Форум » Арман Жан дю Плесси Ришелье » Кардинал - мишень памфлетистов » Ответить

Кардинал - мишень памфлетистов

МАКСимка: Ни для кого не секрет, что нападки на кардинала со стороны памфлетистов были особенно жестокими и ярыми. Размещаем здесь примеры памфлетов и эпиграмм.

Ответов - 25 новых, стр: 1 2 All

Kseniya-queen: Эх, ихвините, что разбавляю столь хорошие стихи сим безобразием... ) Франсуа Блюш. Ришелье. Серия ЖЗЛ. Кардинал, мишень памфлетистов Ришелье избирают своей мишенью рифмоплеты — осторожно на протяжении его опасного для них правления, безудержно с момента его смерти. Их скверные, хотя и окрашенные неподдельным чувством, стишки источают — от имени знати, буржуазии и народа — язвительность, гнев и злобу. Разумеется, они не являются единственными выразителями общего мнения — у кардинала сохранилось несколько защитников, например, Буаробер и Скюдери, — но анализ нанесенного ему ущерба весьма поучителен, так же как разнообразие и страстность обвинений. В алфавитном порядке Ришелье именуется: атеистом (sic), безбожником, вором, то демоном, то дьяволом — его часто связывают с адом. Еще он животное, злодей, змей, извращенец, кровожадный колдун, кровосмеситель (к этому мы еще вернемся). Лгун, мошенник, нечестивец и отступник. П: палач (на него возлагают всю ответственность за казнь Шале, Бутвиля, Монморанси и Сен-Мара). С: стяжатель и скупец. Т: Тиран, У: узурпатор (власти? суверенитета?). И напоследок: убийца, царек, чудовище и шарлатан. О жестоких антономазах: Данные ему эпитеты и прозвища не всегда имеют отношение к истории или мифологии. Используются также некоторые риторические приемы. И тогда кардинал становится ad libitum (на выбор) тираном Дионисием, Тиберием, Иродом или Гелиогабалом. Плеяда убийственных перифраз: На фоне десятков выражений и пересекающихся, запутанных перифраз выделяется несколько излюбленных тем: честолюбие, злоба, тирания, вольность мыслей и нравов и, наконец, «демоническая чудовищность». 1. Необузданное честолюбие. Странная мешанина превращает Ришелье в «хитрого кардинала», «великого обманщика», «опасного фаворита» и «злокозненного слугу». То он «придворный кумир» (sic), то «очередной золотой телец» (sic). Он также «король без королевства», «парижский папа» (любопытное обвинение) и «галльский император», а также «мировой честолюбец»... 2. Злодей. «Великий вор», «народная чума», «отец всех налогов», министр-кардинал именуется любезно «Мэтр Коготь». «Когтем, — пишет Фюретьер, — называют злых людей, использующих свою власть, дабы грабить и мучить других». Помимо Когтя он еще Лицемер и Папаша Юбю. 3. Жестокий тиран. Ришелье называют «спесивым царьком» и «небывалым палачом», «жестоким филистером», «князем войны». «Бич Земли» (sic), он является также «смутьяном рода человеческого». Воплощение безграничного деспотизма, этого министра, «насаждающего несправедливость и железную волю», именуют «тираном своего господина», «тираном французов», «тираном Франции», «великим неподражаемым тираном» и даже «тираном, превосходящим всех тиранов»! 4. Недостойный служитель Божий. Всемогущий министр Людовика ХIII кажется полной противоположностью своему коллеге Берюлю или Винценту де Полю. «Исповедник без веры», «варварский священник», «священник без посвящения», «священник без требника» или еще: «епископ без посоха», «политик без веры», «безбожный кардинал», а иногда «великий враг Господа»! 5. Развратник. Интимная жизнь кардинала оставалась за семью печатями, и писаки, за неимением фактов, их изобретали. Такова абсурдная и постоянно повторяющаяся история любовных отношений между Ришелье и его племянницей. Вот подобный пример в стишках под названием «Визит к мадам Комбале»: Бонжур, мадам консьержка, Вы, кумушка, очень добры, Муж оставил вас девственницей, А дядюшка сделал мамашей. Вот еще один катрен, написанный уже после смерти Ришелье: Не стоит удивляться, Что бедная герцогиня плачет. Ведь она потеряла одновременно И отца, и дядю, и супруга. 6. Чудовище. В стихах нам изображают, как святой Петр отказывается впустить Ришелье в рай: Иди к Плутону, там бряцай своим оружием, Мой замОк закрыт для тебя. Разумеется, на небесах не могли бы принять «столь дерзкое чудовище», «чудовище отвратительное», «самого бесчеловечного из людей»... 7. Пособник Сатаны. Вероятно, существуют чудовища, внушающие жалость. Но Арман Ришелье не таков, он сочтен чудовищем сатанинским, «демоном среди людей», «вселенским демоном» (sic), «адским министром», «достойным представителем Люцифера», «сыном Люцифера». Он также безрогий Сатана, «князь ада». Подобные вирши служат эпитафиями и другим деятелям Великого века — Мазарини, Кольберу, Людовику XIV; но нигде вы не найдете столько ядовитой враждебности и злобы.

Kseniya-queen: Эпиграммы Ля ЖИРОДЬЕР *** Ты подчинил монарху Ла-Рошель, Форт, ересью грозивший нам досель, И против новых козней принял меры: Сорбонну сделал фортом нашей веры. СЕЗАР БЛО, барон де ШОВИНЬИ *** Скончался Ришелье, французский гений. О горе для грядущих поколений. Но От нас дождаться слез и пеней Ему вовек не суждено. * * * В ряд с Ришелье ты ставишь Мазарини. Но, сравнивая их, имей в виду, Что первый вел осла на поводу, Второй верхом гарцует на скотине. Д'АСЕЙИ *** Сей муж, нас грабивший помалу и помногу, Принес французам уйму бед. Теперь он душу отдал Богу, Но взял ли Бог се — вестей покуда нет. ПЬЕР КОРНЕЛЬ Ко мне был слишком добрым кардинал, Дабы о нем сказал я злое слово, И слишком много он мне сделал злого, Дабы о нем я доброе сказал. ИСААК де БЕНСЕРАД * * * Всех смертных разделив судьбу, Здесь Ришелье лежит в гробу. Я слезы лью, я удручен: Ведь с ним лежит мой пенсион.

Amie du cardinal: Здесь владеющие французским могут прочитать сатирическую поэму в тысячу строк, направленную против Ришелье и его правительства "Современное правительство, или Похвальное слово Его Преосвященству". Написана она около 1636 года. Там упоминаются с издевкой родственники и друзья монсеньора.


Мария Терезия: К сожалению, трудно определить, какие из множества историй о поведении Ришелье правдивы, а какие — нет. Рассказ о том, как Ришелье однажды облачился в маскарадный костюм, для того чтобы позабавить Анну Австрийскую, — явно злонамеренная выдумка. Таллемаи является нашим главным поставщиком анекдотов, но он всегда старался придать пикантность скучным сплетням и часто — как в рассказе об окончательной отставке литературного секретаря Ришелье и его «мальчика на побегушках», Буаробера, — изображает правду в карикатурном виде. Буаробер, несомненно, пропустил известную парижскую проститутку и бывшую актрису на открытую репетицию пьесы «Мирам», проходившую в 1641 г. в одном из самых маленьких личных театров Ришелье в Пале-Кардинале, а та постаралась, чтобы ее присутствие заметил Гастон, который также явился без приглашения. На первый вечер вообще явились непрошеными многие дамы; они назвались именами, которые, как им было известно, есть в списке, и их рассадили по местам. Король в присутствии Гастона подшутил над Ришелье по поводу женщин, присутствовавших на репетиции, и Гастон сказал, что видел там даже актрису. Таллеман пишет, что Ришелье, по слухам, был в ярости. Таллеману нужно было просто представить Ришелье в смешном или даже нелепом виде, и поэтому он сообщает, что это герцогиня д'Эгийон настояла на отставке Буаробера, но из этого рассказа трудно понять, что именно произошло и была ли реакция Ришелье или его племянницы чрезмерной.

Арамисоманка: А мне кажется, что многие из этих памфлетов просто сочинены завистниками, поэтому полностью правдивыми быть и не могут.

Amie du cardinal: Арамисоманка пишет: многие из этих памфлетов просто сочинены завистниками Безусловно. Или просто заказуха. То есть памфлетист мог в глубине души вполне одобрять Ришелье, но враги кардинала ему щедро заплатили, и он согласился его обгадить. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать." Вот, например, памфлет, ссылку на который я дала выше. Кто же поверит, что все сотрудники Ришелье были такими исчадиями ада, которыми их рисует неизвестный памфлетист.

Арамисоманка: Amie du cardinal Да. И этот памфлет, и другие - заказуха. Мария Медичи с Гастоном платили, они и писали. А Матье де Морг вообще предатель.

Amie du cardinal: Арамисоманка пишет: А Матье де Морг вообще предатель. Да уж разумеется. Кстати, здесь можно прочитать интересную современную статью про него "Матье де Морг, добрый француз или добрый католик?"

Мария Терезия: "Стихи" Мирона, казначея Людовика 13, написанные по просьбе короля по случаю смерти кардинала: Его уж больше нет; убрался кардинал! Конечно, дом его в нем много потерял; Но многие от всей души возвеселились, Что от него на век уже освободились. Всю жизнь свою родство своё обогащал, Он хищность, брак, обман на то употреблял; Но время то прошло: его уж больше нет. Без страха быть в тюрьме пусть каждый рассуждает, - В свинцовом гробе тот уж крепко почивает, Кто горестью других себя здесь утешал; И бронзовый король, когда он проезжал Чрез мост, как бы сказал, глядя на всех в ответ: Я с вами радуюсь - его уж больше нет.

Amie du cardinal: Мария Терезия пишет: "Стихи" Мирона, казначея Людовика 13, написанные по просьбе короля по случаю смерти кардинала: Не думаю, что на самом деле достоверно известно, что сии вирши написаны именно по заказу короля. Всё же хочется верить, что монарх не докатился до такой низости. "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!"

Lady Rumina: Жаль, что французы оказались столь благодарны за труды кардинала Впрочем, когда к власти пришёл Мазарини, они получили возможность оценить Ришелье

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Не думаю, что на самом деле достоверно известно, что сии вирши написаны именно по заказу короля. И правильно думаете, потому что это творение я прочла у г-на Дюма , а ему стоит верить "лишь наполовину")))

Amie du cardinal: Вот отрывок из книги Пола Скотта, посвященной памфлету «Le Gouvernement présent, ou éloge de son Eminence, satyre ou la Miliade», опубликованной в 2010 году. Здесь автор рассуждает о сексуальности Ришелье в конкретной связи со знаменитым памфлетом , какие, дескать, обвинения там выдвигаются. Канцлера Сегье там высмеивают как рогоносца, причем рога ему наставил священник; у обжоры Бульона такой же сексуальный аппетит, как и гастрономический и т.д. «Сам Ришелье в значительной степени избежал позорного пятна сексуальной непристойности, несмотря на современные ему слухи, связывающие его с тремя разными женщинами: герцогиней д'Эгийон, его племянницей; женой маршала де Шона; наиболее убедительные обвинения называют молодую женщину низшего сословия из столицы, прозванную Марион Делорм. Однако, в то время как эротический троп не используется явно из уважения к министру, имеется пример смягченного намёка на минувший опрометчивый шаг, когда говорится о его отношениях с Леоном Бутийе, графом де Шавиньи. С одной стороны, это помогает почувствовать, что Ришелье присваивал отцовскую роль в своей семье, которая, как я буду обсуждать позднее, совпадала с простым взятием на себя ответственности, что неверно в рамках страны и особенно в отношении монарха. С другой стороны, это также косвенный намек на популярные утверждения, что Ришелье зачал графа Шавиньи в свою бытность епископом Люсона. Несомненно, они тесно сотрудничали, и это могло бы объяснить быстрый приход к власти Шавиньи, хотя это заявление до некоторой степени смягчается фактом, что его отец и дед были преданными слугами короны. Что касается других тропов, используемых в поэме, отцовство фаворита министра не единственный обсуждаемый здесь вопрос, потому что в игру вступают иные намеки. Поэт заявляет, что позиция Шавиньи неуязвима и что "он первый фаворит этого министра с гнилым задом". Эти подразумевает проблемы со здоровьем, от которых длительно страдал Ришелье, в результате геморроя; этот куплет служит примером мнению Лорана Авезу, что "геморрой Ришелье пользовался международной известностью и вдохновлял всю площадную поэзию". Однако, вместе с тем, куплет спаривает двусмысленный термин фаворит с испорченной прямой кишкой Ришелье, что указывает на содомию и передающиеся сексуальным путем инфекции. Это далее подкреплено следующими строками, которые касаются похотливой неумеренности Шавиньи, достигающими высшей точки в замечании "он покорен женщинами", такая чрезмерная привязанность к женщинам, составляющая ранний современный признак женоподобия. Здесь не поднимается вопрос о содомии в реальности; мы знаем, что Ришелье решительно склонялся к жещинам, но скорее как тонкий намек на скабрезность и содомию, что указывает не на поступки, а скорее, приводит к более удаленному выводу о том, что эти разрушительные отношения олицетворяют управление Ришелье в целом, которое порождает и развивает нездоровье в политическом теле. Природа этого представления, тщательно собранного в La Miliade та же, что призывает "широко распространенное современное представление о содомии как симптоме космического или культурного беспорядка". Именно Франция пассивно терпит долгое изнасилование министерством Ришелье, тема, которая также поднимается в мнении, что " Арман владеет Луи". Описание недуга Ришелье и его хрупкого тела с ректальными недомоганиями аналогично страдающему и расчлененному политическому телу, как если бы Ришелье был неизлечимым и смертельным вирусом, который заразил Францию. »

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Именно Франция пассивно терпит долгое изнасилование министерством Ришелье, тема, которая также поднимается в мнении, что " Арман владеет Луи". Не так уж и пассивно.

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: эти разрушительные отношения олицетворяют управление Ришелье в целом, которое порождает и развивает нездоровье в политическом теле. Если так трактовать, то можно в любом благом деле найти изъян. А уж про современных политиков и говорить не хочется))))

Amie du cardinal: Мария Терезия пишет: Если так трактовать, то можно в любом благом деле найти изъян Думаю, что Пол Скотт не выражает свое мнение, а лишь объясняет позицию памфлетиста. Причем примешивая какие-то психоаналитические аспекты, не являющиеся очевидными.

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Думаю, что Пол Скотт не выражает свое мнение, а лишь объясняет позицию памфлетиста. Это понятно. В критике всегда трудно найти правильную подоплеку.

МАКСимка: Одним из самых решительных памфлетистов был Жак д'Апшон, сеньор де Шантелуб (скончался в 1641-м году). Он был губернатором Шинона, к нему в период конфликта с Людовиком XIII Мария Медичи прислушивалась. В 1621-м году он отказался от своего губернаторства и поступил в Ораторию Берюля. После Дня Одураченных Шантелуб последовал в ссылку с королевой-матерью.

Amie du cardinal: Письмо отца Шантелуба кардиналу де Ришелье, 1632 год. Отсканированное издание 1632 года - памфлет Шантелуба против Ришелье.

Миледи Винтер: Amie du cardinal пишет: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать." Bravissima! Видно,памфлетисты питали к Ришелье устойчивую антипатию!



полная версия страницы