Форум » Родословная Ришелье » Мари Мадлен де Виньеро, герцогиня д'Эгийон (Marie-Madeleine de Vignerot d'Aiguillon) » Ответить

Мари Мадлен де Виньеро, герцогиня д'Эгийон (Marie-Madeleine de Vignerot d'Aiguillon)

МАКСимка: Мари Мадлен де Комбале, герцогиня д'Эгийон. Предлагаю эту тему посвятить любимой племяннице кардинала - Мари Мадлен де Комбале, герцогине Д'Эгийон.

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Amie du cardinal: Я рассказала о наших сомнениях René de Vignerot и попросила его привести собственные доказательства того, что этот портрет изображает мадам де Комбале. Перевожу вам отрывок из его письма: Аргументы за: 1 Филипп де Шампень был главным художником Ришелье (это уже довольно много!) & был очень близок тогда (1632-1635) к мадам де Комбале. 2 Надпись сверху наброска (Метрополитен-музей), что это «жена художника » должна быть сделана позже смерти Шампеня (1674) - рассматривайте & оценивайте доводы Гонсальвеса. Эта надпись чернилами (конца XVII века) ни на чём не основывается ... она даже нелепа. 3 Есть совпадение с историческим описанием мадам де Комбале - приложение: а) голубые глаза; в) каштановые волосы; с) 2 католических символа; d) очевидное вдовство (я думаю, что чёрный язык поверх головы является, возможно, символом вдовства(?)); е) очевидный роскошный кружевной воротник & одежда высшего качества (я позднее добавлю подробности насчёт её одежды); f) Облик... Внешне это почти «сестра-кармелитка»... Кармелитка с кружевами... 4 Господин Жозе Гонсальвес художник /портретист & специалист по Филиппу Шампеню... он лучше нас знает, как оценивать портрет. 5 Сходство между лицами. Там есть даже как будто небольшой дефект/асимметрия в строении губ, что заметно на рисунке Дюмустье, но также немного на портрете Шампеня в красном платье & и на портрете, что в Версале-Трианоне. (Гонсальвес добавит это позже в своём анализе... он сначала использовал статую сзади умирающего Ришелье). Но: правда, что на этом портрете губы не совпадают по объёму с другими портретами ( более крупные). А что вы скажете, друзья?

Amie du cardinal: René de Vignerot продолжает делиться с нами информацией о мадам д'Эгийон. Merci beaucoup! Мари де Ла Тур, герцогине де Ла Тремуй. Любимая племянница кардинала де Ришелье заверяет жену герцога Анри де Ла Тремуйя в наилучшем здоровье короля и привязанности королевы. Мадам герцогине де Ла Тримуй, в Пуг. Мадам, вы будете, я уверена, очень рады узнать о полном выздоровлении Короля, который, Божьей милостью, перенёс два приступа лихорадки и в состоянии вскоре уехать, куда ему угодно. Ожидая, что он совершит более значительное путешествие, он уезжает сменить атмосферу, и не в Париж. Что касается королевы, она по-прежнему очень хорошо себя чувствует. Я не преминула сказать ей о вашей заботе. Вы знаете, насколько она вас любит, поэтому я ничего не говорю вам об этом, но лишь умоляю вас продолжать оказывать мне честь, как обещали, удостаивая меня званием, Мадам, вашей покорнейшей и преданнейшей служанки, Дю Пон. В Вилльруа, 15 августа [1627 года] Собственноручно написанное письмо, в начале которого автор нарисовала крест. 1 См. об этой прекрасной даме Исторьетки Тальмана де Рео, издание господина Полина, Париж, том 2, стр 161. Из-за своей вотчины Глене, близ Туара, она была вассалкой герцога де Ла Тремуйя. 2 В январе 1638 года он приказал повторить, в её пользу, возведение поместья Эгийон в герцогство-пэрство. 3 Близ Корбея, Сена-и-Уаза. Чтобы попасть в Пуг, где герцогиня принимала воды, более знаменитые в то время, чем теперь, письмо обходилось в восемь су за доставку. René de Vignerot пишет: Смотрите на крест в этом письме... & также на рисунке Дюмустье (это, притом, единственный портрет Дюмустье, который имеет вид портрета с крестом) & даже на портрете Шампеня "Шарлотты Дюшен". Рисунок Дюмустье.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: мне с недавнего времени стал попадаться вот этот портрет кисти Шампеня: Amie du cardinal пишет: Надо попытаться разузнать побольше об этом портрете. Благодаря подсказке René de Vignerot удалось кое-что узнать об этом портрете (Ritratto della duchessa d'Aiguillon, circa 1640). Он был ранее неизвестен (или известен очень узкому кругу), так как хранился в частной коллекции Франко-Марии Риччи (Парма, Италия). О нём узнали благодаря проходившей в Лиссабоне в 2014-2015 году выставке. The renowned designer and editor Franco Maria Ricci is exhibiting his private art collection at the Museu Nacional de Arte Antiga in Lisbon, from November 28th to April 12th, 2015. Born in Parma in 1937, Franco Maria Ricci is displaying this peculiar collection outside of Italy for the first time. The exhibition will feature almost 100 paintings and sculptures from the 16th century to 20th century, including names such as Filippo Mazzola, Jacopo Ligozzi, Philippe De Champaigne, Bernini, Canova or Thorvaldsen, among many others. [youtube]5ABfOP198mA[/youtube] В этом видео с 2:50 до 2:52 мелькает портрет герцогини в красном платье. La collezione d'arte di Franco Maria Ricci И даже собачка крупным планом. Интересно, как к ней относились коты кардинала? Интересно, «сколько нам открытий чудных» готовят ещё частные коллекции? Сколько скрытых сокровищ они хранят?


Amie du cardinal: Портрет из Музея Боуз (англ. Bowes Museum): Второй портрет хранится в Брно (Чехия) в Моравской галерее. C’est la conservatrice de la Collection d’art ancien de la Galerie nationale de Prague Anja Ševčik qui a réussi à identifier ce chef d’œuvre : «Le tableau a été acheté en 2000 pour la Galerie morave de Brno et était présenté dans le cadre de la collection d’art flamand en tant qu’œuvre d’un maître flamand anonyme de la première moitié du XVIIe siècle. (…) Nous sommes heureux que les recherches aient démontré qu’il s’agit d’une œuvre du portraitiste le plus brillant de la France du XVIIe siècle.» Именно хранительнице Коллекции старинного искусства Anja Ševčik удалось идентифицировать этот шедевр: «Картина была куплена в 2000 году Моравской галереей в Брно и была представлена в рамках коллекции фламандского искусства как произведение неизвестного фламандского художника первой половины XVII века. (...) Мы счастливы, что исследования показали, что речь идёт о произведении самого выдающегося портретиста Франции XVII века. » Значит, когда эта картина покупалась, она вовсе не считалась портретом жены художника Шампеня. Это уже заставляет задуматься. Возможно, идентификация была неверной или не совсем верной. То есть, это портрет кисти Шампеня, но вполне может изображать племянницу кардинала. Для сравнения - картина из Англии в таком же масштабе:

МАКСимка: 1 Филипп де Шампень был главным художником Ришелье (это уже довольно много!) & был очень близок тогда (1632-1635) к мадам де Комбале. Интересно было бы узнать об отношениях Шампеня и герцогини, сохранились ли их письма и так далее. f) Облик... Внешне это почти «сестра-кармелитка»... Кармелитка с кружевами... Как это ? Не понимаю, что хочет этим сказать некий René de Vignerot ! Я не вижу на этом портрете кармелитку, а вижу изображение скромной, благочестивой и обеспеченной женщины, выполненное художником из Фландрии. При такой логике, необходимо все буржуазию и купцов Соединенных Провинций и Фландрии середины XVII столетия записывать в монахи и монахини. & и на портрете, что в Версале-Трианоне. Мне бы хотелось все-таки узнать, если это возможно, какой из портретов находится в Версале и какой в maison des Filles de la Charité. Amie du cardinal пишет: Интересно, «сколько нам открытий чудных» готовят ещё частные коллекции? Сколько скрытых сокровищ они хранят? Я тоже постоянно об этом думаю. С завидной регулярностью появляются все новые портреты, гравюры и рисунки наших любимых исторических персонажей. Жаль, что на той выставке в Лиссабоне не сфотографировано сделанное к портрету пояснение рядом с картиной.

Khalida de l'Inde: Amie du cardinal пишет: А что вы скажете, друзья? Смотрела-смотрела... И все не могу отделаться от впечатления, что на картинах, приведенных сверху, вообще три разные женщины...

Amie du cardinal: René de Vignerot поделился со мной историями из своей коллекции. Предлагаю вашему вниманию перевод одной из них. Маленькое происшествие в церкви Святого Николя. Священник церкви Святого Николя господин Бурдуаз терпеть не мог, когда миряне вступали на хоры. Однажды герцогиня д'Эгийон пожелала выслушать обедню и один из её лакеев разместил квадратную подушку (*для преклонения колен) в алтаре. Господин Бурдуаз быстро унёс её с хоров. Кардинал де Ришелье, узнав о том, как обошлись с его племянницей, был шокирован и вызвал священника. Тот вначале отказался туда ехать, говоря, что не имеет чести быть знакомым с Его Преосвященством, что его принимают за другого... Его уведомили вторично и послали за ним карету. Он тотчас отправился в путь, но пешком, отговариваясь тем, что не верит, что кардинал пожелал увидеться с бедным приходским священником. "Значит, именно вы прогнали мою племянницу с хоров вашей церкви?" - спросил кардинал. "Нет, Монсеньор", - ответил Божий слуга, отвешивая глубокий поклон. "Не вы ли зовётесь Бурдуаз?" "Да, монсеньор." "И именно вы самолично нанесли ей это оскорбление?" "Простите, Монсеньор, я следовал имеющимся распоряжениям." "И кто же их дал?" "Это Ваше Преосвященство. Ведь все прелаты, собираясь в советах или отдавая распоряжения в епархиях, запретили мирянам ... и в особенности женщинам, вступать на хоры". Кардинал был удивлён этим ответом и вроде бы не был очень доволен им. Но мадам д'Эгийон воспользовалась советом, который ей дали и была столь признательна Божьему слуге, что гораздо чаще приходила в церковь Святого Николя, делая щедрые пожертвования семинарии в течение своей жизни. Она не забыла её в своём завещании. ("Le Journal des Sçavans 1714") Церковь Святого Николя находится в двух шагах от второго Монастыря Кармелиток (улица Шапон), где воспитывались две дочери (Марта и Тереза) её племянника (будущего герцога де Ришелье). Помощницей настоятельницы была тёща Франсуа де Виньеро Жанна Рюллан.

Amie du cardinal: Ещё одна история из коллекции René de Vignerot. Из воспоминаний господина дю Феррье, священника церкви Сен-Сюльпис. У меня было весомое основание говорить о добродетелях и щедротах мадам герцогини д'Эгийон. Я ограничусь тем, что поведаю здесь об одном поступке, который позволит судить о глубине её набожности, уступая тем, кто пишет ей хвалы, множество крупных благотворительных дел. Однажды ночью я отправился в церковь Сен-Сюльпис, поев, по своему обыкновению, в половине двенадцатого, и, находясь перед Святыми Дарами, услышал, как открываются ворота церкви, что меня не обеспокоило, так как я знал, что в этом приходе существует частая необходимость причащать больных ночью. Немного спустя кто-то подошёл и очень тихо встал на колени за мной. Когда я поднялся, завершив свои молитвы, и обнаружил, что это мадам д'Эгийон одна-одинёшенька, я высказал ей удивление, что вижу её здесь через час после полуночи и спросил её о причине. Она сказала мне, что была весь день занята делами и, возвращаясь из Пале-Рояль, захотела помолиться, не найдя времени днём, и что она пришла в церковь для того, чтобы быть более сосредоточенной, чем у себя дома. Возвращаясь оттуда, она попросила открыть церковь для неё. Я отдал должное её набожности и отправился к выходу, в то время, как она продолжала молиться. Я могу сказать, что благодеяния этой дамы и её милосердие переходили границы того, на что можно было надеяться: я часто предлагал ей помочь беднякам, и она ни разу не отказалась.

Amie du cardinal: Оказывается, герцогиня д'Эгийон принимала участие в похоронах сердца Генриэтты Стюарт, герцогини Орлеанской (тело, как принято, было похоронено 4 июля в Сен-Дени) 1 июля 1670 года в Валь де Грас. На следующий день, предназначенный для перевозки сердца в Валь де Грас, принцесса де Конде (Клер-Клеманс де Майе-Брезе), которую Его Величество выбрал в сопровождающие, прибыла на церемонию, которая состоялась вечером в следующем порядке. Первый духовник, одетый в епитрахиль, взял сердце на квадратную подушку из чёрного бархата, где была маленькая корона из позолоченного серебра, покрытая крепом, и в сопровождении сьёра Вернея, прапорщика гвардии Мсьё, вошёл в карету с телом Мадам вместе с епископом Вабра, первым духовником Мсьё и аббатом Тестю, духовником Мадам, который нёс внутренности. Принцесса де Конде расположилась рядом с первым духовником, а герцогиня Ангулемская, как принцесса и герцогиня д'Эгийон, как герцогиня, которых она выбрала, чтобы её сопровождать, заняли места в той же карете вместе с придворными дамами...(Le Palais de Saint-Cloud'' par J.Vatout 1852)

Amie du cardinal: Khalida de l'Inde пишет: И все не могу отделаться от впечатления, что на картинах, приведенных сверху, вообще три разные женщины... Согласна с Вами. Но если мы рассмотрим портреты, к примеру, той же Анны Австрийской, то можем, как мне кажется, сделать такой же вывод. Например:

Amie du cardinal: Здесь, на стр. 3 можно увидеть портрет герцогини д'Эгийон из Collection Franco Maria Ricci.

Amie du cardinal: Меня всё же беспокоило, что ставшего известным недавно портрета герцогини д'Эгийон работы Шампеня (в красном платье) нет в каталоге Жозе Гонсальвеса (Гонсалвиша?). Так как в каталоге был указан его электронный адрес, я решила спросить господина Гонсальвеса, считает ли он, что это работа Филиппа де Шампеня. С его разрешения я выложу здесь перевод отрывка из его письма: Благодарю вас за интерес к моим трудам. Да, действительно речь идёт о портрете мадам де Комбале, герцогини д'Эгийон, работы Филиппа Шампеня. Повторное появление этого большого портрета в апреле 2015 года в Лиссабоне на выставке коллекции Франко Марии Риччи подтвердило мои заключения насчёт картины из музея Боуз (cat. XP 84). Начиная с моего каталога от 2009 года я выступаю против его идентификации с женой художника и автографии, которые, однако, были сделаны единодушно. Для меня речь идёт о копии с Филиппа де Шампеня, представляющей племянницу Ришелье. Открытие годом позже в Праге подлинника портрета (cat. 30) подтвердило моё исключение картины из музея Боуз; но идентификация осталась прежней - Щарлотта Дюшен, жена Филиппа де Шампеня. То, что можно явно узнать ту же модель, старшего возраста, на портрете ФМР, подтверждает мою идентификацию: Шарлотта Дюшен, умершая в 1638 году в возрасте двадцати шести лет, может быть более взрослой женщиной с портрета ФМР не более, чем может фигурировать на портрете, стиль которого связывает его с 1647 -50 г.г. Это исключение портрета из музея Боуз влечёт за собой исключение рисунка из Нью-Йорка (cat. Ds 127), копии, а не этюда, оригинала картины из Праги. Подведём итог. У нас есть два подлинных портрета, изображающих герцогиню д'Эгийон, Мари де Виньеро: пражский портрет, написанный около 1635 года, и портрет ФМР, написанный около 1647-1650 гг. Biographie : Peintre portugais, le travail de José Gonçalves s'impose par une belle maîtrise technique et par une grande puissance dont l'énergie semble émise de l'œuvre elle-même. Les portraits sont remarquables par leur ressemblance avec le sujet. Au delà de la similitude des traits du visage, le modèle est capté dans toutes ses dimensions, qu'elles soient physiques ou psychologiques. L'artiste possède une franche admiration pour la peinture européenne du XVIIème siècle qui marque une apogée technique. C'est une époque où sous l'influence de certains philosophes, tels que Pascal et Descartes, on a découvert les fondements mêmes de l'être. Les penseurs du XVIIème ont réfléchi comment l'homme se situait dans le monde et dans le cosmos. Ce fut le temps des grandes introspections chez les artistes, citons Philippe de Champaigne et les éblouissants autoportraits de Rembrandt. José Gonçalves s'emploie à préserver ces conceptions humanistes dans un monde où tous les individus sont nivelés par notre civilisation matérialiste. Par le portrait, il s'essaye à retrouver la véritable valeur humaine d'autrefois où chaque personnalité avait droit à son caractère propre. Notre sentiment est que pour José Gonçalves une chose prime tout : la condition humaine. ( Françoise Miserous-Baron, Conservateur du Musée Nicolas Poussin, Les Andelys (27)). Кстати, в следующем письме господин Гонсальвес пообещал в течение двух недель внести изменения в свой каталог, поместив туда портрет ФМР.

Amie du cardinal: René de Vignerot прислал информацию о замке Глене, родовом гнезде Мари де Виньеро. За что ему merci mille fois.

Amie du cardinal: В сентябре 2011 года René de Vignerot побывал на развалинах замка Глене. Вот сделанные им фото:

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Подведём итог. У нас есть два подлинных портрета, изображающих герцогиню д'Эгийон, Мари де Виньеро: пражский портрет, написанный около 1635 года, и портрет ФМР, написанный около 1647-1650 гг. Есть еще два портрета, которые выложены у нас в теме. Идентификация сомнительна, как Вы сами писали, но все же. И эта работа в Риме: Только вот непонятно, каким периодом она датирована. Amie du cardinal пишет: В сентябре 2011 года René de Vignerot побывал на развалинах замка Глене. Вот сделанные им фото А надгробия увидеть удалось ?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: И эта работа в Риме Только вот непонятно, каким периодом она датирована. Существует портрет герцогини д'Эгийон работы Франсуа Карбоннье, который хранится в Париже в Congrégation de la Mission des Lazaristes (Adresse : 93, 95, 97 rue de Sèvres ; 88, 90, 92 rue du Cherche-Midi 75006 Paris 6-e Arrondissement - France). Его изображение прислал мне René de Vignerot. Римский и квебекский портрет являются копиями этого. Про автора портрета мало сведений, но я выяснила, что он был учеником Энгра. То есть он никогда не видел мадам д'Эгийон, и, как справедливо замечает René de Vignerot, этот портрет c'est rien que de la fantaisie. Здесь. Il en confia la décoration au Frère François Carbonnier, peintre qui avait été à l’école d’Ingres CARBONNIER Casimir (dit fr. François), peintre (fr) Casimir Carbonnier (1787-1873) Aliases: Frère François En 1873 , à Paris , mort à l'âge de quatre-vingt-six ans, du Frère François-Casimir Carbonnier. Nous retrouvons ci-dessous les deux Coeurs unis dans un tableau peint par le frère François Carbonnier concernant l'apparition de la Très Sainte Vierge rue du Bac. Je vous laisse apprécier la beauté de ce tableau. Похоже, что художник сам состоял в этой Конгрегации. [youtube]HfC9L5tx9DE[/youtube]

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А надгробия увидеть удалось ? Я переадресовала Ваш вопрос René de Vignerot. Он ответил, что, к сожалению, нет, не удалось. Он был только там, где разрешено, и считает, что проникать внутрь руин (в часовню Святой Маргариты) - это уж слишком для туриста. Видимо, вход в развалины запрещён из-за опасности для жизни.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Про автора портрета мало сведений, но я выяснила, что он был учеником Энгра. То есть он никогда не видел мадам д'Эгийон, и, как справедливо замечает René de Vignerot, этот портрет c'est rien que de la fantaisie. Ну да, очевидно. На изображении хорошего качества сразу видно, что работа датирована первой половиной XIX столетия. Amie du cardinal пишет: Он ответил, что, к сожалению, нет, не удалось. Он был только там, где разрешено, и считает, что проникать внутрь руин (в часовню Святой Маргариты) - это уж слишком для туриста. Видимо, вход в развалины запрещён из-за опасности для жизни. Спасибо ! Странно, что надгробия снова поместили туда, где их нельзя посмотреть всем желающим, а не оставили в приходской церкви, для которой они первоначально и предназначались. Тем более, думаю, что в капелле замка условия консервации не соответствуют норме. Им бы в муниципальный музей какого-нибудь городка в округе.

Khalida de l'Inde: Amie du cardinal пишет: Про автора портрета мало сведений, но я выяснила, что он был учеником Энгра. То есть он никогда не видел мадам д'Эгийон, и, как справедливо замечает René de Vignerot, этот портрет c'est rien que de la fantaisie. Как я счастлива это слышать. Значит, один "вариант авторского видения" уже отсеялся и диапазон разброса этих вариантов стал уже меньше. Благодарю Вас за информацию!

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Подведём итог. У нас есть два подлинных портрета, изображающих герцогиню д'Эгийон, Мари де Виньеро: пражский портрет, написанный около 1635 года, и портрет ФМР, написанный около 1647-1650 гг. Кстати говоря, Жорж де Скюдери в Le cabinet de Monsieur de Scudéry упоминает о существовании портрета мадам д'Эгийон, выполненного Жюстом д'Эгмоном. Видимо, эта работа не дожила до наших дней или блуждает в каких-то частных коллекциях.



полная версия страницы