Форум » Людовик XIV, “Король-Солнце” » Филипп I Орлеанский (биография и портреты) » Ответить

Филипп I Орлеанский (биография и портреты)

Snorri: Филипп Орлеанский 21 сентября 1640 года в замке Сен-Жермен королева Анна Австрийская произвела на свет второго сына, которого назвали Филиппом, в честь ее отца, короля Испании Филиппа III. Маленький принц получил титул герцога Анжуйского, а после смерти отца, Людовика XIII, наступившей в 1643 году, стал зваться Месье/Монсеньором, как и полагается младшему брату короля. Вместе с братом и матерью, а также первым министром (и, вероятно, отчимом), кардиналом Мазарини, юный Филипп пережил Фронду (1648-1653), восстание буржуазии и принцев против королевской власти. Дядя маленького короля, Гастон Орлеанский, его дочь герцогиня Монпансье, принцы Конде, Конти, герцог Бофор и другие открыто поносили министра-итальянца, требуя его отставки, чего им удалось добиться, правда, всего лишь на время. В конце концов, юный король и регентша Анна Австрийская вышли победителями из этой схватки, грозившей перерасти в гражданскую войну, наподобие той, что примерно в то же самое время сотрясала соседнюю Англию. Судя по свидетельствам современников, короля и его младшего брата можно было назвать хорошими друзьями: в детстве они много играли вместе, случалось, дрались, но отношения между ними до конца жизни оставались весьма теплыми и доверительными, чего не наблюдалось в королевской семье, начиная с XVI века. Когда в 1658 году Людовик XIV тяжело заболел, то он попросил брата ухаживать за ним. К сущему облегчению Филиппа, король выздоровел, а герцог Анжуйский, страшившийся мысли о троне, с облегчением вернулся к своим повседневным делам. В 1660 году, не оставив наследников мужского пола, умирает дядя Гастон, и его титул переходит к Филиппу. Герцог Орлеанский в полной мере наслаждался придворной жизнью: много играл, нередко доставляя венценосному брату неудовольствие оплачивать свои весьма немалые долги, собирал произведения искусства и меценатствовал (он покровительствовал Мольеру, художникам и живописцам, открыл в Пале-Рояле Академию музыки и Академию танца), а также охотился за смазливыми молодыми людьми. Герцог отнюдь не скрывал своих нетрадиционных пристрастий, любил ярко наряжаться, пудрил и румянил лицо, украшал себя драгоценностями. Как писал Сен-Симон, в бою он больше страшился загореть под солнцем, нежели получить ранение. Сплетники утверждали, что к "итальянской заразе", как во Франции называли гомосексуализм, принца пристрастил Филипп Манчини, племянник Мазарини. Среди самых известных фаворитов принца числились сын маршала де Граммона, граф Антуан де Гиш, граф Шатийон, маркиз Антуан д'Эффиа, а также наиболее известный, красавец шевалье Филипп де Лоррен, в нежной связи с которым герцог состоял до конца своей жизни. Несмотря на гомосексуальные склонности, Филипп Орлеанский был дважды женат. 31 марта 1661 года он сочетался браком с Генриеттой-Анной Английской, сестрой недавно вернувшего себе престол Карла II, остроумной кокетливой красавицей, которой приписывали многочисленные увлечения. Среди ее поклонников значились граф де Гиш и даже сам Людовик XIV, чья жена, инфанта Мария-Терезия, значительно уступала его очаровательной невестке. Возможно, все ограничивалось лишь ухаживаниями, которые сплетники раздули до уровня скандальных связей: перед своей смертью Генриетта сказала мужу, что ни в чем перед ним не провинилась. От этого брака родилось четверо детей: * Мария-Луиза (27.03.1662-12.02.1689), будущая королева Испании * Филипп-Шарль (16.06.1664-08.12.1666), граф Валуа * дочь (родилась и умерла 9 июля 1665) * Анна-Мария (27.08.1669-26.08.1728), герцогиня Савойская, ставшая бабушкой Людовика XV, а также чьи далекие потомки сели на трон объединенной Италии. Сторонники рода Стюартов, не признавшие Славной Революции 1689 года, считают ее потомков законными претендентами на английскую корону. В честь женитьбы брата король подарил молодоженам Пале-Рояль, выстроенный некогда кардиналом Ришелье и завещанный им их отцу, Людовику XIII. Именно там, а не в Лувре, провели свои детские годы Людовик и Филипп. Впоследствии Пале-Рояль стал семейным гнездом герцогов Орлеанских. Дурное поведение шевалье де Лоррена вынудило Генриетту пожаловаться на него Людовику, после чего тот сослал фаворита брата в Италию. Говорили, что из-за границы мстительный молодой человек инспирировал отравление принцессы, и этот слух широко распространился в мемуарной и художественной литературе. По приказу Короля-Солнца, потерявшего в лице Генриетты не только хорошего друга, но и ценного политика, т.к. именно она проводила секретные переговоры между ним и своим братом, королем Англии, приведшие к подписанию тайного Дуврского соглашения, было произведено вскрытие, однако следов яда не обнаружили. Генриетта не отличалась крепким здоровьем, а частые беременности и тяжелые роды только ослабили ее, так что скончалась принцесса вовсе не от отравления, а от тяжелого перитонита. В ноябре 1671 года герцог Орлеанский вступил во второй брак с Елизаветой-Шарлоттой Пфальцской, более известной как Лизелотта. Первой супруге принца она приходилась двоюродной племянницей. В отличие от Генриетты-Анны, Лизелотта не отличалась ни красотой, ни кокетством, а ее прямолинейный немецкий характер и острый язык завоевали ей немало недоброжелателей при дворе. Говорили, что Филипп нередко консультировал жену по поводу ее внешнего вида и самолично занимался составлением ее гардероба. Лизелотта родила принцу троих детей: * Александра-Луи (02.06.1673-16.03.1676), герцога Валуа (после того как умер этот ребенок, королевская фамилия посчитала, что имя Валуа приносит им несчастья, и более никто из Бурбонов не носил этого титула) * Филиппа (02.08.1674-02.12.1723), герцога Шартрского, унаследовавшего титул отца и ставшего Регентом в эпоху малолетства Людовика XV * Елизавету-Шарлотту (13.09.1676-23.12.1744), герцогиню Лотарингскую. Ее сыном был Франц-Штефан, женившийся на императрице Марии-Терезии и ставший отцом Марии-Антуанетты. Таким образом, потомство Филиппа I Орлеанского можно обнаружить почти во всех основных королевских домах Европы. После рождения детей супруги приняли обоюдное решение ночевать отдельно друг от друга. Как писала Лизелотта, наконец-то она смогла свободно раскинуться на кровати, т.к. герцог не любил, когда к нему прикасались во сне, а самому Филиппу ничто не мешало отныне получать полное удовольствие от компании фаворитов. В своей обширной переписке принцесса Пфальцская не раз жаловалась, что шевалье де Лоррен, "вторая жена Месье", заставляет ее мужа пересказывать все, что она ему говорит, а также что принц больше хлопочет о благоденствии своих любимцев, чем родных детей. Тем не менее между супругами сохранилось некоторое подобие дружбы. Филипп Орлеанский дважды принимал участие в военных походах, проявив себя хорошим полководцем. Впервые он участвовал в войне с Фландрией, разразившейся в 1667 году. В 1672 году король доверил брату командование в войне с Соединенными Провинциями, а в 1677 году принц выиграл битву при Касселе и взял крепость Сент-Омер. Злые языки говорили, что Людовик XIV позавидовал полководческой славе герцога и более не допускал возможности повторения его ратных подвигов. Несмотря на протесты четы Орлеанских, в 1692 году король женил Филиппа Шартрского на мадемуазель де Блуа, своей внебрачной дочери от мадам де Монтеспан. Молодой человек, в отличие от отца, бывший большим любителем женского пола, к собственной супруге относился весьма сдержанно, на что та через несколько лет брака пожаловалась своему отцу. Людовик вызвал к себе герцога Орлеанского и потребовал, чтобы тот повлиял на сына, однако Филипп принялся яростно защищать своего отпрыска, став единственным в истории человеком, посмевшим поднять голос на взрослого Короля-Солнце. Высокородные братья ругались очень долго и очень громко, так что лакею пришлось зайти в кабинет, где происходила семейная сцена, сказав, что весь двор в курсе их разногласий. В тот же вечер по возвращении из Версаля в Сен-Клу с герцогом Орлеанским случился апоплексический удар, и некоторое время спустя он скончался (09.06.1701), искренне оплакиваемый женой, детьми и братом, а также своей подругой, маркизой де Монтеспан. Помимо герцогства Орлеанского, Филипп владел также титулами герцога Немурского и Монпансье (после смерти кузины, дочери Гастона), а также принца Жуанвиля.

Ответов - 27, стр: 1 2 All

МАКСимка:

МАКСимка: Работа Анри Гаскара Филипп представляет герцога Бургундского на коронации брата Людовика в Реймсе 7 июня 1654-го года

МАКСимка: Филипп Орлеанский с портретом старшей дочери Марии-Луизы Орлеанской, будущей королевы Испании. Мастерская Пьера Миньяра Работа Антуана Матьё В облачении кавалера ордена Святого Духа Автор Жюст д'Эгмон


МАКСимка: В роли Персидского короля на карусели в Тюильри 5, 6 и 7 июня 1662 Работы Пьера Миньяра и его мастеровых:

МАКСимка: Работа Мишеля Корнейя Работа Робера Нантейя

МАКСимка: Филипп Орлеанский в образе Рассвета со своей первой супругой Генриеттой-Анной в образе Флоры и с дочкой Марией-Луизой, будущей королевой Испании, в образе Психеи. Автор Жан Нокре:

Amie du cardinal: Филипп стал главным героем музыкальной комедии Monsieur ! Le Musical. Le frère de Louis XIV est un étrange personnage, plus digne d’intérêt pour sa vie personnelle que pour son poids dans l’Histoire dont il a été soigneusement tenu à l’écart. Le spectacle dresse un tableau intéressant de ce qu’a pu endurer un Fils de France au pied du trône et des liens familiaux et politiques ambigus avec son frère le Roi. Les principaux personnages de l’entourage du Prince sont représentés, dont ses deux femmes et quelques favoris. Il est à noter que les dialogues et les baisers avec les uns et les autres sont explicites : Monsieur, le musical chic choque, donc les âmes sensibles devront s’abstenir. Dans le contexte du Tremplin Théâtre, le spectacle fait un peu amateur par manque de moyens et de place, mais cela rend le jeu des acteurs d’autant plus remarquable. Le texte est bien écrit, intéressant et interprété de façon crédible par une troupe enthousiaste. On prend beaucoup de plaisir à s’imaginer dans un Versailles transposé à une époque moderne. Sauf à être nostalgique de la monarchie, on s’amusera de voir Louis XIV dans un costume de maire républicain, un peu dépassé et plein de respect pour son frère. On ne peut malheureusement pas en dire autant des tableaux chantés : les voix manquent globalement de force et de charme, comme les lyrics du reste, un peu mécaniques. Les musiques sont, quant à elles, issues d’autres comédies musicales (Wicked, The Wizard Of Oz, Dracula) à l’exception de 2 chansons pop reprises en anglais et d’une musique originale de Marie Orlandi pour la dernière scène, la plus aboutie musicalement et visuellement. Au fond, on peut dire que Monsieur, le musical chic s’inscrit dans la veine de la comédie musicale française grand-public, comme Le Roi Soleil, mais fonctionne avant tout par le jeu des acteurs plutôt que par « clips » scéniques.



полная версия страницы