Форум » Франция времен Капетингов » Аббат Сугерий и "Жизнеописание Людовика Толстого" » Ответить

Аббат Сугерий и "Жизнеописание Людовика Толстого"

МАКСимка: Считаю необходимым создать отдельную тему о человеке, который оставил своим потомкам три главных памятника: свои сочинения, свою административную и финансовую реформу и свои художественные достижения. Надгробия французских королей в Сен-Дени: http://richelieu.forum24.ru/?1-4-0-00000035-000-0-0

Ответов - 39, стр: 1 2 All

МАКСимка: Сугерий и его сокровищница Сугерий: министр и писатель

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Портрет аббата Сугерия кисти Симона Вуэ 1632-1634 гг Музей Изящных Искусств Нанта Amie du cardinal пишет: Картина Юстуса Ван Эгмонта «Сугерий становится аббатом Сен-Дени». Музей Изящных Искусств Нанта Amie du cardinal пишет: Картина Юстуса Ван Эгмонта « Аббат Сугерий перестраивает аббатство Сен-Дени». Музей Изящных Искусств Нанта Amie du cardinal пишет: Картина Юстуса Ван Эгмонта « Людовик VII оплакивает кончину Сугерия». Музей Изящных Искусств Нанта Кстати, первая картина Симона Вуэ была написана по заказу кардинала Ришелье для своей знаменитой галереи известных людей в Пале-Кардиналь. Всего 25 портретов, представляющих самых верных слуг Французской монархии, первым из которых назван Сугерий. К достопамятным деяниям каждого были написаны 175 маленьких картин. Три из них - это творения Юстуса Ван Эгмонта.

МАКСимка: В 2006-м году одно из самых известных сочинений аббата Сугерия было издано в России:


МАКСимка: Аббат Сугерий скончался в субботу 13 января 1151 г., в праздник Богоявления, в своей келье в Сен-Дени, на 71-м году жизни и 29-м году своего пребывания в должности аббата. Он был похоронен в цистерцианском монастыре Барбо с большой торжественностью, в присутствии шести епископов и множества аббатов, и король Людовик VII, вспоминая о преданности покойного короне, позволил скатиться нескольким слезинкам, но быстро взял себя в руки... Симон Шевр-д'Ор, каноник парижского аббатства Сен-Виктор и современник событий, составил в честь аббата Сугерия такую эпитафию: «Упал Церкви цветок, гемма, корона, колонна, Знамя, щит, шлем, свет, вершина, - Аббат Сугерий, образец доблести и справедливости, В благочестии суровый, в суровости благочестивый, Великодушный, мудрый, красноречивый, щедрый, почтенный; Проницательный в приговоре телу, совестью - к себе. Король через него осмотрительно правил кормилом королевства; Он, управляя королем., как будто королем королей был, И пока препятствиями король был задержан за морем на многие годы, Он руководил этим королевством, действуя вместо короля. Того, что другой силой не смог соединить, он соединил: И скромный в достоинстве, и добрый в Господе. Благородную Церковь украсил, отстоял, преумножил Обитель, доходы, хор, хвалу, блеск, мужей. Телом, родом малый, двойной малостью мучимый, В малости своей не пожелал быть малым. У него похитил свет дневной седьмой день Теофании, Истинный свет к Господу истинная Теофания даровала». Согласно преданию, Сугерий еще раз вернулся в свой любимый Сен-Дени - через сто лет после смерти: в 1259 г. аббат Матье де Вандом приказал перенести его тело и поместить в толщу стены южного трансепта собора; снаружи осталась лишь простая надпись: Hic jacet Sugerius abbas (Здесь лежит аббат Сугерий).

МАКСимка: Помимо "Жизнеописания Людовика Толстого" у Сугерия есть и другие сочинения. Просто удивительно, как среди отнюдь не тихого монастырского существования, а в горниле активной, наполненной многообразной деятельностью, дальними поездками и бесчисленными заботами жизни Сугерий нашел время и силы для литературного творчества. На сегодняшний день историкам известно шесть произведений, принадлежащих его перу; также уцелели 26 писем, которые относятся к последним шести годам его жизни. Первым по времени и единственным датированным сочинением Сугерия является его завещание, подписанное 17 июня 1137 г., перед путешествием в Аквитанию на свадьбу Людовика Молодого. Считается, что «Жизнь Людовика Толстого» Сугерий начал писать вскоре после смерти этого государя - около 1137-1138 г. и работал над ней до 1144 г. с перерывами, а позднее еще дорабатывал. Примерно тогда же он стал делать записи к «Жизни Людовика Молодого», но написал лишь небольшой фрагмент. Его труд продолжил и довел до 1165 г. некий монах из Сен-Жермен-де-Пре перед 1176 г.. В 1140-1141 гг. Сугерий составил «Ordinatio» -распоряжения об основании фундамента нового собора св. Дионисия и выделении средств на его строительство, - а в 1144 г., после 11 июля, «Книжечку об освящении церкви св. Дионисия», в которой рассказывает об истории храма, возведенного при короле Дагоберте в VII в., о предпринятом им строительстве нового собора в аббатстве, о торжествах по случаю его освящения и великолепных дарах, принесенных королем и высшими баронами королевства. И последнее его произведение - «Книга о делах управления», - написанное в 1145-1149 гг. и, по всей видимости, незавершенное, повествует о деятельности Сугерия как администратора и хозяйственника на посту аббата Сен-Дени. Особо отметим главу ХХХII, посвященную большому золотому кресту, покрытому эмалевым убором, который им был заказан лотарингским ювелирам для украшения главного алтаря. Несомненно, все сочинения Сугерия важны для историков-медиевистов, но «Жизнь Людовика Толстого» по праву занимает среди них первое место.

МАКСимка: В Лувре сегодня находится Орёл Сугерия - ваза из парфира, украшенная позолоченной рамой в виде орла с распростертыми крыльями. Сокровище было изготовлено около 1140 года по приказу аббата Сугерия парижскими или лотарингскими ювелирами; ваза составляла часть сокровищницы Сен-Дени.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Согласно преданию, Сугерий еще раз вернулся в свой любимый Сен-Дени - через сто лет после смерти: в 1259 г. аббат Матье де Вандом приказал перенести его тело и поместить в толщу стены южного трансепта собора; снаружи осталась лишь простая надпись: Hic jacet Sugerius abbas (Здесь лежит аббат Сугерий). Для аббата Сугерия была изготовлена гробница: Она состояла из двух перпендикулярных плит, на одной был изображен сам аббат, а на другой монахи Сен-Дени. Во вторник, 22 октября 1793-го года могила Сугерия была вкрыта. Рабочие обнаружили, что некоторые кости превратились в пыль. Останки Сугерия выбросили в ров. И неизвестно, что случилось с его надгробием. Эпитафия аббату Сугерию:

Бэлль: Сугерий наблюдает за перестройкой Сен-Дени

МАКСимка: Достаточно много биографических сведений о Сугерии: Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 1 Рождение готического стиля в Сен-Дени. Часть 2

МАКСимка: Аббат Сугерий, скульптор Дени Фуатье, Версаль, 1835-ый год:

МАКСимка: Завещание Сугерия, аббата Сен-Дени, датированное 17 июня 1137:

МАКСимка: МАКСимка пишет: В Лувре сегодня находится Орёл Сугерия - ваза из парфира, украшенная позолоченной рамой в виде орла с распростертыми крыльями. Сокровище было изготовлено около 1140 года по приказу аббата Сугерия парижскими или лотарингскими ювелирами; ваза составляла часть сокровищницы Сен-Дени. Об Орле Сугерия существует замечательная передача на русском языке.

Бэлль:

МАКСимка: Сугерия, несмотря на то, что его аббатство находилось вблизи Парижа, имел в городе свой дом, который находился на улице Сен-Мартен, ниже Парижских ворот (porta Parisiaca), со стороны Сен-Мерри. Но вскоре аббаты Сен-Дени перенесли свою резиденцию на набережную Больших Августинцев.

МАКСимка: L'abbé Suger et Saint-Denis

МАКСимка: La famille de l’abbé Suger

МАКСимка: R. Große (Hg.), Suger en question. Regards croisés sur Saint-Denis Интересные статьи, раскрывающие личность и деяния Сугерия.

МАКСимка: Выдержки из интересной статьи. Abélard et Suger par Louis Grodecki : Dans quelles mesure le bref séjour d'Abélard à l'abbaye de Saint Denis a-t-il contribué au magnifique renouveau artistique des années 1130-1145 ? Dans cette oeuvre majeure pour le développement de l'art médiéval, Abélard eut-il sa part ? Quels étaient les rapports entre Abélard et Suger, tant sur le plan des relations personnelles que des contacts intellectuels ou spirituelles. Suger et Abélard se sont-ils connus, rencontrés ? De 1109 à 1118, pendant la période la plus brillante de l'enseignement d'Abélard, Suger était prieur de Toury-en-Beauce, et y déployait une prodigieuse activité d'administrateur, de comptable, et même quelques fois de chef militaire, s'opposant, les armes à la main, aux empiétements des seigneurs du voisinage. A partir de 1118, il poursuit sa carrière politique, chargé par Louis VI, des mission diplomatiques importantes. Quand, à l'extrême fin de 1118 ou au début de 1119, Abélard se fait moine à Saint Denis, Suger ne se trouve pas au monastère, envoyé par Louis VI à Maguelone pour accueillir la pape Gélase II, réfugié en France. Il est ensuite attaché à la personne du pape, le suit à Vézelay, à la Charité-sur-Loire, à Cluny. Quand Gélase meurt, Suger est à Cluny, en février 1119, au moment de l'élection de Calixte II. Il suit ensuite Calixte dans es voyages à travers la Bourgogne, la Champagne. Il vient, accompagnant le pape, à Saint Denis, pour repartir aussitôt, et ne revenir à son abbaye qu'au début de 1120. Peu de temps après, il part en Italie, en 1122 il est à Bitonto, où il apprend la mort d'Adam et sa propre élection. Quand, en avril 1122, il revient à Saint Denis pour être ordonné prêtre et installé abbé - il repart d'ailleurs incontinent à Rome -, Abélard ne s'y trouve plus depuis plusieurs mois. Il était possible que pendant les brefs séjours dionysiens de Suger, entre 1119 et 1121, quand Abélard s'y trouvait aussi, les deux hommes se soient connus. Mais ni l'un ni l'autre ne le disent. En septembre 1121, Abélard est cité devant le Concile de Soissons, et condamné, ce n'est pas Suger qui représente Saint Denis, mais l'abbé Adam. Abélard se fit moine à Saint Denis non seulement pour trouver un asile de paix spirituelle, mais surtout pour se soustraire à la juridiction épiscopale. Mais il conteste l'identité de Denis l'Aréopagite, et juste après le concile s'enfuit en Champagne auprès de Thibault à Provins. L'abbé Adam alla le chercher à Provins, mais Abéard refusa de réintégrer Saint Denis. Abélard écrit à Suger, quand celui-ci remplaçe Adam, pour lui demander de ne pas revenir à l'abbaye. Dès 1124 il est élu l'abbé de Saint Gildas de Rhuis. Tout cela nous connaissons uniquement par les écrits d'Abélard. On dirait qu'à Saint Denis on a décidé de faire silence sur le scandale. Au synode de Sens, en 1140, Abélard fut à nouveau convaincu d'erreur et condamné, Suger s'abstint de participer aux discussions. En tout cas, Suger ne défend pas Abélard, mais il ne l'accuse pas davantage. Suger n'était rien moins que théologien, philosophe ou penseur. Il s'est désintéressé des problèmes épistémologiques soulevés par la scolastique naissante. Il fut un homme d'action énergique, un administrateur avisé, un politique obstiné et habile, attentif aux opportunités pratiques. Humanistes, par sa culture classique, par ses curiosités historiques et scientifiques, par son goût de l'architecture et des arts, il fut, par nature, un parfait conformiste, un génial réalisateur des programmes réalisables. Abélard - un contestataire perpétuel, possédé par l'esprit de la contradiction dialectique, par une sorte de besoin de tout remettre en question, jusqu'aux fondements de la religion et de la connaissance.

МАКСимка: Выходит новая биография Сугерия: Françoise Gasparri, "Suger de Saint-Denis. Moine, soldat, homme d'État au XIIe siècle" Évoquer le nom de Suger, abbé de Saint-Denis, c'est, aujourd'hui pénétrer dans la célèbre basilique sise aux abords de Paris, église qu'il rebâtit, orna et embellit, et dont il fit l’exemple du premier art gothique en France. Françoise Gasparri nous fait entrer dans un univers qui exige du lecteur un regard nouveau. Le XIIe siècle naissant, celui de la formation de Suger, de son entrée dans la vie religieuse et politique est en effet, à tous égards et tout spécialement dans la France du Nord, une époque de renouveau, de redressement, de dynamisme et de bouillonnement en tous domaines : la société, l'économie, la philosophie, la pensée politique, la pratique de gouvernement, mais aussi la vie matérielle et artistique : « la Renaissance du XIIe siècle ». Abbé de l’abbaye la plus prestigieuse du royaume, conseiller du roi Philippe Ier, puis de son fils Louis VI, dit le Gros, Suger accompagne la naissance de l’État moderne. Régent du royaume lors de la croisade désastreuse menée par Louis VII, qui répudie Aliénor d’Aquitaine, Suger est au cœur de l’histoire de France. En parallèle, il fait rebâtir Saint-Denis et inscrire dans la pierre une vision spirituelle et théologique à la source de l’art gothique en France. Personnalité majeure de l’histoire de France, Suger attendait son biographe. Françoise Gasparri, spécialiste du personnage, de ses écrits et des XIIe-XIIIe siècles en dresse un portrait vivant, riche en péripéties, d’une grande rigueur scientifique. Un ouvrage clé pour la compréhension de l’histoire de France. Françoise Gasparri est directeur honoraire de recherches au CNRS, docteur en histoire, diplômée de l'École nationale des chartes. Spécialiste de la culture écrite et du fonctionnement de l'écrit dans le haut Moyen Âge, jusqu'au XIIIe siècle, elle a édité en français l’intégralité des œuvres de Suger de Saint-Denis. Informations pratiques : Françoise Gasparri, Suger de Saint-Denis. Moine, soldat, homme d'État au XIIe siècle, Paris, Picard, 2015. 17 x 24 cm, 208 pages, Broché. 20 illustrations en couleurs. ISBN : 978-2-7084-0991-0. Prix : 32 euros. Source : Picard



полная версия страницы