Форум » XVIII век » Деятели и теоретики Великой французской революции (биографии и портреты) » Ответить

Деятели и теоретики Великой французской революции (биографии и портреты)

МАКСимка: Деятели и теоретики Великой французской революции Здесь размещаем биографии и портреты всех людей, теоретически и практически учавствовавших в этой Великой революции.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

МАКСимка: Французская революция.Теоретики и непосредственные участники. Начнём, пожалуй, с мыслителей. Жан-Жак Руссо (Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Портрет Руссо в Шотландской национальной галерее Памятник Руссо в Женеве Могила Руссо в Пантеоне, Париж Могила Руссо Дом в Женеве, где жил Руссо

МАКСимка: Вольтер (21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, Париж; урождённый — Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Voltaire; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший») — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник. Вольтер за письменным столом Ещё один портрет мыслителя Жан Мари Аруэ Овальный портрет Вольтера Приём у прусского короля, Вольтер слева

МАКСимка: 1776 год Лувр Бюст Вольтера, 1778 год Памятник Вольтеру в Пантеоне Статуя в Париже Фигура Вольтера


МАКСимка: Дом Вольтера Книга Вольтера, напечатанная в 1730-х годах Письма Вольтера, 1730-е года Письмо, написанное рукой Вольтера

МАКСимка: Дени Дидро ( 5 октября 1713, Лонгрэ — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и др. энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции. Издание Энциклопедии Дидро Мемориальная доска на доме, где Д.Дидро жил в период с 1773 по 1774 гг. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 9 Памятник в родном городе Дидро Памятник Дидро в Париже Портрет Дени Дидро работы Ванлоо (1767)

МАКСимка: Шарль Луи Монтескьё ( 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский правовед и философ, автор статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли. Монета с изображением Монтескье, 1989 год Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё Шарль Монтескье

МАКСимка: Рикетти де Мирабо, Оноре Габриель ( 1749—1791) — сын Виктора де Мирабо, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции. Габриель де Мирабо Граф Мирабо Мирабо Оноре Оноре де Мирабо Портрет Мирабо Профиль Мирабо Тарелка в честь Мирабо ( возможно принадлежала ему)

Snorri: Приём у французского короля, Вольтер слева Позвольте поправить: Вольтер здесь изображен в компании короля Пруссии Фридриха II (на нем характерный черный мундир) в его дворце Сан-Суси.

МАКСимка: Snorri пишет: Позвольте поправить: Вольтер здесь изображен в компании короля Пруссии Фридриха II (на нем характерный черный мундир) в его дворце Сан-Суси. Спасибо, что сказали, я просто автоматически написал уже....спасибо, это значит , что посетителям интересно и они просматривают портреты.

Марсель: МАКСимка, здорово! Прекрасные фотографии. Много интересного.

МАКСимка: Марсель Спасибо. Я в работе, так что ждите ещё много интересного.

МАКСимка: Мари-Жозеф, маркиз де Лафайет (6 сентября 1757, Шаваньяк — 20 мая 1834, Париж) — французский политический деятель. Участник трёх революций: американской войны за независимость, Великой французской революции и июльской революции 1830 года. 31 июня 1830 года - Лафайет и Луи-Филипп 1784 год - встреча Вашингтона и маркиза де Лафайета Вашингтон и Лафайет Лафайет во время июльской монархии

МАКСимка: Лафайет во главе войска Марка с изображением Лафайета, 1957 год Маркиз в 1825 году Маркиз де ла Файет Маркиз де ла Файет. Начальник национальной гвардии

МАКСимка: Маркиз де Лафайет Мемориал маркизу Мемориальная доска в Оломоуце, где Лафайет содержался в заключении Молодой маркиз Официальный портрет маркиза де Лафайета

МАКСимка: Памятник Лафайету в Балтиморе Памятник Лафайету в Париже Портрет Лафайета Профиль Лафайета

МАКСимка: Максимилиан Робеспьер ( Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер, 6 мая 1758, Аррас — 28 июля 1794, или 10 термидора II года Республики, Париж), известный современникам как Неподкупный — один из лидеров Великой Французской революции, глава якобинцев. Член Законодательного собрания с 1789 и Конвента с 1792. В 1793 фактически возглавил Комитет общественного спасения и развернул террор против врагов революции. 27 июля 1794 (9-го термидора) был свергнут и на следующий день вместе с соратниками казнён на гильотине. Статуя Робеспьера в музее французской революции Роспись Робеспьера Робеспьера везут на казнь Робеспьер - деятель французской революции

МАКСимка: Рисунок Робеспьера Арест Максимилиана Арест Робеспьера Бюст Робеспьера Казнь Робеспьера Максимилиан Робеспьер Неподкупный Робеспьер

МАКСимка: Жорж Жак Дантон ( 26 октября 1759 — 5 апреля 1794) — знаменитый деятель французской революции. Выступление Дантона Дантон во время революции Жорж Дантон

МАКСимка: Жорж Жак Дантон Памятник Дантону в Тербсе Подпись Дантона Статуя Дантона в Париже

графиня де ля Фер: Робеспьер Робеспьер (Максимилиан Мари Исидор Robespierre) - известный франц. революционер, род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля 1794 г. (10 термидора II-го года). Фамилия Р., кажется, ирландского происхождения; его отец и дед часто подписывались Derobespierre. Отец Р. - . адвокат, мать - дочь пивовара. Оставшись сиротой, Р. поступил в коллегию гор. Арраса, где отличался трудолюбием и примерным поведением. Среди его товарищей был Камилл Демулен. Состоя адвокатом в Аррасе, Р. много работал в области юриспруденции и литературы. Энциклопедисты, Монтескье, в особенности Руссо с одной стороны, условная манерность сентиментализма - с другой: вот почва, воспитавшая Р. Он писал много стихотворений, в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1789 г. был избран директором аррасской академии. Ко времени открытия генеральных штатов он опубликовал брошюру, где требовал реформирования местного провинциального собрания Артуа. Выбранный депутатом от третьего сословия, Р. сначала обращал на себя мало внимания. Он говорил против военного закона, против разделения граждан на активных и пассивных, за допущение евреев к занятию общественных должностей. Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. Постепенно. он сделался наиболее влиятельным членом якобинского клуба; в июне 1790 г. был выбран одним из секретарей собрания. Бегство короля вызвало речь Р., сразу прославившую его. В бегстве короля Р. видел противореволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как ему мерещилось, были уже направлены "тысячи кинжалов". "Мы все умрем с тобою", восторженно воскликнул Камилл Демулен. Но Р. не высказался за республику: он ограничился предложением предать короля суду и спросить страну о форме правления. Во время народного мятежа на Марсовом поле (17 июля) Р. дрожал за свою жизнь и скрылся у одного из якобинцев. 30 сент. учредительное собрание разошлось, объявив, по предложению Р., что члены его не могут быть избираемы в законодательное собрание. В ноябре 1791 г. Р. был избран в Париже публичными обвинителем (accusateur public) и стал главой якобинского клуба. В апреле 1792 г. он сложил с себя обязанности обвинителя и основал якобинский журнал: "Defenseur de la constitution". В это время начались острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне. Р. был против войны и нападал в якобинском клубе и в печати на Бриссо и жирондистов. В народном движении 20 июня Р. не принимал участия. 11 июля состоялось провозглашение "отечества в опасности" (речь Верньо), а 20 июля Р. произнес в якобинском клубе речь, в которой уже развивал программу терроризма. Корень всех страданий - говорил он - в исполнительной власти и в законодательном собрании. Необходимо исчезновение призрака, называемого королем, и учреждение национального конвента. 10 августа Р. сохранял выжидающее положение. Когда восстание удалось и вожаками его была образована коммуна, к ней, после других, примкнул, 11 августа, и Р. Главой ее, однако, был не он, а Дантон. 17 августа Р. был выбран в члены чрезвычайного суда, учрежденного Дантоном для наказания сообщников двора, но Р. отказался от участия в нем. 21 августа Р. был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных. В первые же дни существования конвента в нем вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре. 24 сентября Ребекки горячо напал на Р. и якобинцев. В ответ ему Р. произнес длиннейшую речь, в которой тщательно изображал свои "подвиги", "спасшие" отечество. Возражение Луве, страстное и остроумное, смутило Р.: он просил отсрочки и только 5 ноября ответил Луве мастерски обработанною, эффектною речью, увлекшею собрание своим революционным декламаторством. Когда был поставлен вопрос о предании короля суду. партии еще сильнее разделились. Р. произнес 3 декабря речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. "Людовик - не подсудимый, а вы - не судьи", говорил он; "вы государственные люди, представители нации... Ваше дело - не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения". Он требовал "смерти Людовика, чтобы жила республика". 27 декабря Р. снова говорил о необходимости "наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие". Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Воззвание к народу (appel au peuple), которого требовали умеренные, угрожало бы ниспровержением республики; роялисты и враги свободы могли бы повлиять на народ и даже одержать победу. Главным образом речь Р. была направлена против жирондистов, которые "виновнее всех, кроме короля". 9 марта 1793 г. Р. удалось настоять на отправлении в департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и всюду распространявших их учение. Когда одна из парижских секций внесла в конвент адрес об изгнании из него жиронды (10 апр.), Р. обрушился на жирондистов ядовитыми намеками, вызвавшими блестящую импровизацию Верньо. 24 апр. Р. представил в конвент проект декларации прав, в которой говорилось, что "люди всех стран" суть "граждане одного и того же государства", обязанные помогать друг другу, а "монархи, аристократы, тираны, каковы бы они ни были" - рабы, бунтующие против природы. 2 июня жирондисты пали; настала эпоха террора. Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля играл Р. Под его влиянием конвент в заседании 1 августа декретировал целый ряд чрезвычайных мер. Террором заведовали триумвиры, как их называли - Р., Кутон и Сен-Жюст. От них исходили декреты о проскрипции и казнях. Все выдающиеся предложения излагались, большей частью, Р. Он говорил, что нужно истреблять среднее сословие, "снабжать санкюлотов оружием, страстью, просвещением". Враги, с которыми следует бороться - люди порочные и богатые, пользующиеся невежеством народа. Так как просвещению народа мешает "продажность писателей", "которые каждый день обманывают его бесстыдной ложью", то "надо объявить в опале писателей, как опаснейших врагов отечества", и издать хорошие сочинения. 3 окт. член комитета общественной безопасности Амар предложил конвенту предать суду 73 депутатов, протестовавших против изгнания жирондистов. Р. вступился за них, имея в виду, опираясь на равнину, разбить партию горы, т. е. Дантона. Это не помешало ему подписать варварский декрет об уничтожении Лиона и одобрять усилившиеся именно в то время казни (жирондистов, Марии Антуанетты, герц. Орлеанского и др.). Когда образовалось течение враждебное христианству и было устроено празднество в честь Разума (10 ноября), Р. произнес в якобинском клубе (21 ноября) сильную речь против атеистов и "крайних". Не смотря на это, парижский общинный совет постановил закрыть церкви в Париже. Тогда, 6 декабря, Р. и Дантон постановили запретить все действия, направленные против свободы богослужения. 12 декабря Р. выступил против Анахарсиса Клоотса, который, вместе с Шометтом, предложил заменить католицизм культом разума. Началась очистка клуба якобинцев: Клоотса и его друзей исключили из клуба. В самый разгар террора католическое богослужение, благодаря Р., продолжалось; в соборе Notre-Dame молились за Р.; цензура строго следила за атеистическими сочинениями и нападками на церковь. К концу 1793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена, федералисты рассеяны; но Р. думал не о спасения государства, а об удержании за собою власти, для чего необходимо было уничтожить фракцию эбертистов, которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За эбертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику. Р. боялся и Камилла Демулена, который в своем журнале "Le vieux Cordelier" остроумно осмеивал учрежденный Р. комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, т. е. эбертистами, девизом которых был террор, и умеренными, т. е. дантонистами, требовавшими милосердия, произошел явный разрыв, Р. занял середину между ними и выставил девизом справедливость, поддерживаемую, однако, путем террора. 25 декабря Р. произнес речь против эбертистов и дантонистов, где говорилось о необходимости направлять корабль между двумя подводными камнями - модерантизмом и излишеством. 5-го февраля 1794 г. он прочитал в конвенте доклад "Об основаниях политической нравственности", доказывая опасность существования двух партий. "Одна из них толкает нас к слабости, другая - к крайностям"; необходим террор, который, по определению Р., есть "быстрое, суровое и непреклонное правосудие". 14 марта были арестованы, а 24-го казнены эбертисты (21 чел.). 31 марта были арестованы Дантон, Демулен, Лакруа, Филиппо. Перед началом суда над ними конвент, по предложению Р., декретировал, что каждый обвиняемый, противящийся судьям, будет лишен слова. 5 апреля Дантон и Демулен, а за ними и другие, были казнены. Настало время личной диктатуры Р. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется празднество в честь Верховного Существа. Р. старался расположить в свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний, помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Р. лишь способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. На другой день в его квартире застали молодую девушку Сесиль Рено с двумя ножами. Рено была казнена, а спасение свое Р. приписывал Верховному существу. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. "Республика есть добродетель" - таково ее начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. "Французский народ - провозгласил, по предложению Р., национ. конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных. оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать воскресенье, вместо декады. В Европе стали видеть в Р. усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Р., конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание - смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 чел.). Р. перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Р., но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Р. всевозможные слухи, обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р. - своим сыном. Убежищем от политики для Р. была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у Р. было много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Р. произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных граждан", Р. указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство под верховною властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Р., но Бийо-Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее комитетами. У Р. потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение Р. "Гора" освистала его, речь его прерывала криками: "долой тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Р. По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала Р. криками: "король" и "ваше величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Р., прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники - брат его Огюстен, С.-Жюст, Кутон, Леба. Р. был полной противоположностью Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос, монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Р. не было ничего творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство. "Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как у сектанта. Гуманные соображения были для Р. своего рода вероотступничеством.

графиня де ля Фер: Детство Робеспьера Максимильен Мари Изидор де Робеспьер родился в Аррасе 6 мая 1758 года. Его отец Франсуа Робеспьер (1732 года рождения) был адвокатом Совета Артуа. Его мать Жаклин Карро (1737 года рождения) дочерью состоятельного буржуа. Сестра Максимильена, Шарлотта родилась 8 февраля 1760 года, Генриетта - 28 декабря 1761 года, брат Огюстен – 21 января 1763 года (30 лет день в день до казни короля Людовика XVI). Семейное счастье было не долгим. Мать Робеспьера умерла 14 июля 1764 года. Это было сильным ударом для детей. Шарлотта позднее писала. "О, кто мог бы забыть эту дивную мать! Она нас так любила! И Максимилиен также не мог без волнения вспомнить о ней; каждый раз, когда в наших задушевных беседах мы заговаривали о матери, его голос менялся и глаза увлажнялись". Безутешный вдовец Франсуа Робеспьер совершил ряд поездок в Бельгию, Голландию и Германию. Согласно некоторым источникам, он окончил свои скитания под Мунишем (Мюнхен, Бавария), где был похоронен 6 ноября 1777 года. Максимильен и Огюстен были поручены деду и бабке семьи Карро. Шарлотта и Генриетта отправились в Бельгию, город Турнэ, к своим теткам - сестрам Франсуа Робеспьера. Несмотря на свой возраст юный Максимильен быстро повзрослел. Он рано ощутил тяжесть ответственности старшего в семье. Этот маленький человек шести лет преодолевал свое горе, погрузившись в учебу. Скоро, после смерти деда, ему самому придется содержать брата и сестер. Любовь к животным проявилась у Максимильена с детских лет. Он разводил птиц. У него была своя голубятня. "Он часто приходил сюда в свободные от занятий часы, чтобы провести их в обществе своих милых пташек", - писала Шарлотта. Максимильен был так же любителем собак. Верные четвероногие всю жизнь были его друзьями. Осенью 1769 года Максимильен Робеспьер покинул родной город и отправился в Колледж Людовика Великого (Луи-ле-Гран), куда был принят по рекомендации аббата Сен-Вааста. Максимильен быстро снискал славу не только прилежного ученика, но и хорошего товарища. Он часто выступал защитником слабых. Робеспьера за твердость характера прозвали Римлянином. Его лучшем другом стал Камилл Демулен - шалопай и забияка. 15 июня 1775 года, Робеспьера как лучшего из учащихся, выбрали для приветствия короля Людовика XVI, вернувшегося после коронации из Реймса. Однако монарх не собирался долго выслушивать школяра. Королевский экипаж сразу же уехал, обрызгав Максимильена грязью. 5 марта 1780 года Робеспьера настигло очередное несчастье: умерла любимая сестра Генриетта, ей было всего19 лет. Блестяще окончив колледж, Робеспьер поступил на юридический факультет Сорбонны. 31 июля 1780 он получил звание бакалавра прав, а 15 мая 1781 года стал лиценциатом прав. Автор Е. Руденко

графиня де ля Фер: Адвокат, судья, поэт Окончив учебу, Робеспьер вернулся в родной город Аррас. Он поселился с сестрой Шарлоттой на улице Сомон. 8 Ноября 1781 года Робеспьер начал адвокатскую практику. Первое дело он проиграл. Слишком силен был его противник. Максимильен учел свои промахи и ошибки. Он усердно погрузился в работу. Его труды были вознаграждены. Робеспьер быстро снискал славу талантливого молодого юриста. Максимильену не было и 24 лет, когда его назначили судьей – 19 марта 1782 года. Первый раз вынести смертный приговор убийце - было тяжелым психологическим шагом. Шарлотта писала, что Максимильен несколько дней не прикасался к еде. Есть версия, что после этого случая Робеспьер оставил пост судьи, но это не верно. Документы показывают, что он занимал эту должность еще несколько лет. Максимильен успешно совмещал судейство с адвокатской практикой. В 1782 году он защитил 17 адвокатских дел. Одно из самых известных дел Максимильена Робеспьера – «Дело о громоотводе». Некий мсье Виссери, увлекающийся физикой, установил над своим домом громоотвод, что вызвало возмущение местных властей. Суеверные люди подозрительно относились к такого рода изобретениям. Робеспьер выиграл это дело, а его речи были изданы отдельной брошюрой. Максимильен не боялся вступать в борьбу с сильными мира сего, он всегда добивался справедливости. Еще в колледже он открыл для себя учения философов XVIII века. «Общественный Договор» (апология демократии) и «Речь о происхождении неравенства среди людей» (о равенстве прав) Жан-Жака Руссо. Идеи Великого философа не покидали его даже в период успешной юридической карьеры. Они существенно повлияют на его политическую деятельность в будущем. Несмотря на ранний карьерный взлет Максимильен мало чем не отличался от молодых людей своего времени. Он влюблялся, писал галантные письма дамам, обожал пикники, хорошие компании. Любил пошутить, посмеяться. Из пассий Робеспьера известны: мадмуазель Деэ – подруга Шартотты - и Анаис Дезорти - его кузина. Существует романтическая история о том, что он собирался жениться на ней. Они дали клятву друг другу. Для нее Робеспьер заказал портрет, на котором в одной руке он держит розу, другую прижимает к сердцу, а надпись к портрету гласит: «все для любимой». Однако все сложилось не так, как бы хотелось. Максимильен уехал на три месяца, а когда вернулся, она уже вышла замуж. Как знать, может, это и к лучшему. Как большинство молодых людей той эпохи Максимильен пробовал себя в литературе. Робеспьер принял участие в литературном конкурсе, объявленном академией города Меца. Темой его работы стала морально-юридическая проблема об ответственности семьи за преступления родственника. Максимильен выиграл, он получил за свой труд медаль и премию 400 ливров. Окрыленный успехом, Робеспьер направил новое произведение в академию Амьена (столица провинции Артуа), но на этот раз проиграл. Однако Максимильен быстро взял реванш, представив свой труд в академию Арраса. А 24 февраля 1786 года он был избран ее президентом. Максимильену нравилось проводить свободное время в литературном обществе «Розати». Это общество с эмблемой в виде розы было основано в 1778 году. Друзья общества собирались вместе, чтобы почитать друзьям свои стихи, философские размышления, научные статьи и просто приятно побеседовать. Как говорили посетители «Розати» - «это общество, объединяющее молодежь, испытывающую любовь к стихам, цветам и вину». Робеспьер тоже писал стихи на модный манер. Известна его песня в честь вина. Благодаря Робеспьеру в июне 1787 года в обществе «Розати» появился Праздник Роз. У Робеспьера было много друзей в Аррасе. Самые известные из них: адвокат Бюиссар, который всегда поддерживал Максимильена, мсье Либорель - влиятельный Арраский юрист. А так же Лазар Карно – самый искусный стихотворец, галантный кавалер города и Жозеф Фуше - церковный учитель. Этим двоим предстоит сыграть роковую роль в жизни своего друга. Автор Е. Руденко

графиня де ля Фер: Как все началось Максимильен Робеспьер сделал успешную юридическую карьеру за весьма короткий срок. Он был широко известен в провинции Артуа. Однако Максимильена ждали новые трудности. Виной всему оказалась принципиальность Робеспьера. Он взялся защищать ремесленника Франсуа Детефа, обвиненного монахами доминиканского монастыря в краже. Максимильен сразу догадался, что настоящий вор – один из монахов. Идти против духовенства всегда было риском. К тому же Максимильен издал до судебного процесса текст своей речи, что было грубым нарушением. В своей речи он осмелился выйти за рамки данного дела и осуждал духовенство. Однако Робеспьер не выступал против религии, которая не может быть опорочена «пороками своих служителей». Эта речь стала сенсацией. Противником Робеспьера в суде выступил его бывший друг и покровитель Либорель, который обвинил Максимильена во лжи. Хотя дело закончилось успешно, шумиха вокруг Робеспьера не улеглась. Он потерял все, чего добивался все эти годы. Число адвокатских дел резко сократилось. В 1788 году их стало меньше, чем в 1782 году, когда он только начинал карьеру. Друзья отвернулись от Робеспьера. Только Бюиссар поддерживал его. Либорель, не ограничившись судом, продолжал выступать против своего бывшего друга. Он говорил, что Робеспьер руководствуется «грязными интересами... низкой алчностью и подлой завистью». А 30 января 1787 года судебный совет провинции д'Артуа заявил, что «приказывает, чтобы все выражения, посягающие на авторитет Закона и юриспруденции и оскорбляющие судей, распространяемые в печатном мемуаре, подписанном адвокатом Робеспьером, считались недействительными. Совет также приказывает, чтобы данное постановление было напечатано и в форме афиши вывешено в городах Аррас, Бетюн и повсюду, где это будет необходимо». Тем самым они отстранили Робеспьера от судейского мира, хотя формально он еще занимал свой пост. Робеспьер понял, что у него есть только один путь – бороться, идти вперед. Назад дороги нет. Такой человек как Максимильен не собирался волочить жалкое существование неудачника, отброшенного местными властями. Он привык к успеху и любил добиваться своего. Но как подняться вновь, когда юридическая карьера разрушена? Все решил созыв Генеральных Штатов. Робеспьер понял – это его шанс, надо стать депутатом этого собрания. Свою избирательную компанию он начал с публикации «Обращения к нации д'Артуа о необходимости реформы провинциального собрания». Максимильен понял, что вряд ли его поддержат представители дворянства и духовенства, которым он значительно попортил жизнь за годы своей юридической практики. Робеспьер сделал ставку на избирателей третьего сословия, он отстаивал именно их интересы, и они его поддержали. Однако избирательная компания стоила немалых денег. Хотя Робеспьер выиграл выборы, в Париж он поехал беднее, чем был при возвращении в Аррас после учебы. Будучи депутатом, большую часть жалования он отправлял брату и сестре в Аррас, много средств уходило на публикации речей и статей. Из размеренной жизни состоятельного юриста Максимильен опять попал в бедность. Политическая программа Робеспьера Во времена Старого Порядка эти идеи были новаторскими и шокирующими. Теперь почти все пункты этой программы являются основными нормами демократии. 1. Общее избирательное право для всех граждан. 2. Свобода слова, прессы, театра. 3. Отмена цензуры. 4. Обязательные общественные правила. 5. Право на работу. 6. Помощь безработным, старикам, инвалидам. 7. Развитие импорта для увеличения доходов. 8. Права священников носить штатскую одежду и жениться.

графиня де ля Фер: Робеспьер против войны Робеспьер Осенью 1791 года во Франции сложилась нестабильная обстановка. Страна была на грани войны с соседними государствами, такими как Австрия и Пруссия. На войну возлагали большие надежды король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Они верили, что война станет для них спасением, освобождением от черни, которая в ходе революции отняла часть их абсолютных прав власти. Конституционная монархия не устраивала королей, они хотели вернуть абсолютизм. Лидеры жирондистов: Бриссо, Верньо, Инар – открыто выступали за военные действия. Их красноречие и агитация имели успех в народных массах. Эти люди преследовали свои цели. Так они собирались укрепить своё влияние и усилить свою власть. Политики жирондистов возлагали на войну большие надежды. К тому же захват северо-восточных территорий казался им очень перспективным. Своей военной пропагандой они так же старались отвлечь людей от внутренних экономических проблем. 29 ноября 1791 года в Собрании жирондист Инар с подачи Бриссо произносит яркую речь с призывов о военных действиях против государств, враждебно настроенных против французской революции. Речь имела успех. Оратору устроили овацию. И в этот момент Неподкупный Робеспьер среди массового воинственного настроя произнёс свою знаменитую фразу: «Самая странная идея, которая может зародиться в голове политика, - это верить, что народу достаточно проникнуть с оружием в руках к соседнему народу, чтобы заставить его принять свои законы и свое государственное устройство. Вооружённых миссионеров никто не любит. Первый совет, который дают природа и благоразумие – выгнать их как врагов…» Это мудрое изречение, похоже, не утратило актуальности и в наши дни. Оно относится и к современным политикам «запада», которые ведут так называемые «войны за демократию». Робеспьер четырежды выступал в Якобинском Клубе против войны. Неподкупный почти один отстаивал свою антивоенную позицию. У него не было таких явных и равных по силе союзников. В своей речи 18 декабря 1791 года он открыто заявил о заговоре двора и фельянов – Барнава, Ламета – бывших якобинцев. Он разоблачил военного министра Нарбонна, стремившегося создать армию для подавлении революции. Робеспьер заявил, что в такой ситуации возможна даже гражданская война. Он указал на то, что при такой внутренней ситуации победа Франции в войне невозможна. Бриссо не смог привести веских аргументов против речи Робеспьера, он ответил только клеветой и руганью. 11 января 1792 года. Робеспьер вновь выступает с чёткой и логически обоснованной речью. Логика и невозмутимость всегда были его оружием. Робеспьер говорит, что если война неизбежна, то нужно создать армию из преданных Франции людей, победителей Бастилии, собрать национальных гвардейцев. Потом он иронично замечает: «Господин Бриссо говорит мне, что руководить нами должен граф Нарбонн, что поход надо совершить под начальством маркиза Лафайета, что вести нацию к победе подобает исполнительной власти… О французы! Эти слова разбили все мои мечты, уничтожили все мои планы!..» Против такой точной иронии жирондисты не смогли возразить. Речь имела успех. Робеспьер был победителем. Даже Бриссо решился пойти на перемирие с Неподкупным. Весной ситуация изменилась. В марте 1792 года король согласился сформировать министерство из жирондистов. Монархи планировали так «обхитрить» их. Начать силами жирондистов войну, которая сулила монархам спасение. К тому же так они заручались поддержкой влиятельных среди народа политиков. Министерские портфели получили такие лидеры жирондистов как Дюмурье и Ролан. Через Ролана действовала его умная и честолюбивая супруга Манон. Благодаря её советам, неглупый, но слишком неуверенный в себе супруг, смог достичь таких политических высот. Манон принимала прямое участие в политике Франции. Бриссо В руках жирондистов была реальная власть. Дабы отвлечь народ от тяжёлого экономического положения, они расширили революционную агитацию. Революционным «реформам» было подвергнуто всё – даже мода. Небрежность, чрезмерная простота – вот стиль настоящего санкюлота, истинного революционера. Не стоит забывать и о республиканской строгости, что существенно сказалось на дамских нарядах. Позднее, это почему-то будут приписывать Робеспьеру. Что это он хотел ввести «республиканскую строгость в Париже». На самом же деле Неподкупный возмущался всем этим бесчинством. Война была объявлена 20 апреля 1792 года. Министерские портфели жирондистов сыграли решающую роль. Война началась! Но Неподкупный не сдался. 17 мая 1792 года Робеспьер издал первый номер своей газеты «Защитник конституции», где высказался в защиту французских солдат, ставших жертвой военного саботажа. Робеспьер выступил против генерала Лафайета, одного из командующих французской армией, и политики Бриссо. Это было только начало борьбы Неподкупного с Жирондой.

графиня де ля Фер: Ссылка на которой вы можете найти письма и произведения Робеспьера

МАКСимка: графиня де ля Фер Спасибо за интересную информацию.

МАКСимка:

МАКСимка: Французское Просвещение Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе. Недаром Маркс и Энгельс, говоря о Просвещении XVIII в., всегда подразумевают в первую очередь французское Просвещение. «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» ( Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 16.). Жан Мелье Особое место среди французских мыслителей XVIII в. занимает по своим классовым позициям ранний провозвестник материалистического мировоззрения, утопический коммунист Жан Мелье (1664— 1729). Будучи приходским священником, Мелье хорошо знал жизнь народных низов, бедствия и нужду масс. В оставленном им единственном произведении — «Завещании» он подвергает острой критике не только общественные отношения феодальной Франции, но и основы классового общества в целом. В книге Мелье осуждается весь общественный строй Франции и ее государственное устройство — абсолютная монархия. Все правители, пишет он, являются тиранами, которые при помощи чудовищной системы обмана и насилия довели народ до нищеты. Светская и духовная власти поддерживают друг друга как два вора-карманника. Обличая лицемерие и алчность духовенства, Мелье вскрывает социальную роль церкви как опоры тирании, орудия угнетения народа. «Религия, — писал он, - поддерживает даже самое дурное правительство, а правительство в свою очередь поддерживает даже самую нелепую, самую глупую религию... Служители религии, властвующие над нашей совестью, являются самыми наглыми обманщиками народа, а государи и прочие сильные мира сего, властвующие над нашим телом и имуществом, — самыми крупными ворами и убийцами из всех существующих в мире». Из всех противников феодализма Мелье настроен наиболее революционно. Вольтер, оценивший значение критики Мелье, отрицательно относился ко многим его крайним идеям. Издав в 1762 г. выдержки из «Завещания», он опустил все высказывания наиболее радикального характера. Но Мелье выступает не только против феодального угнетения; он является также противником частной собственности, считая ее началом всех социальных зол. Только с уничтожением частной собственности человечество избавится от нищеты, тирании и войн. В «Завещании» намечены черты идеального строя, основой которого является общая собственность и обязательный для всех труд. Коммунизм Мелье носит утопический характер. Чтобы осуществить революцию и создать новое общество, достаточно, по его мнению, лишь просветить народ. По своим философским взглядам Мелье является материалистом и атеистом. Бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения — его основные философские идеи. Он отрицает существование какого-либо источника, движения вне материи. «Ясно, что тела, — писал Мелье, — могут двигаться сами собой и что нет нужды отыскивать другие причины их движения, кроме самой материи из которой все тела состоят». В силу своей исторической ограниченности материализм Мелье носит еще метафизический характер. Этот скромный деревенский священник является одним из замечательных предшественников левого крыла французских просветителей. Монтескье Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — выходец из аристократической семьи, вначале советник, а затем президент бордоского парламента, был близко знаком с громоздкой системой центрального и местного управления Франции. В своих произведениях «Персидские письма» (1721 г.), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.) он выступает против феодализма и неограниченной монархии. Из всех стран Европы Монтескье особенно выделял Англию. Английские порядки больше всего соответствовали его политическим убеждениям. Монтескье различает три формы государственного управления — деспотию, основой которой является страх, монархию, имеющую своей опорой «принцип чести», и республику, где население воодушевлено высшей гражданской добродетелью — патриотизмом. Монтескье был сторонником конституционной монархии, хотя теоретически отдавал предпочтение республике. Следуя широко распространенным в то время взглядам, он считал демократическую республику осуществимой лишь в малых странах. Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, носили прогрессивный характер, так как были направлены против феодально-абсолютистских порядков. Умеренность взглядов Монтескье, тесно связанного с чиновничеством, выразилась в его склонности к компромиссу с феодальной монархией. Значительный интерес представляет общественное учение Монтескье, изложенное им в сочинении «О духе законов». Монтескье стоял на позициях деизма, признавая существование бога как разумного первоначала и творца мира. Однако, пытаясь вскрыть закономерности общественного развития, он в противоположность религиозно-идеалистическим представлениям стремился найти основы общества в пределах естественных связей, не обращаясь к богу. В борьбе против теологического взгляда на историю Монтескье выдвигает в качестве определяющего фактора географическую среду. С его точки зрения, различие в климате порождает различие в потребностях, а от них зависит образ жизни людей, что в свою очередь определяет характер законодательства. «Счастлив климат, производящий простоту нравов и законов»,— говорит Монтескье. При всей ошибочности этого взгляда учение Монтескье явилось одной из важных ступеней в процессе подготовки научного, материалистического понимания истории. Просветители создали жанр философского романа и повести. «Этот жанр имеет несчастье казаться легким, — писал просветитель младшего поколения Кондорсе, — но он требует редкого таланта, а именно — умения выразить шуткой, штрихом воображения или самими событиями романа результаты глубокой философии». Одним из пионеров этого нового жанра является Монтескье в своем философском романе «Персидские письма». Здесь в форме переписки богатых персов, посетивших Европу, писатель дает сатирическую картину французских нравов, подвергая осмеянию религиозную нетерпимость, безбрачие духовенства, дворянскую спесь, гнет привилегий, бездарность государственного управления, пустые претензии официальной науки и т. д. Основная мысль книги — нравственное право человека на гражданскую свободу. Как передовой мыслитель, борец против феодальной реакции, убежденный противник насильственного разрешения международных конфликтов, защитник мира между народами Монтескье занимает видное место в истории общественной мысли. Вольтер Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778). Его огромный талант нашел выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях, блестящих по форме, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Вольтер рано начал жизнь политического изгнанника и борца. Злобная ненависть врагов, на стороне которых были сила и власть, не могли сломить Вольтера. До конца жизни он боролся за уничтожение крепостничества и духовного рабства. Из его философских произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Метафизический трактат». Как историк он больше всего известен своими трудами «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов». Вольтер в сотрудничестве с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Он приложил немало усилий для издания и распространения во Франции просветительской литературы. В идеологической подготовке буржуазной революции во Франции Вольтер сыграл важную роль прежде всего как обличитель католицизма и религии вообще. Однако сам он не сумел до конца преодолеть религиозные предрассудки. Он остается деистом, как и его учитель Локк. Бог является для Вольтера перводвигателем и законодателем вселенной, ее высшим разумным, творческим началом. Вольтер считал, что вера в бога необходима как основа морали и узда для народных масс. «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать», — писал он. Деистские позиции Вольтера свидетельствуют о некоторой его непоследовательности. Однако, пользуясь оружием деизма, он наносил удары огромной силы. Вольтер видит истоки религии в невежестве людей и в корыстных интересах церковников, которые применяют самые жестокие средства, чтобы в союзе с аристократией охранять свою власть и свои богатства. Он подвергает остроумной критике библию, вымыслы о чудесах. Он много сделал в качестве благородного защитника жертв кровавого фанатизма церкви. Вольтер оказал огромное влияние и на историческую литературу. Его «Опыт о нравах и духе народов» является настоящим манифестом просветительской историографии XVIII в. Как и другим просветителям, Вольтеру присущ идеализм в понимании истории. Видя основное содержание исторического процесса в борьбе разума с невежеством и фанатизмом, он отводит решающую роль росту просвещения. Во второй половине XVIII в. Европу облетели живые, остроумные, полные мысли и критического духа философские повести Вольтера «Задиг», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Человек с сорока экю» и др. В них, рассказывая о фантастических приключениях своих героев, Вольтер раскрывает политические, социальные, философские идеи Просвещения. Художественный вымысел играет в данном случае роль аллегории, весьма прозрачной для читателя. Вольтер писал для театра в течение 60 лет. Его драматургическое наследие огромно. Трагедии Вольтера, не выходящие из норм классицизма, — «Эдип» (1718 г.), «Брут» (1730 г.), «Заира» (1732 г.), «Магомет» (1741 г.), «Ирина» (1778 г.) и многие другие выдвигают просветительский идеал религиозной терпимости, равенства и гражданской свободы. Просветители не оставили вне поля своего художественного творчества и старый классический жанр героической эпопеи. Вольтер, воплотивший в себе, по выражению Гёте, все поэтические силы Франции, создал поэму «Генриада», посвятив ее одной из важнейших страниц истории своей родины. Рисуя мрачную эпоху религиозных войн XVI столетия, он клеймит религиозный фанатизм и прославляет идею веротерпимости. Несмотря на условность, подчинение искусственным правилам классицизма, поэма была с восторгом принята современниками и переведена почти на все европейские языки (даже на мертвый латинский язык). Вольтер является также автором героико-комической поэмы «Орлеанская девственница», задуманной как пародия на произведение Шаплена, воспевшего в 1656 г. «христианское подвижничество» Жанны д'Арк. Вольтер прибегает к сокрушительной силе смеха, издеваясь подчас в довольно непристойной форме над религиозным аскетизмом и ханжеством. Он применяет для пропаганды своих идей все поэтические жанры: и легкокрылую эпиграмму, и лирический сонет, и введенную им в поэтический обиход короткую философскую поэму. Влияние Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исклкк чительно велико. Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в. «Вольтерьянцы» встречались не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных русских городах. Жан Жак Руссо Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо (1712—1778), идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права» и др., оказали впоследствии, в период Французской революции 1789—1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Пройдя суровую жизненную школу, Руссо с детства видел страдания народа. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему обще

МАКСимка: Жак-Рене Эбер ( 15 ноября 1757 — 24 марта 1794) — деятель Великой французской революции, крайне левый среди якобинцев, «предводитель» эбертистов и защитник санкюлотов. Юношей прибыл в Париж, где вращался среди низших слоев общества. В 1789 г. начал издавать якобинский листок «Le Père Duchesne», где проповедовал левые идеи радикальных свободы, равенства и братства. 10 августа 1792 г. стал членом городского совета и прокурором коммуны. Содействовал падению жирондистов, которые его арестовали 25 мая 1793 г., но под давлением народных масс вынуждены были освободить. Вместе с Шометтом Эбер стоял во главе эбертистов, требовавших отмены христианского богослужения и введения культа разума; обвинял реформиста Дантона и Робеспьера в посягательстве на свободу. Последний обвинил эбертистов в нравственной распущенности, анархизме и предательстве родины и подал сигнал к их преследованию. По сфабрикованному делу Эбер, вместе с товарищами, в марте 1794 года был казнён.

МАКСимка: Газета Эбера, Папаша Дюшен, где печатались непристойности про короля и королеву

МАКСимка: Папаша Дюшен Письмо, написанное Эбером Подпись Эбера

МАКСимка: Бюст Мирабо, Лувр

МАКСимка: Робеспьер, работа Джорджа Стюарта:

Надин: Знаменитая встреча Мирабо и Марии-Антуанетты

Серж де Бюсси: Луи-Филипп-Жозеф, герцог Орлеанский (1747-1793) происходил из рода, представители которого относились к младшей боковой ветви Бурбонов. Правнук регента Филиппа Орлеанского, до смерти своего отца (1785 г.) носил титул герцога Шартрского. Принадлежал к партии, враждебной к Марии-Антуанетте, постоянно демонстрировал отвращение к придворному стилю жизни. В 1787 г. в собрании нотаблей защищал третье сословие и отстаивал права парламента перед королем. Во время голода 1787-1788 гг. помогал нуждающимся съестными припасами, что способствовало росту его популярности. В 1789 г. был избран от дворянства в Генеральные штаты, где примкнул к депутатам от третьего сословия, провозгласившим себя Национальным собранием. Летом 1789 г. герцог являлся одним из самых любимых народом лиц, накануне взятия Бастилии по улицам Парижа под крики "Да здравствует герцог Орлеанский" не раз проносили его бюсты. В 23 июня 1791 г., на следующий день после ареста бежавшего короля Людовика XVI, был торжественно принят в Якобинский клуб. На раздававшиеся предложения стать регентом королевства объявил, что навсегда отказывается от своих прав на регенство. В сентябре 1792 г. потребовал у Парижской коммуны дать ему другую фамилию, так как не мог больше носить своей после декрета Учредительного собрания, запретившего дворянские титулы. Коммуна выбрала для него имя Филипп Эгалите (т.е. равенство). В том же месяце избран в Конвент от Парижа. где примкнул к монтаньярам. Наличие в рядах монтаньяров "первого принца крови" использовалось жирондистами для постоянных обвинений Горы в попытках возвести его на трон. В декабре 1792 г. по предложению жирондиста Бюзо Конвент принимает декрет об изгнании герцога Орлеанского, но через несколько дней отменяет свое решение. В январе 1793 г. проголосовал за казнь короля, при этом в части зала поднялся ропот. Жирондисты не переставали смотреть на него как на будущего претендента на трон, утверждая, что партия Горы добилась казни Людовика XVI только для того, чтобы возвести на трон Филиппа Эгалите. Монтаньяры также пришли к выводу, что присутствие одного из Бурбонов в их рядах вечно будет возбуждать подозрения и упреки. 5 апреля 1793 г. его старший сын герцог Шартрский вместе с генералом Дюмурье перешел на сторону австрийцев. В связи с этим 7 апреля Конвент декретировал, что все члены семьи Бурбонов, кроме содержащихся в Тампле (в том числе Филипп Эгалите и два его сына) должны быть арестованы и сосланы в Марсель. После шестимесячного заключения в форте Сен-Жак в Марселе бывший герцог был переведен в Париж и заключен в тюрьму Консьержери. Вскоре состоялся судебный процесс. Общественный обвинитель революционного трибунала Фукье-Тенвиль даже не счел необходимым составлять для Филиппа Эгалите отдельный обвинительный акт, а приложил к делу акт против жирондистов, несмотря на то, что жирондисты были самыми непримиримыми врагами Эгалите. С удивлением выслушал принц обвинения в том, что он принадлежит к партии Бриссо, того самого Бриссо, который не раз настоятельно требовал ареста принца, а также в том, что он хотел возвести на французский трон герцога Йоркского. Несмотря на вздорность обвинений, суд вынес смертный приговор. После объявления приговора принц обратился к председателю суда: "Если вы решили погубить меня, то вам следовало бы отыскать для этого сколько-нибудь благовидный предлог. Теперь вы никого не убедите, что сами действительно считаете меня виновным во всем том, в чем вы меня обвинили." Перед казнью герцог позавтракал устрицами, жареным цыпленком и выпил две бутылки шампанского. На эшафот взошел 6 ноября с гордо поднятой головой, снисходительно взирая на ликующую толпу… http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/orleanski.html

МАКСимка: Восстановлена физиономия Робеспера. Ужасный мужик, конечно. Отвратительный, я бы сказал.

Lady Rumina: Ужас какой! МАКСимка , солидарна. Хорошо, что восстановили.



полная версия страницы