Форум » Эпоха последних Валуа » Фаворитки последних Валуа- Аньес Сорель, Анна д`Этамп, Франсуаза де Шатобриан и другие » Ответить

Фаворитки последних Валуа- Аньес Сорель, Анна д`Этамп, Франсуаза де Шатобриан и другие

графиня де Мей: Фаворитки последних Валуа- Аньес Сорель, Анна д`Этамп, Франсуаза де Шатобриан и другие Про Диану де Пуатье тема отдельная: http://richelieu.forum24.ru/?1-16-0-00000015-000-0-0-1265571455

Ответов - 20

графиня де Мей: Анна де Писслё, герцогиня д'Этамп (фр. Anne de Pisseleu, duchesse d'Etampes; 1508 — около 1576) — фаворитка Франциска I. Она была фрейлиной матери Франциска I, Луизы Савойской, когда король ее впервые увидел, вернувшись из плена в Испании. Красота Анны де Писслё была далеко не единственным достоинством этой новой фаворитки Франциска I, и ее блестящий ум равно способствовал закреплению победы над сердцем и плотью монарха, а покровительство литературе и искусствам сделали ее вскоре «Прекраснейшей из ученых и Ученейшей из прекрасных». Франциск I выдал ее замуж за Жана де Бросс, вернув ему при этом имения, конфискованные у его отца, выступавшего на стороне герцога де Бурбон. Впоследствии король посвятил его в рыцари, назначил губернатором Бретани и подарил герцогство д’Этамп. В свою очередь, Анна позаботилась об улучшении положения своих близких: трое ее братьев получили епископства, двое сестер - богатые аббатства, а прочие породнились с наиболее знатными домами королевства. Она имела на короля большое влияние до самой его смерти. Королева Элеонора была в полном пренебрежении; Анна занимала первенствующее положение при дворе. Франциск часто советовался с ней даже о государственных делах, чем она пользовалась для того, чтобы обеспечить хорошими местами своих родственников. В конце царствования Франциска она враждовала с Дианой де Пуатье, фавориткой наследника престола. Боясь за свою судьбу в случае смерти короля, она вступила в тайные сношения с Карлом V, чтобы заранее обеспечить себе приют в его владениях, и даже открывала ему планы Франциска I. Действительно, после смерти отца Генрих II удалил ее из Парижа, отобрав предварительно для Дианы де Пуатье бриллианты, подаренные ей Франциском. Этамп дожила до глубокой старости. Еще при Франциске она покровительствовала приверженцам реформации. Во время религиозных войн она брала под свое покровительство гугенотов.

графиня де Мей: Франсуаза де Шатобриан, дочь Жана де Фуа, виконта де Лотрек, родилась около 1475 года и совсем юной была выдана замуж за Жана де Лаваль-Монморанси, синьора де Шатобриан. Граф де Шатобриан, ревнивый и мрачный, прилагал все усилия к тому, чтобы скрывать от посторонних глаз юную жену, слухи о красоте которой из глуши Бретани достигли Парижа. Заинтригованный услышанным, Франциск I пожелал увидеть таинственную графиню. Тем не менее, графу в течение долгого времени удавалось уклоняться от выполнения требования короля. Несмотря на то, что граф писал жене письма с настойчивыми предложениями срочно явиться ко двору и делал это точно под диктовку тех, у кого были все основания сомневаться в его искренности, графиня не появлялась. Объяснялось же это тем, что граф велел изготовить два одинаковых перстня причудливой формы, один из которых он оставил у себя, а другой передал жене с условием, что она явится ко двору только в случае получения второго перстня. Однако свой секрет граф хранил весьма плохо. Подкупленный камердинер графа помог раздобыть перстень, с которого была сделана третья, совершенно точная копия, которая и отправилась вместе с письмом Шатобриана к графине в Бретань. Таким образом, юная красавица прибыла ко двору. Увидев, что его предали, ревнивый муж тотчас же покинул двор, оставив жену, нашедшую утешение в развлечениях, опьяненную властью над сердцем короля и гордостью обладания им в качестве любовника. После битвы при Павии графиня имела неосторожность испортить отношения с могущественной матерью короля, Луизой Савойской, и опрометчиво решила вернуться к мужу в надежде на то, что ей без труда удастся вымолить его прощение. Граф принял ее, отказавшись видеть, а затем заточил в своем замке, в комнате, затянутой черной тканью. У Франсуазы не оставалось иного утешения, кроме ее семилетней дочери, с которой она виделась во время совместной трапезы. Смерть ребенка вскоре оборвала последние узы, связывающие супругов друг с другом. Вскоре стало известно о гибели мадам де Шатобриан, и ходили упорные слухи, что Франсуаза была убита.

графиня де Мей: Аньес Сорель - В 1444 году в круг придворных дам королевы государь ввел свою фаворитку Аньес Сорель. Девушке было 22, Карлу VII же 41. Он познакомился с ней в бытность её придворной дамой у Изабеллы Лотарингской, супруги Рене Анжуйского. О происхождении Аньес Сорель почти ничего не известно. Ее отец, Жан Соре, был советником графа Клермона, а мать, Катерина де Меньелай, владелицей поместья де Верней. В возрасте 15-ти лет Аннес поступила на службу в качестве фрейлины при дворе Изабеллы Лотаргинской, королевы Сицилии. Целых 5 лет молодая красавица влавствовала над королем. Он подарил ей сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом другие владения, в частности замок Иссуден в Берри и владении Вернон в Нормандии. Её братья тоже имели отношение к королевскому дому. Двое из них состояли в штате резиденции короля, двое других служили в королевской гвардии. Аньес занимала не второстепенное место: вопреки этикету ей прислуживали, как принцессе, и она вела воистину королевский образ жизни. Она владела драгоценностями редкой красоты. После её смерти король выкупил их за значительную сумму - 20600 экю (около 100 кг чистого золота). Её наряды были великолепны, а шлейфы платьев - длиннее, чем у любой другой дамы королевства. Она считалась одной из лучших клиенток крупного негоцианта и королевского казначея Жака Кёра. Он поставлял ей мех куницы, шелка с Востока, золтканые материи из Египта. Желая блистать не только нарядами, но и красотой, Аньес обнажала грудь и плечи. Из-за неё мода сделалась ещё более расточительной, и это возмущало архиепископа Жана Жувенеля дез Юрсена. Обращаясь к королю, он приводил факты безрассудных трат на шлейфы и гребни, золотые цепочки, драгоценные камни и наряды, называя это роскошью дурного тона, которой подражают мещанки. Чтобы наряжать дам, сетовал прелат, король увеличил сеньорам выплаты из податей, собираемых с бедняков. Бог покарает за такое, ведь женщина тем красивее, чем менее разряжена. А те, кто носит высокие прически и шлейфы, - настоящие ослицы, выкрашенные на продажу! Напрасно красавица Аньес растратила целое состояние на милостыни и подаяния нищим и церквам, в ней видели лишь алчную королевскую любовницу; её упрекали в том, что из-за неё король покинул беременную королеву, дабы блистать в турнирах. Постепенно фаворитка начала играть политическую роль. Помимо Жака Кёра её влиятельным другом стал Этьен Шевалье, который в 1445 году был отправлен послом в Англию. Он заказал Жану Фуке Часослов, который хранится теперь в Шантийи: там изображены придворные и Аньес. Она же послужила художнику моделью его "Мадонны с младенцем". Французский художник XV века представил ее как царицу небесную с роскошной короной, украшенной жемчугами и драгоценными камнями на голове, на золотом троне, который поддерживают ангелы. «Модной куклой» назвал ее известный нидерландский ученый Й. Хeизинга. Она, действительно, одета по последней тогдашней моде, в платье с очень узкой талией и глубоким вырезом, обнажающим одну грудь. Волосы модно зачесаны наверх и гладко выбриты на лбу и висках. Самого Шевалье художник запечатлел коленопреклоненным на левой створке вместе с его святым покровителем. Апофеозом Аньес стало её водворение в королевской резиденции в Лоше. Попытавшийся вступиться за королеву дофин Людовик был грубо изгнан отцом. Фаворитка участвовала во всех церемониях и пиршествах. Король выделил Аньес особый замок и двух камердинеров. Но ей не удалось этим воспользоваться: по дороге к своему возлюбленному, отправившемуся воевать в Нормандию, она умерла в возрасте 28 лет, незадолго до этого пережив преждевременные роды. Аньес родила королю трех дочерей: Марию, Шарлотту и Жанну. Вот что писал летописец Жан Шартье: «После родов Аньес беспокоило расстройство желудка, которое продолжалось в течение длительного времени. Во время болезни она постоянно каялась в своих грехах. Часто вспоминала о Марии Магдалине, совершившей высший плотский грех, но раскаявшейся в нем и попросившей милости у Всевышнего. <...> Аньес становилось все хуже и хуже, она жалела, что ее жизнь так коротка и недолговечна». Долгое время считалось, что причиной смерти была дизентерия, но уже в наши дни была произведена эксгумация тела Аньеc. Проведенные ученым исследования показали, что причиной смерти молодой женщины стало опасное вещество - ртуть. Он широко применялся в средние века алхимиками и рассматривался как один из наиболее надежных ядов, не оставляющий видимых следов. Среди возможных организаторов ее убийства называли сына Карла - будущего короля Людовика XI. После окончания научных работ, останки Аньес Сорель были захоронены в знаменитом королевском замке Лош, расположенном в долине реки Луары.


графиня де Мей: Прекрасная Коризанда Диана д’Андуэн (графиня де Граммон) - возлюбленная короля Генриха IV, за красоту свою прозванная Прекрасной Коризандой. Единственная дочь виконта Лувиньи. В войне против Лиги предоставила в распоряжение Генриха все свое громадное состояние. Король хотел даже развестись с женой, чтобы жениться на Диане, но его отговорили от этого шага. В легионе фавориток Генриха IV особое место занимает Прекрасная Коризанда, графиня де Грамон, которую один из ее современников осыпал такими восторженными похвалами, каких не расточал блаженной памяти Боссюэт в своих панегириках над гробами королев и принцесс. Она, по словам панегириста, заслуживает не только внимания, но и похвал истории: кроме красоты и ума, она была мужественна и бескорыстна. Так какие же достоинства имела Прекрасная Коризанда, в девицах Диана д’Андуэн, виконтесса де Лувиньи? В тринадцать лет она вышла замуж за Филибера Грамона де Гиша, сенешаля беарнского. Король Наваррский Генрих IV познакомился с супругами в первый год своего пребывания в Гюйэнне в 1576 году, посетив графа, верного и преданного слугу покойной Жанны д’Альбре. Генрих влюбился в Диану с первого взгляда, но, как говорят записки современников, она была верной женой и ответила взаимностью королю только после смерти мужа в 1580 году. Впрочем, на сей счет существовало и другое мнение. Еще до вдовства Диана, пустив в ход свои чары, ловко окрутила короля Наваррского, при этом он дал возлюбленной письменное обязательство, подписанное кровью, жениться на ней и предлагал признать ее сына от герцога Грамона - Антония. Придет время, и Генрих будет оплакивать своего собственного сына, рожденного Дианой и умершего в раннем детстве. Один из современников в своих записках замечал, что фаворитка имела над королем неограниченную власть и в праздничные дни «ходила в церковь со своим сыном от Генриха в сопровождении пажа, пуделя и шута...» Диана в отсутствие королевы разыгрывала роль почтенной матери семейства, и Генрих был весьма эффектен в роли отца, хотя и побочного, но любимого не менее законного. Генриха с Дианой сблизила, как это не покажется странным, кровавая вражда между католиками и гугенотами, названная историками войной трех Генрихов. Это столкновение было следствием интриг Маргариты Валуа, мстившей Генриху III за нанесенную ей обиду. Прекрасная Коризанда помогала своему возлюбленному словом и делом, советом и деньгами, закладывала для покупки лошадей и формирования войск свои драгоценности и владения. В свою очередь Генрих Наваррский решил вознаградить фаворитку, сочетаясь с ней законным браком, разумеется, после развода с Маргаритой Валуа. В марте 1586 года, отразив нападение маршала Матиньона от стен Кастеля, Генрих захватил у него несколько знамен и привез эти трофеи Диане, чтобы в ее объятиях отдохнуть на лаврах. После кровопролитной битвы при Кутрасе 20 октября 1586 года король Наваррский, вместо того, чтобы развить успех, снова поспешил с захваченными знаменами к Прекрасной Коризанде, дабы насладиться ее ласками. Для Генриха любовные интриги стали делом жизни, а война - развлечением. Примерно через два года после смерти Франциска, герцога Алансонского (10 июня 1584 года), Генрих, ставший наследником французского престола, твердо решил жениться на Коризанде, оправдываясь тем, что ему известны имена по меньшей мере тридцати государей, женившихся на женщинах ниже их по происхождению. Однако д’Обинье возразил королю и перечислил причины, по которым этот брак лучше было отложить: Генрих Бурбон, король Наварры, наследник короны французской и покровитель церквей должен заботиться о чести своей фамилии, соблюдать интересы короны, быть примером строгого соблюдения закона и уставов церкви и, наконец, смерть герцога Алансонского приблизила его к трону французскому, поэтому вряд ли стоит останавливаться на половине пути. Д’Обинье поддержал Тюренн, пытавшийся отвлечь короля от женитьбы военными проблемами. Генрих в конце концов решил отложить женитьбу на Диане де Грамон на два года. Письма короля к Прекрасной Коризанде свидетельствуют о том, что у него не было от фаворитки никаких секретов. Он сообщал ей о воинских подвигах и политических замыслах, опасениях и надеждах, о настоящем и будущем... В этих письмах лавры и тернии переплетены с благоухающими розами любовной поэзии, которые тем удивительнее встретить в Генрихе, что отношение его к Коризанде было грубо чувственным... В письмах своих Генрих, будто влюбленный юноша, пытался умилить свою возлюбленную тирадами о смерти, ему угрожавшей, о своих душевных и телесных страданиях, пытаясь вызвать у Коризанды горячее сочувствие. Ну и, разумеется, мужчина, стремясь угодить любовнице, ругал свою законную жену. Генрих в письмах к Диане де Грамон называл Маргариту пьяницей, выражал желание свернуть ей шею, молил Бога о скорейшей ее смерти: «Жду не дождусь часа, когда удавят эту наваррскую королеву. Если бы протянула ноги она, как и ее маменька, я бы воспел благодарственную молитву» (17 января 1589 года). Король также уверял фаворитку: «Верность моя безукоризненна... Не сомневайтесь в моей верности - она, если только это возможно, усиливается... Люблю Вас и до гроба буду вам верен... Не сомневайтесь в верном вашем рабе – он никогда не изменит...» Впрочем, эти клятвы не мешали ему наслаждаться ласками других женщин. Начало охлаждения короля Наваррского к Прекрасной Коризанде совпало со временем его восшествия на французский престол в 1589 году. Коризанда была обожаема Генрихом-наследником престола, но была брошена Генрихом-королем. Охлаждение к ней Генриха началось после смерти их сына. Угасли в сердце короля родительские чувства. В своих письмах он без церемоний осуждает намерение сестры вступить в морганатический брак. Намек довольно грубый, разбивший мечты Коризанды о браке с Генрихом IV. Король просил любовницу помочь избавить сестру Катерину от любви к графу Суасонскому и устроить ее брак с королем Шотландским. Но графиня де Грамон помогла влюбленным. Катерина дала письменное обещание выйти за графа Суасонского и вышла бы за него, если бы министр Пальма Кайе не расстроил этой интриги. Точно таким же документом связанный с Коризандой, Генрих IV просил своего верного Сюлли добыть у фаворитки позорный документ, - нет, не подписку, данную Коризанде, а письменное обязательство сестры, данное графу Суасонскому. Сообразительный Сюлли добыл оба документа, чем спас короля от больших неприятностей. Освобожденный «раб» вздохнул свободнее и счел себя вправе в марте 1591 года оборвать переписку с Прекрасной Коризандой выговором за умыслы поссорить его с сестрой: «Не ожидал я этого от вас, а потому и вынужден сказать Вам, что я никогда не прощу тем, которые вздумают ссорить меня с моей сестрой». Фаворитка умерла в 1620 году, покинутая всеми.

графиня де Мей: Фаворитки Людовика XI Людовик XI, немало претерпевший в своей время от присутствия Агнессы Сорель при его отце, слишком опасался женщин и их влияния на политику, чтобы позволить одной из них "утвердиться" при дворе. У короля было немалое число любовниц, на один день, или, если угодно, на одну ночь. В Пикардии, где он сражался с герцогом Бургундским, в деревеньке под названием Жигон, к его ногам бросилась с мольбами плачущая женщина: "Ваши солдаты убили моего мужа", — рыдала она. Король взглянул на вдову, и лицо ее показалось ему прекрасным. Он велел ей явиться к королевскому двору, заверив, что прикажет расправиться с виновными, как только его войско остановится где-нибудь на привал. Через несколько дней с герцогом Бургундским было заключено перемирие, и король возвратился в Париж, прихватив с собой жигонскую красавицу, которую вскоре все стали звать Жигон и засыпали таким количеством подарков, что она забыла о понесенной утрате. Красавица не осталась неблагодарной и сумела выразить королю свою признательность. Жигон родила Людовику XI дочь. Впрочем, эта очаровательная особа недолго оставалась при дворе. У Людовика XI было множество других "милых подруг". Имена некоторых из них дошли до нас: Гожетт Дюран, Катрин Де Саламнит, Югетт дю Жаклин из Дижона, жена мсье Жана Лебона из Манта, Фелис Роньяр, мужу которой король подарил поместье, а также Катрин Восель, та самая, что упомянута Франсуа Вийоном в его "Большом Завещании". Маргарита де Сассенаж пробыла фавориткой короля дольше прочих и родила ему двух дочерей, Жанну и Мари, которых после Людовик Одиннадцатый успешно выдал замуж: первую за адмирала Франции, бастарда Людовика Бурбонского, вторую за Эмара де Пуатье, сеньора де Сен-Валье. Жанну Карл VIII даже назвал своей сестрой. Маргарита де Сассенаж соблазнила Людовика своими прекрасными ножками. Однажды утром она явилась туда, где проезжал королевский кортеж. Притворившись, что потеряла подвязку, она приподняла подол платья и стала прилаживать вместо подвязки ленту. Совершенно случайно обнажившееся при этом бедро позволило наблюдать столь безупречную линию изгиба, что Людовик пришел в смятение и выразил вполне естественное желание увидеть чуть больше. Два часа спустя срочно затребованная во дворец красавица стала любовницей монарха. Их связь длилась два года. Впервые в своей жизни Людовик выглядел влюбленным. Увы, придворный астролог предсказал близкую смерть прекрасной Маргариты, и через неделю молодая женщины была сражена какой-то неведомой болезнью.

МАКСимка: Портреты Анны д`Этамп : Анна д`Этамп, автор Франсуа Клуэ Портрет Анны Д'Этамп Портрет Анны кисти Корнеля де Лиона

графиня де Мей: Вероника Франко (итал. Veronica Franco, 1546, Венеция — 22 июля 1591, там же) — венецианская куртизанка и поэтесса эпохи Возрождения. Дочь куртизанки Паолы Фракассы и Франческо Франко, и сама cortigiana onesta, то есть «достойная куртизанка», подруга высокопоставленных людей, живущая открытой, публичной жизнью, происходила из семьи венецианских граждан. Её семья входила в профессиональную касту, cittadini originari, которая составляла венецианскую правительственную бюрократию и религиозные братства. Её отец был купцом и имел собственный герб. Была единственной дочерью в семье с тремя братьями. Её интеллектуальная жизнь началась с совместного обучения вместе с ними у частных преподавателей. Из сохранившихся записей известно, что к 18 годам она недолго побывала замужем за доктором Паоло Паницца, после чего рассталась с ним, вернув себе приданое. Судя по завещанию, датированному 10 августа 1564 года, она уехала от него, еще будучи беременной. Возможно, отцом был Джакомо де Бабалли ди Рагуса, хотя сама Вероника была неуверенна в этом. Всего у нее будет 6 детей, 3 из которых умрут в младенчестве. Отцом одного из них будет венецианский аристократ Андреа Трон, а другого — Джакомо ди Бабалли, состоятельный купец из Рагусы (Дубровник). Уже в 1565, не достигнув и двадцати лет, она была включена в «Il Catalogo di tutte le principale et più honorate cortigiane di Venezia» (Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции). Являлась «чтимой куртизанкой» (cortigiana onesta) — то есть принадлежала к элитарной категории. Согласно этому перечню, она жила на Кампо Санта Мария Формоса вместе с матерью. С 1570-х гг. стала участницей литературного салона Доменико Веньера, бывшего венецианского сенатора и советчика многих женщин-литераторов, включая Туллию д’Арагон и Модерату Фонте. Веньер обеспечил её материальный достаток, а также купил ей большое собрание книг, которое стало предметом зависти интеллектуалов города. К 1570-м годам она входила в наиболее престижные литературные круги города, участвуя в дискуссиях, ее сочинения входят в антологии поэзии. Жила богато, играла на лютне и спинете, разбиралась в литературе Древней Греции и Рима, общалась с мыслителями, поэтами, художниками и политиками. Его посещали Челио Маньо, Бернардо Тассо, Спероне Сперони. Среди ее возлюбленных был король Генрих III, который путешествуя из Польши во Францию в июле 1574 года заехал в Венецию. Королю её имя назвал патриций Андреа Трон, один из 40 джентльменов в венецианском эскорте Генриха и отец её ребенка. Затем Вероника пошлет королю свой портрет, два сонета и письмо, где она сравнит его с Юпитером. Мишель Монтень упоминает её в своем «Дневнике путешествия по Италии 1580-81 гг.», указывая, что ее портрет написал Якопо Тинторетто (хотя какой это именно портрет, до сих пор не установлено, сохранившееся полотно атрибутируют его менее знаменитому родственнику Доменико Тинторетто), и что она выразила к Монтеню свое почтение, прислав экземпляр своих «Писем». В 1575 году, во время эпидемии чумы, была вынуждена покинуть Венецию, её дом и богатства были разграблены, что она обнаружила, вернувшись через два года в 1577 году. К тому времени на плечах Вероники была забота не только о её детях, но и об осиротевших племянниках. 8 октября 1580 года ей пришлось защищаться от обвинений Инквизиции в колдовстве и ереси, будто бы практиковавшемся в её доме. Обвинения были выдвинуты по навету Ридольфо Ваннителли, наставника её сына. «Согласно документам, она блестяще себя защищала на венецианском диалекте, с большой страстностью и уверенностью в своей правоте, которые поразили присутствующих настолько, что обвинение было снято». В свою очередь Вероника упомянула, что данный Ридольфо Ваннителли воровал из её дома. Но репутация её была повреждена, и с этого момента её успехи идут на спад. Её верный покровитель и друг Доменико Веньер умер в 1582 году. Как предполагают некоторые исследователи, к этому времени Вероника «встала на хороший путь». Ее считают автором двух анонимных и неподписанных документов, где городскому совету предлагается создать дома для бедных женщин. По некоторым свидетельствам, умерла в бедности. По другим данным, документы свидетельствуют, что хотя она была не так процветающа в поздние годы, как в юности, но, тем не менее, не бедствовала. Налоговые декларации 1582 года свидетельствуют, что она жила в части города вблизи церкви Сан Самуэле, где обитало много обездоленных проституток. Литературную деятельность прекратила. Скончалась в возрасте 45 лет после 20 дней в горячке, причины которой не ясны. Существует версия, что последние годы она провела в покаянии.

Тараканий ус: Франсуаза де Шатобриан и Жан де Лаваль-Монморанси, синьор де Шатобриан являются дальними родственниками Франсуа Рене де Шатобриану(родился и похоронен в Saint-Malo)?

графиня де Мей: Тараканий ус пишет: Франсуаза де Шатобриан и Жан де Лаваль-Монморанси, синьор де Шатобриан являются дальними родственниками Франсуа Рене де Шатобриану Вероятно. Не уверена на 100%, но мне это кажется возможным.

МАКСимка: Аньес Сорель: Возлюбленная короля Карла VII. В 1431 году была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Своей красотой очаровала короля. От Карла VII имела троих дочерей. С ее именем связывают освобождение Франции от англичан. Карл VII не мог пройти мимо этой фрейлины, королевы Сицилии. Она была так прекрасна, "что он страстно желал ее возбудить и думал, что его мечты могли осуществиться лишь во сне. Очарованный, он с восторгом созерцал ее пепельного цвета волосы, ее голубые глаза, ее совершенный нос, ее очаровательный рот, ее обнаженную грудь. Наконец Карл спросил ее имя. "Я дочь Жана Соре, а зовут меня Агнесса Сорель", - ответила фрейлина. Король молча поднялся в свои апартаменты. Казалось, никогда в жизни он не был так влюблен. Еще бы ему не влюбиться, ведь эта женщина пленяла всех встречавшихся мужчин. "Это была самая молодая и самая прекрасная среди всех женщин мира", - восклицал Жан Шартье. "Да, безусловно, это была одна из самых красивых женщин, которых я когда-либо видел", - вторил ему Оливье де Ла Марш. "Она, по правде говоря, была самой красивой среди современных ей молодых женщин", - разделял их мнение и автор Мартинийской летописи. Наконец Пий II тоже не мог удержаться от того, чтобы не сказать: "У нее было самое красивое лицо, какое только можно себе представить". И эти слова, сказанные самим папой римским, вряд ли стоит раценивать только как комплимент... Почти ничего не известно о происхождении Агнессы Сорель. А то, что известно, может быть изложено в трех фразах: ее отец, Жан Соре, был советником графа Клермона; ее мать, Катерина де Меньелай, была владелицей поместья де Верней. Тетя Агнессы, когда девочке исполнилось пятнадцать лет, пристроила ее фрейлиной при дворе Изабеллы Лотарингской, королевы Сицилии и жены короля Рене. Точно неизвестно, где и когда появилась на свет самая красивая женщина XV века. Ибо, если летописец из любезности и сообщил, что Агнесса родилась в Фроманто, то забыл уточнить, о каком из двух городов идет речь - Фроманто в Пикардии или Фроманто в Турени... Историки сходятся в том, что ей было 22 года, когда ее впервые увидел Карл VII. Можно также утверждать наверняка, что Агнесса была "так красива и очаровательна, как никакая другая королева..." Итак, своей красотой она поразила Карла VII, и монарх поднялся к себе в состоянии, близком к экстазу. Ему казалось, будто он попал в рай. Однако не только Карл VII пленился красотой Агнессы, в чем он вскоре мог сам убедиться. В тот же вечер король попытался заявить о своих чувствах Агнессе, но молодая девушка убежала с испуганным видом, что только распалило в короле желание. В течение нескольких дней его вздувшиеся вены на висках служили предметом разговоров при королевском дворе. Но однажды утром наблюдательные придворные заметили, что у короля обычный вид, и все поняли: красавица Агнесса уже не проводила ночи в одиночестве. Через несколько месяцев о их любовной связи знал весь двор. Одна королева находилась в неведении. Но однажды вечером Мария Анжуйская встретила фаворитку короля, прогуливавшуюся по одному из коридоров дворца с обнаженной грудью. Это дало королеве пищу для размышлений. И Мария Анжуйская установила за королем наблюдение. Король был очень осторожен. Летописец Жан Шартье сообщал, что "никто никогда не видел Агнессу, целующейся с королем..." Хотя никто не сомневался, что между ними существовали тайные интимные отношения, ибо в 1445 году Агнесса почувствовала, что беременна: В день, когда должен появиться на свет младенец, королева, заметив самодовольную улыбку на лице короля, больше не сомневалась в его измене. Королева встретилась со своей матерью и поделилась своими переживаниями. Иоланда Анжуйская была благорозумна. Она понимала, что ее дочь, чьи внешние данные и интеллектуальные способности были весьма посредственны, не могла соперничать с умной и красивой Агнессой. Кроме того, она понимала, что, если потребовать от Карла VII прогнать фаворитку, он все равно будет иметь любовниц. Поэтому Иоланда Анжуйская посоветовала дочери смириться с существующим положением дел. Добрая и снисходительная королева послушалась совета и попыталась наладить дружеские отношения с любовницей. Они даже вместе гуляли, слушали музыку, а за обедом вели светскую беседу, что очень радовало Карла VII, для которого не было большего удовольствия, чем видеть полное согласие, царившее вокруг: В течение нескольких лет король, судя по отзыву папы Пия II, "не мог прожить и часа без своей прекрасной подруги" и был больше озабочен оттачиванием своего любовного мастерства, чем ведением государственных дел. В 1448 году Франция была обременена чрезмерными налогами, а Агнесса Сорель имела к этому времени троих детей. Карл VII решил пожаловать дворянством мать своих внебрачных детей. Эта прекрасная идея явилась самой высшей признательностью, которой король мог удостоить очаровательную фаворитку. Недалеко от Парижа, на опушке Венсенского леса, на холме, возвышавшемся над излучиной Марны, у Карла был маленький замок, предназначенный для библиотеки. Эта местность называлась Боте-сюр-Марн (в переводе - "красота на Марне), и король подарил это имение Агнессе. Она получила титул Дамы де Боте. В то же время заговорили об экстравагантных нарядах, изобретенных самой фавориткой. Агнесса, отказавшись от просторных туник, скрывавших формы, стала одевать длинные платья, плотно облегавшие тело. Кроме того, она придумала декольте, которое шокировало королеву Марию. Стыдливо спрятав одну грудь, она изящно обнажала другую. Эта новая мода возмутила большинство придворных дам, не решившихся последовать примеру Агнессы. Возможно, именно эти несчастные женщины с не очень красивыми формами груди заставили нескольких именитых граждан опротестовать фантазии фаворитки в области одежды. Канцлер Жувеналь Дезюрсен, бывший в их числе, возмущенно писал: "Как же король в своей собственной резиденции терпит, чтобы ходили в одежде с глубоким вырезом, из-за которого можно видеть женские груди и соски. И как же в его апартаментах, а также в апартаментах королевы и их детей мучаются многие мужчины и женщины, находящиеся в атмосфере разврата, грехов и порочных связей. Ношение такой одежды неуместно и заслуживает наказания". Если учитывать, что Жувеналь Дезюрсен и Шастелен, боясь за свое положение в обществе, старались выражаться очень мягко об Агнессе, можно себе представить, как о фаворитке Карла VII отзывался простой народ. Однако эти упреки и даже оскорбления, дойдя до ушей Агнессы, ее не рассердили, а только сильно опечалили. Фаворитка хотела понять, почему народ, чье мнение она обычно игнорировала, ее презирал и ненавидел. И она вдруг узнала, в какой глубокой нищете живут простые французы, в то время как двор купался в роскоши. Агнесса решила напомнить королю о его долге и обязанностях. С этой целью она использовала некую хитрость, о чем сообщил Брантом в своей книге "Жизнь галантных дам": "Увидев, что сердце короля занято лишь любовью к ней и он совсем не интересуется делами королевства, Агнесса сказала ему: "Когда я была маленькой, астролог предсказал мне, что в меня влюбится один из самых храбрых и мужественных королей. Когда мы встретились, я думала, что Вы и есть тот самый храбрый король: Но, похоже, я ошиблась: Вы слишком изнежены и почти не занимаетесь делами вашего бедного королевства. Мне кажется, что этот мужественный король не Вы, а английский король, который создает такие сильные армии и захватывает у Вас такие прекрасные города. Прощайте! Я отправляюсь к нему, видимо, о нем говорил мне астролог". Эти слова пронзили короля прямо в сердце, он даже заплакал. Карл VII забросил охоту, сады, забыл о развлечениях, собрал всю свою силу и мужество, что позволило ему быстро выдворить англичан из своего королевства. Действительно, через некоторое время после этой беседы Карл VII при помощи своих знаменитых указов реорганизовал войска и в 1449 году, нарушив перемирие с Англией, вновь начал военные действия. Король, движимый любовью к Агнессе, за несколько месяцев положил конец Столетней войне, вернув все захваченные земли Франции. Агнесса, называвшая его раньше насмешливо Карлом Безразличным, стала его величать Карлом Победителем. Увы! Судьба распорядилась так, что фаворитке не довелось увидеть венца своих усилий. Когда шли сражения, она внезапно скончалась при обстоятельствах весьма загадочных. Шли последние бои. Король в свободные минуты прогуливался по саду. Агнесса в это время носила четвертого ребенка и король мечтал о мальчике. Конечно, у него был законный сын от Марии, но он хотел мальчика именно от Агнессы. Это было желание влюбленного мужчины. Вдруг к нему подбежал монах и сказал, что Агнессу привезли в карете в очень тяжелом состоянии. Король бросился к карете и увидел ее в страшном виде. Он был взбешен тем, что она в таком состоянии предприняла такое опасное путешествие. "Это безумие, - воскликнул Карл VII, - приехать сюда в таком состоянии!" - "Мне надо было срочно вас увидеть, - тихо ответила Агнесса, - никто, кроме меня, не мог вам сказать то, о чем вы должны знать". Король очень удивился ее словам. Он проводил Агнессу в спальню, и она в изнеможении опустилась на постель. Карл, не дав ей передохнуть и минуты, встал у изголовья ее кровати. И Агнесса поведала ему о том, что "некоторые из его поданных хотели его предать и выдать англичанам:" Монарх не поверил ей. Несмотря на усталость, Агнесса с трудом продолжала говорить. Она рассказала королю все до мельчайших подробностей о готовившемся заговоре и о заговорщика, о намерениях которых ей стало случайно известно. "Я приехала вас спасти", - сказала она. Был ли заговор? Возможно. Но враги короля, узнав о том, что Агнесса проникла в их тайну, сочли разумным не предпринимать никаких действий: Успокоенная тем, что успела сообщить королю о грозившей ему опасности, фаворитка уснула. Ее сон был недолгим: у нее начались первые родовые схватки, и она, застонав, начала метаться в постели: Карл VII перевез ее в усадьбу в Меснил-су-Жюмьеж, в загородный дом, построенный для отдыха аббатов. Здесь на следующий день появилась на свет девочка, которой через полгода суждено было умереть. Летописец Жан Шартье повествует: "После родов Агнессу беспокоило расстройство желудка, которое продолжалось в течение длительного времени. Во время этой болезни она постоянно каялась в своих грехах. Часто вспоминала о Марии Магдалине, совершившей высший плотский грех, но раскаявшейся в нем и попросившей милости у всевышнего и Девы Марии. И, как истинная католичка, Агнесса проводила целые часы за чтением молитв. Она высказывала все свои желания и составила завещание, где назвала людей, которым хотела бы помочь, оставив сумму в шестьдесят тысяч экю, полагающуюся за все их труды. Агнесса становилась все хуже и хуже, она жалела, что ее жизнь так коротка". Наконец она попросила своего исповедника отца Дени отпустить ей грехи, и 9 февраля 1450 года, в шесть часов вечера, Агнесса Сорель, красавица из красавиц, скончалась.

МАКСимка: Аньес Сорель: Аньес - Дева Мария, художник Ж.Фуке, около 1450 года Витраж в замке Лош

МАКСимка: Нагробие Аньес в Лоше Портрет работы Ж.Фуке Рисунок Ж.Фуке

МАКСимка: В ноябре 2004 г. в г.Лош (Франция) группа ученых исследовала останки Агнессы Сорель, любовницы короля Карла VII (1403-1461). При его имени вспоминаются времена подвигов Жанны Д’Арк, сделавшей этого человека королем и преданной им. Агнесса Сорель умерла в 1450 г. в возрасте около 25 лет. Ее биологический возраст определен по костным останкам в пределах 23-27 лет (точная дата рождения затерялась где-то между 1422 и 1426 г.). Захоронению этой женщины не повезло - оно было потревожено во время революционных событий . С той поры останки “Прекрасной дамы” (так называли ее современники) хранились в большом глиняном кувшине в могиле, находившейся в храме Notr Dame de Loches. Вскрытие погребения учеными состоялось в присутствии ее потомков. Останки исследовали 22 специалиста в 18 научных лабораториях и институтах Франции. Череп Агнессы Сорель сохранился с незначительными утратами. Сделанная по нему объемная реконструкция лица подтвердила реалистичность скульптурного изображения этой женщины на надгробии и на нескольких прижизненных живописных портретах. Интересные наблюдения сделаны при изучении зубов, по которым определили число беременностей Агнессы Сорель. Она рожала в 18, 19 и 20 лет, и все три ее дочери были признаны королем Карлом. В момент смерти “Прекрасная дама” была на седьмом месяце беременности. При токсикологическом исследовании волос (сохранились и брови) было выявлено значительное содержание в них ртути. Это дало французским журналистам повод поднять вопрос об отравлении любовницы короля Карла, тем более, что его наследник дофин Людовик (будущий король Людовик XI) ненавидел эту женщину. Однако однозначного ответа на этот вопрос нет, так как Агнесса могла принимать ртутные препараты для лечения. Она, как выяснили паразитологи, страдала от аскарид, кроме того, соли ртути в средневековой Франции использовали в качестве средства для облегчения родов. И все же вполне возможно, что причиной смерти в столь молодом возрасте стала острая интоксикация организма (преднамеренное отравление). Информация об этом дала повод к появлению в газетах Франции статей под заголовками: “Любовница Карла VII отравлена ртутью” (“Lе journal du Dimanche”) и “Причина смерти Агнессы Сорель… Преступление или несчастный случай?” (“Le Monde”). На состоявшейся в апреле 2005 г. в г.Лош научной конференции главное место занимали данные исследований захоронения Агнессы Сорель. Тезисы представленных на ней докладов составили сборник интересных материалов об изучении ряда средневековых (и не только) пoгpeбeний

графиня де Мей: Агнесса Сорель поражала своих современников изобилием и дерзостью туалетов, их роскошью и разнообразием. Она завела моду на обнаженную грудь и эксцентрически длинные шлейфы, вызывая порой осуждение строгих блюстителей нравственности, которые сожалели и о больших издержках короля, и о ее легкомыслии. Хронист Жорж Шателен сообщает: «Она носила шлейфы, на целую треть превосходившие по длине шлейфы принцесс этого королевского дома, а головные уборы ее были в полтора раза выше допустимого, платья же — непомерно дороги. День и ночь она посвящала суетности». А Жан Жувенель писал, что, закрывая лицо вуалью, «она придумала разрезы на платье, сквозь которые видны соски или вся грудь». Агнессе Сорель принадлежали драгоценности на сумму двадцать тысяч шестьсот экю золотом. Из книги "Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей"

МАКСимка: Франсуаза де Фуа, графиня де Шатобриан, фаворитка Франциска I: Франциск и Франсуаза де Фуа. Автор Фрагонар Франсуаза де Шатобриан, автор Жан Клуэ И ещё есть такой маленький портрет Франсуазы: (может кто найдёт больше)

Loreley: click here песни посвященные Франсуазе де Фуа

Elodith: Жак Кёр и Аньес http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b20000797/f143.item

МАКСимка: Посмертная мраморная маска Аньес Сорель, которая находится в отеле Лалльман в Бурже:

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Посмертная мраморная маска Аньес Сорель Значит, портреты были похожи. Видно также, что она скончалась молодой. Как сказал папа Пий II: «У нее было самое красивое лицо, какое только можно себе представить». Was Agnès Sorel, the first official royal mistress of France, poisoned? Интересная статья. Учёные, исследуя останки Агнессы, пытались выяснить, была ли она отравлена, как предполагали современники. 28-летняя фаворитка короля скончалась во время четвёртой беременности. Её волосы и фрагменты кожи были подвергнуты современным анализам. Действительно, была найдена ртуть, но была ли она подмешана женщине убийцей или попала в организм несчастной вместе с медикаментами? Ведь организм её, как выяснилось, был засорён яйцами глист, а в те времена их изгоняли очистительными препаратами на основе ртути. Ядовитый металл также присутствовал в косметике, и злоупотребляя ей, можно было накопить смертельную дозу. Также эти показатели могли быть следствием мумификации либо загрязнения мумии.

Amie du cardinal:



полная версия страницы