Форум » XVIII век » Мария-Антуанетта (биография и портреты) (продолжение-1) » Ответить

Мария-Антуанетта (биография и портреты) (продолжение-1)

Snorri: Литература о Марии-Антуанетте: http://richelieu.forum24.ru/?1-9-0-00000064-000-0-0 Фильмы про Марию-Антуанетту: http://richelieu.forum24.ru/?1-11-0-00000036-000-0-0-1270576690 Мария-Антуанетта, имя, данное при рождении, Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen, во Франции фр. Marie-Antoinette; (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция). Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI . Рождение и первые годы жизни Детство и юность прошли при дворе, в основном во дворце Шенбрунн. Современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Матримониальные планы Династический брак обычно рассматривался как дипломатическое мероприятие. Во второй половине XVIII в. австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Мария Антуанетта в 1770 стала женой дофина Франции (наследника престола), который в 1774 стал королем (Людовик XVI). Дофина Франции 16 мая 1770 г. 15-летняя Мария была выдана замуж за дофина Людовика (позже короля Людовика XVI), против его желания; лишь постепенно ей удалось возбудить к себе любовь супруга. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. Особенно история с ожерельем королевы чрезвычайно повредила репутации Марии-Антуанетты и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии. Королева Франции С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 г.) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала сношения с Мирабо и др., для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Несчастная попытка бегства 20 июня 1791 г. сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 г. тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство. Последние дни Марии-Антуанетты Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию-Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы. Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на т. н. Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку. Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария Антуанетта остатками от обеда. Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Целыми днями они пили, курили и резались в карты. Маркиз Ружевильский строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру. Процесс над 38-летней Марией-Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем — весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию-Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с заграницей, способствовала победе противника и предала интересы Франции. На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Анри Самсон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове села в повозку палача. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 г. её останки перенесены в Сен-Дени. Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты её принадлежат Э. Виже-Лебрен и Rossline; известна картина П. Делароша, изображающая её перед судьями. Литература При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). Мария-Антуанетта на Викискладе? Prudhomme, «Les crimes de M.-A.» (П., 1793; революционная брошюра); мемуары г-жи Кампан (XIV, 213); Goncourt, «Histoire de M.-A.» (П., 1863); Huard, «Mémoires sur M.-A.» (Пар., 1865); Chembrier, «M.-A., reine de France» (Пар., 1871); Lescure, «M.-A. et sa famille» (П., 1872); Yonge, «Life of M.-A.» (Л., 1878); Schwarz, «Mirabeau und M.-A.» (Базель, 1891); Stefan Zweig, «Marie Antoinette: Bildnis eines mittleren Charakters», Leipzig, 1932; Стефан Цвейг, «Мария Антуанетта: портрет ординарного характера», Москва, 1990. Антония Фрэзер, «Мария Антуанетта. Жизненный путь»; Москва, изд-ство «АСТ», 2007; Максим de la Rocheterie («Histoire de M.-A.», П., 1890); Nolhac, «La reine M.-A.» (П., 1890), доведено лишь до 5 октября 1789 г. Издания писем М. — Фогта фон Гунольштейна («Correspondance inédite de M.-А.», П., 1864) и Фёлье де Конша («Louis XVI, M.-A. et m-me Elisabeth», 1864-73) — подделки; вполне подлинны перечисленные в т. II, стр. 140, издания Альфреда фон Арнета и издание de la Rocheterie и de Beaucourt, «Lettres de M.-Antoinelle» (1895, т. I). Imbert de Saint-Amand, «La cour de M.-Antoinette» (П., 1895); Prölls, «Königin M.-Antoinette» (Лпц., 1894). Источник статьи

Ответов - 26 новых, стр: 1 2 All

Сталина: Хорошие стихи...

МАКСимка: Письменный стол Марии-Антуанетты вернулся в Версаль: Спустя 222 года после Великой Французской революции письменный стол работы королевского краснодеревщика Жана-Анри Ризенера вернулся в Версальский дворец. Уникальный предмет мебели, принадлежавший королеве Марии-Антуанетте, был приобретен французским государством у парижского антиквара за 6,75 миллиона евро. Стол изготовлен из белого клена, а также красного и розового дерева. Четыре его ящика декорированы барельефами из позолоченной бронзы, пишет Independent. Барельефы представляют собой аллегории музыки, живописи и скульптуры. Письменный стол был заказан садового домика Марии-Антуанетты, который находится в центре английского сада, принадлежащего комплексу Малый Трианон (Le Petit Trianon). Однако сейчас он будет выставлен в будуаре королевы в Версальском дворце. Во время Французской революции вся мебель Версальского замка была продана с аукциона. Почти 17 тысяч предметов разошлись по частным коллекциям всего мира. Многие из них сейчас можно обнаружить в резиденциях европейских монархов или в музеях.

Amie du cardinal: Анна Валайе Косте Портрет Марии Антуанетты Пастель 1780 год


Amie du cardinal: Даже в истории часового дела находится место захватывающим легендам. Пожалуй, самой громкой из них можно назвать легенду о часах Breguet, изготовленных специально для Марии-Антуанетты. Мария-Антуанетта, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии, прославилась в XVIII веке своей всепоглощающей тягой к наслаждениям и удовольствиям. Эта тяга распространялась не только на моду, но и на эффектные и новомодные на тот момент атрибуты вроде карманных часов. В 1782 году Абрахам-Луи Бреге, основатель марки Breguet, изготовил потрясающие, существенно опередившие свое время карманные часы, которые предназначались Марии-Антуанетте. Часы были снабжены «вечным календарем», автоподзаводом, минутным репетиром и индикатором даты. Механизм настолько поразил королевскую семью, что Абрахам-Луи стал ее придворным часовщиком. За свою жизнь Мария-Антуанетта приобрела 5 часов для себя и бесчисленное множество в качестве подарков. Но самые легендарные свои часы ей не суждено было увидеть. В 1783 году Бреге получил заказ от одного из приближенных королевы. Она желала, чтобы Абрахам сконструировал часы, объединяющие в себе все существующие на тот момент изобретения и усложнения. В 1793 году Мария-Антуанетта была казнена, но Бреге решил закончить механизм в знак преданности королеве. Модель Marie-Antoinette была представлена широкой публике лишь в 1827 году, через 4 года после смерти самого Абрахама-Луи. Часы получились настолько сложными, что не имеют аналогов и сегодня, почти 200 лет спустя. При этом достоверно известно лишь то, что они изготовлены из золота и хрусталя – информация о конструкции модели является крайне закрытой. На этом приключения механизма не закончились. В 1983 году часы «Мария-Антуанетта» были украдены из Иерусалимского музея, куда их безвозмездно передал почитатель марки Давид Саломонс. А в 2005 году глава компании Breguet Николя Г. Хайек поручает конструкторам компании воссоздать механизм, руководствуясь лишь архивными чертежами. В 2007 году похищенный экземпляр неожиданно был найден, а в 2008 компания Breguet явила миру воссозданный экземпляр, который регулярно выставляется на обозрение на различных часовых выставках. А легендарные часы «Мария-Антуанетта», породившие эту захватывающую историю, хранятся в Базеле и по-прежнему не принадлежат компании. (Отсюда) В 1983 году воры проникли в Музей исламского искусства в Иерусалиме и похитили коллекцию антикварных часов на сумму около 200 миллионов старых шекелей (200 тысяч новых шекелей). Во время этой кражи пропали самые дорогие часы в мире. Детективная история, длившаяся 25 лет, счастливо завершилась, часы вернулись в музей, на днях открылась выставка этих тикающих произведений искусства. Это было одно из самых дерзких ограблений в истории государства Израиль. Грабитель ворвался в Музей исламского искусства Майера и похитил 106 уникальных часов. Кража этих экспонатов была совершена так продуманно, что полиция пришла к выводу о заказном характере преступления. Пять часов из сорока найденных оказались безнадежно испорчены ворами, выламывавшими драгоценные камни из механизмов. Среди похищенных часов оказались и самые дорогие часы в мире - часы Марии-Антуанетты. Украденная коллекция часов была собрана в XIX веке и принадлежала сэру Дэвиду Лайонелу Саломонсу, первому еврейскому лорд-мэру Лондона. Его дочь Вера Саломонс основала в Иерусалиме музей исламского искусства и ему же завещала все часы. Они экспонировались в отдельной галерее в дальней части музея. Пропавшая коллекция была обнаружена благодаря звонку тель-авивского часового мастера директору Музея исламского искусства Рахели Хасон. Неназванная жительница Тель-Авива, юрист по профессии, обратилась к местному часовщику с просьбой оценить несколько часов, принадлежащих ее британской клиентке. Клиентка же унаследовала собрание от покойного мужа. Часовщика попросили оценить несколько экспонатов, среди которых были карманные часы, изготовленные знаменитым мастером Авраамом-Луи Брегетом для французской королевы Марии-Антуанетты, их стоимость оценивается в 30 миллионов долларов. Часовщик немедленно узнал экспонаты из музея Мейера и связался с его руководством. Музей согласился выкупить часы у владелицы и сохранить ее имя в тайне. Часы, которые Мария-Антуанетта покупала в Доме Брегет, окутаны дымкой тайны, говорят даже, что над ними чуть ли не тяготеет проклятие. Все они исчезли. Первые часы, которые королева сама купила в 1782 году, у нее украли во время штурма дворца Тюильри в 1792 году. Дворец осаждала толпа, королеву толкали, и только оказавшись в заключении в башне Тампль, она обнаружила, что часы с ее платья сорваны. В архивах Дома Брегет сохранилось упоминание о вторых часах, которые 4 сентября 1792 года доставили Марии-Антуанетте прямо в Тампль. Они тоже исчезли. Говорят, что были и третьи часы, заказанные для королевы. И на сей раз речь идет об уникальной модели, невероятно сложной по исполнению, в которой были все часовые функции, известные мастерам той эпохи. Увы, эти часы так никогда и не попали к королеве: их начали делать в 1783 году, а закончили в 1827-м, через 44 года после казни Марии-Антуанетты. В 1960-е годы они оказались в одном из иерусалимских музеев. Оттуда их и украли в 1983 году. Первая часть коллекции, в том числе часы французской королевы, была найдена в Израиле в 2006 г. Вторая оказалась во Франции и была обнаружена после того, как полиция выявила причастность к краже израильского взломщика Наамана Диллера. Расследование привело полицию в США, где проживает вдова Диллера Нили Шамрат. В ее доме были найдены несколько часов из коллекции музея. Во время допроса Шамрат раскрыла неизвестные детали преступления, которые и вывели полицию на один из французских банков. В общей сложности, удалось обнаружить 96 из 106 украденных часов. Местонахождение 10 из них все еще неизвестно. Теперь бесценную коллекцию редких часов можно снова увидеть в иерусалимском Музее исламского искусства. 19 июля открылась выставка похищенного и возвращенного стараниями израильских сыщиков музейного имущества. Экспонатами можно полюбоваться на их прежнем месте. (Текст: Ольга Домбек Отсюда)

МАКСимка: Мемориальная доска на площади Согласия, где были казнены Мария Антуанетта и Людовик XVI: Раритет революции - нож, использовавшийся при казни Марии-Антуанетты:

Snorri: МАКСимка Мемориальная доска на площади Согласия Где конкретно она установлена? Между двумя скульптурами ближе к Елисейским полям?

МАКСимка: Snorri пишет: Где конкретно она установлена? Между двумя скульптурами ближе к Елисейским полям? В том-то и дело, что я сам не знаю, никогда её не видел и не замечал...

МАКСимка: В Версале после многолетней реставрации открылась ванная комната Марии Антуанетты! Какая красота! Изумительно!

Amie du cardinal: Последнее письмо Марии-Антуанетты своей золовке Элизабет, которое также считается её завещанием, написанное 16 октября 1793 года в четыре часа утра. "C'est à vous, ma soeur, que j'écris pour la dernière fois, je viens d'être condamné non pas à une mort honteuse, elle ne l'est que pour les criminels, mais à aller rejoindre votre frère. Comme lui innocente, j'espère montré la même fermeté que lui dans ces derniers moment. Je suis calme comme on l'est quant la consience ne reproche rien. J'ai un profonde regret d'abandonner mes pauvres enfants, vous savez que je n'existoit que pour eux et vous, ma bonne et tendre soeur ; vous qui avoit par votre amitié tout sacrifié pour être avec nous, dans quelle position je vous laisse. J'ai appris par le plaidoyer même du procès que ma fille étoit séparée de vous. Hélas, la pauvre enfant, je n'ose pas lui écrire, elle ne receveroit pas ma lettre. Je ne sais même pas si celle-cy vous parviendra. Recevez pour eux deux, icy ma bénédiction. J'espère qu'un jour lorsqu'ils seront plus grands, ils pourront se réunir avec vous et jouire en entier de vos tendres soins. Qu'ils pensent tous deux à ce que je n'ai cessé de leurs inspirer : que les principes et l'execution exacte de ses devoirs sont la premiere baze de la vie [...]". Contresigné par Guffroy, Massieu, Lecointre, Fouquier-Tinville et Leg[...] (Legot ?).

VittorioCrivelli: Пьеса королевы Франции Марии-Антуанетты для флейты и арфы. Сохранилась в рукописи, хранящейся в Принстонском университете. В фильме исполняется чешскими музыкантами Жофие Вокалковой (флейта) и Катержиной Энглиховой (арфа). Фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга" 13.06.2013 года. Запись сделана в Академической Капелле. это было первое исполнение пьесы в России.

VittorioCrivelli: Симфония написана в 1785 году. Шесть ("Парижских") симфоний были заказаны Йозефу Гайдну парижской масонской ложей "Olympique", которая имела большой оркестр. Последний так и назывался: "Le Concert de la loge 'Olympique'". В оркестре было четыре десятка скрипок и десять контрабасов, очень большой состав по тем временам. Для сравнения, оркестр князя Эстергази, который имел в своем распоряжении композитор, когда состоял на службе у князя, не превышал 25-ти человек. Музыканты оркестра "Le Concert de la loge 'Olympique'" одевались в специальные мундиры небесно-голубого цвета с оборками и кружевами, а также с мечом на боку. Непосредственным заказчиком симфоний был французский аристократ Клод-Франсуа-Мари Риголе (Claude-Franсois-Marie Rigolet) граф д`Огни (Comte d'Ogny), занимавший должность генерального интенданта почт. Граф вырос в музыкальной семье (у его отца было большое собрание музыкальных манускриптов) и был большим любителем музыки. Музыка была одним из его самых больших увлечений и он не жалел денег на свое, как бы теперь сказали, хобби. Проичем настолько не жалел, что после его смерти остался долг в 100 тысяч ливров. Непосредственно переговорами с Гайдном по поручения графа д`Огни занимался Жозеф Булонь шевалье де Сен-Жорж - руководитель оркестра "Le Concert de la loge 'Olympique'". Согласно договору за 6 симфоний Гайдну было выплачено по 25 луидоров за каждую из шести симфоний и плюс еще 25 луи за право публикации этих симфоний во Франции. Ложе "Olympique" покровительствовала королева Мария-Антуанетта. Она была на концерте, где были исполнены шесть симфоний Гайдна, которые впоследствии окрестили "Парижскими". Одна из симфоний, наиболее ей понравившаяся, получила в её честь название: "La Reine" ("Королева"). Гайдн принадлежал к масонской ложе "Zur wahren Eintracht" ("Истинная гармония"), приняли его туда в 1785 и исключили в 1787 году. Вроде бы, есть даже любопытный факт, что Гайдн посетил единственное заседание ложи в день его приема туда, а впоследствии ни разу не появлялся на заседаниях, за что его и исключили. Масонских названий в списке его произведений нет (в отличие от Моцарта). Запись сделана на концерте международного фестиваля "Дворцы Петербурга" в Капелле Санкт-Петербурга 1.06.2013. Симфонию №85 ("Парижская" №4) "Королева Франции Мария-Антуанетта", сочиненную по заказу ее матери императрицы Марии-Терезии, Йозефом Гайдном в 1785 году, исполняет "Rotterdam Sinfonietta". Дирижирует южноафриканский дирижер голландского происхождения Конрад ван Альфен. В фильме используются многочисленные портреты королевы, как парадные, так и написанные в качестве подарка для членов королевской французской и императорской австрийской семей.

Lady Rumina: В этот понедельник была в Шенбрунне и наткнулась на удивительную вещь: вот этот портрет и его второй вариант, которые мы знаем в качестве портрета Марии-Антуанетты, в Шенбрунне на раме оба подписаны: Maria Josepha. Не знала, как это понимать. Нашла в сети, что теперь исследователи считают, что это - действительно Мария-Жозефа: http://vivelareine.tumblr.com/post/12452949412

МАКСимка: Lady Rumina, очень интересно! Конечно, я всегда считал этот портрет изображением Марии Антуанетты, причем одним из самых лучших...

Бэлль: Кукла-автомат Марии Антуанетты. Кукла была сделана в 1772 году в Германии. Высота сидящей за инструментом дамы - 18 дюймов. Исполняет 8 различных мелодий. Весь механизм спрятан у куклы под юбкой. Удивительно, но во время игры она поворачивает головку и водит глазами. Увы, во время Французской революции автомат был сломан и забыт на 75 лет, пока не был отреставрирован в 1864 году. Сейчас находится в Версале. Помимо нее есть еще удивительные автоматы... Акробаты, клоуны и другие механические люди http://www.youtube.com/watch?v=75CXFwgslsY#t=72 Не знаю, почему не вставилось видео, через кнопочку для ссылки

МАКСимка: Бэлль, спасибо. Бэлль пишет: Сейчас находится в Версале. Автомат находится в нетронутом виде в музее искусств и ремёсел в Париже.

Бэлль: МАКСимка пишет: Автомат находится в нетронутом виде в музее искусств и ремёсел в Париже. Ах, да! В музее искусств... Что-то у меня заклинило... Он "приехал" из Версаля. Но не в нетронутом виде, кукла была отреставрирована Робером Уденом в 1864... (иллюзионистом что ли ) А сделан он был немецкой командной и презентован королеве в 1775 году

Сталина: Бэлль, вроде бы одним из имён Марии-Антуанетты было Жозефа...

Lady Rumina: Сталина , в числе имён Марии-Антуанетты действительно было имя Жозефа - но вот в том-то и дело, что когда в Шенбрунне речь идёт о Марии-Антуанетте - её так и называют "Мария-Антуанетта", а "Мария-Жозефа" - это уже совсем другой человек.

МАКСимка: 16 октября 1793-го года казнили Марию-Антуанетту. Выступают известные историки.

МАКСимка: Издательство ЖЗЛ наконец-то анонсировало выпуск новой биографии, посвященной Марии-Антуанетте: http://gvardiya.ru/publishing/announcements/337 Морозова Е. В. Мария Антуанетта (1755—1793), королева Франции, гильотинированная революционным французским народом. Известная своей любовью к нарядам и легкомысленным заявлением «Если у народа нет хлеба, пусть есть пирожные», она в разное время вызывала то ненависть, то неуемные хвалы. В настоящей книге автор, не осуждая и не восхваляя свою героиню, показывает ее не с позиций политической истории, а в контексте окружавшей ее повседневности, такой, какой видели ее современники — те, кто любил ее, и те, кто старался ее использовать или погубить. Мария Антуанетта — прежде всего женщина, она живет и любит, не задумываясь о неумолимой поступи Истории, но в час испытаний проявляет истинно королевское величие и силу духа. Вот любопытная тенденция у издательства прослеживается в последние года - публиковать "исследования" неизвестных русских историков. Конечно, было бы неразумно выносить суждение о невыпущенной еще книге госпожи Морозовой, но есть большие сомнения, что ей удалось сказать что-то новое о королеве (и снова, снова в предисловии фраза «Если у народа нет хлеба, пусть есть пирожные» для привлечения публики). В чем смысл таких публикаций? Наверное, кто-то в редакции проталкивает своих. Обидно. Люди ждут переводов западных биографий, биографий историков, у которых есть доступ в национальные архивы Парижа, Вены, Ватикана. А печальный пример Балакина мы все хорошо помним, ЖЗЛ выпустило аж две его книги.

lina_lgo: МАКСимка издательство М.Г. уже выпускало книги госпожи Морозовой Е.В. это "Маркиз де Сад", "Шарлотта Корде" и "Калиостро"

МАКСимка: lina_lgo пишет: издательство М.Г. уже выпускало книги госпожи Морозовой Е.В. это "Маркиз де Сад", "Шарлотта Корде" и "Калиостро" Ах, точно, спасибо. Я читал биографию Шарлотты Корде. Отчетливо видна протекция одного автора издательством ЖЗЛ.

Надин: Спасибо за такую новость! Теперь точно знаю, что куплю себе на Новый ГОд

МАКСимка: Надин, будем ждать от вас отзыва о новой книге про королеву.

МАКСимка: Туфля, в которой Мария-Антуанетта встретила смерть 16 октября 1793-го года:

Amie du cardinal:



полная версия страницы