Форум » Искусство XVII века » Роже де Бюсси-Рабютен » Ответить

Роже де Бюсси-Рабютен

МАКСимка: В связи с тем, что совсем недавно "Ладомир" издали сочинения Бюсси-Рабютена, то предлагаю открыть тему о писателе-сатирике. "Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает" - Бюсси-Рабютен. Бюсси-Рабютен (Bussy-Rabutin), Роже, граф, 1618—93, франц. писатель, автор “Histoire amoureuse des Gaules” (1665; 1876), за что сидел в Бастилии. “Memoires” (1696) и “Lettres” (1859). Перед тем как попасть в армию, Бюсси с 1627 года учился вместе с братом в иезуитском коллеже в Отёне, а с 1629 года продолжил обучение в Париже, в Клермонском коллеже. Но в марте 1634-го года отец забрал Бюсси из класса логики и отправил во главе полка в Лотарингию. Весь 1635-ый год он провел на войне. В 1636-м он участвовал в осаде города Доль под командование принца де Конде, а осенью того же года участвовал в осаде Корби, а через год попал к Ла Валетту. Единственное, где Роже хоть как-то мог приобщиться к оружию, это Академия Бенжамена, где юношей из аристократических семей обучали верховой езде, танцам, владению оружием и другим необходимым в свете навыкам. Но пробыл он там недолго.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

МАКСимка: МАКСимка пишет: Замок Бюсси-Рабютен, также известный как Шато де Бюсси-ле-Гран, находится в коммуне Бюсси-ле-Гран, в Бургундии. Одним из важнейших занятий Бюсси-Рабютена во время изгнания стало обустройство родового замка Бюсси-ле-Гран, в котором он поселился по приезде домой. Строительство основного здания было начато еще дедом Бюсси, Франсуа де Рабютеном, и закончено самим Роже в 1649 году. Теперь же, в 1667 году, он занялся внутренним убранством комнат и за несколько лет превратил Бюсси-ле-Гран в один из «самых роскошных и удивительных замков Франции». В письме к мадам дю Буше от 24 августа 1671 года Бюсси описывает свой дом следующим образом: В Бюсси вы увидите интересные вещи, которых не найдете ни в каком другом замке. Например, у меня есть галерея, где находятся портреты всех королей Франции от Гуго Капета до Короля, а под каждым из них — табличка с описанием их славных деяний. Напротив расположены портреты государственных деятелей и поэтов. Чтобы оживить обе стороны, я туда также поместил портреты любовниц и подруг наших королей, начиная с прекрасной Агнессы [Сорель], возлюбленной Карла VII. Большая зала, которая предшествует галерее, посвящена героям, прославившимся на войне <...>. Дальше идет большая комната, в которой помещают ся портреты моей семьи. И, наконец, салон [в Золотой Башне замка], где собраны самые красивые женщины нашего времени. Всего в замке находится около трехсот портретов с надписями: воины и куртизанки, короли и представители рода Рабютенов, ушедшие в далекое прошлое лица и современники. И конечно же сам Бюсси, изображенный в апогее славы: при осаде Мардика в 1646 году, в зале великих воинов как командующий легкой кавалерией Франции, в Золотой Башне замка среди прекрасных женщин (здесь Роже представлен в римской тоге в возрасте тридцати восьми лет и делит женское общество с единственным достойным этого мужчиной, Людовиком XIV). Попасть в коллекцию Бюсси считалось среди его современников особой честью. Друзья и знакомые с удовольствием присылали ему свои портреты. Если же достать портрет было невозможно, Роже заказывал копию уже существующего экземпляра. Эмблемы, загадки и прочие интеллектуальные игры пользовались огромной популярностью в светских салонах, поэтому каждому не терпелось узнать, какой надписью наделит его изображение остроумный хозяин замка. И здесь Бюсси не упустил возможности отомстить своим врагам. Так, табличка под портретом отца Тюренна гласит: «Анри де Ла Тур, виконт де Тюренн, маршал де Буйон, правитель Седана». И это про того, кто претендовал, по крайней мере, на титул принца! Про самого Тюренна и про Конде он вообще не упоминает, вычеркивая их таким образом из ряда выдающихся воинов Франции. А под портретом своей второй жены Роже написал: «Дочь Жака де Рувиля и Изабель де Лонгваль, а также жена Роже де Рабютена, графа де Бюсси». Невозможно сказать меньше... Особое место в ряду портретов занимает мадам де Монгла. Ее изображение находится в Золотой Башне замка по левую руку от самого Бюсси, а также фигурирует на шести эмблемах, расположенных в Зале эмблем. Надписи на эмблемах гласят: «Более эфемерная и изменчивая, чем Ирида», «Похожа на ласточку, которая улетает в теплые края с приближением зимы», «Легче ветерка», «Привлекает, чтобы погубить»... Время шло, но Бюсси по-прежнему тяжело переживал измену возлюбленной.

МАКСимка: Другим развлечением изгнанника стала переписка с друзьями, которую можно было вести регулярно благодаря существовавшему с 1623 года почтовому сообщению между Дижоном и Парижем. Число корреспондентов Роже превышает 150 человек, среди которых — выдающиеся умы своего времени (Бенсерад, отец Ранен и отец Бугур), блестящие придворные и фавориты короля (герцог де Сент-Эньян и герцог де Ноай), но в основном женщины, совершенно разные по характеру и занимаемому положению в свете: от светских львиц (госпожа де Гувиль, госпожа де Мон-моранси) и женщин ученых (Мари Дюпре) до незаметных, но преданных, таких как госпожа де Скюдери (вдова литератора Жоржа де Скюдери). Некоторые из них перестали писать довольно быстро, другие же, напротив, остались с ним до конца. Однако и те, и другие высоко ценили эпистолярный стиль Бюсси, остроумные и меткие суждения, которыми наполнены его послания. Как говорила госпожа де Скюдери, «мы производим торговлю на индейский манер. Я вам даю железо, а вы мне — золото». Среди всех корреспондентов Бюсси наиболее известна, пожалуй, маркиза де Се-винье, прославившаяся перепиской со своей дочерью Франсуазой, маркизой де Гринь-ян. Впервые Роже встретил кузину в 1636 году, во время семейного совета, посвященного выбору опекуна для девочки (тогда ей было всего десять лет). Восемнадцатилетний Бюсси своим дерзким поведением вызвал недовольство семьи Куланж, к которой Мари принадлежала по материнской линии. Возможно, именно этот эпизод послужил причиной того, что Леонору де Рабютену через некоторое время отказали в руке Мари для его сына. Бюсси никогда не признавался в этой неудаче и утверждал впоследствии, что сам не захотел жениться. Как бы то ни было, молодые люди в скором времени стали большими друзьями. Письма тех лет, полные нежнейших чувств, кокетства и остроумия позволяют говорить о полном взаимопонимании между ними, граничившем с влюбленностью. В 1647 году, случайно прочитав одно из таких писем, маркиз де Севинье отказал Бюсси от дома — испытание, которое для Роже продлилось недолго, поскольку через несколько месяцев после этого ревнивый муж погиб на дуэли. Бюсси снова начал ухаживать за кузиной. Однако после 1658 года в дружбе Бюсси и Севинье наступил кризис: маркиза отказала Бюсси в необходимых деньгах для фландрской кампании, а год спустя во время собрания в Руасси Роже жестоко отомстил своей подруге, составив далеко не лестный ее портрет, вошедший впоследствии в «Любовную историю галлов». При этом писатель не скрывал обиды на кузину и прямо обвинил ее в жадности: Дружба госпожи де Шенвиль иного рода: она простирается не далее кошелька. Это единственная в мире красавица, опозорившая себя неблагодарностью. Должно быть, она очень боится нужды, если даже слабый призрак этого бедствия заглушает в ней страх стыда. Относительный мир между кузенами был восстановлен лишь по выходе Бюсси из тюрьмы. Роже находился на грани жизни и смерти, и госпожа де Севинье приходила навестить страдальца у хирурга Далансе. Год спустя они начали вновь писать друг другу. Хотя послания маркизы были полны колкостей и упреков, Бюсси с удовольствием отвечал на них. Он бесконечно ценил ум кузины и ее умение понимать его с полуслова; возможно, он считал, что только они, Рабютены, обладают способностью писать остроумно и живо, способностью, которую Мари окрестила «рабютинажем». И если под влиянием сиюминутных чувств Бюсси создал один из самых отрицательных в тогдашней литературе образов госпожи де Севинье, то ему же принадлежит и лучшее высказывание о маркизе, которое стоит целого тома высокопарных похвал: «Вы из тех женщин, которые не должны умирать, — как есть такие, которые не должны были рождаться». В свою очередь, Мари тоже ценила Бюсси: его остроумие, задор, умение с блеском держать себя в обществе, дерзость (фамильное качество) и литературный талант. Она признавала мастерство Роже даже в создании ненавистного портрета: он бы ей даже очень понравился... если бы в нем шла речь не о ней и написан он был бы не им.

МАКСимка: Издание "Любовной истории галлов" 1754-го года:




полная версия страницы