Форум » Деятельность Ришелье » Кардинал и Сорбонна. Гробница » Ответить

Кардинал и Сорбонна. Гробница

МАКСимка: Давайте в этой теме собирать информацию о деятельности Ришелье, направленную на обновление, модернизацию и благоустройство знаменитого университета. Здесь можно размещать информацию о Сорбонне до и после кардинала.

Ответов - 159, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Мадлен Витри: 9 октября 1201 г. родился Робер де Сорбон, французский богослов, основатель колледжа Maison de Sorbonne в Париже. Робер де Сорбон родился 9 октября 1201 г. в маленьком селении Сорбоне на Северо-Востоке Франции, расположенном на территории, которая ныне входит в департамент Арденны. Вступив на путь священнослужителя, он отправился учиться в Реймс, а затем и в Париж. Известный своим благочестием и красноречием, он снискал покровительство Роберта Храброго, графа д'Артуа и его брата, короля Франции Людовика IX, известного под именем Людовика Святого. Около 1251 г. Робер стал каноником в Камбре, после чего перебрался в Париж, где получил место каноника и духовника короля (1258). Первые ученики появились у Робера около 1253 г., а в 1257 в возрасте 56 лет он основал Сорбоннский дом (Maison de Sorbonne), колледж в Париже, изначальное предназначение которого сводилось к тому, чтобы предоставить кров двум десяткам бедных студентов, обучавшихся богословию. Для того чтобы понять, какое место занимал Сорбоннский дом в Парижском университете XIII столетия, надо сказать два слова об устройстве средневекового университета. Как и было принято в то время, университет был довольно сложно структурированным сообществом профессуры и студентов, мало похожим на Российские университеты в любой из периодов их истории, не говоря уже о сегодняшнем дне. Прежде всего, следует вспомнить, что университетом в те времена называли не столько учреждение, сколько корпорацию. Universitas Magisterorum et Scholarum - нечто вроде цеха или гильдии учащих и учащихся, проживавших в одном городе. Эти учащие и учащиеся были связаны друг с другом множеством связей, входя в разного рода объединения: факультеты, нации и колледжи, о которых теперь и пойдет речь. В университете выделялся подготовительный факультет искусств, выпускники которого могли далее продолжать обучение на «высших факультетах». Название факультета было связано с тем, что обучение строилось вокруг так называемых «семи свободных искусств»: риторики, грамматики и логики, составлявших «тривиум», или самые начальные знания, и более сложных, математических искусств: арифметики, геометрии, астрономии и музыки, составлявших «квадривиум». Высших факультетов было три: богословский, юридический и медицинский. Во многом эта система с неспециализированным подготовительным факультетом и специализированными профессиональными, предвосхищала современные идеи разделения бакалавриата и магистратуры. Впрочем, надо заметить, что наш современный российский бакалавриат отличается чрезмерной специализацией, унаследованной от сверхспециализированной, рассчитанной на государственную мудрость распределения, советской системы образования. Факультет искусств средневековых университетов, как и приготовительные философские факультеты университетов Нового времени до начала XIX столетия были лишены столь узкой специализации. Помимо деления по факультетам, которые, скорее, отражали организацию учебного процесса, в Парижском университете существовали и другие, более ощутимые корпоративные объединения. Студенты приготовительного факультета искусств объединялись в «нации»: Французскую, Нормандскую, Пикардийскую и Английскую (позже переименованную в Германскую). Во главе каждой из наций стоял префект, а во главе всего факультета искусств - ректор, избираемый префектами. Сначала ректора сменялись довольно часто (каждые шесть недель), но постепенно срок ректорства был увеличен до одного - трех лет. Третьим измерением университетской жизни, наряду с факультетами и нациями, были колледжи, устроенные как пансионы для совместного проживания преподавателей и студентов. По замыслу Робера де Сорбона, его колледж должен был предоставить кров и пропитание профессорам, желавшим преподавать, не взимая платы за обучение, и студентам. И профессора и студенты колледжа должны были в целом следовать правилам монастырского общежития, за исключением принятия обетов. Колледжем управляла профессорская община, бесхитростное устройство которой было описано в начертанных самим Робером правилах. Во главе колледжа стоял провизор, который отвечал за обустройство новых членов, избранных общиной, и утверждал статуты, принятые ею. Все остальные члены общины (socii), доктора и бакалавры, делились на бурсариев и пенсионариев. К пенсионариям относились те, кто мог внести в общественную кассу сорок парижских фунтов за свое проживание в колледже. Бурсарии жили за общественный счет, что обходилось колледжу примерно в ту же сумму, но получить такой статус могли только те, у кого годовой доход не превышал сорока фунтов. Члены общины избирали из своих рядов приора (первого среди равных), который управлял внутренними делами Сорбоннского дома. На должность приора могли избирать как докторов, так и бакалавров, но поскольку бакалавров было больше, они занимали эту должность чаще. Членом общины мог стать любой бакалавр или доктор, который прочел курс философии. Помимо членов общины в доме жили и гости (hospites), преимущественно студенты, которые были равны членам общины практически во всем, кроме права голоса при выборах приора и в прочих делах, касавшихся внутренней жизни дома. Обучение продолжалось десять лет, по крайней мере, столько длился срок, в течение которого студента содержали за счет общины. Если по истечении десяти лет он не показывал надлежащих успехов в преподавании или в искусстве проповеди, место объявлялось вакантным. Дела колледжа шли хорошо. Поскольку обучение было бесплатным, благосостояние колледжа всецело зависело от меценатов, которые жертвовали средства в казну колледжа (как сказали бы сейчас, эндаумент). Быстро, за счет многочисленных дарений, пополнялась и библиотека колледжа, также основанная Робером де Сорбоном. Среди покровителей молодого колледжа был сам король Людовик, поддерживавший начинание своего духовника. Церковь также была благосклонна к Сорбонне. В 1259 г. Папа Александр IV предписал всем французским еспископам поддержать создаваемый в Париже колледж, в 1262 г. Урбан IV уже рекомендовал его всему христианскому миру, а уже в 1268 г. Клемент IV выдал грамоту, дававшую право на присвоение ученых степеней. Колледж быстро снискал себе популярность среди студентов. Робер де Сорбон исполнял обязанности канцлера университета, учил и проповедовал в коллежде до своей смерти, последовавшей 15 августа 1274 г. Незадолго до смерти, в 1271 г. он создал «маленькую Сорбонну» для самых юных учеников. Постепенно в Сорбонне собрались почти все преподаватели богословия Парижского университета, в связи с чем уже с начала XVI столетия понятия «Сорбонна» и «Богословский факультет» стали практически синонимичны. Суровость экзаменов на ученую степень, которые устраивали выпускникам в Сорбонне, вошла в поговорку. В течение столетий Сорбонна доминировала в Парижском университете, став одним из культурных центров столицы Франции и всего образованного мира. В 1470 г. профессора Сорбонны пригласили во Францию первых мастеров печатного дела, которые и основали первую французскую типографию. Сорбонна неизменно пользовалась высочайшим покровительством. Среди ее патронов и благодетелей видное место занимал кардинал Ришелье (1585-1642), известный всем по «Трем мушкетерам» Дюма. Роман, а в еще большей мере киноадаптации, способствовали созданию образа Ришелье-злодея и интригана. Справедливости ради, следует отметить, что уже во второй части трилогии Ришелье при всех сравнениях выигрывает у своего преемника, Мазарини, но экранизации «Двадцати лет спустя» можно пересчитать по пальцам и в них эта тема более чем второстепенна. Вместе с тем, во Франции Ришелье пользуется заслуженной популярностью как решительный политик, стремившийся к укреплению центральной светской власти и преодолению междоусобиц, и покровитель искусств. Среди деяний на этом поприще достаточно вспомнить вклад Ришелье в устройство Французской академии, которая благодаря ему получила королевский патент (1635) и превратилась из приватного кружка литераторов в верховный орган государства по вопросам литературы, реформы языка и составления словаря. С 1622 г., еще до того, как стать всесильным первым министром, Ришелье занимал пост провизора Сорбонны. При нем, в 1627 г., была начата реконструкция зданий колледжа, а в 1635 г. был заложен первый камень в основание новой часовни, в которой ныне покоится прах Ришелье. Его портрет смотрит и на посетителей Интернет-сайта Сорбонны. Как и многие другие, колледж был закрыт во время Французской революции. Декрет от 5 апреля 1792 г. прекратил более чем пятисотлетнюю историю этого великого учреждения. Наполеон вновь восстановил Сорбоннский колледж в годы Первой империи в 1808 г., после чего он был окончательно закрыт в 1882 г. Здания Сорбонны находятся в так называемом Латинском квартале, на левом, южном, берегу Сены, почти в самом центре города. В них расположены центральные учреждения университета, в том числе офис ректора всех тринадцати университетов Парижа. Имени суждено было пережить своего носителя. Так же как в XVI веке название Сорбонна распространилось на весь философский факультет, в XX веке оно, по крайней мере в разговорной речи, постепенно распространилось на весь университет в целом. Сейчас имя Сорбонны официально носят три из тринадцати Парижских университетов (I, III и IV). А все начиналось с малого. С необходимости предоставить кров двум десяткам бедных студентов, и энергичного богослова, добравшегося до Парижа из маленького пикардийского селения.

Марсель: Под другим углом.

Kseniya-queen: Статуя в часовне Сорбонны: Статуя в одной из ниш Большой аудитории Сорбонны: Так же статуя из Сорбонны (поправьте, если ошибаюсь):


Kseniya-queen: Серия гравюр Ш.-Л.Симонно (1645-1728), изображающая надгробие на могиле кардианала Ришелье работы Ф.Жирардона (1628-1715): И план гробницы:

Мария Терезия: Сорбонна (фр. Sorbonne) — ряд университетов во Франции, один из крупнейших университетских центров мира. Расположены в Париже и центральном регионе страны — Иль-де-Франс. История Сорбонны начинается с 1215 г., когда несколько церковных школ объединились в Парижский университет. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Уже в 13 в. университет стал одним из крупнейших в Европе. В 1257 г. теолог Робер де Сорбон, духовник короля Людовика IX Святого, основал в Париже богословский коллеж для детей из бедных семей. Вначале это учебное заведение было рассчитано на 16 учащихся, по 4 от каждой из наций, имевших более всего представителей среди парижских студентов (французы, немцы, англичане и итальянцы). Но вскоре появилась возможность определить комплект в 36 учащихся. Не прошло и 50 лет, как известность коллежа затмила многие богословские заведения Европы. В 1554 г. коллеж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета. Курс обучения был 10-летний, и на последнем экзамене студент подвергался с 6 часов утра до 6 часов вечера нападению 20 диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишён отдыха и не имел права за все 12 часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание становился доктором Сорбонны (docteur en Sorbonne) и увенчивался особой чёрной шапочкой. Репутация Сорбонны настолько возросла, что вскоре её руководители заявили, что титул доктора они будут давать только одному члену каждого из монашеских орденов. В 17 в. название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет. Охраняя догматы, Сорбонна столь же ревностно охраняла суеверия средних веков, вроде веры в колдовство и чёрную магию. Когда Жанна д'Арк попала в руки англичан и герцог Бедфорд выдвинул против неё обвинение в сношениях с нечистой силой, Сорбонна писала похвалы глубокомыслию и проницательности этого следователя, а когда Жанну сожгли — отслужила благодарственное молебствие. В эпоху реформации С. представляла собой вначале умеренное, невоинствующее крыло европейского католицизма, то есть наиболее непопулярное в те времена течение. Она печатала в своих типографиях, кроме святых книг, ещё латинских авторов и некоторые произведения итальянских писателей (книгопечатание появилось во Франции в 1469 г. также под покровительством Сорбонны). Тенденции Сорбонны явно высказались, когда парижский парламент раньше, чем зарегистрировать указ Генриха Валуа о допущении иезуитского ордена во Францию, обратился за советом к Сорбонне. Сорбонисты ответили, что они считают иезуитов опасными плутами и негодяями, а орден их скопищем злодеев. Папа велел сжечь публично этот отзыв, но никого, однако, из сорбонистов инквизиция не привлекла к ответственности. На парламент отзыв Сорбонны подействовал весьма мало: иезуитам было позволено устраиваться во Франции, но только без оглашения своего имени. В 1542 г. парижская Сорбонна выхлопотала себе у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие списки Сорбонна и опубликовала в 1544, 1547, 1551 и 1656 гг. Вскоре, однако, Сорбонна попала в руки Гизов и католиков. Это произошло в связи с тем, что Танкэрель, один из способнейших учеников Сорбонны, написал трактат, в котором некоторыми новыми аргументами пытался обосновать теорию Григория VII, Иннокентия III и Бонифация VIII о праве пап низвергать и возводить на трон светских властителей. Трактат появился в год закрытия тридентского собора — в 1563 г. На автора посыпались обвинения. Прокурор парламента по настоянию королевского канцлера потребовал у Сорбонны осуждения книги, но декан сорбонских докторов отвечал, что вопрос это сложный и о нём можно много спорить за и против. Тогда последовало тяжёлое унижение для гордого учреждения: сорбонистов заставили угрозами публично покаяться и извиниться в присутствии председателя, прокурора и 2-х членов парламента. С этих пор лозунгом Сорбонны становится месть династии Валуа. Сорбонна сближается с Гизами и, по необходимости, со всей ультракатолической партией. Она громит Генриха III, радуется его изгнанию из Парижа, проклинает и объявляет его низложенным с престола, когда он осаждает Париж. Когда убили Генриха III, Сорбонна убеждает парижан сопротивляться наварскому королю до последней капли крови и первая открыто ставит кандидатуру Филиппа Испанского. «Бог не простит Франции, если она королём своим сделает ренегата», — повторяли сорбонисты даже в последние дни осады. Когда Генрих IV воцарился, он не мстил Сорбонне, но заботился лишь о том, чтобы впредь она не играла активную роль. В следующем веке Ришельё не только лишил Сорбонну всякой тени политического влияния, но даже вмешивался в чисто религиозные и научно-богословские функции сорбонистов, которые с яростью отстаивали последние остатки своей независимости. Декарт подвергся самому полному и решительному осуждению Сорбонны; любопытно, что с её стороны он был осуждён почти слово в слово теми же выражениями, как и со стороны своего протестантского критика, голландского пастора Воета, непримиримого врага Сорбонны и сорбонистов. Вольтер, Дидро и энциклопедисты также осуждены Сорбонной, но, как это ни странно, несколько менее сурово, чем автор «Discours de la méthode». К янсенистскому движению Сорбонна отнеслась милостиво, может быть, вследствие вражды Пор-Рояля к иезуитам, которых Сорбонна продолжала ненавидеть. Сорбонна была в XVIII в. богатым учреждением, делами которого управлял «провизор» с четырьмя докторами, выбранными из своей среды всеми членами. Финансами заведовали специальные чиновники, назначаемые провизором. В 1790 г. Сорбонна, как богословская школа, перестала существовать. В 1808 г. декретом Наполеона её здания отданы в распоряжение Университета города Парижа. В 1972 г. Сорбонна, или Университет Парижа, была реорганизована в 13 университетов, различающихся по направлениям обучения. Они относятся к 3 академиям Парижа и Иль-де-Франс. 4 из этих университетов находятся в основном в исторических зданиях Сорбонны, остальные — в других кварталах Парижа и его пригородах. Университеты Сорбонны имеют авторитет во всём мире.

Мария Терезия: Из книги Э. Леви: Ришелье также добился перестройки здания Сорбонны по проекту Лемерсье, который был представлен на суд ее членов 20 июня 1626 г. Не обошлось без протестов, но Ришелье предпринял недюжинные усилия, для того чтобы убедить членов в том, что их распорядок жизни и ежедневные удобства не будут нарушены. 30 июля 1626 г. от имени кардинала был подписан контракт, в котором подрядчик Жан Отисье подробно описывал будущее здание. Предполагаюсь, что оно будет стоить два миллиона ливров, и членов Сорбонны охватил внезапный энтузиазм по поводу этого строительства, когда 8 августа 1628 г. рядом, на противоположной стороне улицы Сен-Жак, был заложен фундамент иезуитского коллежа. Ришелье был стеснен в средствах в связи с осадой Ла-Рошели и необходимостью предоставлять ссуды королю. Те деньги, которые Ришелье удавалось раздобыть на этот проект, нужно было в первую очередь тратить на приобретение зданий, предназначенных к сносу и не учтенных в расчетах строителей. Вследствие этого строительство Сорбонны продвигалось медленно. Надзор за работами осуществлял справедливый и суровый Сюбле де Нуайе, интендант армии с 1636 г., автор военной и денежной реформ и великолепный администратор, который также взял ка себя ответственность за общественные здания. Первый камень в фундамент новой церкви, также построенной по проекту Лемерсье на территории, прилегающий к зданию Сорбонны, был заложен 15 мая 1635 г. В ней впоследствии будет находиться гробница Ришелье. В 1639 г. строительство церкви «сильно продвинулось», но вся территория, необходимая для ее возведения, была полностью готова только к марту 1642 г. 22 сентября 1642 г., за десять недель до своей смерти, Ришелье в письме к Сюбле выражал благодарность за расчистку развалин зданий, портивших вид из церкви, и освобождение места для площади. Его завещание предписывало предоставлять приоритет финансированию Сорбонны из тех двух третей его доходов, которыми должна была распоряжаться его племянница и наследница, герцогиня д'Эгийон, которая, как предполагалось, расплатится с его долгами и завершит начатые им проекты. Через шесть дней после смерти Ришелье, 10 декабря, его сердце и внутренние органы были перенесены в еще недостроенную церковь, а 13 декабря перед захоронением в гробнице там было выставлено его тело.

Amie du cardinal: Сорбонна в XVI веке

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Сорбонна в XVI веке Господи, какая поразительная разница с тем, что существует поныне. Получается, что кардинал практически полностью разрушил старую Сорбонну. Как, впрочем, и пишет Кнехт - 1626 год, начало разрушения старой Сорбонны. Первый камень был заложен в отсутствие Ришелье Франсуа д'Арле 18 марта 1627 года. К 1629 году закончилось строительство большого зала для диспутов, библиотеки и преподавательского жилья. А в марте 1634 года была заложена новая церковь, строительство которой Ришелье поручил Лемерсье.

Amie du cardinal: Огромное серое здание без особых украшений стоит в центре Парижа, в самом сердце Латинского квартала. Сорбонна больше напоминает казарму. Зато ее украшает всемирная слава. А здание смотрится скромно по особой причине. И на обломках самовластья К 29 годам скромный проповедник Робер из провинциального городка Сорбон уже приобрел некоторую известность в Париже. И все благодаря красноречию и образованности. Но славы ему было мало. Он хотел преподавать. Вот только где? В Париже к тому времени было несколько коллежей. Увы! Каждый находился под патронажем одного из двух монашеских орденов - доминиканцев или францисканцев. Бурые и черные вели постоянную и непримиримую войну друг с другом за привлечение паствы, а их учебные заведения напоминали идеологические курсы для десантников. Хотя учеба там была бесплатной, народ не спешил быть призванным под знамена воинствующих аскетов. Да и уровень преподавания был невысок: учителя набирались исключительно по протекции, и зачастую это были недалекие, косноязычные, малообразованные люди. В 1231 году Робер из Сорбона задумал открыть школу для бедных, почти богадельню. Вряд ли он думал тогда, что эта затея прославит его имя в веках, а школа для неимущих превратится в один из самых престижных университетов мира. Идея была новаторской: создать независимое от социальных и религиозных институтов учебное заведение, в котором профессора и студенты посвящали бы себя только науке. Управлять школой должен был Генеральный совет, обладающий правом назначать и смещать профессоров. Королю Людовику Святому идея понравилась, и он обещал Роберу де Сорбону покровительство. Но денег не дал. Создание Сорбонны чем-то напоминает историю российских бизнес-школ. Профессора сложились и на собственные средства открыли школу своей мечты. Первыми профессорами и инвесторами стали друзья Робера де Сорбона - свободомыслящие ученые и диссиденты от теологии Гильом Сант-Амур, Жерар Д'Аббевилль, Анри Гента, Гильом Де Грез, Oдo Дуэ, Кретьен Бовэ, Кретьен Реймс, Николя Брусок. Удивительно, как удалось католическому проповеднику зародить дух независимости, свободы и взаимоуважения, который витает под крышей Сорбонны до сих пор. Там никто ни с кем не борется. Каноник положил в основу организации своего коллежа идею демократического централизма, когда каждый принимает участие в дискуссии и выдвигает предложения, а окончательное решение принимает первое лицо - "супервайзер". В Сорбонне было образовано "Сообщество нуждающихся студентов-богословов", первый студенческий профсоюз. Теперь учащиеся могли не только активно овладевать знаниями, но и непосредственно участвовать в организации учебного процесса. Правда, обладая только совещательным голосом. Учились в Сорбонне десять лет и за это время так успевали сродниться с преподавателями, что становились одной большой шумной семьей. На стороне Сорбонны были короли, папы и аристократия. Александр IV (1259), Урбан IV (1262) и Клемент IV (1268) убеждали французских епископов поддерживать это учебное заведение ради благоденствия христианского мира, потому что выпускники Сорбонны составляли цвет французской образованности. Зато студентов не любили монахи, военные, ремесленники, бродяги. Поэтому школяры расхаживали вне университетских стен стайками по пятеро-десятеро. В Сорбонне были установлены правила, предписывавшие определенный стиль одежды и поведения, но они существовали больше на бумаге. Студенты вели такой бесшабашный образ жизни, что к канонику частенько являлись посыльные от ремесленных цехов с жалобами на оргии или жестокие проказы. То задиристому подмастерью расквасили нос, то разнесли лавку непорядочного торговца. Горожане студентов трогать боялись. Здание университета было обнесено неприступной стеной, защищавшей школяров от мести мещан. Сегодня за стену можно проникнуть свободно и толпы любопытных иностранных туристов толкаются среди мирных студентов. Теперь торговцы обожают студентов и особенно университет - ведь молодняк приносит немалый доход. Ажаны на входе крайне любезны. Сорбонна - местная достопримечательность. Она по-прежнему находится под патронажем верховной власти. Аристократия предпочитает учиться в бизнес-школах, а в прославленный университет стремятся в основном иностранцы и романтики. По стопам легендарных персонажей "Как пройти на факультет французского языка для иностранцев?" - спросит приезжий россиянин на входе в здание Сорбонны. "Идите в галерею Ришелье", - ответят ему. И молодой человек или девушка пойдут по длинному коридору, недаром названному именно так. Каждый камень этого здания - история. Один из них заложил лично кардинал Ришелье. Дюма представил Армана дю Плесси злобным консерватором, плетущим сети кровавых заговоров, ежечасно прибегающим к помощи доносчиков и убийц, а в Сорбонне кардинала помнят как благодетеля и графомана, мирно сочинявшего посредственные пьесы. Его преосвященство не только помогал университету, но и лично основал Французскую Академию. Ришелье находил атмосферу Сорбонны настолько приятной, что даже устроил себе кабинет в крыле здания и обрел вечный покой в часовне Сорбонны, где и сейчас почитатель собирателя Франции может уронить слезу на могиле великого человека. Аристократы, в том числе иностранные, сочли Сорбонну коллежем, единственно достойным учить благородных отпрысков. Вскоре на школу обрушился поток денежных пожертвований от богатых спонсоров и богатых учеников из разных стран. Это был один из первых европейских университетов в полном смысле латинского слова Universum (то есть "Вселенная"). Помните, "На французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете..." - переживал саксонский хлопец. В то время изучаемые предметы были действительно не из легких. Студентам полагалось свободно изъясняться на латыни уже ко второму курсу и знать наизусть Священное писание. В 1470 в Сорбонну были приглашены три партнера Гутенберга по печатному делу: Геринг, Фрибургер, и Кранц, после чего университет сделался не только издательством, но и центром обучения книгоиздателей. В университетских библиотеках Сорбонны хранится несколько миллионов томов, не только современных, но и старинных книг, рукописей, писем, карт. К XIV веку в Сорбонне было уже 40 самостоятельных коллежей. К XVI столетию слава Сорбонны начала блекнуть. Она переживала застой, выразившийся в усилении консерватизма и сопротивлении образовательным реформам. Все вернулось на круги своя - в руководстве опять сидели толстосумы, а детище Робера де Сорбона превращалось в подобие тех самых коллежей, с которыми Робер некогда начал яростную борьбу. Король Франциск в 1530 году постановил открыть в Сорбонне светские факультеты, но это не помогло. XVI и XVII века стали для Сорбонны (как, впрочем, и для всего королевства) периодом междоусобиц. Во время Великой Французской революции в смуте была поставлена кровавая точка: Сорбонну закрыли, а профессоров гильотинировали. По мнению Марата и Робеспьера, ученость вела к неравенству. А в XIX веке Наполеон вновь открыл Сорбонну, и туда влились свежие силы. За два века Сорбонна превратилась в тринадцать автономных учебных заведений с полусотней факультетов, мало связанных друг с другом организационно. Это самый популярный центр изучения французского языка и литературы. Здесь учат гуманитарным и общественным наукам, медицине, праву, экономике, техническим специальностям. И конечно, теологии, это дань традиции. Есть и еще одна традиция, весьма приятная для студентов. Стоит обучение в Сорбонне по-прежнему дешевле, чем в других учебных заведениях Франции, - от 500 до 4 тыс. FRF ($100-800) в год. А имя по-прежнему звучит громко. И все благодаря канонику Роберу из городишка Сорбон! Автор: Крюкова Елена Источник: Журнал "Обучение за рубежом" - 11, 2001г.

Amie du cardinal: Сорбонна неизменно пользовалась высочайшим покровительством. Среди ее патронов и благодетелей видное место занимал кардинал Ришелье (1585—1642), известный всем по «Трем мушкетерам» Дюма. Роман, а в еще большей мере киноадаптации, способствовали созданию образа Ришелье-злодея и интригана. Справедливости ради, следует отметить, что уже во второй части трилогии Ришелье при всех сравнениях выигрывает у своего преемника, Мазарини, но экранизации «Двадцати лет спустя» можно пересчитать по пальцам и в них эта тема более чем второстепенна. Вместе с тем, во Франции Ришелье пользуется заслуженной популярностью как решительный политик, стремившийся к укреплению центральной светской власти и преодолению междоусобиц, и покровитель искусств. Среди деяний на этом поприще достаточно вспомнить вклад Ришелье в устройство Французской академии, которая благодаря ему получила королевский патент (1635) и превратилась из приватного кружка литераторов в верховный орган государства по вопросам литературы, реформы языка и составления словаря. С 1622 г., еще до того, как стать всесильным первым министром, Ришелье занимал пост провизора Сорбонны. При нем, в 1627 г., была начата реконструкция зданий колледжа, а в 1635 г. был заложен первый камень в основание новой часовни, в которой ныне покоится прах Ришелье. Его портрет смотрит и на посетителей Интернет-сайта Сорбонны. (Алексей Куприянов Великое начинается с малого)

Amie du cardinal: Всемирно знаменита Сорбонская библиотека, открывшая свои двери для посетителей в 1770 году. Тогда в фонде библиотеки было около 20 тыс. книг. По тем времена огромная цифра. В наши дни в библиотеке насчитывается более 3 млн. книг, около половины которых - это книги на иностранных языках. Доступ к библиотеке с самого первого дня ее основания был открыт для любого посетителя.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Ришелье находил атмосферу Сорбонны настолько приятной, что даже устроил себе кабинет в крыле здания и обрел вечный покой в часовне Сорбонны, где и сейчас почитатель собирателя Франции может уронить слезу на могиле великого человека. Ага. Если бы. Какой год пытаюсь туда прорваться - пока безрезультатно. XVII век План часовни Пожар 1670-го года Сорбонна в первой половине XIX века:

МАКСимка:

Amie du cardinal: А вот фотография XIX века, показывающая, что именно захоронено в гробнице.

Amie du cardinal: Виртуальная экскурсия по часовне Сорбонны

Amie du cardinal: Орган часовни Сорбонны

Amie du cardinal: Так часовня Сорбонны выглядела 3 ноября 2007 года.

Amie du cardinal: Гробница Ришелье - интересный ракурс.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Виртуальная экскурсия по часовне Сорбонны Спасибо огромное. Наконец-то я увидел, как капелла выглядит внутри.

МАКСимка: Фотография мумицированной головы кардинала, которая была сделана в 1895 году при эксгумации. А вот пояснения:

Amie du cardinal: Кстати, в некоторых источниках указано, что там похоронен и последний герцог Ришелье. Интересно, это действительно так?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Кстати, в некоторых источниках указано, что там похоронен и последний герцог Ришелье. Интересно, это действительно так? Последний герцог Ришелье. Это какой? Который умер в 1952-м году?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Который умер в 1952-м году? Наверное, он. Что-то я пока не нашла ничего на этот счет.

Amie du cardinal: Композиционный центр архитектурного ансамбля Сорбонны – Капелла. Она построена по указу кардинала Ришелье в 1642 году архитектором Лемерсье, работавшим до того в Риме. В Париже он попытался придать своей небольшой постройке сходство с Собором Св. Петра. Росписи выполнены Филиппом Шампенем. Гробница Ришелье высечена из мрамора Жирардоном в 1694 году по рисунку Лебрена. В 1793 году якобинцы вскрыли могилу кардинала Ришелье, отрубили голову у трупа, захороненного почти за полтора столетия до того, и с неделю носили её на пике по всему Парижу. Мраморное же надгробие, основательно изуродованное, много лет находилось в Музее Памятников, и только в 1971 году было возвращено на своё место в капелле. Сорбонская капелла, где никаких служб со времён революции более не бывает, стала в наше время выставочным залом. (с сайта туристической компании "Обновление") Я нашла рисунок 19 века, показывающий гробницу кардинала, хранящуюся в музее, а не на "законном"месте - в часовне Сорбонны. Musée des Petits-Augustins. Monument du cardinal de Richelieu

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Виртуальная экскурсия по часовне Сорбонны Это здорово!!! Спасибо Вам!!!

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Спасибо огромное. Мария Терезия пишет: Спасибо Вам!!! Рада, что Вас заинтересовала эта экскурсия!

МАКСимка: Модели капеллы: Капелла в руинах. 1800-ый год: Капелла в 1900-м году:

МАКСимка: План часовни в Сорбонне частично объясняется необходимостью сделать два выхода. Однако Лемерсье подчеркивает центрированный характер сооружения, поместив купол в середине полностью симметричного ансамбля.

Amie du cardinal: Прочитала в книге Франсуазы Гильдехаймер: существовали ещё два проекта надгробных памятников Ришелье. В 1646 году скульптор Бертело должен был изваять мраморную статую кардинала. В 1650 году памятник был заказан Симону Гийену. Но увы...Что-то не срослось. И только в 1675 году, преодолевая сопротивление докторов Сорбонны, герцогиня д'Эгийон сговорилась с Франсуа Жирардоном. Напомню, что гробница появилась только в 1694 году.

МАКСимка: Сорбонна (Sorbonne) - коллеж, основанный Робером де Сорбоном в 1257 году, перерос в теологический факультет, где уже в XIV веке учились более 10 000 студентов. Людовик XI дал Сорбонне праздничный день Святого Карла (28 января), и студенты страшно веселились на своего Карла. К тому же университет пользовался экстерриториальностью — и судебные власти знали: если сгоряча повесить двух-трех уличенных в дебошах студентов, скандала по такому мелкому поводу не оберешься. На площади Сорбонны (place de la Sorbonne) не только парапет фонтана, но и каждый свободный уличный столбик засижен студенческой молодежью и заклеен листовками прогрессивного содержания. В кафе на площади собираются в перерывах между лекциями студенты и преподаватели. Рядом находится университетский книжный магазин PUF (Presses Universitaires de France). По площади можно выйти к церкви Сорбонны (Eglise Sainte-Ursule-de-la-Sorbonne), построенной при Ришелье. Кардинал присматривал за университетом с 1622 года и не пожалел собственных средств на строительство двух корпусов и церкви, которая одновременно должна была стать его фамильной усыпальницей. Церковь Сорбонны, посвященная святой Урсуле, выходит для простых прихожан на площадь, для своих — в знаменитый внутренний двор, стены которого истерты студенческими спинами. Соответственно, у нее два фасада — со стороны нефа и слева, со стороны трансепта. Внутрь, к сожалению, можно попасть только по случаю какой-нибудь устроенной там бессмысленной выставки современного искусства. Тогда идите и не сомневайтесь, потому что в пустой церкви стоит мраморное надгробие Ришелье работы архитектора Франсуа Жирардона. Под ним должен был ждать Страшного суда великий кардинал. Правда, суд последовал более скорый: революционные безумцы разграбили церковь, чтобы устроить в ней Храм разума. Могилу Ришелье спас Александр Ленуар, который увез ее в свой музей. Во время Великой французской революции Сорбонну закрыли. В 1806 году она снова начала принимать студентов, но уже на светские курсы и за пределами Латинского квартала. Нынешние здания, напоминающие казармы, появились в конце XIX века. После студенческих волнений 1968 года Сорбонну разделили на несколько различающихся по номерам университетов — Paris I, Paris II и т.д. Здесь прописан Paris IV.

Amie du cardinal: Магазин Сорбонны Magasin de l'université La Sorbonne à Paris МАКСимка, в следующий визит в Париж зайдете сюда?

Amie du cardinal: Часовня Сорбонны

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: в следующий визит в Париж зайдете сюда? Обязательно! В этот раз он, по-моему, был закрыт. Хотя всё же был выходной.

Amie du cardinal:

Amie du cardinal:

Amie du cardinal: Это помещение называется амфитеатр Ришелье. В нише статуя монсеньора, или я ошибаюсь? Большой формат

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: В нише статуя монсеньора, или я ошибаюсь? Нет, по-моему, статуя и правда кардинала. Помнят о нём в Сорбонне, помнят.

МАКСимка: 1793 год

МАКСимка: Часовня Сорбонны. Автор Виктор-Жан Николь Часовня Сорбонны внутри

Amie du cardinal: Пояснения к фото такие: между статуями Фомы Аквинского и Пьера Ломбара, в центре, герб Ришелье, поддерживаемый Истиной и Наукой.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: между статуями Фомы Аквинского и Пьера Ломбара, в центре, герб Ришелье, поддерживаемый Истиной и Наукой. Спасибо, теперь хоть буду знать, а то ведь не обращал внимание.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: а то ведь не обращал внимание. И я тоже.

МАКСимка: А статуи кого, интересно, находятся внизу в нишах и наверху по бокам?

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: наверху по бокам Я же написала. Пьер Ломбар (то есть Ломбардский) - схоластический богослов, родился около 1100 г. в Ломбардии, умер в 1164 г. Учился в Реймсе, преподавал в Париже, где в 1159 г. стал епископом. В своей книге "Sententiarum libri IV" ("Четыре книги сентенций". Нюрнберг, 1474) собрал мнения Отцов Церкви по разным вопросам богословия. Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ. Папа Лев XIII в энциклике Aеterni Patris (4 августа 1879) объявил его наиболее авторитетным католическим ученым.

МАКСимка: Amie du cardinal , я знаю, кто такие Пьер Ломбар и Фома Аквинский, но всё равно спасибо. Я имел ввиду две статуи внизу, в нишах, и статуи наверху по бокам, вне ниш. Поэтому я и разместил много фотографий, чтобы было видно.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Я имел ввиду две статуи внизу, в нишах, и статуи наверху по бокам, вне ниш. А, понятно... Будем узнавать.

Amie du cardinal: Оказывается, над гробницей Ришелье висит его кардинальская шапка, та самая, что получена в 1622 году. Часовня Сорбонны.

Amie du cardinal: Красивый ракурс! А нос, как сказано в примечании к фото, отбит во время революции, а потом вновь приклеен.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Оказывается, над гробницей Ришелье висит его кардинальская шапка, та самая, что получена в 1622 году. О Боже, огромное спасибо за фотографию! Вы только, правда, усиливаете моё желание туда попасть. А вдруг часовня опять будет закрыта?

Amie du cardinal: Купол часовни Сорбонны. Высота 50 метров.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: О Боже, огромное спасибо за фотографию! Право, Вы меня смущаете. А я и не знала, что шляпа сохранилась МАКСимка пишет: А вдруг часовня опять будет закрыта? Скорей всего. Видите что пишут :« La chapelle est aujourd'hui fermée au public en raison de son état de délabrement. Elle est en attente d'importants travaux de restauration. » Обветшала, дескать, не пущать никого...

Amie du cardinal: Общий вид часовни Сорбонны.

Amie du cardinal: Орган часовни Сорбонны.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Обветшала, дескать, не пущать никого... Вроде бы прошлым летом было написано на дверях капеллы, что в июне 2010 года реставрация должна завершиться. Только это, к сожалению, не гарантия того, что туда начнут пускать. Какие красивые фотографии Сорбонны внутри:

МАКСимка:

Amie du cardinal: Статуя Виктора Гюго во дворе Сорбонны как олицетворение литературы. Там же находится статуя Пастера как олицетворение науки.

Amie du cardinal: Гербы на часовне Сорбонны.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А статуи кого, интересно, находятся внизу в нишах Вот что пишут в Википедии:«Elle est ornée de quatre statues : dans le haut à gauche saint Thomas d'Aquin, à droite, Pierre Lombard ; plus bas , dans les niches, Bossuet à droite, Gerson à gauche.» То есть ниже, в нишах, Боссюэ и Жерсон (Jean de Charlier de Gerson). Герсон (Жерсон, Жан Шарлье из Жерсона, 14.12.1363, г. Жерсон, ныне депт. Арденны — 12.7.1429, Лион), богослов и церковный политик, в 1395 сменил своего учителя Пьера д'Айа на посту канцлера Парижского ун-та и носил этот титул всю жизнь. Во время Великой западной схизмы (1378—1417) жил во Фландрии, где был деканом капитула св. Донациана в Брюгге (1397—1417), позднее в Австрии (1418—1419), был в аббатстве Ратембург.

МАКСимка: Т.е. слева Боссюэ, справа - Жерсон, ага, спасибо Amie du cardinal! Интересно, когда все эти скульптуры были воздвигнуты? В XIX веке в послереволюционную реставрацию?

МАКСимка: Кстати, вот герб кардинала близко: И, если попадётся фотография Боссюэ поближе, буду очень благодарен!

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: если попадётся фотография Боссюэ поближе, Никак не могу найти изображение этой статуи крупным планом. Кстати, вычитала, что в XIX веке голову кардинала перезахоронили под бетонным покрытием, дабы уберечь останки от очередного осквернения.

Amie du cardinal: Св. Поль и Св. Жан Моисей со скрижалями и Илия.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Вот что пишут в Википедии:«Elle est ornée de quatre statues : dans le haut à gauche saint Thomas d'Aquin, à droite, Pierre Lombard ; plus bas , dans les niches, Bossuet à droite, Gerson à gauche.» То есть ниже, в нишах, Боссюэ и Жерсон (Jean de Charlier de Gerson). МАКСимка пишет: И, если попадётся фотография Боссюэ поближе, буду очень благодарен! Amie du cardinal пишет: Никак не могу найти изображение этой статуи крупным планом. Специально сфотографировал статую Боссюэ:

МАКСимка: Борис Носик в своей книге "Прогулки по Парижу" пишет: "Наивно было бы думать, что Великая революция обошла своим отеческим вниманием Сорбонну, отнюдь нет: 27 гробов с останками герцогов рода Ришелье были осквернены (откуда же столько?), а надгробье кардинала перенесено в музей, откуда вернулось на свое место лишь в 1871 году". Видимо, в Сорбонне были погребены и второй герцог Ришелье, и маршал, и "Дюк". "В крипте старинной часовни захоронены также двенадцать мучеников Сопротивления из Сорбонны и пять учеников лицей Бюффон, расстрелянных нацистами 8 февраля 1943 года. Именно в Сорбонне во время оккупации возникла одна из немногих группа французского Сопротивления".

МАКСимка: Внутренний двор Сорбонны и часовня:

Amie du cardinal: Как известно, Ришелье завещал реконструировать Сорбонну - выстроить там особняк и библиотеку Ришелье, а также завершить часовню, возвести новый коллеж и скупить близлежащие дома, чтобы снести их и разбить сад. Конкретные суммы не были указаны, поэтому после смерти Ришелье аппетиты господ из Сорбонны непомерно выросли. Ведь строить можно было по-разному, их же устраивал, видимо, самый роскошный вариант, поэтому они изводили герцогиню требованиями всё новых и новых сумм. Вот чего стоило выполнение завещания кардинала бедной госпоже д'Эгийон только в отношении Сорбонны - 29 лет судебной тяжбы, одно мировое соглашение, два третейских соглашения, по одному шесть отсрочек, по другому две, одно решение арбитражного суда, шесть не приведших к договору процессов по оценке и осмотру имущества, десять судебных решений.

Amie du cardinal: План и изображение в разрезе склепа с останками Ришелье

МАКСимка: В августе 1622-го года, после смерти Анри де Гонди, второго кардинала де Реца, последнего титулярного епископа Парижа, поскольку епархия Парижа была возведена в ранг архиепархии 20 октября 1622 года, Ришелье выставил свою кандидатуру на пост провизора Сорбонны. 29 августа он был избран на ассамблее, которая собралась в узком кругу, а 2 сентября решение ратифицировали, в день, когда Ришелье стал кардиналом. Ришелье всегда старался сохранить баланс между Сорбонной и двумя Коллежами - Иезуитским и Королевским. Затем он взялся за реформирование коллежа Сорбонны. Первый проект Лемерсье предполагал сохранение готической часовни XIV века, реконструировав лишь фасад. Первый расчет изменения и реконструкции коллежа предполагал 6 главных трехэтажных корпусов 28 на 7 метров, два четырехэтажных павильона, один зал диспутов размером 29 на 9,7 метров, а выше - библиотека. Маленькая новая капелла прилегала к большой капелле, напротив ризницы, с молельней для кардинала. Капелла была спроектирована в готическом стиле, который встречался в Париже в первых годах XVII века, как, например, и первая капелла Валь-де-Грас в 1624-м году. Треугольную крышу XIV века оставили, а фасад спроектировали новый. 14 августа 1626-го года разрушение коллежа Сорбонны началось. 18 марта 1627-го, пока Людовик XIII и кардинал находились у стен Ля-Рошели, Франсуа де Арлэ заложил первый камень в основание новых строений Сорбонны. 30 июня 1628-го года докторы и бакалавры Сорбонны информировали кардинала о "прогрессе в сооружении здания". Первый двор был завершен в конце августа 1628-го года. Мишель де Марийак писал Ришелье: "Это очень красивое сооружение и достойный монумент вечной памяти". В начале 1631-го года Ришелье поручил Жаку Лемерсье новый проект главной капеллы, более монументальной и грандиозной. 23 ноября 1634-го года был подписан нотариальный контракт, а в мае 1635-го кардинал Ришелье заложил первый камень в основание новой церкви.

Lady Rumina: Здравствуйте! Огромное спасибо за такой прекрасный и информативный форум! МАКСимка пишет: Видимо, в Сорбонне были погребены и второй герцог Ришелье, и маршал, и "Дюк". По поводу Дюка хочу внести уточнение: он действительно похоронен в Сорбонне. В конце клипа с виртуальной экскурсией как раз есть его надгробие. Изображение я долго искала в инете - но, увы, совершенно безрезультатно, поэтому пришлось сканировать из книги Дениса Балуха "Одесса, которую мы забываем". Качество, увы, соответствующее - но даже это лучше, чем вообще никакого фото:

МАКСимка: Lady Rumina пишет: Здравствуйте! Огромное спасибо за такой прекрасный и информативный форум! Спасибо! Это очень приятно это слышать.

Amie du cardinal: Часовня и здание в 1649 году

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Часовня и здание в 1649 году Что-то я не понимаю, что изображено на гравюре? Часовня Сорбонны со стороны внутреннего двора?

Amie du cardinal: Из Журнала путешествія по иностранным государствам Никиты Акинфиевича Демидова, изданного в 1786 году. 7-го Генваря Ездили вЪ Сорбанскую церьковь , построенную КардиналомЪ Ришелье, оная Коринфическаго ордена преудивительнаго сооруженiя. Внутренней портикЪ составленЪ изЪ десяти колонновЪ КоринфическикЪ неприкосновенных, которые поддерживаютЪ фронтонЬ сЪ КардинальскимЪ гербомЪ. ИконостасЪ украшенЪ шестью колоннами, где видно вместо картины большое распяптiе изЪ белаго мрамору на черной земле превосходнейшей работы. Гробница Кардинала Ришелье основателя сей коллегии поставлена посреди клиросовЪ. ОнЪ изображенЪ изЪ белаго мрамору половину лежащiй, на подобiе древнихЪ гробницЪ, правая его рука положена на сердцЬ, а лЪвою держитЪ свои сочинения , кои онЪ подноситЪ закону его поддерживающему; наука лишившись его зрится при ногахЪ его неутешною. Два Генiуса несутЪ гербЪ его, украшенной Кардинальскою шапкою, и орденомЪ Святаго Духа. Сей неоцененной и безподобной монумент сделанЪ великимЪ скульпторомЪ ЖирардономЪ.

Amie du cardinal: Надпись на гробнице кардинала в переводе русского посла А. А. Матвеева, жившего в Париже в 1705–1706 годах. (Русский дипломат во Франции. Записки Андрея Матвеева. Л., 1973.) “Здесь упокоевается велики Арманд Иоанн дю Плесси, кардинал де Ришелью, дук и ровной Франции, велик в благородии, велик в разуме, велик в мудрости, велик в ведении, велик в мужестве, велик в щастии, но паче велик еще в благочестии. Сей понес славу своего принца, везде он носил свое оружие, он вознес свои оружия блиско по всей Европе. Он учинил возтрепетать всех королей, и там мало было б престолов, где он не зделал возвышену быть своему государю, естли бы истинна не предводила те его намерения. Изящное его имя положило ужас в душу всех неприятелей державы его, и тот положит еще в ту всех тех снизходящих, если б ищислялися дни чрез победы его и лета его чрез триумфы. Потомство верило б, что он жил бы многая веки, и его историа не будет опасаться ничего, как самой ее, которая есть вся наполнена чудес и див, будет иметь труд увещать дальныя веки, то что наш увидел с удивлением, како он был всегда праведен. Он был непобедим, неприятели его не имели николи иного прибытку, разве он один превозвышал себя чрез него, и как он был безконечно премудр, безконечно благополучен. Bеличие его превосхождении оправдало истинство намерении его, прилежность его не может быть придускорительна, ни бодрость его прельщенна, ни его предусмотрение обольщено. Он николи же своих друзей не опускал, и неприятели тем же уверялися словом его, хотя если б имели место во обстоянии, ничто не супротив стояло силе велеречия его, благодать и величество были над его челом, в его стати и в его исправлениях. Его ласковости изображали почтение, его слова обязовали сердца, и его руки свободныя не оставляли заслуг без воздаяния. Он низверг ересь и веру ею плененную Рошельсии, тот гордой город, которой вменялся непобежден быть, чрез свое покорение больши как 200 мест, которыя отлучилися прежде от долгаго времени власти королевской, победитель и внутрь он понес отвне силы короля своего. Столько от городов завоеванных Пингероля, Аррас, Бризака, Монака, Перпиньяна и Седена, которыя есть начальными. Слава его трудов благочестия для исправления и для совершенства христиан и для обращения еретиков превозходна еще тех его завоеваний и сил его разума, согласуя в нем нечто сугубаго, который видятся несоюзны. Вера и держава, он возходил всегда ряд того же в проходы одной и другой. Он был оборонителем целомудрия в едении и добрых наук, на остаток его молва была без прикосновенна и он долженствует поистинне назваться исполин последних веков. Может сказаться наипаче, что смерть его была достойна его жизни, как он получил великия без них сущи содержан, и он их разрешил без труда и видел состояние своего размеру с радостию, понеже он усмотрел то из корон безсмертных. Он умер, как он жил, велик, непобедим, хвален, и с последней чести оплакан от своего короля и к своему вечному благовременству он умре смиренно христиански и свято. Кто каков бы ты ни был еси, ты не имееши стражи отрищися твоих молитв от такова великаго мужа, но в прошении воспомяни сего, что тебе отдает сие благочестия должность и сему кто чрез сии вельможныя здания преславныя Сорбоны оставил един гроб великой его благочестия. Сей велики кардинал умре в Париже декабря в 4 день 1642-го году, жизни своей 57 лет 3-х месяцев и одного дни”

МАКСимка: Сорбонна, гравюры Израэля Сильвестра:

МАКСимка: Мишель Кармона сообщает интересные сведения о том, что в первой половине XVII столетия студенты Сорбонны могли отдыхать только лишь летом, при том в зависимости от классов. Студенты первого курса за весь год имели в своем распоряжении лишь 15 дней: с 14 сентября по 1 октября. На втором курсе становилось отдыха на неделю больше, т.е. каникулы начинались 7 сентября и заканчивались 1 октября. Студенты факультета философии имели самые длинные каникулы: с 31 августа по 1 октября. Ришелье создал новые кафедры профессоров Сорбонны, которые были против диалога с протестантами. После смерти кардинала библиотека университета пополнилась личными коллекциями трудов из библиотеки Ля-Рошели, которая подверглась конфискации после взятия города. В библиотеку Сорбонны также поступили ценные манускрипты из Италии, Германии и с Востока.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: могли отдыхать только лишь летом Не поняла. Может, осенью?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Не поняла. Может, осенью? Понятно, что осенью, но Кармона все равно их называет "les vacances d'été".

МАКСимка: МАКСимка пишет: Борис Носик в своей книге "Прогулки по Парижу" пишет: "Наивно было бы думать, что Великая революция обошла своим отеческим вниманием Сорбонну, отнюдь нет: 27 гробов с останками герцогов рода Ришелье были осквернены (откуда же столько?), а надгробье кардинала перенесено в музей, откуда вернулось на свое место лишь в 1871 году". Видимо, в Сорбонне были погребены и второй герцог Ришелье, и маршал, и "Дюк". "В крипте старинной часовни захоронены также двенадцать мучеников Сопротивления из Сорбонны и пять учеников лицей Бюффон, расстрелянных нацистами 8 февраля 1943 года. Именно в Сорбонне во время оккупации возникла одна из немногих группа французского Сопротивления". ЗДЕСЬ перечислены все те, кто погребен в капелле Сорбонны. Кстати, саму капеллу можно было посетить в сентябре этого года, в Дни Культурного Наследия.

Amie du cardinal: Некоторые фрагменты гробницы крупным планом.

Amie du cardinal: Витраж с гербом Ришелье в окне часовни Сорбонны

Snorri: Витраж с гербом Ришелье в окне часовни Сорбонны А так он выглядит с улицы:

Amie du cardinal: Именно в канцелярии Сорбонны хранится этот портрет Шампеня, изображающий пишущего кардинала.

Amie du cardinal: Какая-то незнакомая мне картина из Сорбонны. 1 мая 1635 года кардинал Ришелье закладывает первый камень церкви... Дальше не видно, но, наверное, Сорбонны. В крупном формате

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Какая-то незнакомая мне картина из Сорбонны. 1 мая 1635 года кардинал Ришелье закладывает первый камень церкви... Дальше не видно, но, наверное, Сорбонны. Как интересно, спасибо. Достаточно живая картина.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Как интересно, спасибо. Пожалуйста. А главное, на первом плане - строители. Я, честно говоря, Ришелье не сразу и разглядела. Чисто социалистический подход. Видимо, нарисовано в современной Франции.

Amie du cardinal: Письмо кардинала Ришелье, провизора Сорбонны, докторам коллежа Сорбонны по поводу выбора нового преподавателя после смерти Филиппа де Гамаша, аббата Сен-Жюльен-де-Тур, посланное из Куранса 26 июля 1625 года. Как мы видим, письмо на латыни.

МАКСимка: Долго мы с вами рассуждали, когда откроют часовню Сорбонны. В 1999-м году шторм повредил часовню, и из соображений безопасности её закрыли. После того, как окончилась её реставрация летом 2010-го года (она велась с 2004-го года), часовню стали использовать как склад. То есть в ближайшем будущем гробницей кардинала можно будет полюбоваться только в сентябре, во время проведения Дней Культурного Наследия.

Amie du cardinal: Рассказ о захороненных в Сорбонне членах семьи кардинала и деятелях Сопротивления.

Amie du cardinal: Останки головы кардинала крупным планом.

Кардинальша-инфанта: Kseniya-queen, какая красота!

МАКСимка: Отдельной темы в разделе "Париж", посвященной Сорбонне, у нас пока нет. Поэтому помещу этот интереснейший документ сюда. Это булла папы Клемента IV, в которой Святой Отец одобряет основание Сорбонны и регламентирует выборы провизора. Дано в Витербе 23 марта 1268-го года.

Amie du cardinal: В понедельник 17 декабря 2012 года часовню Сорбонны посетили 52 члена организации Observatoire du Patrimoine Religieux. Её название можно перевести как Наблюдательный комитет церковного наследия. La chapelle de la Sorbonne

Lady Rumina: Amie du cardinal , спасибо! И первая же картинка на сайте - на мою тему Как было бы прекрасно, если бы однажды получилось там побывать!

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: В понедельник 17 декабря 2012 года часовню Сорбонны посетили 52 члена организации Observatoire du Patrimoine Religieux. Какой красивый купол у часовни внутри! И я бы не сказал, что интерьер находится в очень плохом состоянии. Решительно не понимаю, почему не открыть часовню для доступа. Lady Rumina пишет: Как было бы прекрасно, если бы однажды получилось там побывать! Да, моя тоже давняя мечта!

Amie du cardinal: Lady Rumina пишет: И первая же картинка на сайте - на мою тему Благородное надгробие!

Amie du cardinal: Голова кардинала. Фото сделано во время эксгумации останков Ришелье, которой добился Габриэль Аното в 1895 году. К тому времени чиновник Министерства иностранных дел и автор истории кардинала Ришелье сам стал министром.

Amie du cardinal: A LA RECHERCHE DE LA TETE ET DU DOIGT DE RICHELIEU.

Amie du cardinal: В статье, ссылку на которую я даю выше, прослежена судьба пальца кардинала. Мы знаем, что, к сожалению, после того, как 5 декабря 1793 года была разорена гробница кардинала, от его тела остался лишь мизинец да голова. Аббат Бошан спас голову, которая долгое время хранилась в Бретани и была захоронена в 1866 году на старом месте. У пальца другая судьба. Один мародёр польстился на кольцо с руки мумии Ришелье и обломал две фаланги мизинца, чтобы им завладеть. По счастливой случайности, то, что осталось от мизинца, подобрал сотрудник библиотеки Мазарини. Существует легенда, что этот мизинец можно было увидеть в читальном зале этой библиотеки, вделанный в бюст Ришелье работы Варенна. Однако никаких доказательств этому автор статьи не нашёл. Но он выяснил, что Габриэль Аното, скончавшийся в 1944 году, завещал мизинец Ришелье Сорбонне. Душеприказчик Аното передал его туда в 1947 году. Жан Шасс отправился в Сорбонну (статья 1963 года), где его любезно встретили и тут же показали некую шкатулку, где лежали гипсовый слепок с лица Ришелье, мизинец и несколько волосков из шевелюры. Видимо, господин Аното, затеявший совершенно неоправданную эксгумацию недавно перезахороненных останков великого человека ради удовлетворения своего любопытства, прихватил мизинец на память. Кстати, на эксгумации присутствовала Алиса Монакская, первым мужем которой был последний герцог Ришелье, умерший в 1880 году в Афинах. Но после смерти Аното всё же вернул реликвии в Сорбонну. А библиотеке Мазарини он завещал картину, изображающую кардинала на смертном одре. Во время написания статьи как раз собирались открывать муниципальный музей в городке Ришелье. И организаторы хотели, чтобы мизинец передали туда, но об окончательном решении ничего не сказано. В статье приведена и чёрно-белая фотография плохого качества, запечатлевшая несчастный мизинец и волоски. Теперь, узнав о поведении Аното на эксгумации, я где-то начинаю понимать начальство Сорбонны, закрывшее доступ к гробнице. Целее будет.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: И организаторы хотели, чтобы мизинец передали туда, но об окончательном решении ничего не сказано А мне всегда казалось, что палец вместе с головой сегодня находится в гробнице... Amie du cardinal пишет: Теперь, узнав о поведении Аното на эксгумации, я где-то начинаю понимать начальство Сорбонны, закрывшее доступ к гробнице. Целее будет. Так ведь после студенческих волнений 68-го года, насколько я знаю, вход в склеп забетонировали, чтобы больше голове кардинала ничего не угрожало. Сейчас посетителям нет возможности спуститься в склеп.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: А мне всегда казалось, что палец вместе с головой сегодня находится в гробнице... Да он бы там и находился, если бы господин Аното не прихватил сувенирчик. МАКСимка пишет: Так ведь после студенческих волнений 68-го года, насколько я знаю, вход в склеп забетонировали Я тоже об этом знаю. Но мало ли что экстремисты придумают...

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Да он бы там и находился, если бы господин Аното не прихватил сувенирчик. Получается, что сегодня мы не знаем, где находится мизинец и волоски. Посмертная маска, наверное, так в Сорбонне и лежит.

МАКСимка: Часовня Сорбонны, эстамп 1702-го года

Lady Rumina: Amie du cardinal , так вот где висит этот портрет дамы! На первой фотографии слева на стене - это крёстная мать Дюка Одесского, графиня д'Эгмон-Пиньятелли, которая заменила ему умершую мать и весьма способствовала его образованию, но сама умерла, когда ему было 7 лет. Прекрасная музыкантша и композитор, подруга Вольтера и Монтескье, у неё была платоническая любовь со шведским королём Густавом III - тем самым, который приезжал в Париж под именем графа Гаагского и был убит позже на балу-маскараде.

МАКСимка: Lady Rumina пишет: это крёстная мать Дюка Одесского, графиня д'Эгмон-Пиньятелли У Вас нет этого портрета в хорошем качестве?

Lady Rumina: МАКСимка , есть, я нашла его. Сейчас перенесу в соответствующую тему

Amie du cardinal: Надпись на часовне Сорбонны.

Amie du cardinal: Наконец-то я нашла эту статью, ура! Да ещё и фотографии интересные! Exhumation des restes de Richelieu à la Sorbonne par M. Hanotaux, ministre des Affaires étrangères

МАКСимка: Будучи в Париже 19 июля, мы с Minette, прогуливаясь в Латинском квартале, заметили, что дверь часовни Сорбонны открыта. Как только я это осознал, со всей возможной быстротой потянул мою спутницу через бульвар Сен-Мишель. Подбежав к часовне, нас ждало разочарование: охранник преграждал путь, можно было любоваться капеллой лишь через дверь, пытаясь разглядеть заветную гробницу и шапочку. Первый раз в жизни я, пусть и издалека, увидел надгробный памятник кардинала Ришелье: Теперь очень надеюсь попасть во внутрь часовни во время Дней Культурного Наследия в сентябре, чтобы по-настоящему полюбоваться на гробницу.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Первый раз в жизни я, пусть и издалека, увидел надгробный памятник кардинала Ришелье И это уже не так мало! Всё-таки увидели! МАКСимка пишет: охранник преграждал путь А нельзя было его как-нибудь подкупить? Соблазнить?

Lady Rumina: МАКСимка , это потрясающе! Желаю Вам увидеть всю гробницу! Интересно, существует ли где-нибудь расписание, в какие даты может быть открыта часовня, чтобы можно было как-то планировать дату поездки во Францию и совпасть?

МАКСимка: Lady Rumina пишет: Желаю Вам увидеть всю гробницу! Огромное спасибо! Lady Rumina пишет: Интересно, существует ли где-нибудь расписание, в какие даты может быть открыта часовня, чтобы можно было как-то планировать дату поездки во Францию и совпасть? Насколько я знаю, есть несколько способов попасть на территорию капеллы Сорбонны: во-первых, это Дни Культурного Наследия, проходящие в сентябре раз в год (в этот раз 14-15 сентября), а во-вторых, периодически организовываются экскурсии в историческую Сорбонну, на которые нужно записываться через сайт. Зимой я письмо туда отправлял, но ответа мне так и не пришло. В Люксембургский дворец и Институт Франции схема такая же, там мне положительно отвечали, но я не попадал по датам.

Lady Rumina: МАКСимка , спасибо большое! МАКСимка пишет: Зимой я письмо туда отправлял, но ответа мне так и не пришло. В Люксембургский дворец и Институт Франции схема такая же, там мне положительно отвечали, но я не попадал по датам. Кошмар какой! Прорваться туда - целый подвиг, тем более, что вот именно каждый сентябрь у меня никакой возможности поехать нет...

Kseniya-queen: МАКСимка, как там светло, чисто и красиво!.. И как здорово, что тебе удалось увидеть это собственными глазами Но я поддерживаю Amie du cardinal, надо было с охранником-то договориться!

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: А нельзя было его как-нибудь подкупить? Соблазнить? По этому поводу все вопросы к Minette. Пройти-то хотели не только мы, но он никого не пускал. Я так и не понял, почему двери вообще были открыты. Проветривали, наверное.

Minette: А Minette, между прочим, еще как старалась Только кто-то высоконравственный посчитал это непристойным для добропорядочной женщины занятием Посему Minette стушевалась и ушла несолоно хлебавши... И высоконравственный друг тоже!

МАКСимка: Уважаемые форумчане, 14 сентября во время Дней Культурного Наследия в Париже мне удалось наконец-то попасть в Сорбонну! Представляю Вашему вниманию сделанные фотографии. При входе взору открывается совершенно очаровательный вестибюль и красивая лестница:

МАКСимка: На втором этаже (по-французски на первом) на стенах изображены фрески, иллюстрирующие историю известного на весь мир университета: Людовик Святой дарует хартию об основании коллежа Роберу де Сорбонну Абеляр с учениками школы на холме Святой Женевьевы http://fotki.yandex.ru/users/maxsuper911/view/881714/ Кардинал Ришелье кладет первый камень в основание новой Сорбонны в присутствии архитектора Лемерсье

МАКСимка: В салоне Ришелье всё посвящено кардиналу и его потомкам. Можно увидеть два его портрета, изображение матушки, а также маршала де Ришелье и дюка де Ришелье.

МАКСимка:

МАКСимка: Огромный портрет Ришелье в полный рост расположен в следующем зале, в Большом Салоне:

МАКСимка: Салон Актов: Большой амфитеатр:

МАКСимка: В Большом амфитеатре находится статуя Ришелье: Кстати, а никто не подскажет год и автора?

МАКСимка: Двор почёта: Фреска XIX века, изображающая праздник на ярмарке Ланди в Сен-Дени: А так развлекались в Средние Века студенты:

МАКСимка: Амфитеатр Ришелье:

МАКСимка: Амфитеатр Лияр, где в тот день проводилась конференция, посвященная истории Сорбонны:

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: 14 сентября во время Дней Культурного Наследия в Париже мне удалось наконец-то попасть в Сорбонну! Поздравляю! А к гробнице-то Вы подошли?

МАКСимка: Наконец, часовня Сорбонны: Kseniya-queen пишет: как там светло, чисто и красиво!.. Хочу сразу сказать, что часовня в плохом состоянии, на стенах сырость и плесень, их нужно красить. Для подобного заведения это просто позор. Прекрасно видно, насколько Франция стала светской страной. Министерство культуры не может выделить средств для реставрации капеллы и открыть для нее доступ всем желающим. Слава Богу, что недавно ее отремонтировали снаружи. Надеюсь, в ближайшем будущем преобразят и интерьер. А светло и чисто там потому, что во время революции весь практически декор был уничтожен.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Поздравляю! А к гробнице-то Вы подошли? Конечно! Все постепенно, капелла последняя на пути желающих. Как только я увидел гробницу, то уже около часа не мог оторвать от нее взгляда. Мешал только дедулечка, который рассказывал всем желающим о кардинале и произведении Жирардона. Ришелье же ждала фотосессия от Максима.

МАКСимка:

МАКСимка: В часовне еще расположен вот такой бюст кардинала:

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Оказывается, над гробницей Ришелье висит его кардинальская шапка, та самая, что получена в 1622 году. Часовня Сорбонны. Увы, это миф. Это шапочка кардинала Монтини, который подарил ее часовне, когда вошел на папский престол под именем Павла VI.

МАКСимка: А вот купол часовни в относительно хорошем состоянии и очень красив:

МАКСимка:

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Увы, это миф. Это шапочка кардинала Монтини, который подарил ее часовне, когда вошел на папский престол под именем Павла VI. Жаль. Наверное, все составляющие кардинальского облачения Ришелье давно истлели. Интересно, а где его Орден Святого Духа? Потомки продали или заложили?

Amie du cardinal: Tombeau du cardinal de Richelieu Видимо, снято как раз во время Дней Культурного Наследия. Но вроде бы МАКСимки не видать.

МАКСимка: Автор статьи, посвященной Сорбонне, Клод Миньо отмечает, что до сих пор нет подробного исследования зданий Сорбонны времен Ришелье, которые все, кроме часовни, были снесены в конце XIX столетия. В 1660-м году в "Истории кардинала герцога де Ришелье" Антуан Обери пишет: "Сорбонна заслуживает без сомнения бОльшего восхищения и восхваления и должна неминуемо стать шедевром его могущества, но не меньше и набожности и усердия по отношению к религии". В декабре 1627-го года сам кардинал, благодаря под стенами Ля Рошели Пьера де Сенто за заботу о Сорбонне пишет, что испытывает "желание продолжать без остановки возводить этот дом", а в сентябре 1642-го обращается к Сюбле де Нуайе со словами "слава моего дома не настолько в моем сердце, как слава Сорбонны".

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Прочитала в книге Франсуазы Гильдехаймер: существовали ещё два проекта надгробных памятников Ришелье. В 1646 году скульптор Бертело должен был изваять мраморную статую кардинала. В 1650 году памятник был заказан Симону Гийену. Но увы...Что-то не срослось. И только в 1675 году, преодолевая сопротивление докторов Сорбонны, герцогиня д'Эгийон сговорилась с Франсуа Жирардоном. Напомню, что гробница появилась только в 1694 году. Начиная с 1646-го года герцогиня д'Эгийон занялась покупкой каррарского мрамора и поручила Лемерсье изобразить на бумаге будущую гробницу. Проект сначала должен был подготовить Бертело (скончался в 1648-м), затем Франческо Бордони и Симон Гийен (оба преждевременно скончались - в 1654 и 1658 годах соответственно). В конце концов, Франсуа Жирардон стал автором надгробного памятника кардиналу.

МАКСимка: МАКСимка пишет: что до сих пор нет подробного исследования зданий Сорбонны времен Ришелье, которые все, кроме часовни, были снесены в конце XIX столетия. МАКСимка пишет: Картина Эммануэля Лансьера (Emmanuel Lansyer) (1886) и старинная фотография, изображающие здания Сорбонны перед их разрушением:

МАКСимка: Мадлен Витри пишет: Во главе колледжа стоял провизор, который отвечал за обустройство новых членов, избранных общиной, и утверждал статуты, принятые ею. МАКСимка пишет: В августе 1622-го года, после смерти Анри де Гонди, второго кардинала де Реца, последнего титулярного епископа Парижа, поскольку епархия Парижа была возведена в ранг архиепархии 20 октября 1622 года, Ришелье выставил свою кандидатуру на пост провизора Сорбонны. 29 августа он был избран на ассамблее, которая собралась в узком кругу, а 2 сентября решение ратифицировали, в день, когда Ришелье стал кардиналом. Чем же занимался Ришелье на посту провизора Сорбонны? Во-первых, он выступал арбитром между Сорбонной и в целом Университетом, к которому принадлежал коллеж и его конкурентами. Кардинал положительно относился к одновременному существованию университетских коллежей и коллежей иезуитов. Он также сохранил автономию Королевского коллежа от Университета. Во-вторых, он старался урегулировать конфликты, возникавшие между ультрамонтанами и умеренными католиками, сторонниками галликанской церкви. Как провизор Сорбонны, Ришелье разделял духовное от политики: в духовной области он признавал власть Папы, а в светской настаивал на независимости Короны Франции. В 1625-м году Ришелье сформулировал свои идеи по поводу высшего образования. Ему казалось очевидным, что слишком много молодых людей учатся в Сорбонне, а это и накладно, и является потерей для армии и экономической жизни страны. Более того, кардинал указывал, что при такой системе развелось очень много преподавателей, среди которых часть составляют посредственные педагоги. По его проекту реформы, всего в двенадцати провинциальных городах Франции следовало оставить по два коллежа: один светский, один иезуитский. Если считать, что в то время коллежей насчитывалось около сорока, то Ришелье желал убрать добрых тридцать. По материалам статьи "Richelieu, rénovateur de la Sorbonne" par René Pillorget

Amie du cardinal: С 2010 года университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна присуждает медаль Ришелье тем деятелем, «которые своей позицией, заявлениями и/или действиями активно способствуют уважению и защите ценностей Университета, благоприятствуя, в высшей степени, распространению университетских знаний.» Медаль бывает двух видов - малая серебряная и большая золотая. Первым награждённым этим знаком отличия стал Джозеф Берджин, профессор истории Манчестерского университета, автора книг о кардинале.

МАКСимка: САЙТ, созданный моими коллегами, студентами Сорбонны. Они желают и будут добиваться открытия часовни университета для туристов и всех желающих. Надеюсь, у них получится. Очень жаль, что капелла закрыта. К тому же, она очевидно нуждается в реставрации.

МАКСимка: Во время поездки Бернини во Францию, герцогиня д'Эгийон рассматривала его как потенциального автора гробницы своему дяде. Но по техническим и финансовым причинам проект не был реализован. Бернини предложил передвинуть алтарь, как в базилике Святого Петра в Риме, дабы поместить гробницу на его место под купол церкви. Идея слишком смелая и дорогостоящая.

Amie du cardinal: Фото Corey Frye.

МАКСимка: Amie du cardinal, сколько раз прохожу мимо, столько и любуюсь на золотую надпись на фронтоне церкви во внутреннем дворе...И сожалею, что часовня закрыта и я не могу в перерыв туда забежать.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: И сожалею, что часовня закрыта Вот этого я, честно говоря, не понимаю. Почему вечно проблемы с доступом в эту часовню?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Почему вечно проблемы с доступом в эту часовню? Она в плохом состоянии. Либо из-за безопасности, либо из-за стыда, а может быть из-за того и другого.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Она в плохом состоянии. Я знаю об этом. Но почему её до сих пор не отреставрировали? Она же не в захолустной деревеньке расположена, это знаменитая на весь мир Сорбонна.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Но почему её до сих пор не отреставрировали? Трудно сказать, снаружи ведь она сияет, ее хорошо отреставрировали. Думаю, что у государства и мэрии Парижа другие приоритеты, как они считают. Например, несколько лет назад открылась после реставрации библиотека университета, устройство которой теперь на самом высоком уровне. Видимо, есть другие проекты еще. До часовни когда-нибудь дело тоже дойдет.

Елена Никулина: Здравствуйте, Максим. Я редактор издательства "Молодая гвардия". Мы выпускаем книгу "Дюк де Ришелье" в серии ЖЗЛ и просим Вашего разрешения использовать фото гробницы Ришелье, естественно, с указанием авторства. Елена Никулина

МАКСимка: Елена Никулина, добрый вечер. Конечно, с радостью. Напишите мне на мой электронный адрес: boykomaxim91@gmail.com Я Вам вышлю файлом все фотографии, поскольку на форуме представлено не все. Спасибо !

Lady Rumina: Елена Никулина , здравствуйте! О, наконец-то! Очень ждём эту книгу! Кто будет автором, или это будет перевод с французского? Какие источники использованы?

Amie du cardinal: Lady Rumina пишет: О, наконец-то! Очень ждём эту книгу! Присоединяюсь!

Елена Никулина: Спасибо, Максим. Я использовала три фото, а больше нам не надо, поскольку в "Молодой гвардии" есть определенный стандарт оформления. Для всех интересующихся: книга оригинальная, а не переводная,выйдет в марте, автор - Екатерина Глаголева. В "Молодой гвардии" уже выходили ее "Людовик XIII" (ЖЗЛ), "Повседневная жизнь королевских мушкетеров" и "Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII".

Amie du cardinal: Елена Никулина, спасибо за информацию.

Amie du cardinal: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k64396745/f3.item.r Копируем, вставляем в строку поиска и читаем на Галлике брошюру Les tombeaux des Richelieu à la Sorbonne, изданную в Париже в 1867 году.

Amie du cardinal: [youtube]cL_h1loTFUI[/youtube]

Amie du cardinal: Оказывается, до сооружения гробницы, место надгробного памятника играл портрет кардинала кисти Шампеня. Вот что Жозе Гонсальвес сообщил мне о портрете кардинала, который в настоящее время хранится в Народном музее Варшавы. L'équitable siècle à venir / adorera son souvenir / et du siècle présent le nommera / l'Alcide. Tu serviras un jour d'objet à / l'Univers. / Aux ministres d'exemple / Au monarque de guide . / De matière à l'Histoire / et de sujets aux vers. / Armand Cardinal / duc de Richelieu”. Вспомните, что гробница Ришелье была сооружена только после 1690 года, то есть через 50 лет после смерти кардинала: в течение всего этого времени живописный портрет, занимающий место надгробного памятника, был более доступным выходом из сложившегося положения. Именно 1648 годом, годом завешения церкви, должна быть датирована картина из Варшавы: по моему мнению, своеобразное очертание базиса колонны встречается на картинах Шампеня 1648 и 1649 г.г.: Коллективном портрете купеческих старшин, Портрете Омера Талона, Детей Монмора, брюссельского Внесения во храм; этот повторяющийся рисунок никогда не встречается на картинах, написанных при жизни Ришелье. Размеры полотна (225 х 156 см) соответствуют размерам окон церкви и ячеек над боковыми алтарями. Розоватый цвет мантии более заметен в церковном полумраке, чем красный. По той же причине, обрамление более упрощенное, чем на других портретах кардинала.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Оказывается, до сооружения гробницы, место надгробного памятника играл портрет кардинала кисти Шампеня. Вот что Жозе Гонсальвес сообщил мне о портрете кардинала, который в настоящее время хранится в Народном музее Варшавы. Интересно, а сохранились ли описания современников интерьера часовни ? Неужто об этом факте никто не упомянул ? По крайней мере, в своей статье La chapelle et maison de Sorbonne Claude Mignot о портрете Шампеня не говорит ничего. Необходимо полистать отдельные исследования про часовню, такие как L'eglise de la Sorbonne de R.A.Weigert, 1947. И что-либо более современное, конечно. Размышления про размеры окон церкви и про цвет мантии кардинала остаются только гипотезами. По крайней мере, в разряд фактов мнение Гонсальвеса возводить, наверное, не стоит, хотя мысль интересная.



полная версия страницы