Форум » Искусство XVII века » Пять Авторов » Ответить

Пять Авторов

Amie du cardinal: Здесь помещаем сведения о группе французских драматургов(Les Cinq Auteurs), писавших пьесы по заказу кардинала де Ришелье.

Ответов - 29 новых, стр: 1 2 All

Amie du cardinal: В группу Пяти Авторов входили: - Жан де Ротру/Jean de Rotrou/ (1609 - 1650) - Франсуа ле Метель де Буаробер /François le Métel de Boisrobert/(1592 - 1662) - Пьер Корнель /Pierre Corneille/(1606 - 1684)- открыта отдельная тема в разделе "17-й век" - Гийом Кольте /Guillaume Colletet/(1598 - 1659) - Клод де Л'Этуаль/Claude de L'Estoile/(1602 - 1652)

Amie du cardinal: Вот что говорится о Пяти Авторах в книге Франсуа Блюша "Ришелье" М., 2006: " В один прекрасный день рождается беспрецедентное начинание: театр пяти авторов, "пяти знаменитых поэтов", как их называет "Ля Газетт". Вокруг кардинала по его просьбе собирается несколько выбранных им поэтов - аббат Буаробер, Гийом Кольте, Л'Этуаль, Жан де Ротру (автор пятидесяти пьес) и Корнель, которого Ришелье рассматривает как дебютанта с уже знаменитой репутацией. По задумке кардинала, академик Шаплен пишет в прозе схему комедии, снабженную пометками и "причесанную" кардиналом. Затем каждый из авторов получает часть пьесы - один акт в стихах каждому. Результатом становится "Тюильрийская комедия" (1635), способствующая успеху Кольте, но не повышающая известности Корнеля. Она сыграна 4 марта и 16 апреля при дворе, вежливо ей восхитившемся. Авторам дается всего один месяц, чтобы написать и поставить свое задание. В 1636 году, "году Корби", театр по понятным причинам несколько позабыт, но в январе 1637 года в кардинальском дворце играют вторую коллективную комедию ( к пяти авторам присоединяется Мере) "Большую пастораль"; затем, в феврале, третью пьесу,"Слепец из Смирны"... Очевидное поражение коллективных творений и неприятный спор о "Сиде", также относящиеся к 1637 году, заставляют Ришелье изменить тактику. Он не отказывается от сочинительства, не отказывается и от помощи профессионалов. Но отныне сочинять будут не пять поэтов, а один ремесленник , более или менее способный перенести на бумагу идеи своего покровителя. Эта формула, продолжающая сохранять анонимность Ришелье, послужила выгоде Демаре, отныне осыпаемого милостями признательного кардинала." Из книги Энтони Леви "Кардинал Ришелье и становление Франции": "В феврале 1635 г. состоялась постановка " Комедии Тюильри" ( La Comedie des Tuileries) - первой из трех пьес " пяти авторов" Ришелье, хотя фактически большую часть работы опять выполнил сам кардинал. Это был один из его первых шагов на пути ведущем к повышению статуса литературной драматургии. Остальными пьесами были " Большая пастораль"( Grand Pastorale) (январь 1637 г.) и "Слепец из Смирны" (Aveugle de Smirne), датированная 22 февраля того же года. Нам известно из переписки Шаплена с Буаробером, что авторы давали Ришелье на прочтение работы, которые он заказал, и получали тексты обратно с примечаниями, по большей части надиктованными, но время от времени сделанными собственной рукой кардинала. Вторые черновики подвергались той же процедуре, до тех пор пока текст не признавался приемлемым."

графиня де Мей: Франсуа ле Метель де Буаробер (фр. François Le Métel de Boisrobert, 1 августа 1592, Кан — 30 марта 1662, Париж) — французский поэт и драматург. Родился в Кане, в семье прокурора Руанской податной палаты (фр. La cour des aides), изучал право и даже некоторое время состоял в коллегии адвокатов Руана. В 1622 г. он приехал в Париж и в начале примкнул к кружку поэтов-вольнодумцев Антуана де Сент-Амана и Теофиля де Вио. Однако, после показательного процесса над последним (завершившегося приговором де Вио к публичному покаянию и сожжению, заменённому позже вечной ссылкой) Буаробер присоединяется к последователям Франсуа де Малерба, что позволяет ему приблизиться к королевскому двору и уже на следующий год принять участие в «Балете Короля, представляющем Вакханалию» (в Лувре в феврале 1623 г.) В том же году он переходит в католичество и получает место аббата в Шатийон-сюр-Сен. В 1625 г. он участвует в посольской делегации в Лондон, а в 1630 едет в Рим, где, пользуясь расположением папы Урбана VIII, получает звание приора и каноника Руана. С 1623 г. благодаря своему уму, сатирическому таланту и умению вести беседу Буаробер добивается благосклонности кардинала Ришельё и в 1627 г. становится его литературным секретарём. Он был одним из пяти авторов (в ряду Пьера Корнеля, Клода де Летуаля, Гийома Кольте и Жана Ротру), которые излагали идеи кардинала в форме драматических произведений, принимает участие в литературных собраниях, проходящих у Валентэна Конрара, куда внёс предложение Ришельё превратить это собрание в публичное общество, что послужило началом Французской академии. Буаробер был одним из первых и наиболее активных её членов (избран в 1634 г., кресло №6). Обладая значительным финансовым достатком, который обеспечивало ему покровительство Ришельё, он оказывал щедрую помощь писателям. Его образ жизни давал оружие в руки его врагов. Он не раз впадал в немилость, но всегда не надолго, хотя последние свои годы был вынужден больше уделять своим обязанностям священника. Ги Патен писал о Буаробере: «Это священник, который жил, как обжора, весьма испоченный и весьма распущенный». Он был игроком, любил дорогие вещи, и даже не пытался скрыть свой гомосексуализм и свои забавы с прислугой[1]. У него была страсть к комедии, он постоянно посещал Бургундский отель и был большим поклонником актёра Мондори (Гийома Дегильбера). Также он был близок к кругу Нинон де Ланкло. После смерти Ришельё Буаробер присоединился к Мазарини, которому служил во время Фронды. Буаробер написал 18 пьес, из которых 9 трагикомедий. Одна из его комедий, «Прекрасная сутяжница», особо достойна внимания, так как вдохновила Мольера на сочинение комедии «Скупой». Также, Буаробер - автор многочисленных стихов. Он издал сочинения Теофиля де Вио (1627) и «Королевский Парнас, или Разнообразные стихи во хвалу Людовика XIII и кардинала Ришельё» в двух томах (1635). Согласно Бернару де Ла Моннуа, Буаробер был автором непристойных сказок, изданных под именем его брата, Антуана Лё Метель д'Увиля. Театральные произведения Пирандр и Лизимена, или Счастливый обман, трагикомедия, 1633 Друзья-соперники, 1639 Два Алкандра, 1640 Прекрасная Палена, 1642 Коронация Дария, 1642 Правдивая история о Дидоне, или Целомудренная Дидона, трагедия, 1643 Ревность к самой себе, 1650 Три Оронта, 1652 Безымный спорщик, или Дивертисменты графини де Пемброк, 1653, по пьесе Лопе де Вега Кассандра, графиня Барселонская, трагикомедия, впервые поставленная в Бургундском отеле 31 октября 1653 Неизвестная, 1655 Смешной любовник, 1655 Благородные враги, 1655 Прекрасная сутяжница, 1655 Прекрасная невидимка, или Испытанная верность, 1656 Обманчивая внешность, 1656 Битва Амура и Фортуны, 1656 Теодора, царица Венгерская, 1658 Поэзия и другие сочинения Стихи, опубликованы в Сборнике самых прекрасных стихов Малерба, Ракана и др., 1626 Письма, опубликованы в Сборнике Фаре, 1627 Парафразы на семь покаянных псалмов, в стихах, 1627 Индийская история Анаксандра и Оразии, 1629 Новеллы, любовные и героические, 1657 Послания в стихах и другие поэтические творения, 1659


Amie du cardinal: Ротру (Rotrou) Жан де (21.8.1609, Дрё, — 27.6.1650, там же), французский драматург и поэт. Был одним из литературных секретарей А. Ж. Ришельё. Первые пьесы, написанные в жанре трагикомедии, отмечены запутанностью интриги, приподнятостью чувств, обилием сценических эффектов: «Ипохондрик» (1631), «Диана» (1635), «Невинная неверность» (1637) и др. В конце 30-х гг. под влиянием П. Корнеля и успехов классицизма обратился к опыту античной драматургии: трагедии «Антигона» (1639), «Велизарий» (1644), комедия «Двое Созиев» (1638) и др. Наиболее значительные пьесы Р. «Истинный святой Генезий» (1647), «Венцеслав» (1648) и «Козроэс» (1649) воспевают самоотречение, победу долга над чувством. Творчество Р. оказало влияние на Мольера и др.(БСЭ) (Жан de Rotrou, 1609—1650) — французский драматург, современник и друг Корнеля; начал свою литературную деятельность в 1628 г. трагикомедией "L'Hypocondriaque"; был одним из пяти поэтов, состоявших на жалованье у Ришелье; вел очень беспорядочную жизнь; умер, ухаживая за чумными больными в своем родном городе Дрё. Сочинения Р., написанные большей частью по испанским образцам, отличаются плавным развитием действия, удачными характеристиками и страстным тоном; недостатки их — слишком насильственные развязки и слишком кровопролитные катастрофы, даже в его лучших трагедиях: "Venceslas", которая изображает ссору между братьями, и " Saint-Genest", которая написана под влиянием " P о l у eucte ". В отношении талантливости Р. далеко уступает Корнелю. Комедии Р., также как и его трагедии, пользовались в свое время большим успехом, но теперь потеряли всякое значение. Сочинения Р. издал Виолле ле Дюк (Париж, 1820—23), избранные сочинения — Роншо (Париж, 1882).(Брокгауз и Эфрон) РОТРУ (Rotrou), Жан де (21.VIII.1609-27.VI. 1650) -франц. драматург. Дебютировал трагикомедией "Ипохондрик", пост. в 1628 в т-ре "Бургундский отель", где в дальнейшем ставилось большинство его пьес. Из обширного наследия Р. сохранилось 35 пьес. Р. продолжал художеств. традиции А. Арди. Вначале его излюбленным жанром были трагикомедии, отличающиеся сложной интригой, насыщенные причудливыми авантюрами, сценич. эффектами: "Преследуемая Лаура" (1637), "Селия" (1645), "Дон Бернар де Камбрер" (1646). Сюжеты этих пьес Р. заимствовал из итал. и исп. драматургии. Затем Р. начал писать трагедии на античном материале, соблюдая классицистские единства, - "Умирающий Геракл" (1634), "Антигона" (1637), "Ифигения в Авлиде" (1640). Обращаясь к комедии, он перерабатывал исп. сюжеты, а также сюжеты, почерпнутые у Плавта,- "Менехмы" (1631), "Двое Созиев" (1637; эта пьеса оказала влияние на Мольера, когда он писал комедию "Амфитрион"). В 40-х гг. в творчестве Р. усиливаются классицистские тенденции. В эти годы он написал трагедии "Истинный святой Генезий" (1645) о религиозном подвижничестве и "Венцеслав" (1647) о борьбе между личными (отцовскими) чувствами и долгом монарха. Пьесы Р. отличаются резкими сюжетными поворотами, патетич. ситуациями, эмоциональной выразительностью слога, в них изображаются характеры страстные и монолитные. (Театральная Энциклопедия)

Amie du cardinal: Среди наиболее крупных представителей французской драматургии 30—40-х годов XVII в. вслед за Корнелем и помимо уже названного ранее зачинателя классицизма Мере следует выделить Ж. Ротру. Творческий путь Жана Ротру (1609—1650) — яркое свидетельство богатства и разнообразия художественных тенденций, господствующих во французской драматургии в рассматриваемый период. Ротру был современником и другом Корнеля. Однако, хотя классицистические веяния и оказали с годами воздействие на художественное мироощущение драматурга, в своей основе оно продолжало оставаться барочным. Ротру начал свою деятельность в конце 20-х годов как продолжатель традиций Арди. Его излюбленным жанром надолго стали отличающиеся сложной интригой, изобилующие причудливыми авантюрами барочные трагикомедии, сюжеты которых он заимствовал из итальянской и испанской литератур. В трагикомедиях Ротру (например, в «Преследуемой Лауре») передовые идеи и устремления, гуманистическое сочувствие личности — жертве сословного неравенства, протест против произвола власть имущих сочетаются с пессимистическими мотивами, с мыслями об относительности и призрачности жизненных ценностей, зыбкости и иллюзорности счастья. Уже в этой серии произведений Ротру сказывается своеобразие творческой манеры драматурга — склонность к резким сюжетным поворотам и патетическим ситуациям, к изображению характеров страстных и импульсивных, эмоциональная выразительность слога, тяготение к лирическим отступлениям. С середины 30-х годов Ротру начинает писать также трагедии на античные темы, соблюдая классицистические единства и подражая по преимуществу изощренной риторике Сенеки-драматурга («Умирающий Геракл», 1634; «Антигона», 1638, и т. д.). Обращаясь к комедии, Ротру обрабатывает наряду с испанскими образцами сюжеты, почерпнутые у Плавта («Менехмы», 1631; «Двое Созиев», 1636). Комедийные произведения Ротру несут на себе отчетливый отпечаток художественного мировосприятия, свойственного барокко (смена тональностей, внезапные вспышки драматических интонаций, пристрастие к темам раздвоения личности и господства иллюзии над реальностью). Вместе с тем в них рассыпаны находки, подхваченные позднее мастерами французской комедии второй половины XVII и первой половины XVIII в. — Мольером, Реньяром, Мариво. 40-е годы — наиболее самостоятельный и зрелый этап творчества Ротру. В это время он создал свои самые известные пьесы — трагедии «„Истинный святой“ Генезий» (пост. 1645, изд. 1647), идейные мотивы которой близки в какой-то мере «Полиевкту» Корнеля, и «Венцеслав» (пост. 1647, изд. 1648). Главный герой этой трагедии отказывается от короны, ибо неспособен примирить в себе отцовские чувства и долг монарха. Хотя в обоих произведениях осмысляются жизненные конфликты, характерные для драматургии классицизма, поэтическое решение этих конфликтов в сильной мере пронизано барочной субъективностью, патетикой и пессимистичностью. Примечательна и последняя трагедия Ротру — «Козроэс» (пост. 1648). В этой трагедии ярко воплотились тревога и мрачные настроения, овладевшие сознанием драматурга перед лицом надвигавшейся смуты, представления о неизбежности жестокого антагонизма между началом государственным и началом нравственным, стремление в высоких этических качествах личности увидеть залог возможного благополучного разрешения смертоносных распрей. Литературная деятельность Ротру оборвалась преждевременно. Будучи назначен кардиналом Ришелье в родной город на судебную должность, он погиб там во время чумы. ( по Виппер Ю. Б. Французская литература 30-х и первой половины 40-х годов XVII в. )

Amie du cardinal: Бюст Жана де Ротру работы Карифьери. Мрамор. 1783 год. Хранится в Комеди Франсез.

Amie du cardinal: здесь можно прочитать несколько стихотворений Кольте на французском читаем на французском "Страсть Клодин"

Amie du cardinal: Гийом Кольте родился в Париже в семье прокурора 12 марта 1598 года. Этот поэтически одаренный адвокат Парижского Парламента пользовался покровительством многих влиятельных особ, в частности, кардинала де Ришелье. Поэт был удостоен чести сотрудничать с Ришелье в числе "Пяти авторов". В один прекрасный день кардинал подарил ему 600 ливров ( 4200 евро ) за шесть строк о Тюильрийском пруде из принадлежащей перу Кольте части "Тюильрийской Комедии". Кольте был одним из первых членов Французской Академии, кресло № 23. Вот загородный дом в Рюнжи, который, по преданию, Ришелье подарил Кольте. Кольте посещал салон Рамбуйе, являлся знатоком французской поэзии XVI века (он - автор "Жизни французских поэтов" о поэтах Плеяды и "Трактата о сонете", где рассуждает о литературных жанрах), переводил с латыни, греческого и итальянского. Например, в 1634 году в Париже был опубликован его перевод героической поэмы Джакопо Санназаро (итальянского поэта, 1457-1530) "Священные роды Девы", который он посвятил мадам де Комбале. Его перу принадлежали сонеты, эпиграммы, пасторали, трагедии. Кольте был женат три раза, причем всякий раз на собственных служанках. Его сын Франсуа, родившийся в 1628 году, тоже стал поэтом, однако весьма посредственным. Он умер в нищете 11 февраля 1659 года. Современники отмечали, что литератор любил выпить, проматывал щедрые дары своих покровителей в кутежах. У него есть примерно следующие строки : " Я предпочитаю вашим водам глоток мальвазии, кидаю в огонь ваши лавры, чтобы согреться и подтираю зад вашей поэзией".

Amie du cardinal: ГИЙОМ КОЛЬТЕ (1598-1659) ОСМЕЯННЫЕ МУЗЫ( Перевод Михаила Кудинова) Какой изъян в мозгах быть должен с юных лет, Чтоб с Музами водить знакомство год от году! Посадят, подлые, они на хлеб и воду Того, кто разгадать надумал их секрет. С тех пор как я пишу, мне всё идет во вред, Фортуна прочь бежит, а я терплю невзгоду, Забрался на Парнас – и в скверную погоду Там пью из родника и в рубище одет. О Музы, это вы причина невезенья! Однако с возрастом пришло ко мне прозренье, И больше вам в игру не заманить меня. Я буду пить вино, а воду пейте сами, Замечу щель в окне – заткну ее стихами, И брошу лавры в печь, чтоб греться у огня. * * * Перевод Марии Замаховской Ласкает всё мой взор, на всё глядеть я рад: Великолепен двор веселый за оградой, Величественны львы под строгой колоннадой, И нежным кажется их разъяренный взгляд. Под тихим ветерком деревья шелестят, На шорох соловей ответствует руладой, Цветы напоены магической усладой: Не звезды ль у небес похитил этот сад? Аллея милая с нежданным раздвоеньем, Не оскверненная пустой толпы вторженьем, Еще хранит, Ронсар, твоих шагов печать. Увы, тщеславное желанье вечной славы! Мой след я на песке могу с твоим смешать, Но где в моих стихах твой гений величавый? РОЗА Жюли д'Анженн 1 Когда б чрезмерный пыл вы строго не изгнали, Сердечный, страстный пыл, что дан любви одной, Моя краса при вас затмилась бы в печали, - Живу я только день в палящий летний зной. Но счастлив жребий мой, я взыскана судьбою, Вам даже время власть вручило над собою - Очарование творит с ним чудеса: Желанной милости добилась я мгновенно, И на лице у вас, где царствует краса, Я стала наконец нетленной. 2 Я басне возражу без гнева: Не Аматонта-королева Цвет изменила мой или игру теней, - Нет, если в белизне вдруг краски запылали, Так это от стыда, что Юлию признали Из нас двоих, увы, прекрасней и свежей. Время и любовь Всесильным временем, что миром управляет, Был превращен пейзаж, так радовавший взор, В приют уныния, где смолкнул птичий хор И где опавший лес печаль свою являет. Так время все, что есть, на гибель обрекает, Оно имерии сметает словно сор, Меняет склад умов, привычки, разговор, И ярость мирного народа распаляет. Оно смывает блеск и славу прошлых лет, Имен прославленных оно стирает след, Забвенью предает и радости и горе, Сулит один конец и стонам и хвальбе.... Оно и красоту твою погубит вскоре, Но не сгубить ему любви моей к Тебе. Эпиграмма (Перевод Владимира Васильева) Любить, соперников не зная! Завидна всем судьба такая. Ее познал Иларион, Что в самого себя влюблен.

МАКСимка: Титульный лист "Любовных приключений Анаксандра и Д'Ораста" Буаробера, 1629-ый год:

Amie du cardinal: Дважды Буаробер был вынужден столкнуться с опалой. Это может определяться как перерыв в милостях, происходящий согласно схожим всякий раз условиям (событие-спусковой механизм, ссылка, ходатайства, более или менее постепенное возвращение), который может иметь длительные последствия или нет. Немилость 1640 года В декабре 1640 года Буаробер был выслан Ришелье и принужден уехать в Руан, где обязан был жить до ноября 1642 года. Если Тальман упоминает об оскорблении приличий как мотиве этой ссылки, именно конфликт клиентелл был подспудной причиной. Действительно, поэт уже давно поддерживал отношения с семьёй Эффиа; юный Анри д'Эффиа, маркиз де Сен-Мар и фаворит Луи XIII, выступил против своего бывшего покровителя и предложил Буароберу покинуть своего господина и присоединиться к его партии. Тот не дал ход делу, всё отказываясь выдать его кардиналу из-за преданности семье д'Эффиа; Сен-Мар отомстил, оказывая давление на короля, чтобы тот потребовал его удаления. Только в результате падения юного фаворита Буаробер смог добиться вызова из ссылки, но слишком незадолго до смерти Ришелье, чтобы быть в состоянии воспользоваться восстановлением своего положения. Немилость 1655 года В 1655 году, при совершенно других обстоятельствах Буаробер был снова выслан от двора. На этот раз, именно оскорбление приличий спровоцировало ссылку: метили в заядлого игрока, нечестивого аббата и богохульника. Возвращение милости было постепенным: если он смог вернуться в Париж в 1655 году, набожная Анна Австрийская снова допустила его к себе только в 1658 году. В этот раз он влачил жалкое существование вследствие враждебности некоторых важных персон, в особенности сюринтенданта финансов Абеля Сервьена. Но эта немилость была главным образом наглядным воплощением проблемы с имиджем, от которой тогда страдал Буаробер, что разрывался между обликом потешного аббата, который к нему привязался, и желанием приобрести необходимую при новом дворе респектабельность. (по материалам диссертации Анастасии Илин (*неужели Ильиной?)François Le Métel de Boisrobert (1592-1662), écrivain et homme de pouvoir)

Amie du cardinal: Буаробер, Франсуа Ле Метель де (1592-1662) Французский поэт и драматург. Родившийся в Кане священник Буаробер стал знаковой фигурой как в истории французской литературы, так и гомосексуализма. Его любовь к театру помогла ему приобрести благосклонность кардинала Ришелье, всемогущего министра Луи XIII. Автор 18 пьес, Буаробер содействовал созданию Французской Академии, членом которой он был избран, и был назначен государственным советником. Буаробер делал карьеру, не скрывая своего гомосексуализма, как многие другие личности Старого режима. Он пользовался дурной славой из-за своих связей со слугами. Когда он останавливался в гостинице, горничная стелила «постель для господина Буаробера и его лакея». Свидетель-современник утверждал, что «лакеи Буаробера никогда не рискуют быть повешенными, им только следует опасаться быть сожженными на костре» - кара для гомосексуалистов. В возрасте 60 лет он ещё похвалялся своими сексуальными победами для мужчинами. Нинон де Ланкло, знаменитая куртизанка, после пребывания у монахинь, которые удостоились её специфического расположения, язвила:" Я думала, что я последую вашему примеру и начну любить свой собственный пол". Жизнь Буаробера показывает, что история гомосексуализма в дореволюционной Франции не должна сводиться к одним репрессиям. Хотя репрессии, конечно, существовали, многие содомиты предавались своим страстям в открытую, без скандала и юридических проблем. (по книге Кто есть кто в истории геев и лесбиянок Who's who in gay and lesbian history: from antiquity to World War II Авторы: Robert Aldrich,Garry Wotherspoon)

Amie du cardinal: Франсуа Ле Метель де Буа-Робер Некоторые историки считают, что Буа-Робер родился в Руане, но свидетельства нескольких современных ему нормандских писателей не позволяют сомневаться, что его родиной был город Кан. Франсуа Ле Метель де Буа-Робер, этот знаменитый аббат Шатийон, который обязан своему веселому нраву и остроумию милостью великого министра и преимуществами, которых он не добился бы каноническими достоинствами, родился в Каене в 1592 году, в приходе Фруад-Рю. Епископ Авранша, аббат Оливе и авторы Истории французского театра утверждают, что его отец был прокурором в податном суде Руана. Буа-Робер однако говорит в своих письмах, откуда мы черпаем ценные сведения о его биографии, что его отец занимался адвокатурой, в чем прославился. Именно в Руане обитала большая часть семьи; он беседует с нами чаще из места, где проживают его братья и племянники, чем из города, видевшего его рождение. Существовали прежде и ещё существовали в Кане в 1745 году, если верить братьям Парфе, семьи с фамилией Метель. В сонете, который датирован 1616 годом, Буа-Робер присваивает сам себе титул судебного адвоката. Вероятно, он проявил себя не слишком усердным в адвокатуре. Он уже сочинял слишком много стихов, чтобы у него оставалось достаточно времени для работы над своими судебными речами. (По книге Селестена Иппо Нормандские писатели XVII века 1858 год.)

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Родившийся в Каене Amie du cardinal пишет: город Каен Город всё-таки Кан, столица региона Нижняя Нормандия. Он известен двумя своими аббатствами, которые основал Вильгельм Завоеватель. Помимо Буаробера, известным уроженцем Кана был поэт Франсуа Малерб.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: город всё-таки Кан Да, надо было мне раньше взглянуть в словарь географических названий, там это название дано с транскрипцией, что во французском словаре означает, что слово - исключение.

Amie du cardinal: С этого времени мы находим его в центре веселых компаний, помышляющим лишь об игре и вкусном угощении, увлеченным театром, обогащающим сборники того времени плодами своей жизнерадостной и легкой музы и уже обладающим громкой репутацией остроумца, хорошего гостя и приятного рассказчика. В эту эпоху мы видим его также в Париже, в Блуа, в Лондоне, в Риме, повсюду, кроме адвокатуры Руана. Чтобы справляться с расходами на это бродячее и рассеянное существование, Буа-Робер вынужден обзавестись содержанием от вельмож, покровительство которых поэты приобретали своими сонетами, мадригалами, посланиями и помпезными посвящениями. Среди стольких получающих пенсию муз, муза Буа-Робера не была наименее плодовитой. Большинство этих эпистол были лишь рифмованными прошениями. Жить при дворе и утверждаться там, не заставляя чересчур краснеть важных особ, которые были не прочь допустить его в свою компания, нелегкая вещь; ему надо было только слишком часто прибегать к ухищрениям, плохо совместимым с независимостью и достоинством литератора. Он был, без сомнения, чересчур честным человеком, чтобы не проигрывать чаще, чем оставаться в выигрыше. Мы сдержанно принимаем несколько анекдотов, которые, казалось бы, показывают, что он не простирал очень далеко свою разборчивость в этом вопросе, и проникаемся теми, которые представляют его просящим у всех знакомых ему знатных и могущественных господ тома, предназначенные, как он говорил, для составления его библиотеки и которые он тут же продавал книготорговцам. Во всех случаях, расходы быстро бы поглотили прибыль от этого мелкого промысла. Сначала он связан с кардиналом дю Перроном, потом с королевой Марией Медичи, за которой он последовал к её маленькому двору в Блуа, рифмуя стихи в её честь, руководя комедиями, которые она велела играть, чтобы заставить Люиня подумать, что она помышляет только о развлечениях, и начиная перевод Верного пастуха, который он завершит позднее. В 1623 году в Лувре играют балет, сочиненный им в компании с Вио, Сен-Аманом, дю Рье и Сорелем. Этот балет назывался Вакханалии; что касается Буа-Робера, он сочинил сольный номер невольников, сопровождающих триумф Бахуса, сольный номер Бахуса, стихи для Великого Приора, играющего гонца ночи, стихи для господ де Лонгвиля и Эльбёфа, играющих исполнителей серенад и, наконец, для герцога де Монморанси, играющего распутника в маскараде. В 1625 году он сопровождал герцогиню де Шеврез в Англию во время бракосочетания Генриэтты Французской с Карлом I. Если он получил там некоторые преимущества по сравнению с вельможами, которые доставляли ему его остроты, он испытал там также некоторые неудобства, связанные с его ремеслом остроумного человека. Лорд Голланд не мог ему простить, что он назвал Англию варварской страной. Буа-Робер заболел, пребывая в Лондоне, и думал, что имеет право жаловаться, не задевая гордости англичан. Когда вознаграждение в 300 якобусов (*английский золотая монета стоимостью в двадцать пять шиллингов, чеканилась в правление Якова I) примирило его с климатом, он пожелал помириться со знатным лордом, прося его обратить внимание, что он назвал бы варварской любую страну, где заболел бы, будь это даже рай земной; но он может сказать только хорошее о тех странах, где короли показали себя столь щедрыми в его отношении. Но как он не старался, ни проза, ни стихи не могли смягчить гнев благородного лорда; и герцогиня де Шеврез слишком поздно сообщила ему, что не только из-за национального самолюбия граф Голланд сердился на него. Однажды Буа-Робер развлекался, пародируя его, в то время как король Англии и сам граф прятались за гобеленом. Смертельным врагом делались и из-за меньшего. В 1630 году папа Урбан VIII оказал ему в Риме самый любезный приём. Очарованный остроумным изяществом его разговора, понтифик открыл его церковную карьеру, дав ему сан настоятеля Нозе в Бретани. (По книге Селестена Иппо Нормандские писатели XVII века 1858 год.)

Amie du cardinal: Франсуа Ле Метель, сьёр де Буаробер НА СОСТАВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ Мы порознь — ясные умы, А вкупе — путаники мы. Наш труд несносен: мы уже Шесть лет осиливаем «Ж»; Не чают близкие мои, Что я смогу дожить до «И». Напомню, что Французская Академия была основана, в частности, для создания словаря французского языка, работа над которым шла чрезвычайно медленно.

МАКСимка: Оказывается, у Буаробера был брат - Антуан Ле Метель д'Увиль (1589-1655) - французский инженер, географ, поэт и драматург. Его комедии ("Любить, не зная, кого", "Ложные истины", "Живые мертвецы" и другие) замечательны в большей степени своей интригой, чем поэтическим языком.

МАКСимка: Гийом Кольте (1598-1659) - Родился и жил в Париже. В молодости служил в суде. Пользовался протекцией Ришелье, который включил Кольте в число «пятерки авторов», сочинявших стихи для драматургических набросков кардинала. В 1653 г. стал членом Академии. Кольте много писал по истории французской поэзии ( его «Жизнь французских поэтов» содержит большой биографический материал о поэтах Плеяды) и по теории стихотворных жанров («Трактат о сонете» и другие исследования этого рода вошли в изданную в 1658 г. книгу Кольте «Поэтическое искусство»). Как поэт Кольте прославился своими сонетами и эпиграммами (сб. «Эпиграммы», 1653; «Различные стихи», 1656). ГИЙОМ КОЛЬТЕ * * * Вы брали прелести во всех углах вселенной, Природа и Олимп расщедрились для вас. У солнца взяли вы свет ваших чудных глаз, У розы вами взят румянец щек бесценный, У Геры — стройный стан, а голос — у сирены, Аврора вам дала лилейных рук атлас, Фетида — властный шаг, словесный жар — Пегас, А вашей славы блеск взят у моей Камены. Но расплатиться вы должны когда-нибудь! Придется свет очей светилу дня вернуть; Вы Гере грацию должны вернуть по праву, Авроре — нежность рук, а свежесть щек — цветам, Фетиде — властный шаг, моим катренам — славу!. Спесивость — это все, что остается вам! ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖАЛОБА Я много написал, и от стихов моих Богаче стал язык, а я еще беднее, Земля запущенней, под крышей холоднее, И пусто в кладовой, где писк мышей утих. Растратою души оплачен каждый стих! Чем совершеннее поэты, тем виднее Их сумасшествие, и тем еще сильнее, Им расточая лесть, осмеивают их. Трудясь так радостно над книгой бесконечной, Я убивал себя во имя жизни вечной, Я истощал свой ум, чтобы других развлечь, Чтоб славу обрести, чей гул наскучит скоро, Чтоб высоко взлететь — и не иметь опоры, Чтоб с Музою дружить — и счастья не сберечь.

МАКСимка: Памятник Жану Ротру в городке Дрё, регион Центр: В этом городке поэт родился 21 августа 1609 года.



полная версия страницы