Форум » Искусство XVII века » Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens) » Ответить

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens)

Amie du cardinal: Эту тему посвятим великому фламандскому живописцу Питеру Паулю Рубенсу (1577-1640). Современники называли его королем художников и художником королей Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623-1624 Виндзорский замок, Королевское собрание, Англия

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

Amie du cardinal: Рубенс Питер Пауэл (Rubens, Sir Peter Paul) (1577-1640 гг.), величайший фламандский живописец 17 века, блестящий представитель стиля барокко в Европе. Учился в Антверпене, но настоящее художественное образование получил в Италии, где жил с 1600 г. по 1608 г. Именно Рим с его античной скульптурой, фресками Микеланджело и Рафаэля, полотнами Караваджо и Карраччи придал стилю Рубенса торжественность и величие. В 1609 г. Рубенс стал придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, испанских регентов в Нидерландах. Рубенс был загружен работой, и только благодаря прекрасной мастерской и помощникам уровня Ван Дейка мог справляться с потоком заказов, хлынувшим со всей Европы. Он писал картины на любые темы, делал эскизы для гобеленов и украшений, иллюстрировал книги, создавал скульптурные и архитектурные произведения. В 1626 г., потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, временно оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью: посетил Англию, Испанию. Английский король Чарльз I посвятил его в рыцари и, желая прославить правление своего отца, Джеймса I, заказал роспись плафонов в Доме банкетов в Лондоне. В 1630-х гг. начался новый период творчества Рубенса. Наряду с поэтическими пейзажами он написал также многочисленные портреты своей второй жены Елены Фаурмент. Его динамичный стиль оказал огромное влияние на творчество современных ему фламандских художников и оставил значительный след в истории мирового искусства. ( с сайта« История изобразительного искусства»)

Amie du cardinal: "Король художников и художник королей"

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс (Piter Paul Rubens) Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (ныне это часть Германии). Он был седьмым ребенком в семье юриста Яна Рубенса. Долгое время семья Рубенсов жила в Антверпене, но в 1568 году переехала в Кельн. Дело в том, что около этого времени Ян стал склоняться к протестантизму, что вызвало сильное недовольство со стороны местной католической общины. В Кельне он получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского. В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырех лет — у Адама ван Норта; еще два года — у Отто ван Вена. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. Луки. Первые учителя Рубенса были весьма посредственными живописцами, однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу. В мае 1600 года Питер Пауль отправился в обетованную страну художников. Он прожил в Италии восемь лет, которые и определили его будущее. Вряд ли кто-нибудь из североевропейских живописцев, приезжавших в те годы в Италию, погрузился в итальянскую культуру так же глубоко, как Рубенс. В октябре 1608 года Рубенс получил извещение о том, что его мать тяжело больна. Он поспешил в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось. 23 сентября 1609 года Рубенс получил место придворного художника при дворе эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы, правивших тогда Фландрией от имени испанской короны, а спустя десять дней женился на 17-летней Изабелле Брант. В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, купив большой дом в Антверпене. На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая один за другим удивительные алтарные образы. Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена. Первый жестокий удар судьба нанесла ему в 1623 году, когда умерла дочь Рубенса (у него было еще два сына), а второй — в 1626 году, когда скончалась его жена («друг и незаменимый помощник», как писал сам Рубенс в одном из своих писем). Счастье сопутствовало художнику и в личной жизни. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, родственнице своей первой жены. Этот брак, как и первый, оказался очень удачным. У Рубенса и Елены родилось пятеро детей (последняя их дочь появилась на свет через восемь месяцев после смерти художника). В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи. 30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался от сердечного приступа. Художника, которому исполнилось 62 года, оплакивал весь город.


Amie du cardinal: Рубенс Петер Пауль Автопортрет с Изабеллой Брант (Жимолостная беседка) 1609-10, xолст (c деревa), масло, 178 x 136cм Старая пинакотека, Мюнхен, Германия В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с восемнадцатилетней дочерью антверпенского юриста Изабеллой Брант Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Его сюжет представлен композицией, где фигура Рубенса, сидящего на скамейке беседки, увитой цветущей жимолостью, слегка наклонилась к расположившейся около него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Этот скромный жест, чуть склоненная в сторону Рубенса голова соединяют эту пару. Никакой преувеличенной аффектации чувств, все сдержанно и достойно. Рубенс одет в щегольской костюм, тщательно написанный художником. Его пурпуэн ( особый вид камзола) с широким кружевным воротником, штаны с желтыми подвязками под коленкой, бежевые чулки, обтягивающие мощные мускулы ног, кожаные туфли с изящными подвязками, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой. Весь его наряд вместе с пышным, дорогим нарядом Изабеллы Брант придает портрету законченный вид типичного портрета в стиле барокко. Однако свободная естественная поза и Рубенса и Изабеллы Брант, отличная от торжественных и надменных поз аристократов на парадных портретах, природное окружение супругов, расположившихся в саду среди белых цветов жимолости, а не среди колонн и тяжелых портьер, придает композиции непринужденный, лирический вид. Особого внимания заслуживает передача выражения лица Рубенса и его супруги. Открытое лицо Рубенса спокойно, глаза прямо смотрят на зрителя, правильные и красивые черты его лица, аккуратная бородка и усы, выбивающиеся из-под шляпы каштановые пряди волос — все подчеркивает уравновешенность и достоинство художника. Лицо Изабеллы Брант согрето еле заметной нежной улыбкой, отражающей глубину ее радости и счастья. Необычная расстановка двух фигур(Рубенс возвышается на портрете над Изабеллой Брант, и зритель видит его как бы снизу вверх), устойчивая посадка Изабеллы создает композицию барочного характера со сложным движением и поворотом фигур, связанных, однако, одним общим овалом в портретной композиции всей картины. Две склоненные друг к другу фигуры и соединенные руки Рубенса и Изабеллы Брант символизируют внутреннее согласие и любовь этих благородных людей. Принципы парадного барочного портрета, отчасти примененные Рубенсом в свободной композиции этой картины и согретые радостными, глубоко личными переживаниями, сделали «Жимолостную беседку» одним из лучших портретов не только Рубенса, но и всей портретной живописи ХVII века. Вряд ли случайно Рубенс выбрал куст жимолости фоном для свадебного “Автопортрета с Изабеллой Брандт” (1609. Мюнхен, Старая Пинакотека). Это растение считалось олицетворением постоянства, а также долго длящегося удовольствия. Тот же образ соединения влюбленных возникает в стихотворном приветствии молодоженам, сочиненном по поводу бракосочетания братом живописца, Филиппом Рубенсом: Ствол широкого вяза лозой обвивается гибкой, Нежный стебель вверху обнимает тонкие ветки. Так, влюбленные, вы сопряжете счастливые узы, Оба в цветущих годах, в расцвете всех дарований Тела, а также души. ....

Amie du cardinal: Изабелла Брант (1591— 20 июня 1626) — дочь Яна Бранта, члена антверпенского магистрата, известного адвоката, гуманиста и Клары де Мой, первая жена (с 3 октября 1609 года) художника. Брак был очень счастливым. Когда она умерла (1626), он написал своему другу Дюпюи: «Воистину я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Петер Пауль Рубенс Изабелла Брант 1610 год Петер Пауль Рубенс Изабелла Брант 1621-1622 Британский музей Петер Пауль Рубенс Изабелла Брант 1626

Amie du cardinal: Елена Фоурмен (1614-1673). Вторая жена живописца Питера Пауля Рубенса. Младшая дочь друга Рубенса, богатого торговца шпалерами и коврами Даниеля Фоурмана. С родителями невесты Рубенс знаком много лет: сестра Изабеллы Брант, Клара, замужем за братом Елены, Даниелем. У отца Елены одиннадцать детей, Елена - младшая из них. Она родила Рубенсу пятерых детей, причём самый младший родился уже после смерти Рубенса. После смерти художника Елена Фоурман вышла замуж за Яна Баптиста ван Брукховена, которому родила сына Яна. Сам Рубенс объясняет свой поступок в письме от 18 декабря 1634 года своему другу Пейреску так: «Я решил снова жениться, потому, что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе, но я испугался порока знати — гордыни, особенно свойственной этому полу. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, было бы тяжко потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи. Теперь, слава богу, я спокойно живу с моей женой и детьми и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». Многие люди критиковали решение 53-летнего художника. Тот, кто женится на шестнадцатилетней девушке, прекрасно понимает, что это дает повод к насмешкам и сплетням. Но на это Рубенс не обращает внимания – не в том дело, что скажут другие, главное - внутренняя решимость. Шестнадцать лет - это возраст его сына Альберта. Ну что ж, в его доме будет одним ребенком больше, и этот ребенок станет к тому же его женой. Чем она моложе, тем меньше она будет оказывать на него давления, тем больше у него будет внутренней свободы и ему легче будет по своему вкусу направлять их семейную жизнь. Петер Пауль Рубенс Елена Фоурмен 1629 Маурицхейс, Гаага. Петер Пауль Рубенс Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии Около 1630-1631 Старая пинакотека Мюнхен, Германия Питер Пауль Рубенс. Шубка (Портрет Елены Фоурмен) . Ок. 1638—1640. Вена, Музей истории искусства «Шубка» – одна из поздних и наиболее значительных работ Рубенса. Это интимный портрет Елены Фоурмен, написанный, очевидно, в перерыве между сеансами, когда жена позировала художнику, работавшему над другими картинами. Здесь нет и следа статуарности и условности в трактовке обнаженной фигуры. Живо и непосредственно, со страстностью влюбленного человека, художник передал облик молодой женщины, эффектно оттенив красоту ее тела темным мехом накинутой на плечи шубки. Этот портрет, написанный незадолго перед смертью, он завещал Елене в память о себе.

Amie du cardinal: У Рубенса родилось трое детей в первом браке. К моменту второго брака оставалось в живых двое сыновей Рубенса - Альберт и Николаас. Во втором браке родилось пятеро детей, причем последний сын - через восемь месяцев после смерти отца. Питер Пауль Рубенс Сын Рубенса Альберт Музей графики Вена Питер Пауль Рубенс Портрет Альберта, сына художника 1618 г. Эрмитаж Питер Пауль Рубенс Портрет Николааса, сына художника 1619 г Питер Пауль Рубенс Портрет Альберта и Николааса Рубенсов Около 1626-27 Коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц Питер Пауль Рубенс Портрет Клары Серены Рубенс (1611 - 1623), дочери от первого брака 1616 Музей Лихтенштейна Питер Пауль Рубенс Портрет Елены Фоурмен с первенцем Франсом 1635 Старая Пинакотека Мюнхен

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс. Автопортрет (последний) 1639

Amie du cardinal: В семье Рубенсов многие умирали безвременно и скоропостижно. В последних числах августа 1611 года, не проболев ни одного дня, внезапно скончался Филипп Рубенс, едва достигший тридцати восьми лет. Петер Пауль оплакал своего лучшего друга. Оплакал сдержанно, как подобает человеку, исповедующему модную доктрину - стоицизм. Юст Липсий всегда ссылался только на Сенеку, и хотя Юст Липсий умер в 1606 году, он все еще властвует над умами гуманистов «Бельгии», как они теперь называют свою родину. Чтобы сочинить эпитафию брату, Петер Пауль, неуверенный в своем знании латыни, прибегнул к содействию Балтазара Моретуса. Тот в свою очередь призвал на помощь Вовериуса, а тот воспользовался советами Яна Бранта и Хемелариуса. Эпитафия должна быть пышной и достойной древних - этого требует обычай. Петер Пауль тоже внес свою лепту в увековечение памяти брата - он украсил его гробницу картиной. Художник, уже считавшийся опекуном детей Бландины, теперь взял на себя попечение и о двух детях Филиппа. Как во времена Марии Пейпелинкс, надо заботиться о живых и продолжать борьбу. Филипп оставил неизданный латинский труд «S. As-terii Episcopi Amascae Homiliae Graece et Latine». Этот ученый труд достойно увековечит его память. Ян Брант, свояк покойного и тесть Петера Пауля, взял на себя заботу об издании этого труда, а Петер Пауль сделал для него рисунки, гравюры с которых исполнил Кориелис Галле Старший. (Роже Авермат. "Питер Пауль Рубенс" Вольное описание жизни художника) Питер Пауль Рубенс Портрет Филиппа Рубенса (старшего брата художника) 1610-1611 Детройт Питер Пауль Рубенс Спящие дети (предположительно, сироты Филиппа Рубенса) 1612-1613 Национальный музей западного искусства Токио

Amie du cardinal: Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса, фламандского живописца. «Персей и Андромеда» — один из шедевров мастера. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду. Миф о борьбе и торжестве светлых сил над темными привлек внимание Рубенса — певца героического и жизнеутверждающего в природе и людях. Художник неоднократно обращался к этой теме. Центральное место в картине отведено герою, которого увенчивает парящая над ним богиня Славы. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны. Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Крылатый Пегас, еще не остывший после борьбы,— не сказочный, тонконогий скакун, а могучий конь, вспоенный соками тучных полей Фландрии. Все в картине— воплощение здоровья и силы, все исполнено трепета жизни, пронизано движением: стремителен полет Славы и амуров, окружающих героя, развеваются ткани, бьет копытами конь. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Ликующему тону повествования способствует динамическое сочетание ярких, насыщенных цветовых пятен синего, красного, оранжевого. Во всей полноте проявляется изумительное мастерство художника в изображении обнаженного тела. Сочетание розоватых, желтоватых, голубовато-перламутровых оттенков создает впечатление живой, теплой сияющей человеческой плоти. «Персей и Андромеда» оставалась, по-видимому, в доме Рубенса до смерти художника. На гравюре 1684 года, изображающей фасад дома Рубенса в Антверпене, картина видна через окно второго этажа. В Эрмитаж она поступила в 1769 году в составе коллекции графа Брюля. Питер Пауль Рубенс Персей и Андромеда 1620 — 1621 гг. Эрмитаж

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Отцелюбие римлянки Около 1612 г Эрмитаж, Санкт-Петербург Легенда, изложенная древнеримским историком Валериусом Максимусом, действительно гласит, что Кимон был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она решила поддержать его – и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и кормила грудью своего младенца). Сколько времени это продолжалось? Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки. Можно предположить, что довольно долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не проследили за Перо. Естественно, они доложили: мол, так и так, смерти Кимона ожидать не приходится, потому что дочь подкармливает его грудью. Как пишут историки, ей это грозило смертью: кормление взрослого грудью приравнивалось к инцесту, кровосмешению. Ее могли осудить и казнить. Перо это знала, но любовь к отцу взяла верх над страхом собственной смерти. Власти оказались в тупике: с одной стороны – Перо преступница. С другой стороны – с какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это возможно. При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение освободить Кимона и не наказывать Перо. За что осудили Кимона, Валериус Максимус не упоминает. Одно можно сказать определенно, что Кимон был не раб и не простолюдин. Это был патриций. Поэтому его не отправили на съедение зверям, не повесили, не отрубили ему голову. Хотя иногда и патрициев казнили всеми перечисленными способами. Но, видимо, преступление было таким, за которое полагалась лишь голодная смерть. А может быть, его заслуги перед Римом были настолько значительны и признаны, что его решили казнить «тихой смертью»? В древнем Риме морили голодом граждан верхних слоев общества, в частности, женщин из семей патрициев. Это могла быть и супружеская неверность, и соучастие в убийстве. Пишут, что весталки, которые потеряли девственность, тоже приговаривались к голодной смерти. За какое преступление осудили Кимона – не имеет значения. В памяти людей его имя осталось благодаря самоотверженной дочери. К этому сюжету художники обращались уже с момента, когда эта история стала известна. И, возможно, еще до того, как ее записал Валериус Максимус. В Помпеях есть фреска, датированная первым веком нашей эры, на которой изображены Кимон и Перо. Античный образец самоотверженной преданности дочернему долгу, восходящий к рассказу Валерия Максима (1 в.), Рубенс трактует в русле темы христианского милосердия. Паук, показанный слева, на решетке окна, - воплошение дьявола, заманивающего человеческие души в паутину греха. А в соломе, на которой сидит Кимон, различимы колосья пшеницы, символизирующей хлеб Евхаристии - причащения - одного из главных таинств христианской церкви.

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс Мария Медичи в образе богини Мудрости и Войны Паллады 1622 Эрмитаж Предварительный эскиз аллегорического портрета французской королевы Марии Медичи из серии картин для украшения одной из галерей Люксембургского дворца в Париже (ныне в Лувре). Королева в образе Афины Паллады сидит, попирая оружие и держа в одной руке скипетр, а в другой - статуэтку Виктории (или Ники). Два амура держат над головой королевы лавровый венок. Крылья бабочек у амуров означают бессмертие, а лавровый венок является знаком бессмертия славы королевы.

Amie du cardinal: Шедевры Эрмитажа. Питер Пауль Рубенс.

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс Венера, Купидон, Вакх и Церера 1612-1613 Кассель Картинная галерея

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс Замерзшая Венера 1614 Королевский музей изящных искусств Антверпен

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс Борей похищает Орифию 1615 Картинная галерея Академии изящных искусств Вена Однажды, проносясь над Аттикой, Борей увидал Орифию и полюбил ее. Напрасно он просил прекрасную девушку стать его женой. Отказал Борею и ее отец Эрихтей. Тогда Борей разгневался на них, ведь все подчинялось его могуществу. Он мог с корнем вырывать деревья, содрогать землю, вздымать огромные волны, а теперь должен униженно молить смертных. Взмахнул Борей могучими крыльями, зашумели вековые леса. Все сокрушая на своем пути, Борей понесся в Афины, схватил Орифию и улетел с ней далеко на север. Так она стала его женой и матерью двух детей: Калаида и Зета.

Amie du cardinal:

МАКСимка: В начале мая мне посчастливилось побывать в Антверпене, городе, который самым прямым образом связан с творчеством и жизнью Рубенса. Сперва о доме, который приобрел живописец: В 1610 году Рубенс перестроил приобретенный им в Антверпене дом, освободив в нем место для мастерской. Теперь этот дом стал одним из самых популярных в Бельгии музеев. Огромное творческое наследие Рубенса разрознено сильнее, чем наследие любого другого из старых мастеров. Практически все музеи от Ахена до Цюриха располагают работами Рубенса. Лучшие из этих коллекций содержат до двух десятков его картин. Самые крупные собрания Рубенса хранятся в мадридском музее Прадо и Старой Пинакотеке в Мюнхене. Каждое из них насчитывает свыше 50 произведений художника. Стоит отметить и рубенсовские коллекции парижского Лувра, петербургского Эрмитажа и венского Художественно-исторического музея. Если же говорить о географии, то тут больше других повезло Лондону. Здесь фламандский живописец представлен в Национальной галерее, Галерее Куртольда, а также в целом ряде небольших музеев. К этому можно добавить расписанный Рубенсом потолок Банкетного зала дворца Уайтхолл. Бельгия, разумеется, тоже не обделена работами своего великого сына. Они хранятся по преимуществу в двух крупнейших музеях страны: Королевским музее в Брюсселе и Королевским музее в Антверпене. Коллекция, выставленная в антверпенском Доме Рубенса уступает им по объему, но у нее есть огромное преимущество: с именем художника, с его жизнью она связана гораздо, если можно так выразиться, интимнее, нежели другие собрания. Дом, о котором идет речь, был построен в XVI веке. Рубенс купил его в 1610 году, спустя два года после возвращения из Италии. Чуть позже дом подвергся реконструкции. В частности, в нем было освобождено место для большой мастерской (около десяти метров в длину и восьми метров в ширину). План реконструкции составил сам художник. Это не должно нас особенно удивлять. Рубенс серьезно интересовался архитектурой. Перестроенный дом оказался настолько итальянским по духу, что невольно возникает вопрос: не занимался ли художник архитектурной практикой во время своего пребывания в Италии? В 1622 году Рубенс вновь демонстрирует свой интерес к архитектуре, публикуя собранную им в Италии коллекцию гравюр, изображающих городские сооружения Генуи. В коллекцию вошло 139 гравюр; она заняла два тома, вышедших под общим названием "Palazzi di Genova". В предисловии, написанном на итальянском языке, художник отмечал, что в северной Европе утвердилась традиция строить храмы по канонам классической архитектуры, «следующей законам, открытым еще древними греками и римлянами». Этого Рубенсу казалось мало. Своей целью он ставил более активное использование форм классической архитектуры в гражданском строительстве (ведь «любой город состоит в основном не из церквей, а из частных домов»). Известность художника была велика. Его часто посещали высокие гости. Более того, можно высказать парадоксальное предположение, что Рубенс предвидел, что его дом со временем превратится в своеобразный аттракцион для интеллектуальных туристов. В пользу этого предположения говорят идущие на уровне второго этажа галереи, с которых можно было рассматривать все, что происходит внизу, в мастерской, не отвлекая при этом от работы ни самого мастера, ни его учеников. Одним из гостей Рубенса, оставивших описа ние собственного визита, оказался датский медик От-то Сперлинг, посетивший художника в 1621 году. «Рубенс писал за мольбертом, — отмечал визитер, — одновременно диктуя при этом письмо и слушая стоящего рядом помощника, читавшего вслух книгу Тацита. Мы, посетители, старались вести себя как можно тише, чтобы не отвлекать Рубенса, и тогда он сам заговорил с нами, не забывая при этом о своей работе. Теперь он одновременно писал, слушал Тацита, задавал нам вопросы и выслушивал наши ответы, демонстрируя тем самым свои поразительные способности». После смерти Рубенса его дом был продан. Впоследствии он не однажды переходил из рук в руки, пока в 1939 роду его частная история не закончилась — дом приобрела городская администрация Антверпена. К счастью сохранились гравюры XVII века, запечатлевшие многие детали его первоначального облика. Правда, кое-что так и осталось не до конца проясненным. Например, не удалось точно определить, были ли отдельные украшения интерьера написаны краской или вырезаны из дерева. В качестве музея Дом Рубенса открылся в 1946 году и с тех пор успел превратиться в одно из самых посещаемых туристами мест. Дом-музей обставлен подлинной мебелью XVII века; в нем, наряду с работами Рубенса, выставлены картины современников художника. То есть сделано все для того, чтобы он донес до нас аромат давно ушедшего времени. Кстати, в доме Рубенса останавливалась и изгнанная Мария Медичи!

Amie du cardinal: Питер Пауль Рубенс Сад любви Около 1632. Прадо, Мадрид Рубенс довольно часто писал картины не на заказ, а для себя, для украшения своего дома, выбирая при этом темы, которые волновали его самого и отвечали его душевному настрою. Это в полной мере относится к полотну "Сад любви", созданному в пору творческой зрелости и в годы душевного подъема, когда он вступил во второй брак с юной Еленой Фоурман. Последние десять лет жизни она была для художника источником вдохновения. В одной из пар Рубенс изобразил себя с молодой женой. Талант художника ко времени создания картины раскрылся в полной мере. В картине "Сад любви" Рубенс представил счастье возлюбленных. На цветистой полянке на фоне парка с итальянской беседкой и фонтаном гуляют элегантные молодые люди, они отчаянно флиртуют, отдыхают. Эта картина изображает встречи на открытом воздухе в подернутой слабой дымкой томной атмосфере долгого теплого летнего вечера, а женщины в своих шелковых разноцветных одеждах похожи на цветы. Рубенс, вероятно, был вдохновлен модными в то время любовными поэмами, - грациозными, чувственными, остроумными стихами, - ибо не он сам назвал картину "Сад любви", он поставил другое название - "Модные беседы". Каким бы, однако, ни было название картины, совершенно ясно, что она - вклад самого Рубенса в прославление грациозности и галантности молодого поколения и его второй жены. Идея сада, предоставленного в распоряжение счастливых молодых возлюбленных, уходит своими корнями в средневековье, отражает тщательно соблюдаемые условности придворной любви. Французские художники XVI века возродили ее в своих веселых полотнах, которые Рубенс не мог не видеть во время своих посещений Парижа и Фонтенбло. Он вдохнул новую жизнь в давнюю фантазию, которая через влияние, оказанное его картиной, вернулась во Францию в виде модного сюжета в XVIII веке.

МАКСимка: Похоронен Рубенс в Антверпене, в церкви Святого Якова. Очень красивая, украшенная по барочному церковь построена в 1491-1656 годах. Капелла с могилой Рубенса:



полная версия страницы