Форум » Владения кардинала Ришелье » Пале - Кардиналь » Ответить

Пале - Кардиналь

аббат д'Эрбле: Пале-Кардиналь Одним из выдающихся строителей XVII века можно без преувеличения назвать кардинала Ришелье. Он построил во Франции множество домов, дворцов и даже город, созидая для себя и королевской семьи. Переезжая из одного замка в другой, Ришелье никак не мог найти то, что отвечало бы всем его требованиям. Ему по душе была сельская жизнь, но интенсивная государственная деятельность вынуждала его жить в Париже. В 1624 году он купил поместье Анжен (или Рамбуйе), расположенное в двух шагах от Лувра, на улице Сент-Оноре. Поместье с внутренним двором и садом состояло из нескольких зданий. Заказ на перестройку получил протеже кардинала Ришелье - архитектор Жак Лемерсье. Через несколько лет Анжен превратился в настоящий кардинальский дворец с гвардейским залом в 180 квадратных метров и огромным камином, библиотекой и театром (с 1661 года и до самой смерти здесь работал Мольер со своей труппой). За счет сноса укреплений времен Карла V удалось расширить сад. Кардинал Ришелье был одним из первых коллекционеров своего времени. Поэтому не удивительно, что главными украшениями дворцового интерьера послужили картины: две серии с изображениями всех зданий, построенных Ришелье, и галерея портретов великих служителей монархии. Опубликованная после смерти кардинала опись насчитывает 262 картины, среди них работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Дюрера. Кроме картин Ришелье увлекался фарфором, скульптурой, гобеленами. Кардинал поселился во дворце еще до завершения всех работ. Здесь он и умер в 1642 году, завещав все королевской семье. Овдовев, Анна Австрийская с детьми перебралась из холодного и мало приспособленного для жилья Лувра во дворец кардинала, который отныне получил название Королевского. В 1650-м королева была вынуждена бежать из дворца, спасаясь от Фронды. Из-за страшных воспоминаний детства Людовик XIV не захочет сюда больше вернуться и, став королем, подарит дворец своему брату Филиппу Орлеанскому. До самой французской революции и в годы реставрации Королевский дворец останется во владении семьи Орлеанов. Однако в 1661 году в этом дворце произошла встреча, изменившая весь ход французской, и, возможно, европейской истории. Людовик XIV встретил молоденькую фрейлину своей тетушки Луизу де Лявальер, ради которой он начал строительство Версальского дворца, ставшего впоследствии олицетворением абсолютизма. До 1776 года разные владельцы вносили лишь незначительные изменения в архитектуру ансамбля. И только герцог Шартрский, будущий Филипп-Эгалите, затеял огромные работы по переделке дворца. Герцог был жаден до денег и решил использовать свои владения с выгодой: он заказал архитектору Виктору Луи застроить сад с трех сторон однотипными домами с аркадами, где на первых этажах расположились лавочки и кафе. Луи разработал также проект Французского театра - сегодня в этом здании размещается Комеди Франсез. С конца XVIII века полностью изменился не только облик всего ансамбля (он теперь не имеет ничего общего с архитектурой, созданной во времена Ришелье), но и репутация целого квартала. Отныне Королевский дворец и прилегающие к нему улицы, названные в честь сыновей герцога Орлеанского Божоле, Валуа и Монпансье, ассоциировались только с различного рода увеселительными заведениями. В саду был поставлен цирк шапито, его заменил зал для танцев, а потом театрик, сгоревший в 1798 году. Под аркадами прогуливались девицы легкого поведения: это было единственное место во всем Париже, где их не могли арестовать, поскольку герцог Орлеанский запретил полиции появляться на территории своего сада. Одним из посетителей подобных заведений был восемнадцатилетний Наполеон Бонапарт. На некоторое время сад Королевского дворца стал революционным центром столицы. В кафе Слепых (название дано потому, что все оркестранты были слепыми и не могли узнать ни одного посетителя) собирались противники королевской власти, а в саду Камиль Демулен произносил свои пламенные речи и призывал к взятию Бастилии. В одной из лавок галереи Королевского дворца Шарлотта Корде купила нож, которым и зарезала Марата. Несмотря не заигрывания с революционерами, Филипп-Эгалите был казнен в кровавом 1793 году, а его дворец национализировали. С 1800 до 1807 года в нем располагались сначала биржа, потом ее сменила судебная палата по коммерческим спорам. В 1814 году Людовик XVIII вернул дворец Орлеанам. Архитектору Фонтену было поручено оформить заново интерьеры. Все лавочники, а заодно рестораны, игорные дома и бордели были изгнаны. В почетном дворе построили двойную колоннаду Орлеанов. После реконструкции дворец превратился в центр парижской великосветской жизни. В его гостиных пели сестры Малибран (младшая больше известна под именем Полины Виардо), играл молодой Лист, устраивались литературные вечера. Во время революции 1848 года дворец был разграблен, через четыре года его окончательно национализировали, Коммуна 1871-го сожгла его. Дворец восстановили. С 1873 года и по сей день в нем помещается Государственный Совет. Сам дворец посетить нельзя, но открыт сад, так что можно почувствовать ту атмосферу покоя, которая в середине двадцатого века привлекла сюда, в маленькие квартирки над аркадами французскую интеллектуальную элиту. В 1939 году на улице Монпансье поселились вместе Жан Кокто и Жан Маре. Еще раньше провинциально-тихое место в центре Парижа выбрали писательница Колетт, философ Брель, певица Мирей. Сегодня внутренний, почетный двор Королевского дворца объединяет две эпохи: в обрамлении классической архитектуры стоят авангардистские колонны Бурена. Кроме того, в саду часто устраиваются выставки современных скульпторов и даже показы мод.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: Хорошие фотографии Пале-Рояля: http://peter-pho2.blogspot.com/search/label/Palais%20Royal

Amie du cardinal: Николай Карамзин - фрагмент из Писем русского путешественника (Карамзин посетил Париж в апреле 1790-го. Уже взята Бастилия, но гильотина еще бездействует, не произведено даже пробной казни. Королевская семья перевезена из Версаля в Тюильри. Учредительное собрание решает судьбу Франции). «Пале-Рояль называется сердцем, душою, мозгом, извлечением Парижа. Ришелье строил и подарил его Лудовику XIII, надписав над воротами: "Palais Cardinal" (Кардинальский дворец. Непереводимая игра слов: cardinal означает и "кардинальский" и "основной", "главный" (франц.)) Эта надпись многим не полюбилась: одни называли ее гордою, другие – бессмысленною, доказывая, что по-французски нельзя сказать: "Palais Cardinal". Некоторые вступились за Ришелье: писали, судились перед публикою, и славный щеголь французского языка (разумеется, по тогдашнему времени) Бальзак играл отличную ролю в сем важном прении: доказательство, что парижские умы издавна промышляют мыльными пузырями! Королева Анна прекратила спор, велев стереть Cardinal и написать Royal. Лудовик XIV воспитывался в Пале-Рояль и наконец подарил его герцогу Орлеанскому. Не буду описывать вам наружности сего квадратного замка, который, без всякого сомнения, есть огромнейшее здание в Париже, в котором соединены все ордены архитектуры; скажу только, что, собственно, принадлежит к отличному его характеру. Фамилия герцога Орлеанского занимает самую малую часть главного этажа; все остальное посвящено удовольствию публики или прибытку хозяина. Тут спектакли, клубы, концертные залы, магазины, кофейные дома, трактиры, лавки; тут богатые иностранцы нанимают себе комнаты; тут живут блестящие первоклассные нимфы; тут гнездятся и самые презрительные. Все, что можно найти в Париже (а чего в Париже найти нельзя?), есть в Пале-Рояль. Тебе надобен модный фрак, поди туда и надень. Хочешь, чтобы комнаты твои через несколько минут были украшены великолепно, поди туда, и все готово. Желаешь иметь картины, эстампы лучших мастеров, в рамах, за стеклами, поди туда и выбирай. Разные драгоценные вещи, серебро, золото, все можно найти за серебро и золото. Скажи, и вдруг очутится в кабинете твоем отборная библиотека на всех языках, в прекрасных шкапах. Одним словом, приходи в Пале-Рояль диким американцем и через полчаса будешь одет наилучшим образом, можешь иметь богато украшенный дом, экипаж, множество слуг, двадцать блюд на столе и, если угодно, цветущую Лаису, которая всякую минуту будет умирать от любви к тебе. Там собраны все лекарства от скуки и все сладкие отравы для душевного и телесного здоровья, все средства выманивать деньги и мучить безнадежных, все способы наслаждаться временем и губить его. Можно целую жизнь, и самую долголетнюю, провести в Пале-Рояль, как волшебный сон, и сказать при смерти: "Я все видел, все узнал!" В средине замка сад, еще недавно разведенный, и хотя план его очень хорош, но парижские жители не могут забыть густых, сенистых дерев, которые прежде тут были и вырублены немилосердным герцогом для новых, правильных аллей. "Теперь, – говорят недовольные, – одно дерево кличет другое, и никоторое воробья не укроет; а прежде – то ли дело? В июле месяце в самый жаркий день наслаждались мы здесь прохладою, как в самом дремучем, диком лесу. Славное краковское дерево (arbre de Cracovie), как царь возвышалось между другими; в непроницаемой тени его собирались наши старые политики и, сидя кругом за чашею лимонада на деревянном канапе, сообщали друг другу газетные тайны, глубокие знания, остроумные догадки. Молодые люди приходили слушать их, чтобы после к своим родственникам в провинциях написать: "Такой-то король скоро объявит войну такому-то государю. Новость несомнительная! Мы слышали ее под ветвями краковского дерева". Тот, кто не пощадил его, пощадит ли какую-нибудь святыню? Герцог Орлеанский запишет имя свое в истории, как Герострат: гений его есть злой дух разрушения". Однако ж новый сад имеет свои красоты. Зеленые павильоны вокруг бассейна и липовый храм приятны для глаз. Всего же приятнее Сирк, здание удивительное, единственное в своем роде: длинный параллелограмм, занимающий середину сада, украшенный ионическими колоннами и зеленью, в которой белеются мраморные изображения великих мужей Франции. Снаружи кажется он вам низенькою беседкою с портиками; войдите и увидите внизу, под вашими ногами, великолепные залы, галереи, манеж; можете сойти туда по любому крыльцу, и вы будете в гостях у короля гномов, в подземельном царстве, однако ж не в темноте; свет льется на вас сверху, сквозь большие окна, и везде в блестящих зеркалах повторяются видимые вами предметы. В залax бывают всякий вечер или концерты, или балы; освещение придает внутренности Сирка еще более красоты. Тут ко всякой даме, сколько бы бриллиантов ни сияло на голове ее, можно смело подойти, говорить, шутить; никоторая не рассердится, хотя все очень хорошо играют ролю знатных госпож. Тут же и славные парижские фехтмейстеры показывают свое искусство, которому я несколько раз удивлялся. – Из комнат герцога Орлеанского сделан ход в манеж, или, лучше сказать, подземельная дорога, по которой он может приезжать туда верхом или в коляске. Прекрасная терраса, усеянная цветами, усаженная ароматическими деревами, составляет кровлю здания и напоминает вам древние сады вавилонские. Взошедши туда, гуляете среди цветников, выше земли, на воздухе, в царстве сильфов, и через минуту сходите опять в глубокие недра земли, в царство гномов, где с приятностию думаете: "Тысячи людей шумят и движутся теперь над моею головою". Вся нижняя часть Пале-Рояль состоит из галерой с ста осьмьюдесятью портиками, которые, будучи освещены реверберами, представляют ночью блестящую иллюминацию. Комнаты, занимаемые фамилией герцога Орлеанского, украшены богато и со вкусом. Там славная картинная галерея, едва ли уступающая Дрезденской и Диссельдорфской, кабинет натуральной истории, собрание антиков, гравированных камней и моделей всякого рода художественных произведений, вместе с изображением всех ремесленных орудий.»

Amie du cardinal: В Пале-Рояль сохранилась галерея корабельных носов, напоминание о том, что кардинал был начальником и главным управляющим мореплавания.


Amie du cardinal: Панорама

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Вид Пале-Рояля с высоты птичьего полёта. Гравюра конца XVII века. Чем дольше я смотрю на дворцовый комплекс, тем больше понимаю, насколько сильно его всё-таки перестроил Филипп Орлеанский в конце XVIII столетия.

МАКСимка: Историк Великой французской революции Ипполит Тэн писал о Пале-Рояле 1789 г.: «Центр проституции, азартной игры, праздности и торговли брошюрами, Пале-Рояль привлекает к себе все это население без корней, которое бродит в большом городе и, не имея ни промысла, ни хозяйства, живет только ради любопытства или ради удовольствия, — завсегдатаев кофеен, посетителей игорных домов, авантюристов и людей, не попавших ни в какую колею, неудавшихся или сверхштатных литераторов, художников и адвокатов, канцеляристов, студентов, ротозеев и праздношатающихся, иностранцев и обитателей меблированных комнат...» (цит. по: Герье В. Французская Революция 1789—95 г. в освещении И. Тэна. СПб., 1911. С. 104—105).

МАКСимка: Пале-Рояль, гравюра Израэля Сильвестра: Королевский форт в садах Пале-Рояля, 1650-ый год:

Amie du cardinal: Израэль Сильвестр Вид галереи Пале-Рояль

Amie du cardinal: Эстамп неизвестного автора. 18 век Пале-Кардиналь или Пале-Рояль Пале-Рояль со стороны сада

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Эстамп неизвестного автора. 18 век А что это за цифры и буквы на гравюрах?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А что это за цифры и буквы на гравюрах? Хм... Вопрос, конечно, интересный. Не знаю, честно говоря, попытаюсь выяснить.

МАКСимка: Пале-Кардиналь:

МАКСимка: Пале-Рояль:

МАКСимка: Известно, что художникам Филиппу де Шампеню и Симону Вуэ Ришелье приказал написать портреты для своей знаменитой галереи известных людей в Пале-Кардиналь в 1630-32-ых годах. Всего 25 портретов, представляющих самых верных слуг Французской монархии, первым из которых назван Сугерий. К достопамятным деяниям каждого были написаны 175 маленьких картин, портреты сопровождались аллегорическими эмблемами и девизами. Сугерий, работа Симона Вуэ Франсуаза Хильдесхеймер приводит список 25 счастливцев: Сугерий, Симон де Монфор, коннентабли Гошэ де Шатийон, Бертран дю Геклен, Оливер де Клиссон, маршал Бусико, Дюнуа, бастард Орлеанский, Жанна д'Арк, кардинал Жорж Д'Амбуазский, Луи де ля Тремуй, Гастон де Фуа, Байар, Шарль де Коссэ-Бриссак, коннентабль Анн де Монморанси, Франсуа де Гиз, кардинал Шарль Лотарингский, Блез де Монлюк, Арман де Гонто-Бирон, коннентабль Франсуа де Ладигьер, Генрих IV, Мария Медичи, Людовик XIII, Анна Австрийская, Гастон Орлеанский и сам Ришелье.

МАКСимка: Франсуаза Хильдесхеймер сообщает, что именно Людовик XIII сразу после смерти Ришелье приказал золотыми буквами сделать надпись на фронтоне дворца кардинала - "Palais-Royal" (королевский дворец).

Amie du cardinal: В этой книге показаны портреты (по мере возможностей полиграфии XVII века) знаменитых людей из галереи Пале-Кардиналь и даны их жизнеописания. Marc de Vulson «Les portraits des hommes illustres français qui sont peints dans la galerie du Palais Cardial de Richelieu» Обратите внимание, в книге 1668 года дворец всё же называют Дворцом кардинала.

МАКСимка: Так выглядели сады Пале-Рояля в 1786-м году: Мы видим две деревянные галереи, которые защищали от непогоды три ряда торговых лавок. Это делали и во времена Директории и Первой Империи.

МАКСимка: Пале-Рояль на гравюрах начала XVIII столетия замечательного качества: Palais Cardinal ou Palais Royal Palais Royal du côté du jardin Гравюра XVII столетия

МАКСимка: Пале-Кардиналь:

МАКСимка: Le Palais-Royal (souvenirs historiques jusqu'en 1847)



полная версия страницы