Форум » Искусство XVII века » Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck) » Ответить

Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck)

Amie du cardinal: Эта тема посвящена знаменитому фламандскому живописцу Антонису Ван Дейку (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Антони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) Автопортрет около 1623 года «Ван Дейк — величайший портретист, который когда- либо существовал»,— так написал известный английский живописец XVIII века Джошуа Рейнольдс.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Amie du cardinal: Антонис ВАН ДЕЙК (van Dyck) (1599-1641) фламандский живописец. Учился в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615-1616 имел здесь собственную мастерскую; уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Около 1618-1620 работал помощником П. П. Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру; варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, придавал героям своих картин более изящный, иногда портретно индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620-начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен. В произведениях этого периода ("Семейный портрет", 1621, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) определились стремление Ван Дейка к созданию образов, исполненных одухотворённого изящества и благородства, его внимание к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. С конца 1621 жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал и довёл до совершенства тип парадного портрета, в котором главную роль играют поза, осанка, жест модели ("Портрет кардинала Г. Бентивольо", около 1623, Галерея Питти, Флоренция). Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати (парные портреты маркиза Антона Джулио Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). Одновременно Ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одарённости ("Портрет скульптора Франса Дюкенуа", около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627-1632 Ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период творческого расцвета ему удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой ("Портрет Марии Луизы де Тассис", собрание князей Лихтенштейн, Вадуц), а в интимных портретах (живописца П. Снейдерса, Старая пинакотека, Мюнхен) - раскрыть духовное богатство современников. Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции Ван Дейка ("Отдых на пути в Египет", конец 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I; в многочисленных портретах короля и его семьи ("Карл I на охоте", 1635, Лувр, Париж), английской знати ("Портрет Джеймса Стюарта", Метрополитен-музей, Нью-Йорк), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утончённый аристократизм образов. В поздних работах Ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приёмом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи. Литература: [Смольская Н. Ф.], А. Ван Дейк, М.-Л., 1963. [Грицай Н. И.], А. Ван Дейк, М., 1979. Браун К., Ван Дейк, пер. с англ., 2 изд., М., 1989.

Amie du cardinal: Живописец ярчайшего дарования - Антонис ван Дейк

Amie du cardinal: Я очень люблю ван Дейка, поэтому соорудила свой аватар из его портрета. Антонис Ван Дейк Портрет Марии-Луизы де Тассис 1630 год


Amie du cardinal: Антонис Ван Дейк Архиепископ Лод (1635-1637)

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет леди Джейн Гудвин 1639 г.

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Филадельфия и Элизабет Уортон Конец 1630-х. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет Рашель де Рювиньи, графини Саутемптон в виде Фортуны

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Томас Уэнтворт, граф Стаффорд с сэром Филиппом Мейнверингом 1639-40

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет английского дворянина 1635 год Галерея Питти Флоренция

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет Филиппа Герберта, четвертого графа Пемброука

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет графини Мортон и леди Кирк 1640 год

Amie du cardinal: Автопортрет 1630 год Метрополитен-музей Нью-Йорк Автопортрет с подсолнухом 1633 год Частная коллекция Довольно неожиданно, на современный взгляд, выглядит “Автопортрет с подсолнухом” Антониса ван Дейка, в котором художник недвусмысленно демонстрирует цветок зрителю, держа его в высоко поднятой руке. Во времена Ван Дейка подсолнух был еще сравнительно новым представителем флоры в Европе. Он был привезен испанцами из Перу в 1569 г. и постепенно распространился в другие страны. Его называли солнцем Индии и до XVII в. выращивали в садах как редкое декоративное растение, лишь со временем начав использовать семена в качестве вкусовой добавки в хлеб. Поскольку цветок не имел утвердившейся символики, заметив его свойство поворачиваться вслед за солнцем, по аналогии с давно известными ноготками (календулой), его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Ван Дейк включил цветок в портрет как символ непоколебимой преданности своему покровителю — английскому королю Карлу I.

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет женщины с цветком 1635-1639 годы Музей Изабеллы Стюарт Гарднер Бостон США

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет художника Квентина Симонса 1632-1635 год Королевская картинная галерея Гаага

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет Роберта Говарда

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет Анны Кавендиш, леди Рич 1637 год Аукцион Кристи

Amie du cardinal: Антонис ван Дейк Портрет Мари де Рает 1631 год Коллекция Уоллес Лондон

Amie du cardinal: К счастью, в Эрмитаже есть полотна Ван Дейка. «При английском дворе Ван Дейк написал несколько портретов, которые считаются лучшими: портрет Томаса Уортона, короля Карла I и королевы Генриетты Марии. Все эти полотна находятся в зале 246. Там же и более ранние работы, в том числе замечательный автопортрет художника.» Портрет сэра Томаса Чалонера (1595—1661), выполненный в самом конце 30-х годов, является превосходным образцом заказных работ. С холста на нас смотрит сорокапятилетний мужчина с волевым, нервным, болезненным лицом, обрамленным копной растрепанных волос и тонким кружевным воротником. На его плечи небрежно наброшен черный шелковый плащ. Энергичным жестом правой руки он указывает на эфес своей шпаги. Обстоятельность и меткость психологической характеристики изображенного персонажа явились важным завоеванием искусства ван Дейка. Художник сумел разглядеть даже те черты характера портретируемого, которые проявились значительно позже—тогда, когда Томас Чалонер выступил свидетелем обвинения в суде над архиепископом Лодом, приговоренным к казни за государственную измену, и тогда, когда подписал смертный приговор Карлу I. Но, наряду с волевыми чертами, ван Дейк отмечает у своей модели и болезненную дряблость кожи, и покрасневшие веки, и мешки под глазами, явившиеся, может быть, следствием невоздержанности. Известно, что при роспуске Долгого Парламента, членом которого был Чалонер, Кромвель обозвал сэра Томаса пьяницей. «Портрет Томаса Чалонера» приобретен для Эрмитажа в 1779 году в составе знаменитой коллекции Уолполя. Любопытно отметить, что при продаже он был выдан за портрет отца изображенного (ум. в 1615 г.), которого тоже звали Томасом. Скорее всего, это сделали умышленно, чтобы не вызвать недовольства Екатерины II, которая, возможно, не пожелала бы покупать портрет «цареубийцы». Под ошибочным именем портрет числился в каталогах Эрмитажа до 1893 года.

Amie du cardinal: Антонис Ван Дейк Отдых на пути в Египет, или Мадонна с куропатками 1630 г. Государственный Эрмитаж Картина Ван Дейка предназначались для патронируемой иезуитами светской конгрегации "Содружество холостяков" в Антверпене, объединявшей неженатых мужчин для почитания Мадонны и совершения благочестивых добрых дел. По своему содержанию она связаны с культом Богоматери, которой было посвящено и само "Содружество". Фигура Марии воспринимается как смысловой центр полотна. Плавный поворот ее корпуса, отрешенный взгляд в сторону играющих ангелочков, задают ритм всей композиции, позволяя объединить в единое целое две ее неравные части - сдвинутую к левому краю полотна группу главных персонажей и веселый хоровод детей-ангелочков. Картина почти лишена повествовательного начала. Общий замедленный ритм композиции сообщает ей характер торжественной репрезентации, присущий алтарным образам. Торжественному строю полотна соответствует и насыщенная красочная гамма, которую определяет глубокий синий тон плаща Мадонны, самое крупное цветовое пятно композиции. В христианском искусстве синий цвет - символ небес и олицетворение духовной любви, верности и истины. Воплощением этих качеств издавна почиталась Дева Мария.



полная версия страницы