Форум » Деятельность Ришелье » Ришелье и религия. Религиозные трактаты и сочинения » Ответить

Ришелье и религия. Религиозные трактаты и сочинения

МАКСимка: Я не смог найти на форуме тему, которая была бы посвящена религиозным взглядам кардинала. Кем он был? Умеренным католиком, симпатизирующим кальвинизму или просто атеистом? Кем для кардинала являлся Папа? Здесь можно поговорить о трактатах Ришелье на христианские темы, обсудить его деяния на почве благотворительности и выявить степень религиозной терпимости у кардинала.

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: вел полемику против Якова I в период между 1612 и 1631-ми годами в Арраском коллеже в Париже. Что же, это было безопасно. В Англии он запросто мог оказаться на эшафоте.

Amie du cardinal: Виньяль Сулейро сообщает, что епископ Люсона произнес свою первую проповедь перед королевой-матерью и юным королем (не без содействия отца Жозефа) в начале весны 1612 года во время Великого поста в парижской церкви Сен-Андре-дез-Ар (также она называлась де-Лаас или дез-Арк). Стоит ли говорить, что она уже не существует, так как была разрушена в 1807 году, а построена в начале XIII века. Однако сохранилось её изображение. Церковь находилась на одноимённой площади, сейчас это шестой округ Парижа.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Виньяль Сулейро сообщает, что епископ Люсона произнес свою первую проповедь перед королевой-матерью и юным королем (не без содействия отца Жозефа) в начале весны 1612 года во время Великого поста в парижской церкви Сен-Андре-дез-Ар Жозеф Бёрджин пишет, что в марте 1612-го года Ришелье произнес единственный известный раз со времени удаления в Люсон проповедь перед королем, регентшей и двором в церкви Сен-Андре-дез-Ар в Париже. Затем он снова должен был проповедовать в Лувре в Пасхальное воскресенье, но в самый последний момент был вынужден принести извинения. Это событие было зафиксировано в медицинском журнала Эроара. Один современник утверждал, что король и королева-мать почтили-таки Ришелье своим присутствием (т.е слушали его проповеди), но больше никто это не подтверждает. Если его ораторские таланты не вызывали никаких комментариев современников, то очевидно, что Ришелье развивался в более широких областях.


Amie du cardinal: В этой статье рассказывается о книге Cardinal de Richelieu Écrits spirituels, Éditions du Cerf, Paris, 2002. Écrits spirituels: L'Instruction du chrétien (1618) Traité de la perfection du chrétien (1639)

Amie du cardinal: Armand-Jean Du Plessis Richelieu Traité de la perfection du chrétien Издание 1646 года.

Amie du cardinal: Lettre de monseigneur l'eminentissime Cardinal DVC de Richelieu à monsieur l'évesque de Bellay, sur le sujet des religieux; avec la réponse dudit Sieur Evesque de Bellay Издано в 1633 году Себастьяном Крамуази (1584-1669), одним из известнейших парижских королевских типографов.

МАКСимка: Три новые статьи из области Ришелье и религия, но, зарегистрировавшись, можно скачать лишь две. Я pdf файлы залил СЮДА. Приятного скачивания и чтения!

Amie du cardinal: МАКСимка, мерси боку! Прочитала статью Е.В. Шаповаловой «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ» про развитие взаимоотношений Ришелье и Папского престола. Как приятно читать современное исследование с какими-то новыми идеями и выводами. Е.В. Шаповалова пишет: Сторонник «золотой середины» и разумного баланса во всех сферах деятельности (в частности, во внешней политике), Ришелье неизменно пытался сохранить подобный баланс и в отношениях с Римом. Тем большее удивление вызывает содержание его письма от 23 сентября 1641 г. В нем кардинал дает своему канцлеру Сегье такие указания: Месье канцлер должен дать понять монсеньору нунцию, что в случае, если папа будет и впредь идти тем же путем, с которого начал, парламент будет умолять короля избавить королевство от многочисленных бенефиций и денежных выплат в пользу папы. Так нужно поступить, чтобы заставить римский двор обратиться к разуму. Очевидно, что письмо содержит открытую угрозу понтифику, что совершенно не характерно для французской дипломатии эпохи Ришелье. В других его письмах, адресованных папе или представителям папского двора, чувствуется стремление по возможности не обострять конфликты. Это особенно относится к ситуации, которую условно можно назвать «делом послов». Когда в 1636 г. папа Урбан VIII выразил нежелание принимать в качестве французского посла маршала д’Эстре, кардинал Ришелье сразу же постарался умиротворить главу Церкви, отправив ему письмо такого содержания: Если действия маршала, никогда не делавшего ничего, кроме того, что велел ему Король, причинили неудовольствие Вашему Святейшеству, то сетовать должно не на него, а на Его Величество. <...> Я убежден, что доброта и справедливость Вашего Святейшества не позволят Вам не признать, что в намерения этого великого государя никогда не входило навлечь на себя неудовольствие всем случившимся. Напротив, он всегда стремился верно служить Святому Престолу и препятствовать любым проискам против него. Подобная ситуация возникла и после приезда в 1639 г. в Париж нунция Рануччо Скотти, изначально проводившего происпанскую политику, противоречащую интересам Франции. Ришелье старается погасить конфликт, возложив ответственность за него на «плохих исполнителей», каким представлен нунций Скотти в письме Ришелье кардиналу Баньи: Дружеские чувства, которые я всегда испытывал по отношению к Вам... стали причиной, по которой я не спешил высказать Вам мнение о поведении господина Скотти, которое... мало разумно и слишком эмоционально. <...> Я хочу верить, что этот достойный Прелат прилагает много усердия, но, разумеется, он столь плохо знает Францию и столь мало чтит те добрые наставления, которые Вы ему дали, что несомненно сделает больше предосудительного, чем полезного, если не умерит себя. Можно ли считать отношения между Парижем и Римом в первой половине XVII в. достаточно устойчивыми (впервые нарушенными упомянутой буллой), или конфликт между ними нарастал постепенно? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, стоит обратить особое внимание на содержание переписки кардинала Ришелье в этот период. В 1636 г. возникла необходимость добиться от папы Урбана VIII, чтобы он признал недействительным брак наследника французского престола. Ришелье решает отправить в Рим опытного дипломата – маршала д’Эстре, который, однако, мог оказаться для папы персоной нон грата. Дело в том, что Франсуа Аннибал д’Эстре маркиз де Кевр (1572–1670) был произведен в маршалы после разгрома папских войск в Италии в 1624 г. в битве за Вальтеллину. Папа воспринял его назначение как личное оскорбление и впоследствии долго отказывался принимать д’Эстре в качестве посла. Несмотря на уверения Ришелье в добрых намерениях французского двора, в его письме к Урбану VIII начинают звучать угрозы, пока завуалированные: То, что происходит в отношении господина маршала д’Эстре, может иметь очень большие последствия, и я открыто не исполнял бы мой долг, если бы смиреннейше не умолял подходить к данному вопросу благоразумно. В общем, познавательно и обоснованно! Советую скачать и прочитать.

Amie du cardinal: Ознакомилась со второй статьёй Е.В. Шаповаловой: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ МОНАСТЫРСКОЙ РЕФОРМЫ ВО ФРАНЦИИ: ПОЗИЦИЯ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ. Исследован весьма любопытный аспект - осознание кардиналом необходимости преобразований в женских монастырях. Е.В. Шаповалова пишет: Так, в своем «Политическом завещании» Ришелье акцентировал внимание на необходимости преобразований именно в женских монастырях. Обращаясь к королю, он пишет: Склонность к интригам и проискам, укоренившаяся у слабого пола, порой так велика, что становится невыносимой, и я дважды видел, как Ваше Величество были вынуждены отменять свои предписания о выборах, дабы вернуть все как было. Может ли подобная тенденциозность объясняться личным предвзятым отношением автора к женскому полу? Действительно, Ришелье крайне скептически относился к женщинам во власти: Женщины, будучи ленивыми и болтливыми по природе, весьма мало пригодны для участия в руководстве государством, а если учесть еще, что они находятся под сильным влиянием своих страстей и, стало быть, почти не следуют доводам рассудка и справедливости, то одного этого достаточно, чтобы исключить любое их участие в государственном управлении. Тем не менее, факты биографии Ришелье свидетельствуют о том, что он вовсе не был женоненавистником. Начав карьеру под покровительством королевы Марии Медичи, он всячески превозносил ее достоинства не только в пору высокого положения при ее дворе, но и после, вплоть до их окончательного разрыва в 1630 г. Среди приближенных самого Ришелье были умные женщины, таланты которых он активно использовал в делах внутренней и внешней политики. Одна из них, знаменитая Марион Делорм, вероятно, была осведомительницей кардинала-министра. Особую роль в его жизни играла герцогиня д’Эгийон – племянница и близкий друг. Еще более важной представляется позиция в данном вопросе кардинала Ришелье – инициатора большинства преобразований в религиозной сфере. Так, Ришелье посвящает вопросу реформирования монастырей отдельный раздел своего «Политического завещания», сообщая следующее: В ранние мои годы распущенность нравов была так распространена в мужских и женских монастырях, что в те времена ничего, кроме грехов и дурных примеров, нельзя было найти в большинстве мест, где надлежало искать поучительные образцы. Признаюсь, мне служит немалым утешением видеть совершенное искоренение этих безобразий… В «Политическом завещании» Ришелье речь идет об общем упадке монастырей – как мужских, так и женских. Но когда кардинал настаивает на целесообразности назначения из центра (вместо выборов) настоятельниц женских монастырей, это выглядит проявлением его явной «гендерной дискриминации». Почему Ришелье акцентирует внимание на слабостях женского пола? Предположить здесь его личную пристрастность невозможно, поскольку речь идет о сочинении выверенном, предназначенном для короля, – фактически о программном документе, не оставляющем места для эмоций. Про автора: Шаповалова Елена Владимировна - преподаватель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Область научных исследований: история западноевропейского средневековья и раннего нового времени, история христианства, религиозные мотивы в театре и кинематографе.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Как приятно читать современное исследование с какими-то новыми идеями и выводами. Действительно, очень грамотные статьи, с выдержками из писем и документов. Amie du cardinal пишет: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ МОНАСТЫРСКОЙ РЕФОРМЫ ВО ФРАНЦИИ: ПОЗИЦИЯ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ. Интересно, что позиция автора совпадает со взглядами Элиан Вьенно, которая в своих исследованиях говорит о большой роли женщин в истории Франции второй половины XVI - первой половины XVII столетия. И еще особо приятно, что все имена грамотно переведены с французского языка, нет никаких "герцогинь д'Эгильон" и прочих, чем грешат часто наши исследователи.

Amie du cardinal: Instruction du Chrestien Духовное сочинение Ришелье 1636 года издания.

silentnight: Ребята! Помогите, пожалуйста, выделить черты абсолютизма по Ришелье!

Amie du cardinal: silentnight, так по Ришелье или при Ришелье? Вкратце по классовому составу французского абсолютизма при Ришелье: 1 Именно французский абсолютизм считается «классикой жанра». Особенно тот, что сложился при Короле-Солнце. 2 Характерно обновление французского дворянства буржуазией путём покупки аноблирующих должностей в судебно-административном аппарате. Чиновники составляли дворянство мантии. При этом они приобретали налоговой иммунитет и уже не занимались торговлей. Из этого нового дворянства и состояло правительство Ришелье. 3 Отдельно существовала торгово-промышленная буржуазия. 4 Новое дворянство постепенно, также как и старое, начинало занимать военные должности и получать церковные бенефиции. 5 Именно дворянство во Франции занимало руководящие должности в центральной и местной администрации, составляло двор, руководило церковью и возглавляло армию, то есть в его руках было управление страной. Что делал кардинал: 1 Укреплял этот самый абсолютизм путём административной реформы - дальнейшее развитие института интендантов. 2 Путём упразднения политической независимости гугенотов. 3 Путём назначения, а не избрания ряда представителей местной администрации. 4 Путём обеспечения работы принятых законов (казни дуэлянтов, например). 5 Путём пропаганды - памфлеты, «Газетт», поддержка лояльных литераторов и т.д. 6 Путём участия в антигабсбургской коалиции, вступления в войну и отстаивании интересов Франции на мировой арене, особенно защите её северных и восточных границ. Из 6 пункта вытекает и 7 Путём создания боеспособных армии и флота. 8 Путём обеспечения финансовой мощи государства в очень тяжёлой экономической ситуации (повышение налогов, подавление антифискальных восстаний и т.д.) Вот наиболее важные пункты.

МАКСимка: Cardinal Richelieu as Abbot of Citeaux Louis J. Lekai The Catholic Historical Review Vol. 42, No. 2 (Jul., 1956), pp. 137-156 Интересная и информативная статья о деятельности Ришелье на посту настоятеля аббатства Сито. Чтобы ее бесплатно прочитать в режиме онлайн, необходимо зарегистрироваться на сайте и добавить статью "на полку" (on the shelf). Одновременно туда можно добавить лишь три статьи, и они там находятся около 14 дней. В это время другие статьи просматривать нельзя. Затем через две недели " с полки" старые статьи сами удаляются и вы можете добавлять новые и читать.

Amie du cardinal: Новая статья Е.В.Шаповаловой. ИЗ ИСТОРИИ МОНАСТЫРСКОЙ РЕФОРМЫ ВО ФРАНЦИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.(расследование барона де Лобардемона) Аннотация. Барон де Лобардемон – преданный слуга кардинала Ришелье, священник а и государственного деятеля, проводившего политику государственных и церковных реформ. В частности, кардинал стремился к реформированию монастырей. В письме барона де Лобардемона речь идет о специальном расследовании, которое он проводил для кардинала Ришелье в некоторых французских аббатствах. Данная работа представляет собой попытку пролить свет на обстоятельства этого расследования и его причины

Amie du cardinal: HIS EMINENCE: CARDINAL RICHELIEU & RELIGIOUS STRUGGLE IN FRANCE

Amie du cardinal: Richelieu, un évêque tridentin ? Автор рецензии на Духовные сочинения кардинала де Ришелье, изданные в 2002 году - Альбер Жакмен, священник парижской епархии, лиценциат теологии.

Amie du cardinal: Неизданная проповедь епископа Люсонского (Рождество 1608 года) Un sermon inédit de Richelieu (Noël, 1608) http://gallica.bnf.fr/m/ark:/12148/bpt6k66853f/f5.r=cardinal+de+richelieu.langFR Это Галлика, поэтому ссылки не работают, сами копируем адрес и вставляем в строку поиска.

Amie du cardinal: Фронтиспис книги «Основы вероучения католической церкви, защищаемые от адресованного королю четырьмя шарантонскими пасторами сочинения Арманом Жаном дю Плесси, кардиналом де Ришелье, в бытность епископом Люсона». Издано в Париже, у Себастьяна Крамуази.

МАКСимка: Не знал, куда перевести пару фраз из новой книги Арно Тессье о Ришелье, но раз сам историк связывает эти жесты с контрреформистской позицией кардинала, то помещу здесь. Речь идет о финансировании Ришелье двух парижских больниц, сегодня исчезнувших - командорство Бисетр для искалеченных солдат и больница Шаритэ для бедных больных. На ряду с усилиями, предпринимаемыми для теологического коллежа Сорбонны и собственными трактатами о Вере, покровительство Ришелье двум парижским больницам дополняет его дейстельность в качестве образцового христианина.



полная версия страницы