Форум » Друзья и враги Ришелье » ОТЕЦ ЖОЗЕФ - «Правая рука» кардинала Ришелье » Ответить

ОТЕЦ ЖОЗЕФ - «Правая рука» кардинала Ришелье

Марсель: Отец Жозеф - Франсуа Ле Клер дю Трамбле (1577-1638). Известен под именем "отца Жозефа" или "серого преосвященства". Был доверенным лицом и советником кардинала Ришелье. Энергичный, жестокий, честолюбивый, отец Жозеф, не имея никакого официального звания тем не менее пользовался большим влиянием и властью. Иосиф (фр. le père Joseph, собственно Франсуа дю Трембле фр. François Leclerc du Tremblay; прозвище — Eminence grise, Серый кардинал; 1577—1638) — государственный деятель Франции, монах капуцинского ордена. Дворянин по происхождению, изначально он хотел сделать карьеру военного, участвовал в осаде Амьена в 1597-ом году, затем сопровождал специальное посольство в Лондон, однако в 1599-ом году резко изменил свои взгляды и принял постриг в монастырей капуцинов. Он ударился в религиозную жизнь с большим пылом, и стал известным проповедником и реформатором. В 1612-ом он стал ближайшим помощником кардинала Ришелье, коим и пробыл до самой своей смерти. Серым же кардиналом его прозвали за серый цвет носимого им плаща. Кардинальский же сан он получил лишь незадолго до своей смерти в 1638-ом году. Много путешествовал, служил на военной службе, в 1599 принял монашество и выделился в качестве проповедника, профессора и миссионера. После смерти Генриха IV достиг влияния при дворе и постепенно стал сотрудником Ришелье, политику которого проводил в особо важных миссиях (1624 в Риме, 1630 в Регенсбурге и т. д.). В качестве начальника канцелярии Ришелье Иосиф, вместе с четырьмя другими капуцинами, исполнял тайные поручения кардинала и в неразборчивости применяемых политических средств превосходил своего начальника — только конечные цели Иосифа носили более идейный характер и в большей степени проникнуты духом католичества, чем у Ришелье. Ришелье пророчил Иосифа себе в преемники и многие годы добивался для него кардинальской шапки, но эти требования были отклонены, так как курия считала Иосифа одним из главных своих противников. Ранке нашёл в Парижской национальной библиотеке сборник актов и документов 1634—1638, составленный под наблюдением Иосифа. Отец Жозеф умер от апоплексического удара в декабре 1638 г.

Ответов - 72, стр: 1 2 3 4 All

Ёшика: Brunante пишет: Отец Жозеф-то зачем договор подписывал? На этом настоял Фердинанд 2. Brunante пишет: Подпись Леона - все-таки, только предварительное соглашение. Леон обладал официальными полномочиями подписать любое соглашение от имени Франции. Причем имел даже два пакета полномочий: официальный и неофициальный, который был еще шире, чем официальный. Подпись Леона на договоре по тем временам означала, что Франция согласна с условиями договора. И отговорка, которая была в итоге придумана Ришелье : якобы Леон имел полномочия решать только дела по Северной Италии, несостоятельна, ибо Леон на деле имел гораздо большие полномочия, причем подтвержденные официальным образом. От большого скандала спасло только то, что к тому времени испанцы и Милан уже согласились с правами Невера - там успел поработать Мазарини, в итоге как бы Францию оказалось нечем особо придавить за отказ ратифицировать официально пописанный договор с Империей. А в 1631 году Густав-Адольф погиб при Лютцене, поэтому Империи показалось, что перелом в ее пользу еще возможен.

Brunante: Да, это я с современным правом, возможно, перепутала. Сейчас-то подпись часто - только первый шаг, до ратификации договор все равно недействителен, а то и дольше. Но вообще странно у них система была устроена. Эдак посла запугают, подкупят, подпоят, а страна потом не глядя выполняй?

Ёшика: Brunante пишет: Сейчас-то подпись часто - только первый шаг, до ратификации договор все равно недействителен, а то и дольше. И тогда было примерно также, с небольшой оговоркой: подписание договора послами никогда не шло без тесных консультаций с правящими кругами, которые в итоге и ратифицировали договор. Это сейчас парламент может встать в пику президенту по ратификации договора, ибо это две разделенных и как бы независимых ветви власти: исполнительная и законодательная. Тогда же было проще: во Франции для этого существовала процедура сессии парламента lit de justice, когда парламенту ничего не оставалось делать, как только ратифицировать и зарегистрировать то, что предлагал король. В этом смысле ограничение власти монарха в той же Священной римской империи было гораздо круче, поскольку без одобрения коллегией семи электоров император не мог даже вводить налоги, хотя и там находились способы получить нужное императору решение коллегии. Поэтому в тот момент первичное подписание договора как бы означало, что на то получено разрешение тех, кто его впоследствии и будет ратифицировать. Поэтому наверное, я была не совсем права, написав про нарушение международного права, скорее имело место грубое нарушение правил международного делового оборота, действовавшего на тот момент, но правила делового оборота тоже входят в понятие права. Brunante пишет: Эдак посла запугают, подкупят, подпоят, а страна потом не глядя выполняй? на то к Леону и был послан отец Жозеф. Это было тем более необходимо, поскольку Леон был ближайшим родственником Сийёри и Пюизьё, которых Ришелье "съел" в начале карьеры. Тем не менее, на роль дипломатов в те времена абы кто не попадал - как правило, либо это были люди, которым доверяли (пример - посол в Риме Д'Эстре - сомнительного качества дипломат, но зато человек, всецело преданный Ришелье), либо их контролировали ( опять же пример - любимая связка Мазарини: Сервьен-Д'Аво. Д'Аво был прекрасный дипломат, но ему не доверяли, поэтому он был уравновешен Сервьеном, который был "alter ego" Мазарини в дипломатии). Иногда действительно дипломаты по совместительству выполняли роль шпионов, иногда и двойных. Периодически это даже поощрялось с обеих сторон :-)


Ёшика: Brunante пишет: Отец Жозеф в последний момент объявился с этой короной и окончательно сбил Валленштейна с толку. Да нет, отец Жозеф переговоры вел с Валленштейном долго, и богемская корона тоже обсуждалась. Дело оказалось в нерешительности самого Валленштейна: он то склонялся к французам, когда его отправили в отставку; но он был в душе чрезвычайно предан Фердинанду, и потому, когда Фердинанд снова его позвал, то Валленштейн бросил французов без сожаления. Правда, вскоре Валленштейн понял, что Фердинанд ему как раньше не доверяет, да плюс отец Жозеф окучивания славного генерала не бросил. Вот и разрывался Валленштейн между верностью и честолюбием. Он был прекрасный генерал, но довольно посредственный политик, поэтому допустил такую ситуацию, при которой стал угрозой своему патрону. Патрон, не задумываясь, его убрал.

Лилит: Бесспорно отец Жозеф, человек редкого ума. Быть советником такого человека, как Ришелье, дорогого стоит. Этот человек всегда находился в тени, но тем не менее, судя по всему был нужен. Удивительное совпадение, когда в один временной отрезок, в одном месте, оказались две столь незаурядных личности. Лично мне отец Жозеф, не менее интересен, чем сам Ришелье.

Мушкетер: Лилит пишет: Лично мне отец Жозеф, не менее интересен, чем сам Ришелье. И мне!

Ultima Ratio Regis: К слову об отставке и смерти Валленштейна... А не кажется ли вам, что изначально и самого Фердинанда в этом деле не следует сбрасывать со счетов... Я имею в виду то, что его согласие на отставку Валленштейна было, на мой взгляд, далеко не вынужденным... Да, Альбрехт был безумно талантливым полководцем, но, с другой стороны, был еще и Тилли. И здесь нужно учесть, помимо всех талантов Валленштейна, его харизматичность, как генерала! Такой лидер, да во главе армии, которая его обожает, - Фердинанду было о чем задуматься... Что касается Жозефа, то в деле Валленштейна его роль искусителя все-таки тоже была не последней...

МАКСимка: Франсуа Ле Клерк дю Трамбле (1577-1638), принявший имя Жозефа при пострижении в монахи, происходил из весьма знатной и влиятельной семьи. Его отец, Жан Ле Клерк дю Трамбле, принадлежал к чиновному дворянству, дворянству мантии, служил канцлером при дворе младшего сына короля Генриха II и Екатерины Медичи герцога Алансонского, занимал пост президента Парижского парламента (высший королевский суд) и выполнял важные дипломатические поручения французской короны, в том числе былпослов в Венецию. Мать его, Мари Мотье да Ла Файет, происходила из родовитой и богатой семьи провинциального дворянства. Получив хорошее гуманистическое образование в Париже в академии Плювинеля и проявив незаурядные способности, он рано проникся сильным религиозным чувством и жаждой борьбы с неверными и еретиками - протестантами. В начале 1599 года он вступил в орден капуцинов, образовавшийся в XVI веке как одна из ветвей францисканского ордена и взявший на себя (как и орден иезуитов) задачу обеспечения торжества католицизма. Став членом ордена, отец Жозеф развил очень активную деятельность по искоренению протестантизма. С этой целью он, в частности, при поддержке папы Павла V создал женский монашеский орден дочерей Св. Креста и основал обитель близ Фонтевро в Пуату, составив для монахинь специальный молитвенник. Но более всего занимала его идея крестового похода против турок. Он был одержим ею и готов был положить все силы на его организацию. Первая встреча Ришелье, уже в 24 года епископа Люсонского, и Франсуа дю Трамбле (уже -- отца Жозефа), состоялась в 1609 году. Молодые люди сразу обнаружили много общего во взглядах, характере и симпатиях. Карьера Ришелье тоже не была лишена взлетов и падений; но и в самые трудные времена, когда королева- мать Мария Медичи, а затем сам юный король Людовик ХIII отправляли будущего первого министра из Парижа в ссылку в провинцию (в Люсон) -- и тогда Ришелье не забывал о своем давнем друге, переписывался и виделся с ним. Тем более выросла роль "отца Жозефа" в 1624 году, с назначением его покровителя первым министром Франции с практически неограниченными полномочиями от короля. Его серое преосвященство был человек чрезвычайно талантливый на дипломатическом поприще! И Ришелье, обожавший и глубоко уважающий отца Жозефа во многом полагался на его опыт и интуицию. Он знал, что там где "завязнет" светское посольство монах Жозеф всегда найдет дорогу. В то время ходил анекдот: ""говорят, что когда кардинал Ришелье хочет провернуть какое-нибудь дельце (чтобы не сказать обман), он всегда использует людей благочестивых и набожных". Эти слова были сказаны итальянцем, когда он по служебным делам столкнулся с отцом Жозефом. Серое преосвященство, как разносторонний и находчивый человек, очень быстро разбирался в назревающей ситуации. Если раньше он уважал католические страны. То во время тридцатилетний войны со знанием дела предлагал кардиналу активнее сотрудничать с протестантскими князьями. При этом он не забывал об освобождении. Пусть в мечтах, гроба Господнего, но и советовал Ришелье поддерживать торговлю с турками и развивать отношения с арабами... Осень-зима 1638 года были изобильны событиями. 21 сентября умер Карл Гонзага - герцог Мантуи и Нэверы, 7 октября - Виктор Амадей Савойский. 8 декабря Людовик XIII исповедовался у Коссена. Тот прочел ему нотацию о том, что король пренебрегает обязанностями сына по отношению к королеве-матери, а также об ужасах войны. Целью этой нотации было подорвать доверие короля к политике кардинала. 9 декабря Коссен приезжает в Рюэль, его проводили в приемную и не позволии увидеться с королем до тех пор, пока Ришелье не ответил пункт за пунктом на все выдвинутые им тезисы. Успешно восстановив дух короля и его доверие к себе. 10 декабря Коссен был удален от двора. Больного отца Жозефа 13 декабря перевезли в Рюэль. Он исповедовался, его мысли все еще полностью были заняты крестовым походом, совершить который он продолжал надеяться. Когда больной был доставлен в Рюэль, Ришелье смотрел спектакль в своем театре. Узнав о прибытии своего друга, причем сильно заболевшего, кардинал бросил все и приказал, чтобы отец Жозеф был удобно размещен и после пожелал его немедленно навестить. В этот момент ему сказали, что капуцина постиг еще один удар и он в забытьи. Ришелье старался сдержать себя, но слезы лились потоками из его глаз. Верный друг уходил, даже не сказав слов напутствия, так необходимых кардиналу! Ла Менардье передал Ришелье. Что последним словом до удара, было слово Брейзах. Премьер долго молил Господа о ниспошление его закадычному другу либо выздоровления, либо легкой смерти. В эти дни кардинал напрочь забыл о собственных недугах и вместе с врачами бдил у постели обреченного монаха. Умер отец Жозеф 18 декабря после продолжавшейся три дня комы. В день произнесения надгробной речи, через два дня после заупокойной мессы, Ришелье услышал известие о Брейзахе. Из книги Алиции Липовски "Частная жизнь кардинала Ришелье".

Amie du cardinal: Здесь можно прочитать на французском языке книгу "Отец Жозеф, полемист".

Мари Мадлен дЭгийон: Тут возник спор. Надеюсь что владеющие французским могут помочь в этом деле. Вопрос в том, добился ли Ришелье кардинальской шапочки для о.Жозефа или нет? И если о.Жозеф все таки стал кардиналом - то в каком году. Я нигде не смогла найти ссылки на исторические документы. Увы, я не доверяю Википидии и не считаю это достоверным источником. Если кто-то может помочь, буду очень благодарна

Ёшика: Мари Мадлен дЭгийон пишет: Вопрос в том, добился ли Ришелье кардинальской шапочки для о.Жозефа или нет? Сложный вопрос: с одной точки зрения, капуцин все-таки стал кардиналом - папа озвучил его имя накануне смерти отца Жозефа - 17 декабря 1642 года, в день, когда посол Франции изменил имя кандидата на кардинальский сан от своей страны. Папа, сославшись на то, что новый кандидат не имеет подданства Франции, вынес решение о предоставлении кардинальского сана прежнему кандидату - отцу Жозефу. Папа был хорошо осведомлен о том, что капуцин тяжело болен, и он поспешил сделать его кардиналом, чтобы закрыть таким образом требования Франции. Он не смог предвидеть только одного - что отец Жозеф умрет уже на следующий день после этого решения и широкий жест папы не будет иметь никакого значения, поскольку новоиспеченного кардинала окажется невозможно утвердить в своей должности. С другой точки зрения, некоторые исследователи считают, что отец Жозеф все-таки не стал кардиналом. Они опираются на то, что решение папы не успело пройти через папскую канцелярию. С точки зрения же ватиканского права тех времен, назначение в должность происходит все-таки с того момента, когда папа объявляет решение, а тогда это означает, что отец Жозеф таки умер кардиналом. По крайней мере, для кардиналов, которые не успевали ( ) умереть между решением папы и проходом документо в о назначении через папскую канцелярию чаще всего датой получения кардинальского сана указывается дата, когда консистория вынесла первоначальное положительное решение о кандидате. Так что налицо юридический казус - из-за временого разрыва между моментом вынесения решения и надлежащим оформлением этого решения.

Мари Мадлен дЭгийон: Благодарю за исчерпывающий ответ :) Странно, что в католической энциклопедии нет упоминания об этом решении папы.

Ёшика: Мари Мадлен дЭгийон пишет: Странно, что в католической энциклопедии нет упоминания об этом решении папы. ну, наверное, не так уж и странно. Юридического утверждения отца Жозефа кардиналом так и не случилось и дело так и не дошло до секретариата бреве (или до папской канцелярии - я иногда плохо понимаю разграничения между двумя этими секретарскими службам).

МАКСимка: Отец Жозеф хорошего качества, гравюра 1654-го года неизвестного автора:

Amie du cardinal: Стало возможным прочитать книгу Гюстава Фанье «Отец Жозеф и Ришелье». I том II том Об этой книге хорошо отзывается Люблинская, говоря, что это одна из немногих книг конца 19 века, выдержавшая испытание временем. Она касается истории дипломатии Ришелье прежде всего, и до сих пор является одной из лучших книг по этому вопросу. Автор переработал огромный материал, дипломатические депеши из французских и иностранных архивов, памфлеты, брошюры и т.д.

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: L'ABBÉ L. DEDOUVRES " LE PÈRE JOSEPH POLÉMISTE: SES PREMIERS ÉCRITS 1623-1626" Книга 1895 года.

Kseniya-queen: ОЛДОС ХАКСЛИ. Серое преосвященство: этюд о религии и политике Перевод Голышева В, Дашевского Г. по книге: Aldous Huxley. Grey Eminence: a study in religion and politics; Chatto & Windus, London, 1942

Kseniya-queen: Подскажите, пожалуйста! А известно ли, где был похоронен отец Жозеф, и сохранилось ли это место до наших дней?

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: А известно ли, где был похоронен отец Жозеф Да, известно. В монастыре капуцинов на улице Сент-Оноре. Его могила располагалась рядом с могилой отца Анжа, в миру Анри де Жуайёза (1563-1608). Ришелье организовал своему другу роскошные похороны. Его везли из Рюэля в карете, запряженной шестёркой лошадей, в сопровождении всей свиты кардинала. Траурный поезд прибыл вечером с факелами, его встречал Отец Генерал с более чем сотней монахов с большой свечой в руках каждый. В лазарете монастыря его вскрыли, чтобы достать сердце. Кстати, проститься с монахом пришло множество народа, как знати, так и простолюдинов. Тело было выставлено в церкви монастыря. На похоронах была целая толпа. Надгробную речь произнёс сам Ришелье. Он заливался слезами на могиле друга. Kseniya-queen пишет: сохранилось ли это место до наших дней? Увы, Наполеон приказал разрушить монастырь, а кости всех погребённых выбросили в катакомбы. Здесь.



полная версия страницы