Форум » Музыка » Старинная музыка (начало) » Ответить

Старинная музыка (начало)

Kseniya-queen: Старинная музыка (начало) Все для любителей мировой старинной музыки разных эпох и разных жанров, а именно статьи, музыкальные записи, видео и, конечно же, ноты. Старинная музыка (продолжение-1): http://richelieu.forum24.ru/?1-26-0-00000005-000-0-0-1275759834

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Kseniya-queen: Композитор Людовик Генрихович Бурбон «музыкант и даже приличный композитор, средней руки художник, он был способен ко множеству мелких ремесел и поэтому никогда не знал своего ремесла» Марлезонсикй балет Марлезонсикй балет («Le ballet de la Merlaison», что в переводе с французского означает «Балет об охоте на дроздов») известен большинству лишь по той причине, что Александр Дюма сделал его сценой не только для исполнявших всевозможные па танцоров, но и для героев своего романа «Три мушкетера», разбирающихся на его фоне с интригой о подвесках королевы Анны. В русском языке благодаря экранизации этого романа даже закрепилось крылатое выражение «вторая часть марлезонского балета», обозначающая всегда неожиданный и зачастую ироничный поворот событий. Но на самом деле (что, впрочем, весьма не удивительно) Дюма, как обычно, спокойно манипулирует историческими фактами. Его Марлезонский балет, («любимый балет короля») устраивается еще до осады Ла-Рошели, между тем как по настоящему его первое исполнение прошло намного позже – в 1635 году в Шантийи, а не в ратуше Парижа. Сам по себе он являлся представителем одного из излюбленных развлечений французского двора – придворного балета, появившегося еще во времена правления Генриха III и бывшего очень популярным в царствование Людовика XIII (во времена его сына, Луи XIV, короля-Солнца, любовное отношение к балету еще более укрепится во Франции, что приведет даже к указу о создании Парижской Академии танца). Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, а также и профессиональными танцорами и являли собой красочные представления, сочетавшие в себе не только танцевальное мастерство и инструментальную музыку, но также музыку вокальную, поэзию и театр. Что интересно, Марлезонский балет можно назвать творением одного автора (если не брать в счет, конечно, вполне оправданных многочисленных помощников). Ровно над всеми его составляющими трудился не кто иной, как Людовика XIII, король Франции. С детства увлекавшийся музыкой и державший в руках скрипку (в то время инструмент еще неблагородный) с полутора лет, Людовик-музыкант, пишет музыку к 16 актам; часто участвовавший в подобных придворных балетах, Людовик-танцор продумывает хореографию, а также и принимает участие в исполнении; эскизы декораций создаются Людовиком-художником, как и сам сюжет всего представления, за основу которого была взята охота на дроздов – одно из любимых развлечений короля. Несомненно, работа над Марлезонским балетом должна была отнять у его величества приличную уйму времени, обеспечивая работу для его творческих способностей. Но в таком случае, у меня лично, возникает вопрос, а оставалось ли у Людовика время, чтобы быть Людовиком-государем? Но это тема политики, а у нас тема – музыка… =) Данные ссылки – это 11 актов Марлезонского балета, записанные в 1967 году парижским Ансамблем древних инструментов под управлением Роже Котта и также инструментального ансамбля Жака Шайе, так что спасибо говорить мы должны им) http://www.youtube.com/watch?v=Ze3bxCV1L90&feature=related – Les Flamands – Фламандцы http://www.youtube.com/watch?v=lvNP91Pw2Ro&feature=related – Les Pages – Пажи http://www.youtube.com/watch?v=Jtm2kWSBK90&feature=related – Les Lorrains – Лотарингцы http://www.youtube.com/watch?v=3GQ3wxuwniw&feature=related – Les Picoreurs – Ловчие http://www.youtube.com/watch?v=hru2HdhsAeA&feature=related – Thomas le boucher – Тома мясник http://www.youtube.com/watch?v=zaNOnQ8RMPo&feature=related – Les Arbalestriers – Арбалетчики http://www.youtube.com/watch?v=DxGtr7diQa0&feature=related – Les Nobles – Дворяне http://www.youtube.com/watch?v=qVv-xrk_ibw&feature=related – Les Fermiers – Фермеры http://www.youtube.com/watch?v=nevDRGPiqb8&feature=related – Le Roy - Король http://www.youtube.com/watch?v=5nKdXgD9A8U&feature=related – Le Printemps – Весна http://www.youtube.com/watch?v=zqlFudDfwpI&feature=related – Grand Ballet – Большой балет

Kseniya-queen: Помимо такого, можно сказать, вполне монументального творения как Марлезонский балет, его величество Людовик XIII сочинял и просто вокальную музыку. Могу предложить две арии: http://www.youtube.com/watch?v=e86hByzo8kQ&feature=related – запись «Tu crois o beau soleil»; и специально для наших музыкантов – ноты. Ария «Amaryllis». Аранжировка 19 века (выполнена A.H.Pease), но сама мелодия – 17. http://narod.ru/disk/9495853000/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%9B%D1%83%D0%B8%20XIII_Amaryllis.pdf.html

Amie du cardinal: Вот спасибо! Послушаем произведения композитора Бурбона, может, лучше поймем эту странную личность. Не думала даже, что такое можно найти на Youtube.


графиня де Мей: http://page.divo.ru/lukas/perevod/Lovelace_pic.html Там музыка 17 века. Настоящая.

МАКСимка: Kseniya-queen ,графиня де Мей , спасибо, как мне всё-таки нравится тогдашняя музыка, прям пронизывает душу! Можно где-нибудь скачать музыку XVII века?Никто не знает?

Карл: Тут можно скачать "Лютневая музыка XVI–XVII ВЕКОВ" http://www.musicxxl.net/7219-lyutnevaya-muzyka-xvixvii-vekov.html

Kseniya-queen: Карл Хороший выбор, ваше величество! Мне лично из всего этого сборника, «лютневая музыка XVI–XVII веков», больше всего нравится английская песня Зеленая рукава, в оригинале – Greensleeves. Музыка была сочинена анонимным композитором, а вот авторство слов, которые Зеленые рукава имеют, как любая песня, приписывается порой даже самому королю Генриху VIII. Вот две статьи об этой песне: http://ru.wikipedia.org/wiki/Зелёные_рукава - на Викепидии http://www.diary.ru/~Serenissime/p70926203.htm#more1 – на сообществе "Laterna Magica" Также, кому интересно, могу предложить ноты. Мы иногда вместе с братом поем вместе Greensleeves под мой аккомпанемент на ф-но)

Ортанс : Спасибо, я это скачать не могу, но попробую кого-ниубдь попросить.

аббат д'Эрбле: Григорианские пения - песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в конце 6 в. при папе Григории I (отсюда и название). Языковая основа григорианского пения — латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон. http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/gregorian_chants.htm

Kseniya-queen: аббат д'Эрбле Спасибо! С удовольствием послушаю григореанское пение (оно, кстати, входит сейчас в программу музыкальных школ по муз.литературе)), а в свою очередь, с вашего позволения, приведу статью о григорианских хоралах из Энциклопедии музыки. Григорианское пение Григорианским пением, или григорианским хоралом, называется традиционное литургическое пение римско-католической церкви. В конце IV в. была предпринята первая робкая попытка вести католическую службу на едином, латинском языке. До этого литургии пелись на национальных местных языках. В ранней полифонии (XII в.) в органуме (один из ранних видов европейского многоголосия) основной напев записывался звуками неопределенно большой длительности и назывался cantus planus («ровный напев»). В XIII в. и вплоть до 1-й половины XVIII в. основная мелодия в полифоническом произведении стала называться cantus firmus («прочный напев»). Формы, основанные на cantus firmus, находили применение в ведущих жанрах полифонической музыки, и в первую очередь - в мессах. Этот новый тип песни заунывного характера, без аккомпанемента, был известен как жанр canto romano. Сам термин «григорианское пение» происходит от имени папы Григория I Великого, которому приписывается авторство большинства песнопений римской литургии. Григорианская реформа Реформа литургии, проведенная Григорием I в конце VI в., обусловила дальнейший путь развития церковной музыки. До этого момента cantus planus исполнялся в четырех основных стилях: галликанский стиль культивировался в Галлии, амброзианский возник в Милане и был назван так в честь Святого Амброзия, вестготский - испанский стиль происходил с Верийского полуострова и, наконец, романский стиль. Реформа Григория I заключалась в своего рода «кодировании» и закреплении в традиции исполнения определенных текстов и мелодий, а также фиксированного использования календаря литургий. В результате появился «Антифонарий» — певческая книга, содержавшая репертуар григорианского пения. В основных чертах григорианское пение складывалось на почве музыкальных традиций Франции, Германии, Швейцарии и Италии. В период возникновения и развития григорианское пение вобрало в себя синтез элементов древнейших музыкальных культур германских и кельтских племен. К XII—XIII вв. григорианские хоралы утвердились на Британских островах, а также западнославянских странах - в Польше и Чехии. Правда, в Хорватии и Чехии допускалось использование старославянского языка вместо обязательной латыни. В литургии было включено григорианское пение. Для популяризации таких литургий использовались музыкальные инструменты, а также были произведены первые конструктивные попытки построения цельной музыкальной композиции. Самые ранние рукописи григорианских песнопений относятся к VIII в. и содержат только стихотворные тексты. Музыка заучивалась исполнителями и передавалась в устной традиции. Но уже к IX и. появились первые попытки записи музыки. Блеск и упадок Первоначально григорианские песнопения записывались с помощью безлинейной невменной нотации. Ритмический рисунок составляло нерегулярное чередование длинных и коротких длительностей. В XII в. на основе невменной нотации была разработана линейная квадратная нотация. Свое название эта система получила из-за квадратной формы большинства знаков, которые фиксировали каждый звук и располагались на четырех (реже пяти-шести) линиях, снабженных ключом. Эта система нотации позволила записывать многоголосную музыку. Ею также записывали одноголосные нелитургические мелодии. В этот же период развития григорианского хорала окончательно утвердилась форма мессы. В средневековой мессе представлены все виды григорианского хорала - речитатив, псалмодия, антифонное и респонсориальное пение. Сама месса традиционно состоит из следующих основных частей -Kyrie eleison, Gloria, Credo, Sanctus Bencdictus, Agnus Dei. С появлением многоголосия в Европе григорианские хоралы были преобразованы в органумы и дисканты (школы Нотр-Дам, Лиможская, Шартрская). К XIV в. были разработаны образцы ординария, среди которых первая из известных авторских полифонических месс - месса Гильома де Машо (1364). Вообще, григорианское пение оказало большое влияние на рождение полифонии. Реконструкция аутентичных мелодий григорианского хорала началась во 2-й половине XIX в. силами французских монахов-бенедиктинцев, благодаря усилиям которых были изданы т. н. Ватиканские издания Градуала, Антифонария и других подлинных певческих книг.

Kseniya-queen: И немного иллюстраций: Святой Григорий, которому как раз и приписывается реформирование литургии и сочинение большинства литургических песнопений, по его имени названных григорианскими хоралами. Средневековая миниатюра Начало обедни Мессы Богоявления, выполненное системой линейной квадратной нотации (рукопись из монастыря Педральбес в Барселоне) Монахи, читающие книгу антифонов. Средневековая миниатюра

Amie du cardinal: "Le Voeu de Louis XIII" У нынешнего слушателя запросто может возникнуть ощущение, будто французская барочная музыка только и появилась, что по благосклонному мановению Людовика XIV, причем появилась как бы ниоткуда. Музыку времен Людовика XIII, отца "Короля-Солнца", знают в целом куда хуже – и потому так любопытен диск, записанный музыкантами французского Центра старинной музыки. Посвящен альбом одному религиозно-политическому событию – торжественному обету Луи XIII, посвятившего свое королевство Богоматери. Соответственно, звучат здесь духовные произведения главных композиторов эпохи – Этьена Мулинье, Гийома Бузиньяка и Никола Форме (чья Месса для двух хоров и составляет костяк альбома). Эта прекрасно исполненная музыка хоть и выдает сильное итальянское влияние, все же обладает той эффектностью и оригинальностью, которая прославила затем французское барокко. Причем отдельные песнопения, посвященные Деве Марии, удивляют чувственностью и эмоциональностью что музыки, что текста, откровенно цитирующего "Песнь песней". Содержание: 1. ASSUMPTA EST MARIA-BOUZIGNAC 2. FULCITE ME FLORIBUS-MOULINIE 3. MISSA DUOBUS CHORIS-KYRIE-FORME 4. GLORIA 5. CREDO 6. VENI SPONSA MEA-MOULINIE 7. SANCTUS 8. EGO FLOS CAMPI-MOULINIE 9. TU CROIS O BEAU SOLEIL-LOUIS XIII 10. AGNUS DEI 11. SALVE REGINA-BOESSET 12. LITANIES DE LA VIERGE-MOULINIE 13. ECCE TU PULCHRA ES-FORME 14. DOMINE SALVUM FAC REGEM-FORME

Мария Терезия: Большое спасибо за ссылочку! Скачала, музыка прекрасная. Слушая её переносишься в средневековье.

Amie du cardinal: Т. Ливанова XVII век Опера во Франции. Жан Батист Люлли Глава из книги "История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник" в 2-х тт. Т. 1 М., Музыка, 1983 (с. 411-426) Распространяясь в XVII веке по Европе, итальянская опера становится на время своего рода образцом в процессе формирования ряда молодых национальных творческих школ. Освобождение от этой зависимости отнюдь не везде проходит легко: английская или гамбургская оперные школы, например, в разной мере завоевавшие самостоятельность усилиями великого (Пёрселл) или крупного (Райнхард Кайзер) художника, вскоре сдаются под натиском итальянских влияний. Лишь Франция XVII века, тоже не игнорировавшая итальянские образцы, вне сомнений, создала свой собственный оперный стиль, легко опознаваемый, определенный, отличный от итальянского. Как это ни удивительно, французское оперное искусство с первых его шагов ярко представило национальную школу, черты которой сказывались затем на протяжении столетий, хотя она, разумеется, не останавливалась в своем развитии. Французская опера созревала в1670-1680-е годы в Париже не наподобие римской, венецианской или неаполитанской оперных школ с их местными особенностями, а как искусство общенационального значения, единое, так сказать, централизованное по сути и по духу. Стиль французской оперы сложился в классическую пору абсолютизма, когда культуре и искусству Парижа придавался большой государственный смысл. Центростремительные тенденции французского государства, быстро крепнувшие в борьбе с феодальной раздробленностью, выдвинули столицу Франции в ее культурной миссии именно как единый центр страны - и в этом заключалось важное отличие Парижа от Рима, или Флоренции, или Венеции, или Неаполя. Сила молодого оперного искусства, начавшего свой путь в Париже, заключалась в первую очередь в его глубокой французской основе. Ограниченность этого искусства, на которую нельзя закрывать глаза, была обусловлена его большой, непосредственной зависимостью от двора абсолютного монарха, даже от личных пожеланий и вкусов Людовика XIV. Всего пятнадцать неполных лет оперной деятельности Люлли (1672-1687) уже определили художественный облик французской оперы. Это не могло бы произойти, если б в процессе формирования нового жанра не было твердой опоры на ранее развивавшиеся и типичные приемы французского искусства в других его областях: в классической трагедии с ее эстетической концепцией и исполнительским стилем, во французском балете, над которым уже испытал свои силы Люлли, в "air de cour" (камерный вокальный жанр во Франции XVII века), наконец, в песенно-танцевальных бытовых традициях. К началу 1670-х годов французская классическая трагедия достигла полной зрелости стиля. Были созданы почти все трагедии Корнеля и ряд лучших трагедий Расина ("Андромаха", 1667; "Британник", 1669; "Береника", 1670). В театре сложилась определенная школа трагедийной игры, для которой стали характерны и особая манера поведения актеров на сцене, и особый тип приподнято-патетической размеренной декламации. Известно даже, что Люлли в своем оперном речитативе стремился подражать, в частности, выдающейся трагической актрисе того времени Мари Шаммеле, наблюдая за тем, как именно она декламировала (в интонационно-ритмическом смысле) на сцене текст своих ролей. Постоянный либреттист Люлли Филипп Кино принадлежал к школе Корнеля. Все, казалось бы, включая рационалистическую композиционную стройность пятиактной трагедии в духе Буало (кстати, его трактат "Поэтическое искусство" был завершен в 1674 году), сближает оперное искусство Люлли с театром Корнеля- Расина. Однако иные истоки оперного творчества Люлли восходят к традициям не трагического, а скорее декоративного и зрелищного театра с его изобразительно-динамическими особенностями во Франции с конца XVI века. Французский придворный балет ко времени Люлли уже имел свои традиции. Историю балетных спектаклей во Франции принято начинать с постановки в 1581 году "Комического балета королевы". Однако балет этого типа, соединявший танцы с сольным и хоровым пением, был в свою очередь подготовлен многочисленными придворными представлениями с музыкой, особенно характерными для эпохи Ренессанса. Оказали свое воздействие на музыкальный склад "Комического балета королевы" и поэтико-музыкальные идеи Антуана де Баифа и основанной им "Академии музыки и поэзии". Стремление подчинить музыку только поэтическому размеру и распространить это даже на танец, связав его с песней, - все это вытекало из антикизирующих поэтических опытов французских гуманистов, из их эстетических увлечений античными источниками. В итоге же их идеи "размеренной музыки" практически приводили к торжеству аккордового склада (в противовес полифонической песне XVI века) и скандированному выпеванию поэтических строк. В этой связи возникновение на французской почве балета с пением, при общем гомофонном характере его музыки (полное торжество вертикали!) и скромном значении полифонических приемов, казалось бы, находится в русле исканий "Академии" Баифа. Это, однако, не значит, что придворный балет инспирирован столь интеллектуальными поэтическими кругами и непосредственно связан с их теоретическими построениями. Просто рождение "Комического балета" из массы предшествующих ему придворных празднеств совершалось в такой художественной атмосфере, которая еще более способствовала объединению поэтического текста, музыки и танца при господстве гомофонного склада, чем это намечалось раньше. "Комический балет королевы" был представлен на праздновании свадьбы Маргареты де Водемон (сестры французской королевы) с герцогом Анном де Жуайез. Музыку арий и хоров написал придворный певец и композитор Ламбер де Болье, инструментальные номера принадлежат королевскому певцу Жаку Сальмону. Постановку осуществил Балтазар де Божуайе, как называли во Франции итальянского скрипача Балтазарини (родом из Пьемонта), привезенного из Италии по рекомендации Катарины Медичи и ставшего интендантом королевской музыки в Париже. Слово "комический" в названии балета не имеет специального значения, а указывает только на действенный (или драматический) характер спектакля. Мифологическая основа сюжета трактована свободно, участие волшебницы Цирцеи, Юпитера, Минервы, Меркурия, тритонов, нереид, наяд, нимф, сатира и т. п. нисколько не препятствует прямым обращениям в тексте балета к Генриху III, королю Франции, и проникновению, тем самым, панегирика внутрь пьесы. Постановка балета была богатой, роскошной, и "волшебные сады Цирцеи" призваны были очаровывать зрителей. Спектакль разыгрывался придворными дамами и кавалерами в пышных костюмах по моде того времени и в масках. Балетные танцы шли под музыку скрипок, в сопровождении вокальных номеров звучали также духовые инструменты, лютни, арфы. И собственно балетная музыка (семь различных видов движений), и другие инструментальные фрагменты (например, "Звон колокольчика" для пяти инструментов - выход Цирцеи в ее сады), и сольные вокальные номера, и ансамбли (например, четырехголосное пенке сирен) - все, за немногими исключениями, выдержано в гомофонном складе - аккордового многоголосия или мелодии с гармоническим сопровождением. В дальнейшем формы балетного спектакля во Франции оставались подвижными и балет в целом долго не приобретал твердой музыкально-профессиональной основы. Музыка спектаклей с участием танца бывала обычно сборной, либо сочиненной различными композиторами, либо подобранной из чужих сочинений. Ко времени Люлли общими свойствами балетных спектаклей во Франции были: зрелищность, декоративность постановок, мифологические и аллегорические сюжеты по преимуществу, "пасторали" и "празднества" на сцене, торжество гомофонного склада в музыке и растущая роль в ней ритмического начала, собственно танцевальности. Сам Люлли начал свою работу во французском театре именно с балетной музыки, и его оперы в большой мере наследовали традицию французской танцевальности. Но прежде чем была создана опера во Франции, парижане ознакомились с итальянским оперным искусством, с итальянским вокальным стилем, отличным от французского. В принципе уже о первых опытах создания итальянской "dramma per musica" во Франции не могли не знать: "Эвридика" Пери исполнялась во Флоренции на праздновании свадьбы французского короля, после чего Оттавио Ринуччини последовал за новобрачной Марией Медичи во Францию, получил там звание "камергера двора" - и, вероятно, хотя бы слухи о новом роде спектаклей должны были проникнуть в Париж. Несколько позднее большой интерес к итальянской музыке проявлял кардинал Ришелье. В 1639 году он направил в Италию виолиста Андрэ Могара, который состоял на службе двора в должности "королевского секретаря". Обстоятельному отчету Могара ("Ответ одному любознательному о впечатлениях от музыки в Италии") мы обязаны сведениями об исполнении ранней оратории в Риме, о выдающихся певцах, о манере их пения, об интересе к инструментальной музыке, о "великом Монтеверди... который открыл новый прекрасный способ композиции как для инструментов, так и для голоса". Несколько лет спустя, когда государственная власть находилась в руках кардинала Мазарини (при малолетнем Людовике XIV), в Париже появились прославленные итальянские певцы: кастрат Атто Мелани и певица Леонора Барони из Рима. Леонору воспевали тогда итальянские поэты за ее чудесное искусство, и даже папу Климента IX, который ею восхищался, прозвали "папой Леоноры". Увлечение итальянским пением в Париже при

Мария Терезия: http://kinozal.tv/details.php?id=366567 Северогерманская барочная органная музыка, исполнитель Фридхель Фламме.

Мария Терезия: http://kinozal.tv/details.php?id=363209 Музыка Иоганна Себастьяна Баха, композиторов семьи Бах , современников Баха (Albinoni,Battishill, Pursell, Clarke), Феликса Мендельсона, Антонио Вивальди - "Времена года", Качинни, Гендель, Моцарт, Джордани, Верди.

Мария Терезия: http://kinozal.tv/details.php?id=340432 Музыка барокко

Мария Терезия: http://kinozal.tv/details.php?id=288493 Иоганн Штраус - бал Короля Вальса http://kinozal.tv/details.php?id=250672 100 знаменитых исполнителей - суперская подборка! http://kinozal.tv/details.php?id=165611 Старинная музыка для органа и трубы http://kinozal.tv/details.php?id=178142 Старинная музыка X - XVII веков

Мария Терезия: http://kinozal.tv/details.php?id=340432 Музыка барокко "Фавориты Эпохи"

МАКСимка: Антология "Версаль - 200 лет музыки". http://intoclassics.net/news/2009-07-25-7581 http://intoclassics.net/news/2009-07-25-7596 http://intoclassics.net/news/2009-07-26-7605 http://intoclassics.net/news/2009-07-28-7659



полная версия страницы