Форум » Франция времен Капетингов » Алиенора Аквитанская и Ричард Львиное Сердце (биографии и портреты) » Ответить

Алиенора Аквитанская и Ричард Львиное Сердце (биографии и портреты)

графиня де Мей: Литература про Алиенору Аквитанскую: http://richelieu.forum24.ru/?1-9-0-00000072-000-0-0 Алиенора (Элеонора, Элинор)(фр. Aliénor d'Aquitaine, а также фр. Éléonore de Guyenne, ок. 1122 — 31 марта 1204, Фонтевро) — герцогиня Аквитании и Гаскони (1137—1204), внучка первого трубадура Прованса Гильома IX Аквитанского, графиня де Пуатье (1137—1204), королева Франции (1137-1152), супруга французского короля Людовика VII, королева Англии (1154-1189), одна из богатейших и наиболее влиятельных женщин Европы Позднего средневековья. Женщина удивительной красоты, Алиеонора была музой французского поэта-трубадура Бернарда де Вентадорна, ей он посвятил ряд своих кансон. Родители: Вильгельм X (1099—1137), герцог Аквитании и Алинор де Шательро (1103—1130) В 15 лет — после смерти своего отца и брата, — Алиеонора оказалась владетельницей герцогства Аквитания, занимавшего обширные территории на юго-западе Франции. Южные районы страны, вследствие сохранившегося античного наследия, были и богаче, и культурнее севера королевства. В XI в. здесь возникла культура трубадуров, и сама Алиеонора и ее красота не раз были воспеты в их стихах. По описаниям современников и имеющимся изображениям, она была невысокой, стройной, с удлиненным лицом, большими темными глазами и густыми медно-рыжими волосами, из-за которых трубадуры выводили ее имя от слов aigle en or — «золотая орлица». Согласно завещанию отца Адиеоноры король Франции, Людовик VI по прозвищу «Толстый», назначался ее опекуном до тех пор, пока она не выйдет замуж. Король очень быстро подобрал жениха — своего сына и наследника, тоже Людовика. 12 июля 1137 г. в Бордо состоялась свадьба, и молодожены отправились в Париж, по прибытии в который узнали о смерти Людовика VI, — Алиеонора стала королевой Франции. В 1145 г. она родила королю дочь, а в 1147 г. вместе с ним отправилась во II крестовый поход, проделав верхом путь через Европу, Византию и захваченную турками-сельджуками Малую Азию. Людовик VII не добился военных успехов на Святой Земле, и королевская чета вернулась во Францию. В 1151 г. у них родилась вторая дочь. Однако, на следующий год, 21 марта, они развелись, формальной причиной развода было объявлено то, что они находились в дальнем родстве (по слухам - из-за неверности королевы). Дочери остались с королем, а за Алиеонорой были сохранены все ее земли в Аквитании. После расторжения брака с Людовиком, герцогиня Аквитанская в 1152 г. вышла замуж за графа Генриха Анжуйского (который был младше ее), ставшего в 1154 г. королём Англии — Генрихом II Плантагенетом. Обширные аквитанские земли — её приданое, — раза в четыре превышавшие владения Капетингов, стали английскими. По мнению ряда учёных, именно в истории супружества Алиеоноры Аквитанской следует искать истоки войны, получившей в XIX в. название Столетней. От первого брака у Алиеоноры Аквитанской было две дочери, от второго — четыре сына, среди которых — король Ричард Львиное Сердце. 2-й брак тоже оказался для герцогини Аквитанской не слишком удачным. Генрих Второй постоянно изменял жене, и существует легенда, что одну из любовниц короля, некую Розамунду, Алиенора сама отравила. Поддерживая притязания старших сыновей, Алиеонора вместе с ними подняла мятеж в Пуату против Генриха II. Усобица длилась около двух лет. Верх взял Генрих, королева попала в плен и провела последующие 16 лет в заточении. В 1189 г. Ричард вернул матери свободу. Алиеонора уехала во Францию и провела последние годы жизни в бенедиктинском аббатстве Фонтевро, где и скончалась в возрасте 82 лет. 1-й муж герцогини Аквитанской - Людовик VII (1120—1180) (с 22 июля 1137, Бордо — брак аннулирован 21 марта 1152) Дети от 1-го брака: Мария де Блуа (Мария Шампанская, 1145—1198), Алиса де Блуа (Аэлиса Блуа-Шартрская, 1151—1195) 2-й муж - Генрих II Плантагенет (1133—1189) Дети от 2-го брака: Генрих III (II) Нормандский, Ричард Львиное Сердце (1157-1199), Готфрид II, Иоанн I Безземельный (1167-1216), Матильда, Элеонора Английская, Иоанна Английская (1165-1199), Готфрид, архиепископ Йоркский

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

МАКСимка: МАКСимка пишет: Фотографии Фонтевро Хорошая подборка фотографий аббатства: http://www.paradoxplace.com/Photo%20Pages/France/North_&_Centre/Fontevraud/Fontevraud.htm

Snorri: Поскольку сын Алиеноры Ричард англичанином себя не считал, размещу небольшую заметку о нем здесь. Читаю давеча описание небезызвестного крестоносца. Жан Флори безжалостно рвет покровы и пишет следующее в своем опусе "Ричард Львиное Сердце. Король-рыцарь": "...внешний вид Ричарда остается абсолютно иллюзорным. Те немногочисленные свидетельства, которыми мы располагаем, например, надгробие в Фонтевро или печати, на которых он изображен, не могут считаться реалистичными изображениями. Они подчиняются закону жанра и лишены точности". Далее приводится портрет доблестного родителя нашего крестоносца, Генриха II, принадлежащий перу французского историка Шарля Пти-Дютайи, который основывался на рассказах Петра Блуаского, современника Ричарда: "Это рыжеволосый мужчина среднего роста; у него львиное квадратное лицо с выпученными глазами, наивными и нежными, когда он в хорошем расположении духа, и мечущими молнии, когда он раздражен. Его ноги всадника, широкая грудь, руки атлета выдают с нем сильного, ловкого и храброго мужчину. Он никак не заботится о своих руках и не надевает перчатки, когда держит сокола. Он носит удобную, не роскошную одежду и прически. Он борется с ожирением, которое он победил с помощью умеренности и упражнений, и, благодаря ходьбе и верховой езде, он сохраняет молодость и утомляет более крепких компаньонов. С утра до вечера, без передышки, он занимается делами королевства. Кроме как на лошади или за столом, он никогда не сидит. Иногда ему случается совершить конную прогулку в четыре-пять раз длиннее, чем обычно. Очень сложно узнать, где он и чем он будет заниматься в течение дня, так как он часто меняет планы". Далее Флори пишет, что "в этом описании можно заметить многие черты, которые, вероятно, можно найти и у его сына, и это не только сравнение со львом, склонностью к ожирению (и, кажется, Ричард не победил его умеренностью), чрезмерная активность, вкус к верховой езде, непостоянство или быстрая смена настроения и планов. <...> Он был большим распутником, и то же самое можно сказать и о его сыне. <...> Геральд Камбрийский сравнивает Ричарда с его братом Генрихом Молодым и говорит, что оба были высокими или, во всяком случае, ростом выше среднего, и оба имели внешность людей, умеющих командовать. <...> Что касается телосложения, то, кажется, что в молодости Ричард был стройнее, чем его отец, но ожирением он стал страдать до своего отъезда в крестовый поход, несмотря на многочасовую верховую езду и интенсивные и частые занятия военным делом, как утверждает Гийом де Нёфбург. <...> Когда описывают ранение короля в Шалю, некоторые хронисты в равной степени ссылаются на тучность короля".

МАКСимка: Snorri пишет: . Те немногочисленные свидетельства, которыми мы располагаем, например, надгробие в Фонтевро Например, надгробия Капетингов в Сен-Дени (Филиппа III, Филиппа IV, Людовика X, Филиппа Длинного, Карла Красивого) были изготовлены с использованием посмертной маски, что, соответственно, можно считать единственным изображением королей, более или менее достоверным и близким к реальности. Ведь раньше существовали только миниатюры и печати, а первый портрет - это портрет Иоанна II Доброго, который сейчас находится в Лувре. Получается, что в Фонтевро надгробия не имеют сходства с реальностью, посмертные маски ещё не изготавливали и не использовали.


Snorri: МАКСимка Да, некое портретное сходство надгробия начинают обретать лишь со второй половины XIII века. Миниатюры, в большинстве своем, были написаны через век-другой после жизни того или иного монарха. Соответственно, судить о многих королях и их супругах мы можем, лишь опираясь на словесное описание.

Бэлль: Документ, в котором Ричард Львиное Сердце обещает королю Франции, Филиппу Августу, изгнать и лишить своих доходов архиепископа Руана или любого другого гаранта мира, который был бы неисправным, был бы составлен на латинском языке, между Gaillon и Vaudreuil, в январе 1196. Документ, запечатанный печатью зеленого воска, на шнурочках оранжевого шелка.

МАКСимка: Изображение надгробия Алионоры Аквитанской в аббатстве Фонтевро:

Серж де Бюсси:

Amie du cardinal: Куклы от Cheryl Crawford LEONOR DE AQUITANIA, Duquesa de Aquitania, Reina de Francia y de Inglaterra.

МАКСимка: Алиенора Аквитанская была первым ребенком Гийома X (1099—1137), герцога Аквитанского и Аенор де Шательро (1103—1130). Она родилась, скорее всего, в 1122-м году, но точная дата нам неизвестна. Некоторые хронисты указывают нам на 1120-ый год, но родители Алиеноры поженились не ранее 1121-го. К тому же мы располагаем сведениями о том, что в 1136-м году лорды Аквитании принесли присягу верности Алиеноре в ее 14-тый день Рождения. Существуют три предполагаемых места появления Алиеноры на свет: 1) Дворец герцогов в Пуатье (сегодня дворец Правосудия), известный еще со времен Меровингов. Его старинная часть сохранилась до наших дней: Более того, сохранился зал (на то время самый большой в Европе, возведенный в X веке Гийомом V), который был перестроен по приказу Алиеноры в 1192 - 1204 годах: Пуатье, герцогский дворец. Каминная стена в большом зале, конец 80-х гг. XIV столетия 2) Вторым предполагаемым местом рождения Алиеноры Аквитанской является дворец Омбриер в Бордо, построенный во второй половине XI века. Разрушен в конце XVIII столетия. Современная реконструкция дворца: ЗДЕСЬ можно почитать поподробнее о дворце, посмотреть на его изображения и видео, которое о нем рассказывает. 3) Замок Белан, недалеко от Бордо, одна из резиденций отца Алиеноры. Традиция, согласно которой Алиенора родилась именно в этом замке, восходит к XIX столетию.

МАКСимка: В капеллы Святой Радегунды в Шиноне, которая датируется VI веком, сохранилась фреска второй половины XII столетия, где изображена королевская охота. Среди людей определенно присутствует Алиенора Аквитанская, которая была отлично известна в этом регионе. То есть фреска является прижизненным изображением королевы. На ней мы видим Алиенору с рыжими волосами: Капелла Святой Радегунды, Шинон, Франция Сцена охоты Алиенора крупным планом В молодости Алиенора отличалась поразительной красотой, хотя и не удовлетворяла всем каноном (не была блондинкой с голубыми глазами). Хронисты описывают её как perpulchra, т.е. больше, чем красивая. В 1153-м году трубадур Бернар де Вантадур называет её градиозной, привлекательной, полной шарма, с красивыми глазами и благородным выражением лица. Определенно, в молодости Алиенора привлекала мужчин не только своими внешними данными, но и обходительностью и умом. Благодаря хронистам мы знаем, что красавица и умница носила утонченные одеяния, шелковые, приукрашенные золотой нитью. Она также любила украшения, которых в её жизни было много. Что касается образования, то в те времена немногие женщины даже благородного происхождения умели писать и читать. Но Гийом X распорядился дать дочери формальное образование. Алиенора умела читать на родном языке (langue d'oc), она любила музыку, поэзию, литературу, покровительствовала трубадурам, но нам неизвестно, сочиняла ли королева Франции и Англии что-нибудь сама. Но нет никаких подтверждений, что Алиенора умела писать. В те времена благородные люди нанимали клерков, которые служили секретарями и все писали за своих хозяев. Также Алиенора росла очень энергичной и спортивной. В раннем возрасте она уже ездила верхом, а позже наслаждалась ястребиной охотой, содержала в своих владениях исландских кречетов. Позже некоторые биографы настаивали, что Алиенора знала логику Аристотеля, которой её обучали в детстве, либо она её выучила в школах Парижа, пока была королевой Франции.

МАКСимка: В Лувре хранится так называемая ваза Алиеноры Аквитанской, которую её дед подарил своей внучке. Королева передарила вазу Людовику VII, а тот аббату Сугерию. Сегодня она находится в Лувре:

МАКСимка: Алиенора — мятежница на троне

МАКСимка: 18 мая 1152-го года Генрих, граф Анжуйский и герцог Нормандский и Алиенора Аквитанская, бывшая королева Франции сочетались браком без какой-либо помпы и лишних церемоний в соборе святого Петра в Пуатье. Собор стал приобретать свои роскошные готические черты с 1162-м года, когда под руководством Генриха II и Алиеноры началась его реконструкция, завершившаяся полностью лишь в 1379-м году. В соборе сохранились витражи XII столетия, на одном из которых ("Распятие") представлены Алиенора со вторым супругом (внизу, держащими витраж), что напоминает нам о том, кто были основными покровителями церкви Сен-Пьер де Пуатье. Витраж датируется 1160 годом и был заказан самой Алиенорой:

Бэлль: Алиенора Аквитанская, Ричард Львиное сердце и принц Джон.

МАКСимка: Snorri пишет: Читаю давеча описание небезызвестного крестоносца. Жан Флори безжалостно рвет покровы и пишет следующее в своем опусе "Ричард Львиное Сердце. Король-рыцарь": "...внешний вид Ричарда остается абсолютно иллюзорным. Те немногочисленные свидетельства, которыми мы располагаем, например, надгробие в Фонтевро или печати, на которых он изображен, не могут считаться реалистичными изображениями. Они подчиняются закону жанра и лишены точности". Элисон Уэйр дает свою характеристику Ричарда и пишет, что его рост достигал шести футов и пяти дюймов. Он обладал привлекательной фигурой; волосы имел рыжего или темно-рыжего; у него были достаточно длинные руки, которые не подходили для владения мечом. Также Ричард имел представительную внешность, которой соответствовали его манеры и привычки. От отца он унаследовал пронизывающие голубые глаза. Элисон пишет, что надгробия Ричарда в Фонтевро и Руане выказывают поразительную схожесть, она называет их реалистичными изображениями короля. Тут я с ней не соглашусь и приму точку зрения Жана Флори, пожалуй. Надгробие Ричарда в аббатстве Фонтевро: Ричард в соборе Руана, где было погребено его сердце: Ричард являлся, несомненно, ребенком юга. Его родным языком был langue d'oc, и он провел большую часть детства в доменах матери. Он получил очень хорошее образование, не только навыки рыцаря или военные, но и посетил школьную скамью: он умел читать и писать, знал латынь. Львиное Сердце любил трубадуров, увлекался музыкой и даже сам пел, либо руководил хором своей личной капеллы, являлся патроном артистов и поэтов, таких как Бертран де Борн, который стал другом Ричарда после нескольких лет вражды. При этом, Ричард был намного более жестоким, беспринципным и беспощадным, чем его отец Генрих II.

МАКСимка: МАКСимка пишет: Сцена охоты Есть несколько вариантов, кто изображен на этой сцене помимо Алиеноры. Один из них: во главе процессии слева мы видим, скорее всего, Ричарда Львиное Сердце. Он изображен с бородой, как и на надгробии в Фонтевро, в отличие от своего отца. Женщина в короне - это сама Алиенора. Рядом с ней может быть королева Беренгария, супруга Ричарда, либо Иоанна Английская (1165 – 1199) – дочь Генриха II и Элеоноры, в первом браке замужем за королем Сицилии Вильгельмом II Добрым, во втором браке – за графом Тулузским Раймундом VI. Элеонора протягивает руку молодому мужчине. Возможно, это её внук Оттон IV Брауншвейгский (1175/1176 — 1218) — император Священной Римской империи с 4 октября 1209 по 5 июля 1215, третий сын Генриха Льва и Матильды Плантагенет, дочери Генриха II и Алиеноры. Оттон был воспитан при английском дворе своего дяди Ричарда Львиное Сердце, где жил с восьмилетнего возраста. За участие в войне против Филиппа II Августа, он получил в 1196 году в ленное владение графство Пуату и герцогство Аквитанию. Рядом с Оттоном мы видим, скорее всего, Артура (1187 — 1203) — герцога Бретани, графа Ричмонда, сына Жоффруа II, герцога Бретани и Констанции де Пентьевр, графини Ричмонд. Артур являлся наследником Ричарда Львиное Сердце. Менее вероятно, что это - Иоанн, будущий король Иоанн I Безземельный.

МАКСимка: Скорее всего, по утверждению бывшего секретаря Алиеноры Петра Блуаского, королева скончалась в аббатстве Фонтевро, где жила в покаянии и по монастырским правилам. Некоторые источники сообщают, что Алиенора надела монашескую одежду перед смертью. Хроники аббатства ясно говорят о том, что королева стала монахиней в 1202-м году. Хроники церквей Анжу настаивают, что Алиенора скончалась в Пуатье, но это, скорее всего, неправда. Петр Блуаский лучше знал королеву, и, возможно, в её последние дни поддерживал с ней контакт. Надгробие Алиеноры изготовлено мастером, который помогал строить трансепт Шартрского собора. Надгробия Генриха II и Ричарда Львиное Сердце датируются около 1200-ым годом, и были выполнены другим мастером.

Бэлль: МАКСимка пишет: Он обладал привлекательной фигурой А Жан Флори пишет, что Ричард к концу жизни располнел. Он уточняет, что склонность к полноте у него от отца, но тот победил ее многочасовыми пешими и конными прогулками и редко сидел. А Ричард любил праздный образ жизни...

МАКСимка: Бэлль пишет: А Жан Флори пишет, что Ричард к концу жизни располнел. Он уточняет, что склонность к полноте у него от отца, но тот победил ее многочасовыми пешими и конными прогулками и редко сидел. А Ричард любил праздный образ жизни... Всё верно, просто эту характеристику Уэйр дает молодому Ричарду. А так и она говорит о его полноте, которая особенно проявилась к концу жизни. Кстати, выше, в этой теме Snorri как раз выгладывала описание внешности и Генриха II, и Ричарда, которое сделал Жан Флори.

МАКСимка: Из Жана Флори "Алиенора Аквитанская": "Алиенора — дочь герцога Гильома X Аквитанского и Аэноры де Шательро, чье имя, без сомнения, легло в основу имени ее дочери, если верить утверждению Жоффруа де Вижуа: «Герцог Гильом Аквитанский, сын Гильома и дочери графа Тулузского <...>, породил на свет от супруги своей Аэноры <...> дочь, кою нарекли Алиенорой, иначе говоря, «другой Аэнорой» (alia Aenor)". МАКСимка пишет: В Лувре хранится так называемая ваза Алиеноры Аквитанской, которую её дед подарил своей внучке. Королева передарила вазу Людовику VII, а тот аббату Сугерию. Сегодня она находится в Лувре: Чтобы изгладить из людской памяти свой бесславный поход в Святую землю, спустя двадцать лет Гильом IX, дедушка Алиеноры Аквитанской, присоединился к экспедиции арагонского короля Альфонса I Воителя, приняв участие в испанской реконкисте, которую папа в своем воззвании на Тулузском соборе (1118 г.) уподобил крестовому походу. 17 июня 1120 г. вместе с шестью сотнями аквитанцев он внес свой вклад в решающую победу при Кутанде, что южнее Сарагосы. В своем недавнем исследовании Джордж Бич доказал, что в этой битве Гильом сражался бок о бок с последним эмиром Сарагосы Имадом Аль-Давлой, чье имя переводилось на латинский язык как Mitadolus. Этот мусульманский правитель счел лучшим вступить в союз с христианами, нежели оставаться под тяжелой пятой фанатиков-альморавидов. Вероятно, именно по этому случаю он подарил Гильому чашу из горного хрусталя, сегодня хранящуюся в Лувре под именем «чаша Алиеноры». Историю этого сосуда описывает надпись, сделанная по распоряжению Сугерия, аббата Сен-Дени: «Чаша эта была подарена королю Людовику его супругой Алиенорой. Митадол даровал ее деду Алиеноры. Король отдал ее мне, Сугерию, а я передаю ее святым». Таким образом, эта чаша свидетельствует о существовании сотрудничества мусульман и христиан в северной Испании, а также доказывает, что Гильом IX поддерживал контакты не только с королем Арагона, но также с арабами и с мусульманской цивилизацией аль-Андалус. Некоторые свидетельства указывают даже на то, что Гильом мог довольно хорошо знать арабский язык и использовать его в одной из своих кансон. Это открытие открывает новые перспективы в вопросе о возможных связях поэзии трубадуров с арабо-мусульманским миром.



полная версия страницы