Форум » Французский и мировой кинематограф » Похищенный рай » Ответить

Похищенный рай

Snorri: Фильм основан на романе Мэрион Мид, и рассказывает о драме 12 столетия - обреченной любви Абеляра и Элоизы. Абеляр (Дерек де Линт) - профессор философии в соборной школе Нотр Дам. Он считался лучшим преподавателем в Париже в то время, когда профессора философии обязаны были хранить целомудрие, но Абеляр - идеал и образец для подражания учеников, рискуя карьерой и положением в обществе, влюбляется в свою ученицу Элоизу (Ким Томсон), юную девушку из высшего сословия, обучавшуюся в женском монастыре, обладающую яркой внешностью и умом. По мере развития отношений влюбленных честолюбивый дядя Элоизы Фулберт (Денхом Эллиотт), который надеялся выдать ее замуж за богатого господина, предпринимает жестокие действия в отношении влюбленных... Год выпуска: 1988 Страна: Великобритания, Югославия Жанр: Драма, исторический, мелодрама В ролях: Дерек Де Линт, Ким Томсон, Денхольм Эллиотт Режиссер: Клайв Доннер Продолжительность: 01:47:50

Ответов - 3

Snorri: Давеча посмотрела "Похищенный рай" (они же "Украденные небеса", в оригинале - Stealing Heaven) от режиссера Клайва Доннера. Как истинная блондинка впечатлилась. История Элоизы и Абеляра известна многим: знаменитый преподаватель философии Пьер Абеляр соблазняет свою ученицу, юную Элоизу, славившуюся живым умом и ученостью, сделавшей бы честь любому образованному мужчине тех времен (а времена были суровые: ученость женщине считалась ни к чему, Kinder, Kuche, Kirche - вот предел ее, дщери евиной, мечтаний). Элоиза рожает своему возлюбленному сына, называет его Астролябием (от большой любви, видимо), после чего у Абеляра просыпается совесть, и он женится - тайно, ибо преподавателю школы при Сорбонне положено хранить целомудрие. Чтобы дядя Элоизы, намеревавшийся выгодно пристроить девушку замуж, не причинил ей вреда, супруг прячет ее в монастырь. Фулберт же, пылая праведным негодованием, нанимает виртуозов душегубства, которые легким движением руки лишают Абеляра возможности в дальнейшем соблазнять кого бы то ни было. Страдающий философ принимает волевое решение удалиться в монастырь и настаивает на том, чтобы и жена последовала его примеру. Элоиза подчиняется. Все оставшиеся им годы супруги ведут переписку, активно участвуют в жизни своих обителей, Абеляр преподает и пишет трактаты. В фильме, разумеется, никакого упора на философские тонкости не делается, чистое мыло, но мыло, снятое красиво. Не берусь судить об историчности/неисторичности деталей - слишком долго, да и не в них суть. А суть, на мой взгляд, в следующем. История о Большой и Чистой Любви получилась, на мой предвзятый взгляд, односторонней. В том смысле, что любила, по существу, только Элоиза, а Абеляр... Абеляр получился эдакой вариацией Ральфа де Брикассара, сиречь человеком самовлюбленным, погруженным исключительно в собственные переживания и ни на какое самопожертвование ради другого не способным. Разумеется, эгоизм прикрывается: 1. рассуждениями о собственном избранничестве на преподавательской ниве (ах, если я паду в объятиях женщины, то лишусь своего богодохновенного преподавательского дара!); 2. довольно лицемерными мыслями о Боге, а точнее, нерешительность, терзающая великовозрастного Ромео, принимается им за проявление гнева Божьего. Даже предложение руки и сердца, кажется, продиктовано страхом Абеляра перед местью Фулберта и покровительствующего ему епископа Парижского. Когда же он понуждает Элоизу принять постриг, фактически намекая ей тем самым на то, что именно она сбила его с пути истинного и привела к весьма печальному финалу, захотелось плюнуть в монитор. Сдержалась. Элоиза же привела меня в откровенный восторг. Она не каноническая красавица, но "цепляет". Очень энергичная, умненькая, смелая девушка, которой ни один мужчина в фильме в подметки не годится. Впрочем, вру. Журден, самый верный ученик Абеляра, был с первого дня влюблен в фулбертову племянницу, зажав волю в кулак, помогал ей и учителю, а когда последний впал в истовую набожность, предложил Элоизе выйти за него. Увы, не сложилось. Спустя много лет он принял на службу молодого рыцаря с эксцентричным именем Астролябий. Если же отвлечься от эмоций, то расстановка сил мне представляется следующей. Абеляр (здесь как и выше я говорю о персонаже фильме, а не о реальном историческом лице) представляет собой воплощение разума и свойственных этому разуму сомнений. Элоиза же - это чувства, стихия. Одним словом, прошу прощения за избитость фразы, мы видим слияние и противоборство аполлонического и дионисийского начал, которые не могут быть вместе, но и порознь им плохо. В первом случае - это больше касается Абеляра, во втором же - Элоизы. И если в монашеском уединении философ познал успокоение, вдали от возлюбленной оценил силу ее чувств и по-настоящему испытал к ней душевную привязанность, а не только вожделение, то его супруга так до конца и не смирилась с утратой рая, что она ненадолго обрела в объятиях Пьера Абеляра. Скриншоты.

МАКСимка: Snorri пишет: В фильме, разумеется, никакого упора на философские тонкости не делается, чистое мыло, но мыло, снятое красиво. Вчера посмотрел этот фильм. Абсолютно согласен - мыло, но красиво снятое. Музыка, декорации, атмосфера средневековой монастырской жизни и Парижа XII столетия передана, а это главное, как мне кажется. И на фоне этого любовь, конечно, сперва счастливая, но затем трагическая. Snorri пишет: Спустя много лет он принял на службу молодого рыцаря с эксцентричным именем Астролябий. Какова, кстати, его судьба?

Snorri: МАКСимка Какова, кстати, его судьба? Точно известно, что сперва он рос в семье сестры Абеляра, Дениз, в Бретани. Абеляр много писал сыну, известно, что тот получил очень хорошее образование. В 1143 году Элоиза просила Петра Достопочтенного, настоятеля монастыря Клюни, выхлопотать для своего сына пребенду. Из ответного письма становится ясно, что Астролябий стал клириком (Режин Перну объясняет, что в те времена клирик и священник не были равнозначными понятиями. Клирик приносил обет служения Церкви, был обязан жениться на целомудренной девушке и т.п., но не давал обета безбрачия, не служил мессу и т.п.). После сведения расходятся. Согласно одним упоминаниям, он стал каноником в Нанте, благодаря протекции своего дяди Поршера (1153/1157 гг.). Согласно другим источникам, в швейцарском цистерцианском аббатстве в местечке Отрив был настоятель по имени Астролябий (1162), который скончался 5 августа 1171/1172 гг.. В Параклете, основанном его отцом и где позже была аббатиссой Элоиза, за Петра Астролябия молились 30 октября, но, как говорится в одном источнике, дата поминовения необязательно должна была совпадать с датой успения. Так что вполне возможно, что это один и тот же человек, сын Элоизы и Абеляра, из белого духовенства перешедший в черное, т.е. принявший монашество.




полная версия страницы