Форум » Родословная Ришелье » Мари Мадлен де Виньеро, герцогиня д'Эгийон (Marie-Madeleine de Vignerot d'Aiguillon) » Ответить

Мари Мадлен де Виньеро, герцогиня д'Эгийон (Marie-Madeleine de Vignerot d'Aiguillon)

МАКСимка: Мари Мадлен де Комбале, герцогиня д'Эгийон. Предлагаю эту тему посвятить любимой племяннице кардинала - Мари Мадлен де Комбале, герцогине Д'Эгийон.

Ответов - 165, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

МАКСимка: МАКСимка пишет: Больница существует до сих пор Официальный сайт Отеля-Дьё Августинцев Квебека. На нем в разделе "музей" можно рассмотреть любопытные экспонаты. В частности, там хранится контракт об основании Божьего дома (1637 год). Процент от капитала в 22 400 турских ливров должен был пойти на поддержку нового заведения по желанию герцогини д'Эгийон. А также еще письмо, подписанное Людовиком XIII (1639 год). Король разрешает монахиням из Дьеппа обосноваться в Отель-Дьё Квебека. А самое главное, что в статье Раймона Даррико сказано об интересном портрете Ришелье, который хранится в этом же музее. Работа очень яркая, кардинал изображен коленнопреклоненный в молитве за религию, пришедшую из Франции. По-видимому, работа приезжала в Сен-Жермен-ан-Лэ в 1980-м году на выставку "Канада Людовика XIV". Мне в интернете изображения не найти, хотя безумно любопытно.

Kseniya-queen: Помнится, в этой теме было высказано предположение, что французы в сети неохотно делятся фотографиями плохо сохранившихся замков. Представляете, как я удивилась, обнаружив на просторах Facebook страницу "Abandoned-France", именно этому посвященную! Угадайте, какой замок я бросилась искать в альбомах в первую очередь? В общем, представляю вашему вниманию несколько фотографий того самого Chateau de Glenay!!! Кто хочет числом и форматом побольше - прошу сюда. Интересно, что в небольшой заметке, предшествующей альбому, упоминаются и мраморные статуи Рене де Виньеро и Франсуазы дю Плесси, вот только фотографий их почему-то нет.

МАКСимка: Kseniya-queen, спасибо! Наконец-то приличные фотографии замка. Kseniya-queen пишет: Интересно, что в небольшой заметке, предшествующей альбому, упоминаются и мраморные статуи Рене де Виньеро и Франсуазы дю Плесси, вот только фотографий их почему-то нет. Видимо, туда доступ если и открыт, то только в Дни Культурного Наследия в сентябре...


Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: Угадайте, какой замок я бросилась искать в альбомах в первую очередь? Какая Вы молодец! Kseniya-queen пишет: упоминаются и мраморные статуи Рене де Виньеро и Франсуазы дю Плесси, вот только фотографий их почему-то нет. Да, самого интересного не посмотреть.

Ольга из XXI века: Мари Мадлен дЭгийон оно и в наше время порой отвращение вызывает..., если Вы о моде на безгрудые скелеты Мария Терезия пишет: А на черно-белом я её даже не сразу узнала... который из черно-белых?

Amie du cardinal: Ришелье пишет в своих Мемуарах за 1621 год: Бракосочетание между господином де Комбале и мадемуазель де Пон-Курлэ состоялось, появилась надежда, что это будет способствовать установлению доверительных отношений между дядями жениха и невесты (*между Люинем и епископом Люсона, то есть самим Ришелье). Однако всё пошло иначе: неприязнь ко мне, верно служившему своей Государыне, превалировала над любовью Люиня к близким. Принадлежать к числу его родных означало вытащить счастливый билет; чтобы получить то или иное назначение, лучше было быть последним в его роду, чем поседеть на государевой службе; однако его собственный племянник, питавший отвращение к союзу, к которому его подтолкнул дядя, вовсе не был обласкан фортуной. Сердце его оставалось при нём, а ум противился принуждению. Де Люинь всюду растрезвонил, что я являюсь его конфидентом, что мои интересы ему столь же дороги, как и его собственные; он заявил одному высокопоставленному лицу, что я пообещал служить ему, пусть и во вред своей Государыне; что у Королевы больше не будет такой тайны, которая не станет ему известной благодаря мне. Узнав о его происках, я пожаловался Королеве; она мне посоветовала потерпеть и снести урон, нанесённый моей репутации, - это лучше, чем взорваться и тем навредить её делам. Я посетовал на него ему самому и заявил, что, раз это не соответствует действительности, не стоит и делать вид; что чем больше он будет заботиться о том, чтобы произвести подобное впечатление, тем больше я буду стараться производить противоположное впечатление, верно служа Королеве; что эти ухищрения доведут меня до отчаяния; однако сила де Люиня была так велика, что защищаться в открытую не представлялось возможным. В общем, жертва мадемуазель де Пон-Курлэ была напрасной...

Amie du cardinal: В мэрии городка Динан (Бретань) хранится предполагаемый портрет любимой племянницы кардинала. Он был выложен ещё на первой странице этой темы. Это дар мэра Анри Фло, преподнесённый в XIX веке. Но первоначально он считался портретом знатной дамы времён Луи XIV и приписывался кисти одного из художников школы Миньяра. Надпись, сообщающая нам, что на портрете изображена Мари-Мадлен де Виньеро, появилась на две века позже его создания. Как я поняла, его идентификация весьма сомнительна. Отсюда.

Amie du cardinal: Отсюда.

Amie du cardinal: Это письмо, адресованное мадам де Комбале, Ришелье написал полностью собственноручно. Моя племянница, мне нисколько не известны подробности дела, о котором вы мне пишете; я о нём тщательно разузнаю. Тем временем, с моей стороны, заверьте, пожалуйста, кармелиток, что я буду способствовать всему тому, что зависит от меня, чтобы не допустить, что кто-то смог бы нарушить довольство и покой, которыми они наслаждались до настоящего времени. Я вам обещаю, что священники Оратории будут им содействовать во всём том, что будет для них возможно. Я вам напишу более пространно на эту тему, когда узнаю об этом точнее. Пока суд да дело, заверьте эти добрые души в моей привязанности и содействии и верьте, что я Очень любящий вас дядя и слуга, Кардинал де Ришелье. Если внук мадам Бутийе её не задержит, я ожидаю вас обеих завтра. Из Буа-ле-Виконт, 15 августа 1631 года. Это письмо подтверждает, что после смерти кардинала де Берюлля Ришелье взял Орден Кармелиток и монастырь на улице Сен-Жак под своё покровительство. Источник Victor Cousin "Madame de Longueville".

Amie du cardinal: Образец почерка мадам д'Эгийон. Её письмо Мазарини, написанное 17 декабря 1649 года.

Amie du cardinal: Гравюра XVII века с портретом герцогини д'Эгийон.

Amie du cardinal: В книге Lettres autographes composant la collection de M. Alfred Bovet приведён отрывок из письма мадам д'Эгийон графу де Шавиньи, написанного в Париже 30 июня 1642 года: Позвольте мне пожаловаться вам на продолжение болезни Монсеньора кардинала, на то, что нет от этого конца его страданиям, на то, что я не могу более питать никакого доверия к врачам и хирургам, которые двадцать раз сообщали мне и заверяли, что невозможно, чтобы у него произошло ещё одно осложнение, и четыре дня спустя мне только не хватало узнать, что на руке Его Преосвященства сделали новые надрезы. Последняя новость разбила мне сердце и доконала, полностью лишив мужества. Я ожидаю Божьей милости, которой он мне его возвратит и вашей, чтобы вы мне скоро сообщили о полном выздоровлении Его Преосвященства. А вот подпись мадам д'Эгийон: Ваша покорнейшая и преданнейшая служанка Дюпон.

Amie du cardinal: Хочу привести здесь отрывок из «Истории Франции» Жюля Мишле (1798-1874): По правде, у Ришелье была печальная и благоразумная жизнь, очень сдержанная. Как и другие духовные лица, он полагался только на родственницу, в данном случае, на приёмную дочь, свою племянницу, мадам де Комбале, которая заправляла всем в его доме и заботилась о нём. Это была молодая женщина, красивая, скромная, строгая. Когда ей посчастливилось избавиться от очень бедного мужа, она дала обет стать кармелиткой, одевалась как пятидесятилетняя, обзавелась платьем из этамина и не обнажала более волос. Однако, так как её дядя очень любил букеты, она почти непременно, навещая его, прикалывала к груди цветы. В этой молодой женщине всё было необычно. Говорили, что у неё тайная болезнь. У неё не было никакого ухажёра. Но она была очень привлекательна. Дамы были ею увлечены и безрассудны до того, чтобы оставить мужа, семью и дом, поселиться у неё, заботиться о ней и вести её дела (*это, наверное, про мадам де Вижан). Что касается её, она была единственно занята своим дядей, который долго проявлял осмотрительность, не делая ей чрезмерных подарков. Только незадолго до смерти он внезапно создал ей положение, сделав герцогиней д'Эгийон. Он её сильно любил. В 1626 году, когда смерть Шале ожесточила двор, Ришелье поймали на этой слабости. Считали предосудительным, что его племянница живёт с этим проклятым священником, этим кровожадным человеком. Она застыдилась, она испугалась, она возобновила свой монашеский обет. Взволнованный кардинал обратился за советом и осведомился, действителен ли обет. Схоластики ответили, что нет. Но она не стала спокойнее, она хотела уйти в монастырь. Дядя знал лишь одно странное средство от этого. Хотя он был тогда в очень плохих отношениях с папой, он поручил нашему послу добиться от Его Святейшества бреве, запрещающего его племяннице уходить в монастырь. Тем не менее, она сохраняла при дворе, где была дамой королевы-матери, манеры кармелитки, всегда очень серьёзная и никогда не поднимающая глаз. Королевы её ненавидели, и из-за её дяди, и как шпиона, наконец, как противоположность их жизни и немой упрёк. Они исходили желчью и весь день её оскорбляли.

Amie du cardinal: Ко мне на днях обратился бывший участник французского форума, посвященного кардиналу Ришелье. Он был зарегистрирован там под ником René de Vignerot (2005-2008). Он в особенности интересуется личностью герцогини д'Эгийон и даже называет себя (подражая мне, наверное ) un AMI de Marie-Madeleine Dupont. Он убеждён, что портрет Шарлотты Дюшен кисти Филиппа де Шампеня на самом деле изображает герцогиню и просил разместить информацию об этом на нашем форуме. Ведь французский форум, по его мнению, мёртв. Вот мнение специалиста по творчеству Шампеня Жозе Гонсальвеса, подтверждающее его версию. Erreur n° 113 : l’argument magistral Duchesse, Duchesne Dans un paragraphe de son texte (localisable par son renvoi à la note 210) sur le portrait de Charlotte Duchesne, qui accumule des erreurs ayant déjà fait l’objet d’autres notices (voir notamment l'erreur n°25), Moana Weil-Curiel termine par, je cite : « Nous passerons sur […] pour finir, avec lui, sur cet argument magistral : « signalons…qu’une lettre seulement distingue « duchesse » (d’Anguillon) de « Duchesne » (Charlotte) ». Rappelons que la critique a désigné Charlotte Duchesne, femme de Philippe de Champaigne, en un portrait dessiné qui me semble plutôt représenter la duchesse d’Anguillon. J’invite le lecteur à lire ma notice (cat. XP 84) sur ce portrait du Bowes Museum, dans laquelle cette phrase apparait en fin d’une page entière d’analyse, (que je reproduis pour information à la fin de cette page), ainsi que la notice parallèle sur le dessin du Met. (cat Ds 127). A l’évidence, 47 lignes de démonstration sur une notice deux fois plus longue ne sauraient être réduites à cet « argument magistral », qui est davantage une pointe d’humour en guise de conclusion, je me cite : « Enfin, signalons si toutefois il fallait envisager une confusion d'identité dont les modalités nous échappent, qu'une lettre seulement distingue "duchesse" de "Duchesne". » D’autant qu’elle est introduite par « si toutefois il fallait… » : on est loin de l’argument, c’est au mieux une suggestion ; poursuivons avec « dont les modalités nous échappent » : nouvelle limitation, en aucun cas il n’est question de démonstration, simplement une éventualité. A ma retenue et à ma prudence, Moana Weil-Curiel oppose son outrance et son persiflage. Outre le fait qu’il s’agit là d’une pointe d’humour, et que donner de l’importance à ce qui n’en a pas n’est pas une preuve de perspicacité ni d’intelligence, je renvoie au Giovanni Bellini d’Anchise Tempestini, qui s ‘interroge lui aussi, page 26, sur un semblable glissement orthographique, je cite « …à moins que par une simple erreur de transcription le prénom de Nicolo indique en fait Nicolosia, comme certains l’ont déjà suggéré. » A quand les foudres pitoyables de Moana Weil-Curiel contre d’éminents historiens : « certains l’ont déjà suggéré », relayés par un autre historien non moins digne de respect ? Ma notice. XP84- Portrait de Mme de Combalet, duchesse d'Aiguillon, (dit) de Charlotte Duchesne Un dessin du Met. de New York, en relation directe avec cette peinture, porte l'indication : "la femme de M. Champagne, peintre excellent en portraits au naturel." Mais on ne s'est pas interrogé sur la fiabilité de cette identification. D'autant qu'elle est assurément d'une personne étrangère au cercle de Champaigne : un tel dessin eut été précieusement conservé par le peintre pour peu qu'il représentât sa femme décédée en 1638. Comme il n'a pu écrire cette phrase, elle ne peut l'avoir été qu'après sa mort, soit après 1674. Or, à cette date, qui pouvait attester de l'apparence d'une jeune femme dont la mort à 25 ans remontait à 36 ans ? certainement pas Jean-Baptiste, qui ne l'a pu connaître. L'existence même de cette inscription sur le dessin participant d'une volonté manifeste d'informer qui la légitime, nous pouvons déduire de son silence contradictoire quant à l'identité de "la femme de M. Champagne" que son auteur n'en connaissait pas le nom. Cela d'autant plus que l'écriture est tardive : outre que la célébrité du "peintre excellent en portraits au naturel" ne peut être reconnue qu'après la Fronde, la graphie Champagne, rarissime du vivant du peintre, se généralise aux XVIII et XIX siècles. Charlotte est née en 1613 : il est difficile de reconnaître une jeune femme de 23 à 25 ans dans cette figure d'aspect nettement plus mature, daté des années 1635 à 38 en raison de la mode vestimentaire. Puis elle a eu un fils en 1634, et deux filles en 1636 et 1637. Le portrait devrait donc évoquer une femme enceinte ou toute jeune mère : dans le premier cas, on peut être surpris par la poitrine discrète et presque comprimée ; dans le second, noter que le visage ne porte nulle trace de fatigue. Ces doutes sur l'identification sont accentués par les traits du modèle : le moins qu'on puisse dire, est que sœur Catherine dans L'Ex-Voto ne ressemble pas à sa (présumée) mère -en revanche les paupières caractéristiques, la forme du front, les sourcils, les reliefs du nez long, etc… sont autant de points communs avec Richelieu qui font postuler quelque parenté ; parmi les hypothèses envisageables, il y a celle de la nièce du Cardinal, Marie-Madeleine de Vignerot, épouse Combalet, Duchesse d'Aiguillon. Elle est installée au Petit-Luxembourg au moment même ou Champaigne commence à travailler pour le cardinal et probablement à l'aménagement de cet hôtel reçu de Marie de Médicis. Son âge, d'environ 30 ans en 1635, correspond au modèle du portrait. Girardon se serait inspiré pour sculpter les deux allégories du tombeau de Richelieu des deux nièces du cardinal. Tout en admettant les réserves d'usage quant à cette tradition, notons que le visage de la Piété (photo ci-dessus) présente des traits proches du tableau : menton rond, visage triangulaire, nez long, y compris, semble-t-il la forme des paupières. Un Portrait (dit) de la Duchesse d'Aiguillon conservé à la maison des Filles de la Charité à Paris devrait confirmer mon identification. Mais l'habillement et l'écriture qui situent le portrait parisien dans la génération des De Troy et Rigaud renvoient à une datation approximative en contradiction avec la jeunesse du modèle ; à l'évidence, celui-ci est idéalisé, voire même posthume, si bien que l'on ne saurait lui accorder le moindre crédit. D'autant que le rapprochement reste vague : au mieux reconnaîtra-t-on le bas du visage, le front et le nez ; mais l'absence du trait le plus significatif : les yeux aux larges paupières, précisément le lien le plus manifeste avec Richelieu, font douter de son exactitude documentaire. Plus convainquant reste en définitive le portrait du Bowes Muséum. Autrement plus fiable, un autre portrait de Mme de Combalet (à Versailles) qui représente les même traits, plus âgés mais aisément reconnaissables, du portrait britannique ne laisse pas le moindre doute. Précisons qu'indépendamment de l'identification, le seul fait de reconnaître le même modèle dans l'un et l'autre tableau implique qu'il ne puisse s'agir de Charlotte Duchesne, morte à 25 ans. Enfin, signalons si toutefois il fallait envisager une confusion d'identité dont les modalités nous échappent, qu'une lettre seulement distingue "duchesse" de "Duchesne". Вот изображения, любезно предоставленные René de Vignerot. Это изображение использует Гонсальвес: А это уже от меня - любуйтесь на «вновь обретённую» племянницу кардинала.

МАКСимка: Amie du cardinal, спасибо, очень любопытно ! Особенно в связи с тем, что мне с недавнего времени стал попадаться вот этот портрет кисти Шампеня: И его подписывают, как портрет герцогини д'Эгийон. Я сперва не обратил большого внимания, подумал, что люди в интернете просто ошибаются. На шведском, кажется, сайте, к примеру.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: И его подписывают, как портрет герцогини д'Эгийон. Надо попытаться разузнать побольше об этом портрете. "Ваш" портрет роскошный, парадный, а предыдущий - домашний, камерный. Так вот как выглядела любимая племянница (скорее всего, это действительно она, явное сходство между дамами на этих портретах)! Очень интересно.

МАКСимка: Amie du cardinal, мне очень нравится домашний портрет, он такой теплый, в духе нашего любимого Шампеня. Признаться, я оба варианта встречаю первый раз. Ну что ж, будем узнавать !

Amie du cardinal: Наш новый друг René de Vignerot прислал ещё одно изображение - это подпись четырнадцатилетней Мари в метрической книге прихода Брей. Она была крёстной какого-то ребёнка в июне 1618 года вместе со своим родственником дю Камбу.

Amie du cardinal: Честно говоря, аргументы "за" не кажутся мне железными.

МАКСимка: Amie du cardinal, самое главное, что второй портрет, размещенный в статье (я так полагаю, что это версальский) ну никак не может быть изображением герцогини д`Эгийон. Все черты лица, в особенности пухлые губы и большой нос, напоминают известные нам портреты Великой Мадемуазель, герцогини де Монпансье. Любопытно также посмотреть, что за портрет находится в maison des Filles de la Charité в Париже. И, наконец, факт, что Жирардон изобразил лица племянниц кардинала на женских композициях гробницы, еще необходимо доказать.



полная версия страницы