Форум » Арман Жан дю Плесси Ришелье » Интересные детали и подробности » Ответить

Интересные детали и подробности

Snorri: Интересные детали и подробности Предлагаю в этой теме выкладывать различные разрозненные факты, представляющие интерес для всех, кто увлечен личностью Ришелье.

Ответов - 77, стр: 1 2 3 4 All

Snorri: В разных источниках пишут, что Ришелье, после "самоотвода" своего брата Альфонса, изучал богословие в: - Наваррском коллеже - коллеже Кальви - Сорбонне - Лизье. Согласно Леону Лакруа, обучался он все-таки в Кальви. Дело в том, что Сорбонна делилась на четыре подразделения, в соответствии с контингентом учащихся: французскую, пикардийскую, нормандскую и немецкую. Как и Оксфордский и Кембриджский университеты, Парижский состоял из коллежей. Во французском подразделении изучением богословия занимался коллеж Кальви. Как я понимаю из названия, Лизье принадлежад к нормандской ветви. Так что, вероятно, Ришелье, будучи студентов французского подразделения университета, брал уроки у Жана Энекена, богослова из коллежа Лизье.

Snorri: После ухода Жака дю Плесси, дяди отца будущего кардинала, кафедра епископа Люсонского оставалась вакантной. Тогда на семейном совете было решено, что один из сыновей главного прево станет в будущем главой епархии. Первой кандидатурой был Арман, самый младший сын. Альфонса, второго по старшинству, приготовляли к служению в Мальтийском ордене, но, вследствие его неумения плавать, эту идею оставили, а в будущем митру было решено возложить именно на его голову. Таким образом, Арман получал возможность стать военным.

Snorri: Считается, что первым зафиксированным документально предком Ришелье был Гийом дю Плесси, сеньор де Вервольер и де Брэ. Однако он был первым дю Плесси, упомянутым в 1201 году во французских документах. Дело в том, что в тот период Пуату и Турень, где находились упомянутые выше вотчины семьи, перешли из рук английской королевской династии Плантагенетов в руки короля Франции Филиппа-Августа. До этого упоминается некий Лоран дю Плесси, сопровождавший Ги де Лузиньяна, ставшего впоследствии королем Кипрским и Иерусалимским, во Втором Крестовом походе.


Snorri: Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези (Святого Людовика Французского), где 21-летний Ришелье был рукоположен в епископы: Этот храм является официальной церковью представителей французского католического духовенства в Риме. Она располагается неподалеку от Пьяцца Навона. Проект принадлежит архитектору Джакомо делла Порта, а руководил строительством его коллега Доменико Фонтана приблизительно с 1519 по 1585 гг. Деньги на строительство частично были дарованы королевой Екатериной Медичи. Посвящен храм Деве Марии, Святому Дионисию Ареопагиту и Святому Людовику. Внутреннее убранство храма дополняют замечательные картины кисти Караваджо, исполненные примерно в тот же период, что Ришелье приезжал в Вечный город, "Призвание Матфея", "Вдохновение Святого Матфея" и "Мученничество Святого Матфея". Так выглядит интерьер церкви:

Snorri: А это церковь Святого Евстахия (Сент-Эсташ) в Париже, где Ришелье был крещен в мае 1586 года и священник которой и соборовал его накануне смерти. Расположена она рядом с районом Ле-Аль (Рынок), где прежде располагался знаменитый рынок. Также это место было известно как Чрево Парижа. Церковь строилась с 1532 по 1637 гг. (имеется в виду здание, сохранившееся по наши дни) по проекту итальянского архитектора Доменико да Кортона и является интересным сочетанием готического и ренессансного стилей. Там же были крещена будущая маркиза де Помпадур, венчался Мольер и нашел последнее пристанище Жан-Батист Кольбер, еще один великий министр.

Deidra: Из базы вопросов Максима Поташева "Вопрос 30: До XVIII века она была только у самых богатых. Кардинал Ришелье с ней расставался только ради королевских аудиенций. Он, даже покидая Париж, возил ее с собой. А в Америке ей поставлен памятник, т.к. с ней связана значительная часть человеческой жизни. О чем идет речь?" "Ответ: Кровать" Интересно:)

Deidra: Мадлен Витри, эта же картинка приведена в "Политическом завещании". К ней коммент: "Хвалебная гравюра в честь кардинала Ришельё. Мастер А. Босс тра-ля-ля об издании.. Наиболее распространенная интерпретация этой редкой гравюры, где кардинал представлен в образе солнца, такова. Добродетели кардинала, подобно лучам солнца, несут свет всей вселенной. Круг, окаймленный именем великого министра, символизирует совершенство всей его деятельности. Кники в верхней части гравюры - знак учености кардинала, а кадуцей (жезл Меркурия) - его красноречия (как посланника божественных сил, открывающего людям мудрость и указывающего дорогу к вечности), способности устанавливать мир и порядок (еще одна функция Меркурия-Гермеса), равно как и покровительства, оказываемого им различным искусствам. Якоря в нижней части напоминают о занимаемой кардиналом должности начальника и главного управляющего мореплавания и торговли, а также, в более общем смысле, - о его положении у кормила государственного корабля, каковой он ведет в спасительную гавань"

Deidra: Далее. Надпись по малому окружию портрета:"Мужу истинной добродетели (доблести)". Горизонтальная надпись посредине: "Благословен (преуспел) во всех отношениях (начинаниях)". Начальные буквы слов в верхнем и нижнем полукружиях дважды образуют имя кардинала - Арман-Жан дю Плесси. Слова в верхнем полукруге составляют надпись (слева направо, по часовой стрелке): "Наш стойкий якорь обогатит ум августейшего <Короля>; он направит полет орлов - великих дел; божественною добродетелью он устанавливает спасительные законы для Церкви; он займет Святой престол". Слова в нижнем полукруге составляют надпись (справа налево, по часовой стрелке): "Он окажет необходимую помощь величайшему Королю; он одолеет невежество как благородный основатель академий; свет рыцарей [Ордена Святого Духа], он защитит слово Господа; он возвысился как спаситель и покровитель умов Сорбонны". Сопроводительная надпись издателя к гравюре: "Это изображение вечно пребудет счастливым провозвестием столь великого имени". Гравюру сопровождают два четверостишия, одно из которых включает анаграмму имени кардинала: Armand lean du Plessis - "Le Dieu Mars dans Paris" ("Бог Марс в Париже"), а другое сравнивает Ришелье с Геркулесом (сравнение, применявшееся со времен Генриха II только к французским королям). P.S. Ну вообщем все весьма скромно:) Прошу прощения за несколько постов, комп глючит.

Deidra: Пожалуйста!

Мария Терезия: Deidra пишет: Из базы вопросов Максима Поташева "Вопрос 30: До XVIII века она была только у самых богатых. Кардинал Ришелье с ней расставался только ради королевских аудиенций. Он, даже покидая Париж, возил ее с собой. А в Америке ей поставлен памятник, т.к. с ней связана значительная часть человеческой жизни. О чем идет речь?" "Ответ: Кровать" В жизни бы не догадалась!

Ёшика: Вот, собственно, я решила выложить немного о гербах кардинала: Это собственно, герб рода дю Плесси де Ришелье: Это - сам блазон герба: Maison du Plessis de Richelieu Блазонирование (т.е. описание): D'argent, à trois chevrons de gueules / На серебряном фоне три красных стропила. Для знающих французский - gueule имеет здесь значение не "пасть", а "красный", это спецефический термин в геральдике. Герб отца кардинала, Франсуа III дю Плесси: François III du Plessis (+1590) Seigneur de Richelieu, de Béçay et du Chillou/Сеньор де Ришелье, де Бесэ и дю Шилу Grand Prévôt de France, Capitaine des Gardes du Corps du Roi/Великий прево Франции, капитан гвардии короля Герб самого кардинала Ришелье: Armand Jean du Plessis de Richelieu (1585-1642) Evêque de Luçon et Cardinal, Duc de Richelieu et Pair de France (1631), Duc de Fronsac et Pair de France (1634)/Епископ Люсонский и кардинал, герцог де Ришелье и пэр Франции (1631), герцог де Фронсак и пэр Франции (1634) Grand-Maître, Chef et Surtintendant Général de la navigation et commerce de France/Гран-мэтр, глава и главный суперинтендант судоходства и торговли Франции Герб брата кардинала Альфонса Луи дю Плесси: Alphonse Louis du Plessis de Richelieu (+1653) Cardinal, Archevêque d'Aix, puis de Lyon/Кардинал, архиепископ Экса, затем Лиона Grand Aumonier de France/Высшее духовное лицо при особе короля

Ёшика: Amie du cardinal пишет: Неужели это мантия из горностая? показатель статуса пэра

Ёшика: Если есть вопросы, пишите, что смогу -объясню

Ёшика: Это герб Мари Мадлен де Виньеро, герцогини дЭгийон Marie Madeleine de Vignerot (1604-1675) Duchesse d'Aiguillon et Pair de France (1638 - nouvelle Ё¦rection)

Ёшика: Короны в вершине герба у Армана и у Альфонса различаются. У Армана - корона герцога-пэра, у Альфонса Луи - просто герцога. Как можете заметить, герцогиня дЭгийон тоже была герцогом-пэром.

Amie du cardinal: Не подскажете, уважаемая Ёшика , что это за черные пятна в гербе у любимой племянницы? Конечно, как в тесте Роршаха, каждый понимает в меру своей испорченности , но всё же... Ой, догадалась, это кабаньи морды, да?

Ёшика: Amie du cardinal пишет: Ой, догадалась, это кабаньи морды, да? Да. Это герб де Виньеро

Ёшика: МАКСимка пишет: К сожалению, мои познания в геральдике невелики. у меня тоже

Ёшика: Amie du cardinal : Блазон герба рода де Виньеро звучит следующим образом: d'argent Ё¤ trois hures de sanglier de sable. / на серебре три кабаньих морды черного цвета. Здесь sable используется в значении черный цвет (а не песок). Только не очень понимаю, почему в блазоне звучит d'argent, судя по цветам в гербе Мари Мадлен должно быть d'or. Возможно, металл на гербе Мари Мадлен в отношении герба Виньеро был сменен специально, чтобы различать четверти.

Amie du cardinal: Видимо, не все герцогини были еще пэрами. Ну как в Англии - есть миледи(жена лорда) и есть леди. Наверное, какая-нибудь де Шеврез пэром не была?

графиня де Мей: Сословие пэров появилось при короле Людовике VII, который решил возвысить некоторых своих вассалов и быть выше их. Пэры играли главную роль на коронации. Каждый пэр выполнял свою роль. Изначально было 12 пэров - 6 духовных и 6 светских. Они шли в следующей последовательности: 1. архиепископ Реймский (держатель священный мази и короны) 2. епископ Лаонский (носитель Святой Ампулы) 3. епископ Лангрский (носитель скипетра) 4. епископ Бове (носитель мантии) 5. епископ Шалонский (носитель кольца) 6. епископ Нойонский (носитель пояса) 7. герцог Бургундский (носитель короны, застегнутой на поясе) 8. герцог Нормандский (носитель первого знамени) 9. герцог Аквитанский (Гиенский) (носитель второго знамени) 10. граф Тулузский (носитель шпор) 11. граф Фландрский (носитель меча) 12. граф Шампанский (носитель штандарта) Церковные князья располагались слева от короля, светские князья - справа. Только архиепископ Реймский имел право короновать короля, все остальные (исключая епископа Лангрского) находились в его подчинении. Первая коронация с пэрами была в 1179 - был коронован Филипп II Август еще в то время как отец был жив. На этой коронации принимали участие два сына короля Англии - Генрих, герцог Нормандский (умер в 1183) и Ричард Львиное Сердце, в то время герцог Аквитанский. Однако, первое достоверное упоминание о пэрах датируется 1216 годом, а первый полный список всех пэров - 1275. К 14-му столетию несколько оригинальных пэрств исчезло: 1. Нормандия - в 1203 году захвачена королем Джоном (подтверждено Парижским миром 1258). 2. Аквитания также захвачена в 1203, переименована в Гиень. В руках Франции она находилась в 1293-1303, 1347-1360 и окончательно в 1370 была воссоединена с короной. 3. Тулуза была присоединена в 1271 4. Шампань была присоединена в 1316 и 1361 В результате короли решили учредить новые пэрства. Первое пэрство для женщины было дано в 1314 году Пуатье. В 1551 году был первый случай получения пэрства лицом некоролевской крови. Много пэрств было даровано маршалам и генералам, министрам (Сюлли, Ришелье, Мазарини, Флери, Шуазель), фавориткам и фаворитам (Бофор, Ла Вальер, Анти), бастардам (Вандом, Ангулем, Омаль, Пантьевр). После 16-го века новые пэрства всегда были герцогствами (все средневековое пэрство стерлось или принадлежало принцам королевской крови). Пэрство могло передаваться как по мужской линии, так и по женской. Короли имели полное право указывать наследника. Так, Невер, пэрство с 1528, был сделан женским пэрством в 1643. Монпансье, учрежденный в 1538, также сделан женским пэрством в 1608. Эдикт 1711 года запрещал женщине-пэру передавать пэрство другой женщине (только мужчине-наследнику). список пэров Франции можно посмотреть здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8

Ёшика: Amie du cardinal пишет: Наверное, какая-нибудь де Шеврез пэром не была? Мари де Шеврез действительно не являлась герцогом-пэром, она была просто герцогиней, в ее гербе обычная корона герцога. Но само герцогство Шеврез было пэрством (с 1627 года), статус пэрства у герцогства был аннулирован при его продаже в 1655 года, когда герцог де Шеврез продал его своей жене, Мари де Шеврез, так что ей не удалось стать герцогом-пэром. Но именно поэтому она носила на своем гербе герб Шеврезов и относится именно к Шеврезам, а не к Роанам. Сама Мари де Шеврез, урожденная Роан, также происходила из семьи герцогов-пэров. Пэрская корона в этой семье присутствует в гербе этой семьи начиная с 1603 года, до этого Роаны числились просто герцогами. Блазон этой семьи звучит De gueules, a neuf macles (3, 3 et 3) d'or /На красном девять золотых ромбов, прорезанных малым ромбом (3, 3 и 3 - указание на их расположение).

МАКСимка: Ёшика , было бы здорово, если бы вы поподробнее рассказали и разместили гербы членов рода Шеврез-Роанов в соответствующей теме: http://richelieu.forum24.ru/?1-17-0-00000009-000-0-0-1235234315 Спасибо.

Amie du cardinal: "Все началось в начале XXI века в Европе. Именно тогда бельгийские ученые обнаружили, что мужчины с более длинными безымянными пальцами закрыты для окружающих и неохотно делятся с ними деньгами. В свою очередь, те, у кого превалируют указательные, просты в общении, открыты и легко расстаются с финансами. Дальше - больше. Инициативу подхватили по другую сторону океана. В ходе продолжительного исследования, проведенного в Университете Альберта (Канада), было установлено, что люди с длинными безымянными пальцами более шумные и агрессивные, чем те, у кого длиннее пальцы указательные. И понеслось! Схожая информация стала поступать из самых разных уголков земного шара. Так, к примеру, греческие ученые из Афинского университета выявили подобные закономерности для бегунов. У всех (!) чемпионов мира по бегу безымянные пальцы были намного длиннее указательных. Однако самое интересное открытие совершил в начале 2009 года Джон Коутс из Кембриджского университета (Великобритания). В течение 20 месяцев он изучал работу 44 трейдеров лондонского Сити, зарабатывающих в среднем 154 тыс. фунтов стерлингов в год. Каково же было его изумление, когда он обнаружил, что трейдеры, чей безымянный палец был длиннее указательного, зарабатывали в 11 раз больше, чем те, у кого он короче. Сам доктор Коутс считал, что этот феномен напрямую связан с уровнем мужского гормона тестостерона, который у людей с превалирующим безымянным пальцем в несколько раз выше, чем у тех, у кого длиннее указательный. Тестостерон недаром еще называют “гормоном агрессии” - люди, у которых его много, легко принимают быстрые решения, связанные с определенными рисками, что, по мнению исследователя, “дает их носителям серьезные преимущества при торговле на бирже. Однако до поры до времени все это было не более чем оригинальной научной гипотезой. Доказать ее правомерность сумел эволюционный психолог Джон Мэннинг из Университета Саутхемптона (Великобритания). Проведенное им исследование показало, что длина пальцев напрямую зависит от того, какие гормоны (мужской - тестостерон или женский - эстроген) преобладают в чреве матери в первые три с половиной месяца формирования плода. Принцип действия этого механизма пока неясен. Однако очевидно, что он как-то связан с тем фактом, что с 8-й по 14-ю неделю беременности на пальцах эмбриона существуют рецепторы тестостерона. Таким образом, уже при рождении дети имеют разный уровень гормона тестостерона. У людей с превалирующим безымянным пальцем его много, с превалирующим указательным - мало. Самое интересное, как это сказывается на характере. Так, мужчины, у которых безымянный палец длиннее указательного (сиречь много тестостерона), агрессивны и гиперактивны. Они быстро бегают, хорошо фехтуют, прекрасно играют в футбол и отлично танцуют, однако с трудом выражают свои мысли. Это, впрочем, не мешает им быть прекрасными математиками и пользоваться успехом у представительниц прекрасного пола. Для них вообще характерна высокая плодовитость. Ученые из Технического университета Хемница (Германия) выявили интересную закономерность: чем длиннее безымянный палец мужчины, тем больше сексуальных контактов он имел на протяжении жизни. А вот женщины с длинным безымянным пальцем, напротив, неплодовиты. Это, впрочем, по мнению ученых, обусловлено не физиологией, а их характером, который во многом похож на мужской. Они также весьма активны и агрессивны, любят риск и спорт, напористы и... бисексуальны. При этом дамы с очень длинным безымянным пальцем предпочитают гомосексуальные контакты гетеросексуальным, утверждают ученые из Университета Беркли (США). В общем, настоящие амазонки, которые к тому же хорошо переносят боль. Иное дело люди, чей указательный палец длиннее безымянного или равен ему, у которых тестостерона мало. Мужчины этого типа весьма женственны. Они плохо бегают, не умеют ориентироваться в пространстве, им плохо даются футбол, танцы и другие виды активности, для которой требуется хоть сколько-то сложная координация движений. И хотя они весьма общительны, хорошо выражают свои мысли, обладают высоким интеллектом, успехом у слабой половины человечества почему-то не пользуются. Если и заводят семью, то она априори с минимальным количеством детей или вовсе без них, поскольку плодовитостью эти представители рода человеческого также не отличаются. А вот женщины с превалирующим указательным пальцем - настоящие “душечки”. Мягкие, нежные, абсолютно неагрессивные и ненапористые. Стоит ли удивляться, что они очень быстро выходят замуж и рожают много детей? Различный уровень тестостерона сказывается и на здоровье, точнее, определяет предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Так, мужчины с длинным безымянным пальцем реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, зато подвержены остеоартриту. А вот мужчины с превалирующим указательным пальцем, наоборот, склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям и депресиям. И еще один интересный момент. Люди с превалирующим безымянным пальцем, как правило, левши, с указательным - правши. А это, по словам ученых, указывает на то, что у них являются ведущими разные полушария головного мозга." Что скажете насчет Ришелье? Мне кажется, у него длиннее безымянный палец.

Amie du cardinal: Александр Черников, практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук. Отрывок из статьи с сайта "Психологический навигатор" "Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие. Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему. Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики. Больше других младших детей, роль бунтаря склонен играть младший брат братьев. Многие знаменитые авантюристы и бандиты были младшими сыновьями. Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставались старшему сыну, а младшие уходили искать приключений в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим ребенком в семье. Младший брат братьев очень общителен, но обычно резок с женщинами, которых слегка побаивается. Старшая сестра братьев или средняя сестра, имеющая младшего брата является для него лучшей парой. Труднее всего ему ужиться с младшей сестрой сестер. Ни один из них не привык к противоположному полу и не хочет брать на себя ответственность за детей и домашнее хозяйство. Однако, он может стать своим детям хорошим товарищем, особенно, если это мальчики, поскольку ему легко играть с ними на равных. Друзья для него важнее, чем жена и дети. Он часто бывает непредсказуем: в один момент он может быть в хорошем настроении, а в следующий - придти в ярость. Обычно он не строит долгосрочных планов, живя под влиянием момента и своих мгновенных желаний. Поскольку он не может соперничать в интеллекте со старшими братьями до достижения зрелого возраста, он часто обращается к физической активности, такой как спорт или танцы, или же к творчеству - живописи, театру. Он лучше работает, соревнуясь с другими или имея руководителя, внимательного к его потребностям". Как известно, у Ришелье было два старших брата. Но также и младшая сестра. Старшую сестру я не буду учитывать, она была старше и вообще, два брата явно более сильно на него влияли. "Старший брат сестер очень предупредителен с женщинами и неизменно внимателен к ним. Он легче, чем старший брат братьев, приспосабливается к некомлиментарному браку. Обычно жена для него оказывается более важной, чем дети, хотя он хороший отец - внимательный и не слишком строгий. Чем больше у него сестер, тем сложнее ему завязывать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни. Обычно он бывает хорошим работником, особенно, если его окружают женщины: в театре, церкви, педиатрии, гинекологии, рекламе или общественных отношениях. Он любит быть лидером, но не авторитарен, легок в обращении, стремится, чтобы работа была выполнена, но не в ущерб отношениям." Ершова Анна Анатольевна, консультант - психолог центра "Семейная академия. Отрывок из статьи "Старший, средний, младший..." С сайта "mother ru" Зигмунд Фрейд был первым из психиатров, утверждавшим, что позиция ребенка среди сестер и братьев является не просто важным, а практически решающим фактором в формировании его личности. За примерами далеко ходить не надо: многие из нас на собственном опыте узнали, каково влияние усвоенной в детстве модели. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки. Например, младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей. В многодетных семьях третьи и четвертые дети вынуждены рано приобретать опыт общения. Они умеют постоять за себя, легко адаптируются в детских коллективах. Они общительны, энергичны, гибки в отношениях с людьми. Средние дети, общаясь со старшим, стремятся не отстать от него и быстро взрослеют рядом с ним. Они умеют без унижения подчиняться старшему и руководить младшими без заносчивости. И так естественно формируется чутье иерархии, когда люди знают как когда и с кем себя вести. Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной, расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также замещает новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенок может колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи. Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своиx попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, - это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями, став членами гангстерских банд или малолетними преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки. Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они более интроверты, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секретарями, парикмахерами, официантами - занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности. Поскольку в жизни они жаждут внимания и теплоты, они могут направиться в сферу увеселений." Гипотеза о том, что очередность рождения детей в семье определяет особенности их личности, сохранилась со времен, когда складывались народные сказки. С помощью специалистов мы попытались выяснить, так ли это на самом деле. «Я всегда удивляюсь, почему мой муж и его младший брат такие разные, — признается 30-летняя Ксения. — Андрей — ответственный, организованный человек, а его брат — весельчак и лентяй. По всем меркам старший успешнее младшего: лучше учился, работает в более престижной компании. Но у его брата гораздо больше друзей, и мне кажется, что при всей его неорганизованности ему живется радостнее». Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, утверждает американский историк науки Фрэнк Саллоуэй (Frank Sulloway)*. Он исследовал биографии 7 тысяч исторических и научных деятелей, радикально повлиявших на атмосферу своей эпохи, и обнаружил: среди младших (не первенцев) в 18 раз больше революционеров (а также ученых, «перевернувших мир»), чем среди старших. Австралийский психолог Уолтер Тоумен (Walter Toman), изучив тысячи современных семей, увидел, что модели поведения во многом определяются «порядковым номером» ребенка в семье**. «Многие из тех, кто занимает сходные позиции в семьях, действительно имеют похожие психологические характеристики, — говорит семейный психотерапевт Александр Черников. — Так, на консультации клиенты нередко говорят о себе: «Мне всегда приходится непросто, потому что я слишком серьезно (неуверенно, легко) ко всему отношусь, я ведь был старшим (средним, младшим)». На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. «Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются, — объясняет Александр Черников. — Меняется ситуация в семье, материальное положение, одна и та же женщина в 20 и в 35 лет имеет разный жизненный опыт». Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции есть свои плюсы и минусы.

Мария Терезия: По фотографии не видно, какой у него палец длиннее. Но из вышеизложенного можно подсчитать факторы, которые присущи кардиналу. Например, Amie du cardinal пишет: Так, мужчины, у которых безымянный палец длиннее указательного (сиречь много тестостерона), агрессивны и гиперактивны. Они быстро бегают, хорошо фехтуют, прекрасно играют в футбол и отлично танцуют, однако с трудом выражают свои мысли. Это, впрочем, не мешает им быть прекрасными математиками и пользоваться успехом у представительниц прекрасного пола. Для них вообще характерна высокая плодовитость. - отсюда выделяю "быстро бегают,хорошо фехтует и танцует", ну может быть, это как-то подходит Ришелье. Но то, что "с трудом выражают свои мысли" - это точно не про него! Amie du cardinal пишет: Ученые из Технического университета Хемница (Германия) выявили интересную закономерность: чем длиннее безымянный палец мужчины, тем больше сексуальных контактов он имел на протяжении жизни. это вообще проверить никак нельзя...к сожалению. Amie du cardinal пишет: люди, чей указательный палец длиннее безымянного или равен ему, у которых тестостерона мало. Мужчины этого типа весьма женственны Где-то у Черкасова читала - он отмечал, что у Ришелье был "женский" тип души. Amie du cardinal пишет: И хотя они весьма общительны, хорошо выражают свои мысли, обладают высоким интеллектом Уже ближе...

Amie du cardinal: Мария Терезия пишет: По фотографии не видно, какой у него палец длиннее. Вообще-то это не фото, а я из картин нарезала фрагментов. К сожалению, как-то он прячет пальцы. Но, по- моему, все же безымянный длиннее. К тому же он был явно очень активен и агрессивен. Замечу, что агрессивность не стоит рассматривать как сугубо отрицательную личностную черту. Например, К.М. Гуревич приводит данные о том, что агрессивность, согласно проведенным исследованиям, входит в список личностных черт, отличающих людей креативных от некреативных.

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Вообще-то это не фото, а я из картин нарезала фрагментов. К сожалению, как-то он прячет пальцы Ок! Пусть будут отрывки из картин. Не так выразилась, извините. Amie du cardinal пишет: Различный уровень тестостерона сказывается и на здоровье, точнее, определяет предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Так, мужчины с длинным безымянным пальцем реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, зато подвержены остеоартриту. А вот мужчины с превалирующим указательным пальцем, наоборот, склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям и депресиям. А это ещё доказывать и доказывать. Кардинал страдал заболеванием суставов и страдал депрессиями; получается, что он обладал одинаковой длиной обеих пальцев.

Мария Терезия: Тут дело даже не в длине пальцев, а в присущих ему личностных качествах. Например, творческие способности Ришелье характеризуются готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входят в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. У него это выражается в повышенной чувствительности к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. А решения, как нам известно, кардинал формировал достаточно чётко.

Ёшика: Amie du cardinal пишет: Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, на самом деле имеет значение и разница между детьми. Чем она больше, тем менее выражен эффект того, какой по счету ребенок. Разница более пяти лет практически нивелирует значение порядкового номера при рождении.

Amie du cardinal: Часы с гербом Ришелье. Серебро с позолотой. Напомню, что наручных часов тогда не было. Около 1640 года.

Ёшика: МАКСимка пишет: А может членам его семьи. если только наследникам. На часах - личный герб кардинала, а не семейный, а он свидетельствует о принадлежности вещи конкретному человеку, вернее то, что она была сделана по заказу владельца этого герба или сделана для владельца герба.

Ёшика: Amie du cardinal пишет: Часы с гербом Ришелье. Серебро с позолотой. только внутренний циферблат как-то интересным образом ориентирован - не прямо, а наискось, и верхняя точка начинается с цифры 1, а не с 12-ти, как мы привыкли.

МАКСимка: Попалось случайно в интернете: 13 мая день рождения столового ножа: одного из лучших и полезных подарков. 13 мая 1637 года можно считать днем рождения столового ножа. Кардинал Ришелье именно в этот день приказал закруглить все кинжалы, которые использовались во время еды. Сделал он это исходя из соображений безопасности, опасаясь нападения во время трапезы.

Мария Терезия: МАКСимка пишет: Сделал он это исходя из соображений безопасности, опасаясь нападения во время трапезы. А я читала другую версию, что Ришелье приказал закруглить лезвия столовых ножей, дабы отучить невоспитанных гостей ковыряться в зубах кончиками ножей.

Snorri: МАКСимка С недавних пор, да :-) Правда, пока только полистала и, откровенно говоря, еще ничего особенно интересного не обнаружила. Но надеюсь, мне так лишь показалось на беглый взгляд.

Amie du cardinal: Старинные французские розы - это сорта, которые имелись в культуре до 1867 года, когда была выведена первая чайно-гибридная роза, и было положено начало современным садовым розам. Среди этих роз существует выведенная в 1840 году и названная «Кардинал Ришелье».

Мария Терезия: Amie du cardinal пишет: Среди этих роз существует выведенная в 1840 году и названная «Кардинал Ришелье». Красота какая!

Amie du cardinal: Вот эти розы «Кардинал Ришелье» так цветут на Украине. Но, боюсь, для Петербурга это слишком теплолюбивый сорт. А так - в Англии в начале этого июня. А эти розы выращены во Флоренции.

МАКСимка: Кардинал любил словесные игры, клички, насмешливые прозвища. Канцлер де Сийери, который был помешан на строительстве, заслужил у Ришелье прозвище "Nicolas le Platreux", т.е. Николя, покрытый гипсом, штукатуркой. Герцог Савойский в 1628-м году назывался со стороны кардинала как "тля, вошь среди двух обезьян".

Ёшика: МАКСимка пишет: Герцог Савойский в 1628-м году назывался со стороны кардинала как "тля, вошь среди двух обезьян". Мадам, жену герцога, кардинал называл "Эта несчастная женщина".

МАКСимка: Не знал, куда поместить интересную информацию, подчерпнутую в трудах Мишеля Кармоны. Когда кардинал находился в нормальном, более или менее здоровом состоянии, он ложился в 11 вечера, а в два часа ночи уже вставал. В комнате присутствовали слуга, духовник и два или три секретаря, которые постоянно находились вместе с кардиналом. Слуга помогал Ришелье с туалетом; все было очень просто: белая сорочка и короткие черные штаны. Кардинал не облачался в кардинальские одеяния. Единственная необходимая вещь - это губка (?) (l'eponge), которая смачивалась в теплой воде, дабы скрыть следы сна.

МАКСимка: Таааак, а что мы знаем об обуви кардиналов? Мишель Кармона пишет, что примерно в девять-десять часов утра начиналось дефиле придворных, послов и государственных секретарей. Перед первой аудиенцией Ришелье надевал пурпурную кардинальскую мантию и обувь на высоком каблуке, который достигал несколько сантиметров.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: обувь на высоком каблуке Липовска в своём романе пишет: «В домашней обуви Ришелье приходилось ходить на носках, из-за того, что привычка с ранней молодости ходить на высоких каблуках вызвала сильное сокращение икроножных мышц и теперь полностью на пятку министр опуститься не мог.» Интересно, это было действительно так?

МАКСимка: Согласно всемирной иллюстрированной энциклопедии моды (авторы - Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова), кардинальские туфли делались из сафьяна, а домашние (типа шлепанцев) - из шелка или бархата. Каблуки кардинал очень любил, но из-за этого страдал от судорог в икрах и ходить мог только на цыпочках, если одевал домашние туфли. А любовь к каблукам министр приобрел в академии Плювинеля.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Липовска в своём романе пишет Вот-вот, я тоже вспомнил Липовску. Amie du cardinal пишет: Интересно, это было действительно так? А вот это не знаю. Кармона больше ничего пока не сообщает по этому поводу.

Snorri: Есть такой момент. Кармона пишет, что Ришелье был среднего роста, а этот факт по-разному трактуется: часть историков согласна с ним, другая говорит, что он был достаточно высокого роста.

МАКСимка: Оказывается, как пишет Мишель Кармона, церковники в 1616-м году запретили шоколад, который рассматривался как источник безбожества и колдовства. Но его употребляли в то время в качестве лекарства. Кардинал-архиепископ Лионский Альфонс, назначенный послом в Рим в 1635-1636-ых годах, активно потреблял шоколад. Но во всем нужна мера; именно в её отсутствии начали обвинять Альфонса и шептать это на ухо Ришелье. Дабы не разразился скандал, Арман начал советовать брату приостановить потребление сего лекарства. Но Альфонс высказал энергичный протест, покуда лекарство или нет, но шоколад представляет собой величайшее благо.

Amie du cardinal: Про шоколад пишут: История сохранила немало интересных сведений о шоколаде. Французские хроники, например, отмечают, что Анна Австрийская пила шоколад с утра до вечера каждые два часа. В 1615 г. дочь испанского короля, Анна Австрийская, была выдана замуж за Людовика XIII. От одиночества в чужой стране она спасалась шоколадом, который привезла с собой в Париж. Благодаря юной принцессе, шоколад стал одним из самых популярных лакомств французской знати. В 1615 году Анна Австрийская, дочь испанского короля Филиппа, выходит замуж за Короля Франции Луи XIII. Анна представляет какао на суд избалованной французской публике, и та с восторгом встречает новый напиток. МАКСимка пишет: Кардинал-архиепископ Лионский Альфонс, назначенный послом в Рим в 1635-1636-ых годах, активно потреблял шоколад. Может, это его Анна Австрийская научила? Вот младший брат и рассердился.

Amie du cardinal: Отсюда: В 1653 году первое официальное исследование полезных свойств шоколада было сделано учёным Бонавентурой ди Арагоном, братом влиятельного кардинала Ришелье. Он подробно описал свойства шоколада, которые снижают раздражительность и улучшают пищеварительные функции. Брат Ришелье, судя по имени, матерый испанец. Правда, кое-где не путают имя брата, только годы жизни берут с потолка: В 17 веке шоколад завоевывает популярность в Старом Свете, его уже повсеместно употребляют в Испании и Португалии. Из Испании употребление шоколада распространяется на Италию, однако в первое время шоколад воспринимается как лекарство: «Я не имею права забыть упомянуть о лекарстве, которое пришло сюда из Португалии несколько лет назад, куда его поставляют из Вест-Индии, и называют его Шаколата.», - писал в 1644 году римский медик Паоло Закка (Paolo Zacchia) в книге «Ипохондрические заболевания». Через 20 лет шоколад переходит в разряд напитков. По описанию в журнале, издаваемом Томазо Ринучини «В 1668 во Флоренции был представлен широко распространенный в Испании напиток, назаваемый Чиоколатто, и один из вышеназванных магазинов продает его здесь в маленьких чашках коричневого цвета, как в горячем, так и в холодном виде, в зависимости от вкуса.» Во Франции огромными поклонниками шоколада стали кардинал Лионский Альфонс де Ришелье (1634 – 1680) - брат знаменитого парижского кардинала Ришелье), использовавший его в качестве лекарства от сплина, а так же кардинал Мазарини. Вот ещё: Кардинал де Ришелье, брат министра, использовал его для лечения своей больной селезенки. Этот лечебный рецепт он получил от испанских монахинь. Он же и стал законодателем моды на шоколад в Париже. Через Францию шоколад около 1657 г. дошел и до Англии.

МАКСимка: учёным Бонавентурой ди Арагоном, братом влиятельного кардинала Ришелье Мама дорогая! Какие познания в истории! Браво! Во Франции огромными поклонниками шоколада стали кардинал Лионский Альфонс де Ришелье (1634 – 1680) - брат знаменитого парижского кардинала Ришелье), использовавший его в качестве лекарства от сплина Парижский кардинал Ришелье? Интересно его назвали.

Amie du cardinal: Оказывается, в феврале 2004 года была выпущена лимитированная серия «Кардинал Ришелье» ручки «Монблан» , всего 40 штук.

Amie du cardinal: С удивлением узнала о существовании данной брошюры - INAUGURATION DU MUSEE DU CARDINAL DE RICHELIEU DISCOURS PRONNONCE PAR M. LE COMTE WLADIMIR D'ORMESSON. То есть это напечатанная издательством Французского Института речь известного дипломата, писателя, члена Французской Академии Владимира д'Ормессона под названием «Торжественное открытие Музея кардинала де Ришелье». Очень меня это заинтриговало. Текста этой речи пока не нашла, теряюсь в догадках. Неужели всё же во Франции был открыт этот музей (брошюра датирована 1961 году), а потом закрыт?! Кстати, у автора русское имя, так как он родился в Санкт-Петербурге, будучи сыном французского дипломата.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Неужели всё же во Франции был открыт этот музей А не в городке ли Ришелье был открыт музей? Интересно. Может, затем он стал муниципальным?

Kseniya-queen: А если у меня не сообщение о какой-либо интересной детали, а вопрос? Объясните мне, пожалуйста, какого цвета были все-таки глаза у кардинала Ришелье? Серые или карие?

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: Серые или карие? Вечный спор. Но всё же серые, по моим сведениям. А вообще, давайте спросим МАКСимку. Он ведь видел подлинники Шампеня, тогда пусть ответит - на портрете какой цвет виден, серый или карий?

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: давайте спросим МАКСимку Если честно, то никогда не задумывался о цвете глаза кардинала. Но все-таки мне также кажется, что цвет ближе к серому.

МАКСимка: Kseniya-queen пишет: Тогда почему на портретах явственно карие? Я не помню цвет глаз Ришелье на портретах Шампеня в Национальной галерее в Лондоне, поскольку был там не вчера. Сейчас посмотрел на тройной портрет у себя на компьютере - ну да, вроде карие.

Amie du cardinal: Литераторы (на чём уж они там основываются) пишут следующее про цвет глаз кардинала: Господин кардинал вчера вечером за игрой в шахматы соболезнующим тоном, который очень задел меня, принялся рассказывать, что эти проклятые мушкетеры, эти головорезы — он произносил эти слова с особой насмешкой, которая понравилась мне еще меньше, — эти рубаки, добавил он, поглядывая на меня своими глазами дикой кошки, задержались позже разрешенного часа в кабачке на улице Феру. Ришелье низко поклонился. Взгляд его был мягок. Анна заметила, что с тех пор, как он вернулся в качестве правой руки Марии Медичи, он не оставлял ее своим вниманием. У него были очень большие глаза необычно ясного серого оттенка, и взгляд его всегда теплел, когда он смотрел на нее. Он нравился королеве, и она ценила оказываемое ей внимание. Анна подошла к нему и улыбнулась. Повзрослев, она стала еще красивее, и черты ее прелестного лица за эти два года стали еще тоньше. Ядвига успела только любезно улыбнуться приблизившемуся Ришелье, однако тяжелый и пристальный взгляд его, остановил ее робкую попытку сделать лицо любезным. Вместо этого она уставилась в светло-карие глаза министра, как завороженный кролик на удава. Ей казалось, что в глубине этих странных глаз, в радужке, где рядом с карими крапинками присутствуют серые, искрится живой юмор. Королева, между тем, с едва скрываемым неудовольствием принимала льстивого ловкого милостынераздавателя Ришелье. Он пытливо окинул кабинет взглядом своих больших темных глаз и вслед за тем с придворной вкрадчивостью тона извинился за беспокойство в такой час: его прислала королева-мать, и только поэтому он надеется на милостивый прием ее величества. - Ну, в нашей семье мало кареглазых, - спокойно отозвался кардинал, - я да Альфонс. Причем он темноглазый, а я вот с переменным цветом, как непостоянство судьбы... У нас есть два пути - портреты, множество которых выложено на форуме, но цвет глаз на которых может быть искажён, и мемуары и свидетельства современников, которые вряд ли описывали цвет глаз духовного лица как явление несущественное. Но давайте поищем прицельно.

Minette: - Похож на портрет, - чуть слышно прошептал Ришелье, - А глаза у него какого цвета? - Чисто серые. Не карие. - Ну, в нашей семье мало кареглазых, - спокойно отозвался кардинал, - я да Альфонс. Причем он темноглазый, а я вот с переменным цветом, как непостоянство судьбы... ...Высокий, тяжелый лоб, приподнятые, словно в удивлении, брови, длинный, с горбинкой, тонкий нос, волевой рот — признак затаенных желаний. Удлиненность лица усиливают весело, по-солдатски приподнятые усы и заостренная бородка на испанский манер. Выразительный, всепроникающий взгляд больших серых глаз придает его лицу в одно и то же время суровое и приветливое выражение. Чаще всего в этом взгляде — ясность и спокойствие уверенного в себе человека. Его глаза обладают непостижимой завораживающей силой... Правда, эти отрывки из художественных произведений...

Amie du cardinal: Кстати, первую цитату я уже привела. А вот вторая не из художественного произведения, а из биографии Черкасова, а он - известный историк.

Amie du cardinal: Minette пишет: Может быть, имеет смысл удалить ненужный пост? Зачем же? Вы нам напомнили, что Черкасов считал, что у Ришелье серые глаза. Беллок, как я помню, думал, что у кардинала черные глаза, надеюсь, переводчик не переврал. Интересно, какие ещё существуют мнения, давайте искать.

Кардинальша-инфанта: Бенцони в *Интриги Марии* пишет о его глазах: *Взгляд карих глаз был незабываемым, если только ресницы не скрывали его: в нем читался выдающийся ум и холодная решимость.* Ю.Галанина *Да, та самая миледи* пишет: *Удивительно большие для мужчины глаза. Их серый цвет наверняка может отливать клинковой сталью, а может быть похож на мягкое серое предрассветное небо.* Я, когда мне было лет 17, писала рассказик-фэнтези с его участием, то там я его, вообще, наделила зелеными, как у кота глазами Наверно, из-за Дюма, который писал о *глазах дикой кошки*)) Скорей всего, у него были серые глаза, ведь так пишут и Черкасов и вроде бы современники

Amie du cardinal: Кардинальша-инфанта пишет: вроде бы современники Современников, которые писали о нём, было не так уж много. И я не могу вспомнить того, кто бы уточнял цвет глаз. Найдём - хорошо, но это вряд ли. На портретах всё же видны карие глаза... Хотя с детства я привыкла думать, что у Ришелье серые глаза, наверное, ошибочно.

Kseniya-queen: И у Бонно-Авенана Ришелье сероглазый: Его лоб был высок и полностью открыт, с тонкими и хорошо прочерченными бровями. Глаза его были проницательные и живые, серого, пусть и немного тусклого, цвета и часто закрывались большими веками, которые опускались так, будто свет их утомлял, когда Ришелье хотел получше сосредоточиться на какой-либо мысли. Наверно, ваше мнение, Amie du cardinal, все же не есть ошибочное. Но тогда, значит, Филипп Шампень нас обманывает? Загадка!

Кардинальша-инфанта: Наверно, права была А.Липовская, когда писала про переменчивый цвет глаз Ришелье)А мне, когда смотрю на его портреты кажется, что цвет глаз у него был зеленовато-карий. Такой вот Монсеньор-загадочный

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: И у Бонно-Авенана Ришелье сероглазый Мнение Авенана не ценнее нашего, увы... Он ведь кардинала не видел. Найти бы свидетельство современника. Kseniya-queen пишет: Но тогда, значит, Филипп Шампень нас обманывает? Это вряд ли. Такой талантливый художник, он даже если бы на память рисовал, не ошибся бы, а тут с натуры. Интересно, ведь серая краска не могла за века превратиться в коричневую, не так ли?

Amie du cardinal: Kseniya-queen пишет: Объясните мне, пожалуйста, какого цвета были все-таки глаза у кардинала Ришелье? Я нашла тему «La couleur de ses yeux» на французском форуме ришеманов. Но увы, ничего интересного оттуда почерпнуть не удалось. Галлы также теряются в догадках.

МАКСимка: Amie du cardinal пишет: Неужели всё же во Франции был открыт этот музей (брошюра датирована 1961 году), а потом закрыт?! Все-таки, видимо, речь шла о муниципальном музее городка, который носит название "Музей Ришелье". Там сейчас как раз проходит очередная выставка, посвященная кардиналу и искусству. Здесь можно посмотреть.

МАКСимка: Кстати, я никогда не задумывался над тем, насколько хорошо кардинал владел латынью. Понятно, что он ее изучал, но все же. Луи Батиффоль пишет, что Ришелье владел ей виртуазно и элегантно. Историк в качестве доказательства предлагает читателям его труда "Autour de Richelieu" ознакомиться с одним из выступлений кардинала в Сорбонне. Он импровизировал на латыни с большой легкостью.

Amie du cardinal: МАКСимка пишет: Кстати, я никогда не задумывался над тем, насколько хорошо кардинал владел латынью. Известно, что он не просто свободно изъяснялся на этом языке, а проявлял обычное для него красноречие.

Amie du cardinal: Кинематографисты, желая подчеркнуть интеллект кардинала, не иначе, любили вставлять в свои фильмы сцены за шахматной доской. Впрочем, мы все помним эти кадры: Но вот что пишет молодой Мазарини про Ришелье в одном из своих писем: "Когда он хочет развлечься игрой в карты, чтобы скоротать время, он всегда приглашает меня cоставить ему компанию" Так что, кардинала можно изображать и с картишками в руке, есть соответствующее свидетельство современника.

Вольер: Amie du cardinal пишет: Кинематографисты, желая подчеркнуть интеллект кардинала, не иначе, любили вставлять в свои фильмы сцены за шахматной доской. Недавно, будучи в театре РАМТ на спектакле "Мушкетёры", опять был удивлён "шахматной сценой" с участием Ришелье и д'Артаньяна. Даже люди относительно старшего поколения уже уверены, что эта сцена есть как минимум в романе Дюма. А то, что сам кардинал умел и любил играть в шахматы, по-моему уже никем не оспаривается. :) В общем-то это имиджу кардинала не вредит, а вот с историей не имеет ничего общего. Налицо создание мифа. )

МАКСимка: Что касается библиотеки Ришелье, которую он передал Сорбонне, где она и оставалась с 1660-го года до революции, то мы обладаем ее инвентарем. Понятно, что книжное собрание монсеньора было огромным по тем временам: более 6000 изданий, включая более 100 сирийских, арабских, турецких манускриптов (всего около 12% из общего числа экземпляров в собрании кардинала), купленных Людовиком XIII, а также экземляры из библиотеки Ля-Рошели (основана в 1604-м году), перешедшие к Ришелье после взятия города. Книги по теологии составляли около 30% из общего числа (в том числе сочинения протестантов). В собрании Ришелье не было представлено ни одной книги на английском или немецком, зато много итальянских, испанских или восточных. Большой интерес кардинал испытывал к наукам, особенно, к медицине (4,25 %) и математике (5,14%). Еще одна любопытная вещь: большое количество изданий по магии и оккультным наукам! Возможно, они появились у Ришелье из библиотеки Ля-Рошели, ведь в этом городе на протяжении всего XVII столетия цвели тайные учения.

МАКСимка: До нас дошел один анекдот: Ришелье, проезжая город Альби восхитился скульптурным убранством местного собора Святой Сесиль и "не желал верить, что амвон и ажурные украшения хора так хорошо выполнены из камня". Тогда ему дали лестницу, он поднялся на несколько ступенек и поскреб чуть-чуть ножом, убедившись, что произведение выполнено не из гипсового камня. А вот и фотографии интерьера собора и амвона, который так понравился кардиналу: Как ни странно, у нас с Монсеньором вкусы совпадают.

Kseniya-queen: На днях совершенно случайно, листая книгу рекордов Гиннесса, обнаружила вот такую вот записульку: Тулон, Франция 3 дек. 1873 г. в Тулоне (Фр.) на воду был спущен "Ришелье", самый тяжелый деревянный корабль за всю историю судостроения - массовй 8,662 тонны и длиной 101,7 м. Оказывается, знаменитый линкор "Ришелье" не единственное подтверждение того, что наш дорогой Ришелье был, что называется, человек и пароход!

МАКСимка: МАКСимка пишет: Что касается библиотеки Ришелье, которую он передал Сорбонне, где она и оставалась с 1660-го года до революции, то мы обладаем ее инвентарем. Понятно, что книжное собрание монсеньора было огромным по тем временам: более 6000 изданий, включая более 100 сирийских, арабских, турецких манускриптов (всего около 12% из общего числа экземпляров в собрании кардинала), купленных Людовиком XIII, а также экземляры из библиотеки Ля-Рошели (основана в 1604-м году), перешедшие к Ришелье после взятия города. Книги по теологии составляли около 30% из общего числа (в том числе сочинения протестантов). В собрании Ришелье не было представлено ни одной книги на английском или немецком, зато много итальянских, испанских или восточных. Большой интерес кардинал испытывал к наукам, особенно, к медицине (4,25 %) и математике (5,14%). Еще одна любопытная вещь: большое количество изданий по магии и оккультным наукам! Возможно, они появились у Ришелье из библиотеки Ля-Рошели, ведь в этом городе на протяжении всего XVII столетия цвели тайные учения. Арно Тессье добавляет, что большое количество протестантских сочинений говорит о том, что кардинал проявлял интерес для изучения и понимания тех, кто "отделился от Церкви". Книги на испанском языке также занимали свое место в собрании кардинала, он интересовался политическим, экономическим, религиозным развитием своего врага. Для человека, которым в политике двигал разум, наличие трудов гуманистов, таких как Эразма или Монтеня, не удивление. Еще будучи молодым епископом, Ришелье собрал большую теологическую библиотеку и поддерживал тесные отношения с парижским книготорговцем Себастьяном Крамуази (Cramoisy), который был его поставщиком и издателем и которого позднее кардинал сделал директором королевской типографии. Могущественному же министру Людовика XIII помогал пополнять фонд друг и эрудит Жак Жаффарель (Gaffarel). Ришелье не стесняется использовать давление, чтобы приобрести те или иные важнейшие фонды. Например, коллекция Бриенна: бывший государственный секретарь Генриха IV и Людовика XIII после смерти в январе 1638-го года оставил 340 томов, содержащих особенно государственные документы. Тогда кардинал заставил сына Бриенна уступить ему эти издания, заплатив 36 000 ливров. Также в конце жизни, в самый разгар дела Сен-Мара, кардинал с последней своей энергией попытался приобрести библиотеку каноника Лиможского собора по имени Жан Декорд (Descordes). Ришелье скончался до окончания переговоров, и собрание было куплено Мазарини за 20 000 ливров. По модели Милана, Оксфорда и Рима, Ришелье первым во Франции открыл для доступа частную библиотеку такой большой величины. В своем завещании от мая 1642-го года, он передал библиотеку своему внучатому племяннику Арману де Виньяро, но на условии, чтобы он произвел грамотными специалистами инвентарь, чтобы она оставалась в отеле Ришелье, примыкавшем к Пале-Кардиналь, и, особенно, чтобы она служила не только семьи, но и обществу. Библиотека остается частной, но в нее должна иметь доступ публика, а качество документации должно регулярно проверяться Сорбонной. Кардинал выделял 1 000 евро библиотекарю и на приобретение новых изданий. К сожалению, как мы знаем, желания Ришелье не были соблюдены его родственниками.



полная версия страницы