Форум » XIX-XX века » Тайна аббата Соньера » Ответить

Тайна аббата Соньера

Snorri: Если зайти в среднестатистический книжный магазин, то в большинстве случаев на одной из полок можно обнаружить книгу, посвященную тайным учениям настоящего и прошлого, тамплиерам, катарам и прочим личностям, знавшим (или не знавшим) нечто такое, над чем ломают головы нынешние любители загадок, вроде Дэна Брауна. Были катары хранителями вселенской истины или поделом их сжигали при Монсегюре, речь пойдет вовсе не об этом, хотя косвенно нижеследующий рассказ касается Лангедока и всяческого мистицизма, настоящего или вымышленного. Доподлинно известно, что в конце XIX столетия в этом славном краю обитал некий Беранже Соньер, католический священник и новоявленный Крез. Известность себе он снискал тем, что внезапно разбогател, и никто не может с полной уверенностью ответить на вопрос, откуда взялось золото, позволившее ему жить на манер знатных сеньоров прошлого. Быль Родился Франсуа Беранже 11 апреля 1852 года в Монтазеле, что в департаменте Од, и был старшим из семи детей деревенского старосты. Как и его брат Альфред, он решил посвятить себя Богу и, после окончания школы Святого Людовика в соседнем городке Лиму и духовного училища, поступил в каркассонскую семинарию, где в июне 1879 был рукоположен в священники. Последующие три года он прослужил викарем в деревеньке Але, а в 1882 Соньера перевели в Кла, где он пробыл до лета 1885. Некоторое время он преподавал в семинарии Нарбонна, но вскоре вновь получил назначение в деревню, на сей раз - в Ренн-ле-Шато. Пробыв еще полгода в Нарбонне, аббат, заработавший к тому времени репутацию ярого монархиста, вернулся в свой приход, где его ожидали таинственные события, сделавшие его имя широко известным, но о них речь пойдет чуть ниже. Отец Беранже отстроил в Ренн-ле-Шато, насчитывавшем, по различным данным, от 150 до 300 жителей, роскошную виллу "Вифания", башню Магдала, отремонтировал церковь и баптистерий, находившиеся к моменту его приезда в весьма плачевном состоянии. Хотя он и был сыном зажиточного крестьянина и получал жалованье от государства в размере 75 франков, ни у кого не вызывал сомнений тот факт, что сумма его официальных доходов явно не покрывала расходов на довольно-таки дорогостоящие затеи. Беранже Соньер После смерти монсеньора Бийара, епископа Каркассонского, его место занял Поль-Феликс Бовен де Босежур. В отличие от своего предшественника, он не стал закрывать глаза на внезапное финансовое везение Соньера и затеял расследование, которое, впрочем, ни к чему не привело. Упрямца Соньера, отказывавшегося назвать источник своих богатств, в 1909 году отстранили от службы, что не слишком-то его и огорчило: он продолжал читать мессы в часовне в своем поместье, а все деревенские жители, вместо того, чтобы духовно совершенствоваться под чутким руководством нового священника, продолжали слушать проповеди аббата. Беранже Соньер подал апелляцию в Рим, где его оправдали и восстановили в должности, однако в 1915 году священник уходит на покой и доживает дни в своем поместье. 14 января 1917 года у 65-летнего Соньера случается сердечный приступ, а 17-го числа он умирает и позже находит последнее пристанище на церковном кладбище Ренн-ле-Шато. Все имущество он завещал Мари Денарно, своей служанке, которая в 1946 году была вынуждена продать "Вифанию" Ноэлю Корбю. На вырученные деньги она безбедно дожила свой век в Ренн-ле-Шато (причем семейство Корбю позволило ей остаться на вилле), где и скончалась 29 января 1953 года в возрасте 85 лет. Легенда Итак, данные сведения из биографии нашего героя не вызывают никаких сомнений, т.к. все они имеют документальное подтверждение. Казалось бы, достаточно обычная история - и оставаться ей таковой, если бы не один момент: откуда у сельского кюре взялось баснословное богатство? Вопрос этот до сих пор не дает покоя многим, в результате чего на свет появляются бесчисленные исследования научно-популярного толка. Жак Ривьер, Рене Декадейя, Жан Робен, Брюно Демонт, Жан-Жак Бедю, Жан Блюм и другие авторы исписали сотни страниц, пытаясь понять, что же случилось на самом деле. Вид на Ренн-ле-Шато Если условиться, что весь дальнейший рассказ будет по большей части состоять из гипотез, то пробелы в жизнеописании аббата Соньера можно заполнить следующим образом. Будучи приходским священником, отец Беранже проводил с детьми занятия в воскресной школе и нередко ходил с ними на прогулки. 24 октября 1885 года аббат вместе со своим знакомым нотариусом повел учеников в горы. Взрослые ушли немного вперед. Внезапно раздался крик: раненый Соньер звал на помощь, тогда как нотариус погиб на месте. Полиция установила, что произошел несчастный случай, после чего дело закрыли. Незадолго до этого усопший принес священнику некие латинские тексты с просьбой перевести их на французский язык. По одной из версий, в них говорилось о тайнике, где были спрятаны сокровища, которые эти двое попытались обнаружить в тот злополучный осенний день. В 1891 году начались работы по реконструкции алтаря деревенской церкви, построенной в VIII-IX вв. на фундаменте эпохи вестготов. Приподнимая алтарную плиту, каменщики и присутствовавший при этом Соньер обнаружили, что одна из опор была заполнена сухими листьями, среди которых хранились три или четыре запечатанных в трубки свитка. Аббат немедленно сообщил о находке мэру, пожелавшему передать документы в архив, однако священник возразил: лучше их продать, а вырученные деньги пустить на нужды деревни. Мэр с предложением согласился, поручив Соньеру заняться поиском покупателей, однако попросил предварительно снять копии с найденных текстов. Пытаясь расшифровать тайный смысл, заключенный в документах, в 1893 году аббат обратился к епископу Каркассонскому. По слухам, сам поклонник тайных учений, прелат снабдил Соньера деньгами (1400 франков, якобы вырученные за свитки, которые тот должен был отдать мэру Ренн-ле-Шато) и направил к своим знакомым в Париж. Провинциальный священник мгновенно попал в водоворот жизни тайных обществ, которых в столице было великое множество. Среди новых знакомых Беранже Соньера сплошь выдающиеся люди: блестяще образованный лингвист Эмиль Оффе, литераторы Стефан Малларме и Морис Меттерлинк, композитор Клод Дебюсси, а также оперная дива Эмма Кальве, с которой у аббата начинается страстный роман. Позже она несколько раз наведывалась в Ренн-ле-Шато, к вящему неудовольствию Мари Денарно. Что же это были за документы, позволившие Соньеру войти в столь избранное общество? По словам Майкла Байджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна ("Священная загадка"), "три документа содержат генеалогические древа: одно из них датировано 1243 годом и имеет печать Бланки Кастильской, второе - от 1608 года с печатью Франсуа Пьера д'0тпуля, третье - от 24 апреля 1695 года с печатью Анри д'0тпуля. Четвертый документ, исписанный с обеих сторон, подписан каноником Жан-Полем де Негр де Фондаржаном и относится к 1753 году. Похоже, что эти документы были спрятаны около 1790 года аббатом Антуаном Бигу, предшественником Соньера в приходе Ренн-ле-Шато". Вернувшись в свой приход, аббат Соньер продолжает следить за ходом реставрационных работ, во время которых, возможно, обнаруживает золото. Был ли это древний клад или "медали из Лурда", которые после своей отставки Соньер вынужден был продавать, сказать невозможно. Он начинает вести активную переписку, совершает частые поездки за границу, принимает гостей на вилле, которую, к удивлению всех, строит на собственные средства. Будучи человеком весьма неглупым и понимая, что человеческая зависть не знает пределов, священник пускает деньги на благотворительность - помогает односельчанам, поддерживает неимущие семьи, заботится о тяжелобольных. Коллег он тоже не оставляет без внимания: кюре из соседних приходов и сам епископ Каркассонский, освятивший храм в 1897 году, получают от него дорогие подарки. Церковь Ренн-ле-Шато В 1909 году новый глава епархии принимается за расследование "дела аббата Соньера", для чего требует финансовый отчет по состоянию дел в приходе. Соньер заявляет, что средства на ремонт церкви и строительство усадьбы он получил от неких "раскаявшихся грешников", которых сумел наставить на путь истинный, а также в качестве пожертвований от лиц, стремившихся поддержать католическую веру. Среди них была и вдова графа Шамборского, внука Карла X, в пользу которого последний прямой Бурбон отрекся в июле 1830 года, а также эрцгерцог Иоганн Габсбург, родственник императора Франца-Иосифа. Тогда епископ Босежур обвиняет аббата в симонии и добивается его отстранения от должности, после чего следует апелляция в Ватикан и оправдание Соньера. Пока священник не имел права служить мессу в приходской церкви, его обязанности временно исполнял аббат Марти. Однако этот достойный служитель Божий столкнулся с несколькими сложностями одновременно. Во-первых, дом священника, в 1905 году перешедший в собственность деревенских властей, уже был сдан в долгосрочную аренду Соньеру, никто из сельчан не спешил приглашать его преемника к себе на постой, а потому незадачливый кюре был вынужден обосноваться в соседней деревне. Во-вторых, проделав нелегкий путь до Ренн-ле-Шато (расположенный, спешу заметить, на гористом возвышении), Марти обнаруживал пустую церковь - прихожане уже слушали мессу в часовне "Вифании", а службу вел не кто иной как Беранже Соньер. Башня Магдала С 1911 по 1916 гг. аббат испытывает определенные финансовые трудности, поэтому он вынужден продавать монеты и медали из Лурда, заботливо хранившиеся в его коллекции. С началом Мировой войны переписка с заграницей прекращается, как и визиты важных особ. Злые языки пытались обвинить Соньера в шпионаже в пользу Германии и Австрии, однако власти не трогали пожилого священника. В конце 1916 аббат, чье материальное положение несколько улучшилось, планирует построить дорогу между Ренн-ле-Шато и соседним поселением Куизой, а также обнести деревню крепостной стеной, однако замыслам этим не было дано осуществиться: в январе следующего года Соньер скончался от последствий инфаркта. По свидетельствам очевидцев, аббат Ривьер, служивший в соседней Эсперанзе, долго беседовал с умирающим, но так и не дал тому отпущение грехов. Ривьер вернулся утром 17-го числа, когда Соньера уже не стало, чтобы причастить и отпустить грехи своему собрату. Говорили, что еще целый год он не мог прийти в себя после услышанного. На похороны необычного кюре собрались все жители Ренн-ле-Шато, в полной мере отдавшие ему последние почести. Могила аббата Соньера в Ренн-ле-Шато Миф Итак, в чем же заключался секрет богатства аббата Соньера? Какими знаниями он обладал, что привлекал к своей фигуре внимание выдающихся людей своей эпохи? Существуют следующие версии: 1. во время ремонта церкви Ренн-ле-Шато Соньер обнаружил сокровища вестготов (хотя, казалось бы, за столько веков должны были найтись кладоискатели, не испытывавшие пиетета по отношению к чужому имуществу); 2. сокровища находились не в церкви, а в другом месте, например, в одной из пещер, а ключ к ним был указан в бумагах, показанных Соньеру несчастным нотариусом, или же в свитках, найденных в алтарной опоре; 3. аббат обнаружил некие документы, которые сумел крайне выгодно продать. По одной из версий, они содержали сведения о потомках Меровингов, имевших право претендовать на корону Франции; по другой, в них заключалась информация религиозного характера (горячий привет Дэну Брауну); 4. богатство Соньера появилось благодаря махинациям: аббат принимал многочисленные заказы на мессы, каждая из которых стоила один франк, разумеется, не служил их (да и как можно представить себе священника, читающего не менее миллиона месс!), а деньги пускал на собственные нужды; 5. Соньер действительно получал дары от богатых донаторов. Хотя немедленно возникает вопрос: почему именно он и почему в таких фантастических для сельского кюре размерах; 6. аббат выиграл очень большую сумму в лотерею, умудрившись не привлечь к себе внимание газетчиков. Что из этого ближе к действительности, сказать сложно, если вообще возможно. После смерти загадочного священника Мари Денарно сожгла все его личные бумаги. Продав "Вифанию" Ноэлю Корбю, она не раз восклицала: "Вы ходите по сокровищам, даже не догадываясь об этом!" и "Перед смертью я расскажу вам секрет, который сделает вас могущественным". В чем же заключалось это могущество, она так и не поведала. Мари Денарно Характер ее отношений с Соньером также остается загадкой. Точно известно, что Денарно прислуживала аббату с 18 лет и ухаживала за ним до самой его смерти, проводила в его компании почти все время и так и не вышла замуж. Это нисколько не смущало жителей Ренн-ле-Шато: Марселин Дефурно ("Испания Золотого века") писала, что во многих деревнях существовала следующая практика - на общем сборе жители выбирали любовницу вновь прибывшему священнику, чтобы иметь возможность безбоязненно отпускать своих дочерей на исповедь. Унаследовав имущество отца Беранже, она продолжала пользоваться уважением односельчан и в мире и почете дожила до 1953 года, когда, как и ее хозяин, скончалась от инсульта, не успев открыть тайну новому владельцу "Вифании". Мари Денарно и Беранже Соньер в саду «Вифании» Возможно, вся эта история была раздута Ноэлем Корбю, желавшим увеличить приток инвестиций в Ренн-ле-Шато и привлечь туристов. Как бы там ни было, интерес к интриге не утихает по сей день, заставляя издательства печатать все новые книги, посвященные загадке лангедокской деревни. Снимаются документальные фильмы, а в 1989 году французское телевидение выпустило экранизацию романа Жан-Мишеля Тибо "Золото дьявола", в котором автор придерживается мистической трактовки событий.

Ответов - 0



полная версия страницы