Форум » Франция времен Меровингов и Каролингов » Каролингское возрождение » Ответить

Каролингское возрождение

МАКСимка: «Каролингский ренессанс», культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8—9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. В период «К. в.» вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей «К. в.» занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы. Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения «К. в.» является «История лангобардов» Павла Диакона. Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.). Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо — так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей. В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом). Среди немногих сохранившихся построек — многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798—805, см. илл.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820—822), 3-нефная церковь с Вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822—885, см. илл.), надвратная постройка в Лорше (около 774, см. илл.). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841—858). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.). Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру. Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

Ответов - 6

МАКСимка: Каролингское Возрождение в Национальной библиотеке Франции

VittorioCrivelli: Фильм, посвященный композитору каролингской эпохи Туотило (первая часть - две разные интерпретации одного и того же григорианского хорала композитора Парижским григорианским хором Парижа, я его записал на гастролях в Петербурге, и хором монастыря Selmes? вторая часть - биография Туотило). Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — 28 марта около 915, а по другим данным 27 апреля 913 года, Санкт-Галлен) - средневековый композитор, которому приписывают сохранившиеся до нашего времени несколько григорианских хоралов, в том числе "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus"[2]. Современникам был известен в качестве художника, скульптора и даже механика. Канонизирован католической церковью, в монастыре Святого Галла почитался литургически в XIII-XVIII веках. Возможно, что он был местным святым, почитание которого не выходило за пределы монастыря Святого Галла (так предполагает часть исследователей). Забавный эпизод из жизни монаха-композитора: «Был у этих трех неразлучных [Ноткер, Туотило и еще один монах — Ратперт] обычай: в ночной перерыв между хвалебными песнопениями собираться, с разрешения аббата, в скриптории и проводить сравнение сочинений, которые для подобного часа более всего подходили. И вот Синдульф [монастырский доносчик, ненавидимый монахами], зная о часе и об их собеседованиях, однажды ночью тайком подкрался к застекленному окну, у которого сидел Туотилон, и, прижав ухо к стеклу, стал подслушивать, не удастся ли чего-нибудь подхватить, что бы он мог, извратив, передать епископу. Его заметил Туотилон, человек непреклонный и полагавшийся на силу своих мускулов, и сказал товарищам по-латыни, чтобы тот ничего не понял и мог оставаться скрытым: „Этот здесь и прижался ухом к окну. Ты, Ноткер, так как ты робок, вернись в церковь. Ты же, мой Ратперт, возьми плеть братьев, что висит в зале собраний, и подбеги с той стороны, потому что я, лишь только заслышу твои шаги, мгновенно распахну окно, схвачу его за волосы и, притянув с себе, буду крепко держать. А ты, душа моя, проникнись мужеством, будь твердым и накажи его плеткой изо всех сил, пусть бог покарает его!“ Тот послушно вышел, ибо всегда был весьма строг к дисциплине, схватил плеть и, быстро подбежав, изо всех сил стал осыпать ударами спину человека, голова которого была втянута внутрь помещения. И вот Синдульф, отбиваясь руками и ногами, поймал вскинутую плеть и крепко зажал ее, но Ратперт, схватив замеченную поблизости розгу, стал наносить ему сильнейшие удары. А этот, после того как уже жестоко был наказан и напрасно молил о пощаде, сказал: „Я вынужден звать на помощь“,— и завопил во весь голос» (цитата из Эккехарда, смешно здесь то, что Ноткер и Туотило - святые католической церкви, но шалуны).

VittorioCrivelli: Вау! Сколько я описок допустил: монастырь на самом деле Solesmes, а потом запятая. а не знак вопроса; знаменитый на весь мир Парижский григорианский хор (больше Париж уже не требуется). В качестве извинения - еще одна запись из католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге (люди стояли в проходах, сидели и лежали на каменном полу, поэтому моя камера располагалась диагонально между телами стоявших впереди и запись является результатом супермонтажа).


VittorioCrivelli: Два видео с концерта Григорианского хора Парижа в Санкт-Петербурге. Немного о хоре: создан в 1974 году, первоначально состоял из студентов, собиравшихся для пения в церкви при одной из Парижских больниц (пели каждое воскресенье, за исключением летних месяцев). В настоящее время считается одним из самых крупных авторитетов в области григорианского хорала, объездил все континенты, участвует в фестивалях, записал множество дисков. Традицией хора остается бесплатность концертов или минимальная символическая плата со слушателей. В Санкт-Петербурге выступает минимум четвертый раз, каждый раз выступление становится крупным событием культурной жизни города. Звучат песнопения: Ave Maria, Veniet esse rex, Gabriel Archangelus, Salvatorem expectamus, Stella splendem, Rex pacificus, Populu meus. Григорианский хор Парижа под управлением Тибо Марлена исполняет григорианский хорал "Tenebrae factae sunt..." (Responsorial chant).

МАКСимка: La première Renaissance carolingienne : échanges d'hommes, d'ouvrages et de savoirs

МАКСимка: D. Ganz, Corbie in the Carolingian Renaissance



полная версия страницы