Форум » Нормандия (Normandie) » Экуи (Écouis), владения Ангеррана де Мариньи, Верхняя Нормандия (Haute-Normandie) » Ответить

Экуи (Écouis), владения Ангеррана де Мариньи, Верхняя Нормандия (Haute-Normandie)

МАКСимка: Ангерран де Мариньи и Гийом де Ногарэ - советники Филиппа IV Красивого. Легисты: http://richelieu.forum24.ru/?1-2-0-00000096-000-0-0-1340183655 Деревушка Экуи в Верхней Нормандии с населением около 778-ми (2009 год) человек тесно связана с историей и правлением Филиппа Красивого и его министра финансов Ангеррана де Мариньи. Меньше, чем через месяц я рассчитываю побывать в Экуи и своими глазами увидеть коллегиальную церковь, основанную и построенную Мариньи. Коллегиальная церковь Нотр-Дам Д'Экуи в Верхней Нормандии, основанная Ангерраном де Мариньи Памятная табличка Ну а пока хочу создать и начинать наполнять тему, поскольку теперь являюсь счастливым обладателем целой книги, посвященной Экуи и искусству во времена Филиппа IV: Фотографии пока в теме будут не мои, после приезда предоставлю фотоотчет.

Ответов - 19

МАКСимка: Фотографии коллегиальной церкови Нотр-Дам Д'Экуи: Могила Жана де Мариньи сохранилась в церкви Экуи:

МАКСимка: Об Экуи из книги Жана Фавье, посвященной Ангеррану де Мариньи: "Созидание домена увенчалось учреждением капитула в Экуи. Церковь Сент-Обен в Экуи с 1141 г. принадлежала Бек-Эллуану, который уступил ее королю: Мариньи получил над ней патронат примерно в 1308-1310 гг. В январе 1311 г. с одобрения Алис де Монс основание капитула регулярных каноников было подтверждено хартией, заверенной архиепископом Руанским, королем и папой. В XVIII в. документы, относящиеся к этому событию, хранились в архивах коллегиальной церкви. Капитул Руана, архидиакон нормандского Вексена и кюре Экуи одобрили это нововведение, о котором очень быстро стало известно повсюду: Жоффруа Парижский также высказался по этому поводу: Это был тот, кто в Экуи Поместил церковных каноников. В капитул были вложены значительные средства. Мариньи выделил на него 420 турских ливров ренты, приобрести которые позволил король. В действительности, Ангерран уступил капитулу в общей сложности 260 ливров ренты в Васкее, Лонгейле, Морте-мер-ан-Лионе, Л'Иль-Дье и Ри, причем в трех последних ренты местных церквей, а также ренту в Оти. Но в 1314 г. все эти выплаты еще не были переведены, поскольку ренты были конфискованы наряду с другим имуществом Ангеррана, и Людовику X пришлось, в качестве компенсации, выделить капитулу земли в Туфревиле и некоторые права в местностях Васкей и Экуи. Помимо того, Ангерран пообещал каждому канонику двенадцать полных возов леса, но из леса Баквиль он мог получить лишь сто возов; король добавил ему сорок четыре недостающих. Архиепископ Руанский, Бернар де Фарж, даровал им права на лес в Лионе (Lyons), а Жан де Лион, врач Людовика Наваррского, выделил 40 ливров ренты и права собственности на свои владения в Лионе, Тронке, Бофиселе и Лорло, сохранив за собой право на пожизненное ими пользование. Папа, в свою очередь, даровал отпущение грехов посетителям этих мест: на один год и на сорокадневный пост во время праздников Св. Девы Марии, Св. Иоанна Крестителя, Св. Петра, Св. Павла и Св. Людовика, и на сто дней в течение их октав; чуть позже он распространил свою милость также на рождественские праздники, на Пасху, Троицын день, святую Пятницу, на праздник Освящения церкви, а также на всех тех, кто сделает пожертвования для коллегиальной церкви. Мариньи дал капитулу устав в акте об его основании: присутствие во время богослужений и распределение канониальных и приходских служб, раздача пребенд, получение прибыли, порядок назначения сановников были строго урегулированы. В числе двенадцати каноников были декан, певчий и казначей, а также викарий. Покровительство оставалось за Ангерраном и, после его смерти, за его потомками: сначала за сеньором де Мариньи, потом за сеньором дю Плесси. В действительности, во время Революции покровительство принадлежало госпоже д'Экуи и сеньору де Мариньи. Ангерран мог назначить двух каноников в церковный приход. Помимо того, он готовился к учреждению восьми должностей викария, чего так и не произошло. С другой стороны, Мариньи действительно открыл госпиталь в Экуи. Похожие, но не столь значительные учреждения появились по его инициативе в Гамаше, где в 1309 г. был основан капитул, и в Менневиле, где в 1312 г. открылись две часовни, располагавшиеся, вероятно, вблизи замка. Возводя капитул в Экуи, Ангерран приказал снести старую церковь Сент-Обен. Тремя годами позже строительство новой коллегиальной церкви Святой Богоматери в Экуи подошло к концу. Это одно из самых прекрасных и незатейливых зданий, построенных в радиальном стиле, и можно не сомневаться в том, что для его создания Мариньи обратился к одному из самых модных в творческих кругах того времени архитекторов, который, без всякого сомнения, был также автором Плесси, поскольку лепка и утолщенный фундамент обоих зданий абсолютно идентичны. Церковь имеет два нефа, простой и поперечный; ее свод появился только накануне Революции. Некогда она была отделана лепными украшениями, аналогично часовне в Плесси и Большому залу королевского дворца в Париже. Западный портал украшали три прекрасные статуи: Дева Мария, которая сейчас стоит напротив тимпана, ранее находилась напротив простенка; в оконных простенках возвышались статуи дарителей, слева Ангеррана де Мариньи, справа Алис де Монс, которые преподносили Богоматери макеты церквей. Другие сделанные по заказу Ангеррана скульптурные изображения до сих пор украшают церковь: это статуи Св. Вероники, Св. Анны, Св. Никезы, Св. Дионисия, Св. Марии Египетской, Св. Цецилии, Св. Маргариты; ранее ансамбль дополняла также скульптура Людовика Святого, к сожалению, утраченная в наши дни. Эта скульптурная группа является одним из самых выдающихся памятников пластического искусства начала XIV в. Создатели ансамбля, без всякого сомнения, творили в королевской мастерской, и Мариньи, руководивший ее деятельностью, не преминул воспользоваться своим положением для того, чтобы установить свое скульптурное изображение рядом со статуей короля на входе в королевский дворец. Именно в церковь в Экуи было передано тело Ангеррана (точная дата неизвестна), после чего было возведено его надгробие. Эмиль Маль разрушил пользовавшуюся популярностью на протяжении многих веков гипотезу о том, что три основные фигуры памятника изображают Бога и Мариньи с Карлом Валуа, молящих о прощении... На самом же деле в этом скульптурном ансамбле представлен Христос в окружении Девы Марии и Св. Иоанна, а два ангела не имеют к данной группе отношения. Для завершения образа коллегиальной церкви Ангерран передал ей реликвии, полученные не без участия Климента V. Например, это висящий на шее Девы Марии агнец божий из позолоченного серебра, который служил ковчегом для молока Девы, причем на его поверхности был выгравирован герб Ангеррана. К этому дару Мариньи присоединил реликвии Креста Иисуса и никогда не замерзающую кровь Св. Киприана, а также ковчег в форме канделябра из позолоченного серебра и такой же крест весом 168 унций; на всех этих предметах красовался герб де Мариньи и иногда герб Алис де Монс. Со своей стороны, Филипп Красивый преподнес в дар фалангу Людовика Святого в шкатулке для просфоры с четырьмя хрустальными пластинками. Фалангу держал в одной руке ангел из позолоченного серебра, в другой руке которого был скипетр. Когда все было готово, 9 сентября 1313 г. в присутствии кардинала Николя де Фревиля, папского легата, двух архиепископов и одиннадцати епископов6 состоялось освящение. Зачем нужна была эта дорогостоящая и повсюду разрекламированная затея? Мариньи, задумав и практически реализовав объединение обширного домена, который он впоследствии собирался преобразовать в титульный фьеф, хотел придать этому домену значимость известного и посещаемого культового места — заметим, что освящение состоялось во время ярмарки сукна — и сделать из церкви «Сен-Дени» основываемой им династии. В то же время, для того чтобы большая часть его домена не осталась в стороне от основных капиталовложений, он поместил церковь в некотором отдалении от центра. Следовательно, устроение капитула никак не могло помешать объединению будущего баронского поместья. Для Ангеррана коллегиальная церковь в Экуи, являвшаяся не простым культовым сооружением, а святилищем всего домена и фамильной усыпальницей, была одной из главных составляющих его престижа и величественным подтверждением его успеха".

МАКСимка: В январе 1311 г. с одобрения Алис де Монс основание капитула регулярных каноников было подтверждено хартией, заверенной архиепископом Руанским, королем и папой. Хартию подтвердил Филипп Красивый в Фонтенбло, Климент V в Авиньоне, Климент VI в 1348-м году еще раз подтвердил хартию в пользу наследников Ангеррана. В числе двенадцати каноников были декан, певчий и казначей, а также викарий. Согласно подсчетам 1766-го года, капитул состоял из сорока четырех душ, исключая при этом певчих детей и мирян. Из числа каноников один являлся деканом, главой капитула, в обязанности которого входило каждый день собирать общину и выступать в качестве судьи в делах, которые возникли из-за нарушения правил. Также в общину входил певчий, который отвечал за пение и чтение месс, казначей, который отвечал за облачения, колокола и украшение церкви, в конце концов, викарий, который заботился о приходе. Один каноник служил в качестве счетовода, другой был библиотекарем, а третий секретарем. Для завершения образа коллегиальной церкви Ангерран передал ей реликвии, полученные не без участия Климента V. Важно подчеркнуть, что помимо короля и Папы, важным покровителем коллегиальной церкви выступала Жанна Наваррская, чьй герб находился на по крайней мере четырех реликвариях. Реликвии Святой Екатерины были, возможно, преподнесены Жилем Айсленом. Мощи Святой Анны, Святого Дионисия, Иоанна Крестителя имеют либо королевское, либо Руанское происхождение. В Экуи пять раз в году организовывали фестивали в честь Девы Марии. С литургической точки зрения это детище Ангеррана не могло сравниться с простыми приходскими церквями, изощренность облачения и регламентированность обрядов имели явную связь с Руанским архиепископством.


МАКСимка: 9 сентября 1313-го года городок Экуи праздновал Рождение Богоматери и торжественное освящение новой коллегиальной церкви, а 8 сентября открылась ярмарка, на которой демонстрировалась шерсть из Ипра. Новое сооружение доминировало над городком, и жители Экуи первыми извлекали выгоды из своего нового положения. С 1313-го года в архитектуре церкви мало что изменилось, лишь добавлялись новые капеллы, переделывались хоры, менялось убранство. На гравюрах 1696-го и 1790-ых годов мы видим кусочек стены. Некогда рядом с церковью находился целый комплекс зданий, предназначенных для каноников: жилые дома, амбар, кладбище. В 1790-м году, когда община была распущена, здания пришли в негодность и были постепенно снесены. Гравюра 1696-го года Гравюра 1709-го года Макет церкви Экуи, 1313-ый год 1) Ангерран де Мариньи 2) Алис де Монс 3) Жан Корню 4) Супруга Жана Корню Николь 5) Неидентифицированная надгробная статуя 6) Посох Жана де Мариньи 7) Реликварии Марии Магдалины

МАКСимка: Надгробный памятник Ангеррану де Мариньи был сооружен после 1475 г., и, по всей видимости, лицо статуи, изображавшей возлежащего на надгробии человека, должно было передавать некоторые черты лица самого Мариньи. Надгробный памятник Ангеррана, 1700-ый год. Автор Роже де Ганьер: Надгробный памятник Ангеррана, автор Миллен: (1; 2 - гробница и надгробный памятник Ангеррана де Мариньи, 3 - терновый венец, 4 - надгробие Жана де Мариньи) Эти два рисунка надгробного изображения Ангеррана имеют детальные отличия, как мы с вами можем это видеть. В центре скульптурной группы изображен Христос между Девой Марией и Святым Иоанном. Две другие коленопреклоненные фигуры похожи на дарителей. Женщина слева в короне, одетая в стандартный официальный костюм 1360-1380-ых годов, и с закрытыми шеей и подборотком, что говорит о замужнем статусе, может изображать Ид де Мариньи, графиню де Танкарвилль, дочь сына Ангреррана Людовика. Соответственно, мужская фигура справа - это граф Гийом VI де Танкарвилль. Согласно некоторым источникам, именно эти двое содействовали погребению Мариньи в Экуи в XIV столетии. Когда Мариньи арестовали, то все его имущество отошло к Короне. Людовик X подарил сеньории Менневилль, ЛёПлесси и Мариньи, вместе с патронажем над коллегиальной церковью Нотр-Дам д'Экуи, своей второй жене Клеменции Венгерской.

МАКСимка: Видео, повествующее о коллегиальной церкви Ангеррана де Мариньи в Экуи, Нормандия: Сайт прихода: http://www.collegiale-ecouis.asso.fr/default.htm

МАКСимка: 16 июля 2012-го года я наконец-то побывал в Экуи. Хочу сказать, что кюре прихода, настоятель по имени Ален Жак оказался очень милым и общительным дедулей, который напоил меня чаем в своем доме за коллегиальной церковью, а затем провел по самому храму, всё рассказал и показал.

МАКСимка: Могила Жана де Мариньи, сводного брата Ангеррана Единственный витраж, который сохранился со времен Ангеррана

МАКСимка: Некоторые статуи, выполненные по заказу Ангеррана де Мариньи: Святая Мария Египетская Святая Вероника Святой Никез

МАКСимка: В 2013-м году коллегиальная церковь в Экуи празднует 700 лет со дня своего освящения. В связи с этим 20 октября 2012-го года вышла новая книга, посвященная этому сокровищу нормандского Вексена. Издание содержит более 200 фотографий.

МАКСимка: Louis Régnier, L'église Notre-Dame d'Écouis, autrefois collégiale : l'édifice, le mobilier, la statuaire, les tombeaux, le trésor, la chapelle du Plessis, le château et les statues de Mainneville..., Paris: Edouard Champion, 1913: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k118788k.r=écouis.langFR (*копируем всю ссылку в адресную строку) Adolphe-André Porée, Les statues de l'ancienne collégiale d'Écouis (Eure), Paris: Imprimerie de Plon-Nourrit, 1902: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k634915.r=écouis.langFR (*копируем всю ссылку в адресную строку)

МАКСимка: МАКСимка пишет: Церковь Сент-Обен в Экуи с 1141 г. принадлежала Бек-Эллуану, который уступил ее королю Приходская церковь деревушки Экуи была отдана влиятельному аббатству Бек в первой четверти XII века неким Оврэ де Жамашем. Об этом мы знаем лишь из "Истории" Бека XVIII века, но в актах Генриха II Плантагенета, в которых он гарантирует владения аббатства, мы не находим подтверждения. В конце концов, в 1181-м году Папа Луций III окончательно закрепил за Беком владение церковью Экуи. МАКСимка пишет: Могила Жана де Мариньи сохранилась в церкви Экуи Жан де Мариньи, епископ Бове, затем архиепископ Руанский незадолго до своей смерти в 1351-м году обеспечил детище своего брата новыми рентами и землями. В то время многие представители знати выбирали коллегиальную церковь в Экуи местом своего захоронения, о чем до революции свидетельствовали многочисленные надгробные плиты и памятники.

МАКСимка: Помимо скульптур, истинным сокровищем коллегиальной церкви в Экуи являются тридцать шесть деревянных скамей (les stalles) хора, которые сохранились с начала XIV века, то есть являются современниками Ангеррана де Мариньи и помнят освящение здания в 1313-м году. Сегодня скамьи в церкви Экуи являются самыми древними во Франции.

МАКСимка: Collegiale Notre Dame d'Ecouis

МАКСимка: МАКСимка пишет: Святая Вероника

МАКСимка: МАКСимка пишет: Святая Мария Египетская

МАКСимка: МАКСимка пишет: Святой Никез Дева Мария с младенцем:

МАКСимка: Современные витражи церкви:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Помимо скульптур, истинным сокровищем коллегиальной церкви в Экуи являются тридцать шесть деревянных скамей (les stalles) хора, которые сохранились с начала XIV века, то есть являются современниками Ангеррана де Мариньи и помнят освящение здания в 1313-м году. Сегодня скамьи в церкви Экуи являются самыми древними во Франции.



полная версия страницы