Форум » Фронда » Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье » Ответить

Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье

Марсель: Мемуары Мадмуазель на русском (начало): http://richelieu.forum24.ru/?1-17-0-00000018-000-0-0-1273418824 Мемуары Мадмуазель на русском (продолжение-1): http://richelieu.forum24.ru/?1-17-0-00000020-000-0-0-1276876259 Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье (29 мая 1627 — 3 апреля 1693) Французская принцесса королевской крови, герцогиня де Монпансье. Приходилась племянницей Людовику XIII. Также известная как Гранд Мадемуазель (или Великая Мадемуазель), активная участница Фронды, автор известных «Мемуаров».

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Марсель: Анна Мария Луиза Орлеанская, герцогиня де Монпансье Портрет кисти Жильбера де Сев Родители Анна родилась в Луврском дворце. Её отец, Гастон Орлеанский, носивший титул Месье, был младшим сыном короля Генриха IV. Таким образом Анна приходилась двоюродной сестрой Людовику XIV. Мать, Мария де Бурбон, герцогиня де Монпансье была дочерью Генриха Монпансье и унаследовала от него огромное состояние и большое количество титулов. Она умерла при родах Анны. Девочка воспитывалась при дворе короля Людовика XIII под опекой его жены Анны Австрийской. Личная жизнь Будучи принцессой королевской крови и наследницей огромного состояния, оставленного матерью, она, казалось, представляла блистательную партию. Одним из первых ухажёров герцогини де Монпансье был принц Уэльский, будущий король Англии Карл II, который тогда вынужден был находиться во Франции, пока его отец старался удержать власть в Англии. Однако Анна посчитала кандидатуру принца в изгнании не достаточно подходящей. У. Добсон. Портрет принца Уэльского. Ок. 1642 К тому же в мае 1646 она узнала что скончалась Мария Анна Испанская, сестра королевы Анны, оставив императора Фердинанда III вдовцом. Тогда ей пришла в голову идея стать императрицей, выйдя за него замуж. Однако дело со сватовством не продвигалось, и в конце выяснилось, что император собирается жениться не на ней, а на эрцгерцогине Тирольской. Анна была обижена на придворных, когда узнала что они скрывали от нее истинное положение дел. Анна Мария Луиза не оставляла мысли об удачном браке. Она решила выйти замуж за своего кузена Людовика XIV, который был на десяток лет моложе её. Но её надеждам не суждено было сбыться, герцогиня прониклась идеями Фронды. Как и её отец, она встала на сторону фрондёров, чему немало способствовала неприязнь к кардиналу Мазарини, которого она считала виновным в неудавшимся браке. Во Фронде принцев Анна присоединилась к силам Великого Конде. Её действия во время вооруженных стычек в Париже были очень решительными. Она не только номинально командовала одной из армий на стороне принцев, но и лично участвовала в военных действиях. 2 июля 1652 герцогиня спасла принца Конде и его людей, стреляя из пушек по королевским войскам и контролируя ворота в город. В конце 1652 года, когда королевa-регентшa Аннa Австрийская и Мазарини востановили власть, Анна вместе с другими фрондёрами была выслана из столицы. Антуан Номпар де Комон, герцог де Лозен, маркиз де Пюйгилем. Только в 1657 году, получив прощение короля, она вновь появилась при дворе. Мадемуазель была все еще не замужем, но свататься к ней никто не спешил, ввиду её бунтарского прошлого. Да и первая молодость принцессы уже прошла. Ей было почти сорок, когда ее внимание привлек Антуан Номпар де Комон, герцог де Лозен. В 1670, Мадемуазель торжественно потребовала разрешение короля жениться на Лозене. Людовик понимал что нельзя допустить свадьбу кузины с любым из принцев, так как внушительное приданное и статус Анны сделают жениха слишком влиятельным. Поэтому он разрешил ей вступить в брак с рядовым дворянином. Однако не все при дворе были согласны с решением короля. По неизвестной причине через год, в декабре 1671, последовал арест Лозена, следующие десять лет он провел в Пинероло, и Анна изо всех сил старалась освободить его оттуда. Десять лет спустя герцог был освобожден после того как Анна согласилась отдать свои владения внебрачному сыну короля Луи Огюсту, герцогу Мэнскому. Пожилые любовники (в 1681, когда Лозен был выпущен, ему было почти пятьдесят, а Анне было пятьдесят четыре) тайно обвенчались. Но герцог презрительно относился к жене, и после нескольких случаев явного неуважения Анна Мария Луиза порвала с ним все отношения и отказалась видеть его даже на ее смертном одре. Последние годы Герцогиня жила в течение нескольких лет в Люксембургском дворце, где она умерла 3 апреля 1693. Анна Мария Луиза была похоронена в аббатстве Сен-Дени; её могила, как и многие другие была разграблена во время Великой французской революции. Сердце герцогини было передано на хранение в церковь Валь-де-Грас. С. Бурдон. Портрет Христины Шведской. 1653. Мадрид, Прадо Мемуары В последние годы жизни она писала мемуары, которые начала когда была в немилости тридцатью годами ранее. Её воспоминания (впервые опубликованные в 1729 году) имеют большую литературную и историческую ценность, несмотря на то что они эгоцентричны и чрезвычайно отрывочны. Автор воспоминаний уделяет внимание не столько историческим событиям, сколько живописным эпизодам из собственной жизни. Мемуары позволяют представить себе знаменитостей XVII века - Людовика XIV, Анну Австрийскую, Гастона Орлеанского, принца Конде, Генриетту Английскую - в их домашнем, бытовом обличье. Портрет знаменитой королевы Христины Шведской, посетившей Францию в 1656 году, представляет большой интерес для историка костюма: "На ней была юбка из серой шёлковой ткани с золотыми и серебряными кружевами, камлотовое полукафтанье огненного цвета с кружевами того же цвета, что и юбка, и маленькая косичка - золотая, серебряная и чёрная; также на юбке был завязанный платок из генуэзского кружева с бантом огненного цвета: светлый парик, а сзади кольцо, как носят женщины; шляпа с чёрными перьями, которую она держала в руках." (Пер. В.Д. Алташиной) В своих мемуарах мадемуазель де Монпансье довольно успешно смешивает разные жанры - дневник, роман, новелла, комедия, фарс. Герцогиня де Монпансье. Копия с портрета Ж. Нокре. Фрагмент Титулы Анна с рождения имела титул Мадемуазель, который носили незамужние внучки, племянницы и двоюродные сестры короля. Её отец, герцог Орлеанский, носил титул Месье, а впоследствии когда на трон взошел Людовик XIV, Гастон стал именоваться Великий Месье чтобы отличать его от племянника, брата Людовика XIV Филиппа Анжуйского, который получил титул Малого Месье. Вслед за отцом Анна также прибавила к титулу приставку Великая (Гранд) (фр. La grande Mademoiselle), именно под этим именем она известна в романах Дюма. Анна унаследовала от матери владения и титулы, вот некоторые из них: Герцогиня де Монпансье, Сен-Фарго, Шатлельро, Бопрео; Принцесса де Домб, Люк, ля Рош-сюр-Ион, Жуанвиль; Дофина д'Овернь; Маркиза де Мезиер; Графиня д'Э, Форез, Мортен, Бар сюр Сен; Виконтесса д'Ож, Бресс, Домфрон; Баронесса де Божоле, Монтегю ан Комбрай, Мирбо, Рош-ан-Ренье, Тьер ан Овернь. Интересные факты Её именем названы леденцы Монпансье (часто искаж. монпасье). Мемуары на фр. Здесь.

Марсель: Неистовая амазонка http://valeryanna.livejournal.com/34955.html?thread=56203

МАКСимка: Знаю, что Монпасье писала мемуары. Они переведены на русский? Кто-нибудь был с ними знаком?


графиня де Мей: МАКСимка пишет: Знаю, что Монпасье писала мемуары. Они переведены на русский? Кто-нибудь был с ними знаком? В Петербурге в ноябре встречала в книжном магазине некий том под названием "Эпоха Луи 14". Автора не запомнила, к сожалению. Полистала и не нашла ничего особенно интересного, кроме отрывков из мемуаров де Монпансье, относящихся к 60-м годам 17 века. Полностью мемуары на русском никогда не видела, и, похоже, их просто нет. Читала на французском, на сайте Национальной французской библиотеки. Могу дать ссылку. Но все на французском, естественно. http://gallica2.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k67030t.r=les+memoires+de+mlle+de+Montpensier.langFR Там можно поменять язык на английский. Есть еще испанский вариант. Но русского нет. Увы.

МАКСимка: графиня де Мей пишет: В Петербурге в ноябре встречала в книжном магазине некий том под названием "Эпоха Луи 14". Да вы что!!!! Это же биографический очерк Александра Дюма!!! Очень познавательная и интересная книга. Дюма рассматривает многие аспекты жизни 17 века, в том числе и события фронды очень подробно. графиня де Мей пишет: Могу дать ссылку. Но все на французском, естественно Жалко, но всё равно спасибо.

графиня де Мей: МАКСимка пишет: Да вы что!!!! Это же биографический очерк Александра Дюма!!! Очень познавательная и интересная книга. Дюма рассматривает многие аспекты жизни 17 века, в том числе и события фронды очень подробно. Я прекрасно знаю книгу А.Дюма "Луи 14 и его эпоха". Обращаю ваше внимание, что книга в Питере называлась "Эпоха Луи 14". Это абсолютно другое произведение, не имеющее ничего общего с произведением Дюма. Это была компеляция уже прочтенных мною различных статей и материалов по 17 веку. Если вы помните, то в книге "Луи 14 и его эпоха" не было мемуаров Монпансье, относящихся к 60-м годам.

МАКСимка: графиня де Мей пишет: Обращаю ваше внимание, что книга в Питере называлась "Эпоха Луи 14". Книга Дюма существует в двух вариациях перевода названий : "Луи 14 и его эпоха" и "Эпоха Луи 14"! Я встречал оба перевода, именно поэтому я удивился. Значит появилась третья книжка. графиня де Мей пишет: Если вы помните, то в книге "Луи 14 и его эпоха" не было мемуаров Монпансье, относящихся к 60-м годам Да, не было.

графиня де Мей: МАКСимка пишет: Значит появилась третья книжка. Значит, появилась. Но мне она не глянулась - повторение пройденного.

МАКСимка:

Ришелье: НУ И СТРАШИЛИЩЕ ЭТА ГЕРЦОГИНЯ!!!!!!!

графиня де Мей: Ну нет, я с вами не совсем согласна. Посмотрите ее ранние портреты. А потом, никто герцогиню суперкрасавицей и не называл.

МАКСимка: Ришелье пишет: НУ И СТРАШИЛИЩЕ ЭТА ГЕРЦОГИНЯ!!!!!!! Ну это ваше мнение. Но во-первых, портретам не надо верить, а во-вторых, она из без красоты Великая женщина.

графиня де Мей: МАКСимка пишет: ...она из без красоты Великая женщина. Да, не каждая бы осмелилась стрелять в короля из пушек!

Татьяна: МАКСимка пишет: портретам не надо верить, а во-вторых, она из без красоты Великая женщина. Натура и внешность две большие разницы. При всей своей великости ( по натуре), она действительна была некрасива. Как же не верить портретам? Чему тогда верить? А ведь художники, как известно модель приукрашивали. Тем более такую. графиня де Мей пишет: никто герцогиню суперкрасавицей и не называл. Ee и просто красавицей никто не называл.

МАКСимка: Татьяна пишет: При всей своей великости ( по натуре), она действительна была некрасива. Некрасива и стращилище - две разные вещи. Татьяна пишет: Как же не верить портретам? Чему тогда верить? Каждый, посмотрев на портрет того времени, всегда видет только то, что ему хочется. Зачастую кажется, что на пяти портретах одного человека изображены совершенно разные люди. Обратите внимание на эти две гравюры- ведь на них абсолютно разные люди. Форма носа, губы, глаза - отличия существенные.

Татьяна: МАКСимка пишет: Обратите внимание на эти две гравюры- ведь на них абсолютно разные люди. А из подписи явствует, что это одно и тоже лицо. И ни на одном портрете нет красавицы. Остались словесные описания Великой Мадемуазель. Высокого роста ( ее называли гренадер), с большим носом, с рябым лицом. Все это не признаки красавицы. Да в конце-то концов, ну, не была красива, ну и ладно. МАКСимка пишет: Каждый, посмотрев на портрет того времени, всегда видет только то, что ему хочется. Наверное, не то, что хочется, а то, что видится. И не только глядя на портреты так происходит. В наше время одна девушка кому-то очень нравится, а кого-то оставляет равнодушным.

графиня де Мей: Татьяна пишет: При всей своей великости ( по натуре) А за что бы вы назвали Мадмуазель Великой?

графиня де Мей: Татьяна пишет: За то, что она первая из женщин совершала не женские поступки, руководя войском и т.д. С этим можно поспорить. Особенно с руководством войска. Жанна д`Арк - да, бесспорно, руководила. Но Монпансье... Татьяна пишет: За то, что захотела замуж за низшего и вышла, несмотря на запрет короля. Такие примеры история тоже знает. Но если говорить о жизни м-ль де Монпансье, то "великости" как раз в ней было маловато.

графиня де Мей: Герцогиня де Монпансье собрала войска на собственные средства в 1652 году, это действительно так. Но ее командование было только номинальным. Это исторический факт. Приказ стрелять из пушек со стен Бастилии - да, отдавала она. Но, в отличие от Жанны д`Арк, мадмуазель де Монпансье лично во главе войска не скакала, участие в сражениях не принимала.

МАКСимка: Великая Мадмуазель в образе покровительницы искусств. Она держит портрет отца - Гастона Орлеанского



полная версия страницы