Форум » Владения кардинала Ришелье » Пале - Кардиналь » Ответить

Пале - Кардиналь

аббат д'Эрбле: Пале-Кардиналь Одним из выдающихся строителей XVII века можно без преувеличения назвать кардинала Ришелье. Он построил во Франции множество домов, дворцов и даже город, созидая для себя и королевской семьи. Переезжая из одного замка в другой, Ришелье никак не мог найти то, что отвечало бы всем его требованиям. Ему по душе была сельская жизнь, но интенсивная государственная деятельность вынуждала его жить в Париже. В 1624 году он купил поместье Анжен (или Рамбуйе), расположенное в двух шагах от Лувра, на улице Сент-Оноре. Поместье с внутренним двором и садом состояло из нескольких зданий. Заказ на перестройку получил протеже кардинала Ришелье - архитектор Жак Лемерсье. Через несколько лет Анжен превратился в настоящий кардинальский дворец с гвардейским залом в 180 квадратных метров и огромным камином, библиотекой и театром (с 1661 года и до самой смерти здесь работал Мольер со своей труппой). За счет сноса укреплений времен Карла V удалось расширить сад. Кардинал Ришелье был одним из первых коллекционеров своего времени. Поэтому не удивительно, что главными украшениями дворцового интерьера послужили картины: две серии с изображениями всех зданий, построенных Ришелье, и галерея портретов великих служителей монархии. Опубликованная после смерти кардинала опись насчитывает 262 картины, среди них работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Дюрера. Кроме картин Ришелье увлекался фарфором, скульптурой, гобеленами. Кардинал поселился во дворце еще до завершения всех работ. Здесь он и умер в 1642 году, завещав все королевской семье. Овдовев, Анна Австрийская с детьми перебралась из холодного и мало приспособленного для жилья Лувра во дворец кардинала, который отныне получил название Королевского. В 1650-м королева была вынуждена бежать из дворца, спасаясь от Фронды. Из-за страшных воспоминаний детства Людовик XIV не захочет сюда больше вернуться и, став королем, подарит дворец своему брату Филиппу Орлеанскому. До самой французской революции и в годы реставрации Королевский дворец останется во владении семьи Орлеанов. Однако в 1661 году в этом дворце произошла встреча, изменившая весь ход французской, и, возможно, европейской истории. Людовик XIV встретил молоденькую фрейлину своей тетушки Луизу де Лявальер, ради которой он начал строительство Версальского дворца, ставшего впоследствии олицетворением абсолютизма. До 1776 года разные владельцы вносили лишь незначительные изменения в архитектуру ансамбля. И только герцог Шартрский, будущий Филипп-Эгалите, затеял огромные работы по переделке дворца. Герцог был жаден до денег и решил использовать свои владения с выгодой: он заказал архитектору Виктору Луи застроить сад с трех сторон однотипными домами с аркадами, где на первых этажах расположились лавочки и кафе. Луи разработал также проект Французского театра - сегодня в этом здании размещается Комеди Франсез. С конца XVIII века полностью изменился не только облик всего ансамбля (он теперь не имеет ничего общего с архитектурой, созданной во времена Ришелье), но и репутация целого квартала. Отныне Королевский дворец и прилегающие к нему улицы, названные в честь сыновей герцога Орлеанского Божоле, Валуа и Монпансье, ассоциировались только с различного рода увеселительными заведениями. В саду был поставлен цирк шапито, его заменил зал для танцев, а потом театрик, сгоревший в 1798 году. Под аркадами прогуливались девицы легкого поведения: это было единственное место во всем Париже, где их не могли арестовать, поскольку герцог Орлеанский запретил полиции появляться на территории своего сада. Одним из посетителей подобных заведений был восемнадцатилетний Наполеон Бонапарт. На некоторое время сад Королевского дворца стал революционным центром столицы. В кафе Слепых (название дано потому, что все оркестранты были слепыми и не могли узнать ни одного посетителя) собирались противники королевской власти, а в саду Камиль Демулен произносил свои пламенные речи и призывал к взятию Бастилии. В одной из лавок галереи Королевского дворца Шарлотта Корде купила нож, которым и зарезала Марата. Несмотря не заигрывания с революционерами, Филипп-Эгалите был казнен в кровавом 1793 году, а его дворец национализировали. С 1800 до 1807 года в нем располагались сначала биржа, потом ее сменила судебная палата по коммерческим спорам. В 1814 году Людовик XVIII вернул дворец Орлеанам. Архитектору Фонтену было поручено оформить заново интерьеры. Все лавочники, а заодно рестораны, игорные дома и бордели были изгнаны. В почетном дворе построили двойную колоннаду Орлеанов. После реконструкции дворец превратился в центр парижской великосветской жизни. В его гостиных пели сестры Малибран (младшая больше известна под именем Полины Виардо), играл молодой Лист, устраивались литературные вечера. Во время революции 1848 года дворец был разграблен, через четыре года его окончательно национализировали, Коммуна 1871-го сожгла его. Дворец восстановили. С 1873 года и по сей день в нем помещается Государственный Совет. Сам дворец посетить нельзя, но открыт сад, так что можно почувствовать ту атмосферу покоя, которая в середине двадцатого века привлекла сюда, в маленькие квартирки над аркадами французскую интеллектуальную элиту. В 1939 году на улице Монпансье поселились вместе Жан Кокто и Жан Маре. Еще раньше провинциально-тихое место в центре Парижа выбрали писательница Колетт, философ Брель, певица Мирей. Сегодня внутренний, почетный двор Королевского дворца объединяет две эпохи: в обрамлении классической архитектуры стоят авангардистские колонны Бурена. Кроме того, в саду часто устраиваются выставки современных скульпторов и даже показы мод.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Во время Дней Культурного Наследия открыл свои двери для всех желающих и Пале-Рояль: Сегодня дворцовый комплекс занимают Министерство Культуры и Коммуникаций, Государственный Совет, Конституционный Совет и Комеди-Франсез.

МАКСимка: Салон Жерома, бывшая парадная опочивальня герцога и герцогини Орлеанских. Монограмма NJ (Napoleon Jerome).

МАКСимка: Бюро министра Культуры. Декор эпохи Людовика XVI, современная мебель. Большой салон, бывшая приемная Марии-Амелии, супруги Луи-Филиппа. Люстры датируются эпохой Реставрации. В этом зале сохранилась отделка середины XVIII столетия. Зал трибунала по конфликтам, бывшая столовая герцогини Орлеанской, которую спроектировал Контан д'Иври в 1765-м году.


МАКСимка: Большая лестница, спроектированная в 1765-м году Контаном д'Иври. Зал дискуссий, созданный в 1875-м году. Располагается на месте знаменитого театра Пале-Рояля, где Мольер сыграл свою последнюю пьесу. Бюро вице-президента.

МАКСимка: Зал генеральной ассамблеи, построенный в 1875-м году на месте капеллы. На стенах четыре панно (1917-1926) Анри Мартена.

МАКСимка: Бывшая оратория Клотильды Савойской, супруги Наполеона-Жерома. Зал Наполеона, декорированный в 1858-м году. Большой салон на половине Конституционного совета.

МАКСимка:

МАКСимка: Вторая дворцовая лестница выполнена в 1830-м году.

МАКСимка: Ришелье купил отель д'Анженн (его еще называли отель де Рамбуйе или отель де Френь по именам бывших владельцев) 9 апреля 1624-го года за 90 000 ливров у Анны де Бовиллье, вдовы Пьера Форже, государственного секретаря. Первые работы, затеянные кардиналом, были скромными; они были поручены Марену де Ля Валлэ, который трудился уже для Марии Медичи в Люксембурге. Здания отеля состояли из центрального корпуса, позади которого находились два выступа. Архитектор удлинил корпус на запад, разместив там спальню кардинала, плафон которой декорировал Николя Дюшень в 1626-м году. Между 1625-27 годами были куплены еще несколько построек, среди которых дом Эрмин. Amie du cardinal пишет: В Пале-Рояль сохранилась галерея корабельных носов, напоминание о том, что кардинал был начальником и главным управляющим мореплавания. В феврале 1628-го года, когда он стал сюринтендантом навигации, был заключен договор на строительство крыла, перпендикулярного главному корпусу. Над планами работал Жак Лемерсье. Здание имело форму галереи длиной 49 метров, шириной 6 , а в середине располагалась капелла. Именно там на первом этаже размещалась знаменитая Галерея выдающихся людей, украшенная работами Симона Вуэ и Филиппа де Шампеня. В 1633-м году королевский указ официально сделал Ришелье собственником дворца Пале-Кардиналь. Начиная с этой даты министр Людовика XIII начинает скупать земли для формирования своих владения в Париже. В 1635-м году был заключен договор с Пьером Дего, королевским садовником в Тюильри, на сглаживание и посыпание песком всех аллей парка, на довоз нехватающей земли, на посадку растений. В садах был создан большой пруд размером 82 туаза (старинная французская мера длины - шесть футов, около двух метров), окруженный шестнадцатью фигурами и бронзовым гладиатором. Кажется, что именно в 1633-м году Ришелье решил сильно перестроить свой столичный особняк. В 1634-м году Ги Патен указывает в своем журнале, что кардинал покинул отель на улице Сент-Онорэ. Был заключен договор на строительство нового здания перпендикулярно старому и параллельно галереи выдающихся людей. Еще два перпендикулярных здания были задуманы для размещения служебных помещений и охраны. Новое крыло, которое располагалось примерно на месте современного крыла Валуа, содержало в себе большой зал, летнюю комнату кардинала, две передние. Большой зал достигал 180 квадратных метров. Мы знаем, что там находилась огромная печь, которую украшали фигуры Мира и Правосудия. Все залы были украшены плафонами. Наконец, между большим двором и садом появилась каменная стена, соединившая две крыла. Она была украшена растрами и якорями. Около 1637-го года Ришелье начинает возведение большого Зала Комедии. Он существовал примерно на пересечении современной rue de Valois с rue Saint-Honore. Современники отмечали наличие великолепного плафона и крыши, сделанной из балок, доставленных из Муленского леса. Зал просуществовал до пожара 1763-го года. В 1638-м году кардинал начал перестраивать здания, которые формировали первый двор на улице Сент-Онорэ. Восточные и западные крылья были удвоены павильонами, а старый фасад был переделан для гармонии с новыми постройками. В маленькой галереи размещались коллекции Ришелье, плафон украшала работа Шампеня. Она исчезла еще во времена регенства Анны Австрийской. Центральное здание содержало в себе два больших зала. Нижний был отдан мушкетерам, верхний - личной охране (он был украшен полотнами с изображениями замков в Ришелье, Рюэй и Фронсаке). Кабинет и спальня Ришелье размещались на втором этаже центральной части дворца. Переднюю украшали четыре полотна с изображениями Сорбонны, церкви Иезуитов, отеля де Ля Шаритэ и отеля де Сольда. В 1642-м году Ришелье решил начать строительство библиотеки. Здание находилось перпендикулярно западной галерее. Зал библиотеки должен был занимать второй этаж. Перевод выполнен по статье Франсуазы Берсэ "Пале-Кардиналь". Дворец времен кардинала Ришелье:

МАКСимка: МАКСимка пишет: Около 1637-го года Ришелье начинает возведение большого Зала Комедии. Он существовал примерно на пересечении современной rue de Valois с rue Saint-Honore. Современники отмечали наличие великолепного плафона и крыши, сделанной из балок, доставленных из Муленского леса. Зал просуществовал до пожара 1763-го года. Кардинал потратил более 100 000 ливров на сооружение театрального зала в своем парижском дворце. Планы были заказаны Мазарини у знаменитого итальянца Бернини. По примеру театра кардинала Барберни в Риме (1639 год) зал должен был быть экипирован по последнему слову техники с движущимися механизмами. В конце концов в 1640-м году из Италии прибыл художник Джованни Мариани с четырьми помощниками, которые и выполнили декор.

МАКСимка: Опись коллекций кардинала, которые находились в его дворце в Париже, началась 29 января 1643-го года и продолжалась несколько месяцев. Инвентарь сохранился, сегодня он находится в замке Сен-Валлье в Дром. Ришелье владел по крайней мере 262-мя полотнами. Копии пытались отделить от оригиналов. 84 картины отнесли в разряд подлинников, по поводу 14-ти точно не уверены, а 64 работы остались анонимными. Большинство работ висело в малой галерее, сообщающейся с кабинетом кардинала, также в большом зале Новых апартаментов и в Зеленых апартаментах. В спальне же Ришелье указано только три работы. Французские художники были плохо представлены в коллекцим кардинала. В основном, работы Симона Вуэ, два постельных рисунка Людовика XIII, один портрет самого Ришелье в полный рост кисти Филиппа де Шампеня, два полотна Николя Пуссена в кабинете, работы Клода Лоррена. Картины, которые составляли непосредственно украшение стен не фигурирует в инвентаре, их не отнесли к движимому имуществу (полотна молодого Лё Брена, Симона Франсуа, Жака Стелла, Лорана де Ля Ира). Важное место в коллекции кардинала занимались итальянские мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Джованни Беллини, Тициан, Лотто, Веронезе, Андреа дель Сарто, Караваджо; из болонской школы - Гверчино, Гвидо, Людовико Карраччи, Леонелло Спада. Творчество Рубенса было представлено тремя полотнами, по одной картине Фукьера и Пурбюса, а "Девять муз" Дюрера была подарена Ришелье Марией Медичи. В капелле замка в Пуату находился триптих Дюрера.

МАКСимка: МАКСимка пишет: а в середине располагалась капелла. Один из посетителей дворца в 1649-м году отметил, что там находилась мраморная Пьета и полотно с изображением Святой Иоанна Крестителя. Эти произведения искусства были подарены Ришелье на Новый год Папой Урбаном VIII.

МАКСимка: МАКСимка пишет: В 1642-м году Ришелье решил начать строительство библиотеки. Здание находилось перпендикулярно западной галерее. Зал библиотеки должен был занимать второй этаж. Библиотеку кардинала наследовал Арман де Виньеро. Он никогда не интересовался книжным собранием Ришелье и не выделял денег на ее содержание. Известно, что в библиотеке Пале-Рояля находились 58 изображений исторических личностей, которые, возможно, были переданы в 1662-м году вместе с книгами в Сорбонну. В отличии от галереи выдающих людей Шампеня и Вуэ, в библиотеке кардинала находились портреты гуманистов и князей церкви, начиная с Альбера Великого (1200-1280). Генрих VIII был среди них единственным королем. Из 58 работ мы не знаем ничего о 6, которые исчезли из описи 1643 и 1660-го года. Среди изображенным персонажей можно назвать Мишеля Монтеня, Шарля д'Анженна, кардинала де Рамбуйе, кардинала д'Осса, кардинала Перрона, Поля де Фуа, архиепископа Тулузского и других.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Именно там на первом этаже размещалась знаменитая Галерея выдающихся людей, украшенная работами Симона Вуэ и Филиппа де Шампеня. Более того, эту замечательную галерею украшали не только полотна, но и 4 античных статуи, а также по крайней мере 38 бюстов различных персонажей. Среди них присутствовали бюсты Франциска I, Генриха II, Карла IX, Генриха III, Петрарки, Жана Булонского. Произведения находились на своем месте вплоть до перестроек Пале-Рояля герцогом Орлеанским в конце XVIII столетия. Всего же во дворце размещалось почти 200 скульптур. После кончины Ришелье часть произведений отошла к герцогине д'Эгийон, 60 статуй и бюстов получил Мазарини.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Кажется, что именно в 1633-м году Ришелье решил сильно перестроить свой столичный особняк. В 1634-м году Ги Патен указывает в своем журнале, что кардинал покинул отель на улице Сент-Онорэ. Во времена кардинала улица Сент-Онорэ разделяла Пале-Кардиналь и отель де Сийери, принадлежавший Ноэлю Брюлару, который продал его 22 марта 1640-го года Шарлю д'Эскубло, маркизу де Сурди и д'Аллюэ за 50 000 экю. Маркиз в тот же день оформил декларацию в пользу Ришелье. Позднее регентша Анна Австрийская распорядилась разрушить отель для строительства на его месте караульного помещения. В 1719-м году герцог Орлеанский снес, в свою очередь, караульное помещение, и по планам Робера де Котта там появилось здание, которое носило название водонапорной башни и выполняло роль резервуара для садов Пале-Рояля и Тюильри.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Именно там на первом этаже размещалась знаменитая Галерея выдающихся людей, украшенная работами Симона Вуэ и Филиппа де Шампеня. Будучи в конце декабря в замке Бурдей в Аквитании (департамент Дордонь) с удивлением обнаружил в одном из залов портрет Симона де Монфора (1165-1218) кисти Симона Вуэ:

Вольер: Надеюсь, этой картинки на форуме не было. Пале-Кардиналь до пожара 1763 г. Гравюра опубликована в Magasin Pittoresque, Париж, 1845

Amie du cardinal: Le Palais-Royal d'après des documents inédits, 1629-1900.



полная версия страницы