда прекрасная, она—творенье Бога". Жак Делиль. "Сады" В период с 1690 по 1699 год, в то время, когда версальский ландшафт в окончательном виде достиг пика своего великолепия, Людовик XIV составил справочник под названием «Как показывать парки-сады Версаля». Этот королевский справочник-путеводитель содержит 25 параграфов; язык отличается простотой и лаконичностью. Сам король предлагает посетителям своего любимого творения прекрасно продуманный маршрут, а заодно демонстрирует полную удовлетворенность создателя и простое удовольствие человека, который пользуется предлагаемым маршрутом. Теперь благодаря этому путеводителю можно узнать, как осматривали парк гости Людовика XIV: английский король, баварский курфюрст, супруги министров. Лучше узнавая маршрут, можно лучше понять психологию людей великого века. Как известно, Его Величество любил свежее дуновение ветра, деревья и цветы. Он смог дать воплощение своей любви в художественной форме. Во время многолетнего сотрудничества с Ленотром король сумел развить свой вкус архитектора. Ни в его путеводителе, ни в устройстве самого парка нет ничего такого, что могло бы свидетельствовать об импровизации, либо о бесцельной прогулке, либо о мечтательных фантазиях. Ни сам Его Величество, ни его гости и думать не могли о том, чтобы предаться созерцательному наблюдению за природой. Нет, им следовало подчиниться своеобразному требнику — справочнику-путеводителю. Этот гид требовал прогулки в строго определенном порядке, как того хотел сам король или как предположительно шла бы процессия либо двигался целый кортеж. Каждый жест и каждый шаг участников просмотра должен был вписываться в предусмотренный, вполне определенный момент. Каждый шаг был не только предвиден, но и рассчитан и измерен, подобно тому, как он измерен в отлично отработанном балетном танце. «Выходя из дворца через вестибюль мраморного двора, проходят на террасу; надо остановиться вверху, чтобы рассмотреть планировку партеров, водных бассейнов и фонтанов». Таким образом уже с самого начала осмотра появляются все эти бассейны и фонтаны, которые как бы вдыхают жизнь в версальский парк. Все машинное оборудование Марли работает на то, чтобы напитать их водой и контролировать регулярную ее подачу. «Затем надо идти прямо, поднимаясь, чтобы посмотреть «Латону», ящериц, площадки со статуями, королевскую аллею, «Аполлона», канал, и затем остановиться, обернуться, чтобы увидеть партер и замок». И в наши дни можно увидеть бассейны Аполлона и Латоны и, конечно же, большой канал. Правда, современный вид последнего не может дать полного представления о его былом великолепии. Значит, все же лучше всего пользоваться книгами короля, а не современными путеводителями для туристов. Для этого нужно совсем немного: отказаться от всякого романтизма и при помощи воображения постараться представить себе исчезнувшую роскошь бассейнов и боскетов. Далее Людовик предлагает своим гостям повернуть налево. Они должны задержаться перед боскетом «Кабинет», насладиться зрелищем фонтанов с вырезанными из бронзы животными, которые золотят лучи утреннего солнца. Потом следует еще одна остановка перед «Детьми сфинксов», творением Жака Сарразена, после чего гости обратятся к партеру на южной стороне; «после этого пройдут прямо, наверх, к оранжерее апельсинового сада, откуда им откроется вид на посыпанный мелким гравием партер с высаженными в деревянных больших ящиках апельсиновыми деревьями и Озеро швейцарцев". Название последнего водного бассейна напоминает о неизменной верности королю его швейцарской гвардии. Но этого мало: гвардейцы в экстремальных условиях вырыли пруд, где порой по настроению Его Величество может время от времени поудить рыбу. Теперь современный турист, осматривающий Версаль, обычно поднимается, минуя две бронзовые скульптуры, представляющие собой удачную стилизацию под старину, — «Аполлона» и «Антония», после чего обязательно остановится на выступе, с которого можно увидеть «Бахуса» и «Сатурна». Затем лучше всего спуститься вниз и погулять в саду с апельсиновыми деревьями, осмотреть фонтан и аллеи, которые образуют апельсиновые деревья. Как заботливо ухаживал за ними Лакентини, знаменитый придворный садовод, заменивший покойного Ленотра! Осмотр продолжается. Его следующий этап — лабиринт. Двадцать лет прошло с того дня, как его строительство завершилось, но королю даже по прошествии столь долгого времени он еще не успел надоесть. Тот, кто является прирожденным путешественником, наверняка знает, что при каждом хоть мало-мальски уважающем себя дворце существует свой лабиринт. Возможно, так оно и есть, но в Версале находится самый знаменитый из них. Здесь можно побывать в бесконечных, узких, переплетающихся аллеях, а также увидеть тридцать девять скульптурных групп, выполненных из покрашенного свинца. Эти группы описал в стихах Бенсерад; у него встречается и «Эзоп», выполненный скульптором Легро, и «Амур» работы Тюби. Подавляющее большинство этих групп включает в себя скульптуры животных из античных басенных сюжетов. Изящные бассейны кажутся причудливо слепленными из ракушек. Там есть и курица с выводком цыплят, и хищный коршун, приготовившийся напасть на воркующих голубок. Все они усыпаны брызгами и обдают друг друга водой. Шарль Перро говорит по этому поводу: «Таким образом можно себе представить, что они как бы произносят те слова, которые им приписывает басня». Выход из лабиринта находится там, где возвышается скульптура «Бахуса». При выходе следует осмотреть боскет «Бальный зал». Этот боскет — один из самых красивейших. Это настоящие салон на свежем воздухе, который оправдывает свое название: он предназначен для танцев, музыки и пиршеств на свежем воздухе. Последуем рекомендациям Короля-Солнца и произведем осмотр под другим углом, «с нижней части места, где стоит скульптура Латоны». Запомните: на этом месте следует непременно сделать остановку. Так хочет король. Остановка имеет принципиальный характер, так как позволяет посмотреть на Версаль взглядом хозяина. С одной стороны вы видите лестницы, вазы, «Ящериц», бассейн Латоны и Версальский замок. На другой стороне вы сможет полюбоваться королевской аллеей, бассейном Аполлона, большим каналом, изысканно подстриженными кустарниками боскетов, «Флорой» и «Сатурном». По правую руку находится «Церера», по левую — «Бахус». После того как вы насладились великолепным зрелищем, надо отыскать взглядом боскет «Жирандоль», который охватывает кольцом круглый бассейн, обвести глазами «Сатурн» с одной стороны и направиться к бассейнам, находящимся неподалеку— «Зеркалу» и «Королевскому острову». Далее следуем за Его Величеством по дороге, которая прокладывает границу между двумя водоемами. Здесь вам представится возможность увидеть каскады воды, что вытекают из одного из «блюдец» — близнецов бассейна «Зеркало» — и вливаются в другое, а также фонтаны, окаймляющие дорогу. «Внизу спуска надо остановиться и осмотреть подстриженные кустарники, раковины, бассейны и портики». А теперь гостей ждет самое настоящее чудо — боскет «Зал античных вещей», или «Водная галерея». Его Величество не слишком им удовлетворен, боскет кажется старомодным, исполненным в духе барокко и чересчур итальянским. «Зал античных вещей» имеет продолговатую форму; вокруг него выкопаны четыре бассейна, поставлены 24 мраморные статуи, которые находятся в обрамлении десятков деревьев, что произрастают в ящиках. Королевский справочник упоминает этот боскет лишь вскользь. Монарх всегда жил в ногу со временем и чутко реагировал на его пульс и малейшее изменение. В 1704 году по велению короля этот боскет безжалостно уничтожили. Напротив находится еще один чудный боскет — «Колоннада». Он совершенно новый и прекрасно отвечает новым требованиям времени. Это создание Мансара появилось в 1685 году. «Входим в боскет «Колоннада», доходим до центра, обходим его вокруг, рассматриваем колонны, перекладины, барельефы и бассейны». Выходящий из боскета посетитель может насладиться скульптурной группой Доменико Гвиди «Слава короля», после чего проследовать по королевской аллее. «Новая остановка предполагается у бассейна Аполлона, чтобы рассмотреть статуи, вазы, обрамляющие королевскую аллею, «Латону» и замок; отсюда можно увидеть также канал». Гости короля, разумеется, должны получить максимальное удовольствие от осмотра шедевра, поэтому Его Величество предлагает сделать много остановок, чтобы, как трогательно он замечает, «рассмотреть» (не «полюбоваться», как думает он на самом деле) с самых разных сторон все те же красоты: замок, статуи, бассейны, фонтаны, боскеты, партеры. На самом деле лишь он один, да еще гениальный старый Ленотр могут по-настоящему глубоко прочувствовать интимное, сокровенное в этом произведении искусства. Как сказал Сен-Симон, эти два человека принимали участие в «этом высшем удовольствии преобразования природы». " ...Как весь пейзаж окрестный Возвышенный искусств гармонией чудесной, Неузнаваемый приобретает вид И восхищает взгляд, и душу веселит, А зданья стройные своей архитектурой Увенчивают то, что создано натурой". Жак Делиль. "Сады". В безлюдной когда-то местности, где были только песчаный пригорок, болота, лесная поросль, там, где нельзя было увидеть могучих деревьев, услышать нежного журчания воды, было создано истинное чудо. Это произошло только благодаря всепоглощающей идее великого короля, детально разработанному им самим плану, железной дисциплине, которую ему удалось установить, а также непреклонной воле. Это чудо создавалось в результате долгих лет поиска и огромного труда. Оно стало реальностью, так как его создание мудро проводилось в жизнь, было отмечено как изысканным вкусом, так и упорством. Рауль Жирарде верно сказал, что Версаль появился благодаря «победе воли, твердости духа». Продолжая осмотр, гости идут в старый боскет «Купола», где сам Мансар оформил два мраморных павильона. В настоящее время он называется фонтаном «Бани Аполлона». Следует обязательно обойти этот боскет кругом, «чтобы смотреть статуи, кабинеты и барельефы», а главное — монументальную скульптурную группу «Аполлон с прислуживающими ему нимфами». Во времена Людовика XIV, когда король создавал свой справочник, эта группа еще только получала свое воплощение; над ней работали Жирардон, Марси и Реньоден. По дороге к этому произведению искусства посетители получают огромное удовольствие от еще одного создания Марси — фонтана «Энцелада», а также других, не таких крупных фонтанчиков. Следующий боскет под шутливым названием «Зал совета» существовал до 1706 года. В плане он был двенадцатиугольный; на его территории вырыто восемь бассейнов, а в центре располагается пригорок, где радует глаз нежной зеленью газонная травка. От «Зала совета» проследуем прямо к «Флоре», а от «Флоры» — к «Водной горе». В старомодном духе создавался находящийся в центре боскета фонтан «Звезда». Следующая достопримечательность — знаменитый боскет «Водный театр», произведение Ленотра. Его окаймляет перистиль, своеобразие и роскошь которого не могут никого оставить равнодушным — они удивляют и восхищают. Между столбами арки вздымается ввысь такой же высоты фонтан воды, который кажется словно еще одним столбиком -подпоркой. Отсюда Его Величество приглашает всех к боскету «Болото». В 1704 году этот боскет был уничтожен, но до того времени причудливый шедевр, созданный по фантазии маркизы де Монтеспан, всегда развлекал и радовал гостей. Бассейн в центре имел прямоугольную форму. Посреди него возвышалось дерево, выполненное из бронзы и с листьями из жести. Бассейн окаймляло украшение из искусственных Розовых кустов. Из всей этой поддельной растительности вверх непрерывно взлетали брызги воды. По поводу этой странной хитроумной достопримечательности король пишет: «Надо обойти этот бассейн со всех сторон». А осмотр парка продолжается. «Надо через верхнюю площадку войти в боскет «Три фонтана», посмотреть на бассейны «Дракон» и «Нептун», наконец, полюбоваться боскетом «Триумфальная арка», различными фонтанами, фонтанчиками, гладью воды и чанами, в которых она налита, статуями и разными водными эффектами». «Водная аллея», или «Детская аллея», была завершена в 1688 году. По ней посетители попадают к фонтану «Купание нимф», который создавался по плану Клода Перро. В роли декора бассейна выступают барельефы Леонгра, Легро и Жирардона. Затем гости приближаются к «Пирамиде» . Здесь следует ненадолго сделать остановку. Затем вновь поднимаемся к замку по ступенькам мраморной лестницы северного партера, туда, где находится «Стыдливая Венера» Куазевокса, созданная в 1686 году, и весьма интересная статуя, отлитая из чугуна, — «Точильщик», сделанная на античный сюжет. Принято предполагать, что статуя изображает некоего Миликуса, точащего кинжал. Этим оружием Сцевинус намеревается заколоть тирана Нерона. Практически все посетители — люди образованные и знакомы с сочинениями Тацита, а потому знают, что это предание заимствовано из трудов древнего историка. Однако это не мешает пребывать в непоколебимом убеждении, что никакому сокрушителю тиранов не место во времена великого века, да и не имеет ни малейшего смысла покушаться на Короля-Солнце, достойного своего великого имени. Наконец, перед нами самая вершина лестницы северного партера. Здесь посетитель обязательно обернется, чтобы взглянуть издали на этот партер, на статуи, вазы, короны, «Пирамиду» и скульптурную группу «Нептун». И вот посетитель выходит из парка тем же путем, каким туда вошел. Вот он — идеальный осмотр садов Людовика XIV. Королевский справочник-путеводитель замечательно оправдывает свое название. Как уже говорилось, он содержит 25 параграфов. Конечно, не имеет смысла перечислять все великое множество фонтанов и разноцветных искрящихся фонтанчиков, мраморных и выполненных из позолоченной бронзы статуй, рокайлей и барельефов, огромных фарфоровых ваз и ящиков с рассаженными там апельсиновыми деревьями. Когда думаешь обо всем этом великолепии, то перед глазами встает чудный парк, такой сверкающий, шумящий и цветистый, настолько широко открытый для публики, особенно в дни доступа в апартаменты, что понимаешь — нужна была гвардия или какая-либо иная служба порядка, чтобы защищать Его Величество от толпы народа. Кроме этого маршрута, существует еще и расширенный, предполагающий также и плавание по каналу. Здесь уже присутствуют несколько иные нюансы, потому что великолепие и удобство большого канала, как, впрочем, замка и парка, олицетворяют собой морское превосходство Франции. Таким образом, флотилия канала — это как бы миниатюрный символ грозного флота Людовика, которым командует де Турвиль. Снасти флотилии большого канала четко вырисовываются на горизонте, в самом конце королевской аллеи. Сразу с террасы парка ее могут видеть дипломаты и заезжие принцы. Флотилия находится в полном распоряжении придворных и словно предлагает отправиться в далекое путешествие, не просто на осмотр Трианона, а в далекое, бурное и загадочное море, быть может, даже в направлении Западной Индии. А как еще королю найти более доходчивый и верный способ показать двору, светскому обществу Парижа, всем французам и иностранцам свой неизменный интерес к морскому делу? Для этого нужен символ, и им служат маленькие корабли большого канала. В противном случае пришлось бы лично посещать, к примеру, Тулон или Брест, а Его Величество успел побывать лишь в Дюнкерке. Королю очень нравится наблюдать, как совершает маневры версальская флотилия. Точно также ему нравилось налаживать ее строительство и следить за его ходом. Флотилия канала по замыслу не менее гениальна, чем все остальные версальские достопримечательности; она наилучшим образом приспособлена для навигации по небольшому водоему. Чаще всего миниатюрные модели короля используются в том случае, когда возникает желание, будучи на борту таких корабликов, совершить небольшое приятное путешествие по парку, послушать концерт или насладиться зрелищем великолепной иллюминации. Однако, несмотря на свои размеры, это самые настоящие суда. Мастер, изготавливавший их, знал морское дело досконально. Абсолютно точно соблюдены формы, габариты, силуэты и такелажные снасти боевых кораблей, которые они изображают. Иногда, в виде исключения, Его Величество дозволяет плавать рядом с этими судами изысканным венецианским гондолам, которыми управляют лодочники из местечка Сен-Марк. Сопровождает королевскую флотилию целая колония лебедей. Начиная с 1673 года этих дивных птиц специально завозили из Дании. К 1681 году на канале проживали 195 лебедей. В составе флотилии большого канала существует несколько яхт английского образца, несколько баркасов, одна фелюга неаполитанского типа. Особый интерес и любопытство вызывают три миниатюрных военных корабля. Это самый настоящий боевой отряд, который появился здесь в 1685 году. Первый в этом отряде — «Дюнкеркуаз», большая барка. Ее собирали плотники, прибывшие из фламандского порта. Второй — «Реаль» — точная копия настоящей галеры «Реаль», которую именовали также «Гранд галер». Этот корабль являлся предметом гордости Марсельской эскадры. Настоящую галеру оформлял Пюже, а ее маленькую сестру создавали скульпторы Тюби и Каффьери. Все части такелажа, тенты, декоративная обивка и флаги так и сияют на солнце, переливаются всеми оттенками золота, серебра и небесной лазури. Что касается третьего корабля — «Гран Вессо», то он явился творением не простого мастера. Чтобы появился этот шедевр, пришлось обратиться за помощью к маркизу де Ланжерону, инспектору морского строительства, с просьбой сделать чертеж корабля и до конца проследить за его сооружением. Эта модель корабля была чисто голландской, а потому для ее строительства из Амстердама доставили подходящую древесину. Работали над судном двадцать два плотника из Нормандии и Прованса. Несмотря на свое славное название, «Гран Вессо» — это не «Руаяль Луи» и не «Солей Руаяль». Это только маленький фрегат, на котором установлено 13 пушек, специально отлитых из бронзы в мастерской семейства Келлер. С того времени, как во французском флоте появились сразу две эскадры —галеры на востоке и большие суда на западе, начиная с 1686 года Его Величество на своем большом канале выбирает попеременно для плавания то галеру «Реаль», на которую он, к примеру, поднялся 25 января 1686 года, то свой любимый корабль «Гран Вессо» (на нем он совершил плавание 14 июня 1686 года). Так продолжается до того самого дня, когда придворный врач Фагон из опасений возникновения у Людовика ревматизма запретил Его Величеству совершать такие невинные плавания по каналу. Современному туристу, конечно, очень трудно представить, какое оживление и какая пестрота красок царили когда-то давно на этом канале с его многочисленными причалами. Венецианские гондольеры красовались в одеждах из тафты, дамасских тканей и парчи, отливающей красноватыми оттенками, с золотыми или серебряными нашивками, в чулках из красного шелка. Правда, и матросы представали в одеяниях, не уступающих им элегантностью. Над их рубашками трудились лучшие версальские белошвейки. Все эти люди проживали неподалеку от большого канала, в деревушке Петит-Вениз. В переводе на русский язык ее название звучит как «Маленькая Венеция». Этот район строился специально для королевских гондольеров и моряков. Постоянный персонал большого канала насчитывает 50 человек. Эти цифры не учитывают ни семей, ни солдат галиотов, которые прибывали каждый год в качестве временных гребцов. Расходы на содержание версальской флотилии оплачивал не морской флот, а сюринтендантство. В 1687 году оно платило за труд капитана, боцмана, галерного смотрителя и его помощника, четырех плотников, двух конопатчиков, каптенармуса, двадцати шести матросов и четырнадцати гондольеров. Все же король не собирался проявлять абсолютное доверие к назначениям своих лекарей, и до конца царствования, невзирая на постоянные ревматические боли, поднимался на корабли своей любимой флотилии, которые бороздили большой канал. Его Величество очень любил совершать прогулки по воде или слушать дивные концерты у берегов канала. Персонал флотилии почти все время оставался неизменным и с течением времени не был сокращен. Конечно, это флотское подразделение мыслилось как некий символ, а следовательно, этот символ в миниатюре необходимо было поддерживать. Точно таким же образом поддерживался и настоящий французский флот, флот Турвиль и Шаторено, Пуэнтиса и Дюкасса, Кассара и Дюге-Труэна от Барфлера (1692) до Велес-Малаги (1704), от Велес-Малаги до времен Регентства. Однако бремя Версаля становится все тяжелее, оно увеличивается в прямой пропорции с его все возрастающей мощью. С тех пор как над миниатюрным флотом был поднят флаг величия и славы Французского государства, монарх и его слуги постоянно заботились о том, чтобы он развевался каждую минуту. В подражание Версалю на флоте отважные капитаны отдавали приказ прибить гвоздями к мачте флаг корабля. http://my-france.ru/versailles/kak-osmatrivat-parki-versalya.html

Louis XIV: Версаль. Королевский дворец и парк. 1664 год.


Louis XIV: Версаль. Мраморный двор.

Louis XIV: Версаль с высоты птичьего полёта. Макет комплекса.

Louis XIV: Город Ришелье - Во-ле-Виконт - Версаль Еще в 1628 году кардинал Арман де Ришелье начал строить идеальный замок, а точнее город, под названием Ришелье. Проект, созданный Жаком Лемерсье, включал в себя цепь парадных дворов, заставлявших посетителя идти от ворот до входа в замок около полукилометра. Партер имел центральную ось, продолжавшуюся по другую сторону главного дома. Река Марбль превратилась в канал, который не только омывал стоящий на острове замок, но и образовывал поперечную ось. Система из двух перпендикулярных осей оказалась чрезвычайно важной для французского парка. Вокруг располагался целый город с идеальной планировкой в виде сетки улиц, наложенной на кварталы. В саду были фонтаны и гроты, но они играли в Ришелье второстепенную роль. Главное достижение кардинала и архитектора — воплощение идеи господства геометрии над природой, разумного подчинения частей целому, идеи непрестанного движения от входа в усадьбу к ее дальним пределам. Этот принцип был полностью использован создателем “французского парка” Андре Ленотром (1613 — 1700). Он учился живописи вместе с Шарлем Лебреном, затем выполнял различные задания в садах титулованных заказчиков. Однако масштаб его дарования стал ясен только во время работы над замком Во-ле-Виконт. В 1656 году министр финансов Людовика XIV Никола Фуке пригласил Ленотра, архитектора Луи Лево и живописца Лебрена для создания загородной усадьбы. Размах проекта соответствовал претензиям министра на место во французском государстве. План был составлен в содружестве трех мастеров и полностью удовлетворил честолюбивого Фуке. Замок построен на искусственной платформе, окруженной валами и водой. Несмотря на то, что форма главного здания округлая — в соответствии с представлениями о средневековой крепости, — партер превратился в гигантский проспект, словно идущий из бесконечности в бесконечность. Легкое понижение местности в соединении с приподнятым замком создало эффект взмывания и опускания почвы, а это, в свою очередь, создало грандиозную, захватывающую дух перспективу. Мосты, резко поднимающиеся к террасе, усиливают ощущение полета. В конце пути глаз встречает колоссальную статую Геркулеса — символ мощи и власти. Замок отражается в многочисленных бассейнах-зеркалах. Однако покидающего центр усадьбы посетителя ожидает главный водный сюрприз. Во время прогулки по осевой аллее он наталкивается на Большой канал, берега которого не выделяются над уровнем почвы. Большой каскад, выходящий на канал, также скрыт от дальнего взгляда. Девятисотметровый Большой канал завершается Гротом, напоминающим “водный театр” во Фраскати — ниши со статуями богов, вода, обливающая дикие камни, фигуры речных божеств. Ощущение грандиозности, “большого стиля” возникает у посетителя Во-ле-Виконт не из-за физических размеров усадьбы или протяженности перспективного вида. Здесь достигнута гармоническая пропорция продольной и поперечной осей (аллея и канал), ширины и длины аллей, баланс между энергичной подвижностью стиля барокко и величавой простотой классики. На открытие замка в 1661 году Фуке пригласил короля и весь двор. Праздник был несомненным триумфом министра, показавшего не только свое богатство, но и утонченный вкус. Но триумф был причиной катастрофического падения царедворца. Людовик хорошо понял послание, направленное ему чересчур гордым подданным. Спустя две недели Фуке был арестован, обвинен в казнокрадстве и измене, смещен со своего поста и приговорен к пожизненному заключению в горном замке Пиньероль. А еще немного погодя Ленотр, Лево и Лебрен уже составляли план новой резиденции короля в Версале. Людовик XIV собирался не только превзойти размах и великолепие Во-ле-Виконт (множество статуй и даже деревьев было вывезено оттуда в Версаль). Его желанием было создать резиденцию, непререкаемо выражающую формулу “государство — это я”. Но Версаль должен был отразить не только идею абсолютной личной власти. Важными темами были величие Франции, мифологическое отождествление “короля-солнца” с Аполлоном, углубление в природу, связь с классической традицией. Сверх того, резиденции была предназначена роль усадьбы-образца. Версаль должен был стать синонимом изящества и “большого стиля”. Придворный мемуарист Сен-Симон описал территорию будущей резиденции как “печальнейшее и пустыннейшее место, лишенное видов, воды и деревьев”. Однако Людовик был преисполнен решимости показать свою власть над природой и обстоятельствами. Изобретены специальные машины для перевозки взрослых лесных деревьев, и в парке их прибавлялось до ста пятидесяти тысяч в год. За такое же время из Голландии получено восемнадцать миллионов луковиц тюльпанов. Швейцарская гвардия, рывшая искусственное озеро около дворца, вымирала от болотных газов, но работы завершались в срок. Ядром парка стал небольшой охотничий замок, расширенный в обе стороны и охвативший своими крыльями парадную площадь. Центром дворца является Большая галерея, служившая для торжественных приемов и украшенная картинами на сюжеты деяний короля. Ленотр начал планировку парка с главной оси и сделал так, чтобы вдоль нее в окна дворца падали лучи заходящего летнего солнца. Сама ось проходит сквозь спальню короля, ритуальное место его пребывания, где происходила церемония “восхода” монарха — одевание в присутствии избранных придворных. Основу Версальского ансамбля создают геометрическая сетка линий и использование рельефа местности. Подъезжая к парадному двору, называемому Площадью Армии, путешественник поднимается вверх, и конная статуя короля с повелительно протянутой вперед рукой выглядит особенно впечатляюще. Приехать в Версаль можно несколькими путями: от статуи Людовика XIV расходятся три прямых луча, один из которых ведет в Париж, а остальные два символически пересекают все королевство. Обойдя широко распластавшийся дворец, посетитель попадает в партер, оформленный необычно. Это не зеленая плоскость, украшенная цветочными клумбами, а “Водный партер”: присыпанная песком ровная поверхность, по сторонам которой находятся два больших бассейна. Причину помещения воды перед дворцом поясняют лежащие статуи — они изображают реки Франции и наперекор сухости места говорят о водных путях, источнике обилия, торговли и военной славы. Слева от террасы блестит огромное водное зеркало — “Швейцарская вода”, названная так по строителям-гвардейцам; справа видны фонтаны Дракона и Нептуна. Рядом находятся другие скульптуры-эмблемы, сфинксы, на спинах которых весело резвятся амуры. Человек, приученный к чтению подобных ребусов, понимал их как жест в сторону естественности чувств и снятия условностей среди природы. По обе стороны партера начинаются боскеты и трельяжи, подчиненные линейке и циркулю. Густая зелень приглашает углубиться в пересечения аллей сада, среди которых прячутся фонтаны и беседки. Четыре фонтана на тему времен года вводят философскую, созерцательную интонацию, которая вообще свойственна верхнему саду Версаля. Даже Аполлон изображен здесь купающимся в окружении нимф. В глубине сада находился углубленный в склон амфитеатр — Бальный зал, который называли также “Раковинным боскетом”: для его украшения были привезены тысячи пестрых океанских раковин с острова Мадагаскар. Здесь устраивались ночные празднества при свете факелов и фейерверков. В саду находится и огромная Колоннада: ажурная ротонда, вдоль стен которой расставлено множество скульптур. О мифологии земли и плодородия напоминает мраморная группа в центре Колоннады — “Похищение Прозерпины Плутоном”. Широкая и плоская терраса Водного партера готовит зрителю незабываемый сюрприз. Подойдя к ее краю, он внезапно видит дальнюю перспективу, которая до того момента была скрыта от его глаз. В центре сада проходит широкая Королевская аллея, центр которой занят зеленым газоном. Из-за травяного заполнения эта осевая дорога имеет еще одно название — Зеленый ковер. В начале наклонной аллеи стоит Фонтан Латоны, в конце — Фонтан Аполлона посреди большого бассейна. Открытый горизонт дает возможность увидеть дальнее продожение оси парка — огромный канал. Фонтан Латоны показывает, насколько тесно сплетаются в Версале темы отдыха и государственной политики. Фонтан имеет вид круглой горы, с которой каскадами льется вода. Он украшен множеством скульптур, иллюстрирующих миф о Латоне и ликийских поселянах. В поэме Овидия “Метаморфозы”, послужившей источником сюжета, рассказано, как Латона со своими рожденными от Зевса детьми скиталась по свету, преследуемая ревностью Геры, и попросила разрешения у крестьян во встретившейся ей деревне в Ликии напиться из озера. Те стали злобно гнать ее и нарочно прыгнули в воду, чтобы поднять ил и муть. Латона в гневе промолвила: “Будете жить вы вечно в озере этом!” Воля богини сбылась; им нравится быть под водою, То в глубину озерка всем телом своим погружаться, То выступать головой; то по водной поверхности плавать, Или сидеть иногда на прибрежии озера, или В омут студеный нырять. Доныне они упражняют В брани свой гнусный язык и, всякую совесть откинув, Хоть и сидят под водой, и там все тщатся злословить. Хриплым голос их стал: надувается вспухшая шея; Сроду широкие рты от брани еще растянулись; Головы с телом слились, а шея как будто исчезла; Спинка у них зелена, а живот — часть главная — белый. В тинистом омуте, — род новоявленный, — скачут лягушки! Рассказ о происхождении лягушек из жадных жителей Ликии наглядно изображен в скульптурах фонтана: его венчает фигура Латоны с ребенком, на них смотрят люди — частью с лягушачьими головами, а внизу извергают потоки воды смешные лягушки и черепахи. Выбор сюжета представляет собой тонкую политическую аллегорию. В садовой постройке скрыт намек на эпоху Фронды, когда мать Людовика XIV Анна Австрийская, осыпаемая нападками парламента и дворянства, вынуждена была два раза покидать Париж. Дети Латоны — Артемида и Аполлон. Зная эти обстоятельства, легко понять связь между Фонтаном Латоны и солнечным богом, выезжающим на колеснице из Бассейна Аполлона. Нетрудно связать тему лягушек и с отношением Людовика к попыткам самостоятельной политической жизни его приближенных, — таких, как бывший министр финансов Фуке. Прогулка от одного фонтана до другого оказывается неожиданно длинной — еще один сюрприз, преподнесенный уклоном местности и перспективным сокращением расстояний. Внизу боскеты расступаются, и посетитель оказывается в широком пространстве воздуха и водной глади. Фигура Аполлона, который стремительно выезжает из водной глубины в окружении сверкающих упругих струй, производит незабываемое впечатление. Скульптурная группа, выполненная Жаном-Батистом Тюби, стала эмблемой Версаля. Вообще же в Версале в пору его расцветы было около тысячи четырехсот фонтанов, они питались водой, поставлявшейся специальной “машиной Марли”. Широкий канал по праву получил свое название — “Большая вода”. Гладь его двухкилометрового зеркала кажется бескрайней и манит отправиться в путешествие. Во времена Людовика в поездку отправлялись в шлюпке, фрегате или гондоле, причем нужно было выбирать направление. Ровно посередине проложен поперечный канал, так что можно свернуть направо либо налево. Крестообразное пересечение главных осей — принцип, разработанный Ленотром еще в Во-ле-Виконт; здесь он получил окончательное воплощение. На Большой воде устраивались игры-сражения, напоминающие о “водном театре” виллы Адриана в Тиволи. Король особенно любил вечерние прогулки по воде. Одну из лодок в таких случаях занимал придворный оркестр под управлением знаменитого композитора Жана-Батиста Люлли. Канал связан с темой садовой географии. Постепенно короля стал тяготить им же разработанный “солнечный” ритуал, когда стакан воды должен был пройти через несколько рук, чтобы достичь рта пожелавшего утолить жажду монарха. У оконечности правого рукава Большой воды он строит дворец уединения — одноэтажный “Фарфоровый Трианон”. Фарфоровым дворец-павильон назван из-за применения в его постройке голландских изразцов. Трианон воплощал образ далекого странствия в экзотические страны, где все пребывает в блаженном покое и мудрой гармонии с природой. Таким местом в символике сада считался Китай. Природа вокруг дворца должна была соответствовать географическому положению воображаемой страны. Здесь росли апельсиновые деревья, причем не в кадках, а в земле; при наступлении холодов над ними строили временные оранжереи. Клумбы всегда поддерживались в цветущем состоянии, так что даже зимой короля встречало их благоухание. “Фарфоровый Трианон” просуществовал недолго, однако успел открыть моду на “китайщину”, продолжившуюся в европейских садах в XVIII столетии. Создатели Версаля достигли поставленных перед ними целей — они обессмертили и правление Людовика XIV, и французское садовое искусство. Планировка королевской резиденции стала модной схемой, которую применяли у себя правители, желавшие хоть в чем-то походить на “короля-солнце”. Однако никому не удалось повторить главное качество Версальского парка — сочетание триумфального развития с классическим величием. Прогуливаясь по нему, убеждаешься, что роль играют не только длина и ширина, но даже высота аллей — размеры и очертания составляющих их деревьев и боскетов. Имитации Версаля преувеличивали пышность резиденции и утрачивали чувство чистой плоскости, ясной пропорциональности, античной гармонии. Еще одна черта Версаля, которой много подражали, — соединение парка и окружающего его идеального города. Трезубец дорог, стягивающих пространство страны к ее центру, также стал общим местом усадебного строительства. Трехлучевые проспекты украшают парадный двор английской королевской резиденции Хемптон Корт и центр Санкт-Петербурга. По материалам: "Искусство: Большая детская энциклопедия". М.: Российское энциклопедическое товарищество, 2001. С. 479-517 (с изменениями и дополнениями) © Б.М. Соколов. 1997-2008

Louis XIV: Версаль с высоты птичьего полета. Вид со стороны города. Макет комплекса. Версаль. Грот Фетиды. Экстерьер. Гравюра Жана Лепотра. 1672 год. Версаль. Грот Фетиды. Интерьер. Гравюра Жана Лепотра. 1676 год.

Louis XIV: Водяная машина в Марли. Художник Пьер-Дени Мартин. 1723 год.

Мария Терезия: Из книги Роберта Грина "48 законов власти": Для Людовика XIV и его свиты в 1660 году был построен дворец в Версаль, не похожий на другие королевские дворцы мира. Как в пчелином улье, тут всё вращалось вокруг персоны короля. Придворные размещались в апартаментах, окружавших королевские покои, на расстоянии, которое зависило от положения, занимаемого придворным. Королевская опочивальня располагалась в самом центре дворца (в буквальном смысле) и находилась в фокусе всеобщего внимания. Каждое утро в этой комнате происходила церемония, известрная как леве. В 8 часов утра первый камердинер короля, спавший в изножье королевской кровати, будил его величество. Затем пажи открывали двери и впускали тех, кто принимал участие в утренней церемонии. Поряд, в котором они входили, был точно определён: сначала появлялись незаконные сыновья короля и его внуки, затем принцы и принцессы крови, за ними - его врачи. Следующими входили распорядитель гардероба, официальный чтец короля и лица ответственные за его развлечения. Вслед за ними прибывали государственные деятели, входившие в соответствии с их рангом, в порядке его возрастания. Последними по порядку, однако не по значению, появлялись те, кто получил специальные приглашения на церемонию. К концу в комнате собиралось не менее сотни королеских слуг и посетителей. День был организован так, что Людовика постоянно посещали придворные и официальные лица, прося его совета и суждения. На все их вопросы он обычно отвечал: "Я подумаю". Сен-Симон отмечал: "Если он поворачивался к кому-то, задавал вопрос, делал какое-либо замечание, глаза присутствовавших обращались на этого человека. Это было отличие, которое обсуждали, и высокий престиж". Во вдорце было невозможно уединение, даже для короля, - каждое помещение имело дверь в смежные с ним, каждый коридор вёл в покои большего размера, где постоянно собирались группы дворян. Действия любого были независимыми, но ничто и никто не оставались незамеченными. "Король не только следил, чтобы всё высшее дворянство собиралось при его дворе, - писал Сен-Симон, - Он требовал того же от мелкого дворянства При его "леве" и "куше", во время трапез, в версальских садах, он всегда смотрел вокруг, всё примечая. Его задевало, если самые родовитые дворяне не жили при дворе постоянно, или те, кто никогда не появлялся или показывался лишь изредка, вызывали его краёнее неудовольствие. Если кто-то из них обращался с прошением, король гордо ответствовал: "мне он неизвестен!" - и никто не смел возразить". Людовик XIV пришёл к власти в результате гражданской войны, Фронды. Основной движущей силой Фронды было дворянство, возмущённое усилением трона и тоскующее по временам феодализма, когда сюзерены правили в своих владениях. Власть же, которую имел над ними король, была совсем невелика. Дворяне, проиграв войну, и затаив обиду, держались обособленно. Конструкция Версаля поэтому представляла собой нечто большее, чем просто каприз обожающего раскошь короля. Она выполняла важнейшую функцию: король получал возможность пристально следить за каждым и быть в курсе всего, происходящего вокруг. роль некогда горделивого дворянства свелась к перебранкам из-за права помогать королю одеваться по утрам. во дворце было невозможно уединение и изоляция. Людовик XIV рано уяснил, насколько опасна для короля добровольная изоляция. В его отсутствие заговоры будут разрастаться, как грибы после дождя, враждебность породит раздоры и интриги, и, наконец, вспыхнет бунт, прежде чем король успеет что-либо предпринять. Чтобы предотвратить такой ход событий, следует не просто поощрять бдительность и открытость, их необходимо чётко организовывать и направить в нужное русло. В Версале эти условия выполнялись до самого конца царствования Людовика, то есть около пятидесяти лет относительного мира и покоя, на протяжении которых булавка не могла упасть на пол так, чтобы король не услышал.

Louis XIV: Самый известный вид Королевского дворца в Версале.

Вольер: МАКСимка пишет: Дворец Версаля открыт для посещения ежедневно с 9.00 до 18.30. выходной – понедельник. Я бы порекомендовал всё-таки уточнять расписание, если вы путешествуете самостоятельно. Во-первых, что-то может быть открыто, а что-то нет (например, залы в Королевском дворце или один из Трианонов), а во-вторых, можно приехать к 9.00, а откроется Версаль для посетителей часов в 11 (как это и произошло однажды со мной).

МАКСимка: Вольер пишет: Я бы порекомендовал всё-таки уточнять расписание, если вы путешествуете самостоятельно. Во-первых, что-то может быть открыто, а что-то нет (например, залы в Королевском дворце или один из Трианонов), а во-вторых, можно приехать к 9.00, а откроется Версаль для посетителей часов в 11 (как это и произошло однажды со мной). Разумеется! Необходимо зайти на официальный сайт, благо он у них очень хороший и информативный, всё уточнить для себя.

Марсель: Купил на днях книгу "Версаль" (подарочное издание) в магазине "Ашан". Удивительно, но лежала она одиноко на полке и, видно, не у кого не вызывала интереса т.к. была уценена до 100 руб. Автор: Жан-Франсуа Сольнон, Бруно де Сессоль, Фредерик Валлуар, Никола д'Аршимбо http://www.giftbooks.ru/ws/69/6873.htm

Марсель: Версаль- Галерея http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/html/11/accueil/index.html http://www.galeriedesglaces-versailles.fr/html/11/collection/galerie.html

Amie du cardinal: Марсель пишет: была уценена до 100 руб. Повезло Вам! А я как-то видела уцененный том мемуаров Ришелье за бесценок. Книгу Хаксли «Луденские бесы» я чуть ли не за 10 рублей купила. Увы... С одной стороны, плохо, что мало читают, ничем не интересуются, тем более, Францией и её историей. С другой стороны, ришеманам хорошо - можно приобрести книгу совсем недорого.

Louis XIV: Марсель пишет: Купил на днях книгу "Версаль" (подарочное издание) в магазине "Ашан". Есть у меня такая книга. Недавно купил в "Озоне". Стоила больше полутора тысяч.

Louis XIV: Amie du cardinal пишет: ришеманам хорошо - можно приобрести книгу совсем недорого. В "Озоне", кстати, двухтомник "Версаль" подешевел с 18 с лишним тысяч до почти 12. Этак дождусь, пока станет тыщ 5 - 6. Тогда и возьму

МАКСимка: Louis XIV пишет: Есть у меня такая книга. Недавно купил в "Озоне". Стоила больше полутора тысяч. Книга хорошая оказалась?

МАКСимка: Версаль при Людовике XIII

МАКСимка: Вот так Версальский дворец выглядел при Людовике XIII:



полная версия страницы