Форум » Франция времен Капетингов » Семейство д'Артуа: графиня Маго, Робер III д'Артуа и другие » Ответить

Семейство д'Артуа: графиня Маго, Робер III д'Артуа и другие

МАКСимка: Мати́льда (Маго́) д’Артуа́ (ок. 1268 — 27 октября 1329, Париж) — французская феодалка, графиня Артуа, тёща королей Филиппа V Длинного и Карла IV Красивого. Единственная женщина, удостоенная звания пэра Франции (1309). Одна из главных героинь эпопеи М. Дрюона «Проклятые короли». Википедия: [more]Происхождение Была дочерью Роберта II Благородного, графа Артуа, и Амиции де Куртене (1250—1275), сеньоры де Конш. Таким образом, и по отцовской, и по материнской линии Маго происходила из французской королевской династии Капетингов. Её дед со стороны отца, Роберт I Добрый, граф Артуа, был сыном короля Людовика VIII Льва. Дед со стороны матери, сир Пьер де Куртене де Конш (1218—1250) по отцовской линии был внуком Пьера I, сеньора де Куртенэ, младшего сына короля Людовика VI Толстого. В 1291 Маго в политических целях была выдана замуж за Оттона IV, пфальцграфа Бургундии. Вскоре между Оттоном и французским королём Филиппом IV Красивым был заключён договор, по которому Жанна Бургундская, старшая дочь Оттона и Маго, должна была вступить в брак со вторым сыном короля Филиппа IV и принести ему в качестве приданного Бургундию. Т.о., мужское потомство Маго и её мужа лишалось возможности наследовать Бургундию. В качестве компенсации, французское правительство подтвердило права Маго на графство Артуа, которое она в 1302 наследовала своему отцу. Это привело к её вражде с племянником, Робертом III д’Артуа, который также претендовал на графство. Между ними неоднократно возникали тяжбы (1309, 1318), которые Маго всякий раз выигрывала. В 1307, во исполнение старого договора, две старших дочери Маго были выданы замуж за двух младших сыновей короля Филиппа IV Красивого — будущих королей Филиппа V Длинного и Карла IV Красивого. В 1309, выиграв первую тяжбу с племянником, Маго была провозглашена пэром Франции как законная графиня Артуа. Это был единственный случай в истории Французского королевства, когда статуса пэра была удостоена женщина. В 1314 её дочери были обвинены в супружеской измене и заточены в тюрьму, после чего положение Маго при французском дворе пошатнулось. Весной 1315, вскоре после смерти короля Филиппа Красивого, дворяне графства Артуа восстали против Маго, обвиняя её в злоупотреблении властью. Их мятеж был подавлен осенью 1316 старшим зятем графини Маго, будущим королём Филиппом V Длинным, на тот момент регентом Франции. После восхождения Филиппа V на престол, Маго была обвинена в преступных действиях, якобы совершённых ею в его интересах . В частности, ей приписывали отравление королей Людовика X и Иоанна I. Против неё в 1317 был начат судебный процесс, но при поддержке Филиппа V 9 октября 1317 она была оправдана. Впоследствии она продолжала управлять графством Артуа, а также принимала участие в управлении Бургундским графством, которым c 1315 владела её дочь Жанна Бургундская. В 1328 на французский престол вступил король Филипп VI, который состоял в дружбе с племянником и противником Маго, Робертом III д’Артуа. Над ней нависла угроза новой тяжбы. В 1329 Маго прибыла в Париж, чтобы уяснить своё положение, но через несколько дней, 27 октября 1329 неожиданно умерла. Возникли слухи, что она была отравлена по проискам Роберта III д’Артуа или самого короля. Впоследствии в убийстве Маго обвинялась её придворная дама Беатриса д`Ирсон, которая действовала в интересах Роберта III. В слегка приукрашенном виде, этот и другие факты, которые касались борьбы за графство Артуа между Маго и её племянником, были подробно описаны М. Дрюоном в его знаменитой эпопее Проклятые короли. Маго была похоронена 30 октября 1329 в аббатстве Мобюиссон, рядом со своей второй дочерью Бланкой. Маго в искусстве Маго д’Артуа является одной из героинь цикла исторических романов «Проклятые короли» французского писателя Мориса Дрюона, а также двух французских сериалов, снятых по романам Дрюона. В сериале Проклятые короли (фр. Les Rois maudits) 1972 года роль Маго исполняла актриса Хелен Дюк, а в сериале Проклятые короли 2005 года — Жанна Моро. Семья и дети Муж: с 1 мая 1291 Оттон IV де Шалон (ок.1248 — 26 марта 1303), пфальцграф Бургундии (Франш-Конте). Дети: Жанна I Бургундская (ок.1293—1330), пфальцграфиня Бургундии с 1315, графиня Артуа с 1329; муж — Филипп V Длинный, король Франции; Бланка Бургундская (ок.1296—1326); муж — Карл IV Красивый, король Франции; Роберт Молодой (1300—1315), титулярный пфальцграф Бургундии с 1303. Маргарита (в других источниках Алиса) Бургундская, судьба неизвестна, скорее всего, умерла в детстве.[/more]

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

МАКСимка: Вышла новая книга о Маго д'Артуа, посвященная управлению графством - C. Balouzat-Loubet : Le gouvernement de la comtesse Mahaut en Artois (1302-1329). C. Balouzat-Loubet : Le gouvernement de la comtesse Mahaut en Artois (1302-1329), Brepols, 2014, 476 p., 15 b/w ill. + 8 colour ill., 156 x 234 mm, 2014, ISBN : 978-2-503-55109-8. Le comté d’Artois illustre sous le règne de Mahaut (1302-1329) un moment spécifique du processus de construction des États princiers dans les derniers siècles du Moyen Âge. Confrontée dès son arrivée au pouvoir à plusieurs revendications territoriales, ainsi qu’à l’ingérence royale qui se fait encore plus pressante lors de la révolte nobiliaire des années 1315-1319 ¬- Mahaut défend âprement son héritage. Entourée d’équipes de pouvoir fidèles et compétentes, elle gouverne son apanage à l’aide d’une administration centralisée, de plus en plus spécialisée, inspirée des pratiques royales et princières. Grâce à un mécénat particulièrement actif, dont elle fait un vecteur idéologique, elle assoit sa légitimité sur l’Artois et construit la mémoire de la dynastie comtale. Princesse capétienne, pair de France, elle s’efforce de rester au plus près du roi, pour défendre ses intérêts, participer au Conseil et prendre une part active à la vie politique du royaume. Finalement, l’exemple artésien illustre l’originalité des premières principautés apanagistes, qui se construisent dans un champ de forces contradictoires, entre attraction monarchique et volonté d’émancipation. Il montre aussi les spécificités du pouvoir au féminin, à une époque où la tendance est à l’exclusion des femmes de la sphère politique. Table of Contents Remerciements Préface Abréviations utilisées Introduction générale Sources et bibliographie Première partie : Le poids des héritages L’assise territoriale du pouvoir comtal De puissants concurrents : le roi et les villes La révolte nobiliaire (1314-1319) Pour conclure... Deuxième partie : Potestas, administrer la principauté L’Hôtel, le domaine et les finances Bien s’entourer pour mieux gouverner Pour conclure... Troisième partie : Auctoritas, légitimer son autorité Une principauté multipolaire La justice, fondement de la souveraineté comtale Pour conclure... L’Artois de Mahaut : un État princier ? Index des noms de personnes Index des noms de lieux Annexes     

МАКСимка: МАКСимка пишет: Оказывается, Робер II д'Артуа, отец Маго, также знал толк в искусстве. Именно благодаря его двору Аррас познал необычайный культурный расцвет во второй половине XIII столетия. Более того, по словам Жоржа Минуа, Робер был очень талантливым военноначальником, которого Филипп и поставил во главе армии в битве при Куртре. Ему было 53 года, он приходился племянником Святому Людовику, принимал участие в Крестовом походе 1270-го года. Хроники времен Филиппа Смелого называют отца Маго "самым верным и честным в королевстве и среди всех баронов". С 1282 по 1291 находился на службе у Карла Анжуйского в Неаполитанском королевстве. В 1296-м году руководил походом в Аквитанию и разбил англичан в феврале 1297-го в маленькой битве при Бонгард. Затем Робер перебрался во Фландрию, где одержал победу над фламандцами 20 августа 1297-го при Фюрне. Рыцарь, хороший управленец и дипломат, раскрывший себя в Италии. Папа считал его один из своих главных врагов, ведь именно Робер II бросил в огонь буллу Ausculta filii, он выступал на ассамблеи в соборе Парижской Богоматери от имени дворянства в марте 1302-го года. Для короля, который был на почти двадцать лет моложе Робера, он был ценным и опытным человеком. Именно поэтому Филипп вызвал его из Италии в 1291-м году, а затем уже назначил командовать войсками во Фландрии.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Более того, по словам Жоржа Минуа, Робер был очень талантливым военноначальником, которого Филипп и поставил во главе армии в битве при Куртре. Тем не менее, как мы знаем, битва была проиграна из-за того, что конница французов не смогла прорвать ряды фламадских пехотинцев в подготовленной местности со рвами и грязью. Согласно французским анналам, Робер II д'Артуа, не позволив себе бежать с поля боя, дрался до последнего и был убит. Фламандцы же пишут, что будучи сбитым с лошади, граф предлагал своим противникам сдаться в плен: "Я граф д'Артуа! Возьмите меня, я дам вам много денег". Это было совершенно нормальным предложением, ведь цель войны аристократов была не убить, а взять в плен, снискать славу. Фламандцы же пленных не брали. Более того, они не понимали французский. В итоге, граф получил удар топором по лицу, ему отрубили правую руку и несколько раз ударили годендагом (тяжёлая дубина в рост человека с расширявшимся вверху древком, окованным железом и снабжённым острым шипом). Затем один из патрициев даже отрезал ему язык в качестве трофея. Та же участь постигла Пьера Флота, Рауля Клермонского, графов д'Омаль и д'О и других. МАКСимка пишет: Маго д'Артуа очень преданно относилась к своей семье, стремясь увековечить память родственников. После битве при Куртре она отправила монахов, чтобы те нашли теле её отца Робера II. Великолепный кортеж доставил труп сначала в Артуа, а затем в аббатство Мобюиссон, где в декабре 1304 года состоялось погребение. МАКСимка пишет: Труп ее отца из Куртрэ по ее приказу был перевезен в Мобюиссон, где изготовили гробницу из серебра. Через два дня останки графа д'Артуа и других дворян и рыцарей были собраны и погребены в аббатстве Notre-Dame de Groeninghe (сегодня в нем размещается исторический музей Куртрэ и музей битвы). Монах по имени Оденар выпросил у Гийома де Жюлье и Ги Намюрского захоронить в своей обители их останки. Через несколько месяцев по приказу Филиппа Красивого и Маго д'Артуа тела были вывезены во Францию. Робер погребен в аббатстве Мобюиссон вблизи Понтуаза.


МАКСимка: МАКСимка пишет: Робер погребен в аббатстве Мобюиссон вблизи Понтуаза. Это случилось 15 декабря. Робер был погребен в аббатстве Мобюиссон под белой каменной плитой с черным обрамлением. В 1652-м году гробница была вскрыта. Оказалось, что внутренности графа находились в небольшом свинцовом ящичке без крышки и надписи. Мы могли лишь прочесть на аркаде стены, под которой размещался ящичек: "Duc in altum". Внутренности до сих пор были алыми, свежими, обагренные кровью, от них исходил приятный запах, хотя казалось, что их не бальзамировали. В течение 10 недель перед закрытием гробницы они демонстрировались любопытствующим. За это время внутренности не потеряли ни цвет, ни запах.

Michel: Мишле о деле Робера д'Артуа (со страницы 173) https://archive.org/stream/histoiredefrance04michuoft#page/172/mode/2up

МАКСимка: МАКСимка пишет: Это случилось 15 декабря. Робер был погребен в аббатстве Мобюиссон под белой каменной плитой с черным обрамлением. МАКСимка пишет: Труп ее отца из Куртрэ по ее приказу был перевезен в Мобюиссон, где изготовили гробницу из серебра. Специальные панно, расположенные за пределами обители, указывали на наличие захоронения в аббатской церкви. Странно, но сведения касательно гробницы Робера д'Артуа разнятся. В статье из каталога экспозиции "Искуство во времена Проклятых королей" сказано о том, что Маго заказала серебряную нагробную статую своего отца по модели святого Людовика в аббатстве Сен-Дени. Значит, она должна была быть роскошная. МАКСимка пишет: Оказывается, в замке Маго в Эдене находилась целая серия голов королей Франции МАКСимка пишет: Кристелль Лубэ сообщает, что головы королей Франции уже были изготовлены в Эдене при Робере II, Маго же добавила головы королев. Она была пэром Франции, надевала во время коронации Карлу IV на голову корону. Да, именно Робер II примерно в 1301-м году в своем замке в Эдене придумал эту комнату с головами королей, которую с 1302-го года Маго содержала. К стенам были прикреплены головы королей и королев, вылепленные из гипса, раскрашенные, с коронами и надписями. В 1322-м году, когда Карл IV Красивый взошел на трон Франции, графиня приказала дополнить галерею его изображением: "une noeve teste a roy pour le roy qui ore est". Вероятно, подобную идею привез с собой Робер II из Италии (как и идею с автоматами в садах), где существовало что-то подобное в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме или в Сан-Пьетро а Градо под Сиеной.

МАКСимка: Вышла полноценная биография, посвященная Маго д'Артуа. Mahaut d'Artois, une femme de pouvoir Christelle BALOUZAT-LOUBET ISBN : 9782262036782 224 pages La premiere biographie de la plus emblématique femme de pouvoir du Moyen Age : Mahaut d'Artois. Le destin de Mahaut, comtesse d'Artois et de Bourgogne, immortalisé par les écrits de Maurice Druon et par deux fois porté à l'écran, est remarquable. Petite-nièce de Saint Louis, cousine, marraine et belle-mère de roi, Mahaut d'Artois est en effet l'un des plus puissants personnages du royaume de France dans la première partie du XIVe siècle. Éduquée à la cour, elle accède en 1302 à la tête du comté d'Artois, un apanage sur lequel elle impose son autorité à l'aide d'un entourage fidèle et compétent. Elle doit cependant faire face à plusieurs contestations et, surtout, aux ambitions de son neveu Robert d'Artois qui menacent sa légitimité. Le scandale de la tour de Nesle, la révolte nobiliaire, l'accusation d'empoisonnement dont elle fait l'objet, la mort de son fils, héritier du comté, sont autant d'épreuves qu'elle surmonte pour conserver sa place sur l'échiquier politique. L'ampleur de son mécénat et de ses oeuvres de piété contribue également à faire de Mahaut d'Artois, contemporaine des « rois maudits », une personnalité d'exception. Christelle Balouzat-Loubet lui rend ici toute sa lumière, délaissant le fantasme pour nous donner à comprendre la réalité d'une femme de pouvoir au Moyen Âge.

Azaravl: Работаю над фильмом "... и началась столетняя война" Пытаюсь в нем отразить борьбу Роберта 3 Артуа за свои земли. Буду благодарен любой информационной помощи. Серии фильма можно посмотреть здесь https://vk.com/public130653844



полная версия страницы