Форум » Франция времен Капетингов » Филипп IV Красивый (биография и портреты) (продолжение-2) » Ответить

Филипп IV Красивый (биография и портреты) (продолжение-2)

МАКСимка: Филипп IV Красивый (биография и портреты)(начало): http://richelieu.forum24.ru/?1-2-0-00000065-000-0-0 Филипп IV Красивый (биография и портреты) (продолжение-1): http://richelieu.forum24.ru/?1-2-0-00000103-000-0-0-1335334435 Литература о Филиппе IV Красивом: http://richelieu.forum24.ru/?1-9-0-00000077-000-0-0 Монеты и медали, посвященные Филиппу IV Красивому: http://richelieu.forum24.ru/?1-10-0-00000037-000-0-0 Филипп IV Красивый (1268, Фонтенбло - 29 ноября 1314, там же) французский король (1285), из династии Капетингов. Сын Филиппа III и Изабеллы Арагонской. Филипп IV остаётся для историков в некотором роде загадочной фигурой. С одной стороны, вся проводимая им политика заставляет думать, что он был человеком железной воли и редкой энергии, привыкшим с непоколебимым упорством идти к поставленной цели. Между тем свидетельства людей, лично знавших короля, находятся в странном противоречии с этим мнением. Летописец Вильгельм Шотландец писал о Филиппе, что король имел красивую и благородную наружность, изящные манеры и держал себя очень внушительно. При всём этом он отличался необыкновенной кротостью и скромностью, с отвращением избегал непристойных разговоров, аккуратно присутствовал на богослужении, с точностью исполнял посты и носил власяницу. Он был добр, снисходителен и охотно возлагал полное доверие на таких людей, которые этого не заслуживали. Они-то, по словам Вильгельма, и были виновниками всех тех бед и злоупотреблений, которыми было отмечено его царствование: введения притеснительных налогов, чрезвычайных поборов и систематической порчи монеты. Другой летописец, Джованни Вилани, писал, что Филипп был очень красив, одарен серьёзным умом, но много занимался охотой и любил возлагать на других заботы о делах управления. Жоффруа также сообщает, что король легко подчинялся дурным советам. Таким образом, приходится признать, что большую роль в политике Филиппа играли его приближенные: канцлер Пьер Флотт, хранитель печать Гильом Ногаре и коадъютор королевства Ангерран Мариньи. Всё это были люди незнатные, вознесенные на вершины власти самим королём. Филипп вступил на престол семнадцати лет от роду и прежде всего занялся разрешением сицилийского и арагонского вопросов, доставшихся ему по наследству от отца. Он сразу прекратил военные действия и не сделал ничего для поддержания претензий своего брата Карла Валуа, мечтавшего стать арагонским (или, на худой случай, сицилийским) королём. Переговоры, правда, тянулись ещё десять лет и завершились тем, что Сицилия осталась за арагонской династией. В отношениях с английским королём Эдуардом I политика Филиппа была более энергичной. Между подданными двух государств часто случались столкновения. Воспользовавшись одним из них, Филипп в 1295 призвал английского короля, как своего вассала, на суд парижского парламента. Эдуард отказался подчиниться, и ему была объявлена война. Оба противника искали себе союзников. Сторонниками Эдуарда стали император Адольф, графы Голландский, Гельдернский, Брабантский и Савойский, а также король Кастильский. Союзниками Филиппа были граф Бургундский, герцог Лотарингский, граф Люксембургский и шотландцы. Впрочем, из них только шотландцы и граф Фландрский Гюи Дампьер оказали реальное влияние на события. Сам Эдуард, занятый тяжёлой войной в Шотландии, заключил 1297 с Филиппом перемирие, а в 1303 - мир, по которому Гиень была оставлена за английским королём. Вся тяжесть войны легла на плечи фламандцев. В 1297 французская армия вторглась во Фландрию. Сам Филипп осадил Лилль, а граф Роберт Артуа одержал победу при Фурне (во многом благодаря измене дворянства, среди которого было много приверженцев французской партии). После этого Лилль сдался. В 1299 Карл Валуа захватил Дуэ, прошел через Брюгге и в мае 1300 вступил в Гент. Он нигде не встречал сопротивления. Граф Гюи сдался в плен вместе с двумя своими сыновьями и 51 рыцарем. Король лишил его владений как мятежника и присоединил Фландрию к своему королевству. В 1301 Филипп объехал свои новые владения и всюду был встречен изъявлениями покорности. Но он сейчас же постарался извлечь из своего нового приобретения максимум выгоды и обложил страну большими налогами. Это вызвало недовольство, а суровое управление Жака Шатильонского ещё более усилило ненависть к французам. Когда в 1301 в Брюгге начались беспорядки, Жак присудил виновных к огромным штрафам, велел сломать городскую стену и выстроить в городе цитадель. Тогда в мае 1302 вспыхнуло второе, гораздо более мощное восстание. В течение одного дня народ перебил в городе 1200 французских рыцарей и 2000 солдат. После этого вся Фландрия взялась за оружие. В июне подошла французская армия во главе с Робертом Артуа. Но в упорном сражении у Куртре она была наголову разгромлена. Вместе со своим военачальником пало до 6000 французских рыцарей. Тысячи шпор, снятых с убитых, были сложены в мастрихтской церкви как трофеи победы. Филипп не мог оставить не отомщенным такой позор. В 1304 во главе 60-тысячной армии король подступил к границам Фландрии. В августе в упорном сражении при Монс-ан-Нюлле фламандцы потерпели поражение, но в полном порядке отступили в Лилль. После нескольких приступов Филипп заключил мир с сыном Гюи Дампьера Робертом Бетюнским, который находился у него в плену. Филипп согласился вернуть ему страну, при этом фламандцы сохранили все свои права и привилегии. Однако за освобождение своего графа и других пленных города должны были выплатить большую контрибуцию. В залог уплаты выкупа король взял себе земли на правом берегу Лиса с городами Лилль, Дуэ, Бетюн и Орши. Он должен был вернуть их после получения денег, но вероломно нарушил договор и навсегда оставил их за Францией. Эти события разворачивались на фоне обострявшихся с каждым годом противоречий с папой. Поначалу, казалось, ничто не предвещало этого конфликта. Никто из европейских королей не был так любим папой Бонифацием VIII, как Филипп Красивый. Ещё в 1290, когда папа был только кардиналом Бенедетто Гаэтани и в качестве папского легата приезжал во Францию, он восхищался благочестием молодого короля. Взойдя на престол в 1294, Бонифаций усердно поддерживал политику французского короля в Испании и Италии. Первые признаки взаимного недоверия обнаружились в 1296. В августе папа обнародовал буллу, в которой запрещал мирянам требовать и получать субсидии от духовенства. По странной случайности, а может быть, и в ответ на буллу, Филипп в то же время запретил вывозить из Франции золото и серебро: этим он уничтожал один из главных источников папских доходов, потому что французская церковь уже не могла отсылать никаких денег в Рим. Уже тогда могла возникнуть ссора, но положение Бонифация на папском престоле было ещё непрочным, кардиналы умоляли его прекратить скандалы, вызванные буллой, и он уступил им. В 1297 была обнародована булла, фактически отменявшая предшествующую. Как видно, папа ожидал, что король тоже сделает уступки. Филипп разрешил вывозить в Рим доходы папы, которые тот получал от французского духовенства, но продолжал притеснять церковь, и вскоре произошли новые столкновения с папой. Архиепископ Нарбоннский жаловался Бонифацию, что королевские сановники отняли у него ленную власть над некоторыми вассалами его кафедры и вообще причиняют ему разные обиды. Папа послал по этому делу легатом в Париж епископа Памьерского Бернара Сессе. Одновременно ему было поручено требовать освобождения из плена графа Фландрского и исполнения данного прежде обещания об участии в крестовом походе. Бернар, известный своей заносчивостью и вспыльчивостью, был совершенно не тот человек, которому можно было бы доверить такое деликатное поручение. Не добившись уступок, он стал грозить Филиппу интердиктом и вообще говорил так резко, что вывел обычно хладнокровного Филиппа из себя. Король отправил в Памье и в графство Тулузское двух членов своего совета собрать улики для обвинения Бернара в непокорности. В ходе следствия выяснилось, что епископ во время своих проповедей часто употреблял неподобающие выражения и настраивал свою паству против королевской власти. Филипп велел арестовать легата и заключить под стражу в Санли. Он потребовал также от папы, чтобы тот низложил Бернара и позволил предать его светскому суду. Папа отвечал королю гневным письмом, требовал немедленного освобождения своего легата, грозил Филиппу отлучением и повелевал ему явиться на свой суд для того, чтобы оправдаться от обвинений в тирании, дурном управлении и чеканке порченной монеты. Филипп велел торжественно сжечь эту буллу на паперти собора Парижской Богоматери. В апреле 1302 он созвал в Париже первые в истории Генеральные штаты. На них присутствовали представители духовенства, бароны и прокуроры главных северных и южных городов. Чтобы возбудить негодование депутатов, им зачитали подложную папскую буллу, в которой претензии папы были усилены и заострены. После этого канцлер Флотт обратился к ним с вопросом: может ли король рассчитывать на поддержку сословий, если примет меры для ограждения чести и независимости государства, а также избавления французской церкви от нарушения ее прав? Вельможи и депутаты городов отвечали, что готовы поддержать короля. Духовенство после недолгого колебания также присоединилось к мнению двух других сословий. После этого в течение года противники медлили с решительными мерами, но враждебность между ними все нарастала. Наконец, в апреле 1303 Бонифаций отлучил короля от церкви и освободил семь церковных провинций в бассейне Роны от вассальной зависимости и от присяги на верность королю. Мера эта, впрочем, не имела никакого действия. Филипп объявил Бонифация лжепапой (действительно, существовали некоторые сомнения в законности его избрания), еретиком и даже чернокнижником. Он потребовал созвать вселенский собор для выслушивания этих обвинений, но при этом говорил, что папа должен быть на этом соборе в качестве пленника и обвиняемого. От слов он перешёл к делу. Летом верный ему Ногаре с большой суммой денег отправился в Италию. Вскоре он вступил в сношения с врагами Бонифация и составил против него обширный заговор. Папа в это время находился в Ананьи, где 8 сентября хотел предать Филиппа публичному проклятию. Накануне этого дня заговорщики ворвались в папский дворец, окружили Бонифация, осыпали его всякими оскорблениями и потребовали его отречения. Ногаре грозил, что закуёт его в цепи и как преступника отведёт на собор в Лионе для вынесения над ним приговора. Папа выдержал эти нападки с достоинством. Три дня он находился в руках своих врагов. Наконец, жители Ананьи освободили его. Но от перенесённых унижений Бонифаций впал в такое расстройство, что сошёл с ума и 11 октября умер. Его унижение и смерть имели тяжелые последствия для папства. Новый папа Бенедикт XI отлучил от церкви Ногаре, но прекратил преследование самого Филиппа. Летом 1304 он умер. На его место был избран архиепископ бордосский Бертран дю Гота, принявший имя Климента V. Он не поехал в Италию, а был рукоположен в Лионе. В 1309 он поселился в Авиньоне и превратил этот город в папскую резиденцию. До самой смерти он оставался послушным исполнителем воли французского короля. Кроме многих других уступок Филиппу, Климент согласился в 1307 с обвинениями против ордена тамплиеров. В октябре 140 французских рыцарей этого ордена были арестованы, и над ними начался судебный процесс по обвинению их в ереси. В 1312 папа объявил орден уничтоженным. Филипп, который был должен тамплиерам огромные суммы, завладел всем их богатством. В марте 1313 был сожжён гроссмейстер ордена Жак Моле. Перед смертью он проклял весь род Капетингов и предрёк его близкое вырождение. И действительно, вскоре после совершения казни Филипп стал страдать изнурительной болезнью, которую никак не могли распознать врачи, и умер от неё в Фонтебло 29 ноября 1314 на 46-м году жизни. Его правление составило поворотную эпоху в истории средневековой Франции: он расширил королевство присоединением новых земель (незадолго до смерти он присоединил к Франции Лион с его округой), принудил церковь и феодальных владетелей повиноваться повелениям короля и подавил в своём государстве всякую независимую от себя власть. Королевская администрация при нем охватила все стороны жизни общества: города, феодальная знать, духовенство - все попали под её контроль. Его правление казалось современникам временем жестоких притеснений и деспотизма. Но за всем этим видна была уже новая эпоха. При помощи многочисленной корпорации юристов король пользовался каждым удобным случаем для учреждения повсюду королевских судов и введения римского права. К концу его жизни вся судебная власть в стране перешла исключительно к короне, а государственная жизнь получила совершенно другой характер, чем при его предшественниках.

Ответов - 150, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Бэлль: Филипп Красивый из журнала "La chevalerie, Philippe le Bel":

Бэлль: Генеральные штаты (насколько я понимаю):

Бэлль: Филипп Красивый и его советники присутствуют на смертной казни, миниатюра XIV века: Филипп Красивый присутствует при эксгумации останков Людовика Святого:


Бэлль: Во время Крестового похода в Арагон король Филипп Смелый, вместе с сыном Филиппом остановились в Бренаке. Сеньор Бренака принял их у себя. Будущий Филипп Красивый предложил младшему брату правителя стать его пажом, но молодой человек отказался, ссылаясь на обет стать тамплиером. Королевский сын был оскорблен таким бесчестьем. Позднее, во время процесса, молодой тамплиер был приговорен к сожжению, король, узнав его, пожелал его помиловать, но получил от тамплиера новый отказ...

Бэлль: Сыновья Филиппа Красивого, миниатюра XIV века:

Мимокрокодил: Подскажите пожалуйста, а цитируемый вами "Филипп Красивый" от Фавье есть где-нибудь в электронном виде?

МАКСимка: Мимокрокодил пишет: Подскажите пожалуйста, а цитируемый вами "Филипп Красивый" от Фавье есть где-нибудь в электронном виде? Нет, Фавье нет в электронном виде, и его труд про Филиппа Красивого не переведен на русский. В трех темах об этом короле есть выдержки из моего французского варианта. И у Бэлль есть книга на французском. В теме об Ангерране де Мариньи есть выдержки, но они уже из труда Фавье, посвященного Мариньи.

Мимокрокодил: МАКСимка то, что не переведен, я знаю. Но понадеялся, вдруг кто-то слил хотя бы французский вариант... Мариньи как раз и переведен, и лежит в сети. Выдержки - это прекрасно, но там нет ссылок на страницы, и бедный студент этим опечален.

Бэлль: В 1288 году Филипп Красивый удовлетворил просьбу Крескаса из Оранжа (выдающегося члена еврейской общины в Каркассоне) о даровании евреям Каркассона свободного пользования синагогами, кладбищами и другими общественными имуществами.

Amie du cardinal: Бэлль пишет: о даровании евреям Каркассона свободного пользования синагогами А им разрешали в то время строить синагоги? Как-то не верится.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: А им разрешали в то время строить синагоги? Как-то не верится. Я знаю, что евреи очень тесно связаны с Парижем. Первое их поселение датируется аж V веком, а первая синагога была построена в 582-м году. На острове Ситэ существовали целых две синагоги, но в 1182-м году Филипп-Август евреев изгнал (за богатство излишнее, полагаю). В 1198-м году им дали право вернуться. В 1306 г. Филипп IV снова изгнал евреев из Франции, конфисковал их собственность, а парижскую синагогу подарил королевскому кучеру. В 1315 г. Людовик X разрешил евреям вернуться, затем их опять изгоняли и так далее. То есть синагоги существовали, с переменным успехом, как и сама община, собственно. Но королевский институт не мог прожить без ростовщиков.

Elodith: Le roi Philippe le Bel sur son trône, miniature extraite du «Procès criminel fait à Robert d'Artois»

Бэлль: Elodith пишет: Сообщение: 29 Боюсь, что это не Филипп IV, а Филипп VI. Рисунок с миниатюры, которая рассказывает о процессе Робера д'Артуа в 1329-м году...

Amie du cardinal: Климент V, Филипп Красивый и тамплиеры Не уверена, не было ли уже этой ссылки. В случае чего Бэлль меня поправит.

Бэлль:

МАКСимка: Под Куртре 11 июля 1302 г. пехота фламандских городов-коммун, одержав победу над цветом французского рыцарства, положила начало революционным переменам в военном деле. Рыцари из феодальных армий презирали пехоту, считая, что один рыцарь стоит десяти пехотинцев. Французская армия, насчитывавшая 2,5 тыс. знатных рыцарей и 4 тыс. арбалетчиков и пехотинцев, имела явное качественное преимущество перед 8 тыс. фламандских пехотинцев (главным образом из Брюгге) и 500 знатных рыцарей, которые во время боя спешились и возглавили фламандцев. Благодаря своим рыцарям и братьям миноритам, благославлявшим и исповедовавшим накануне боя, фламандцы преодолели страх. Окружив себя рвами и выставив вперед два ряда пикинеров, они создали себе надежную оборонительную позицию. За спиной у них была река Лис, так что бежать было некуда и оставалось или победить, или погибнуть. Рвы помешали французским рыцарям нанести первый мощный удар. Схватка закончилась страшным избиением французов, более половины их рыцарей было перебито, и фламандцам досталась богатая добыча, в том числе полтысячи позолоченных шпор, по которым за этим событием закрепилось название «битвы шпор» и которые были развешены в церкви Нотр-Дам в Куртре, откуда французы увезли их после реванша в сражении под Роозбеке в 1328 г. Рыцарей при Куртре пронял такой страх, что, добравшись вечером до Турне, они, по воспоминаниям современников, не могли есть. Чуть позже горожане одержали над рыцарями победу в Шотландии (Бэннокберн, 1314) и Швейцарии (Моргартен, 1315). Так начался закат феодальных армий. Из Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада

МАКСимка: Наиболее рьяным гонителем, стремившимся обвинить в колдовстве всех своих противников, был Филипп Красивый. Его царствование ознаменовалось чередой процессов, где новое понимание государственного интереса проявилось в наиболее уродливых формах: предварительное заключение обвиняемых, выбивание признаний любыми средствами, предъявление комплексного обвинения сразу во всех преступлениях — в мятеже против государя, в святотатстве, колдовстве, разврате, и в частности в содомии. Содомия была одним из основных пунктов обвинения тамплиеров, жертв знаменитого процесса, возбужденного Филиппом Красивым и его советниками. Чтение протоколов процесса тамплиеров показывает, что король Франции и его окружение в начале XIV в. подготовили судебную репрессивную систему, ничем не уступавшую нашей эпохе с ее нашумевшими процессами. Один из таких процессов был начат против епископа Труа Гюишара, обвиненного в том, что он хотел извести королеву и многих придворных Филиппа Красивого, колдуя над восковой фигуркой. В этом же обвинили и Бонифация VIII, более умело избавившегося от своего злополучного предшественника — Целестина V. В период великого голода 1315 — 1318 гг. евреи и прокаженные преследовались по всей Франции, подозреваясь в отравлении колодцев и источников. Филипп V, достойный сын Филиппа IV, был инициатором множества процессов против прокаженных, в ходе которых у них под пыткой вырывались признания, приводившие их на костер. Из Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада

МАКСимка: Материал из доклада Робера Фавье "Путь Филиппа Красивого": (Monsieur Robert Fawtier, "L'itinéraire de Philippe le Bel", In: Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 105e année, N. 2, 1961. pp. 112-117.) Маршруты французских королей до Филиппа Красивого устанавливались на основе принципа, согласно которому каждый акт суверена нам помогает, с помощью датировки, с твердыми основаниями утверждать, что монарх присутствовал в месте, указанном в акте. Необходимо добавить, что до времен Филиппа IV мы владеем достаточно слабой документацией, и что существует критика по поводу достоверности или ложности сохранившихся документов. С царствованием Филиппа Красивого положение вещей меняется. Появляются другие документы, в частности, финансовые. Дата и место следования теперь известно не только по одному акту, но по нескольким. В 1715-м году Менар, историк из Нима, и маркиз д'Обэ опубликовали маршруты передвижений королей Франции с Людовика VII до Людовика XIV включительно, но без указания использованных источников. В 1845-м году историки снова опубликовали маршруты последних Капетингов, начиная с Людовика Святого и до воцарения династии Валуа, основываясь на актах из знаменитой „Сокровищницы хартий" (Tresor des Chartes) и местных архивов, практически только нормандских. В 1865-м году Натали де Вэйи и Леопольд Делисль получили доступ к таблицам Дома короля, которые хранятся в национальных архивах Парижа, Флоренции и Женевы. Принявшись с помощью Национального Центра Научных Исследований за аналитический реестр того, что сохранилось в архивах королевской администрации времен Филиппа Красивого, я оказался во главе значительной документации, которая раскрывает нам более полный и детальный маршрут передвижений монарха. Необходимо констатировать, что Филипп Красивый много путешествовал. Сначала необходимо указать его возвращение в Арагон, перед коронацией, чтобы сопровождать в Сен-Дени тело покойного отца (октябрь-ноябрь 1285 года). В январе 1286-го года состоялась поездка в Реймс на коронацию, а в начале марта на Юго-Запад, он добрался по крайней мере до Дакса (Dax) (Аквитания). В 1290-м году была предпринята новая поездка в этот же регион, 9 апреля мы застаем Филиппа в Байонне. В 1297-м году король проводит время с июня по сентябрь во Фландрии. В 1299-м году состоялась поездка из Вокулёра (Vaucouleurs) и встреча с Римским королем Альбером Австрийским в Катрво (Quatrevaux). В 1301-м году Филипп IV снова оказался во Фландрии, а в сентябре следующего года мы видим короля в районе Арраса. В 1303-м году в Пуатье Филипп встречался с Климентом V. В январе-феврале 1304-го года - поездка в Тулузу и Ним, а с августа по сентябрь Филипп во Фландрии побеждает в битве при Монс-ан-Повеле. В конце 1305-начале 1306-го король Франции в Лионе, в марте 1307-го в Авранше, а в мае в Пуатье. 25 января 1308 года монарх присутствовал на церемонии бракосочетания своей дочери Изабеллы в Булонь-сюр-Мер, затем в мае-августе отправился в Пуатье, чтобы решить вопрос с тамплиерами. В 1309-1310 годах он не совершал длительных поездок. В 1311-м году настает черед Турнэ и Лилля, в марте и апреле того же года король в Лионе и Вьенне на Соборе (прибыл 20 марта), а в июле 1314-го года снова в Аррасе по делам Фландрии. Интересно, что Филипп IV никогда не был в Бретани и Бургундии, а после 1290 больше не возращался в Аквитанию. Помимо всего прочего, Филипп IV постоянно ездил по своему домену, много бывал в Париже, но не длительное время. Реконструкция королевского дворца, которую он предпринял в 1298-1313-ых годах, может объяснить недолгое пребывание короля в столице. Необходимо уточнить, что во время сессий Парламента Филипп никогда не удалялся далеко от Парижа. И охота, за страсть к которой некоторые хронисты короля критиковали. Филипп предпочитал оставаться в прекрасных лесах Иль-де-Франса, часто бывал в районе Санлиса и Лиона-ля-Форе в Нормандии. В Фёйи-ан-Лион (Feuillie-en-Lyons) королевского охотника привлекает конный завод. Где же король останаливался, когда совершал поездки по старинному домену своих предков? Бросается в глаза небольшой размер населенных пунктов. Можно даже сказать, что Филипп никогда не выбирал для размещения крупные города, а предпочитал маленькие. Необходимо помнить, что у Капетингов не было дворцов в городах, были лишь небольшие помещения, недостаточные для размещения многочисленной свиты. Легче было разместиться в деревнях или поселках. К тому же, королевское пребывание в городе легло бы грузом на плечи горожан. Но не стоит думать, что король враждебно относился к своим городам, он лишь не желал вызывать неудобство вассалов и горожан. Он счастлив останавливаться в аббатствах Иль-де-Франса: в Пуасси, в Мобюиссоне. Наконец, замки Венсен и Сен-Жермен-ан-Лэ позволяли суверену жить загородом и наслаждаться охотой, но при этом находится недалеко от своей столицы, где оставались правительственные структуры.

МАКСимка: IV Латеранский собор в 1215-м году ввел обязательную для каждого христианина тайную исповедь. Исповедоваться надлежало не менее одного раза в год (перед Пасхой). В 1243-м году папа Иннокентий IV предоставил Людовику IX и его потомкам право свободно выбирать себе духовника. Во времена Филиппа Красивого возросла роль королевского исповедника, который входил в число избранных в Hôtel Royal. К тому же Филипп IV первым занес имя своего духовника в список исполнителей своей последней воли. В последнем завещании от 1314-го года речь идет о Рено д'Обиньи (Renaud d'Aubigny). Все его исповедники, как и у его отца, являлись доминиканцами: Жоффруа де Больё (Geoffroy de Beaulieu), Лоран Орлеанский (Laurent d'Orléans), Николя де Горан (Nicolas de Goran), Николя де Фровилль (Nicolas de Fréauville), Гийом Парижский (Guillaume de Paris) и Рено д'Обиньи (Renaud d'Aubigny). Многие из них находились в тесной взаимосвязи с монастырем на улице Сен-Жак в Париже. Лоран Орлеанский был там настоятелем перед 1270-м годом, Николя де Горан выполнял те же обязанности после 1280-го, а Гийом Парижский также являлся выходцем из этого монастыря. "Хроники" Гийома де Нанжи подтверждают, что доминиканцы оказывали на Филиппа Красивого влияние. Хочется поговорить о каждом исповеднике чуть подробнее: 1) Жоффруа де Больё (скончался в 1274-м году), доминиканец, происходил из Руанского диоцеза. Он являлся исповедником Людовика Святого с 1248-го года, сопровождал его в обоих Крестовых походах. Именно Жоффруа сообщил королю о смерти его сына Жана-Тристана 3 августа 1270-го года в Тунисе, он находился при нем в последние мгновения жизни. Жоффруа де Больё выступал в качестве проповедника. Сегодня мы располагаем двумя прововедями этого человека, одна из которым была произнесена в монастыре Бегинок в Париже в 1272-м году. Каждый год 10 января по нему шла заупокойная служба в Пуасси. 2) Лоран Орлеанский (скончался в 1298-м году), исповедник Филиппа III и его детей (то есть и будущего Филиппа IV также). До 1270-го года, как уже сообщалось, он был настоятелем в монастыре столичных Доминиканцев, затем после 1285-го отправлен в Тур в качестве инквизитора и лектора. В июне 1282-го года Пьер Алансонский выбрал Лорана исполнителем своей последней воли. Как-то в теме о Филиппе III имя Лорана промелькало. Речь шла о "Сумме короля" - произведение столь же значительное, сколь и непонятное, но французский двор с того времени начинает ориентироваться на литературное меценатство, а суверены и их окружение обнаруживают вкус к духовным вещам. Сохранились две проповеди этого доминиканца. Известно, что он скончался в 1298-м году и на его похоронах (16 ноября) в Доминиканском монастыре в Париже присутствовали Жанна Наваррская с Филиппом IV. 3) Николя де Горан, духовник молодого Филиппа IV (скончался в 1297). Согласно Жерару де Фраше и Гийому из Нанжи, Николя Горан сопровождал Филиппа Смелого во время его экспедиции в Арагон. Николя происходил из Пуату, затем поступил в монастырь в Мане. Он комментировал библейские тексты, читал наполненные силой проповеди, которые вошли в анналы доминиканского ордена. Николя являлся духовником короля с самого начала его правления. Мы знаем, что в 1285-м году он получал жалование. Смещен с поста в 1295, но Филипп в своем завещании от марта 1297-го года закрепил за Николя ежегодный доход. 4) Николя де Фровилль родился в 1250-м году и был двоюродным братом Ангеррана де Мариньи. Николя проповедовал во многих известных монастырях, преподавал теологию в Парижском Университете. Примерно в 1296-м году его Филипп выбрал себе в исповедники. В 1305-м году он стал кардиналом, в 1311-м присутствовал на Вьеннском Соборе, в 1312-13 - камерленго коллегии кардиналов, участвовал в конклаве 1314-1316, когда был выбран Папой Иоанн XXII. Скончался в 1324-м. Николя де Фровилль был достаточно известным персонажем, сохранились его изображения: Фреска Томмазо да Модена в церкви Сан-Николо в Тревизо Кардинал-легат Николя де Фровилль проповедует Крестовый поход перед тремя королями, Национальная библиотека Франции 5) Гийом Парижский служил в качестве капеллана Филиппа Красивого с 1297-го года. Сначала его сделали исповедником королевских детей, затем с 1305-го он стал исповедником уже самого короля. Умер в 1314-м году. 6) Рено д'Обиньи стал духовником Филиппа Красивого в самом конце его правления, в начале 1314-го года. В октябре-ноябре 1307-го года он вел допросы тамплиеров. После смерти короля Рено оставался в окружении Людовика X, затем Филиппа V. Скорее всего он пользовался непосредственным доверием Длинного, поскольку в апреле 1317-го Папа Римский Рено д'Обиньи поручает двух своих посланцев: архиепископа Буржа и главу ордена Доминиканцев, которые должны были содействовать заключению мира с фламандцами. В начале правления Филиппа V он являлся также его духовником. В 1317-м году король передает ему ренту в 200 ливров, завещанных еще Филиппом Красивым. В том же году этот человек фигурирует в списке тех, кто был отправлен Филиппом в Париж по делу герцога Бургундского и Шампанского. Скончался примерно в 1318-м.

Бэлль: Филипп Красивый на казни тамплиеров Обувь времен Филиппа Красивого



полная версия страницы