Форум » Владения кардинала Ришелье » Замок Лимур (Château de Limours) » Ответить

Замок Лимур (Château de Limours)

Amie du cardinal: Замок Лимур У кардинала Ришелье была ещё одна резиденция - замок Лимур (Château Limours), расположенный в 31 км к юго-западу от Парижа.Замок был построен для любовницы Франциска I герцогини д'Этамп. Ришелье купил его в 1623 году, продав Анссак и должность главного милостынераздавателя Анны Австрийской. Замок не пощадило время - в начале XIX века он был разрушен (как Рюэль и Ришелье).

Ответов - 19

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: Здесь рассказывается об истории замка Лимур, в частности про Лимур при Ришелье.

Amie du cardinal:


Amie du cardinal:

Amie du cardinal: Пейреск - Рубенсу Париж, 4 мая 1623 г. [итал.] Я забыл сообщить Вам следующее: на днях я беседовал с господином аббатом о препятствиях, которые господин Кардинал Ришелье чинил господину Броссу и которые тотчас прекратились, когда господин Кардинал купил графство Лимур и Бросс несколько раз съездил туда, чтобы сделать проект некоей новой постройки в тамошнем замке, причем он же будет руководить этой постройкой. Если бы Вы привезли для Кардинала небольшую картину Вашей кисти, - добавил он, - такую, которая подходила бы для кабинета редкостей, все Ваши дела пошли бы намного более гладко. Я упомянул Вашу картину «Обращение Св. Павла», но он возразил, что она не подходит для частного особняка из-за больших размеров и что за нее было заплачено 1000 ливров. Подумайте об этом. Поистине в наш век мало найдется бесплатных друзей, когда речь идет о делах придворных. Кардинал де Ришелье - Аббату де Сент-Амбруазу Вильруа 6 мая 1623 г. [франц.] Мсье, я получил Ваше письмо и письмо Поля Рубенса. В ответ сообщаю, что Королеве угодно, чтобы он приехал в Париж, как он того желает, хотя я не могу точно назвать Вам время, когда она там будет. Так что Вы можете написать ему, пусть приезжает, когда хочет. По приезде он натянет картины на подрамники в какой-нибудь высокой комнате в Люксембурге, ключ от которой будет у Вас: Ее Величество хочет, чтобы их увидели только тогда, когда все будет готово и они будут находиться на предназначенных для них местах. Я отправляюсь в Лимур взглянуть на постройки. На сем остаюсь благосклонный к Вам и готовый к услугам. Кардинал де Ришелье. (Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы)

Amie du cardinal: Если посмотреть на замок Лимур, то сразу же возникает вопрос: почему это кардинал Ришелье три года назад купил именно это обширное, но несколько обветшалое жилище? Когда-то оно принадлежало герцогине д'Этамп, фаворитке короля Франциска I. В то время состояние кардинала было весьма средним, и ему еще не удалось преодолеть отвращение, которое испытывал к нему Людовик XIII. Поговаривали, что ради покупки Лимура ему пришлось расстаться с семейным владением в Оссаке и продать свою должность духовника королевы-матери. Кардинал объяснял, что ему хотелось когда-нибудь принять Марию Медичи в доме, достойном ее, но внешний вид замка заставлял задуматься совсем о другом. Это не был особнячок для удовольствий, созданный ради соблазнения представительниц прекрасного пола. Зато Лимур мог стать надежным убежищем. В самом деле, миновав первую крепостную стену и передний двор, вы оказывались перед внушительным зданием, сохранившим все признаки средневековой крепости. Четыре стены, по углам мощные круглые башни. Все вместе составляло основательный квадрат вокруг внутреннего дворика. И все сооружение окружено глубокими рвами, через которые перекинут легкий мостик, который очень легко взорвать. Короче говоря, строение скорее мощное, чем изящное… — ..И которое может стать надежным укрытием, если ты не слишком уверен в своем будущем, — вздохнул Персеваль, охотно разговаривавший сам с собой вслух, когда никого не было поблизости. Правда, потом кардинал приобрел для себя очаровательный замок в Рюейе и прелестное владение во Флери, что только подтверждало догадки де Рагнеля. Шевалье прочно сидел в седле. Он остановил лошадь на склоне ложбины, в которой расположился Лимур. Рагнель рассматривал замок кардинала и спрашивал себя, что он здесь делает. Поддавшись отчаянию, шевалье повиновался своему инстинкту, сам не зная, что именно он ищет. Персеваль никогда не видел убийц и не смог бы их узнать. Он рисковал нарваться на неприятности. А это грозило повлиять и на судьбу Вандомов, которым и без того хватало проблем. Хотя ничто в его скромной персоне не выдавало принадлежности к такому прославленному дому — ни замшевый камзол без всяких украшений, ни его незамысловатые сапоги, ни фетровая шляпа всего с одним пером. Все нейтрального серого цвета, очень практичное. Молодой дворянин просто путешествует, вот и все. — Раз уж мы здесь, надо найти приют, чтобы немного отдохнуть и оценить ситуацию. Может быть, удача нам улыбнется… Приняв такое решение, шевалье пустил лошадь неспешной рысью, спустился вниз по холму и добрался до первых домов, посреди которых блестела, между церковью и замком, вывеска: «Золотая саламандра». Значит, там расположилась харчевня. Персеваль поручил лошадь заботам мальчишки-конюха, вошел, потребовал комнату и еду. Первое ему предоставили немедленно, а второе пообещали через некоторое время. Освежившись и ополоснувшись от дорожной пыли благодаря большой лохани с холодной водой, де Рагнель решил расположиться в саду в ожидании ужина. Там в беседке из виноградных лоз было несколько столов. Молодой человек приказал подать кувшин вина из Лонжюмо. В самой харчевне, где на открытом огне жарили четверть теленка, стояла невыносимая духота. К его величайшему удивлению, учитывая величину и малонаселенность деревушки, в харчевне царило большое оживление. Все объяснил хозяин. Дело оказалось в том, что кардинал Ришелье ведет обширные работы в своем замке. — О, там основательно все перестраивают. Новые росписи, фонтаны в садах. Каждый месяц прибывают повозки с мрамором, статуями и еще бог знает с чем. Да, когда работы будут закончены, у нас тут будет роскошный замок… — Но монсеньора, разумеется, здесь нет? Ведь такой кругом шум и гам! — Он-то? Да что вы! Хозяин недавно болел, но он все время здесь и лично следит за всеми работами. Благодаря этому у меня полно клиентов. Господа гвардейцы несколько скучают, когда у них нет службы. (Бенцони Жюльетта - Спальня королевы)

Amie du cardinal: Страничка о городке Лимур на русском языке

Лео Тэамат: Amie du cardinal пишет: Замок не пощадило время - в начале XIX века он был разрушен Все горше и горше становится ((( Такие сокровища утрачены навсегда...

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Ришелье купил его в 1623 году А потом продал его королю, пожелавшему приобрести замок для Гастона. Пользовался ли Гастон им? Кто владел замком после смерти Гастона?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Замок был построен для любовницы Франциска I герцогини д'Этамп. И замок Лимур принадлежал также Диане де Пуатье, отшедший к ней, видимо, после опалы Этамп. Когда король Франциск I умер и на престол взошёл Генрих II, настоящей королевой стала вовсе не Екатерина Медичи, его жена, а Диана. Даже при коронации она заняла публичное почётное место, в то время как Екатерина находилась на удалённой трибуне. Что же касается герцогини д'Этамп, то её звезда закатилась навеки. И тем не менее, несмотря на её опасения, новый король не стал преследовать ни её, ни её фаворитов. Ей лишь было приказано вернуть драгоценности, подаренные ей покойным королём, а затем она спокойно смогла уехать в замок Лимур . Едва прибыв туда, бывшая королевская фаворитка поручила нескольким надёжным людям установить постоянную негласную связь со двором, чтобы быть в курсе всего происходящего. Бедная женщина, она до конца жизни так и не избавилась от надежды когда-нибудь вернуть утраченное положение. Замок Лимур был построен примерно в 1550-м году для герцогини Д'Этамп. На его месте находилось средневековое строение, от которого остались две круглые башни. Диана де Пуатье привлекла Фелибера де л'Орма, который работал уже для неё в замке Анэ, чтобы он создал в Лимуре бальный зал. Когда замок приобрел кардинал, то он стал усиленно его украшать. Была заказана галерея королевских портретов и декоративные изделия из дерева. Королевские покои сверкали золотом, также как и покои Марии Медичи. Призамковый сад украшен был античными скульптурами и водными объектами. Гастон Орлеанский пытался решить проблему подачи воды в Лимур для работ фонтанов в парке. В 1638 году он попросил архитектора Франсуа Мансара разработать водопровод. Для этого земля была поднята, сделаны специальные дорожки, направленные на север, на Париж, откуда подавалась вода. Также архитектор соорудил два павильона (в настоящее время находящиеся в частной собственности) для помощи в поставке воды. В 1645-м году Франсуа Мансар создал также шесть павильонов, один из которых сохранился в настоящее время и принадлежит частному лицу (см. на иллюстрации ниже). Сохранившийся павильон МАКСимка пишет: Кто владел замком после смерти Гастона? После Гастона замком стали владеть члены дома Ламуньонов, строение пришло в упадок. Попытку возродить былое величие Лимура преприняла в 18 веке Констанция де Роан, графиня де Брионн. Западное крыло (фасад между круглыми готическими башнями), к сожалению, пришло в такую негодность, что восстановить его не смогли. Он исчезает вместе с красивым бальным залом Дианы, деревянной обшивкой и крышей Фелибера де л'Орма. Но несмотря на эти потери, жизнь в замке закипела вновь - графиня часто устраивала в Лимуре праздники. Сад был переделан в английском стиле Жаном-Пьером Морелем, автором парка в Мальмезоне. В связи с эмиграцией графини де Брионн, замок Лимур был объявлен национальным 26 апреля 1792 года. Части интерьера пошли на продажу уже год спустя. В 1797 году новые владельцы отказываются от восстановления пришедшего в полный упадок замка. Окончательно Лимур был снесен в 1835 году. Парк в Лимуре Владельцы замка Лимур: Gautier de Limors homme-lige du roi Charles V roi. (acquisition en 1376) Jacques de Montmort chambellan du roi, gouverneur du Dauphiné et du Viennois (don du roi la même année) Jean de Chastillon Charles de Carnazet et Claude de Cantelu (acquisition en 1480) René de Carnazet frère du précédent Jean Poncher Conseiller du Roy et Trésorier des guerres (acquisition en 1516) François Ier roi Anne d’Heilly de Pisseleu duchesse d’Etampes (adjudication en 1545, probablement don déguisé) Diane de Poitier duchesse de Valentinois (acquisition en 1552) Françoise de Brezé duchesse de Bouillon (héritage en 1566) Henri III roi (acquisition en 1581) le duc de Joyeuse (don du roi en 1581) Philippe Hurault de Cheverny neveu de Jean Poncher, Chancelier de France (acquisition en 1597) Louis Hurault fils du précédent cardinal de Richelieu (acquisition en 1623) Louis XIII roi (acquisition en 1626) Gaston d’Orléans frère du roi (don du roi la même année) Louis XIV roi, usufruit à Marguerite de Lorraine veuve du précédent maison des Lamoignon seigneurs de Basville et de Courson le compte d’EU (acquisition en 1766 puis revente aux Lamoignon en 1768) Constance de Rohan comtesse de Brionne (acquisition en 1775) Bien national en 1792 Bernard Gournay (adjudication en 1796)

МАКСимка: В самом конце XVI века замок Лимур стал принадлежать семье Юро де Шеверни. Первым вдалельцем стал Филипп Юро, граф де Шеверни (1528- 1599), магистрат, хранитель печати в 1578-м, затем канцлер Франции в 1583-1588 и в 1590-1599 годах. Ему наследовал сын Луи. Филипп де Шеверни В мае 1623-го года Ришелье покупает замок за 224 000 ливров, в три раза дороже, чем стоило поместье Ришелье. А в мае 1623-го года он приобретает королевский домен де Монтлери рядом с Лимуром за 615 000 ливров. Через несколько лет он стал именовать себя "графом де Лимур и де Монтлери". Но в конце 1626-го года кардинал был вынужден продать и Лимур, и Монтлери королю, так как тот желал передать территорию в качестве апанажа своему брату Гастону в связи с его женитьбой на Мари де Монпансье. И получил за эти территории 375 000 от короля и 300 000 от Гастона. Будучи владельцем Лимура, Ришелье решил и в этом замке воплотить свою славу, славу короля и королевы-матери. За разработку планов расширения и планировки отвечал Саломон де Бросс, а инженер Саломон де Ко отвечал за сады, фонтаны и скульптуру. В замке располагалась галерея портретов принцев и суверенов в золотых рамах, а спальня короля была отделана самым роскошным образом. В вестибюле статуи короля и королевы-матери показывали, кто были истинными хозяивами замка.

МАКСимка: Франсуа Хильсхеймер сообщает, что Ришелье приобрел замок Лимур благодаря щедрости Марии Медичи. Он им владел до 1626-го года.

МАКСимка: В замке Лимур Ришелье принимал также своего брата Альфонса, который ездил по картезианским монастырям Валь-Дьё и Бур-Фонтен и останавливался в Париже. Но забавно, что Ришелье смог уделить брату лишь один день 26 апреля 1623-го года, поскольку ему необходимо было отбыть в Фонтенбло к королю.

МАКСимка: МАКСимка пишет: За разработку планов расширения и планировки отвечал Саломон де Бросс, а инженер Саломон де Ко отвечал за сады, фонтаны и скульптуру. Спальня же короля в Лимуре была украшена позолоченными фризами на лазурном фоне, расписанными первым художником королевы Николя Дюшенем.

МАКСимка: Франсуа Мансар поработал в третьей любимой резиденции Гастона Орлеанского - в замке Лимур. Он был построен в конце XV столетия, перестроен в XVI Жаном Поншэ (Jean Poncher) для герцогини д'Этамп. Мансар трудился в Лимуре по крайней мере начиная с 1638-го года, а также в 1651-м. Первый договор от 4 августа 1636-го года о строительстве лестниц и стен, поддерживающих террасы, не называет имя Мансара, а вот в другом договоре от 27 апреля 1638-го года Шарль Терело, главный каменщик обещает брату короля соорудить по проекту Франсуа Мансара акведук. А 1645-м году Арту Пуатевен заключил сделку о строительстве переднего двора с шестью павильонами, оранжереей и вольером "по приказу и желанию господина Мансара". Работы продолжились и позднее, в 50-ых годах XVII столетия. Разрушение Лимурского замка началось еще в конце XVIII века, но исчезло строение все-таки в 1835-м году. Помимо одного из павильонов, сохранились въездные ворота. Замок и парк Лимур, рисунок 1666-го года, автор Поль Баррийон (Paul Barrillon) Информация из книги "François Mansart. Le génie de l'architecture", составленной Жан-Пьером Бабелоном и Клодом Миньо. Замечательное издание.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В вестибюле статуи короля и королевы-матери показывали, кто были истинными хозяивами замка. Встретилась информация, что статуи Генриха IV, Марии Медичи и Людовика XIII украшали ворота замка Лимур, причем первоначально бюст Людовика изготовил Пьер Бийар, а в конце 1626-го года он был заменен работой Гийома Бертело, изображавшей короля в образе Марса.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В замке располагалась галерея портретов принцев и суверенов в золотых рамах, а спальня короля была отделана самым роскошным образом. В вестибюле статуи короля и королевы-матери показывали, кто были истинными хозяивами замка. Однако, Батиффоль в "Memoires de la societe de l'Histoire de Paris", 1927-ой год, цитирует письмо, отправленное Марией Медичи. Королева, посетив замок Лимур, нашла лишь один недостаток. "Я обнаружила единственный недостаток: изображенного на портрете хозяина дома (*т.е. Ришелье), и это сильно лишает дом блеска". Почему королева так сказала? Возможно, всё-таки, в замке чувствовалось, что хозяином являлся кардинал, хотя он и приобрел строение благодаря щедрости королевы-матери.

МАКСимка: Лимур в районе 1555-го года

МАКСимка: Именно в замке Лимур прошло примирение принца Конде с Людовиком XIII и кардиналом Ришелье 30 мая 1626-го года.



полная версия страницы